Итоги-2017: Так отвечали авторы


1. Лучший отечественный музыкант/группа 2017 года?
2. Лучший отечественный альбом 2017 года?
3. Открытие (лучшая новая группа) 2017 года?
4. Самые яркие события в вашей и окружающей музыкально-журналистской жизни в 2017 году?
5. Разочарование/огорчение/печаль года?
6. Ваши творческие планы на 2018 год?



Алексей Анциферов (Москва)

1.
Ольга Дзусова (Москва)
Денис Ковалев (Харьков)

2. Виталий Миронов и Ольга Дзусова - "Жизни Тоненькое Дно"

3. NAIL SHARY.

4. Продолжающаяся деятельность Клуба любителей акустического рока в Харькове (бывший Клуб любителей русского рока). Андрею - ура-ура-ура!

5. Нет, если не повторять то, что уже 100500 раз повторяли.

6. Чтобы моя "музыкально-журналистская жизнь" и в 2018 году заставила меня написать для ННФ (долги не в счет!).


Екатерина Борисова (Санкт-Петербург)

В последние годы я изучаю не только музыку, но и архитектуру - читаю, фотографирую, редактирую, пишу, участвую во всяких тематических мероприятиях и так далее. Это, с одной стороны, оставляет меньше времени на изучение музыки, но с другой стороны, определенным образом "размыливает глаз". То есть я стала слушать уже не все, что под руку подвернется, а лишь то, что действительно хочется послушать. Или, например, осознала, что в последнее время стала чаще и охотнее ходить на концерты, чем еще пару лет назад, - но, опять же, не на все подряд. В связи с этим следить за музыкой и выделять в ней главные для меня события стало несколько проще.

1. Главную группу года - такую, чтоб потрясла и озарила весь мой 2017-й или хотя бы значительную его часть - в этот раз не назову. Но есть два музыканта, которые - со своими группами или без них - присутствовали в моей жизни более или менее постоянно (как, впрочем, и в 2016 году). Это Ольга Арефьева и Александр Самойленко. И дело далеко не только в том, что меня связывают с ними дружеские отношения. Я обычно знакомлюсь (и если сложится - начинаю дружить) лишь с теми артистами, чье творчество мне по-настоящему интересно. А интересно мне обычно то, что не только совпадает с моими представлениями о прекрасном, но и постоянно развивается, меняется, может внезапно удивить. Вот в этом эти два совершенно различных артиста очень схожи. Меня восхищает то бесстрашие, с которым Ольга берется за абсолютно разные, порой совсем новые и непривычные для себя вещи, и та последовательность, с которым Саша придерживается формулы "делай что должен - и будь что будет". Результаты бывают иногда странные, к ним нужно привыкнуть, покопаться в них, разобраться, но это как раз здорово, мне нравится. В этом году они оба опять сделали то, что дало мне повод не только порадоваться, но и поразмыслить. За что им обоим большое спасибо.

2. Послушала, конечно, гораздо меньше альбомов, чем их вышло в прошлом году, но зато услышала кое-что прекрасное и удивительное. Порядок перечисления - произвольный.

Ольга Арефьева и КОВЧЕГ - "Ангел и Девочка"
Далеко не каждый альбом Арефьевой мне нравится весь целиком, от первой до последней песни. Этот нравится весь. Он мудрый, сильный, светлый, пронзительный, печальный, неожиданный по звуку и на редкость красивый. И еще Ольга обладает даром писать очень страшные песни о любви, которые невыносимо тяжело слушать, но слушать обязательно надо, потому что они ведут к катарсису, а за ним - к необходимому очищению и исцелению. В этом альбоме такая песня ("Мебель") тоже есть. И за нее - отдельная благодарность.
Саша Самойленко и TOMAS BAND - "Джем"
Александр Коротич - художник, поэт и соратник Самойленко - недавно сказал о нем такую вещь: "Саша наконец-то дорос до своих песен". И я, пожалуй, соглашусь, потому что "Джем", собранный из старых и очень старых песен ТОМАСА, звучит как абсолютно новый альбом не только из-за других (отличных!) аранжировок, но и потому что эти песни здесь спеты и сыграны именно так, как они и должны звучать, но прежде не звучали. Прежде был далеко не так явен их смысл, их посыл. А сейчас все получилось как надо. Прекрасная работа, удачный и нужный эксперимент по апгрейду не только саунда, но и сути группы.
ПОРТ ИЮЛЯ - "Где Было Море"
Когда - давно - я слушала Юлию Тузову в акустике, мне как-то не приходило в голову прикинуть, к какому "электрическому" музыкальному стилю лучше всего подходит ее удивительный голос. Оказалось - к трип-хопу. Правда, не к "чистому" трип-хопу образца PORTISHEAD, а с примесью софт-джаза, инди-рока и еще всяких ингредиентов. Но сочетание идеальное, лучшего и представить невозможно. Бесконечно красивый, воздушный, летящий, тонкий и в то же время глубокий альбом. Настоящий подарок.
ПИКНИК - "Искры и Канкан"
ПИКНИК плохих альбомов не записывает, но - при всей безошибочной узнаваемости звучания и подачи - он таки записывает альбомы очень разные. Этот может разочаровать тех, кто ожидал от новой работы той же феерии, которая происходит на концертах: он очень неброский и при первом прослушивании кажется даже скучноватым. Обманчивая простота, обманчивое спокойствие. Все чудеса и красоты спрятаны в глубине (этим он, кстати, похож на новый альбом Роберта Планта "Carry Fire"). А уж какие там закольцованы смыслы!
STARY OLSA - "Medieval Classic Rock"
Я плохо знаю и редко слушаю белорусскую музыку (хотя стараниями Гены Шостака понемногу заполняю этот пробел) и довольно скептически отношусь к кавер-альбомам, так что эту работу послушала почти случайно, из чистого любопытства. Оказалось - шикарный альбом. Некоторые аранжировочные решения и выбор некоторых композиций для переложения на народные инструменты мне кажется спорным, но за версию "Another Brick in the Wall Pt.2" можно простить все. Это просто праздник какой-то! Ну, и "Child in Time" от STARY OLSA тоже заслуживает всяческих похвал.
Борис Чистый - "Полурассвет"
Альбом вышел осенью и пока еще не слишком известен, а может, и вообще не станет известен настолько, насколько того заслуживает. Однако хотелось бы иного. Потому что он замечателен во всех отношениях: отличные песни (кто знает Борю Чистого, тот не усомнится), прекрасно аранжированные и записанные (спасибо Дессу за прозрачнейший звук) и чудесно спетые. Весь спектр эмоций - от хулиганского рок-н-ролла через иронию и нежную любовную лирику к нелегким раздумьям о превратностях судьбы. Жанр определить сложно, но, в общем, и не надо. Просто послушайте.

3. Мои основные открытия 2017 года с отечеством связаны весьма опосредованно. Это, во-первых, швейцарская группа CELLAR DARLING, которую я услышала на фестивале "Беломор-Буги" (за что низкий поклон Саше Мезенцеву) - такого шквала эмоций мне не доводилось испытывать со времен знакомства с творчеством MUSE и JANE'S ADDICTION. Во-вторых - американцы GRETA VAN FLEET, которых я услышала ВКонтакте с подачи одного моего старинного московского друга: из всех прямых и косвенных последователей LED ZEPPELIN эти, пожалуй, наиболее одаренные и сумасшедшие, чем и интересны.
Однако и на родной сцене довелось найти нечто примечательное.

ПОРТ ИЮЛЯ
Юлию Тузову как сольную исполнительницу я знаю еще с конца 90-х, но вот вместе с группой услышала ее впервые этой осенью - сначала 4 ноября в питерском клубе "Капкан", а потом и в записи. И то, и другое подарило просто волшебные ощущения.
ZANSKY
Довольно старая, как оказалось, питерская группа, умеющая и сочинять легкие поп-хиты об улицах родного города, и исполнять фирменный кантри-блюз с текстами на смесовом языке. И всё это - очень профессионально и увлекательно.
MERRY-GO-ROUND
Совершенно феерический бэнд из Великого Новгорода (а сейчас уже, кажется, из Санкт-Петербурга) - цирк, кабаре, инди-поп и все что угодно. Услышала их сначала на отборочных концертах к фестивалю "Калининград in Rock", а потом на "Рок-Лайне" - и доложу вам, что и на маленькой клубной сцене, и на опен-эйре они абсолютно органичны и вызывают незамутненный восторг.
RITMENS
Тоже рок-лайновское открытие. Группа из Орла, играющая безупречный классик-рок, что вовсе не кажется анахронизмом, а, напротив, воспринимается неожиданно свежо. Возможно, потому что сейчас такое очень мало кто делает. И - как там принято нынче формулировать? - они вернули мне мой 1983-й. То время, когда каждая с трудом раздобытая запись грандов англо-американского рока была источником чистой радости. Сейчас я в основном слушаю и люблю совсем другое, но корни - они и есть корни.
MOSSS
Их я услышала совсем уж случайно, зайдя однажды осенью в клуб, где мой друг работал звукооператором. Не то чтоб поразили - хотя бы потому, что THEODOR BASTARD делают примерно то же самое не в пример круче, - но заинтересовали. Как минимум - выбором музыкального направления, в котором достичь заметного успеха можно лишь серьезным трудом. Будет любопытно узнать, во что это выльется дальше.

4. Любой хороший фестиваль, интересный концерт, удачный трек или альбом - это яркое событие. Мир музыки огромен и прекрасен, и я рада, что обитаю в этом мире.
Очень необычные впечатления оставил "Rock-Line", куда я всегда езжу с удовольствием, но в этот раз было еще и много экстрима и примечательных событий, не связанных напрямую с музыкой.
Интересно и радостно следить за развитием и успехами молодых музыкантов, которых я наблюдаю с самого начала их деятельности. В 2017 году это были RAINED (Пермь), TRAWLER и НЕИЗВЕСТНЫЙ КОМПОЗИТОР (Архангельск), Дмитрий "ДэДэ" Дьячков (Северодвинск), THE TEL (Санкт-Петербург).
Обо всем остальном я написала выше.

5. Всегда печально узнавать о смерти талантливых и многими любимых музыкантов. Но они всё же где-то там, далеко, на своих орбитах. А вот когда смерть бьет по тем, кто рядом... В феврале погиб Юра Михайлов - смоленско-питерский гитарист, очень талантливый и очень, по-моему, недооцененный. Мы были не слишком хорошо знакомы, но его внезапная смерть меня поразила и обломала. А в мае умер мой старый друг Олег "Диф" Корниенко, который имел некое отношение к музыке, но друзья любили его, конечно, вовсе не за это. У нас были непростые отношения, но все равно это трудная и болезненная потеря.
Если же говорить о тех, кто жив и здоров, то для меня самый большой облом года - это подлая и малоосмысленная деятельность Аничкина и его присных по выдавливанию из медиапространства музыкантов трио КРУИЗ. Малоосмысленная - потому что те, кто любят КРУИЗ, прекрасно знают, кто есть кто, и на фальшивку не поведутся, а те, кому эта группа не интересна, лже-КРУИЗОМ тем более не заинтересуются, потому что ловить там нечего. А подлая - потому что методы такие. Доходит до того, что из Интернета массово вычищаются треки, записанные именно Гаиной, Васильевым и Ефимовым без всякого участия Аничкина. "По просьбе правообладателей", ага. И все надежды на новые концерты и альбом так и остаются из-за этого пока лишь надеждами. Дико обидно.
Ну, и личная моя журналистская печаль - уже третий год подряд не удается попасть на фестиваль "Калининград In Rock". Причем в 2017 году все было на мази: и в жюри на отборочных концертах я посидела, и уже официально позвали меня.... Ан нет, опять вмешались непредвиденные обстоятельства. Просто мистика какая-то.

6. Впервые в жизни поймала себя на том, что боюсь будущего. Боюсь новых и новых запретов на всё, что живет и дышит, боюсь мракобесия и воинствующей серости, которая подступает со всех сторон. Боюсь дна, которое ближе и ближе. Как там говорили китайцы - "не дай вам бог жить в эпоху перемен"? Я жила в эпоху перемен в конце 80-х, и это было здорово. Это было голодное и нищее, но веселое, свободное и плодотворное время, полное надежд. Сейчас надежды уже почти никакой не осталось.
Так что план минимальный: делать то малое, что я могу делать на своем поле. И оставаться собой.


Олег Гальченко (Петрозаводск)

1.
АКВАРИУМ
СУРГАНОВА И ОРКЕСТР
ПИКНИК
КАЛИНОВ МОСТ
Вячеслав Бутусов


2.
"Иллюминатор" (трибьют Илье Кормильцеву)
ПИКНИК - "Искры и Канкан"
БИ-2 - "Горизонт Событий"
МАГЕЛЛАНОВО ОБЛАКО - "Архитектоника"
ЧАЙФ - "Теория Струн"


3. Только хотел заявить, будто в течение года меня никто из новичков не зацепил и не удивил ровным счетом ничем. Но тут мне забросили ссылку на весьма симпатичный коллектив из Одессы СТАС ЛЕНИН БЭНД. Это чуть-чуть напоминает раннего ЛЯПИСА ТРУБЕЦКОГО, но с примесью какого-то трогательного, чуть наивного лиризма. Говорят, будто у себя на родине они уже достаточно известны, но для меня - открытие!..

4. В ушедшем году я слишком много времени тратил на свое здоровье и прочую скучную прозу, следить за происходящим вокруг успевал далеко не всегда. Но, видимо, несколько удачных выступлений руководимого мной литературного объединения "СоНеТ" можно отнести к самым ярким событиям моей жизни последнего времени. Еще - работа над стартовавшим прошлой весной на страницах интернет-журнала "Лицей" проектом "Они из будущего!", в рамках которого я пытаюсь исследовать мировоззрение нынешних двадцатилетних. Пусть все идет не так, как задумывалось изначально, но неплохой резонанс, отчасти даже скандальный, уже есть.
Интересно было погрузиться в аудиоархивы петрозаводского гитариста Сергея Сочнева и, по сути, заново для себя открыть этого исполнителя (результатами своих раскопок скоро поделюсь с читателями сайта!). Да, еще в ноябре у нас выступал автор и исполнитель своих песен из Питера Александр Гинзбург. Оставил удивительно яркое впечатление, хотя в течение своего полуторачасового концерта пел от силы минут пятнадцать, а все остальное время ушло на чтение недавно написанной поэмы "Песни Земли". Считаю его одним из сильнейших, но несколько недооцененных поющих поэтов современности.

5. Как всегда, на музыкальном фронте без тяжелых потерь не обошлось - от любимого со студенческих лет Тома Петти до просто уважаемого Честера Беннингтона. Сильно огорчила новость о том, что инсульт сразил Вячеслава Малежика и вывел его из работоспособного состояния. Понимаю, что рано или поздно старость догонит каждого из нас, но хотелось бы, чтобы с людьми, на музыке которых мы выросли, это случалось как можно позже...

6. Надеюсь, что в январе все-таки удастся выпустить первую книгу своей прозы "Забытые мелодии для сердца" - сейчас как раз идет процесс вычитывания окончательной версии. Это будет своеобразная лирическая история поколения "восьмидесятников" и, возможно, первая часть задуманной мною трилогии. В дальнейшем очень хочется сделать отдельные книги о рок-музыке и о литературе того же самого поколения. Ну, а в остальном - все примерно то же самое, что и всегда: статьи для Нашего НеФормата и "Лицея", работа с литобъединением, новые стихи, а возможно, и песенные тексты для тех, кто захочет это спеть...


Алекс Драйвер (Псков)

При исчезающе малом количестве услышанного за год - могу разве что так ответить:

1. В тяжелой музыке - КАЛЕВАЛА. В мейнстриме - АНИМАЦИЯ, БИ-2.

2. КАЛЕВАЛА - "Метель".

3. Без открытий прошел этот год, как и много предыдущих.

4-5 или просто 5. Самое яркое событие, оно же разочарование - отсутствие ярких событий. "По радио поют, что нет причины для тоски - и в этом ее главная причина".

6. Хочешь насмешить бога... далее по тексту. Но есть слабая надежда: вдруг и правда на горизонте появятся события - концерты, альбомы, - о которых стоило бы, хотелось бы рассказать.


Игорь Лунев (Санкт-Петербург)

1.
АУКЦЫОН
ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ
ROZ VITALIS
Теуникова и КОМПОЗИТ


2.
Юлия Теуникова & SOUNDRUSSIA - "Russian Сказки"
Павел Федосов - "Песни о Жизни"
ROZMAINSKY & MIKHAYLOV PROJECT - "For the Light"


3. ROZMAINSKY & MIKHAYLOV PROJECT

4. Выход моего сольного мини-альбома "Теперь" и моих совместных альбомов с Артемом Беловым ("По Пути") и Иваном Розмаинским ("Не По Годам").

5. Да как-то не припомню.

6. Некие свершения в области звукозаписи, выпуск сборника стихов "Не по годам".


Евгений Любомирский (Москва)

1. Однозначно - Ольга Арефьева и КОВЧЕГ.

2. ПИКНИК - "Искры и Канкан".

3. THE LAST FOUR (Санкт Петербург).

4. Знакомство с целым миром музыкальной вселенной московского рока, которая носит имя "Power symphonic metal". Готовя материалы для Нашего НеФормата о московской "тяжелой тусовке", я познакомился и даже подружился со многими музыкантами и группами, о существовании которых до этого не имел никакого понятия. Мои журналистские опыты помогли мне открыть такие имена как EDEN, CRIMSON CRY, AURA, Анна Архипова, Светлана Берсенева и многие другие. Здорово заниматься любимым делом и совершать такие приятные открытия! Поверьте, наша отечественная рок-музыка, та, о которой молчит "Наше Радио" и которую не транслирует наше родное ТВ, стоит того, чтобы о ней писать и рассказывать всем любителям жанра. Я узнал, какое количество настоящих талантов и профессионалов не имеет возможности выйти на широкую аудиторию только из-за того, что у них нет хороших "продавцов". Но это совсем не дает повода зачислять их во "второй эшелон". Они имеют полное право быть в первом. И я верю, что у многих из них получится!

5. Слава богу, прошедший год не подарил мне никаких разочарований. А печаль? Наверное, прощальный концерт знаковой группы российской альтернативной сцены TRACKTOR BOWLING. Когда в прошлое переходят такие Имена (не постесняюсь написать с заглавной буквы), - понимаешь, что уходит целая эпоха, часть моей жизни и жизней тех, кто разделял со мной что-то очень важное. Хотя почему "в прошлое"? Они не в прошлом, они в нашей музыке! А у музыки нет понятия времени. Что-то неинтересное и бесталанное забывается сразу же после того, как отзвучит последний аккорд. Или спустя какое-то непродолжительное время. А Музыка переходит в вечность. Вот, например, кто возьмет на себя смелость сказать, что THE BEATLES - это музыка ушедшей эпохи? А? То-то же! А TRACKTOR BOWLING для нашей альтернативной музыки - то же, что и Битлы для мировой.

6. Взять интервью и написать статью о самой сумасшедшей российской группе БАУ (БЕЗДНА АНАЛЬНОГО УГНЕТЕНИЯ).


Старый Пионэр (Саров/Москва)

Взявшись за ответы к опроснику по итогам 2017 года, я со всей беспощадностью реальности (беспощадной реальностью? реальной беспощадностью? не знаю, как правильно, но это было реально беспощадно) осознал, что ничего не могу сказать насчет отечественной музыки за прошедший год. И тогда я залез в Сеть и неделю без передыха слушал все доступные официальные издания известных и не очень отечественных групп. Это были глубины Ада, круги Позора и Дно, в которое невозможно постучаться.
Нет, в самом деле, "Афиша" и "Медуза" действительно считают весь тот шлак, который они вывалили на головы ни в чем не повинных слушателей, достойной музыкой? Или стоит гордиться двумя альбомами Ольги Арефьевой, на первом из которых она почему-то посчитала себя Яной Дягилевой, а на втором попыталась еще раз отправить в полет "Божию Коровку"? Или так радостно в очередной раз обратиться к многократно пережеванному силосу ЧАЙФА, СЕРЬГИ, КИПЕЛОВА, ПИКНИКА, МЕЛЬНИЦЫ, КНЯZZ? Или кого-то в самом деле обрадовало воскрешение таких колоссов как 7Б и 5'NIZZA? Может быть, босичком по душе пробежались 7000$ со своим окончательным сливом в отстойник "российской альтернативы" (самая близкая идеологическая параллель к "русскому шансону"), симптоматично названным "Путь Слабака" (и даже Нуки не спасает)? Что там еще было? BRUTTO - Михалок, не набравший новых песен и на половину альбома? ЙОРШ, ПОРНОФИЛЬМЫ, СОБАКИ КАЧАЛОВА - новые и старые неуклюжие полугерои, у которых кондиции не срослись с амбициями? Отчаявшаяся Теуникова с "Russian Сказки" или перепублицистирующий публицистику Вася Обломов ("Долгая и Несчастливая Жизнь")? Еще скажите, что альбомы выпустили Скляр и Ревякин, тогда можно будет натурально уписаться. В актив (если без глубоких раскопок) можно закинуть две (только две!) песни из преждевременно старперского альбома Макса Леонидова "Над" и поэтический альбом Василия К. "Военный Храм". Этого слишком мало. Ничтожно мало. Ужасный год, ужасные времена. И над всем этим парит инди-ничтожество с таинственным названием КЕДР ЛИВАНСКИЙ (Яна Кедрина) - спасибо хипстерам, бля. И как после всего этого подводить какие-то итоги?

1. Лучший отечественный музыкант - Евгений Гудзь. Да-да, я все понимаю, но ничего лучшего из знающих русский язык в этом году не было. Группа, соответственно GOGOL BORDELLO. Из базирующихся по эту сторону Атлантики - ЛЕНИНГРАД.

2. Лучший отечественный альбом, рядом с которым и поставить-то некого - "Seekers and Finders" GOGOL BORDELLO. Если же говорить об отечественном рынке, то выделить можно только "Военный Храм" Василия К. (где Василий в очередной раз прокатился постмодернизмом по психически нестабильным русским душам) и (внезапно!) рэперский коллектив 25/17 (внезапно!!), отошедший от читки текстов к пению (внезапно!!!) в альбоме "Ева Едет в Вавилон".

3. Я НЕМО
На общем безрадостном фоне лучшей песней однозначно стала "Правда" человека и проекта Я НЕМО. Нет, можно было бы еще назвать, пожалуй, шикарный кавер "День" ТВЕРДОГО ЗНАКА (из не очень удачного трибьюта Илье Кормильцеву), если бы собственный материал у ТЗ не оказался полным отстоем. Увы, Я НЕМО остается в одиночестве, других открытий нет. Да и это открытие весьма относительное.

4. Все самые яркие события связаны с западной музыкой, где, кроме самой музыки, были еще и книги (лучшей из которых совершенно неожиданно оказалась не "Множество жизней Тома Уэйтса" Патрика Хамфриза, а "Publication: 64-битная история Kraftwerk" Дэвида Бакли). И незабываемое погружение в психоделический мир изданий "Trail Records". И да, повторюсь, 2017 год был провальным и крайне скудным на события.

5. Собственно, сам год. Беспросветный и тусклый, с унылым музлом, рекламными роликами и скрипом копировальных аппаратов.

6. Черт возьми, хочется заняться чем-то более полезным и радостным, чем работа.


Хагнир (Москва)

1 и 2 традиционно отмечаю в одном списке, ибо оцениваю музыкантов по их релизам, которые довелось выслушать, так что никак не могу претендовать на всеохватность сцены 2017 года - многое прошло мимо меня, что, конечно, жаль, но поправить ситуацию сейчас не могу, увы.

РАДИОГРАММА - "Жизнь На Маяках"
ЭРНЕСТО ЗАТКНИТЕСЬ - "Вечерами Легки Стадионы"
ЦАРСТВО У - "Язавис"
ШАТУНЫ - "Главное - Не Бояться"
КРАСНОЗНАМЕННАЯ ДИВИЗИЯ ИМЕНИ МОЕЙ БАБУШКИ - "Посмертные Приключения"
ЧУМАХО ДРЮ - "Курица Довольна!"
VOLCHOK - "Деревни"
RIFF ACTION FAMILY - "So Lonely To Play Without You"
RED RED ROSE - "The Light"
МИСТИРИУС ШИРТ - "Идиосинкразия"


3. Собственно, из данного списка РАДИОГРАММА, VOLCHOK, RIFF ACTION FAMILY и RED RED ROSE были услышаны в прошедшем году мною впервые - они, получается, и открытия. Особенно выделил бы последних: люто стильный замес психоделического и готик-рока, саунд начала 90-х - ваш покорный слуга орал как марал. И сейчас немного взвизгиваю.
ЗЫ: И это я еще не слушал новый совместник Дениса Третьякова с MAJDANEK WALTZ, интрига томит.
ЗЗЫ: И на этот раз решил себя ограничить российской сценой, ибо если влезть в белорусскую и украинскую, там можно еще несколько таких списков составить.

4. Ну, какие события на круглогодичной пахоте? На концерты традиционно не хожу, отслушиваю традиционно много, пашу, бороню и сею разумное в равных долях с добрым и вечным. Крестьянину ведь главное событие какое? Чтобы дождь пошел, когда нужно, да чтоб трактор не сломался, да чтоб хомяк не пожрал складированное.

5. Печаль моя в том, что по-прежнему нет тенденции увеличения заявок в авторские раздачи на Рутрекере. И, соответственно, количество прошедшего через уши несколько уменьшилось. Подкосила слегка вся эта история с пожизненным блокированием Рутрекера. Конечно, мы избрали единственно правильное решение в той ситуации - послать нахер правообладателей и распустить снова пиратский, слегка уже пронафталиненный Веселый Роджер. Казалось бы, мне-то в том какая беда? Моя сфера деятельности на Рутрекере представляла собой очаг легальности в пиратском деле, фактически нет-лейбл с неэксклюзивными правами, но - на размах работы, сравнимый с прежним, мы так за год и не вышли. Меньше пользователей - меньше музыкантов, зависимость прямая.
Но нет худа без добра - отличный повод оторвать жопу от виртуального кресла. Сейчас впервые вышел на активный поиск - хожу туда и сюда по Сети, присматриваюсь, прислушиваюсь, если что-то очень нравится, предлагаю сотрудничество. Работа моя в этом плане чисто техническая, писать обзоры я уже не успеваю, но когда вижу количество релизов, которые нашел и разместил сам, понимаю - все не зря. Так, видимо, и будем продолжать.

6. Планы - безвременно не сдохнуть.


Геннадий Шостак (Брест)

2017 год выдался весьма и весьма богатым на приятные музыкальные впечатления, знакомства и открытия. С одной стороны, это очень здорово. Но, с другой, приходится выбирать лучших из лучших, при этом оставаясь в определенных рамках (не более стольких-то).
Расширяется география моих контактов: все большее количество музыкантов из Беларуси, России и Украины сами находят меня и предлагают отрецензировать их релизы.
В работе над рецензиями и концертными репортажами мне приходилось пользоваться информацией из самых разных источников, включая ту, которой не было и нет в Интернете. Я сотрудничал и взаимодействовал с разными людьми, которых мне хочется искренне поблагодарить. В их числе фотографы Алиса Ахрамович, Марина Воробей, Виктор Климус, Александр Ковалевич, Змитер Пылыпив и Дмитрий Сочивко; журналисты Дмитрий Безкоровайный, Марина Веселуха, Кристина Доропей, Надежда Кудрейко, Марина Савицкая и Ольга Смоляр; филологи (к которым я обращался за консультацией) Виталий Гавриков, Вольга Гапеева, Мария Лаппо и Ольга Никитина; организаторы концертов Даша Белькевич, Сергей Бохан, Алеся Гурская-Таболич, Настасья Доль, Виталий Зыблюк, Аполлинария Иванцова, Анна Маркевич, Змитер Назаров и Алесь Сьнег... Всем вам огромное человеческое спасибо за то, что откликались, были рядом, помогали, подсказывали, советовали, терпели, быть может, жертвовали своим временем... Все вы классные!
Но перейду к ответам на вопросы.
Хочу заранее оговориться, что - быть может, за некоторыми исключениями - не привязываю того или иного исполнителя, тот или иной релиз или событие в музыкальной жизни к какой-либо позиции. Ибо никак нельзя сказать, что холодец лучше сардельки, картофель вкуснее капусты, а хрен слаще редьки. Все продукты питания могут быть полезны, если их употреблять в меру, и вредить, если объедаться.
Также прошу прощения у тех музыкантов, чьи имена здесь не упомяну. Это никоим образом не дискриминация. Просто объять необъятное при всем желании не получается.

1. Очень трудно выделить, потому что этих лучших в минувшем году было больше 10, 20, даже 30. Все же постараюсь:

Михаил Елизаров
Личность далеко не однозначная. У таких авторов как Елизаров есть и будут свои любители и нелюбители. Его произведения - как проза, так и песни - способны вызывать реакцию в диапазоне от восторга до отвращения. Но меня вставило. Скачал себе всю дискографию и часто-часто слушаю.
Бранимир
Об этом рок-барде и дарк-шансонье я не раз высказывался и еще буду высказываться. У меня одни восторги, превосходные степени и восклицательные знаки. Он хорош и как сольный исполнитель, и как основатель проекта КАЛИ-ЮГЕНД, и как сессионный музыкант (например, в составе группы ЦЕРКОВЬ ДЕТСТВА). Бранимир forever!
MORKVOЦВЕТ
На мой субъективный взгляд, на протяжении последних полутора лет этот дуэт был и остается лучшим на белорусской сцене. Ребята по-хорошему непредсказуемы. За что они ни возьмутся завтра, послезавтра или когда-либо - продолжат играть арт/симфо-рок с элементами театра, выступят расширенным составом или с симфоническим оркестром, - это всегда будет на высочайшем профессиональном уровне.
ФОМА ТА ГУРТ МАНДРИ
Фому (Сергея Фоменко) безумно любил всегда. Мне очень нравилась его первая группа ДЕНЬ УМИРАЕТ РАНО. Я плакал от восхищения, переслушивая еще на кассетах альбомы, записанные Фомой совместно с группой YARN (где эти альбомы теперь?!). И, конечно, МАНДРИ (вернее, ФОМА ТА ГУРТ МАНДРИ, как называется коллектив сейчас) всегда любил, люблю и любить буду, даже если Фоме вдруг придет в голову играть откровенную попсу.
TONQIXOD
Пожалуй, единственная на сегодня группа, которая играла (теперь уже, увы, в прошедшем времени) классный белорусскоязычный гаражно-психоделический арт-рок.
TARUTA
Первоклассные музыканты и люди с гражданской позицией, достойной уважения и восхищения. После личного знакомства с музыкантами этого коллектива я только укрепился в симпатии к ним.
KARNA
"Чорти волохаті" ("черти волосатые") - одна из автохарактеристик группы. Этакая здоровая чертовщинка - то, чем как раз и цепляет KARNA. Под песни Влада Яруна/Алексея Шманева хочется безуметь, веселиться, танцевать и петь в унисон с вокалистом. Заимел дискографию KARNA и с удовольствием переслушиваю все альбомы и синглы.
ЦЕРКОВЬ ДЕТСТВА
Основатели и лидеры донского андеграунда, как всегда, на высоте... На этом ставлю многоточие. Ибо впереди их альбом "Страна Приливов. Госархив".
ГОЛОС ОМЕРИКИ
Переслушал несколько альбомов группы из Марьиной Рощи. Родион Лубенский с сотоварищами зажигают не по-детски и во всех отношениях! Голоси, Омерика, и дальше!
Ольга Арефьева и КОВЧЕГ
И снова - превосходные степени и восклицательные знаки. Об Ольге Арефьевой и ее коллективе сказано и написано очень много хорошего и очень хорошего. И трудно что-либо добавить, не украв чужую мысль. Лично мне Ольга была и остается интересна во всех ипостасях и во все периоды ее творческого пути.
KRAMBAMBULA/КРАМБАМБУЛЯ
Партизаны - они и есть партизаны. Последний концерт убедительно показал и доказал, что у 52-хлетнего Лявона Артуровича Вольского еще есть порох в пороховницах.
THE SUPERBULLZ
По составу - прямое продолжение КРАМБАМБУЛІ (минус Лявон Вольский). Музыка генетически связана с "первоисточником" и в то же время принципиально от него отличается. Но не менее драйвовая и зажигательная.
ОБІЙМИ ДОЩУ
Можно играть сверхсложную музыку для демонстрации своей крутизны и удовлетворения собственных амбиций. А можно - по зову сердца, как это происходит у киевской группы.
THE GLITCHHH
Мне кажется, эта группа до сих пор недооценена в Беларуси. С большим удовольствием за ней наблюдаю и искренне радуюсь за ребят. В минувшем году состав THE GLITCHHH расширился, что пошло группе только на пользу.
NEURO DUBEL
К сожалению, эту группу в последнее время можно увидеть живьем не так часто, как хотелось бы. Но если ND выпускают альбом или дают концерт, то отрываются по полной!
]
2. Поскольку слежу за музыкой сразу трех славянских республик бывшего СССР, по обыкновению предлагаю по пятерке от каждой.

Беларусь:
MORKVOЦВЕТ - "Брешь"
Своим дебютным альбомом MORKVOЦВЕТ заполнили в белорусской музыке (не только рок-) огромную брешь, о существовании которой мы и не подозревали. Я считаю "Брешь" самым лучшим альбомом 2017 года. И не только белорусским.
TONQIXOD - "Колер, Якога Няма" ("Цвет, Которого Нет")
Если "Брешь" - лучший белорусский альбом, то "Колер, Якога Няма" - лучший белорусскоязычный. И по музыке, и по текстам, и по исполнению.
THE GLITCHHH - "Cordyceps"
Этот альбом - не только итог эксперимента длиной в четыре с половиной года, но и самое настоящее открытие в музыке. Мне кажется, "Cordyceps" был бы (а, возможно, еще и будет) по достоинству оценен на музыкальных рынках США и Европы.
THE SUPERBULLZ - "Hardcore Zachodniaha Paleśsia" ("Хардкор Западного Полесья")
С каждым прослушиванием нравится все больше и больше. Под эти замечательные песенки можно и подумать, и посмеяться, и потанцевать.
NEURO DUBEL - "Першы" ("Первый")
Тяжело, мощно, трэшово... и, как всегда, по-дюбелевски.

Украина:
ФОМА ТА ГУРТ МАНДРИ - "Час Летить" ("Время Летит")
Пока послушал этот альбом по радио "Промінь": в декабре Фома представил его в авторской программе Ольги Смоляр "Український рок-н-рол". Не знаю, все ли песни прозвучали, но все то, что услышал, произвело сильное впечатление. Альбом подытожил 20-летнюю историю МАНДРІВ. Обязательно буду искать этот альбом!
KARNA - "Гуцул-Метал"
Метал по-гуцульськи - то є файно! Перефразируя слова классика, могу сказать: в альбоме все должно быть прекрасно. А в "Гуцул-Метале" прекрасно все - оформление, музыка, тексты, исполнение (каждый голос и инструмент на своем месте), качество записи.
ОБІЙМИ ДОЩУ - "Сон"
Однажды попав в объятия дождя, не хочешь из них высвобождаться. Высокая музыка сочетается со столь же высокой поэзией и качественным исполнением.
TARUTA - "Už Jums Ir Mūsų Laisvę!" / "За Вашу і Нашу Свободу! "
Мне очень не хочется интересоваться политикой. Но, уж так получается, если ты не интересуешься политикой, политика начинает интересоваться тобой. И данный альбом кому-то покажется "политическим". Хотя правильнее было бы сказать иначе: авторы имеют четкую гражданскую позицию. Альбом весьма интересен и с музыкальной точки зрения: к записи материала приложили руку многие известные музыканты, обогатив его инструментально и стилистически. И уже поэтому его приятно слушать.
KOLOS & BROTHERS - "Kamasutra"
Лидер коллектива (который после записи альбома был распущен) Сергей "Колос" Мартынюк известен нам по группе ФІОЛЕТ. KOLOS & BROTHERS - это alter ego Сергея, где он может быть свободным от условностей, эпатажным, более грубым, иногда даже выругаться матом. Но даже здесь Колосу не изменяет чувство меры.

Россия:
Михаил Елизаров - "В Светлом Ахуе"
Девятый номерной альбом Михаила Елизарова ничуть не хуже остальных, а во многом даже лучше. Когда впервые услышал, сам пришел в состояние, обозначенное в заглавии.
Бранимир - "Жизнь и Смерть Скруджа Макдака"
Альбом более лайтовый и менее злой по сравнению с предыдущими. А еще он музыкально более экспериментален. В инструментарии, наряду с гитарами, присутствуют виолончель и даже китайская арфа! И в то же время почерк Бранимира по-прежнему узнаваем с самых первых аккордов первой песни.
ЦЕРКОВЬ ДЕТСТВА - "Страна Приливов. Госархив"
Слушая этот альбом, почти на час словно погружаешься в темные тоннели нашей реальности. Но такое погружение открывает глаза на наши недостатки. А признание собственных недостатков - первый шаг на пути к их исправлению. С этой точки зрения альбом оказывает терапевтическое действие. И подача материала весьма убедительная. Как всегда у Дениса Третьякова.
Ольга Арефьева и КОВЧЕГ - "Ангел и Девочка"
Альбомы "Глина" (2016) и "Ангел и Девочка" (2017) условно можно рассматривать как дилогию. Песни очень разные по настроению. В них нашлось место и тонкому юмору, и глубокой депрессии. Но когда слушаешь внимательно и вдумчиво, ощущаешь на себе целебный эффект. А еще мне хочется подвергнуть эти альбомы анализу. Именно как дилогию.
ГОЛОС ОМЕРИКИ - "Хардкор"
Стилевое обозначение, вынесенное в заглавие, условное и ироничное. Равно как и встречающееся повсюду "алко-шансон". Хотя алкоголя здесь более чем достаточно.

3.
СРЕДИ ДОБРЫХ ЛЮДЕЙ
Знал эту группу и раньше, рецензировал все релизы. Но СДЛ студийные и концертные - это, как говорят в одном теперь уже зарубежном городе, две большие разницы. В октябре минувшего года случайно побывал на концерте группы - и мне снесло крышу. Живьем СДЛ выглядят куда естественнее, отвязнее и, извиняюсь за тавтологию, живее.
ТУТЭЙШЫЯ
К поп-року отношусь с прохладцей. А вот они по-хорошему задели меня за живое. У ТУТЭЙШЫХ поп-рок чуть-чуть разбавлен инди-попом. А Татьяна Казанович пишет хорошие интеллектуальные тексты, которые резонируют с музыкой.
Татьяна Тутэйшая
Она же - Татьяна Казанович в акустике. Выступала под гитару еще с 2012 года с песнями собственного сочинения на белорусском и русском языках. Но услышал я ее лишь недавно на YouTube. Правда, Татьяна ограничивалась в основном лишь квартирниками и выступлениями в компаниях друзей. Качественных записей не было и нет. А надо бы, даже очень!
ЗЕЛЕНАХВОСТЫЯ
Единственная на территории Беларуси (а, быть может, и всего постсоветского пространства) группа, играющая "greentailed vintage rock". В некотором смысле делаю ЗЕЛЕНАХВОСТЫМ аванс, ибо группе нет еще и года. Но очень в нее верю.
Остальных уже упоминал в двух предыдущих пунктах. Посему здесь ограничусь лишь перечислением:
THE SUPERBULLZ
Михаил Елизаров
ГОЛОС ОМЕРИКИ
ОБІЙМИ ДОЩУ


4. Прежде всего, минувшим летом я попробовал свои силы в организации концерта в Бресте в кофе-баре "Merci". Конечно, не все прошло гладко. Но пришедшим концерт понравился. И для самого себя я без ложной скромности по значимости ставлю его на первое место. Ибо этот концерт - мое дитя, если хотите.
В числе иных мероприятий года отмечу следующие:
Презентация CD "Песні Матчыны з Вушаччыны" в Минске во Дворце ветеранов 26.02.2017.
Фестиваль "Свята Сонца" в музейно-историческом комплексе "Дудутки" Минской области 17.06.2017.
Фестиваль "Купальскае Кола" в имении Духора под Минском 24-25.06.2017.
Фестиваль актуальной белорусской музыки "БАСовішча" в Грудеке (Польша) 14-15.07.2017
Фестиваль "У Госці да Лепельскага Цмока" в Лепеле 20.08.2017.
Концерт, посвященный 19-летию радио "Столица" в Минске в "TNT Rock Club" 23.09.2017.
Конкурс "Заспявай 4x4" в Минске в клубе "Ili" 21.10.2017.
"Калядны Фэст" в Минске в клубе "Re:Public" 25.12.2017.
Концерт группы ВСЕ_CRAZY в Минске в паб-клубе "Graffiti" 10.02.2017.
Концерт KACIARYNA VADANOSAVA & THE FANTASY ORCHESTRA в Минске в паб-клубе "Graffiti" 30.03.2017.
Презентация альбома THE GLITCHHH "Cordyceps" в Бресте в баре "Korova" 28.04.2017.
Концерт Бранимира в Минске в пабе "Брюгге" 1.06.2017.
Концерт Ольги Арефьевой и КОВЧЕГА в Минске в пабе "Брюгге" 15.06.2017.
Концерт группы ОДИН В КАНОЕ в пабе "Брюгге" 18.06.2017.
Концерт группы MORKVOЦВЕТ в "TNT Rock Club" 19.10.2017.

5. И печалью, и огорчением года для меня стало прекращение деятельности группы TONQIXOD. Жаль, что трио распалось, не реализовав до конца имевшийся творческий потенциал.
Разочаровывает, печалит и огорчает тенденция, характерная и для Беларуси, и для России, и для Украины: это активное вмешательство политики (и политиков) в творчество музыкантов. Так, группа BRUTTO в России остается под запретом. В Беларуси наметились некоторые послабления: те же BRUTTO и KRAMBAMBULA уже получили возможность выступать. А вот гродненской группе DZIECIUKI всё еще ставят палки в колеса, срывая концерты в разных городах Беларуси.
И уж, конечно, ничуть не радует решение украинских властей заблокировать доступ к ряду интернет-ресурсов, в частности, к социальной сети ВКонтакте. Конечно, украинцы находят способы обойти блокировку. Но беда в том, что не все пытаются ее обходить. Некоторые мои знакомые музыканты окончательно и бесповоротно ушли в Facebook. А значит, украинской музыки ВКонтакте станет значительно меньше.
Наконец, огорчают и даже раздражают некоторые белорусы с, так сказать, травмированной национальной идентичностью. Неистово скачут вокруг беларускай мовы и пытаются использовать ее как дубинку или дилдо. К сожалению, в их число попадают и некоторые талантливые авторы-исполнители. Увы, мои контакты с ними заканчивались ничем. Мне ничего не остается, как пожелать этим людям скорейшего выздоровления.

6. Продолжать рецензировать релизы, освещать концерты, брать интервью у музыкантов, оказывать информационную поддержку интересным проектам. Писать статьи для сборника "Русская рок-поэзия: текст и контекст" и других научных изданий.
Выше писал, что в прошлом году организовал концерт. Буду накапливать опыт, набивать руку и в этом направлении. Если долго мучиться - что-нибудь получится.


Итоги-2017: Вводная часть

Итоги-2017: Так отвечали коллеги

Итоги-2017: Так отвечали музыканты

Итоги-2017: Постскриптум (полная таблица)

Автор: Екатерина Борисова
опубликовано 22 января 2018, 18:03
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.03 / 5 / 0.001