TONQIXOD: "Играй и слушай, что хочешь"


Чем меня располагают и привлекают к себе TONQIXOD? Во-первых, это едва ли не единственная (а, быть может, в настоящее время и единственная) в Беларуси группа, играющая первоклассный арт-рок. Во-вторых, ребята проявляют максимально серьезный подход и к музыкальной, и к поэтической составляющей. Иначе говоря, музыка и стихи в композициях TONQIXOD уравновешивают друг друга. В-третьих, участники трио не боятся экспериментировать и всегда попадают "в десятку".
В декабре 2014 года TONQIXOD представили в Интернете свой дебютный альбом "Pradmova" ("Предисловие"), который одержал победу в номинациях "Лучший дебютный альбом", "Лучший белорусскоязычный альбом" и "Лучший рок-альбом" от белорусского музыкально-информационного портала Experty.by. 15 апреля 2015 года альбом был издан на CD коллекционным тиражом. Пять дней спустя прошла его презентация в Театре белорусской драмы.
В настоящее время TONQIXOD выступают редко. Тем не менее, у Владимира Ленкевича с товарищами постепенно накапливается материал для второго альбома.
Я встретился с участниками трио - гитаристом Владимиром Ленкевичем, клавишником (а иногда по совместительству и басистом) Максимом Субочем и барабанщиком Андреем Алексеенко. В нашем разговоре также участвовали ведущая радио "Столица" Марина Савицкая и независимый журналист, директор группы МУТНАЕВОКА Мира Шульц.


Геннадий Шостак: Владимир, мне уже приходилось рассуждать о литературности названия твоей группы. Все же, TONQIXOD - это метафора борьбы с ветряными мельницами дурного вкуса?
Владимир Ленкевич: Когда мы выбирали название, старались придумать что-нибудь многослойное, чтобы можно было по-разному интерпретировать. И поэтому, безусловно, в какой-то степени отсылка к борьбе с ветряными мельницами здесь присутствует. Но, конечно, теперь это уже просто название нашей группы. Оно наполняется смыслами в зависимости от того, какие новые песни мы пишем и что в них вкладываем.

ГШ: Ты начинал как бард. А когда осознал потребность играть ту музыку, которую сейчас играешь?
Владимир: Прежде всего даже то, что я писал и пел в, так сказать, бардовском варианте, я не собирался в дальнейшем исполнять под гитару. Я всегда создавал свои песни с расчетом на то, что будет группа. А ее не было. Просто я банально совсем хреновенько умел играть. У меня просто не было иных возможностей. Поэтому я был вынужден делать вид, что я - бард. Хотя такого рода музыка, которую мы исполняем сейчас, была предусмотрена изначально. В этом и был смысл. Просто сейчас мы наконец начали реализовывать то, что хотели, но не могли играть, когда нам было 14 лет.

ГШ: Конечно, вы выстрелили альбомом "Pradmova" - и попали прямиком в яблочко! Скажи, кто ваши духовные учителя?
Максим Субоч: Преклонение перед Западом всегда вдохновляло нас (всеобщий смех). Но если начать с меня, я буду говорить про западную музыку. Ты же говоришь про что-то новое...

ГШ: Давай про западную.
Владимир: Да, дело в том, что сейчас сложился некий стереотип: "Они играют старье! Кому это надо? Это уже сто раз сыграли!" На самом деле мы вдохновляемся и шестидесятыми, и семидесятыми годами, причем, в весьма широком спектре - от прог-, арт-рока и психоделии до классического, например, LED ZEPPELIN. Рок как он есть! Все это, безусловно, у нас присутствует. Равно как и современная музыка. Лично меня интересуют и пост-панк, и что-то из электронной музыки, 2000-е, ривайвлы всякие, Джеки Уайты и другие бешеные люди... Ну, не знаю...
Максим: И еще джаз. Он и не старый, и не новый, он всегда актуален.
Владимир: И джаз... То есть мы стараемся прежде всего отойти от каких-то реальных ориентиров. Но ясно, что какая-то внутренняя сущность проявляется. Происходит вечная борьба с ней. А вот в русской музыке Максим не разбирается вообще! Знает только одну группу.
Андрей Алексеенко: СПЛИН? (Всеобщий истерический смех)
Владимир: Да нет, не СПЛИН. Группу, которая поет: "Я на тебе, как на войне...".

ГШ и Мира Шульц (в унисон): АГАТА КРИСТИ!
Владимир: Да, АГАТА КРИСТИ.
Максим: АГАТУ КРИСТИ я слушал в шестом классе.
Владимир: Всё, на этом познания Максима в русской музыке заканчиваются.

МШ: Не ломай психику человеку!
Владимир (подытоживая): Мы ни от чего не прячемся. Мы стараемся из всего брать самое лучшее.

ГШ: Классическую музыку слушаете? Я имею в виду академические жанры.
Владимир: Я - в меньшей степени. Ее больше Максим слушает. Он любитель Шопена... Кого ты там еще любишь?
Максим: Я не хочу отвечать. Это слишком банально.
Владимир: Моцарт...

ГШ: Моцарт - тоже хорошо.
Владимир: Не только мелодии на мобильнике. Еще что-то слушает.
Максим: В машине что-то слушаю. Некоторых даже не знаю имена...
Владимир: Ну, там, где, типа, включаешь скрипки, все дела... И слушаешь.
Максим: Слушаешь, впитываешь, а потом эти кусочки куда-то вставляешь.

ГШ: Пионерами арт-рока в Беларуси, как известно, были ПЕСНЯРЫ. Конечно, и потом некоторые группы пытались работать в этом стиле, но быстро исчезали, так ничего после себя и не оставив. Я был на проекте "Re:ПЕСНЯРЫ" и слышал, как вы один в один сняли фрагмент рок-поэмы Игоря Лученка на стихи Янки Купалы "Гусляр". Как вам такое в голову могло прийти?
Владимир: Это моя идея. Я всех заставил (всеобщий смех). Ну, как заставил? Мне ребята говорят: "Надо сделать кавер песни ПЕСНЯРОВ. Выбери, сбрось нам что-нибудь". Ну, я сбросил им пару песен и фрагмент "Гусляра". Песни показались плохими, неинтересными. Они были вынуждены признать, что оптимальным вариантом будет кавер на "Гусляра". Мы решили сделать именно его, нам было очень интересно работать...
Максим: Только поковеркать очень сильно.
Владимир: Пришлось снимать с аудиозаписи. Табулатуры существуют где-то только мифически...

ГШ: Разве что у Лученка в рукописях. Как нотная партитура "Гусляр" не издавался... А вы нотную грамоту знаете?
Владимир: Я - меньше. Максим знает лучше.

ГШ: Вообще поначалу у Лученка была вокально-симфоническая поэма "Курган" на стихи Купалы. Потом он ее переработал в "Гусляра"...
Владимир: Если сравнивать "Курган" и "Гусляра" - там многое изменилось... А мы всё подбирали сами. В большей степени это заслуга Максима. Была такая реакция: "Что, вы сами подобрали? Не верю! Кто бы мог это сделать?!"

ГШ: А сам Лученок слышал? Как он отреагировал?
Владимир: Будкин нам рассказывал, что Лученок сказал: "Вот это заявочка!" Я не знаю, что это значит, но эпическая фраза есть.

ГШ: Спасибо, в суд не потянул. Как это сделал Олег Молчан по отношению к группе NAKA...
Владимир: Нет, он это приветствовал. В целом он положительно отнесся.
Максим: Да, но однажды у меня была двойка за триместр по сольфеджио.

МШ: У всех была двойка за триместр по сольфеджио, кто изучал его хоть один год...

ГШ: Вы согласны с определением вашей стилистики как арт-рока?
Максим: Если выбирать между прогрессив-роком и арт-роком, мы явно выберем арт-рок.
Владимир: Да. Единственный термин, против которого мы выступаем, - это прогрессив (всеобщий смех). Дело в том, что особенно в современном разрезе, когда мы рассматриваем это понятие, группы, играющие прогрессив, звучат совсем не так. Естественно, это более тяжелая музыка с некими совсем иными элементами. И в таком контексте логично, что люди, которые любят современный, модерновый прогрессив-рок конца 90-х - начала 2000-х, говорят: "О-о-о, прогрессив-рок? А ну давай послушаем!" Потом включают и спрашивают: "А что это за говноджаз?" Такой прогрессив - это не то. Более правильный термин "арт-рок", который чрезвычайно акцентирует внимание на художественности, на том, что мы уделяем внимание текстам, музыке...
Максим: Такое более лайтовое понятие.
Владимир: Не знаю, как правильно истолковать. Короче, арт - хорошо! Арт-рок - нормально! Но смысл в том, что все равно этот термин многими плохо воспринимается. Поэтому нас можно называть пост-панком.

ГШ: Многие ваши вещи можно визуализировать.
Владимир: Ну да, там кое-где можно позаморачиваться. Я пару ночей посидел за компом и сделал так, чтобы наш визуальный ряд на концертах был более или менее тематическим, чтобы все было красивенько. Например, композицию "Urbi" проиллюстрировал городскими пейзажами. А есть и вещи более абстрактные...

ГШ: А клипы снимать не собираетесь? У вас были замыслы визуализировать ту же "Urbi", "Viasellia" ("Свадьбу")...
Владимир: Когда- то об этом думали, хотели и мечтали.
Максим: "Viasellia" уже не актуально.
Владимир: Мы просто не нашли человека, который при ограниченном бюджете мог бы все это воплотить в соответствии с нашим эстетическим видением. Мы все время входим в конфликт с людьми, потому что они не понимают, что именно мы хотим. Казалось бы, всё делают хорошо, а мы начинаем носом крутить. И нам стыдно... Найдется человек - мы хоть полуторачасовое кино снимем, напишем саундтрек и все будет классно. Нам необходимо найти человека, который мог бы все конкретно реализовать. Мы сами чисто интуитивно можем, но профессионального мастерства работы с камерой у нас нет.

МШ: У меня как раз вопрос по времени: что будете делать со своими композициями - оставите, как есть, по 10 минут, или порежете?
Владимир: Ну конечно, это же будет классно. Вы же любите клипы Майкла Джексона! Клипы по 10 минут!

МШ: И что будет с радио? Здесь как раз Марина есть. Будет ли радиоверсия?
Владимир: Мы даже пытались сделать урезанные версии. Они звучат немножко по-дурацки. В принципе, нет такого, что - вот, мы такие некоммерческие, не признаем радио и не хотим никуда попасть... Не до такой степени, но без фанатизма, специально на это работать мы не будем. Если увидим, что какая-то песня может быть сокращена, то пожалуйста. С другой стороны, я бы хотел прокомментировать: я недавно понял, почему на радио есть формат по длине. Потому что если бы те песни, которые там обычно крутят, звучали не 3 минуты, а 5, можно было бы со скуки сдохнуть. Наши же песни разнообразные, все меняется, переходы... Их же можно слушать и 10 минут! И будет чудесно. Поэтому идею формата надо подкорректировать. За исключением композиций, которые сами по себе разнообразны.

Марина Савицкая: За исключением композиций TONQIXOD непосредственно.
Владимир: Можно и так.
Максим: Не исключен также вариант создания радиоверсий во время записи.

ГШ: Вы сделали в переводе на белорусский фрагмент поэмы Джима Моррисона "Selebration of the Lizard". Не собираетесь ли записать?
Владимир: Нас потом засудят. Смысл в чем: сегодня на концерте мы попробовали все это поканально записать, снять... Не знаю, что из этого получилось, еще не разговаривал с режиссером. Потом отслушаем этот материал. И если там получилось что-то интересное, пристойное, вероятно, какие-то "лайвы" сделаем, подредактируем и каким-то образом опубликуем. Была идея именно на этом концерте записаться, так как скорее всего "Selebration of the Lizard" мы больше исполнять не будем. Ну, быть может, где-нибудь еще раз... Потому что это психологически выстраданная вещь. Ну и плюс все-таки надо работать над своим новым материалом, нежели пожинать чужие лавры... И поэтому я надеюсь, что какая-то фиксация существует, и хотелось бы, чтобы по-белорусски была эта фигня, и надо ее сделать. И мы ее сделали, и тому есть доказательство.

ГШ: Первый блин - альбом "Pradmova" - был не комом. Каким будет второй?
Максим: Пока никто не знает.
Владимир: Ну, ясно, что есть супер-пупер-классные планы. Работа над новым материалом ведется. Какая-то часть уже звучит на концертах. Что-то там еще сыровато, будет дорабатываться... Если подсчитать, материала уже на пол-альбома есть. Еще три композиции надо придумать. Уже в некоторой стадии материал существует.
Максим: Если ждете каких-то кардинальных изменений - не дождетесь.
Владимир: На самом деле, куда нас занесет, я не знаю. Быть может, новый материал будет отличаться от предыдущего, быть может, он не понравится людям. Но, в принципе, тот материал, который войдет в новый альбом, останется в том же ключе.

ГШ: Что-то вы мало гастролируете.
Владимир: Так мы хотим побывать везде. Мы бы поехали в любое место. Нужен человек, который бы все это организовал. Вопрос даже не в том, что мы такие требовательные, ничего особенного не хотим. Нужен человек, который элементарно знал бы номера телефонов, по которым можно позвонить и что-то предложить, что и куда отослать по почте... Ну, сам понимаешь, это теряется в пространстве... Мы только за! Быть может, последние события, выход альбома "Pradmova" подтолкнут кого-нибудь, быть может, люди захотят заняться хотя бы минимальным менеджментом. Сами мы физически не можем все это потянуть. Посему приезжайте в Минск.

ГШ: Если бы вам предложили поучаствовать в "ТРУбьюте", кавер на какую песню вы бы сделали?
Максим: Что-нибудь из альбома, где песня про Гойко Митича.

ГШ: "Капитал".
Владимир: А я очень люблю "Розочку". Я бы сделал экстравагантную обработку этой песни.

ГШ: О чем вас забыли спросить?
Максим: О сексе (всеобщий смех).

ГШ: В памятном интервью радио "SNC" - его можно отыскать в Интернете - БГ сказал: "Рок-н-ролл - это трах". Согласны ли вы с этим?
Владимир: Конечно, безусловно! Я не могу противоречить словам БГ! Я перед ним преклоняюсь. И все его слова - это мои слова. Я ему верю, доверяю полностью. На самом деле главные вопросы задаем мы. А вопросы такие: что делать, куда двигаться дальше, как правильно развиваться, как не загнивать, чем вдохновляться... То есть у нас вопросы к самим себе, некие личные. Спросили люди, не спросили - неважно. Все равно у каждого некий свой образ вырисовывается. Вот "Еврорадио", например, обиделось.

МШ: Я вообще не на "Еврорадио".
Владимир: Серьезно?

МШ: Уже давно.
Владимир: Все равно у каждого свой образ создается. Так что без вопросов.

ГШ: Ваши пожелания читателям?
Максим: Слушать белорусскую музыку.
Владимир: Да. Если вы даже не из Беларуси. Потому что она прикольная. Ну и на самом деле мое личное пожелание прежде всего музыкантам - потому что я знаю, что в Беларуси куча классных музыкантов. Но все они под давлением неизвестно чего - отсутствия шоубиза, например, реально денег нет - почему-то не играют музыку, которую хотят играть и любят. И я их призываю: забейте на все и играйте то, что вам нравится, и что можете, и что хочется! И тогда и белорусской музыке будет лучше, и все такое. Играй и слушай, что хочешь.

Фото: Александр КОВАЛЕВИЧ

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 28 января 2016, 22:13
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииTONQIXOD - "Pradmova"Геннадий Шостак20.04.2015
СтатьиЗдесь живет Искусство (презентация альбома TONQIXOD в Театре белорусской драмы, Минск, 20.04.2015)Геннадий Шостак26.04.2015
СтатьиМузыка для питейных заведений (TONQIXOD в баре "Beer & Wine", Минск, 6.12.2015)Геннадий Шостак15.12.2015

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.04 / 6 / 0.009