Прикосновение к доброму и светлому (проект "Re:ПЕСНЯРЫ" в клубе "Re:Public", Минск, 12.09.2014)


1 сентября вокально-инструментальный ансамбль, или, как он сейчас официально называется, Белорусский государственный ансамбль ПЕСНЯРЫ отметил свое 45-летие. Не многие коллективы доживают до такого солидного возраста.

ПЕСНЯРЫ - один из немногочисленных ВИА, исполнявших в Советском Союзе фолк-рок еще в 70-е годы (наряду с ансамблями АРИЭЛЬ, ГЮНЭШ и ГЮЛЬШАН). Детище Владимира Мулявина оказало влияние не на одно поколение белорусских музыкантов, работающих в разных жанрах и стилях - от джаза до рэпа. Что касается рокеров - практически все, включая представителей глубокого подполья, называют основателя ПЕСНЯРОВ своим духовным учителем.

Редактор музыкально-информационного портала "Тузін гітоў", журналист и радиоведущий Сяржук Будкин предложил белорусским музыкантам поучаствовать в трибьюте ПЕСНЯРАМ. При этом к участникам выдвигалось два требования: во-первых, песня из репертуара ПЕСНЯРОВ должна быть на белорусском языке; во-вторых, исполнители и группы не просто переигрывают/перепевают первоисточник, а подходят к нему творчески, по-своему переосмысливают. С поставленными задачами справились не все, но - многие.

В ходе реализации проекта Сяржуку пришлось столкнуться с проблемой роялти: далеко не все авторы песняровских песен (как известно, в репертуар ансамбля входили произведения не только его участников, но и белорусских, российских и украинских композиторов) были рады трибьюту: так, композитор Олег Молчан запретил группе NAKA исполнять свою песню "Малітва". В итоге в трибьют вошло 10 песен, а не 12, как предполагалось ранее.

Организаторами концерта-трибьюта выступили музыкально-информационный портал "Тузін гітоў", гражданская компания "Будзьма беларусамі!" ("Будем белорусами!") и фонд "Вяртаньне" ("Возвращение"). Впрочем, назвать этот концерт трибьютом было бы не совсем верно: наряду с каверами на песни ПЕСНЯРОВ заявленные участники представили и свое творчество. Получился хороший четырехчасовой концерт. Вел его лидер группы ПАЛАЦ Олег Хоменко.

Несмотря на середину сентября, в белорусской столице стояла летняя жара. И хотя цены в баре клуба были космические, спрос на пиво превышал предложение. Я тоже заказал себе бокальчик и растянул удовольствие на довольно продолжительное время. Тем более что музыка, которую исполнял первый участник (вернее - участники), располагала к потреблению пива.

Итак, на сцене Змицер Войтюшкевич... нет, не с WZ ORKIESTRA, а с двумя очень интересными музыкантами (которые, однако, играли в упомянутом коллективе): это пианист Константин Горячий (экс-Государственный концертный оркестр Республики Беларусь п/у Михаила Финберга, СЕСТРА, ЛЕПРИКОНСЫ, ХАРЛІ, ныне - APPLE TEA, квартет Ивана Борисова, трио Константина Горячего) и контрабасист Вячеслав Сергеенко (WZ ORKIESTRA, Трио Константина Горячего). Для начала Змицер спел под акустическую гитару песню чешского барда Яромира Наговицы "Свет Сараево" в переводе на белорусский. А потом вместе с Константином и Вячеславом дал джазу в самом что ни на есть буквальном смысле. Песня "Лазенкі" на стихи Владимира Некляева посвящалась самому большому парку в Варшаве. "Дачакайся, Матуля" ("Дождись, Матушка") - дань памяти автору слов, белорусскому поэту и писателю Геннадию Буравкину. В исполнении песни участвовал весь зал. Настало время главного номера. Змицер Войтюшкевич выбрал из репертуара ПЕСНЯРОВ балладу Игоря Лученка на стихи Максима Богдановича "Вераніка". Надо сказать, песня архисложная для исполнения! Но Змицер не ударил лицом в грязь. Константин и Вячеслав сделали великолепную джазовую аранжировку. Разделяю восторг зрителей!

В перерывах между выступлениями Олег Хоменко проводил конкурсы на знание истории Беларуси и, конечно, биографии культового белорусского ВИА. Когда родился основоположник белорусской письменности Франциск Скорина? В каком году ПЕСНЯРЫ выпустили свой первый диск-гигант? Кавер на какую песню ПЕСНЯРОВ лидирует на "Тузіне гітоў"? Эти и другие вопросы задавались зрителям. Компания "Будзьма беларусамі!" награждала тех, кто давал правильные ответы, поощрительными призами - блокнотами и почтовыми открытками. А Олег призывал зрителей, у которых есть мобильный Интернет, заходить на сайт и голосовать за понравившуюся песню...

Минчанин Сергей Пукст - далеко не новичок на минской сцене. И, сколько он на ней находится, постоянно экспериментирует. Он предложил весьма неожиданную интерпретацию песни Владимира Мулявина на стихи Петруся Бровки "Аляксандрына", назвав свою версию "шпионской" (процитирую по памяти комментарий, которым Сергей предварил исполнение: "Александрину ищет человек, потерявшийся внутри себя"). Представьте себе группу, в которой каждый музыкант играет в своей тональности. На фоне этого диссонирующего тонального разнобоя-беспредела Сергей не просто поет, а использует приемы оперного пения!.. Потом мне приходилось слышать о предложенной Пукстом кавер-версии диаметрально противоположные отзывы: одни бурно восторгались, другие плевались...

На этом эксперименты не кончились. "Трыюмф Волі" ("Триумф Свободы" Сергей Пукст посвятил всем женщинам, находящимся в зале. Песня "Непрожитые Дни" мне была известна. А "Ранен Болью" (название не окончательное) исполнялась впервые. Искренне жалею, что не был знаком с творчеством этого без преувеличения талантливого музыканта. Надеюсь в ближайшем будущем восполнить пробел.

Рэп - он и в Беларуси рэп. Ну, и что здесь особенного? А оказывается, и в этом стиле можно сказать свое веское слово. Что и делает минчанин SP Kava в дуэте с дударем Вячеславом Красулиным. А рэп с дудой - это весьма оригинально! SP Kava исполнил свои хиты - "КВКМ", "Эндшпіль" и "Што Табе Сніцца" ("Что Тебе Снится"). Пожалуй, он был единственным, кто вместо кавера песняровской композиции предложил собственную: "Думалі" - это "письмо" Владимиру Мулявину из десятых годов XXI века от представителя поколения двадцатипятилетних. В основе композиции - сэмпл из песни Олега Молчана на стихи Янки Купалы "Малітва" в оригинальном исполнении.

TONQIXOD - едва ли не единственная в Минске (да и, пожалуй, во всей Беларуси) молодая группа, играющая первоклассный арт-рок с элементами психоделии. Хорошая музыка органично сочетается с хорошими стихами и великолепным вокалом Владимира Ленкевича. Выступление группа открыла композицией "Насыпаць Горы". Вторую вещь Владимир объявил как "Песню Пра Футра" ("Песню Про Шубу"). То, что случилось потом, я бы охарактеризовал как неслыханную дерзость. Поверьте, в самом-самом хорошем смысле этого словосочетания! Владимир Ленкевич сотоварищи дерзнули по-своему сыграть фрагмент очень сложного произведения, о котором сегодня многие, увы, не помнят.

...В далеком 1961 году молодой композитор, студент последнего курса Белорусской государственной консерватории Игорь Лученок представил в качестве дипломной работы вокально-симфоническую поэму на стихи Янки Купалы "Курган". В первозданном виде сочинение за пределами учебного заведения больше не исполнялось. Спустя полтора десятилетия маститый к тому времени композитор вернулся к "Кургану" и вместе с Владимиром Мулявиным переработал свое произведение в рок-поэму, которая получила новое название - "Гусляр". Из-за большого объема и сложности композиции произведение не звучало по радио и ТВ. Услышать его можно было разве что на концертах ПЕСНЯРОВ. А в 1977 году фирма "Мелодия" выпустила пластинку с записью рок-поэмы. И все равно о широкой популярности "Гусляра" говорить не приходилось.

И вот группа TONQIXOD решила вдохнуть в полузабытый опус новую жизнь, сыграв 8-минутный фрагмент из него и сорвав бурные продолжительные аплодисменты. А мне безумно хотелось истошно орать "Браво!", как на концерте академического коллектива...

Олег Хоменко не стеснялся своих восторгов. Он признался, что если бы участвовал в нынешнем концерте, то спел бы белорусскую народную песню "Стаіць Вярба" ("Стоит Верба"). Правда, для издания трибьюта ПАЛАЦ выбрали другую композицию - "Завушніцы" ("Сережки") Владимира Мулявина на стихи Максима Танка.

Александр Помидоров и его проект POMIDOR/OFF сегодня вряд ли нуждаются в представлении. Общо стилистику группы можно определить как альтернативный рок. Для трибьюта Александр выбрал белорусскую народную песню "Скрыпяць Мае Лапці" (в переводе, думаю, нет необходимости). Спел ее "под Мулявина", но с весьма оригинальной аранжировкой. Песня "Сьпёка" ("Жара") из недавно вышедшего EP пришлась как нельзя кстати: в зале становилось жарко. Да и на улице все еще было по-летнему тепло. Потом мы услышали всем известные и многими любимые вещи - "Шабаны" и "Радыё" ("Радио"), а песню-гимн "Быць Беларусам!" ("Быть Белорусом!") вместе с Помидоровым пели все зрители. Группу не отпускали со сцены, и напоследок прозвучала "Вітальная" ("Приветственная").

Виновники торжества - Белорусский государственный ансамбль ПЕСНЯРЫ под управлением Вячеслава Шарапова - практически без перерыва отыграли несколько хитов: белорусскую народную песню "Касіў Ясь Канюшыну", "Рушнікі" Николая Петренко/Галины Соколовой, "Кацярынку Маладую" Романа Козырева/Вячеслава Шарапова... "Зачарованую" Игоря Лученка музыканты посвятили памяти автора слов Геннадия Буравкина. Мне кажется, нынешние ПЕСНЯРЫ очень стараются воспроизводить звучание первого мулявинского состава. И чем больше стараются, тем меньше у них получается... Напоследок ПЕСНЯРЫ представились, кто есть who, причем, каждый участник ансамбля продемонстрировал инструмент, на котором играет.

Романтик-трио из Могилева AKUTE было встречено восторженными возгласами. Незадолго до концерта состоялась интернет-премьера альбома группы "Reaĺnaść I Sny" ("Реальность И Сны"), и музыканты были рады представить новые композиции - "My Calujem Sonca" ("Мы Целуем Солнце"), "Naskroź" ("Насквозь"), "Z Nieba Nie Dastać" ("С Неба Не Достать"), "Biehčy" ("Бежать"). Выступление AKUTE носило ретроспективный характер. Ближе к концу прозвучали "Igolki" ("Иголки") и "Niepazbieźna" ("Неизбежно") из альбома "Nie Isnuje" ("Не Существует") и "Ctrl" из альбома "Dzievački I Kosmas". Сыгранность - на высочайшем уровне. И вокал, и каждый инструмент - всё на своем месте. А из репертуара ПЕСНЯРОВ была выбрана песня Игоря Лученка на стихи Аркадия Кулешова "Алеся". Ее исполняли даже не AKUTE, а сам Стас Мытник под гитару. Эх, лучше бы он этого не делал!

Есть в музыкальной теории понятие "тесситура" (от лат. tessitura - ткань), означающее высотное положение звуков музыкального произведения по отношению к диапазону певческого голоса или музыкального инструмента. Как раз тесситуру Стас Мытник не учел, а потому перескакивал на октаву вниз. А надо было всего-то выбрать наиболее удобную тональность...

Если же не погружаться в музыкальную терминологию, можно сказать: Стас спел "Алесю" так, как обычно поют под гитару где-нибудь в непринужденной обстановке, в дружеской компании. Халявно, зато - от всей души.

Завершала концерт группа NAKA. Анастасия Шпаковская сразу же привнесла в атмосферу вечера революционный настрой, спев песню "Muza" на стихи Алеся Плотки из одноименного EP. Смысловой стержень песни - фраза "Дайце волі, курвы!" ("Дайте свободы, курвы!"). Последний EP, записанный еще в мае, был сыгран полностью: прозвучали также "Я Живу" и посвящение украинскому Майдану "Прощай". Потом мы услышали "Подонки" из альбома "Пора" и "У Баі" из альбома "Довольна". Делайте со мной что хотите, но я считаю, что "Agonia Ці Пагоня" ("Агония Или Погоня") без дуды не звучит совершенно!

Надо сказать, что NAKA выступала в чуть измененном составе: новый барабанщик коллектива Валерий Приёмко уехал на гастроли с группой IRDORATH, где также играет. На выручку ребятам пришел Дмитрий Харитонович (экс-ЛЕПРИКОНСЫ, ныне POMIDOR/OFF, DRUM ECSTASY, B:N, ILI-ILI, БУЛЬВАР, ДРОЗДЫ). Но, несмотря на такую пертурбацию, NAKA прозвучала очень хорошо. Единственное "но" - звукорежиссер, по-видимому, под конец концерта подустал, и голос Анастасии Шпаковской временами перекрывался инструментами.

В перерыве между песнями Анастасия разговаривала на белорусском языке, тем самым приводя публику в восторг. Песню Олега Молчана на стихи Янки Купалы "Малітва" она предварила длительным монологом. Как я уже писал, композитор запретил группе исполнять свое произведение. Анастасия выразила горькое сожаление по поводу того, что кавер-версия "Малітвы" исполняется в первый и последний раз. Затем пригласила на сцену своего друга, трубача Егора Дрындина. Мне очень понравилась аранжировка "Малітвы" с потрясающим соло трубы и проникновенным вокалом Анастасии. Целиком и полностью разделяю ее сожаление.

Вместо резюме предлагаю собственный top 6 предложенных каверов на песни ансамбля ПЕСНЯРЫ:

1. TOMQIXOD - поэма "Гусляр" (фрагмент);
2. NAKA - "Малітва";
3. POMIDOR/OFF - "Скрыпяць Мае Лапці";
4. Змицер Войтюшкевич - "Вераніка";
5. Сергей Пукст - "Аляксандрына";
6. AKUTE - "Алеся".

Композицию SP Kava "Думалі" я в топ не включал, так как она не является кавером как таковым.

В заключение хочу сердечно поблагодарить организаторов и участников концерта-трибьюта. Было очень здорово. Лично у меня такое ощущение, будто я прикоснулся к чему-то доброму и светлому...

Фото: Александр КОВАЛЕВИЧ

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 26 сентября 2014, 02:08
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.02 / 6 / 0.003