NAKA - "Пора"


(c) NAKA, А.Шпаковская, 2010
(p) ОДО "Вестрекордс-плюс", 2010


Все люди - наше сырье. Мы вносим смысл в их существование. Мы берем их глупые мелкие чувства и преобразуем их в произведения искусства, мы создаем из них красоту, их жизненное назначение - быть зрителями, которые нужны нам для самовыражения. Они инструменты, на которых мы играем, а для чего нужен инструмент, если на нем некому играть?
Уильям Сомерсет Моэм, "Театр"


Актриса Минского драматического театра имени Горького Анастасия Шпаковская свой второй альбом готовила без малого пять лет. За это время почти полностью успел смениться состав коллектива (остался только Дмитрий Рыбаков за ударными), став более профессиональным, а сама вокалистка группы NAKA повзрослела и, похоже, определилась в творческих ориентирах. Если первая пластинка родилась быстро и спонтанно, то на этот раз подготовка материала велась долго и тщательно, а запись проходила в Москве на студии Сергея Большакова. Здесь слушатель как бы должен проникнуться пониманием и уважением: взрослая и обдуманная со всех сторон работа. Но не лучше ли сначала послушать?

Свет медленно гаснет, занавес раздвигается, на сцене стоит молодая женщина наедине со своей болью:

Шорох шагов слышу.
Ты уходи тише.
Ты уходи, чтобы
Не оставлять злобы


Театральная боль - это выражение стало почти синонимом неискренности. Мы идем по жизни, лелея свои переживания, упиваясь собственной болью, помещая ее в центр персональной Вселенной. Мы свысока глядим на лицедеев, встречая их в случайной компании: "Ну да, заломи руки, подними бровки, пусти постановочную слезу. Я, конечно, тебя пожалею, но мое сострадание будет таким же настоящим, как и твоя наигранная драма". Примерно так мы думаем, находясь в обычной обстановке. Но стоит нам оказаться в театре, стоит ощутить бархат кресла, окунуться в мир грима и декораций, как мы сразу же забываем цинизм и рациональность мышления. Мы живем вместе с актерами, вместо актеров, мы сами становимся героями драмы. Все это происходит, разумеется, если никакой внутренний Станиславский не кричит в мегафон свою крылатую фразу.

Когда начинаешь слушать альбом "Пора", попадаешь в самый настоящий театр. Неуловимая характеристика "искренность" до сих пор привлекает пишущую братию. И нет разницы, кто именно пишет: журналист ли из популярного издания или юный посетитель музыкального форума. Искренняя песня - это знак качества. Только у каждого искренность своя. И в рок-музыке она присутствует априори. Уж так сложилось общее мнение, что если рок - то обязательно честный. Требуются весомые доводы, чтобы отказать тому или иному исполнителю в этой самой искренности. А по сути своей она столь же призрачна, как и навязшая на зубах "духовность". Кому мы легче верим - рок-певцам или актерам? Анастасия Шпаковская больше актриса, нежели рок-вокалистка. Она скорее интонирует, чем выпевает, хотя с вокальными данными у нее все в порядке. Вряд ли возможно подобрать формальные критерии, по которым легко можно было бы рассортировать поющих артистов налево, артистичных певцов - направо. Но если бы они существовали, то с определением Настиной "стороны", скорее всего, проблем бы не возникло. Как не возникло бы и сложностей с пониманием чувств, не столько описанных словами, сколько отраженных голосом. Например, колыбельная "By You" спета на белорусском языке, но и языковой барьер не становится преградой для сопереживания Чернобыльской трагедии:

Белы дзень
Чорны цень
Мяккiм попелам засцелiць
Дзеткам ўсiм пасцель


Как и в классической театральной постановке, в альбоме "Пора" драматургия повествования выстроена по канонам: всё начинается с экспозиции ("Время"), продолжается нарастанием действия в "Жажде",

Так тихо все я жажду потрясений
Надрывов, нервов, слез, страстей
Несостоявшихся творений,
Тяжелых взглядов, предавших друзей.


обрисовывает параллельных героям предыдущего спек... альбома "Тебе" ("Мой Герой Т. Б. (Таня Буланова)", "Гопница") второстепенных персонажей ("Фабрика Звезд", "ПТУ"), проходит через конфликт ("Подонки"),

Подонки из племени волка,
Из созвездия крысы,
Не увидели толка
В моих песнях звонких.
Их только дрожат селезенки
От того, что так грубо,
От того, что так громко
В нежных перепонках.


достигая кульминации в самой отчаянной песне ("Беги"), и заканчивается заглавной композицией.

Утолила страсть,
Больше не украсть,
От огня устала,
Мне воздуха мало.


Верю! Бэйби, это не блюз, не хард и не поп, это dramatic-rock. Со всеми необходимыми атрибутами. Даже имел место локальный белорусский скандал. После выхода клипа кому-то показалось, что NAKA занялись плагиатом и срисовали "Беги" сразу с двух источников: это некая Аня Шаркунова и группа J:МОРС. Ни о ком ничего нового клип, слепленный яростным сторонником справедливости, не сказал (разве что только об ушах автора "микса"), но свою роль в общем антураже так или иначе выполнил. Да, две ноты в припеве у NAKA и J:МОРС совпали. Мы будем говорить о двух нотах?

Нет, лучше о записи. Кроме Сергея Большакова, над альбомом трудился еще один мэтр столичной звукозаписи - Владимир Овчинников. Просто удивительно, как двум профессионалам, работавшим не только за большие деньги, но и за собственный престиж, удалось сделать столь невнятный звук. Полное ощущение, что сидишь в театре, а звук доносится из оркестровой ямы. Наиболее отчетливо это слышно на смазанном железе Дмитрия Рыбакова. Или такова концепция и краеугольный камень драматик-рока? Разве что. Но зачем в таком случае нужно было ставить на пластинку бонусом белорусскую версию "Беги" ("Бяжы"), записанную в минской студии "ОСМОС"? Мало того, что она звучит откровенно мощнее и чище, так еще и Настя спела ее куда как раскрепощеннее и эмоционально сильнее. Невольно вспоминается эпизод из недавнего фильма "О чем говорят мужчины", где сравнивался шашлык за 100 рублей с дефлопе за 64 доллара. Московская запись - это и есть то самое дефлопе, хотя в Белоруссии есть замечательные звукорежиссеры (например, Анатолий Харитонов), которые способны сделать такой шашлык, что пальчики оближешь. В какой-то мере осознание этого факта посетило группу, когда они записывали уже упомянутый клип на песню "Беги". Первый вариант был снят модным питерским клипмейкером Богданом Дробязко. Результат: дорогое home video, годное лишь для частного просмотра в кругу близких людей. У группы хватило сил и разума отказаться от него и уже дома снять второй вариант, который оказался куда более внятным. Ну, клип - не альбом, да и жизнь - не театр.

Оценка по моей пятибалльной системе могла быть и выше, но качество записи нельзя не учитывать, поэтому - "четыре".


Ознакомиться с фрагментами:
"Время" (192 kbps, 1.79 Mb)
"Жажда" (192 kbps, 1.79 Mb)
"Беги" (192 kbps, 1.64 Mb)

Автор: Старый Пионэр
опубликовано 16 июня 2010, 08:08
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (16) | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииNAKA - "Тебе"Старый Пионэр08.08.2006
Рецензии"Сімвалы Веры І Свабоды"Геннадий Шостак26.06.2013
РецензииNAKA - "Довольна"Геннадий Шостак17.07.2014
РецензииNAKA - "Muza" (EP)Геннадий Шостак29.09.2014
РецензииNAKA - "Мая Малітва"Геннадий Шостак04.03.2016
СтатьиРок-н-роллом по массам! (NAKA в клубе "Re:Public", Минск, 29.11.2014)Геннадий Шостак10.12.2014
СтатьиНа зависть Стасу Михайлову (презентация альбома NAKA в клубе "Re:Public", Минск, 8.03.2016)Геннадий Шостак15.03.2016

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.03 / 6 / 0.017