NAKA - "Мая Малітва"


(c) NAKA,2016
(p) Antidot, 2016
12 tks/T.t. 33:33


У альбома есть своя предыстория, знание которой поможет правильно понять его концепцию.

В 2014 году в Минске по инициативе портала Tuzin.fm состоялся проект "Re:ПЕСНЯРЫ". Летом был выпущен трибьют ПЕСНЯРАМ, а в сентябре в клубе "Re:Public" прошел концерт, участники которого предлагали собственные интерпретации композиций популярного белорусского ансамбля. Анастасия Шпаковская, лидер группы NAKA, выбрала песню Олега Молчана на стихи Янки Купалы "Малітва" ("Молитва"). Композитор, который изначально был против исполнения его произведения, обратился в суд и взыскал с Анастасии денежную компенсацию. После этого Анастасия решила положить купаловское стихотворение "Мая Малітва" (именно таково его оригинальное название) на собственную музыку. По нему и был озаглавлен альбом.

Материал записывался в составе: Анастасия Шпаковская - вокал; Ирина Клименко - клавишные; Павел Величко (YELLOW BRICK ROAD, Ё-ГУРТ, теперь уже экс-NAKA) - гитара; Алексей Павлович (экс-ULIS, NOVAJE NIEBA, TORNADO, INDIGO, A-TEST-A, PLOOTO, KRONA и ЦВЕТЫ МОРЯ) - бас; Валерий Приёмко (также IRDORATH) - барабаны, а также сессионные музыканты: Матвей Губко (THE ЖЗЛ) - гитара; Максим Ивашин (экс-NEURO DUBEL - клавишные

Альбом имеет ряд отличительных особенностей. Во-первых, он полностью белорусскоязычный (за исключением одной песни, которая исполняется на трех славянских языках). На приверженность корням намекает и оформление, выполненное художницей Екатериной Мартинович и дизайнером Анастасией Шастак. В его основу положен фольклорный сюжет: на обложке запечатлен один из обрядов белорусского Купалья. Фолковость присутствует и в песнях Анастасии Шпаковской, но для того, чтобы ее услышать, надо очень постараться. Во-вторых, 25% материала написаны на стихи поэтов, близких Анастасии по духу. А авторство музыки "Intro" и "Autro" принадлежит звукорежиссеру коллектива Андрею Попкову. Наконец, в-третьих, к записи были привлечены вокалисты дружественных групп.

Стиль, в котором работают NAKA, обозначается понятием "dramatic rock". Но, учитывая усложнение внутренней драматургии, композиционного строения и инструментальных партий, позволю себе употребить словосочетание "dramatic sympho rock". Как и в альбоме "Довольна", здесь используются нестандартные метрические размеры, изломанные, синкопированные ритмы, неожиданные тональные сдвиги и скачки.

Альбом обрамляют "Intro" и "Outro". Вводный трек представляет собой двустишие, прочитанное (правильнее сказать - промелодекламированное) Анастасией на фоне звукового нагромождения. Финальный - вокализ, в котором голос играет роль еще одного колористического инструмента.

"Intro" подводит к заглавной композиции. "Мая Малітва" от Анастасии Шпаковской получилась монументальной, экспрессивной, страстной, чуть-чуть истеричной и почти симфо-роковой. Кое-где проскальзывают молчановские интонации, хотя гармония и ритм не имеют ничего общего с упомянутой "Малітвай".

Непосредственным толчком к созданию песни "Пра Любоў / Про Любовь / Про Любов" послужили известные события на Украине. Изначально текст родился на русском, впоследствии отдельные фразы были переведены на белорусский и украинский. Основная идея, впрочем, понятна без перевода: духовное единство братских славянских народов. В записи песни участвовали Анна Хитрик (SUNDUK) и Светлана Бень (СЕРЕБРЯНАЯ СВАДЬБА). Трехголосие в кульминационные моменты в запеве сменяется полифоническим движением голосов в припеве. Очень красиво!

Баллада "Чакаем" ("Ждем") была известна еще по эпонимному альбому проекта NAKA PIANO. Это размышления автора о Беларуси и белорусах. В запеве господствует образ тьмы. В припеве ему противопоставляется мотив ожидания, напряженного и бесконечного. В "электрической" версии контраст подчеркнут еще более рельефно. Образ тьмы получит развитие в композиции, которая так и называется - "У Цемры" ("В Темноте" или "Во Тьме").

Песня "Вяртанне" ("Возвращение") написана в прошлом году для проекта "Огиньский-250" и посвящена юбиляру. В запеве ощутимы интонации Вертинского, а припев заменяется вальсом.

Поводом к написанию композиции "Памылка" ("Ошибка") послужил музыкальный проект "Апошні Золак" ("Последний Рассвет"), представленный в Белостоке (Польша) в октябре 2013 года. Проект ставил целью обратить внимание общественности на проблему смертной казни в Беларуси и мире. Тревожный монолог человека, ошибочно приговоренного к электрическому стулу, в припеве каждого из трех куплетов превращается в крик отчаяния...

"Muza" на стихи Алеся Плотки (TERRAKOD) входила в позапрошлогодний одноименный EP. По сравнению с первоначальным вариантом несколько изменилась аранжировка. Здесь снова господствует образ тьмы. Но если на EP Анастасию Шпаковскую захлестывала ярость, в альбомной версии она как будто впадает в отчаяние...

Перелом в настроении наступает с песней "Не Адпускай" ("Не Отпускай"). Анастасия поет ее дуэтом со Стасом Мытником (AKUTE). У лирического героя (или - лирических героев) появляется уверенность в своих силах. А "Трывай" (в приблизительном переводе - "Держись") исполнена радости бытия. По жанровой принадлежности - бардовская песня. Эта КСПшность сохранилась и в аранжировке.

"Пакліч Мяне" ("Позови Меня") - самый настоящий романс на стихи Евгении Янищиц, главная идея которого заложена в ключевой фразе "Пачынаецца ўсё з любві" ("Начинается все с любви"). Как и в предыдущем треке, музыканты тщательно подошли к аранжировке, при этом не убив романсовость. Что же, романсы могут исполняться не только под фортепиано, но и под симфонический оркестр, и от этого не перестают быть романсами. Справедливости ради следует сказать, что эти же стихи были положены на музыку Дарьей Богословой, сооснователем и со-лидером группы РАСА МЕЧТАТЕЛЕЙ.

Можно с полным правом сказать, что выпустив "Маю Малітву", группа NAKA совершила новый качественный скачок. Этот альбом я настоятельно рекомендую слушателям не только белорусским, но и говорящим/думающим/воспринимающим на других языках. Хорошая музыка снимает барьеры - национальные и психологические.

Напоследок - техническая рекомендация от Анастасии Шпаковской: при перезаписи альбома на CD-R между треками "Intro" и "Мая Малітва", а также между "Пакліч Мяне" и "Outro" надо снять паузы.

Слушать альбом
Скачать альбом

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 04 марта 2016, 02:19
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииNAKA - "Тебе"Старый Пионэр08.08.2006
РецензииNAKA - "Пора"Старый Пионэр16.06.2010
Рецензии"Сімвалы Веры І Свабоды"Геннадий Шостак26.06.2013
РецензииNAKA - "Довольна"Геннадий Шостак17.07.2014
РецензииNAKA - "Muza" (EP)Геннадий Шостак29.09.2014
СтатьиРок-н-роллом по массам! (NAKA в клубе "Re:Public", Минск, 29.11.2014)Геннадий Шостак10.12.2014
СтатьиНа зависть Стасу Михайлову (презентация альбома NAKA в клубе "Re:Public", Минск, 8.03.2016)Геннадий Шостак15.03.2016

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.02 / 6 / 0.005