NAKA PIANO - "Naka Piano"


(c) NAKA, А. Шпаковская, 2013
(p) Antidot, 2013
12 tks./T.t. 35:35


Рождению проекта NAKA PIANO способствовало желание двух участниц группы NAKA - лидера и вокалистки Анастасии Шпаковской и клавишницы Ирины Клименко - продолжать концертную деятельность в период, когда остальные музыканты работали в студии над записью альбома "Довольна". Поначалу Анастасия относилась к идее проекта с недоверием: сочиняемые песни "звучали" в ее голове в сугубо электрическом варианте. Но в процессе концертной деятельности она постепенно пришла к пониманию, что именно камерная ипостась композиций способствует более близкому, интимному общению со зрителем. Анастасия и Ирина не могли не оценить удобства и мобильности выступлений вдвоем. А внимание публики придало девушкам уверенности в востребованности NAKA PIANO. Вскоре появились песни, написанные специально для проекта. По сути, теперь все композиции Анастасии Шпаковской существуют и в электрической, и в камерной версиях. Наконец, каждое выступление NAKA PIANO, наряду с исполнением песен, обязательно предполагает чтение стихов (иногда в сопровождении фортепьяно), приближаясь, таким образом, к литературно-музыкальной композиции.

Первый студийный альбом проекта тщательно продуман и структурирован. Он содержит четыре стихотворения и восемь песен, написанных в разное время; часть из них известна по альбомам NAKA "Тебе", "Пора" и "Довольна". Достаточно пристально рассмотреть диджипак со всех сторон, чтобы хотя бы на поверхностном уровне понять авторский замысел. Обложку украшает фотография Анастасии и Ирины, сделанная специально для альбома Иваном Бессером. На обороте диджипака и на внутренней стороне, под емкостью для диска - тот самый рояль, под который были спеты песни и прочитаны стихи. А еще Анастасия поместила на диджипак пять строчек из стихотворения "Никогда", которые, по всей вероятности, должны служить ключом к пониманию альбома:

Я нашла, что искала, нашла,
Ту дверь, в которую буду стучать неустанно,
Не часто, но постоянно...
Она никогда не откроется...
...До глубоких морщин


Мрачновато, не правда ли? Действительно, альбом больше грустный, чем веселый. Но это светлая грусть. В стихах и песнях, составивших альбом, нет ни грана негатива.

Внимательно прослушав первую студийную работу NAKA PIANO, я узнал Анастасию Шпаковскую с новой, неожиданной стороны. Во-первых, она - прирожденный композитор, пусть и без соответствующего образования. У Анастасии безупречное чувство музыкальной формы - только вслушайтесь в фортепианные пьесы, сопровождающие стихи. Причем поэзия и музыка сливаются в органичном единстве. В песнях сталкиваются, переплетаются, сосуществуют и взаимодействуют композиционные приемы рока, джаза и академических жанров, а вальс (вернее, вальсовый ритм) выполняет еще и важную драматургическую функцию. К слову, огромное спасибо Ирине Клименко за мастерское воплощение композиторских замыслов. Во-вторых, Анастасия убедительно доказала, что романсы, написанные в классических традициях, могут исполняться голосом драматического актера. Более того, они обогащаются новыми красками: Анастасия проигрывает, проживает каждое слово, каждый звук, каждую эмоцию...

Тексты строятся на смысловом векторе "я - ты". Во многих из них ощущается влияние поэзии Серебряного века. С одной стороны, некоторые строки Анастасии Шпаковской грешат небрежностью, а иные и вовсе можно упрекнуть в филологической беспомощности. Это единственный минус вербальной составляющей. Но, с другой стороны, Анастасия пишет, как чувствует. И этот безусловный плюс сводит на нет все минусы.

Альбом открывается скорбным по настроению стихотворением "Никогда". Оно декламируется под прозрачный вокализ на фоне холодного, статичного аккомпанемента на двух повторяющихся звуках.

"Цветочки" - сентиментальный романс в ритме вальса. Влияние вокальной лирики П. И. Чайковского проявилось, с одной стороны, в куплетно-вариационной форме, с другой - в непрерывности линии драматического развития с кульминацией в конце романса. В "Цветочках" высшая точка эмоционального подъема приходится на припев третьего куплета, который не поется, а декламируется на фоне тремоло рояля в низком регистре. В финальном проигрыше сдерживаемые доселе чувства прорываются наружу.

"Ложь" в накапианной версии превратилась в современный романс, который Ирина Клименко насытила красивыми джазовыми гармониями. Стихотворение "Скоро в строй" проникнуто фольклорными интонациями. А в сопровождающей его миниатюре явственно слышны отголоски рахманиновских фортепианных произведений. Впрочем, это не совсем стихотворение, скорее - мелодекламация.

"Помни" - пожалуй, самая безутешная вещь на альбоме. "Крылья" - еще один "постчайковский" романс, в котором концентрация боли достигает апогея. Важным средством драматургической выразительности служит внезапный тональный сдвиг в третьем куплете...

Стихотворение "Муха", юмористическое и философское одновременно - попытка автора (и лирического субъекта) взглянуть на себя со стороны. Недаром Анастасия говорит о себе в третьем лице. Стихотворение читается под пьеску скерцозного характера. К слову, в ней проявилось влияние джаз-сюит Дмитрия Шостаковича. А быть может, это просто случайное совпадение...

Философская баллада "У Баі" ("В Бою") - самая лучшая в альбоме. Окружающий мир представляется автору сотканным из сплошных противоречий, как противоборство взаимоисключающих явлений, единство и борьба противоположностей. Война - это и борьба индивида с собственными слабостями и недостатками. С точки зрения музыкальной выразительности драматургия песни вопросов не вызывает. Однако Анастасии следовало взять тональность пониже: чувствуется, что высокие звуки даются ей с трудом, голос подрагивает от напряжения.

Зато "За Дождем" звучит здесь гораздо лучше, чем в альбоме "Тебе". По-хорошему тоскливо и безысходно. Идеальный саундтрек к осенней погоде. В конце песни эффект реверберации привносит элемент психоделии.

Песня "Беги" первоначально входила в альбом "Пора", а в белорусском переводе, сделанном Сергеем Балахоновым, была включена в бонус к нему. Здесь же "Бяжы" предлагается в камерной версии. На мой взгляд, каждый из трех вариантов - русскоязычный, белорусскоязычный с группой и под фортепиано - по-своему прекрасен.

"Чакаем" ("Ждем") - размышление автора о судьбе белорусской нации. Песня основана на образном контрасте между запевом и припевом. В запеве безраздельно господствует образ всепоглощающей темноты. Фразы пропеваются с полувопросительной интонацией и отделяются друг от друга цезурами (паузами для взятия дыхания перед очередной фразой). Темноте противопоставлен образ бесконечного ожидания. Припев минималистичен и по музыке, и по тексту. Он сводится к навязчивому, "вдалбливающему" повторению одной и той же фразы: "Усё чакаем..." ("Всё ждем...") В последнем куплете подводится итог: "Вочы звыкліся да цемры. З тварам брудным весялімся. Ды навошта ўсім нам вочы, калі праўды мы баімся? Ды чакаем... Усё чакаем..." ("Глаза привыкли к темноте. С грязным лицом веселимся. И зачем нам глаза, если правды мы боимся? И ждем... Всё ждем...").

Завершает альбом стихотворение "Линия", подытоживающее определенный жизненный период: "Ответы найдены. Вопросы розданы. Что-то проиграно, а что-то продано..." Музыкальное сопровождение уже знакомо слушателю по стихотворению "Никогда". Но в финале пьеса подвергается развитию: из уже упоминавшихся многократно повторяемых двух звуков, которые теперь не кажутся холодными, как в начале, вырастает вальс... Таким образом, Анастасия Шпаковская придает своему альбому характер кольцевой композиции. Правда, вместо точки в финале ставится жирное оптимистическое многоточие: жизнь продолжается...

Таким образом, начало эксперимент Анастасии Шпаковской и Ирины Клименко по освоению нового жанрового пространства оказалось удачным и многообещающим.

При первом поверхностном знакомстве альбом может показаться тяжеловатым. Но при более глубоком, сосредоточенном прослушивании эти стихи и песни-баллады-романсы воспринимаются по-другому: в частности, они способны, с одной стороны, снимать депрессивные состояния, с другой, оказывать катарсическое воздействие.

Скачать альбом (при желании заплатить)

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 09 августа 2014, 04:57
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

Статьи10, 50, 21... Эта дивная магия чисел! (NAKA PIANO в клубе "Graffiti", Минск, 11.07.2014)Геннадий Шостак01.08.2014

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.02 / 6 / 0.003