NAKA - "Довольна"


(c) NAKA, 2013
(p) Antidot, 2013
14 tks./T.t. 50:07


Лидер группы NAKA Анастасия Шпаковская, придерживаясь чеховской максимы, озаглавливает свои альбомы предельно кратко: "Тебе", "Пора", "Довольна". Но за этой кажущейся простотой часто скрываются бездонные колодцы смыслов, реализация которых требует безупречного владения богатейшим арсеналом выразительных средств.

Сама Анастасия называет стилистику NAKA "альтернативной музыкой". Что же, может быть. Но мне более точным представляется обозначение "dramatic rock": во-первых, если прослушать три студийные работы группы, записанные в "электричестве", в хронологической последовательности, нельзя не заметить усиливающееся от альбома к альбому драматическое начало. В "Довольна" градус эмоционального напряжения достигает критической точки. У меня создается впечатление, будто все песни написаны на пределе человеческих возможностей. Во-вторых, стиль и музыкальная форма каждой композиции определяется ее драматургией.

Как-то один известный критик назвал "первой песней" альбома его оформление. На лицевой стороне картонного диджипака помещен фрагмент фотосессии, сделанной специально для клипа на заглавный трек. Не случайно на снимке Анастасия Шпаковская запечатлена в костюме балерины: те, кто постарше, помнят, как советский народ глубоко скорбел по поводу кончины очередного генсека под аккомпанемент "Лебединого озера", которое звучало из каждого утюга. А красная полоса напоминает знаменитые партизанские папахи. Таким образом, и балет, и партизанское движение вызывают устойчивые ассоциации с кондовым Совком. От которого Беларусь унаследовала (да и продолжает наследовать) все самое худшее.

Анастасия Шпаковская очень не любит комментировать свое творчество. Правда, в пресс-релизе к представляемой работе дает необходимое пояснение: "Для меня альбом "Довольна", в первую очередь - попытка разобраться в своих отношениях с действительностью. Попытка через осознание окружающего разобраться в себе. (...) Осознание важности, размышления о смысле, значении и честности жизни, подвигли меня к написанию именно таких песен, именно сейчас". А еще в этом альбоме манифестирована гражданская позиция автора, с которой можно соглашаться или спорить, но необходимо уважать.

Лично я охарактеризовал бы альбом с помощью словосочетания "поэтика ощущений". С первой до последней песни слушатель оказывается вовлеченным в бахтинский карнавал чувств, эмоций, переживаний: от детской радости до кромешного отчаяния. Поэтому с музыкальной точки зрения композиции отличаются нестандартными метрическими размерами, рваными, синкопированными ритмами, тональными сдвигами и скачками, противоречащими правилам классической гармонии. В стихах встречаются оборванные, незаконченные фразы (кем-то из литературоведов был придуман термин "язык разорванного сознания"). Некоторые строки можно было бы упрекнуть в неряшливости, покритиковать за балансирование на грани графоманства. Но я не стану этого делать: в конце концов, музыкальная и вербальная составляющие здесь находятся в органичной взаимосвязи, и это достоинство преобладает над всеми возможными недостатками.

Как исполнительница Анастасия призывает на помощь все свои актерские данные: она то поет, то декламирует, то шепчет, то истерично вопит...

Состав, которым записывался альбом, в течение минувшего года претерпел изменения. Тем не менее, страна должна знать и любить своих героев. Это Анастасия Шпаковская - музыка, тексты, вокал; Ирина Клименко - клавишные, фортепиано; Сергей Щурко - гитара; Валерий Позняк (экс-DEATHBRINGER и THE BUTTERFLY) - бас-гитара; Дмитрий Рыбаков - барабаны; в качестве сессионных музыкантов на запись приглашены жалеечник Дмитрий Кукс (ХАРОШКІ, КОЗЬЕ МОЛОКО) и альтист Артем Грошиков (симфонический оркестр Белорусской государственной филармонии). К музыке и аранжировочным решениям группа NAKA подошла с высочайшей требовательностью.

Да простит меня читатель, но не могу не остановиться на каждом треке альбома: просто безумно люблю Анастасию Шпаковскую как автора и исполнительницу, группу NAKA и все их работы.

Альбом открывается композицией "Обочины". Суровое, даже, я бы сказал, зловещее вступление сменяется маршевым ритмом, на фоне которого Анастасия Шпаковская почти "по-маяковски" произносит строки, исполненные обличительного пафоса, а Ирина Клименко нарезает на фортепиано что-то джазовое. А вот ключевая строфа песни:

Пока мертвые командуют,
Живые заполняют эти гробы,
С единственной верой и надеждой,
Что они - не рабы.


В следующей композиции "Во Чреве Кита" обличительная интонация усиливается. Собственно чрево кита - метафора сегодняшней Беларуси. Желание героини песни вырваться из гнетущей, удушающей, опустошающей повседневности подчеркивается нервным, наэлектризованным и в то же время предельно плотным звучанием всех инструментов.

"Мой Милый" - стилизация русской народной песни, мягко говоря, удаленная от прототипа. На мой субъективный взгляд - почти пародия. Два шага назад по сравнению с "Дорогой" из альбома "Тебе".

В песне "Клочьями" пронзительность и экспрессивная емкость достигаются за счет такой риторической фигуры как эллипсис. Напомню: под эллипсисом понимается художественно выразительный пропуск в речи частей предложения, которые в силу избыточности информации, заложенной в высказывании, подразумеваемы и мысленно восстановимы:

...Сделай так,
Чтобы стало все короче,
Потому что было очень,
А теперь худо...


Едва сдерживаемое в запеве ощущение боли в припеве с неистовой силой прорывается наружу. Форсированное пение поддерживается монотонным риффом электрогитары.

Непосредственным толчком к написанию песни "За Минуту До Взрыва" послужило конкретное событие - теракт в минском метрополитене (на станции "Октябрьская" 11 апреля 2011 года), в результате которого 15 человек погибли и 203 получили ранения. Автор во всей полноте передает ощущения человека, жить которому осталось считанные секунды. Яркий психологический эффект достигается посредством гротескного вальса в фортепианном сопровождении, полупропевания-полупроговаривания фраз и еще одного композиционного (в данном случае правильнее сказать - аранжировочного) приема, на котором остановлюсь более обстоятельно. В 60-е годы прошлого века в академической музыке широкое распространение получило явление, которое музыковеды окрестили сонористикой или сонорикой (от лат. sonorous - звучный, звучащий). В сонористике первостепенное значение отводится тембру звука, а не высоте тона или интервала. У непосвященного слушателя сонорная музыка может вызывать ассоциации с грохотом, скрежетом, шелестом и иными шумовыми звуками... Взрыв, о котором идет речь в песне, изображается предельно искаженным звучанием гитары.

Песня "Так Просто" была написана после казни организаторов теракта в минском метро. В запеве фразы, произносимые на фоне акцентировано звучащих гитары и баса, представляют собой обрывки мыслей и чувств. В припеве речь героини упорядочивается. Ее сопровождают изощренный ритм барабана и мягкая подкладка альта.

Название "Всех Забрали" говорит само за себя. Эта песня однозначно о противостоянии народа и власти, а еще точнее - о силовом подавлении властью народного недовольства. Здесь переживания героини песни (и ее автора) раскрываются посредством торжественного барабанного боя и имитации на клавишных колокольного звона в запеве, сбивчивого ритма в аккомпанементе в припеве; проигрыш в среднем эпизоде рисует картину наступления Конца света...

"Мало Тебя" - мелодекламация под аккомпанемент группы. Характер музыкального сопровождения меняется в зависимости от произносимых фраз. В стихах отчетливо слышны отголоски поэзии Анны Ахматовой. (Замечу в скобках: и от многих других текстов Анастасии Шпаковской тоже сильно разит Серебряным веком.)

"Ложь" - эстрадная песня по форме и содержанию. В самом что ни на есть хорошем смысле слова. И если бы вся эстрада была такой, я бы оставался в числе ее ярых фанатов.

"Пагоня", она же "Agonia Ці Пагоня" ("Агония Или Погоня") раскрывает новую, неожиданную грань творчества Анастасии Шпаковской. Автор остро переживает за судьбу белорусской нации, которая, будучи лишена своей государственной символики, обречена на медленное вымирание. Наигрыш на жалейке воплощает мечту о национальной независимости Беларуси. Мне больше нравится вынесенная в бонус версия песни, перепетая с Яном Маузером (TAV. MAUZER).

На первый поверхностный взгляд может показаться, что композиция "Собирайтесь" содержит призывы к восстанию или революции. Боже упаси воспринимать их буквально! А вот за свободу внутри себя побороться, пожалуй, стоит. Вся группа играет в унисон с вокалом Анастасии Шпаковской, при этом ударные исполняют самостоятельную партию.

Песня, давшая название альбому, - едкая сатира на белорусскую госпропаганду. Она написана в простейшей тональности до мажор. Запев - стилизация колыбельной, выдержанной в ритме вальса. Припев напоминает детскую песенку. В его основу положена хулиганская попевка из двух закодированных фраз, которые, даже будучи проиграны на любом инструменте, а не пропеты, понятны каждому, имеющему первоначальное музыкальное образование: "до-ре-ми-до-ре-до - соль-фа-ми-ре-до". Остальных, кто не в курсе, попрошу вообразить музыкальную дуэль. Первый дуэлянт говорит: "А пошел ты на ..." Второй в ответ: "Сам иди туда". Двухголосие достигнуто путем наложения звука. Второй голос, отодвинутый на задний план, интонирует нарочито фальшиво, а под конец отстает в темпе. Тем самым автор вскрывает всю обманчивость всенародного счастья. А с каким сарказмом пропеваются строки:

Все процветает - больницы, дворы.
Смех отовсюду слышен детворы.
Всюду веселье, стабильность, доход.
Очень довольный живет здесь народ.


Переливы колокольчиков, сопровождающие пение-интонирование, лишь усиливают ощущение вопиющего контраста.

Кроме упоминавшейся здесь версии "Пагоні" бонус содержит великолепную философско-лирическую балладу "У Баі", исполненную дуэтом со Змицером Войтюшкевичем (экс-ПАЛАЦ и KRIWI, ныне - W.Z. ORKIESTRA). В записи треков, вынесенных в бонус, также участвовали гитарист Павел Трипуть (экс-Концертный оркестр Гродненской областной филармонии п/у Бориса Мягкова, ныне - STOPTIME и CHIEFS BAND) и басист Андрей Бочков (симфонический оркестр Белорусского государственного академического музыкального театра).

Когда в наши руки попадает что-то, с чем мы ранее не сталкивались, мы стараемся провести аналогии с чем-то уже знакомым. Не удалось избежать сравнений и Анастасии Шпаковской. Один из недоброжелателей написал, что группа NAKA взяла все самое худшее у Земфиры и Чичериной. В ответ Анастасия придумала слоган к выходу альбома "Довольно", подхватив и использовав прочитанную фразу: "Все самое худшее от ZЕМФИРА и ЧИЧЕРИНА в твоем плеере"... Дурной пример заразителен. Поэтому я тоже позволю себе воспользоваться прочитанным/услышанным и порекомендовать это "самое худшее" всем и каждому. Да, этот альбом очень тяжелый и болезненный для восприятия. Но ведь процесс катарсиса, духовного очищения не может приносить легкость и удовольствие. В заключение - еще одна цитата из пресс-релиза: "Я чувствую, что нам очень важно ожить сердцем и душой для попытки спасения себя и своего мира. Важно сочувствовать, важно сопереживать..." Так последуем же призыву Анастасии Шпаковской!


Слушать альбом
Скачать альбом:
mp3
FLAC (lossless) (при желании заплатить)

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 17 июля 2014, 21:24
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииNAKA - "Тебе"Старый Пионэр08.08.2006
РецензииNAKA - "Пора"Старый Пионэр16.06.2010
Рецензии"Сімвалы Веры І Свабоды"Геннадий Шостак26.06.2013
РецензииNAKA - "Muza" (EP)Геннадий Шостак29.09.2014
РецензииNAKA - "Мая Малітва"Геннадий Шостак04.03.2016
СтатьиРок-н-роллом по массам! (NAKA в клубе "Re:Public", Минск, 29.11.2014)Геннадий Шостак10.12.2014
СтатьиНа зависть Стасу Михайлову (презентация альбома NAKA в клубе "Re:Public", Минск, 8.03.2016)Геннадий Шостак15.03.2016

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.03 / 6 / 0.006