MORKVOЦВЕТ: "Мы не пытаемся ставить стилевые рамки"


О минском дуэте MORKVOЦВЕТ я услышал приблизительно год назад от лидера и вокалистки группы СОН-ТРАВА Екатерины Гузовской-Горы. Тогда еще почти не было качественных студийных записей - разве что ВКонтакте были выложены демо-варианты некоторых песен. Но, признаюсь, тогда MORKVOЦВЕТ зацепил меня крепко.
Из двух эфиров, вышедших в ноябре прошлого года на Белорусском радио (их аудиозаписи можно найти в ВК), я подробнее узнал о дуэте. "Живьем" я их впервые услышал в декабре на благотворительном фестивале "Жоўты Дом" ("Желтый Дом"). А в июле этого года сам приложил руку к организации в Бресте сборного концерта с участием MORKVOЦВЕТА. Выпущенный осенью дебютный студийный альбом "Брешь" лишь укрепил меня в убеждении, что MORKVOЦВЕТ - группа №1 на белорусской сцене. И, конечно же, от персонального приглашения на презентацию альбома, которая проходила 19 октября в "TNT Rock Club", никак не мог отказаться.
После концерта Евгений Белонович и Павел Рыжков любезно согласились удовлетворить мое любопытство.


Геннадий Шостак: Только что вы отыграли концерт в расширенном составе - с контрабасистом и барабанщиком. На мой взгляд, эксперимент удался. Станут ли приглашенные музыканты полноправными участниками MORKVOЦВЕТА?
Евгений Белонович: Пока для нас это эксперимент. Но, в любом случае, у нас будет два состава. Будем выступать и дуэтом, и расширенным составом. Может, миксовать в одном концерте либо разделять эти концерты.

ГШ: А записываться будете?
Евгений: Про запись пока не думали. Наше выступление - это только проба.

ГШ: Вы очень долго шли к альбому "Брешь". Что чувствуете по окончании записи? Довольны ли результатом?
Евгений: В мае, когда записали весь материал, мы были очень довольны тем, что из этого получилось, что может получиться. В течение последующих четырех месяцев, когда шел этап сведения и мастеринга, мы слушали альбом такое количество раз, что в данный момент - могу сказать за себя - я вообще ничего не понимаю. Хорошо, плохо?.. Скорее хорошо.
Павел Рыжков: То же самое. Нет сейчас объективных ощущений. Мы слишком много работали с ним, чтобы воспринимать беспристрастно. Прошло слишком мало времени после того, как мы сделали последние правки для звукорежиссера. Поэтому пока не знаем. Есть осознание того, что сделали большое дело. Нет большой радости, потому что слишком много сил было потрачено.

ГШ: Понимаю, вы очень устали. Хочу спросить о стиле, в котором работаете. Он уникален не только в СНГ, но и во всем мире. Если это арт-рок, то абсолютно иной, чем у ваших предшественников - KING CRIMSON, YES или ELP. В вашей музыке уживаются и сочетаются и церковные напевы, и фольклор, и классические традиции, и джаз, и рок... Как долго вы к этому шли?
Евгений: Мы идем до сих пор. Нам не кажется, что есть некая стилистическая точка, к которой мы движемся: допустим, мы хотели бы звучать вот так-то или так-то. Это все с самого начала - экспериментаторство, проба. Что-то ложится легче, что-то сложнее. А смешение жанров и стилей - это просто такое ощущение, такое видение. Мы не пытаемся ставить стилевые рамки.

ГШ: На концерте со мной рядом сидела Марина Воробей, филолог, журналист, которая писала для различных белорусских сайтов. Она увидела в ваших композициях элемент аудиотеатра.
Евгений: Это возможно! (смеется)
Павел: Очень приятно! Это нам льстит. Дай бог, чтобы так и было. Если честно, нам кажется, что до театра мы все-таки не дотягиваем. Но если кто-то видит элементы театра со стороны - это круто!

ГШ: Вопрос к Павлу: слушаю твои тексты и ощущаю влияние эстетики обэриутов. Вот здесь Даниил Хармс, там Александр Введенский, тут Николай Заболоцкий, а вот чуть-чуть Алейникова... Насколько я прав?
Павел: Все, что я читаю, на меня воздействует. Вот сейчас меня прорвет - и я напишу в стиле Пушкина. (общий смех). А рядышком будет Хармс. Все зависит от настроения, от песни. Все, с чем мы соприкасаемся в плане творчества, - на нас воздействует.

ГШ: А на тебя, Женя, как мне кажется, влияет не столько поэзия, сколько философия, причем абсолютно разные течения.
Евгений: Абсолютно верно! Философию можно на первый план ставить. А поэзию - на второй.

ГШ: Вслушиваюсь в ваши композиции - и в тексты, и в музыку. И нахожу некоторые переклички с Дмитрием Ревякиным и КАЛИНОВЫМ МОСТОМ - в плане словотворчества, музыкальной формы...
Евгений: Я знаком с творчеством Ревякина, знаю его песни, альбомы... Но глубоко, досконально КАЛИНОВ МОСТ не слушал, не погружался. Быть может, есть какие-то случайные влияния...
Павел: Я с творчеством КАЛИНОВА МОСТА знаком очень поверхностно. Сейчас не могу вспомнить ни одной их песни. Наверное, что-то слышал. Но они как-то прошли мимо меня. Не могу никакой ассоциации найти. Если честно, даже не припомню, как КАЛИНОВ МОСТ звучит. К своему стыду.

ГШ: В прошлом году вы попали в Бельск-Подлясский на "Бардовскую Осень". Даже получили приз "За самобытность и оригинальность" имени Томаша Сулимы. Можно об этом поподробнее?
Евгений: Это была неофициальная премия, вне формата фестиваля. Просто мы не вписывались в "Бардовскую Осень". Честно говоря, мы всё сделали наоборот. Там это оценили...

ГШ: Всё наоборот - то есть не по-бардовски?
Евгений: Совершенно не по-бардовски. Мы привыкли воспринимать барда как человека с гитарой, у которого на первом плане стоят стихи, а на втором - музыка. Причем, музыка - это, говоря простым языком, три аккорда. Но, когда мы играем вдвоем, у нас все гораздо сложнее. Два человека - две гитары.

ГШ: "БАСовішча" покорять собираетесь?
Евгений: В этом году мы подавали заявку на "БАСовішча". Но нам сказали, что мы - барды (общий смех). В следующем году подавать туда не будем: средний возраст участников фестиваля может быть 30 лет, а нам уже больше.

ГШ: А на "Гаркундель" как попали?
Павел: "Гаркундель" - это конкурс, попасть на который может каждый. Отправляешь заявку - тебе назначают дату, когда нужно приезжать. Вот мы так приехали. Там сидит Олег Гаркуша и прослушивает исполнителей. Вот таким образом и попали.
Евгений: Сначала на "Гаркундель", а потом в финал.

ГШ: Вы оба - выпускники Белорусской государственной академии музыки. Иначе говоря - консерватории. Вообще, насколько я знаю, в академической среде господствует скептическое отношение и к року, и к джазу... А вам образование помогает или мешает в сочинительстве, в создании композиций?
Павел: Однозначно помогает! Здорово, когда багаж знаний о музыке ты можешь дополнить ро́ковой харизмой, ро́ковым настроением в песне. В итоге получается очень интересное произведение. По этой причине мы много где считаемся неформатом, потому что пытаемся совмещать разные стили. Но академическое образование - это однозначно хорошо.
Евгений: Безусловно, академическое образование помогает. Когда в руках есть несколько инструментов - я имею в виду, орудий труда - всеми будешь пользоваться. Когда в руках одна лопата, будешь только копать. А когда имеешь много всего - будешь применять себе во благо. Точно так же и у нас: мы применяем и инструменты, которые у нас в руках, и наш опыт.

ГШ: Иногда вы используете электрогитару...
Павел: Ты имеешь в виду эффекты, примочки?
Евгений: Мы всегда используем электрогитару.
Павел: У нас электрогитара подключается к специальному приспособлению. Она может звучать и как обычная электрогитара, и с различными эффектами.
Евгений: В нашем инструментарии три гитары: акустическая, классическая и электрическая.

ГШ: Что из услышанной музыки в течение последнего года произвело на вас наиболее сильное впечатление?
Евгений: Из белорусской музыки очень понравились .K. Я попал на их выступление. Это было очень энергично, очень мощно! Я послушал альбом "Dobrazol" - мне очень зашло. Из России - из таких молодых ребят, которые только-только начинают - очень понравилась питерская группа ГАФТ. Мы познакомились раньше, но в этом году они для меня открытием стали. Очень классные ребята! Такой арт-рок лупят - здорово! А из дальнего зарубежья... (надолго задумывается) Честно говоря, не могу вспомнить.
Павел: На этих концертах мы были вместе с Женей, слушали этих исполнителей. Это наше общее мнение. Я даже не знаю, что добавить.

ГШ: А можно немножко поподробнее о сотрудничестве с ГАФТОМ?
Евгений: Познакомились на "Гаркунделе". И после этого два концерта вместе сыграли. Записали кавер на их композицию в переводе на белорусский.

ГШ: Вы презентовали альбом, подготовили концертную программу расширенным составом. Что дальше?
Павел: У нас очень много идей и задумок. Будем делать разные вещи - само собой, двигаться в заданном направлении, развиваться, писать новые песни. У нас даже есть мысли по созданию целых музыкальных циклов... Не буду больше ничего про это говорить, чтобы не сглазить.
Евгений: В обозримом будущем - только концерты. До Нового года отыграем 8 концертов. А дальше - есть материал для записи второго альбома. Будем его записывать вдвоем или вчетвером - пока не знаем. Определимся чуть позже.

ГШ: Ваши пожелания тем, кто будет читать это интервью?
Евгений: Интересоваться новым, быть открытым, все время что-то искать, выискивать, ходить на концерты. В Беларуси много интересного происходит. У нас очень много классных групп, которые никто не знает.
Павел: Присоединяюсь ко всему, что сказал Женя. А еще пожелаю счастья, здоровья. Будьте жизнерадостными и не позволяйте окружающей тьме вас сковывать. Несите свет в себе! И не давайте окружающим формировать ваше восприятие. Человек формирует окружающую действительность, а не действительность давит на него. Такое отношения к жизни делает человека счастливым. Именно такого отношения я и желаю читателям.

28 ноября MORKVOЦВЕТУ исполняется 4 года. От себя лично и Нашего НеФормата поздравляю дуэт с днем рождения и желаю не останавливаться на достигнутом и не сбавлять оборотов. Остальное приложится.

Фото: Марина ВОРОБЕЙ (1, 2), Алиса АХРАМОВИЧ (3, 4)

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 28 ноября 2017, 21:56
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.07 / 5 / 0.011