Когда у фестиваля есть сверхидея ("Жоўты Дом-4" в Минске)


11 декабря в пабе "Брюгге" собрались музыканты, поэты, танцоры и другие творческие личности и коллективы, чтобы поддержать людей с психическими заболеваниями. Символично название мероприятия, проводимого в четвертый раз - "Жоўты Дом" ("Желтый Дом"): в дореволюционной России стены психиатрических больниц обычно красили в желтый цвет. Организатором фестиваля выступила лидер группы СОН-ТРАВА Екатерина Гузовская-Гора. Вход на "Жоўты Дом"был свободным: вместо платы за билет зрители могли принести вещи, которые понадобятся для творчества и быта людям с психическими заболеваниями.

В самом начале на сцену вышла Екатерина Гузовская-Гора и вкратце рассказала о предназначении мероприятия. Затем взяла гитару и спела две песни собственного сочинения - "З Табою Ён Сам" ("С Тобой Он Сам") и "Дамоў" ("Домой"). Оказывается, фолк-рок может звучать и под одну акустическую гитару, да как!

Уже после концерта я спросил Екатерину, почему на фестивале не выступила группа СОН-ТРАВА. И получил лаконичный ответ (привожу по памяти): "Потому что на данный момент СОН-ТРАВА - это я". Ну, что же, пришлось удовлетвориться такой формулировкой. А группу послушать все равно хочется. Надеюсь, это рано или поздно случится.

Екатерина Гузовская-Гора ограничилась лишь двумя песнями: все же и выступать, и одновременно быть ведущей фестиваля - неблагодарный труд. Надо везде поспеть.

Свои стихи прочитали поэты - Наста Кудасова из Рогачева Гомельской области и Виктор Жибуль из Минска. Я обратил внимание на поэзию Насты: многие ее стихи так и просятся на музыку.

Очень хорошее впечатление произвел дуэт: Юлия Шабанова - стихи, музыка, акустическая гитара, вокал; Виктория Новодворская - перкуссия. Свой стиль Юлия обозначает как бард-рок. По основной профессии она - психиатр. В целом песни Юлии достаточно окрашены меланхолией и психологическими переживаниями. "Первый Месяц Зимы" посвящался декабрю. "Главный герой" песни "Одна" - состояние одиночества. "И Луна" - "мамская" песня (так называет ее сама Юлия). Не обошлось и без премьер: Юлия и Виктория представили новую песню "Девочка В Коляске". А закончили оптимистическим номером "Две Капли Солнца". На самом деле солнца в пабе в этот вечер было гораздо-гораздо больше.

Поэтическую часть продолжили поэты Матвей Носов и Константин Миденко. Ничего об их поэзии сходу сказать не могу, поскольку бывает необходимо вчитаться в художественное произведение, уловить его смысл. А с первого раза это удается далеко не всегда. Мне, к сожалению, пока не удалось. Однако известно, что Матвей и Константин прежде были участниками поэтической арт-группы "Химера". В зале присутствовали и другие участники этого объединения, но в качестве зрителей.

Выступления основателя и лидера группы ГОЛАЯ МАНАШКА Федора Живалевского - сольные ли, с составом - не похожи друг на друга. Федор, как правило, не исполняет востребованный материал, а строит программы по собственному усмотрению. На сей раз все композиции были новые. Применительно к музыкальной составляющей ГОЛОЙ МОНАШКИ употребляются разные характеристики - панк, грандж, пост-грандж... Да, в принципе, какая разница? Главное - чтобы перло зрителей и музыкантов.

Выступление открывалось инструментальной импровизацией. Песни "Ты Фарбаваная Ў Рудыя Промні" ("Ты Окрашена В Рыжие Лучи") Федор написал на стихи минского поэта-авангардиста Дмитрия Вишнёва, а "Цішыня Спыняе Час" ("Тишина Останавливает Время") и "Юнацтва Смарагд" ("Юности Изумруд") - на собственный текст. При возможности обязательно посещу концерт группы Федора Живалевского.

Сяржук Долгушев вышел на сцену с неизменной колесной лирой и устроил очередной "Спеўны сход" ("Певческое собрание") - разучил со зрителями народную песню "Шось У Лесе Гукае" ("Что-то В Лесу Кричит"), которая, между прочим, поется на одном из полесских диалектов. Особенность эксперимента состояла в том, что участники "Схода" не имели перед глазами текста песни. Приходилось полагаться на память. А поскольку не за горами Рождество, Сяржук предложил разучить еще одну песню - "Прыйшла Каляда Ўвечары" ("Пришла Коляда Вечером"). В итоге пел весь зал - кто в лес, кто по дрова, конечно, но и в этом есть своя прелесть.

На высоте оказался дуэт AGATA в составе этнической певицы Ирэны Котвицкой (экс-Ы.Ы.Ы, AKANA-NHS, JAKDZEN, NEW IMAGE ORKIESTRA, ныне также AKANA, KAZALPIN, проект ETHNO FANTASIA) и аккордеониста Алексея Ворсобы (экс-JAKDZEN и NEW IMAGE ORKIESTRA, ныне также PORT MONE). Напомню: в творчестве дуэта белорусский фольклор органично сочетается с латиноамериканскими и французскими влияниями, а также восточными мотивами. Продолжением "Спеўного схода" стало разучивание белорусской народной песни "Юр'я" или "Зарадзі Божа!" ("Уроди, Боже!"). Понравились "Сокал" ("Сокол"), "Усе Чужыя Людзі" ("Все Чужие Люди") и "Стаяла Дзяўчына" ("Стояла Девушка"). Следует отметить, что Ирэна и Алексей отработали программу со стопроцентной самоотдачей, как будто на сцене присутствовал целый оркестр.

Выступление частного театра "Дом Солнца" представляло собой пример синтеза искусств. Инструментальное трио LUMIERE TALES во главе с Иваном Соласом, который не только сочинил всю музыку, но и играет на кельтской арфе. Плюс потоковая живопись, проецируемая на специфический экран... Это все невозможно описать. Это нужно видеть и слышать...

Для меня открытием и откровением стала группа SHAMAN JUNGLE. Она примечательна чудесным вокалом Ольги "Уртики" Петрусенко, экспериментами с разными стилями, продуманным подходом к музыкальной форме, композициями на белорусском, английском и иврите... Программа "шаманов" состояла преимущественно из новых вещей: "Moon", "Колос" (с великолепным дудуком Егора Якушева и театром танца "Альтана", исполнившим экспериментальную пластическую импровизацию, рождавшуюся прямо на глазах у зрителей), "Знаменосец, или Абандерадо", "Night Guardians" (на текст фрагмента из "Песни Песней"), "Seeds Of Sun"... Из известных вспомнили композицию "Deeper" из одноименного альбома. К слову, сам альбом мне был подарен диджеридуистом группы Федором Сташкевичем. Так что рецензии - быть!

В состав дуэта MORKVOЦВЕТ входят классические гитаристы с консерваторским образованием - Павел Рыжков и Евгений Беланович. Музыкальные критики, да и сами музыканты, затрудняются с определением стилистики дуэта: в ней органично сочетаются и взаимодействуют совершенно разные пласты музыкальной культуры: академические жанры, джаз, рок, фольклор... Пусть это будет эклектика в самом хорошем смысле слова. В последнее время Павел Рыжков пишет тексты по-белорусски. Песня "Дождь" за несколько месяцев существования MORKVOЦВЕТ успела стать его визитной карточкой. На фестивале были представлены две новые песни - "Брама" ("Ворота") и "Звар'яцелы Генерал" ("Сумасшедший Генерал").

Творчество следующих участников являет собой синтез разных видов искусств - поэзии, перформанса и музыки. Причем каждая составляющая важна в одинаковой степени. Речь пойдет об арт-сообществе уравновешенных людей "Няхай*" в составе: поэты и перформеры Анна Дусь и Егор Супостатов, а также звукорежиссер и композитор Андрей Подоляк. Датой рождения проекта можно считать 18 июля 2014 года - день, когда группа молодых поэтов собралась в роще неподалеку от спального района города Минска, чтобы отметить день рождения Владимира Маяковского. Название придумал Федор Живалевский. "Няхай" переводится с белорусского как "пускай", "пусть". К тому же это слово довольно типично для Беларуси, по сути, несет в себе культурный код.

К фестивалю арт-сообществом была подготовлена программа, посвященная проблеме смертной казни в Беларуси. Название "Дом, У Якім..." ("Дом, В Котором...") содержит в себе аллюзию на одноименную книгу Мариам Петросян. Анна и Егор, облаченные в одежду, напоминающую смирительные рубашки, читали стихи. После "казни" перформеров палач накрыл их простыней с аббревиатурой "ИМН" ("исключительная мера наказания"). Эти три буквы можно видеть на тюремной робе смертников. Музыкальная подложка, напоминающая то NINE INCH NAILS, то MINISTRY, следовала за сюжетом. Можно сказать, что арт-сообщество "Няхай*" ставило цель активизировать все рецепторы зрителей и со своей задачей блестяще справилось.

Поэтическую часть фестиваля закрывал Дмитрий Вишнёв, чьи стихи в музыкальном воплощении мы уже слышали.

Трио TONQIXOD я ждал с большим нетерпением. Честно говоря, соскучился по его гаражно-психоделическому арт-року. И, конечно, мои ожидания были вознаграждены: Владимир Ленкевич, Максим Субоч и Андрей Алексеенко на одном дыхании отыграли программу из пяти композиций: "Насыпаць Горы" ("Насыпать Горы") и "Галасы" ("Голоса") из альбома "Pradmova" ("Предисловие"); а также полностью вышедший в этом году EP "Лямант, Хаос І Вэрхал" ("Визг, Хаос И Кавардак") - "Марозная" ("Морозная") за авторством Сергея Пукста, "Лямант" ("Визг") и "Камняпад" ("Камнепад"). Все безупречно, безукоризненно и на высочайшем профессиональном уровне.

Еще одно трио - HAINA, которому выпало завершать фестиваль, играло для пустеющего зала. Илья Поплёвка, Екатерина и Александр Кузьмины воспроизвели сокращенный вариант своей новой программы "Токам" ("Током"), выбрав из нее 6 ключевых номеров: "Ціхі Акіян" ("Тихий Океан"), "Ты Абяцала" ("Ты Обещала"), "Токам", "Можна" ("Можно"), "Кантроль" ("Контроль") и "Прыцягненне" ("Притяжение"). Мне кажется, HAINA не могут играть плохо в принципе.

В перерыве между выступлениями мне удалось выловить Екатерину Гузовскую-Гора и задать ей парочку вопросов по поводу фестиваля. Времени на разговор было мало, поэтому наше мини-интервью получилось несколько сумбурным.

Геннадий Шостак: Вы проводите "Жоўты Дом" уже в четвертый раз. Какова цель фестиваля?
Екатерина Гузовская-Гора: Цель и сверхидея - привлечь внимание людей к проблеме психического здоровья и нездоровья. Человек, который сталкивается с проблемой психического заболевания, остается один на один с этим заболеванием. Этот человек сразу встречает непонимание со стороны близких, друзей и знакомых, которым трудно понять, что с ним происходит. Он остается без работы и, по сути, заперт в четырех стенах. И моя цель - привлечь внимание к проблеме, сломать стереотип, согласно которому, когда человек заболел, нужно отказываться от дружбы с ним. Ему просто нужна помощь, как и любому человеку, который болеет.
В проведении мероприятия нам помогает клубный дом "Открытая Душа". Это центр реабилитации людей, которые уже прошли лечение в психиатрических клиниках, которые уже имеют на руках диагноз, которым, скажем так, некуда идти. А это такое место, куда можно прийти и попробовать себя раскрыть. Потому что первый вопрос: а кто ты есть? А что ты можешь? Давай подумаем над тем, что ты можешь сделать и как существовать со своим заболеванием в этом обществе. Вот такая организация. Мне очень нравится ее подход. Поэтому я всегда стараюсь делать "Жоўты Дом": привлекаю музыкантов - как знакомых, так и новых. В этом году были еще и поэты, стало больше театров. Обычно в нашем мероприятии участвует "Дом Солнца", а сейчас добавились театр танца "Альтана", экспериментальный театр "Eye"... Таким образом, мы расширили формат. Музыканты в этом году очень хорошо поддержали! И, кстати говоря, сбор у нас прошел шикарно. Очень многие люди принесли вещи, которые мы просили принести, и сами музыканты благодарили их на самом мероприятии. И это меня очень радует.

ГШ: По какому критерию отбираются музыканты?
Екатерина: Чаще всего, на мой вкус. Я пишу многим, но откликаются не все. Чаще всего соглашаются. Но я, конечно, советуюсь. Бываю на каких-то мероприятиях, вижу интересную группу и сразу же смекаю, что в следующий раз ее приглашу. Ну, и спрашиваю совета у своих знакомых... Бывает, человек отказывается выступить, но для этого есть основания - уважительные причины, какие-то дела... В основном же соглашаются. Так, нас поддержали достаточно серьезные коллективы - AGATA, TONQIXOD, HAINA, SHAMAN JUNGLE, MORKVOЦВЕТ... Много-много людей - талантливых, творческих, интересных, профессиональных. Вообще мне нравится то, что сейчас происходит.

ГШ: На фестивале выступают группы только из Минска. А могут ли приглашаться исполнители и коллективы из других городов?
Екатерина: Могут. Но это все тяжело финансово. Потому что мне на это не выделяется ни копеечки. Все, что я делаю здесь, - это за мой счет практически. Музыканты играют бесплатно. Если группа готова организовать приезд за свой счет и выступить - я только за.

На этом нам беседу пришлось прервать: Екатерине пора было выходить на сцену, чтобы объявить очередного участника... И все же мне хочется сказать спасибо и этому замечательному человеку, и всем артистам, и бару "Брюгге", предоставившему помещение, и людям, которые принесли полезные вещи. До встречи на следующем "Желтом Доме"!

Фото: Дарья БОГОСЛОВА

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 19 декабря 2016, 18:07
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.05 / 5 / 0.018