NEW IMAGE ORKESTRA - "Zaradzi Bozha" (EP)


(c) NEW IMAGE ORKESTRA, 2012
(c) & (p) Dzida Music, 2012
4 tks./T.t. 18:16


NEW IMAGE ORKESTRA - минский студийный проект. Его участники вряд ли нуждаются в представлении у себя на родине. Но всё же, учитывая, что далеко не все потенциальные читатели этой рецензии живут в Белоруссии, следует сказать несколько слов о каждом музыканте.

Ирэна Котвицкая - певица, композитор, аранжировщик, профессиональный этномузыколог, педагог, автор учебных программ и методических пособий по фольклористике; основатель групп ETHNO-NHS, AKANA (AKANA-NHS), аранжировщик и вокалистка белорусско-швейцарского проекта KAZALPIN... О ней можно с полным правом сказать: Человек-Сюрприз, Госпожа Непредсказуемость. Ещё вчера мы слышали работу Ирэны с АКАНОЙ и джаз-бэндом APPLE TEA, сегодня она выступает с группой интуитивной импровизации КНЯЗЬ МЫШКИН, завтра записывает песню с инди-рок-бэндом HAIR PEACE SALON... И всюду чувствует себя органично и комфортно, при этом сохраняя индивидуальность.

Алексей Ворсоба - аккордеонист, композитор, аранжировщик, саунд-дизайнер; лидер трио PORT MONE. Стилистику, в которой работает, сам определяет как современный импрессионизм. Впрочем, рамки одного направления оказались для него слишком тесными. И потянуло Алексея на всевозможные эксперименты, которые в итоге обернулись безусловными удачами. Кто слышал совместный проект PORT MONE и киевской группы ДАХАБРАХА, поймет меня правильно.

За плечами звукорежиссера Андрея Жукова - многолетний опыт работы с такими разными по жанровой и стилевой направленности коллективами, как ВИА СЯБРЫ, этно-трио ТРОІЦА, группы DRUM ECSTASY и ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ... Сегодня за ним вполне справедливо закрепилась репутация лучшего из лучших.

В 2011 году Ирэна, Алексей и Андрей, движимые желанием играть качественную современную музыку, объединились в NEW IMAGE ORKESTRA. А год спустя результатом сотрудничества Котвицкой и Ворсобы стал еще один студийный проект - JAKDZEN (при переводе на русский происходит игра звуков и слов: "какдень" и "какдзэн" в слитном написании), реализоваться которому еще предстоит.

Каждая из четырех композиций строится на со-противопоставлении двух разнородных культурных пластов. Первый - аутентичное народное пение, несущее в себе позитивное, созидательное начало. Со вторым не всё так просто: Ирэне близок модернизм, искусство первой половины XX века; Алексей и Андрей увлечены постмодернизмом, новейшими композиционными приемами и техниками - как то коллаж, минимализм, репетитивность, политональность... Поэтому в используемых сэмплах можно обнаружить разнообразные веяния и влияния: Карлхайнц Штокхаузен и Джон Кейдж, Филип Гласс и Стив Райх, Альфред Шнитке и Йосуки Ямашита... Здесь во всей полноте проявляется ироничное отношение автора(ов) к пьедесталу, на который возводятся классика или фольклор. Иными словами, музыка, безотносительно жанров и стилей, - прежде всего Искусство, а уж потом идеология.

EP открывается заглавной композицией "Zaradzi Bozha!" ("Уроди, Боже!") Это так называемая юрьевская песня: Юрья или Юрьев день - праздник, который отмечался 6 мая. Он связан с первым выгоном скота на пастбища. Сама песня содержит обращение к Богу с просьбой об урожае. Балладу "Usie Chuzhyja Ljudzi" ("Вокруг Чужие Люди") можно отнести к необрядовой лирике. Ирэна Котвицкая - непревзойденный мастер перевоплощения. Образ молодой женщины, покинувшей родной дом и перешедшей в семью мужа, - один из самых удачных: в её монологе одиночество, тоска, беззащитность ощущаются физически. На мой субъективный взгляд, это самый лучший номер на EP.

Песня "Kumachki" ("Кумушки") исполнялась на Русальную или Духовскую неделю, во время обряда кумления девушек: девушки собираются, завивают березы и поют. К разновидности русальных относится и песня "Pravjadu Rusalku" ("Проведу Русалку"), которой сопровождался обряд принесения в жертву самой красивой девушки. Русалку наряжали и проводили по деревне, после чего топили, а ветки, которыми её украшали, хранили в качестве оберега... У меня при прослушивании этих песен возникает устойчивое ощущение непосредственного присутствия на упомянутых обрядах.

Вкладыш к EP представляет собой самостоятельное, законченное художественное произведение. На лицевой стороне - кадр из документального фильма "Движение Земли", снятого по следам этномузыкологической экспедиции выдающегося белорусского фольклориста Зинаиды Можейко и выдержанного в жанре визуальной антропологии. Алексей Ворсоба проявил себя не только как музыкант, но и как художник: кадр он обработал в эстетике, близкой одновременно Камилю Писсарро и Винсенту Ван Гогу. Остальные страницы вкладыша также украшают кадры из документальных фильмов, снятых при участии Зинаиды Можейко. Слушатель найдет в буклете необходимую информацию о NEW IMAGE ORKESTRA и о каждом участнике проекта, но - только на английском языке.

В заключение - увы и ах - не могу не добавить чайную ложечку дегтя в бочку первоклассного мёда. EP "Zaradzi Bozha" постигла участь альбома KAZALPIN "East Side Story": он издавался в Европе (на чешском лейбле "Dzida Music") и ориентирован прежде всего на Дальнее Зарубежье. Белорусскому же слушателю EP остается малодоступным (если, конечно, не считать пиратских копий, распространяемых из рук в руки и через Интернет), и то только в формате mp3. Остается лишь слабо надеяться, что и здесь, в Беларуси, найдутся заинтересованные лица, усилиями которых эта запись увидит свет на родине, где она гораздо-гораздо нужнее.

Прослушать
Приобрести

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 16 мая 2013, 01:12
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.05 / 6 / 0.006