Реабилитация интернационализма (MUZZART и KAZALPIN в ОКЦ, Брест, 7.12.2011)


Пока белорусские и европейские политики выясняют, кто круче, музыканты Белой Руси налаживают - порой весьма успешно - культурные контакты с Западом. Вообще для Америки и Европы международные проекты, специализирующиеся на фолке, этно и world music, далеко не в новинку. Для Беларуси же они - пока еще большая редкость. И все же не могу не порадоваться за соотечественников, осваивающих родной фольклор, экспортирующих на Запад национальную культуру, создающих коллективы с участием музыкантов из Ближнего и Дальнего Зарубежья и тем самым реабилитирующих принцип интернационализма, дискредитированный за 74 года советской власти. Наиболее успешный из таких проектов - KAZALPIN, созданный в 2009 году, в состав которого входят белорусское женское вокальное этно-фолк-трио AKANA и швейцарская инструментальная джазовая группа ALBIN BRUN ALPIN ENSEMBLE. KAZALPIN с большим успехом гастролирует в Беларуси и странам Евросоюза. В минувшем году в Голландии был издан дебютный альбом проекта "East Side Story", в поддержку которого и были организованы гастроли.

Впервые я услышал KAZALPIN в ноябре 2010 года, совершенно случайно попав на концерт в ДК Профсоюзов. Писать статью о нем я тогда не планировал, но долго находился под сильным впечатлением. Тогда я дал себе клятву: если ещё раз окажусь на концерте KAZALPIN, непременно о нем напишу. И случай представился.

Концерт начался ровно в 19:00, секунда в секунду. На сцену вышла группа MUZZART. Впрочем, почти все её участники хорошо известны по брестским командам. Вячеслав Плеско (также ДАЛАЙ ЛАМА БЕНД, PLUM BUM) - контрабас; Владимир Крутиков (также PLUM BUM) - баян; Евгений Лукьянчик (также SCIANA, PLUM BUM) - духовые инструменты; Эрнест Колтахчан (экс-ONEGIN, ПОПОЛАМ, ТИТРЫ, TERAKOD и ВАРЕНИК БЛЮЗ БЕНД, ныне также - М1, СЛАЙДЫ, РАСТЕНИЕ МУДРОСТИ, PLUM BUM) - ударные. Все участники группы имеют профессиональное музыкальное образование.

Программка MUZZART была минут на 25-30 (точного времени не засекал). Выступление открывалось безымянным инструменталом - как объяснил мне Владимир Крутиков, "для того, чтобы подстроиться". Исполняемые группой композиции представлял Евгений Лукьянчик. Пьесу Дюка Эллингтона "Караван" Эрнест Колтахчан украсил продолжительным виртуозным соло на барабанах, сорвав одобрительные аплодисменты. Прозвучали две композиции Астора Пьяццолы - "Забвение" и "Либертанге". Вячеслав Плеско сотоварищи не просто разучили их по нотам, но предложили великолепные аранжировки. Когда Евгений Лукьянчик объявил "Балкан-Бит" (может быть, все-таки "Еврей-Бит"?), у сцены появилось несколько танцующих молодых людей. Мне понравились коллективное сочинение муззартовцев "Импровизация На Восточную Тему" и "Скандинавская Шутка". Предполагалось исполнить несколько джазовых обработок белорусских народных песен с приглашенной вокалисткой. Но вокалистка неожиданно заболела, и группе ничего не оставалось, как закончить выступление.

После короткой паузы на сцене появились три белоруски и четыре швейцарца. Одна из участниц трио AKANA Руся представила участников проекта и вкратце рассказала его историю.

Прежде чем подробно поведать читателю о проекте KAZALPIN, необходимо сказать несколько слов о том, с чего все начиналось. В 2003 году в Минске при Музыкальном училище им. М. И. Глинки был создан фольклорный ансамбль НХС (аббревиатура расшифровывалась как "народна-харавы спеў" - "народно-хоровое пение"). Вскоре к названию добавилось определение "этно": оно стало писаться латинскими буквами - NHS ETHNO. Коллектив много гастролировал по Беларуси и за рубежом. Летом 2008 года состав группы расширился за счет инструменталистов; изменилось и название, но первоначальная аббревиатура сохранилась. Теперь группа называется AKANA-NHS (Акана - локальное название озера в Гродненской области). В состав вокального трио вошли: Ирэна Котвицкая - педагог по вокалу, собирательница белорусских народных песен, автор всех аранжировок. Надежду Чугунову за нежный голос называют "наш ангельчик". Руся (экс-INDIGA, ныне также - CHERYVATA, ШУМА) - всеобщая любимица в коллективе. Девушки выезжают в деревни в этномузыкологические экспедиции и записывают от бабушек народные песни, которые затем обрабатывают и исполняют. В конце 2008 девушки поняли, что содержать инструментальный состав слишком накладно. AKANA вновь сократилась до трио. Но концепция осталась прежней. Вкратце ее можно охарактеризовать как консервацию белорусских обрядовых и внеобрядовых песен и трансформацию аутентичного фольклора в современную культуру, в данном случае - джазовую. Коллектив отличается взглядом на песенное народное творчество как на хронику нашей жизни. По мнению его участниц, песня, которая прожила даже несколько столетий, не устаревает и не утрачивает своей актуальности.

В то же время девушки открыты для сотрудничества с коллективами, играющими разную музыку. Первым опытом такого взаимодействия стало совместное выступление с джазовым ДЯГИЛЕВ-БЕНДОМ в начале 2009 года.

Теперь о том, как был создан проект KAZALPIN. В 2009 году в Минск приехали участники ALBIN BRUN ALPIN ENSEMBLE - Альбин Брюн и Марко Кёппели, одержимые идеей соединить белорусский аутентичный фольклор, альпийскую этнику и джазовую эстетику. Поначалу на прослушивание приглашались ПЕСНЯРЫ, ХАРОШКІ, ТРОІЦА и ГУДА. В итоге швейцарцы остановили свой выбор на трио AKANA. К девушкам присоединились Альбин Брюн (духовые инструменты, schwyzerörgeli), Патриция Драгер (кнопочный аккордеон), Клаудио Штребель (контрабас, вокал) и Марко Кёппели (ударные). За плечами музыкантов - богатейший опыт работы в разных жанрах и стилях, от классики до рока. Важно отметить, что репертуар проекта строится не на одних лишь народных песнях. Вокальные и инструментальные интермедии внутри композиций сочиняются соответственно Иреной Котвицкой и Альбином Брюном - людьми, принадлежащими к абсолютно разным культурам. При этом они не только мирно сосуществуют в коллективе, но и органично дополняют друг друга.

На концерте Руся объяснила этимологию названия KAZALPIN: его первая часть происходит от южнобелорусской колядной песни "Каза" ("коза"), а "alpin" означает "альпийский".

Затем зрителей поприветствовал Альбин Брюн. Он говорил по-английски, а Руся выступала в качестве переводчика. Свою краткую речь Альбин закончил фразой на ломаном белорусском, вызвав восторг зрителей.

Сольные концерты проекта состоят из двух отделений. Первое - собственно выступление трио AKANA а капелла, построенное на аутентичном пении с вкраплениями элементов джазовой импровизации. Девушки предпочитают выступать в этнических костюмах, поскольку убеждены, что внешний вид отражается на качестве исполнения. В одном из своих прошлогодних интервью Руся вспоминала, как трио однажды выступало в джинсах, и народные песни звучали "почти по-панковски"... Во втором отделении к вокальному трио присоединяется ALBIN BRUN ALPIN ENSEMBLE. При этом девушки выступают уже в другой одежде - в платьях и на шпильках...

На нынешнем концерте не было ни разделения на AKANA и KAZALPIN, ни этнических костюмов: девушки выступали с ансамблем, пара песен звучала без сопровождения. Впрочем, концерт от этого по качеству и драйвовости ничуть не пострадал.

Выступление открылось "визитной карточкой" проекта - уже упомянутой колядной песней "Каза". Коза в белорусском фольклоре - символ жизни. Каждую зиму она совершает некий священный ритуал и умирает, каждую весну - возрождается, с тем, чтобы подарить людям жизнь. Песню "Каза" люди пели на Рождество, ходя по домам, колядуя и выпрашивая еду и выпивку. Календарно-обрядовая разновидность белорусского фольклора была представлена песнями "Вясняначка", "Жыта Палавее" ("Рожь Дозревает") и так называемым "зимним" вокально-инструментальным циклом: нередко народные песни и инструментальные композиции объединяются по смысловому признаку в диптихи или триптихи. "Зимний" цикл составили инструментальная пьеса Альбина Брюна "Winter" и народная песня "Забялелі Снежкі".

В репертуаре трио AKANA и проекта KAZALPIN много песен о тяжелой женской доле. Меня сильно впечатлила "Сестра" - трагическая история о том, как девушка влюбилась в своего брата и убила его. Многие песни поются от лица молодой женщины, которую выдают замуж против ее воли. Такова, например, "Чырвоная Вішня": ее героиня, выданная замуж, обращается к матери с тоскливым монологом... Впрочем, Ирэна Котвицкая предостерегает слушателя от буквального восприятия песен: в них заложен более глубинный философский смысл, уловить который весьма сложно, по крайней мере, с первого раза.

Прозвучал весь "классический" репертуар проекта: "Ой, Бяроза Белая", "Сядзьмо, Мамко", "Ляцела Стряла" ("Летела Стрела"), песня-голошение "Зіначка", свадебная "Рості, Коровай"... К слову, песни исполнялись либо на старобелорусском языке, либо на диалектах тех местностей, где они были записаны. Поэтому для того, чтобы глубже вникнуть в содержание, приходилось поднапрячься. ALBIN BRUN ALPIN ENSEMBLE представил инструментальное творчество своего лидера композицией "Мінск", автор которой исчерпывающе выразил свои впечатления от поездки в белорусскую столицу.

Проект KAZALPIN вносит в свои выступления познавательный элемент: Руся, в совершенстве владеющая как белорусским, так и несколькими иностранными языками, представляет зрителям редкие этнические инструменты из коллекции Альбина Брюна. Так, на концерте были продемонстрированы два: schwyzerörgeli (в переводе на русский - швейцарская гармоника), маленькая альпийская гармошка - отличается меланхоличным печальным звучанием. А обертонная флейта обладает нежным, прозрачным звуком. Руся рассказывала об инструментах, а Альбин выступал в роли иллюстратора в ходе исполнения последующей композиции...

В заключение концерта зрителей ожидал сверхприятный сюрприз: на сцене появились MUZZART и ALBIN BRUN ALPIN ENSEMBLE и устроили совместный джем-сейшн минут на 15-20. Клаудио Штребель оказался не только техничным контрабасистом, но и вокалистом-виртуозом, а продолжительные барабанные соло Марко Кёппели вводили зал в состояние транса! Недаром он пользуется репутацией короля швейцарского фри-джаза. Вскоре к инструменталистам присоединились девушки и спели еще одну белорусскую народную песню...

Номеров "на бис" не было. Когда сейшн закончился, музыканты ушли со сцены, и мне пришлось поспешить вслед за ними: еще утром по телефону мы с Русей договорились об интервью.

В фойе ОКЦ продавался альбом KAZALPIN "East Side Story", и все желающие могли его приобрести и продлить удовольствие уже в домашних условиях.

Концерт начинался при полупустом зале. Но, когда на сцену вышли AKANA и ALBIN BRUN ALPIN ENSEMBLE, народ стал подтягиваться. Зал был заполнен более чем наполовину. И, я уверен, это были настоящие ценители Искусства с большой буквы.

В заключение хочется сказать огромное человеческое спасибо группам MUZZART, AKANA и ALBIN BRUN ALPIN ENSEMBLE, Дмитрию Назарову, промо-группе "Зал ожидания", администрации Брестского областного общественно-культурного центра, и всем-всем-всем, без чьего участия этот замечательный концерт не смог бы состояться. Лично у меня от восхищения не осталось слов - одни лишь восклицательные знаки!

Фото: Юлия ХАТЫПОВА

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 20 декабря 2011, 18:11
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

СтатьиМузыка на все вкусы (MUZZART в ОКЦ, Брест, 17.04.2015)Геннадий Шостак04.05.2015
РецензииKAZALPIN - "East Side Story"Геннадий Шостак10.12.2012

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.05 / 7 / 0.008