ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ - "Веселые Картинки"


(c) ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ, 2011
(c) & (p) Союз Мьюзик/West Records, 2011
12 tks./T.t. 36:37


В одном из своих интервью лидер ЛТ сформулировал основную идею альбома: "Люди сейчас мыслят силуэтами и поверхностными образами. Картинка - это граница нашего интереса... Лично мне интересна суть вещей, то есть, что внутри. Какие мотивации, какие чувства, какие эмоции происходят со всеми". В оформлении альбома группа иронизирует над приверженцами глянца. На лицевой стороне обложки Михалок предстает в образе гламурного "Витрувианского человека" Леонардо да Винчи: мол, сегодня глубокие философские идеи и гениальные творения искусства могут быть восприняты, только если они облечены в глянец. Сама же обложка выдержана в стиле советского 3D. Название "Веселые Картинки" содержит аллюзии на детский журнал и на полузабытую российскую группу второй половины 80-х - начала 90-х, которую Сергей Михалок очень любил.

В открывающем альбом коротком "Интро" Сергей Михалок перевоплощается в доброго сказочника. Крибле, крабле, бумс - и перед нами вот-вот откроется мир любимых с детства сказок и мультиков... Увы, как это часто бывает в жизни, слушатель жестоко обманывается и попадает в антиутопию: в композиции "Зевс" (первоначальное название - "Люди Жуют Людей") картина гоббсовской "войны всех против всех" достигает поистине вселенского размаха. Мастерски используя прием гротеска, автор вовлекает в эту чудовищную бойню и бога грома Зевса, и Чикатило, и Фредди Крюгера, и зюскиндовско-тыкверовского Парфюмера, и даже Ваську, который слушает да ест...

Согласно первоначальному авторскому замыслу, в альбоме эмоции должны были превалировать над идеями. Однако с поставленной задачей Михалок сотоварищи справились, быть может, процентов на 50. В "Веселых Картинках" они безуспешно пытались уйти от публицистичности, характерной для "агитпоповской" трилогии "Капитал" - "Manifest" - "Кульпросвет". Почему "безуспешно"? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо сделать краткий экскурс в недавнее прошлое.

После упомянутой трилогии, в которой ярко обозначилась гражданская позиция Михалка, белорусские и российские критики стали говорить и писать об ЛТ как об оппозиционной группе, а в ее песнях находить "двойное дно". Масла в огонь подлил появившийся в начале марта "Черный список деятелей искусства и творческих коллективов", чьи имена и названия запрещено упоминать в белорусских государственных СМИ. Верхнюю строчку в нем заняли Михалок и другие участники ЛТ, поставившие свои подписи в защиту оппозиционных кандидатов в президенты, которые, не признав легитимность избрания Александра Лукашенко на четвертый президентский срок, вечером 19 декабря 2010 года устроили акцию протеста, были арестованы и обвинены в массовых беспорядках. Официальные лица Белоруссии информацию о существовании данного списка опровергают, однако запрет на концерты ряда белорусских групп, в том числе ЛЯПИСА, продолжает действовать. И все же оппозиционность группы выглядит притянутой за уши. Сергей Михалок никогда не входил и не входит ни в какую политическую партию. Просто градус его личной и творческой свободы по белорусским меркам достиг критической отметки.

С другой стороны, происходящие в стране события создают адекватный политический контекст для восприятия двух белорусскояззычных композиций, вошедших в альбом. В первой - "Нафта" ("Нефть") - воссоздан мрачный, унылый пейзаж рабочего поселка с ярко выраженной социальной дифференциацией, где пролетарии батрачат на представителей мелкого и среднего бизнеса. В то же время повторяемая в припеве фраза "Нафта! Сонцэ не зыйдзе заўтра" ("Нефть! Солнце не взойдет завтра"), которую Михалок пропевает с неподражаемой интонацией боли, может восприниматься как весьма и весьма пессимистический прогноз на будущее для страны под названием Беларусь... будущее, которого нет и быть не может. Аналогично можно истолковать и вторую песню - "Грай" ("Играй"), в которой запев контрастирует с припевом. В запеве автор отталкивается от темы социально-классового противостояния. В припеве же звучит призыв жить и идти вперед, как бы трудно ни было. Это - песня-посвящение всем белорусам. По словам автора, она должна поддержать их веру в светлое будущее, в победу над любыми сказочными чудовищами. В роли последних в песне выступают серые быки, которые водят свои зловещие хороводы, звенят златом, боятся весны и света, держат народ в страхе и неволе... К слову, на YouTube был выложен самопальный клип, где песня иллюстрируется кадрами разгона демонстрантов в Минске в тот злополучный декабрьский вечер...

Безусловная удача альбома - мультиконфессиональная песня "Я Верю", в которой лидер ЛТ пытается примирить между собой все религии, найти в них объединяющее начало ("Я верю в любовь, я верю в добро и верить буду"). Она вдохновила режиссера Алексея Терехова, ранее уже работавшего с ЛТ, также на создание клипа. Видеоряд в нем построен на эффекте минимизации. Снятые в реальной жизни люди, машины, корабли и самолеты, превратившиеся в игрушки из детского конструктора, снуют туда-сюда. С ними контрастирует гигантская, могучая фигура Сергея Михалка, время от времени появляющаяся в кадре. Человек, который на фоне Вселенной выглядит мелкой сошкой, на самом деле представляет собой важную составную часть мироздания - таков философский посыл клипа.

В песне "Принцесса" моделируется художественная реальность, в которой герои прочитанных в детстве книг оказываются в необычных для них ситуациях: к примеру, доблестный Айвенго вечно пьян, принцесса на горошине превращается в балерину, а стойкий оловянный солдатик плавится в уголке камина... В припеве содержится мораль сей сказки с явными признаками постмодернизма: "Хочешь быть разбойником - не люби принцессу".

Истории отечественного рока известны многочисленные попытки самоопределения тех или иных авторов в контексте народно-карнавальной и смеховой культуры посредством отсылок к образу шута, дурака, сумасшедшего - достаточно вспомнить, например, "Похороны Шута" Александра Башлачева, "Чую Гибель", "Инок, Воин И Шут", "Дурак И Солнце" Константина Кинчева, "Про Дурачка" Егора Летова, "Выше Ноги От Земли" Янки... Этот образ находит воплощение и в творчестве Сергея Михалка в его грустной-прегрустной песне "Шут", проникнутой неподдельным сочувствием к герою. На мой субъективный взгляд, это - самый лучший номер на диске.

В песне "Священный Огонь" Михалок отдает дань уважения отечественным и западным рок-музыкантам, на чьем творчестве он формировался как автор. На концертах и в интервью лидер ЛТ в числе своих кумиров называет Александра Башлачева, Егора Летова, Сергея "Олди" Белоусова, Виктора Цоя, Майка Науменко, Петра Мамонова, Игги Попа, Майка Паттона, группы АУКЦЫОН, НОМ, СТРАННЫЕ ИГРЫ, НОЛЬ, CLASH, NIRVANA... По словам автора, вечный огонь - это те идеи, в которые мы верим независимо от изменяющихся внешних обстоятельств. На диске также присутствует мини-трибьют любимым артистам Михалка, которых сегодня нет с нами: реггей-коровый кавер "Африки" Олди (услышанный и одобренный лидером КОМИТЕТА ОХРАНЫ ТЕПЛА) и ска-версия летовского "Зоопарка".

Романтически приподнятая композиция "Космонавты" являет собой развернутую метафору выхода за пределы реальности и привычных представлений о жизни - в бессмертие. Заключительная песня "Дикий Койот" - апофеоз безудержного жизнелюбия и оптимизма.

В сознании участников группы произошла кардинальная переоценка ценностей: они исповедуют здоровый образ жизни и философию стрейт-эйджа. Перефокусировались их взгляды и на музыкальную составляющую: в "Веселых Картинках" сосуществуют разные стили, - грандж, реггей, панк, ска, фолк, даже элементы world music... Эксперимент со звучанием оказался более чем удачным. Очевидное достоинство альбома - изобретательные аранжировки с привлечением дополнительных инструментов - как народных и электронных, так и входящих в состав симфонического оркестра. К слову, и ЛЯПИС местами звучит как большой безумный оркестр.

В заключение хочу предостеречь потенциального слушателя от буквального восприятия названия альбома. Картинки только внешне выглядят веселыми и привлекательными. В действительности же все оказывается гораздо сложнее и запутаннее. Вопреки, быть может, авторскому замыслу, альбом "Веселые Картинки" получился очень глубоким и серьезным: в составивших его 12 песнях во всей полноте отразилась диалектика нашей разноцветной жизни.

Скачать альбом

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 18 апреля 2011, 01:23
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ - "Священный Огонь" (EP)Геннадий Шостак01.03.2011
Рецензии"Сімвалы Веры І Свабоды"Геннадий Шостак26.06.2013
РецензииЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ - "Рабкор"Геннадий Шостак19.11.2013
РецензииЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ - "Грай"Геннадий Шостак26.11.2013
РецензииЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ - "Матрёшка"Геннадий Шостак09.04.2014
СтатьиMore счастья, позитива и любви (ДАЙ ДАРОГУ! и ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ в ДК Профсоюзов, Брест, 12.02.2011)Геннадий Шостак21.02.2011
СтатьиРок в оппозиции: игра на поражение (ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ на "Siemens Arena", Вильнюс, 30.11.2013)Геннадий Шостак11.12.2013
СтатьиВеселое прощание (ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ на фабрике искусств "Loftas", Вильнюс, 23.08.2014)Геннадий Шостак01.09.2014
Архив"Радио России. Культура", ВГТРК "Культура", 12.03.2009 (ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ)Екатерина Борисова15.12.2014

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.1 / 6 / 0.011