ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ - "Рабкор"


(c) & (p) Дети Солнца/Союз, 2012
12 tks/T.t. 35:58


"Рабкор" - двенадцатый по счету альбом в дискографии ЛТ. В большей степени он напоминает агитпоп-трилогию "Капитал" - "Manifest" - "Культпросвет", в меньшей - философско-публицистические "Веселые Картинки". Но здесь протестность как таковая доведена до крайности. В музыкальной составляющей преобладает маршевость, в поэтической - плакатность, в исполнительской - декламационность. Рождению альбома предшествовал ряд событий.

19 декабря 2010 года в Минске прошли очередные выборы президента Республики Беларусь. Оппозиционные кандидаты в президенты, не признавшие легитимности избрания Александра Лукашенко на четвертый президентский срок, устроили акцию протеста, были арестованы и привлечены к уголовной ответственности за якобы массовые беспорядки. Деятели белорусской культуры, в числе которых был Сергей Михалок, подписали письмо в защиту белорусских политзаключенных, за что попали в так называемые "черные списки". Весной 2011 года власти помешали ЛЯПИСУ ТРУБЕЦКОМУ провести презентацию альбома "Веселые Картинки", более того, группа лишилась возможности выступать в Беларуси. Музыканты выехали в Москву, где находятся по сей день, а альбомы записывают в Киеве. Лидер группы дал интервью интернет-телеканалу 1tv.net.ru, в котором высказал все что думает о белорусской власти в целом и о Лукашенко в частности, тем самым поставив под сомнение саму возможность вернуться в Минск - город, который считает родным. Но и из Москвы он пристально наблюдает за происходящим в Беларуси. И не только наблюдает, но и откликается новыми стихами и песнями.

Какова этимология названия альбома? Слово предоставляется Сергею Михалку: "Альбом называется "Рабкор" - это музыка восставших рабов, то есть по аналогии с "рабочим корреспондентом" еще. Мы ездим по всей стране, разговариваем с людьми, мы видим, что происходит, и все это потом реализуем в песнях и видеоклипах. Это близко даже к уличной субкультуре, потому что здесь будет много клипов, построенных на граффити, очень много слов и лозунгов, много ярости и раздражения. Это наш самый агрессивный и самый остросоциальный альбом из всех, потому что тема социального противостоянии, тема свободы личности здесь присутствует как нигде в наших предыдущих альбомах".

Кратко концепцию "Рабкора" можно сформулировать стихотворной строчкой: "Молодость и радость, анархия и ярость!" При всей своей лозунговости и социальной заостренности альбом, тем не менее, изобилует интересными музыкальными находками.

Реализация авторского замысла "Рабкора" потребовала расширенного инструментария. В состав ЛТ входят: Сергей Михалок - почти все тексты, музыка, вокал, речитатив; Павел Булатников - перкуссия, вокал, речитатив; Руслан Владыко - гитара; Влад Сенкевич - труба; Иван Галушко - тромбон; Денис Стурченко - бас-гитара; Денис Шуров - ударные. Приглашенные сессионные музыканты: Эдуард Россоха - валторна; Влад Ярун - гитарные эффекты; Виталий Телезин - синтезатор; Александр Береговский - ударные; Артем Бабурин, Наталия Исаченко и Алёна Шарун - бэк-вокал. А в записи "Intro" был задействован Заслуженный Академический симфонический оркестр Национальной теле-радиокомпании Украины под управлением Владимира Шейко (спасибо Константину Шелудько и Евгению Дидыку за блестящие аранжировки!).

С музыкальной точки зрения "Рабкор" представляет собой сочетание ска-панка, хардкора и ню-метала; жесткие, агрессивные гитарные риффы поддерживаются духовой секцией. А вальсообразное "Intro" записано с оркестром и женскими бэками. По содержанию оно контрастирует с остальным материалом альбома. Это красивый мир иллюзий, который очень скоро разрушится:

В волнах рыдает пьяная луна,
Оркестр играет с каждым тактом хуже.
Приятно жить в плену хмельного сна,
Упав на дно весенней теплой лужи.


Таким образом, освобождение из плена хмельного сна подготавливается уже в последних строчках вступительной композиции. Добро пожаловать в нашу неприглядную, жестокую реальность!

Просыпаемся под бодрящий аккомпанемент гимна-марша на стихи классика белорусской поэзии Янки Купалы "Не Быць Скотам" ("Не Быть Скотом"). Наряду с заглавной, эта песня - основополагающая для концепции альбома. Посему хочется посвятить ей отдельный абзац.

Те, кто хоть раз бывал на концерте ЛТ, знают, что Сергей Михалок в перерывах между песнями читает стихи как собственного сочинения, так и любимых поэтов. Среди прочих с 2010 года со сцены звучало купаловское стихотворение "Хто Ты Гэткі?" ("Кто Ты?"), написанное в 1908 году. "Я долго не мог подступиться к этому стихотворению, ведь здесь в нескольких строчках заложен эпос и история целого народа, - рассказывал впоследствии Михалок. - Меня потрясло, что стихи, написанные много лет назад и бывшие в то время злободневными и сфокусированными на реальной жизни, и сегодня звучат очень актуально. Забавно, что Купала может подсказать всем белорусам, что делать и как жить здесь и сейчас, - причем лучше, чем любые речи современных политиков". На одном из концертов в Санкт-Петербурге в сентябре 2011 года состоялась премьера песни. Давая ей название, Михалок сознательно заменил первую строку стихотворения на последнюю, сочтя ее более актуальной и соответствующей его жизненной позиции: "Для меня сейчас "Не Быць Скотам" - то есть не быть безмолвной скотиной, жвачным животным, равнодушным ко всему, что творится вокруг и довольным содержимым своей кормушки, - это вообще главный девиз". В песне содержится призыв к пробуждению национального самосознания белорусов.

Всю свою деструктивную энергию Михалок сотоварищи вложили в заглавный номер. Здесь социально-политический протест достигает своего апогея. Появляется собирательный персонаж - Адольф Виссарионович Сатана. Судя по содержанию этой и других песен, можно заключить, что "Рабкор" - столь же антилукашенковский альбом, сколь антипутинский, антиянуковичевский или антиназарбаевский (при желании можно подставить фамилию руководителя любой страны СНГ). Концентрация сатирического, я бы даже сказал, саркастического начала достигает максимальной плотности в песне "Путинарода". На образный строй работает все, вплоть до банальной рифмы "звезда" - "пизда". В песне-речевке "Броненосец" ("Ты Ни При Чем") автор направляет весь свой обличительный пафос против обывательства, продажности и пофигизма:

Тысячи наших братьев
Гибнут во имя свободы.
Полиция дрочит властный орган
За пакет социальной блевоты.
<...>
Ты ни при чем!
Равнодушие убивает не хуже пули.
Ты ни при чем!
Мир погибает - ну и хули?


Цитата из булгаковского романа ("На Патриарших масло разлилось. Воланд идет. Все готово!") подчеркивает абсурдность современной реальной жизни.

А в композиции "Убей Раба!" Михалок вступает в полемику с великим русским классиком: нет, не по капле из себя раба нужно выдавливать - на это нет времени, - а одним махом. Судя по альбому и по последним событиям, у самого автора это получается блестяще.

"Лилипут" формально тяготеет к лирике. Настроенчески песня перекликается с "Шутом" из "Веселых Картинок". В припеве пытливое ухо обнаружит автоцитату Михалка - быть может, еще кто-то помнит песню ЛТ "Огоньки"? А текст столь же социален и публицистичен: это монолог постсоветского человека, оказавшегося за чертой бедности, живущего одними воспоминаниями о прошлом и не видящего впереди никакого просвета.

Панас (Афанасий) из одноименной песни восходит к гротескным образам раннего Гоголя: как и автор "Вечеров на хуторе близ Диканьки", Михалок-поэт, с одной стороны, ощущает трагическую сущность бытия, с другой - не проходит мимо его, бытия, комических сторон. Лично у меня кровопийца Панас, сверкающий голой сракой, вызывает скорее смех, чем страх. Кто-то улавливает в этой песне прозрачные намеки на политические реалии. Что ж, и такой точке зрения не откажешь в праве на существование: ведь стоит Панасу сдохнуть - и наступит "новае жыццё, новы час" ("новая жизнь, новое время").

Пристального внимания заслуживают две автобиографические песни Михалка. "Цмок Ды Арол" ("Змей И Орел") раскрывает тяжелое переживание автором своего добровольного изгнания, оторванности от родины, дома и семьи. Сколько неподдельной боли, непередаваемой муки в строках:

Белыя воблакі,
Чорны анёл...
Старыя ворагі -
Цмок ды арол
.

(Белые облака,
Черный ангел...
Старые враги -
Змей и орел).

"Железный" - гневная отповедь властям на запреты, "черные списки" и повестки в прокуратуру. За 20 лет до написания песни, в 1992 году, Михалок пережил клиническую смерть, после которой ему уже ничего не страшно.

Две песни явно выпадают из концепции "Рабкора". "Маеш Яйцы?!" ("Имеешь Яйца?!") - чистейшей воды стеб, присутствие которого в альбоме не вполне понятно, да и сама песенка так себе. А в заключительной "Lyapis Crew" Михалок сотоварищи иронизируют над собой и своими поклонниками. Мне кажется, эта песня лучше вписалась бы в "Веселые Картинки" или какой-нибудь другой альбом группы.

Резюме: "Рабкор" - хороший злободневный альбом. Но, мне кажется, его ожидает судьба скоропортящегося продукта.

Прослушать альбом
Скачать альбом (скачивание платное)

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 19 ноября 2013, 20:23
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ - "Священный Огонь" (EP)Геннадий Шостак01.03.2011
РецензииЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ - "Веселые Картинки"Геннадий Шостак18.04.2011
Рецензии"Сімвалы Веры І Свабоды"Геннадий Шостак26.06.2013
РецензииЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ - "Грай"Геннадий Шостак26.11.2013
РецензииЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ - "Матрёшка"Геннадий Шостак09.04.2014
СтатьиMore счастья, позитива и любви (ДАЙ ДАРОГУ! и ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ в ДК Профсоюзов, Брест, 12.02.2011)Геннадий Шостак21.02.2011
СтатьиРок в оппозиции: игра на поражение (ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ на "Siemens Arena", Вильнюс, 30.11.2013)Геннадий Шостак11.12.2013
СтатьиВеселое прощание (ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ на фабрике искусств "Loftas", Вильнюс, 23.08.2014)Геннадий Шостак01.09.2014
Архив"Радио России. Культура", ВГТРК "Культура", 12.03.2009 (ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ)Екатерина Борисова15.12.2014

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.06 / 6 / 0.01