|
|
|
|
|
More счастья, позитива и любви (ДАЙ ДАРОГУ! и ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ в ДК Профсоюзов, Брест, 12.02.2011) Сегодня группа ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ вряд ли нуждается в представлении: коллектив существует ровно 20 лет, 13 из которых раскручивается по СНГ такими почтенными российскими лейблами, как "Союз", "Real Records" и "Nikitin Records"; наверное, на постсоветском пространстве нет такого печатного или электронного издания, которое не посвятило группе ни одного материала; каждая уважающая себя FM-радиостанция брала в ротацию песни ЛЯПИСА.
Группа ДАЙ ДАРОГУ! из города-героя Бреста в июне нынешнего года отметит тринадцатый день рождения. В отличие от ЛЯПИСА ТРУБЕЦКОГО, этот коллектив не так широко известен за пределами Белоруссии, хотя ребята - следует отдать им должное - делают всё возможное для этого. В 2007 году московским лейблом "Sintez Records" был выпущен сборник "Supersession" с лучшими вещами ДАЙ ДАРОГУ!. Также, пользуясь дружескими связями, группа довольно часто гастролирует по городам Белоруссии и Украины. Зато в Бресте в последние годы ее можно увидеть крайне редко. Этому есть объяснение.
Дело в том, что ДАЙ ДАРОГУ! активно применяют в своих песнях ненормативную лексику. Я бы сказал, что по частоте использования мата Юрий Стыльский мог бы посоревноваться с такими грандами отечественной сцены как Юрий Хой, Александр Лаэртский или Шнур. Но, увы, Брест - далеко не Москва, не Питер и даже не Воронеж: с цензурой в нашем городе все в полном порядке. Группа ДАЙ ДАРОГУ! вызывает повышенный интерес у представителей идеологического отдела горисполкома, литующих тексты для рок-концертов. Один из чиновников сказал Юрию: "На ваши концерты ходят подростки. Они могут от вас набраться нехороших слов". Думается, в комментариях нет необходимости... И все же изредка группе удается порадовать концертом фанатов из родного города.
ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ появились на белорусском рок-небосклоне в начале последнего десятилетия XX века. ДАЙ ДАРОГУ! заявили о себе на его исходе. Обе группы играли принципиально разную музыку: ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ тяготел к поп-року с вкраплением фолка, советской эстрады, блатняка, дворовой песни, городского романса, балканщины-цыганщины и еще всякого разного. ДАЙ ДАРОГУ! изначально ориентировались на ортодоксальный панк-рок а ля BIOHAZARD и EXPLOITED... С течением времени с обеими группами произошла метаморфоза, в результате которой они неожиданно сблизились стилистически и эстетически.
То, что делает ЛЯПИС после своего перерождения, принципиально не укладывается в рамки какого-либо определенного стиля. Несколько последних лет Сергей Михалок сотоварищи характеризовали свою стилистику с помощью весьма расплывчатого определения "реггей-ска-панк", в котором все составляющие равноправны. Также в музыке группы пытливое ухо могло уловить элементы бритпопа, гранджа, фолка... С кем группу только ни сравнивали - от GREEN DAY и OFFSPRING до NO SMOKING ORCHESTRA и RAMONES...
ДАЙ ДАРОГУ! стараются не отставать от своих коллег по цеху. С начала минувшего десятилетия в музыкальной составляющей группы наметилось тяготение к экспериминтированию с рэпом, бритпопом, рокапопсом. К ДАЙ ДАРОГУ! намертво приклеились определения "евро-панк" и "поп-панк", которые, впрочем, ничего не проясняют...
Юрий Стыльский любит повторять на своих концертах фразу: "Мы вскрываем социальные гнойники". Сергей Михалок мог бы под этой фразой поставить и свою подпись. ДАЙ ДАРОГУ! и ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ поют о темных сторонах нашей жизни - прямолинейно, но весело, без злобы и депрессии.
Впрочем, обо всем с самого начала и по порядку.
В начале февраля ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ отправились в концертный тур по городам Белоруссии, Украины, России и Польши в поддержку альбома "Веселые Картинки", выход которого ожидается в марте. В Бресте концерт состоялся 12 февраля. На разогреве у ЛЯПИСА выступили ДАЙ ДАРОГУ! - благо, и у них был для этого повод: выход нового альбома "Боли Нет!". К слову, альбом ДАЙ ДАРОГУ! и майки с надписью "ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ" можно было приобрести в фойе ДК.
Начало концерта почему-то задерживалось. Из колонок доносились зарубежные хиты. У самой сцены толпились фанаты обеих групп и истошно кричали: "ДАЙ ДА-РО-ГУ! ДАЙ ДА-РО-ГУ!", "ЛЯ-ПИС! ЛЯ-ПИС!" Фаны ДАЙ ДАРОГУ! затянули "Supersession", поклонники ЛЯПИСА ТРУБЕЦКОГО отвечали им "Капиталом"...
Концерт начался с опозданием на 35 минут. На сцену вышел Юрий Стыльский. Зрители встретили его оглушительным ревом. Юрий подождал, пока все успокоятся, поприветствовал аудиторию, дал зрителям установку на позитив и прочел двустишие собственного сочинения:
Мы вас не будем долго томить.
Двадцать минут - и идем покурить.
А потом... Потом началось то, чего все так долго ждали. Звучали "Пятая Палата", "По Синему", "Нет Тебя Нигде", "Тома"... На закуску были исполнены две новые песни - "В Синих Сандалиях" и "Не Умирать". Зрители подпевали Юрию Стыльскому, смотрели на приплясывающего басиста ДАЙ ДАРОГУ! Кирилла Скамьина и испытывали безграничное удовольствие, позабыв даже о жутком холоде. Несмотря на время года и низкую температуру, залы в ДК Профсоюзов никогда не отапливаются: экономия, понимаете ли...
Юрий сдержал свое слово: выступление ДАЙ ДОРОГУ! длилось чуть больше 20 минут. Многим очень хотелось продолжения. Но зал ДК был арендован на ограниченное время, и гости из Минска могли не успеть отыграть свою двухчасовую программу. Так что после непродолжительного антракта на сцене появились виновники торжества.
Концерты ЛЯПИСА ТРУБЕЦКОГО - ярчайший образец синтеза искусств. Сам Сергей Михалок называет их абсурдистски-буффонадными представлениями. Выступления группы сочетают в себе музыку, поэзию, элементы актерского мастерства и пластики. Промежутки между песнями Михалок заполняет чтением своих и чужих стихов (особенно блестяще у него получается читать стихи Иосифа Бродского), умными тирадами и высказываниями на злобу дня. Почти все музыканты вносят в выступление элемент шоу, подпрыгивая на сцене; сам Михалок, владеющий навыками восточных единоборств, двигается так, будто уходит от удара воображаемого противника. Кстати, о противниках: ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ имеет все шансы столкнуться не только с воображаемыми, но и с самыми что ни на есть реальными врагами, И самый главный враг - сложившаяся в Белоруссии политическая система, в которой приходится жить...
Программа ЛЯПИСОВ включала, главным образом, материал из трех альбомов - "Капитал" (2007), "Manifest" (2008) и "Культпросвет"(2009), а также из сингла "Священный Огонь" (2010); также были представлены несколько песен из будущего альбома "Веселые Картинки".
За последние годы ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ сильно изменился. Во-первых, ярко обозначилась активная гражданская позиция Сергея Михалка. Тексты стали по-хорошему злыми, в них появилась социальная острота; многие композиции принципиально далеки от политкорректности. Прослушав трилогию "Капитал"/"Manifest"/"Культпросвет", можно даже заподозрить ЛЯПИС в симпатиях к белорусской оппозиции. На самом деле это не совсем так. Герой песен Михалка - среднестатистический гражданин Республики Беларусь, работяга, оболваненный обещаниями, ежедневно и ежечасно тиражируемыми государственными СМИ. Вот строки из песни "Болт", которая могла бы стать новым революционным маршем:
Социальная защищенность,
Пенсионный фонд...
Я ложил на вас огромный
Железобетонный болт.
Герой Михалка живет в стране, продолжающей хранить верность коммунистическим идеалам:
Красный факел не погас.
Агитатор, дуришь рабочий класс!
("Красный Факел")
Он горько иронизирует над белорусами, которые верят госпропаганде, ничего не видят дальше своего носа, и чьи интересы сводятся лишь к еде, выпивке и мало-мальской материальной удовлетворенности:
Дзяржава табе гарантуе жыццё:
Чарка, шкварка, ланцуг - вось і ўсё
(Государство тебе гарантирует жизнь:
Рюмка, шкварка, цепь - вот и все).
("Ружовыя Акуляры"/"Розовые Очки")
Впрочем, даже о социально-актуальных вещах Михалок говорит и поет скорее с тонким юмором, чем со злостью. На концерте он произвел впечатление очень жизнерадостного, оптимистичного человека.
Во-вторых, у ЛЯПИСА появляется все больше композиций на белорусском языке. И вовсе не по политическим причинам. Популярность в пределах бывшего СССР вовсе не мешает Сергею Михалку быть патриотом в самом хорошем смысле этого слова.
В представленной группой программе нашлось место и известным хитам: "Золотая Антилопа", "Котик", "Огоньки", "Капитал", "Трубецкой", "Керчь-2", "Галактика", "Рамонкі" ("Ромашки"), "Харэ"...
ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ и в ранний период своего творчества увлекались каверами. Быть может, кто-то еще помнит интерпретации "Зеленоглазого Такси" О. Кваши/В. Панфилова из репертуара Михаила Боярского, "За Полчаса До Весны" О. Фельцмана/Н. Олева для трибьюта ПЕСНЯРАМ, "Государства" Егора Летова для трибьюта ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ... Пожалуй, каверы - это то общее, что характеризует и ранних, и поздних ЛЯПИСОВ. На концерте группой были предложены "I Wanna Be Your Boyfriend" RAMONES, "Африка" КОМИТЕТА ОХРАНЫ ТЕПЛА и "Зоопарк" ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ. Исполнив последнюю песню, лидер ЛЯПИСА произнес речь, в которой выразил благодарность Егору Летову, Александру Башлачеву, Майку Науменко и другим рок-музыкантам, благодаря которым он стал тем, кем стал. Им были посвящены песня "Священный Огонь" и весь одноименный сингл.
Мне больше всего понравилась мультиконфессиональная песня "Я Верю", которая войдет в альбом "Веселые Картинки". В ней Сергей Михалок упоминает богов разных континентов и исторических эпох и призывает к терпимым отношениям между представителями разных конфессий. Еще одна новая песня (название которой установить не удалось) населена мультяшными героями. Мне она напомнила некогда популярную телепередачу "В гостях у сказки"...
Напоследок Михалок разразился тирадой, из которой следовало, что хорошие концерты можно проводить и без поддержки БРСМ (Белорусский Республиканский Союз Молодежи - республиканское общественное объединение, преемник белорусского комсомола, активный проводник политики Президента Республики Беларусь. - прим. Г. Ш.). Он прочитал часть стихотворения по-белорусски, внезапно осекся, забыв слова... После чего отослал всех интересующихся к классике белорусской поэзии и спел еще один хит - "Зорачкі" ("Звездочки")...
Во время выступления Михалок несколько раз обращался к зрителям с призывом противостоять повседневности и радоваться жизни, как бы тяжело ни было. И говорил настолько убедительно, что хотелось следовать его призыву.
ДАЙ ДАРОГУ! я не слышал около 6 лет - не представлялась такая возможность. Последнее выступление группы мне в общем и целом понравилось. Но делать какие-либо выводы по шести песням воздержусь. А вот ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ для меня стал приятным открытием. Честно говоря, к ранним работам группы я относился резко отрицательно, а некоторые песни просто ненавидел. До сих пор ЛТ не входили в число групп, за чьим творчеством я внимательно следил. Минувший концерт изменил мое отношение к группе на 180°. Чего искренне желаю и другим - особенно тем, кто не любил ЛЯПИС и считал их попсовой группой.
Фото: Юлия ХАТЫПОВА
Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 21 февраля 2011, 02:01
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв
Другие статьи на нашем сайте Другие статьи
|
|
|
|
|
| |
|