"Радио России. Культура", ВГТРК "Культура", 12.03.2009 (ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ)


Программа "Лидер продаж"
Стенограмма

[Звучит песня группы ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ "Крэкс, Пэкс, Фэкс"]

Лев Ганкин: Всем привет!

Кое-кому белорусская группа ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ может быть памятна по полулегальным сборникам всякого отечественного музыкального трэша, тиражировавшимся здесь в далекие 90-е. Если ваше знакомство с этим ансамблем ограничилось урезанными до двухминутного радийного формата боевиками ЛЯПИСА тех лет, то скепсис в отношении группы можно понять. Все здесь впрямь было далеко от музыкального совершенства. ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ казался естественным порождением эпохи дикого капитализма и политических потрясений, не имевшим шансов на выживание в условиях экономической и культурной стабилизации.

В реальности однако же все получилось совсем по-другому. Бессменный лидер проекта Сергей Михалок открыл в себе недюжинный сочинительский талант, а также поистине гроссмейстерское умение взять паузу. Таковых пауз в истории группы было уже две, и всякий раз по их завершению обновленный ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ представал действенной музыкальной единицей. Впервые ансамбль замолчал примерно на рубеже тысячелетий, после чего выстрелил прекрасным диском "Тяжкий", который остался непонятым привычной аудиторией ляписов, воспитанной на доморощенных музыкальных телеканалах и ширпотребных радиостанциях тех лет. Зато был назван журналистами, в том числе и Артемием Троицким, лучшей русскоязычной работой 2000-го. А затем перерыв был сделан 4 года спустя, и по его итогам мы вновь получили новую группу ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ - более взрослую, более серьезную, променявшую всепоглощающий стеб и иронию на жесткое звучание и социально-политический пафос. Результатом этого перевоплощения стали альбомы "Капитал" и вот теперь "Manifest".

[Звучит песня группы ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ "Freedom Belarus"]

Лев Ганкин: В общем, уже понятно, что изменилось: во-первых, Михалок теперь местами поет на не родном для себя белорусском языке. Во-вторых, в творчество ЛЯПИСА ТРУБЕЦКОГО кое-где проникли речевки агитационно-политического характера. Например, основной рефрен прозвучавшей только что композиции, если вы уловили, звучит как "Belarus Freedom" и, думаю, не нуждается в переводе. Наконец, сам солист ансамбля из обросшего постсоветского хиппаря общего вида превратился в такого ражего бритого наголо мужика, разящего наповал емким поэтическим слогом. Что-то вроде белорусского извода Сергея Шнурова из группы ЛЕНИНГРАД. Саунд нынешних ляписов, к слову, немного напоминает ЛЕНИНГРАД времен альбома "Хлеб": прыгучие ска-ритмы, утяжеленные гитары, мощная духовая секция, простые мелодии, обильно сдобренные ненормативной лексикой. Короче говоря, музыка для миллионов, имеющая, как выяснилось, совершенно чудовищный концертный потенциал. Пожалуй, по части сценического драйва ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ нынче на постсоветском пространстве заткнет за пояс всех.

Тем не менее у музыкального критика и сотрудника лейбла "Снегири" Ивана Чернявского к нынешнему творчеству Сергея Михалка есть определенные претензии.

Иван Чернявский: Мне лично очень жаль, что ЛЯПИС перестал пародировать дворовую песню, перестал шутить активно. То есть ЛЯПИС продолжает выступать с хитрым выражением лица, но теперь это больше касается собственного раннего творчества. Да, на этом альбоме есть песня про то, что "мои старые песни загонят меня в гроб", или песня про то, что нужен клип, чтобы стать популярной группой. Это там аллюзия на клип "Капитал". ЛЯПИС, видимо, решили озаботиться какими-то социальными проблемами в их понимании, они теперь выходят и кричат, что анархия победит и олигархи проиграют и "Belarus freedom". Это всегда выигрышная позиция. Мне просто кажется, что она немножко простая, и не нужно очень много ума, чтобы это делать, и группа ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ прекрасно умеет играть на музыкальных инструментах и исключительно умеет работать с аранжировками, и у нее не меняется состав довольно много лет, что важно. То есть это сплоченная такая махина. И то, что они сейчас делают, - это, мне кажется, немножко работа механизма вхолостую. Да, альбом "Юность" был альбом шуток и пародий, но на нем было гораздо более увлекательно разбираться в том, как это все сыграно и сделано, чем на прямолинейном, простом, мужицком альбоме "Manifest". Впрочем, за кем правда, уже понятно. Сейчас ЛЯПИС может себе позволить большие концерты в Москве, и интерес публики к ним сейчас едва ли не больше, чем был, когда у них выходил первый альбом. Очень жаль. Будем надеяться, что когда-нибудь Сергей будет мягче относиться к своим старым песням, и на каком-то из больших концертов отыграет блок из произведений про буфетчицу Асю и НЛО.

[Звучит песня группы ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ "Рыбка Золотая"]

Лев Ганкин: Это Лев Ганкин и программа "Лидер продаж".

Лидер белорусской группы ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ теперь если и иронизирует над кем-то, то только над самим собой. На диске "Manifest" есть сразу несколько саркастических шпилек в адрес прежних ляписов. Например, песня "Жлоб" со словами: "Мои старые песни загонят меня в гроб. Я не рок-звезда, я попсовый жлоб". Или трогательная композиция "Рыбка Золотая" с текстом: "Не курю, не пью, не шучу, стал занудным моралистом. Постоянно всех жизни учу, а ведь был позитивным артистом". Все остальное Михалок сейчас воспринимает всерьез, в частности, выпуск диска "Manifest" сопровождался вольным гоном солиста ЛЯПИСА ТРУБЕЦКОГО на тему того, что "все лейблы - козлы", а общение артистов с аудиторией должно осуществляться без посредников. В рамках выполнения этой программы группа выложила пластинку в свободный доступ на сайте журнала "Афиша". В сущности, если вдуматься, это такая протестантская по духу риторика. Деятели реформации в XVI веке точно так же с фанатичной убежденностью агитировали за прямое общение верующих с богом. И у нынешних поборников свободного маркетинга зачастую встречается такой же кальвинистский пыл, вплоть до пузырящейся пены на губах. На том же самом сайте afisha.ru можно прочитать и прозаический манифест Сергея Михалка, в котором утверждается, что "...В связи с общим культурным и экономическим упадком, а точнее тупиком господствующей на земле политической системы во время глобального Левого поворота (это с большой буквы. - Л. Г.) музыкантам необходимо точное самоопределение. Кто ты - деградирующий буржуа, спящий на лаврах былых побед, сноб, занявший свою уютную нишу, или ты - рабочий класс от культуры, и каждодневным трудом, новыми и яркими воплощениями, самосовершенствуясь и чураясь пафоса, выдаешь на гора материал, который позволяет брать с людей деньги и не стесняться этого?".

Очевидно, что сам Сергей Михалок сейчас пафоса как раз совсем не чурается, причем это такой пролетарский, антиглобалистский пафос, вполне в духе какого-нибудь Ману Чао. Вообще новые песни ЛЯПИСА ТРУБЕЦКОГО вполне ложатся в традицию сегодняшней интеллектуально-анархической музыки - Ману Чао, Сержа Танкяна и прочих. Вот вам, скажем, программный трек с диска "Manifest".

[Звучит песня группы ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ "Manifest"]

Лев Ганкин: Хоть здесь и поется "Слушай, буржуй, слушай, пролетарий", Сергей Михалок явно больше желает быть услышанным представителями второй упомянутой категории. Подобные декларации зачастую на выходе дают довольно низкопробный популизм. Но ЛЯПИСА ТРУБЕЦКОГО, конечно, спасают самоирония и чувство юмора, отмеченные, кстати, даже обозревателями влиятельного американского веб-ресурса Pitchfork Media. Один из них в позапрошлом году случайно увидел в Интернете клип на песню "Капитал", после чего эта вещь стала настоящим хитом американского хипстерского меньшинства. В этой связи в новую парадигму ляписов идеально ложится и самая странная, на первый взгляд, композиция с диска "Manifest" - дурашливая перепевка песни "I Wanna Be Your Boyfriend" группы RAMONES. По своему отношению к действительности Сергей Михалок и его коллеги сейчас родственные души классикам англоязычного поп-панка. Именно эту вещь напоследок послушаем и мы. А я все-таки скажу, что наибольшее впечатление на новом альбоме ЛЯПИСА ТРУБЕЦКОГО на меня произвели треки, скажем так, неангажированные, вроде открывавшей наш эфир песенки "Крэкс, Пэкс, Фэкс". Политика политикой, но вот такого от ляписов как раз хочется слышать побольше и почаще.

[Звучит кавер на песню RAMONES "I Wanna Be Your Boyfriend"]



Автор: Екатерина Борисова
опубликовано 15 декабря 2014, 07:23
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ - "Священный Огонь" (EP)Геннадий Шостак01.03.2011
РецензииЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ - "Веселые Картинки"Геннадий Шостак18.04.2011
Рецензии"Сімвалы Веры І Свабоды"Геннадий Шостак26.06.2013
РецензииЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ - "Рабкор"Геннадий Шостак19.11.2013
РецензииЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ - "Грай"Геннадий Шостак26.11.2013
РецензииЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ - "Матрёшка"Геннадий Шостак09.04.2014
СтатьиMore счастья, позитива и любви (ДАЙ ДАРОГУ! и ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ в ДК Профсоюзов, Брест, 12.02.2011)Геннадий Шостак21.02.2011
СтатьиРок в оппозиции: игра на поражение (ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ на "Siemens Arena", Вильнюс, 30.11.2013)Геннадий Шостак11.12.2013
СтатьиВеселое прощание (ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ на фабрике искусств "Loftas", Вильнюс, 23.08.2014)Геннадий Шостак01.09.2014

Другие записи архива
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.05 / 6 / 0.007