ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ - "Матрёшка"


(c) ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ, 2014
(c) & (p) Союз Мьюзик, 2014
11 tks/T.t. 31:08


Название альбома и титульной песни несет большую смысловую нагрузку. Созданная в XIX веке матрешка-матрона символизировала материнство и плодородие, в двадцатом же столетии превратилась в еще один образец пресловутого масскульта - стала собирательным образом "русского" времен холодной войны, пьяного и агрессивного, одержимого имперскими амбициями.

Изображенные на обложке чугунные гири весом 32, 24 и 16 кг, "украшенные" пририсованными сверху красными расписными платочками, напоминают гротескных матрешек и, судя по всему, являются развернутой метафорой тоталитарной системы. Метафоричность вообще характерна для поэзии Сергея Михалка, и рассматриваемый альбом - не исключение. Написание же названия "Мат Рäшка" прямо намекает на страну - очаг и источник тоталитаризма.

Почти все песни, составившие "Матрёшку", написаны в 2012 году - задолго до знаковых политических событий, ассоциации с которыми неизбежно возникают при прослушивании альбома. Жанр своей последней работы сами музыканты определяют как "фантастический кибер-панк": "...это альбом-сказка, посвященный нашему недалекому будущему", - говорится в пресс-релизе. Мне ближе другое жанровое обозначение вербальной составляющей "Матрёшки": это альбом-антиутопия.

Что же нас ждет впереди? Ответить на этот вопрос не составляет особого труда. Мы выросли на марксистской философии и помним диалектический закон отрицания отрицания, предусматривающий движение по спирали - своего рода повторяемость на высшей стадии общественного развития некоторых свойств ряда низших стадий. Курс на имперский изоляционизм, приверженность идее прогрессорства на советский лад, фактический возврат к сталинистской парадигме, постепенное утверждение диктатуры сродни восточным деспотиям, укоренение спекулятивных мифов в массовом сознании и подсознании... Кажется, все это мы не так давно уже проходили. Повторенье - мать ученья?..

Михалок-поэт не просто переносит героев своих песен на несколько лет вперед - он сам мысленно живет в будущем, которое не сулит ничего хорошего. Только вслушайтесь в строки заглавной песни:

Гремят обломки империй,
Рушатся древние стены.
А в зоне совдеповских прерий
Дьявольские перемены.
Проснулись вожди ГУЛАГа,
Голодные псы тартара,
Кулак Иванушки Драго
И мощь православных радаров.
<...>
Шанхай - столица Урала.
Столица Сибири - Баку.
Казачий патруль по вокзалам
В водочке топит тоску...


Монотонное сопровождение, многократно повторяемый, будто вдалбливаемый, гитарный рифф лишь усиливают ощущение безысходности.

"Танцуй" - веселые похороны Совка. Ляписы устраивают пляски на развалинах старого, умершего мира... который, увы, способен возродиться и подмять под себя мир новый.

"Танк" - метафора милитаризации сознания. Что имеется в виду? Тем, кто учился в советской школе, ничего объяснять не нужно. А те, чьи школьные годы пришлись на 90-е - 2000-е, не разучивали стишков на военную тему, не читали рассказов советских писателей о пионерах-героях, не давали пионерских клятв, а потому могут быть не в курсе, о чем речь...

Для лидера ЛТ телевидение, как, впрочем, и другие СМИ, - мощное орудие разжигания массового психоза, тотальной дебилизации и идеологического зомбирования населения:

Не смотри телевизор,
Не слушай радио, не читай газет.
Старший брат очень близко.
Закрой шторы, погаси свет.
<...>
Союз, интеграция, приоритеты,
Восточно-славянский вектор сближенья.
Террорист меняет кассеты,
Мозг реагирует верным решеньем.


В восприятие и толкование некоторых композиций ЛТ время внесло свои коррективы. Так произошло, например, с песней "Воины Света" (за название спасибо братьям Спиригам). Нынче ее герои нередко отождествляются с активистами Евромайдана - "национал-радикалами" и "бандеровцами". На самом-то деле песня была создана еще в 2010 году, когда ни о каких майданах не могло идти речи. Михалок - анархо-растаман, и песню адресовал своим единомышленникам, которые не приемлют потребительских идеалов западного мира. Они выходят на баррикады против всех политиков, борются против зла в человеке, выступают за любовь к ближнему. К слову, песенка сейчас занимает первое место в "Чартовой Дюжине" "Нашего Радио" - на мой субъективный взгляд, вполне заслуженно!

Молох из одноименной песни (другое название - "Мир И Покой") - метафора тоталитарного государства, неотъемлемыми чертами которого являются рабство, несвобода, представление о человеке как о "колесике" и "винтике" гигантского госмеханизма, невозможность изменить существующее положение. Власть смотрит на народ лишь как на рабочий скот. Исполненные неподдельного сарказма строки

Вкалывай, парень,
Как заводной.
Молох подарит
Мир и покой.
Мир и покой.
Молох с тобой!


в сочетании с псевдободрой мелодией и псевдоторжественными "репликами" духовых изображают абсурдность тоталитарной системы. Сарказм Михалка направлен не только против тоталитаризма, но и против того, что делает его возможным: отсталости народных масс, которые в большинстве своем отличаются терпением, смирением, слепой верой, идолопоклонством, патернализмом.

Песня "Котлован" создана по мотивам одноименного романа. Идея строительства "общего дома социализма" и сегодня не утрачивает своей актуальности:

Перероем Землю,
Перероем Марс,
Потом возьмемся за Солнце, -
Подправим ему анфас.
Какой замысел божий,
У нас генеральный план!
Коты с человеческой рожей?
Да здравствует котлован!


"Чайка" и "Командир" проникнуты предчувствием грядущей революции. В то же время автор подвергает осмеянию стандартный подход к изучению истории: декабристы разбудили Герцена - Герцен зазвонил в колокол (не будем забывать, что он редактировал одноименную газету) - колокол ударил по душам... И тут пробудились народовольцы и ну шерстить и выбрасывать из жизни кого только возможно!.. Набившие оскомину революционные лозунги Михалок помещает в нарочито сниженный контекст.

"Государство" Егора Летова - дважды кавер или, иначе говоря, кавер ЛЯПИСА ТРУБЕЦКОГО не столько на песню ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, сколько на самих себя. В 2001 году Михалок сотоварищи записали эту песню для трибьюта ГО, а в последние годы, в свете произошедших (и происходящих) политических событий она вернулась в репертуар ЛТ и часто исполняется на концертах. Версия, вошедшая в трибьют, была выдержана в стилистике ска-панка, представленная же на "Матрёшке" тяготеет к ска-кору.

Символично, что песня "Клоуна Нет", содержательно и настроенчески контрастная всему предшествующему материалу, вынесена в финал альбома: недавно Сергей Михалок сделал официальное заявление о предстоящем самороспуске группы. Таким образом музыканты прощаются со своей многочисленной аудиторией. Но причин для уныния нет - жизнь продолжается. Отдельное спасибо за соло на мандолине - очень-очень-очень красиво!

Специальное Интернет-издание альбома, размещенное на портале iTunes, дополняется клипом на заглавную песню. Режиссером клипа выступил основатель и басист НОМ Андрей Кагадеев. Следуя сюжету песни, он реанимирует исторические фигуры Емельки Пугачева и "карлика картавого", подвергая их метафизической "модернизации". К работе над клипом Кагадеев привлек еще двух товарищей по группе - Александра Ливера (злодей-Мефистофель) и Ивана Туриста (Пугачев и Ленин); также в клипе "действуют" расписные матрешки - гестарбайтеры, казаки, священнослужители и шахидки... В общем и целом клип получился на злобу дня: автору удалось передать общественную атмосферу, сложившуюся к настоящему времени на большей части постсоветского пространства.

Мне уже приходилось отмечать метафоричность михалковской поэзии. Хотелось бы остановиться на еще одном художественном приеме, широко используемом лидером ЛТ. Его стихи-песни насыщены памятью о культуре прошлого, причем о произведениях не только литературы, но и живописи и кинематографа. В числе источников цитат, отсылок и реминисценций - "Скотный двор" (в другом переводе - "Ферма животных") и "1984" Джорджа Оруэлла, "Звездные войны" Джорджа Лукаса, "Бурлаки на Волге" Ильи Репина, "Размышления у парадного подъезда" Николая Некрасова, "Собачье сердце" Михаила Булгакова, "Котлован" Андрея Платонова, "Ночь перед боем" Александра Довженко, "Трудно быть богом" братьев Стругацких/Алексея Германа, "Москва 2042" Владимира Войновича, "Единственный Дом" ("Джа Даст Нам Все") БГ...

А вот о музыкальной составляющей мне сказать почти нечего. За исключением того, что концептуальность в альбоме преобладает над музыкальностью. Более того, подавляющему большинству песен как раз музыки отчаянно не хватает. Это единственный, но весьма существенный недостаток "Матрёшки". По сравнению с "Веселыми Картинками" и "Рабкором" планка значительно снижена...

...За время, прошедшее с момента написания песен, некоторые из них начали сбываться, некоторые не сбылись, и сбудутся или нет, зависит целиком и полностью от нас с вами.

Альбом "Матрёшка" вышел одновременно на CD, виниле, специальных mp3-плеерах "Lyapis Crew", а также на iTunes и других электронных платформах.

Слушать альбом
Скачать альбом (скачивание платное)
Смотреть клип "Матрёшка"
Заказать диск или Lyapis Crew плеер

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 09 апреля 2014, 16:25
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ - "Священный Огонь" (EP)Геннадий Шостак01.03.2011
РецензииЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ - "Веселые Картинки"Геннадий Шостак18.04.2011
Рецензии"Сімвалы Веры І Свабоды"Геннадий Шостак26.06.2013
РецензииЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ - "Рабкор"Геннадий Шостак19.11.2013
РецензииЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ - "Грай"Геннадий Шостак26.11.2013
СтатьиMore счастья, позитива и любви (ДАЙ ДАРОГУ! и ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ в ДК Профсоюзов, Брест, 12.02.2011)Геннадий Шостак21.02.2011
СтатьиРок в оппозиции: игра на поражение (ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ на "Siemens Arena", Вильнюс, 30.11.2013)Геннадий Шостак11.12.2013
СтатьиВеселое прощание (ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ на фабрике искусств "Loftas", Вильнюс, 23.08.2014)Геннадий Шостак01.09.2014
Архив"Радио России. Культура", ВГТРК "Культура", 12.03.2009 (ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ)Екатерина Борисова15.12.2014

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.04 / 6 / 0.014