Праздник этно-фантазии (Ирэна Котвицкая в Брестской областной филармонии, Брест, 6.06.2013)


О предстоящем концерте Ирэны Котвицкой в Бресте я узнал задолго до мероприятия. И, не скрою, ждал его с пребольшим нетерпением.

До того я дважды был на концертах белорусско-швейцарского проекта KAZALPIN (побывал бы и в третий, и в десятый, и в сотый раз, если бы представилась такая возможность), в котором Ирэна играет "первую скрипку"; мне очень нравится то, что она делает в студийных проектах JAKDZEN и NEW IMAGE ORKESTRA... А её дебютный сольный альбом "Ethno Fantasia" я услышал ещё до официального издания и на сегодня он остается моим самым любимым белорусским релизом 2013 года. Поэтому и от концерта я ожидал многого. И, надо сказать, в своих ожиданиях не обманулся.

Мне уже приходилось писать о жанровой и стилевой непредсказуемости композитора и певицы Ирэны Котвицкой. На мой взгляд, не вполне правы те, кто называет Ирэну этно-исполнительницей. Её стилистика включает в себя как минимум три составляющие: джазовую, этническую и неоклассическую. Если же речь заходит о студийных работах, сюда добавляются электроника, эмбиент, сонористика и ещё много всякого-разного-сложного... Возможности же сольного "живого" исполнения ограничены голосом и роялем. На концерте элементы упомянутой триады в различных композициях присутствовали в разных соотношениях.

В отличие от альбома "Ethno Fantasia", одноименная концертная программа не есть нечто однажды навсегда установленное. Каждый раз Ирэна Котвицкая привносит в нее что-то новое. Во-первых, вариативность обусловлена региональным фактором. Так, презентуя альбом 21 апреля в Гродно, певица исполнила несколько песен, записанных на Гродненщине. Для брестского концерта она подготовила песни с Брестчины (хотя до их исполнения дело не дошло). Во-вторых, изменения могут определяться реакцией и настроением аудитории, за которыми Ирэна пристально следит и которые безошибочно чувствует.

Программу "Ethno Fantasia" брестчане увидели в несколько усеченном варианте. Это легко объяснить. 6 июня погода в нашем городе была неустойчива, жара сменилась проливными дождями. В концертном зале было нестерпимо жарко и душно. А как себя чувсвовала исполнительница, которая ещё и выкладывалась на полную катушку?! Зато зрителей ожидала приятная "компенсация" - приблизительно 25-минутное совместное выступление Ирэны Котвицкой с джазовой группой MUZZART.

В отличие от многих музыкантов, Ирэна не практикует на своих концертах использование видеоряда, считая, что визуальная составляющая будет неизбежно отвлекать зрителя от музыкальной. Зато почти к каждому концерту шьет костюмы один краше другого. Вот и сейчас она выступала в новом наряде, выдержанном в летнем настроении.

Выступление открылось фортепианной пьесой "Kazalpin", которую автор посвящает друзьям-соратникам по интернациональному проекту. Если можно так выразиться, пьеса балансирует на грани неоклассики и джаза. В данном случае оба обозначения весьма и весьма условны: можно ли джаз и неоклассику противопоставлять друг другу? Ведь и Клод Дебюсси, и Морис Равель, и Сергей Рахманинов, и Игорь Стравинский, и Дмитрий Шостакович не только проявляли интерес к джазу, - они широко использовали его приемы в своих произведениях. И Ирэна Котвицкая пошла их путем. Кроме того, пьеса выполняет функцию своеобразного intro - подготовки зрителя-слушателя к восприятию песенного блока.

Ирэна исполнила композиции "Серабрыстая Рака" ("Серебристая Река") и "Вясна" ("Весна"). Маленькому ребенку, который находился в зале, пение Котвицкой настолько понравилось, что он стал ей подпевать невпопад, сначала тихонько, затем все громче и громче, наверное, стараясь перекричать певицу. Ирэна отнеслась к происходящему с юмором, кто-то из зрителей хихикнул, но никто не пытался сделать замечание. А малышу тем временем надоело петь, и он успокоился...

Дальнейшее выступление Ирэна Котвицкая построила, чередуя народные песни и фортепианные пьесы. Баллада "Ай, У Бары Сосна" ("Ай, В Бору Сосна"), равно как и зарисовка "Вера", прозвучали менее проникновенно, чем на диске. У меня возникло ощущение, будто исполнительница поет и играет быстрее, чем в альбоме. В результате из баллады выхолостился весь трагизм, а колыбельная едва не превратилась в галоп... Зато, исполняя песни "Дзявочая Краса" ("Девичья Краса"), "Бяроза Белая" ("Береза Белая") и "Перастарані, Божа" ("Перегони На Другую Сторону, Боже") и фортепианные пьесы "Каханы" ("Любимый"), "Ліда" и "Фантазія", Ирэна выложилась на сто - нет, на тысячу процентов! От неё одной исходил такой драйв, на какой способна не всякая группа, а рояль под её пальцами то пел, то разговаривал, то печалился, то радовался, то превращался в большой оркестр...

Праздник был в самом разгаре. Потому что Ирэна Котвицкая пригласила на сцену своих друзей - группу MUZZART. Отношения между певицей и группой имеют свою предысторию. Их знакомство состоялось во время совместного концерта MUZZART и KAZALPIN в Бресте 7 декабря 2011 года. Потом Котвицкая и MUZZART совместно выступили в Луцке (Украина) на международном фолк-джазовом фестивале "Музыкальные диалоги"...

От баллады "Паплыў Сізы Сілязенька" я испытал непередаваемый кайф. Уж не знаю, как сизый селезенька, а я точно поплыл! От потрясающей аранжировки. От полифонического диалога голоса Ирэны Котвицкой и кларнета Евгения Лукьянчика. От тремоло на флажолетах, которые Вячеслав Плеско выдавал на контрабасе (на котором он с недавних пор играет смычком)... Песня "Жыта Палавее" ("Рожь Дозревает") у MUZZART звучит не хуже, чем у KAZALPIN. А, быть может, меня память подводит: на диске интерпроекта этой композиции нет, воскресить в памяти нет возможности. Ирэна с группой исполнили польскую народную песню, записанную под Краковом. Названия её не вспомню, но посвящена она проблеме домашнего насилия. А потом Ирэна объявила джем. Это была спонтанная импровизация на тему "Дзявочай Красы". По-моему, очень здорово!..

После концерта к Ирэне Котвицкой подходили зрители и просили подписать только что купленные диски. Потом певице предстояло общение с журналистами...

На концерт было продано не очень много билетов - чуть больше 100. Но всегда ли можно и правомерно оценивать искусство по критерию массовости? Как сольная исполнительница - певица и пианистка - Ирэна Котвицкая делает первые шаги. И я искренне верю (и от всей души желаю), что у неё все будет хорошо.

Праздник этно-фантазии продолжается!

Фото: Вера ЕРЁМОВА

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 11 июня 2013, 23:15
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2017, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.01 / 5 / 0.001