Irena Kotvitskaya - "Ethno Fantasia"


(c) Ирэна Котвицкая, 2013
(p) ТА "Осмос", 2013
11 tks./T.t. 47:32


Характернейшая черта Ирэны Котвицкой как автора и исполнительницы - парадоксальность. Она заключается, во-первых, в органичном единстве традиции и новаторства. С одной стороны, Ирэна Котвицкая - профессиональный этномузыколог, автор научных статей, методических пособий и учебных программ по фольклористике. Как мы не раз могли убедиться, для нее белорусская народная песня - родная стихия. С другой стороны, как композитор Ирэна Котвицкая проявляет глубокий интерес к искусству эпохи модерна, что наглядно проявилось в её произведениях. Диапазон источников вдохновения чрезвычайно широк: Клод Дебюсси и Морис Равель, Бела Барток и Золтан Кодай, Сергей Рахманинов и Александр Скрябин, Игорь Стравинский и Джордж Гершвин, Сергей Прокофьев и Дмитрий Шостакович...

Во-вторых (и это неразрывно связано с "во-первых"), парадоксальность находит свое выражение в повышенной склонности Котвицкой к самым неожиданным жанровым и стилевым авантюрам. Достаточно вспомнить группы и проекты, созданные при непосредственном участии Ирэны, или те, с которыми она сотрудничает: ETHNO-NHS, AKANA-NHS, DIAGILEW PROJECT, KAZALPIN, JAKDZEN, NEW IMAGE ORKESTRA, APPLE TEA, КНЯЗЬ МЫШКИН, HAIR PEACE SALON, MUZZART... Эта многогранность во всей полноте отражена и в буклете альбома: на первой странице Ирэна выглядит как jazzwoman, на второй - как этническая дива, на третьей - как классический музыкант... Я бы сказал, что джаз, этника и классика (вернее, неоклассика) - это "три кита", на которых держится творчество Ирэны Котвицкой. Можно бесконечно углубляться в новую терминологию, навешивать ярлыки наподобие "этно-фьюжн", "сакральный минимализм", "неоакадемизм" или "современная камерная музыка", а можно, как в одной старой сказке, просто кошку назвать кошкой. Сама Ирэна Котвицкая характеризует свое творчество не вполне конкретным и в то же время емким понятием "фолк-модерн". Действительно, в каждой из 11 композиций альбома и на каждой из 16 страниц прилагаемого к диску буклета обе составляющие представлены в разных процентных соотношениях.

"Ethno Fantasia", безусловно, стала для Ирэны Котвицкой принципиально новым этапом творчества: Продолжая работать с разными составами, певица параллельно занялась сольной карьерой. И - не прогадала!

Альбом "Ethno Fantasia" - премьера во всех смыслах этого слова. Оригинальность проявилась в исполнительском составе, фактуре композиций, стилистике, концепции и музыкальных формах. Ирэна сочетает в одном лице автора, аранжировщика и исполнителя. Свою лепту в звучание внес саунд-дизайнер Игорь Плевин (он же - Гарик), добавив в музыкальную ткань атмосферные эффекты; Ирэне и Гарику удается путем многократного наложения звука имитировать многоголосие. При этом искажается натуральный тембр, переводя звучание голоса в пространство ритуальной антинормы.

Материал отбирался на протяжении последних двух лет. Котвицкая пропускает сквозь призму собственного восприятия и мастерски интерпретирует народные песни разных регионов Беларуси, записанные во время этнографических экспедиций либо ею самой, либо другими фольклористами. И, насколько возможно, стремится закрепить генетическую связь с аутентичными источниками, сохраняя диалекты. Представляя релиз на пресс-конференции 23 апреля 2013 года, Ирэна сказала о своих композициях: "Это новые музыкальные фактуры, которые способны по-новому презентовать белорусскую этническую музыку, белорусский фольклор, которому я посвятила всю свою сознательную жизнь..."

Авторство всех композиций принадлежит Ирэне Котвицкой - за исключением напевов a cappella. Традиционный белорусский напев положен в основу большинства композиций, народные песни переосмысляются - безусловно, интерпретатор привносит в них что-то свое. Вокальные интермедии и фортепианные партии, выполняющие, кроме собственно аккомпанемента, самостоятельную функцию, восходят к традициям начала XX века. Каждая композиция обладает внутренней драматургией, превращается в монументальное симфоническое полотно. Таким образом, концепция "Этно Фантазии" строится на сочетании белорусской этнической музыки с духом, философией эпохи модерна. Стилистика и концепция предопределили необычность и разнообразие музыкальных форм, не поддающихся однозначному определению.

В обращении к слушателю, помещенном в буклете, Ирэна более пространно, в популярной форме, раскрывает основную идею "Этно Фантазии" (здесь и далее цитаты привожу в собственном переводе): "Этот альбом - мое искреннее высказывание, наподобие личного творческого дневника, в котором имею возможность показать собственное пространство славянской женщины, место, где одновременно живут традиции предков и мои любимые люди... Я продолжаю рисовать сакральное место пересечения магии, молитвы и детской колыбельной..." Слушатель найдет в буклете подробную биографию Котвицкой и авторские комментарии к композициям. Почти все тексты продублированы на белорусском и английском, так что любой желающий, даже не зная языка оригинала, сможет составить целостное представление о певице и её альбоме.

В визуальном отношении оформление альбома не менее информативно, чем в вербальном. Рисунок на обложке выдержан в лучших традициях эпохи модерна (о чем свидетельствуют такие эстетические признаки как растительные узоры, изогнутость веток, обтекаемость дизайна, заковыристость шрифта), внутрь его вписан логотип Ирэны Котвицкой, символизирующий языческое солнце. А в буклете - чего только нет: фотографии певицы в разных костюмах, наиболее яркие моменты рабочего процесса, музейные экспонаты, артефакты традиционной вышивки и ткачества с национальной символикой... Вот фрагмент рояля, сконструированного в Вене в начале XX века и декорированного в эстетике модерна. Вот несколько ковров: черный с яркими цветами; настенный, работы 1962 года, с розами и белыми аистами; с двумя львами, смотрящими друг на друга и символизирующими взаимное притяжение... А вот ажурные кружева, вязанные крючком, на одном из них - вышитые крестиком фигурки. Кружева перекликаются с логотипом сообщества "Будзьма беларусамі!" ("Будем белорусами!") и символизируют единство белорусского народа.

Ирэна включила в альбом самые разные по характеру и настроению песни. В отдельную группу можно объединить весенние ритуальные песни. Напев "Вясна" ("Весна") в разных вариантах бытовал в различных регионах Беларуси и соседней Украины. Песня представляет собой обращение к богам с просьбой сменить зиму на лето. В основу композиции "Бяроза" ("Береза") была положена песня "Ой, Бяроза Белая", записанная в селе Раевщина Молодеченского района Минской области. Эта песня исполнялась ранней весной на самом высоком месте деревни "в небо". "Дзявочая Краса" ("Девичья Краса") - композиция на тему песни-корогода "Ні Жар Загоряє" ("Не Жар Загорается"), записанной в селе Яново Ветковского района Гомельской области.

Другую группу образует необрядовая лирика - две потрясающие, исполненные неподдельного трагизма баллады о любви: "Ай, У Бары Сосна" ("Ай, В Бору Сосна") записана в деревне Морочь Клецкого района Минской области, а "Сілязенька" (традиционный напев "Паплыў Сізы Сілязенька") - в деревне Матырино Ушацкого района на Витебщине.

Композиция "Серабрыстая Рака" ("Серебристая Река") строится на традиционном напеве "А Як Кум З Кумою" ("А Как Кум С Кумой"), который Ирэна записала в деревне Латышево Россонского района Витебской области. Песня эта исполнялась во время крестин.

Рождественская песня "Каза" ("Коза") широко распространена по всей Беларуси. Один из её вариантов стал "визитной карточкой" белорусско-швейцарского проекта KAZALPIN. В "Этно Фантазию" Котвицкая включила другой вариант, записанный в селе Лютец Борисовского района на Минщине.

Традиционный напев "Перастарані, Божа" Котвицкая записала у сибирского переселенца, который родился в Могилевской области. В дословном переводе на русский название звучит громоздко - судите сами: "Перегони На Другую Сторону, Боже!" Как сказано в буклете, это "жнивная традиция, молитва к богам, чтобы отнесли дождь от нашего поля за далекие горы".

Три авторские программные композиции имеют конкретных адресатов. Две из них Ирэна Котвицкая посвятила своим дочерям - старшей Лидии и младшей Вере. "Ліда" - композиционно сложное камерное произведение, построенное по принципу коллажа. Очевидно, автор стремится передать многообразие и изменчивость чувств, эмоций, переживаний девушки-подростка. Зарисовка "Вера" выдержана в жанре колыбельной. Текст (несколько раз повторяющаяся фраза "баюшкі-баюшкі-баюшкі-баю") записан в деревне Буда-Копаровская Речицкого района Гомельской области... Колыбельную исполняет дочь Ирэны, Вера Соломоник, сначала соло, затем дуэтом с матерью. Сама композиция строится по контрастному принципу: вокальному эпизоду противопоставляется инструментальный, изображающий непоседливого маленького ребенка (кстати, некоторые моменты работы над композицией в студии тоже запечатлены на страницах буклета). Молодые мамы, покупайте альбом Ирэны Котвицкой "Ethno Fantasia" - хотя бы для того, чтобы включать своим детям на сон грядущий замечательную колыбельную!..

Название пьесы-вокализа "M.R.B." самим автором расшифровывается как "Моя Родина - Беларусь". No comments!

Как и любой грандиозный проект, альбом Ирэны Котвицкой "Ethno Fantasia" не свободен от досадных ляпов и небрежностей. Правда, касаются они не диска, а оформления. В нескольких местах в белорусский текст закрались опечатки; из англоязычного варианта обращения к слушателю почему-то выпал первый абзац, а в комментариях к композициям некоторые белорусские названия даны в транслите, но оставлены без перевода...

Но, как говорится, и на солнце бывают пятна. Достоинства альбома столь очевидны и бесспорны, что о недостатках, даже если они имеют место, напрочь забываешь. Безусловно, выход в свет "Этно Фантазии" стал Событием в музыкальной жизни Беларуси. Настоятельно рекомендую всем!

Ознакомиться с фрагментом альбома
Скачать альбом

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 05 июня 2013, 22:44
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.02 / 6 / 0.005