И Беларусь, и Аргентина, и Франция (AGATA на курсах "Мова нанова", Брест, 18.04.2016)


AGATA - явление на белорусской сцене довольно новое. Хотя участники дуэта, назвавшегося этим именем, давно известны любителям музыки. Судите сами. Фолк-певица Ирэна Котвицкая - создатель и лидер групп AKANA и AKANA-NHS, аранжировщик и вокалистка белорусско-швейцарского проекта KAZALPIN. Аккордеонист Алексей Ворсоба - лидер и композитор инструментального трио PORT MONE.

AGATA - не первое детище Ирэны и Алексея: раньше были проекты JAKDZEN и NEW IMAGE ORKIESTRA. AGATA много экспериментирует, сотрудничает с различными сессионными музыкантами. На курсы "Мова нанова", учитывая формат мероприятия, Ирэна и Алексей приехали вдвоем.

Знакомство было кратким, но исключающим недосказанности: Ирэна Котвицкая сначала рассказала о себе, в частности, упомянула о фольклорных экспедициях, в которые регулярно выезжает как этномузыколог. Затем представила проект AGATA, стиль которого охарактеризовала как соединение белорусского фольклора с эмбиентом и танго. Но и такое определение, как мы увидим позднее, окажется неполным.

Для начала Ирэна предложила посетителям курсов прикоснуться к корням. Она вкратце рассказала об обрядах, распространенных на территории Беларуси. А проиллюстрировала лишь один - Юрьевский. Мы услышали в аудиозаписи напев, найденный на Брестчине.

Баллада "Усе Чужыя Людзі" ("Все Чужие Люди"), записанная в Полесье на Гомельщине, относится к так называемой необрядовой лирике. Ирэна бережно сохранила в исполнении все диалектные единицы, которые, вероятно, были понятны не всем. А потому пересказала содержание.

Русальная песня "Правяду Русалку" ("Проведу Русалку"), также известная под названием "На Граной Нядзеле" ("На Гряной Неделе"), распространена в разных областях Беларуси и России и известна во множестве вариантов. Ирэна и Алексей превратили ее в развернутое, драматически насыщенное полотно, включающее завязку сюжета, кульминацию и развязку. Здесь в полной мере проявился незаурядный композиторский талант обоих участников дуэта: получилось нечто вроде "фантазии на тему". Как бы это произведение прозвучало с сессионными музыкантами - с виолончелистом, бансуристом (бансури - индийская флейта) и перкуссионистом, - остается только представлять. Но все-таки я предпочитаю услышать!

Следующим номером был еще один Юрьевский напев, на сей раз с Гродненщины. Ирэна предложила посетителям курсов разучить и вместе спеть песню "Зарадзі Божа" ("Уроди, Боже"). При этом куплет, в котором крестьяне обращались к богам с просьбой об урожае, выполнял роль своеобразного рефрена и повторялся трижды. Завершала основную часть программы песня "Пахаванне Стралы" ("Похороны Стрелы"). Она посвящалась одноименному обряду, распространенному в Ветковском районе Гомельской области.

Никак нельзя обойти молчанием другого участника проекта AGATA - Алексея Ворсобу. Я бы даже выразился так: Ирэна олицетворяет в проекте белорусское национальное начало. Алексей же привносит в музыку интернациональный компонент. Он украшает песни проигрышами, в которых остро ощутимы аргентинские влияния, и отнюдь не только танго. А одна посетительница курсов, выпускница Брестского музыкального колледжа им. Г. Р. Ширмы, услышала в аккордеонных пассажах Францию, прежде всего отголоски "парижской песни". Алексей и не счел нужным ей возразить.

Ирэна Котвицкая отвечала на вопросы посетителей курсов, которые проявили повышенный интерес к белорусским обрядам. Ей бы книжечку написать для широкого круга читателей. В Беларуси больше нет специалистов, которые владели бы темой на таком высоком уровне, как Ирэна.

"Сыграйте еще что-нибудь", - попросил один из посетителей курсов. Время позволяло, и Ирэна с Алексеем исполнили дилогию "Арол" ("Орел"), состоящую из двух свадебных песен: первая о невесте, вторая - о женихе.

Сейчас музыканты работают над первым полноценным альбомом проекта AGATA, и ждать его, вероятно, придется долго. До недавнего времени на YouTube и в соцсетях выкладывались в основном любительские записи, пригодные скорее для ознакомления и не отражавшие в полной мере сегодняшний профессиональный уровень дуэта. И лишь через несколько дней после концерта у меня появилась возможность послушать несколько студийных треков. В предчувствиях я не обманулся. Для меня в нынешнем году AGATA стала Открытием с прописной буквы и со знаком плюс. Выше я писал, что проект соединяет национальное и интернациональное в единое целое. Хотелось бы обратить внимание читателя на еще одну сторону творчества Ирэны и Алексея: когда посещаешь концерты АГАТЫ, не только испытываешь эстетическое наслаждение, но и узнаешь много нового, соприкасаешься с историей родной страны, ощущаешь связь с национальными корнями, и в то же время воспринимаешь Беларусь как неотъемлемую часть европейского пространства.

Фото: Александр КОВАЛЕВИЧ

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 24 апреля 2016, 00:51
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.04 / 6 / 0.005