Концерт на скорую руку (вечер акустической музыки и поэзии в кофе-баре "Merci", Брест, 9.07.2017)


Крайне сложно писать о мероприятии, к которому сам приложил усилия. И все же мне хочется поделиться своим опытом. Буду рад, если он окажется полезным тем, кто хочет заняться организацией концертов.

Недавно мои друзья Иван и Наталья Синюки открыли в Бресте кофе-бар "Merci". Заведение это привлекает посетителей своими ценами (в чем очевидный плюс), но располагается довольно далеко от центра города (в чем очевидный минус). И вот, возникла у них идея проводить в "Merci" концерты. Но поскольку у Ивана и Натальи опыт организации концертов минимальный, они обратились за консультацией ко мне - как к человеку, который посещает концерты и фестивали, пишет о музыке и может ответить на вопрос, на каких именно исполнителей охотнее ходит публика. А в конце июня мне неожиданно позвонила Наталья и попросила организовать в течение июля несколько концертов. Насчет нескольких концертов я не был уверен, но на один согласился: хотелось проверить свои организаторские способности.

По долгу, так сказать, службы я часто общаюсь с белорусскими (и не только) музыкантами и организаторами концертов. Со многими у меня установились приятельские, даже дружеские отношения. Иные музыканты сами просили меня устроить им концерт.

Мое последнее музыкальное открытие - минский дуэт MORKVOЦВЕТ. И первоначально речь шла как раз об их концерте. Но, поскольку дуэт молодой, ребята не были уверены в том, что смогут наскрести репертуара на полтора часа. А потому попросили меня пригласить кого-нибудь еще. И вот здесь мне на помощь пришли несколько знакомств.

В декабре минувшего года я освещал фестиваль "Жоўты Дом", куда меня пригласила Екатерина Гузовская-Гора - основатель, лидер и вокалистка группы СОН-ТРАВА. Там-то я и услышал и Юлию Шабанову, и MORKVOЦВЕТ, и саму Екатерину, которая олицетворяла группу. С СОН-ТРАВОЙ часто выступает Наста Кудасова - поэт из города Рогачева, чьи стихи Екатерина кладет на музыку. Так мы все познакомились и сдружились...

Мы начали вести переговоры о грядущем концерте. Конечно, музыканты напрягались: во-первых, всех беспокоило отсутствие рекламы. У мероприятия не было даже группы-встречи ВКонтакте - мы ограничились несколькими репостами. Закономерно возникали вопросы по поводу целевой аудитории, да и вообще публики как таковой. Впрочем, обращаться за рекламой в СМИ мы не могли: наше мероприятие позиционировалось не как концерт, а как закрытая вечеринка. Иначе пришлось бы связываться с горисполкомом, вступать в контакт с идеолухами, культурцерберами и прочими огурцовыми, отдавать тексты на литовку... Во-вторых, времени на организацию оставалось слишком мало. Наконец, в-третьих, предложенный Иваном Синюком чек-бар в размере 25 ByN (около $15) на человека мог отпугнуть посетителей.

За несколько дней до концерта выяснилось, что Наста Кудасова не сможет приехать в Брест по семейным обстоятельствам. На выручку пришла Даша Белькевич - поэт, сотрудница некоммерческой культурной организации "Арт-Сядзіба", с которой мы познакомились во время "Живого Феста". Она откликнулась на мое предложение и согласилась приехать и поддержать концерт.

А непосредственно в воскресенье - в день концерта - я обзвонил друзей и знакомых и пригласил на наш акустический вечер. Некоторые пришли.

Вот так мы и сварганили концерт на скорую руку.

Установка аппаратуры не потребовала много времени: все же акустика - не электричество. Начало мероприятия было заявлено на 18:00. Публика собралась к 18:30. В половине седьмого мы и стартовали.

Вопрос о ведущем вечера решился легко и сам собой: Даша Белькевич вышла к микрофону и объявила первого участника.

Юлия Шабанова пока выступает под гитару. Некоторое время сотрудничала с инструменталистами (перкуссия, флейта, гитара), мечтает о собственной группе. Она немного стесняется слова "бард" и определяет жанр, в котором работает, как акустический рок. В перспективе свои песни слышит в поп-роковых аранжировках. Я мобилизовал все свое воображение и попытался предположить, как они звучали бы в исполнении группы. И, честно говоря, пока представляю слабо: эти песни нравятся мне под акустическую гитару. И лично я считаю, что никаких аранжировок к ним не нужно. Но это лишь мое частное мнение.

По своей основной профессии Юлия - врач-психиатр. И ее песни навеяны соответствующими образами. Многие из них депрессивны, причем у каждого времени года - своя депрессия. Таковы "Осенняя" и "Первый Месяц Зимы". Но и на депрессию Юлия смотрит сквозь призму юмора, даже оптимизма. Мне очень понравились "Остановилась" и "Одна", "Звуки Шагов" и "Девочка в Коляске", "Темными Дорогами" и "Сквозь Тучи Солнце", "И Луна" и "Вспоминаю"... Как сказала мне Юлия после выступления, у нее материала скопилось как минимум на два альбома. Но, к сожалению, для записи пока не хватает внутренней маотивации. Что же, нам ничего не остается, как смотреть в будущее с оптимизмом и надеяться, что когда-нибудь Юлия Шабанова зафиксирует свои песни в студийном варианте. Я очень этого жду.

Писатель и литературовед Владимир Новиков, автор книги "Высоцкий", вышедшей в серии "ЖЗЛ", как-то раз сказал о своем герое: "Высоцкий был практический филолог. Он любил слово и слово его любило, отвечало ему взаимностью, что крайне редко. Роман с языком у него был на редкость удачный". Эти слова полностью применимы и к Даше Белькевич. Не имея филологического образования, она, тем не менее, блестяще владеет словом. Я бы даже сказал так: белорусский язык Даши Белькевич был своеобразным украшением акустического вечера. На нем она читала стихи, объявляла выступающих, общалась с музыкантами и зрителями. Для начала привнесла в жаркую летнюю атмосферу чуть-чуть холода, прочитав стихотворение, которое так и называется - "Холод". А "Твае песні" ("Твои песни") - посвящение талантливым и амбициозным музыкантам.

Даша безупречно владеет не только белорусским, но и русским. Предваряя свое русскоязычное стихотворение, она рассказала, что в старших классах выигрывала олимпиады по русскому языку и первые стихи писала на нем. А представленное стихотворение называлось "Сплошной апозиопезис". К слову, о термине, давшем стихотворению название: он происходит от греческого слова aposiopon и означает в риторике умолкание, незаконченность мысли, внезапную остановку в устной или письменной речи, прерывание одного предложения и начало нового. Для Даши же это - всего лишь эвфемизм, замена слова, в котором есть буквы "п", "з" и "е". А восклицание "сплошной апозиопезис!" звучит очень красиво!

Еще запомнились стихи "Па радыёактыўнаму фону" ("По радиоактивному фону"), "Шпроты" (с отсылкой к фильму "О чем говорят мужчины"), про телефон "LG", а также два безымянных стихотворения, одно из которых философское, второе - о любви... Даша - победительница белорусских и украинских поэтических слэмов. Чего хочу ей пожелать? Выпустить поэтический сборник, да не один. А еще - аудиокнигу. Даша читает свои стихи очень музыкально. При возможности буду посещать поэтические вечера с ее участием.

СОН-ТРАВА выступала дуэтом: Екатерина Гузовская-Гора - акустическая гитара, вокал; Сергей Кунский - бас-гитара. Екатерина позиционирует себя как барда. И вот здесь позволю себе с ней не согласиться. Есть такие понятия как "театральная песня", "драматическая песня", "dramatic rock". Но даже они не в состоянии адекватно передать то, что делает на сцене СОН-ТРАВА. У Екатерины есть начальное музыкальное образование и собственный театр. Их сочетание обладает убойной силой. Каждая песня превращается в небольшой спектакль. Не могу не сказать несколько слов и о Сергее: он не просто "басит", но украшает каждую песню импровизацией на басу. Не уверен точно, но могу предположить, что раньше Сергей играл либо джаз, либо джаз-рок.

Выступление открывалось зажигательным рок-н-роллом "Абмяжаваныя" ("Ограниченные"). Если я правильно понял, он посвящался ограниченным людям. Песни "В Позе Лотоса" и "Бант На Шее", "Зрелищ и Хлеба!" и "На Вкус и Цвет", "Вясна" ("Весна") и "Дамоў" ("Домой"), "З Табою Ён Сам" ("С Тобой Он Сам") и "Прарэхі" ("Прорехи") еще не получили студийного воплощения, но уже успели заслужить любовь зрителей. Все свое чувство юмора Екатерина вложила в песню "Дэбільна-Філасофскую" (думаю, в переводе нет необходимости). Есть у нее и несколько песен на стихи Насты Кудасовой. На концерте прозвучали два городских романса - "Усе Святыні Псам" ("Все Святыни Псам") и "Ні Бліскучай Змяюкай Ракі..." ("Ни Блестящей Змеюкой Реки...").

О дуэте MORKVOЦВЕТ мне хочется писать много и взахлеб. Не знаю, как сложится дальше, но на сегодняшний день это для меня белорусский коллектив №1. В составе дуэта - Павел Рыжков и Евгений Белонович. Оба - выпускники Белорусской государственной академии музыки по классу классической гитары. Оба сочиняют песни (Павел в последнее время все больше пишет по-белорусски). Оба обладают прекрасными вокальными данными. Дуэт уже подготовил дебютный полноформатный альбом "Брешь", который выйдет ближе к осени.

Определить стилистику MORKVOЦВЕТА очень сложно. Ибо она многосоставна и являет собой органичное сочетание различных традиций и влияний: древние напевы (прежде всего строчное пение), классическая музыка XIX века (в подробности углубляться не будем, ибо данное предложение увеличится в десяток раз), фолк, западный и русский рок... А где-то пытливое ухо услышит и джазовые гармонии. Мне очень хочется написать о каждой песне. Но дождусь альбома и сделаю развернутый анализ каждой - оба автора того стоят. Здесь же ограничусь перечислением: "Дождж" ("Дождь"), "Серость", "Ветер", "Буря", "Давай", "Генерал" (самая настоящая мини-рок-опера!), "Костер", "Паведамляйце" ("Сообщайте"). Слушал MORKVOЦВЕТ во второй раз (первый был на "Желтом Доме") и могу не без категоричности сказать: этот дуэт по определению не умеет играть плохо.

Концерт понравился всем присутствовавшим, даже посторонним, которые, как впоследствии оказалось, никогда не слышали ни одного из перечисленных исполнителей. Было очень тепло, душевно и по-домашнему.

Были ли отрицательные моменты? Куда же без них! Владельцы кафе все-таки вылетели "в минус" (слава богу, небольшой). Но в итоге все остались довольны.

Люди, которые прежде организовывали различные мероприятия, дали мне дружеские советы, которые я здесь ретранслирую. Возможно, таким новичкам в этом деле, как я, они пригодятся.

Итак, при подготовке концерта/фестиваля необходимо учитывать следующие факторы:
1) Местонахождение заведения;
2) Формат заведения;
3) Вместительность заведения;
4) Наличие аппарата;
5) Цель мероприятия (просвещать публику, продвигать то или иное направление, зарабатывать деньги и т. п.).

К каким выводам подтолкнула меня организация этого акустического вечера? Их я сформулирую так:

1) Уважаемые организаторы! Контактируйте с музыкантами напрямую. Во избежание недоразумений и недопониманий к услугам посредников обращайтесь крайне осторожно и по минимуму.
2) Уважаемые музыканты! Контактируйте напрямую с организаторами. С посредниками общайтесь постольку-поскольку.
3) Уважаемые посредники! Вы можете располагать информацией, полезной как музыкантам, так и организаторам. Этим ваша помощь исчерпывается.
4) Не стоит устанавливать высокий чек-бар. Достаточно либо небольшой, чисто символической платы за вход, либо минимального чек-бара.
5) И последнее: чем больше времени на подготовку мероприятия, тем лучше. Концерт на скорую руку - это далеко не всегда хорошо и правильно.

Огромное спасибо всем, кто выступил, кто предоставил помещение, кто пришел.

Фото: Виктор КЛИМУС

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 14 июля 2017, 01:34
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.04 / 5 / 0.002