MORKVOЦВЕТ - "Брешь"


(c) MORKVOЦВЕТ, 2017
10 tks./T.t. 47:46


Очень странный и неожиданный дуэт из Минска! Странность и неожиданность заключаются прежде всего в том, что его участники - выпускники Белорусского музыкального училища имени М. И. Глинки и Белорусской государственной академии музыки по классу классической гитары. Они могли бы сейчас работать где-нибудь в филармонии и исполнять произведения академических жанров... А впрочем, так ли далеко то, что делают Евгений Белонович и Павел Рыжков, от академической музыки?..

До создания дуэта у каждого был свой опыт не только в классике, но и в роке. У Павла Рыжкова были собственная группа ПЕРЕСВЕТ, совместный с белорусской этнической певицей Настей Некрасовой проект FOLKROLL, а также собственный фолковый проект СОНЕЧНЫ СКАРБ (СОЛНЕЧНОЕ СОКРОВИЩЕ). Евгений Белонович основал проект СЕВЕРНЫЙ ОТЕЛЬ, затем также прошел через FOLKROLL. Впервые Евгений и Павел начали сотрудничать в 2009 году. Но тогда дальше экспериментов дело не пошло. Официальным днем рождения дуэта считается 28 ноября 2013 года.

Название никоим образом не соотносится с цветущей морковью, как может показаться на первый взгляд. Морквоцвет - мифический цветок, который растет только раз в году - поздней осенью и в ночное время. Согласно поверью, тому, кто пойдет в лес черной холодной осенней ночью, может повезти найти дивный морквоцвет и обрести вселенское счастье. Сокращенная запись названия - "MЦ²" - напоминает одну из формул Альберта Эйнштейна. Но ее значение более простое: MORKVOЦВЕТ - дуэт.

Дебютный альбом MORKVOЦВЕТА "Брешь" отличается тщательно продуманной философской концепцией: с одной стороны, брешь - это дыра, которую мы неустанно стараемся заполнить. Но чем активнее мы заполняем брешь, тем больше она становится. С другой стороны, брешь - это окно внутри нас, через которое пробиваются лучи света. Мы видим больше света по мере того как усилием воли открываем его. Все десять песен пронизывает мысль о бремени страстей человеческих. Каждая композиция - это определенное эмоциональное состояние.

Альбом оформила минская художница The Tanya. На созданном ею композиционно сложном рисунке несколько брешей разных размеров.

Музыкальный язык сверхсложен. Стилистика по-хорошему эклектична: пытливое ухо здесь услышит и древние распевы (прежде всего строчное пение), и русские классические традиции, и фольклор, и джазовые гармонии... Евгений Белонович использовал определение "тяжелый акустический рок", подразумевая не стиль, а сложность восприятия. Быть может, он по-своему прав. Мне же применительно к композициям MORKVOЦВЕТА хочется употребить термин "неоарт-рок" или даже "неосимфо-рок" с элементами аудиотеатра. Музыка сочиняется совместно Евгением и Павлом. Их голоса легко спутать - они очень похожи. Фактура гитарного сопровождения богата и насыщена.

Поэтическая составляющая приблизительно на 50% принадлежит обоим участникам дуэта. Евгений в большей степени философичен, Павел тяготеет к эстетике обэриутов. Но стихи (подчеркну, не тексты, а именно стихи!) обоих отличаются интеллектуальной насыщенностью. Все же отмечу авторство каждой песни.

Дождж" ("Дождь"). Стихи Павла Рыжкова. Это первая студийная работа MORKVOЦВЕТА. Песня исполнена жизнерадостности и оптимизма. Здесь название выступает развернутой метафорой светлого, гармоничного мира, который каждый может создать себе сам. Даже серый дождь и холодное солнце можно обратить в радость.

"Брама Сонца" ("Врата Солнца"). Стихи Павла Рыжкова. Дождь рано или поздно заканчивается - и выглядывает солнце. Содержание композиции можно трактовать и шире: она о вечных, непреходящих ценностях. Мелодия близка белорусской народной.

"Серость". Стихи Евгения Белоновича. В песне серость выступает как метафора однообразия унылой повседневности, косности, рутины.

"Грешки". Стихи Павла Рыжкова. Насколько каждый из нас безгрешен? Этот вопрос задается с интонацией едкого сарказма. Здесь музыканты прибегают к приему гротеска, причудливо сочетая реальность и ирреальность. В музыке слышны аллюзии на Пятнадцатую симфонию Дмитрия Шостаковича, в кульминационные моменты воспроизводится ритмослог танцевального фрагмента шевчуковской "Актрисы Весны", отдельные слова произносятся гроулингом.

"Ветер". Стихи Павла Рыжкова. Сюрреалистический портрет, нарисованный ветром, будто из страшного сна. Или из галлюцинации. Да и сама композиция выдержана в эстетике сюрреализма.

"Демон". Стихи Евгения Белоновича. Герой композиции играет в прятки с бывшей возлюбленной, в которой сильно развито демоническое начало.

"Звар'яцелы Генерал" ("Обезумевший Генерал"). Стихи Павла Рыжкова. Генерал - персонаж вымышленный, обладающий разрушительной энергией - всё, к чему бы он ни прикоснулся - гибнет. Генерал живет в мозгу каждого человека. По большому счету, обезумевший генерал - это метафора вседозволенности, преодолевать которую в себе мы должны сами. Это самая яркая, эпатажная, жестокая композиция альбома, по сути, мини-опера. В качестве цитаты используется фрагмент вальса Ильи Шатрова "На Сопках Маньчжурии".

"Костер". Стихи Павла Рыжкова. Песня-мантра о свете, добре и любви. Мантровость достигается за счет строфики, многократного повторения одной строки и канонического пения. (Канон (франц. canon - норма, образец, правило) - многоголосное произведение, в котором все голоса исполняют одну и ту же мелодию, вступая поочередно, с опозданием). При этом Евгений и Павел ориентируются на канон, который мы встречаем в народных песнях.

"Буря". Стихи Евгения Белоновича. Песня о конфликтах - как внутри человека, так и между его внутренним миром и окружающей действительностью.

"Паведамляйце" ("Сообщайте"). Стихи Евгения Белоновича. Люди часто не слышат друг друга, не видят дальше своего носа. Эта песня - призыв к чуткости, отзывчивости, взаимопониманию.

В целом все композиции крепко спаяны между собой так называемыми настроенческими переходами: каждая следующая - продолжение предыдущей, поэтому альбом лучше слушать полностью, от начала до конца.

Мое резюме: альбом "Брешь" - не для хит-парадов, а для ума и души. Хотя - кто знает? В моем личном хит-параде он высоко над первым местом. Обо всех составляющих - музыкальной, поэтической и исполнительской - я могу говорить и писать только и исключительно в превосходной степени.

Слушать/скачать альбом

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 24 октября 2017, 22:52
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2017, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.02 / 5 / 0.002