ОБІЙМИ ДОЩУ - "Сон"


(c) & (p) ОБІЙМИ ДОЩУ, 2017
11 tks./t.t. 72:21


В 2004 году киевлянин Владимир Агафонкин, программист по профессии, музыкант по призванию, увлекшись разной хорошей музыкой в диапазоне от ANATHEMA и MY DYING BRIDE до THE GATHERING и METALLICA, создал безымянный проект, чтобы сочинять, играть, экспериментировать. Результатом экспериментов стало рождение группы ОБІЙМИ ДОЩУ (ОБЪЯТИЯ ДОЖДЯ. Откуда такое название? На страницах группы в соцсетях можно прочитать следующую характеристику (привожу здесь и далее в собственном переводе с украинского): "Музыка осеннего дождя и зимнего одиночества". Осень - время года, когда каждый из нас наиболее остро ощущает быстротечность жизни и тяжесть одиночества. Дух осени ярко отражен в музыке ОД.

Дебютный альбом "Елегія" ("Элегия") был выпущен в 2009 году. Второй - "Сон" - увидел свет только через 8 лет. Чем объясняется такой большой временной интервал? Во-первых, семейными обстоятельствами. Во-вторых, нестабильностью состава группы. Наконец, в-третьих, перфекционизмом музыкантов, и, как следствие, продолжительной и скрупулезной работой над материалом.

"Сон" достоин целого нумерологического исследования. Судите сами. В записи материала участвовали 15 человек. Мне хочется перечислить всех, ибо альбом того стоит: Владимир Агафонкин - акустическая гитара, вокал; Алексей Катрук - электрогитары; Евгений Дубовик - синтезаторы, фортепиано; Елена Нестеровская - альт; Николай Кривонос - бас-гитара, перкуссия, хоровое пение; Ярослав Гладилин - ударные, перкуссия; а также приглашенные музыканты: Кирилл Бондарь (СТРУННЫЙ КВАРТЕТ СТОЛИЧНЫХ МУЗЫКАНТОВ) - скрипка; Анастасия Шипак - скрипка; Андрей Александров - виолончель; Артем Замков - виолончель; Борис Ходорковский - саксофон, флейты; Сергей Грызлов (экс-FUNKY.UA, RED FOX, аккомпанирующие составы Вадима Казаченко, Александра Егорова и др., ныне - БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ) - соло-гитара; Ольга Скрипова - вокал, бэк-вокал; Александра Кривонос и Максим Хомякевич - хоровое пение. Альбом записывался в 7 студиях в 3 городах в течение 200 часов, над ним работали 10 звукоинженеров, а к сведению приложил руку британский музыкант Брюс Сурд (THE PINEAPPLE THIEF).

Идея оформления альбома принадлежит Владимиру Агафонкину и Николаю Кривоносу. Быть может, в девушке, спящей на кровати между двумя дорожными мостами, кто-то узнает Елену Нестеровскую, которая оказалась не только прекрасной альтисткой, но и замечательной моделью. Воистину, талантливый человек талантлив во всем.

О музыкальной стилистике группы можно писать очень пространно. Все же постараюсь обозначить ее составные части в пределах одного абзаца. "Мы больше создаем не песни, а рок-симфонии, музыкальные полотна", - сказал Владимир Агафонкин в одном из недавних интервью. И был абсолютно прав. Все композиции ОД тяготеют к балладности и монументальности, я бы даже сказал, к поэмности. Их средняя продолжительность - от 5 до 10 минут. Если же копнуть глубже, пристально вслушаться почти в каждую вещь, легко обнаружить сходство с композиционными построениями, характерными для классических произведений - сонаты, симфонии, инструментального концерта и т. п. Одни критики относят такие стилевые образования к арт-року, другие - к прогрессив-року, третьи (с которыми солидаризируюсь и я) - к симфо-року. От неоклассицизма ОД унаследовали предельную ясность и уравновешенность формы, от - дума преобладание медленных темпов, от фолка - яркий мелодизм, широкую распевность не только вокальных, но и инструментальных партий, от пост-рока - совмещение инструментария из классического, джазового и рокового арсенала. Готичность мастерски используется как драматургическое средство в кульминационные моменты композиций. Она проявляется в тяжеловесности звучаний и господстве минора. Аранжировки очень сложны, но не трудны для восприятия. А солирующий альт давно стал своеобразным фирменным знаком группы.

Часть текстов - равно, как и музыки - создана Владимиром Агафонкиным, часть - Николаем Кривоносом. Поэтическая составляющая уступает музыкальной: у Владимира и Николая порой встречаются фразы, балансирующие на грани рифмоплетства. Впрочем, скорее всего, авторы и не претендовали на создание поэтических шедевров. В то же время, текстам присущи глубина чувств и философская сосредоточенность.

Музыкально "Сон" продолжает, развивает и, я бы сказал, углубляет направление, заданное в "Елеґії". Иначе говоря, в музыкальной стилистике заключается сходство обоих альбомов. Но есть два принципиальных отличия: во-первых, если дебютный альбом выдержан в одном настроении, то для второго характерны эмоциональные перепады. Во-вторых, если "Елеґія" основана на личных переживаниях героя (или героев), то в композициях "Сна" авторы касаются социальных аспектов бытия. Процитирую аннотацию: "Песни альбома - это рассказ о борьбе и трудностях, с которыми сталкивается человек в современном урбанистическом и глобализованном мире, путешествие от низшей точки падения к свободному полету, от смерти к перерождению. "Сон" - это метафора жизни, в которую не веришь до конца, воспринимаешь как иллюзию, но, проснувшись, никогда не уснуть снова".

Название "Остання Мить" ("Последний Миг" или "Последнее Мгновение") уже само по себе пугает. Это самая настоящая вокально-симфоническая поэма в трех частях, где средний раздел контрастирует с крайними. Иначе говоря, крайние разделы рельефно изображают реальность, в которой господствуют безнадежность, боль и страх, ощущается близость конца. Экспрессивный, тревожный вокал Владимира Агафонкина поддерживается почти рахманиновским фортепиано. В среднем разделе утверждается мажорная тональность, саксофон выдает головокружительные джазовые пассажи. Голос Владимира Агафонкина звучит приподнято и просветленно: в этом эпизоде сконцентрированы мечты лирического героя о рае. Но суровая реальность не позволяет о себе забыть. Третий эпизод по продолжительности короче первого, зато мрачнее и напряженнее...

"Крила" ("Крылья") - автобиографическая композиция. Владимир Агафонкин написал ее в 2011 году, на переломном этапе своей жизни, когда оставил насиженное рабочее место, занялся физическим развитием, начал путешествовать, открывать для себя незнакомый прекрасный мир. Автор делится с потенциальным слушателем своим опытом и советует, как бы трудно ни было, научиться преодолевать рамки повседневного существования и верить, что где-то там, за пределами бытового комфорта и рутины нас ожидает нечто, что вернет покой, радость и уверенность в себе. Отдельное спасибо Алексею Катруку за пространное гитарное соло в проигрыше!

"Разом" ("Вместе") заключает в себе эффективный рецепт от одиночества и депрессии: слушай свое сердце, находи друзей и любимого человека. "Темна Ріка" ("Темная Река") - развернутая метафора всепоглощающей и всеразрушающей ночи. Но с каждым словом, с каждой нотой лирический герой обретает надежду и уверенность в себе. Сопилка, о которой идет речь в тексте, сполна заменяется флейтой, которая придает балладе фолковость. А проигрыш после второго куплета украшает фламенкообразная гитара.

Некоторое расслабление вносит инструментал "Назустріч Тиші" ("Навстречу Тишине"). В конце пьесы долгожданная тишина все-таки наступает. Композиция "Кімната" ("Комната") первоначально называлась "Темна Кімната". Но, поскольку была еще и "Темна Ріка", авторы изъяли первое слово во избежание перебора с темными красками. Герой остается наедине со своей депрессией и никак не решится приоткрыть штору и пустить свет в темную комнату...

Короткая инструментальная "Інтерлюдія" служит водоразделом между двумя частями альбома. Соло электрогитары на фоне минималистичного аккомпанемента плавно подводит к заглавной композиции "Сон". Автора тревожит нарастающая разобщенность и враждебность между людьми, он рисует картину конца света, который человек создаст собственными руками.

Лично у меня баллада "Земле Моя Мила" ("Земля Моя Милая") вызывает устойчивые ассоциации с первой частью Седьмой ("Ленинградской") симфонии Дмитрия Шостаковича - "Allegretto". Композицию Агафонкин написал задолго до Евромайдана, предвосхитив "Революцію гідності" ("Революцию достоинства"). У Шостаковича экспозиция первой части симфонии строится на образах мирной жизни. Агафонкин в первых двух куплетах признается в любви к родной земле и мечтает о счастливом будущем для своего народа. Шостакович заменяет разработку "Allegretto" маршеобразным "Эпизодом нашествия": холодная, колкая, механистичная тема, варьируясь, проводится 11 раз. Свой "Эпизод нашествия" есть и в балладе Агафонкина - шесть раз повторяемая crescendo (с нарастающей силой звука) тема вторжения непрошеных гостей. Автор не прибегает к маршевому ритму, но скандирует каждый слог, тем самым подчеркивая героизм украинского народа, его непоколебимую волю и готовность сражаться с внешним врагом до победного конца.

"Новий Початок" ("Новое Начало") - исполненная неисчерпаемого оптимизма пьеса, в которой нашлось место каждому для реализации себя в качестве импровизатора-инструменталиста. "Янгол" ("Ангел") - песня, не характерная для ОД. Она отличается по настроению от всех предыдущих композиций альбома - торжественная, светлая, романтически приподнятая. Автор Николай Кривонос поручил ее спеть Ольге Скриповой, которая со своей задачей справилась блестяще - сама перевоплотилась в ангела.

Альбом "Сон" получился по-хорошему грустным, добрым, светлым и позитивным. И когда становится тяжело на душе, я ловлю себя на желании переслушать именно его. И испытываю облегчение. Пребывать в объятиях дождя - это так приятно!

Слушать альбом
Скачать альбом:
mp3
flac (lossless)

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 22 марта 2018, 16:46
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.02 / 5 / 0.001