К вопросу о мейнстриме (фестиваль "Беломор-Буги-2017" в Архангельске)


В этом году с рассказом о "Беломоре" припозднилась не только я. Сравнительно недавно (1 ноября) на сайте журнала "InRock" появился отчет Алексея Шептунова - лидера архангельской группы MOON FAR AWAY и журналиста. Отчет вдумчивый, подробный и неожиданно комплиментарный, читать его очень интересно. Однако с главным тезисом Алексея позволю себе не согласиться. Тезис этот заключается в том, что "Беломор-Буги" - этакий оплот рок-мейнстрима, где нет и не может быть места никаким экспериментам, и что именно этой своей кондовостью фестиваль и уникален. "Классика, прокрустово ложе, «формат»". Не более и не менее.

Ну уж извините. Прежде всего, почти любой рок-фестиваль в основном ориентируется на мейнстрим - как в широком понимании, так и в узких стилевых рамках (на тематических действах типа готик-, панк- или метал-фестов новаторов и экспериментаторов тоже отнюдь не большинство), а какие-то авангардные или экспериментальные фестивали именно так себя и подают и на приставку "рок-" обычно даже не претендуют (из питерских первым на ум приходит "SKIF", вторым - "АПозиция"; про другие города и страны я мало осведомлена, но наверняка и там есть что-то подобное). И именно эта мейнстримовость среднестатистического рок-фестиваля, во-первых, абсолютно естественна, поскольку массовое развлекательное мероприятие и должно быть рассчитано на наиболее типичные вкусы и предпочтения ожидаемого на нем зрителя, а во-вторых, настолько обыденна, что выделять именно по этому признаку "Беломор-Буги" нет никаких причин. Скорее стоило бы его выделить по признаку, напротив, неформатности - хотя бы в масс-медийном понимании этого термина, - поскольку подавляющее большинство приглашаемых на "Беломор" групп на популярных радиостанциях никогда не звучали и не факт, что хоть когда-нибудь зазвучат. И не потому, что группы плохие, а потому, что приглашаются они на фестиваль волей Александра Мезенцева, для которого главным и единственным ориентиром всегда был не радиоэфир, а собственный вкус. А вкус у него отменный, хотя и (что опять-таки нормально и естественно) со вкусами кого-то другого не всегда совпадающий.

Кроме того, не стоит считать, что если фестиваль делает человек в возрасте, скажем так, за 50, то он не способен оценить и полюбить ничего, кроме того самого кондового рока. На моей памяти (а я езжу на "Беломор" регулярно с 2000 года) кого и чего только на фестивале не было. Неоклассика и дарк-кабаре, чембер-рок и рок христианский, пост-рок и трип-хоп, блюграсс и этно-кор, фолк-панк и электропоп... Список можно продолжить еще на пару строчек, а конкретными именами заполнить пару абзацев этого текста. MOON FAR AWAY, кстати, тоже выступали на "Беломоре" - назвать, что ли, их мейнстримом в прокрустовом ложе формата, чтоб уложиться в шептуновскую концепцию? Но не буду зря обижать коллегу. Просто еще раз повторю, что "Беломор" хорош и во многом уникален, спору нет, но вовсе не теми своими качествами, на которые в своем отчете так нажимает Алексей.

А какими же? Об этом я писала много и подробно в предыдущих своих отчетах, на них будут даны ссылки ниже, так что здесь ограничусь кратким перечислением. Это один из немногих независимых фестивалей, который продержался на плаву более 20 лет и, даст бог, продержится еще долго. Это фестиваль, который принципиально делает ставку не на хедлайнеров (и даже не на столичных гостей крепкого второго эшелона), а на совершенно не раскрученных, но интересных провинциальных музыкантов. Это фестиваль, который очень многое делает для поддержки и пропаганды локальной сцены. Это, наконец, фестиваль, почти безупречный с точки зрения организации (в том числе организации бытовой и закулисной своей составляющей). Об этом каждый год отдельно говорят практически все музыканты, в том числе зарубежные, в том числе и очень задним числом (вот прямо сейчас, например), когда этого уже не требует сиюминутная вежливость.

И еще - тут мы переходим от хорошего к не очень хорошему - это фестиваль, который мог бы стать одним из главных брендов и событий родного города, но, похоже, городу совсем не нужен. И если в отношении администрации города Архангельска к "Беломору" нет ничего удивительного (много ли вы видели чиновников, которых всерьез заботит культурный имидж собственного города?), то отношению публики я не перестаю изумляться. Разумеется, есть завсегдатаи и поклонники, но их число весьма невелико. То есть в последние годы на "Беломор" приходит примерно столько же людей, сколько я видела на сегежской "Рыбке". Но население Сегежи - 27 тысяч человек, а Архангельска - более 350 тысяч, так что хотя бы чисто статистически число людей, интересующихся какими-то новыми именами в рок-музыке, здесь должно быть раз в десять больше. Почему на практике это не так и что с этим делать - не знаю и не понимаю. И, боюсь, дело закончится тем, что проведя в следующем году 25-й "Беломор-Буги", Мезенцев махнет рукой - и уйдет на совершенно заслуженный отдых.

Ну, а дальше все будет как в старом анекдоте: "А вы слушайте свою любимую песню "Валенки" и не выпендривайтесь".

Но не буду бежать впереди паровоза, да и верить в такой вариант будущего как-то не хочется. Поэтому вернусь к "Беломору" уже состоявшемуся.

Общая его идея не претерпела никаких изменений. И даже афиша была решена в духе последних лет, то есть в плане дизайна носила явный налет концептуальности. В позапрошлом году она была "хипповской", в прошлом году - "стимпанковской", а в этом году, когда основной темой октября 2017 года для всей страны стал октябрь 1917-го, стала подчеркнуто, но при этом заметно иронически "советской". И дело не только в примечательной исторической вехе, но и в том, что "Беломор" снова - уже в который раз - сменил дислокацию и проводился теперь в Доме народного творчества, который был построен в советские времена для нужд местного обкома партии. Впрочем, эта перемена носила чисто практический характер: данный зал, во-первых, расположен в самом центре города, во-вторых, отличается куда лучшей акустикой, чем ночной клуб "МЗЗ" (где фестиваль проводился с 2006 года), а кроме того, его не нужно было освобождать ровно в 9 вечера, чтоб уступить место дискотеке. А стало быть, можно было дать группам поиграть подольше. Однако минусы переезда тоже налицо. Для кого-то главным недостатком стало отсутствие в официальной продаже пива, а что касается меня, то мне больше всего не понравился свет в зале. Точнее, почти полное его отсутствие. Зал в Доме народного творчества устроен высоким амфитеатром, с кучей ступенек в проходах, и постоянно шкандыбать по ним вверх и вниз почти в полной темноте было не слишком комфортно. На сцене тоже был, мягко говоря, не переизбыток света, потому что фронтальный свет почему-то не включался вовсе, а работала только цветная подсветка над сценой. Плюс еще на сцене стояли прожекторы, направленные в зал, и вот ими местный световик как раз оперировал очень активно, все время направляя блуждающие лучи прямо в лица зрителям. Это очень раздражало в целом и мешало смотреть на музыкантов в частности. И я представляю, как чертыхались фотографы!

Что до групп, то по плану их было 20 штук, по 10 на день, в том числе пять иностранных. На практике же выступило только 19, потому что солист архангельской панк-роковой ГРЕБЛИ, заявленной на воскресенье, накануне сломал ногу на концерте в Северодвинске. С панками такое иногда случается, да.


7 октября. День первый, хороший

Обычно каждый день "Беломора" открывает какая-нибудь молодая перспективная местная группа, поэтому я несколько удивилась, увидев в первой строчке фестивального лайн-апа команду из Санкт-Петербурга. Но ларчик открывался просто: трое участников PERFECT MACHINE - петербуржцы по нынешнему месту жительства, однако архангелогородцы по происхождению и на исторической родине уже засветились в разных проектах. Играли инструментальный гитарный рок (что для Архангельска далеко не диво, а, напротив, своего рода традиция), весьма лиричный и красивый. В последней вещи задействовали местную звезду - гитариста Вадима Баёва. И все бы хорошо, только вот с залом музыканты не контактировали совсем никак и даже не объявляли названия композиций.

Что касается онежского ЯКОРЯ, где нынче играет Баёв, то с прошлого года, когда я их услышала на "Беломоре" впервые, они возмужали и окрепли, то есть выступили еще более мрачно и могуче. Хотя, казалось бы, куда уж больше-то. Группа, конечно, в своей мелодик-дум-нише (да и за ее пределами, пожалуй) превосходная и имеет неплохие перспективы, чему доказательством служит их весеннее совместное выступление с духовными отцами и учителями - финской группой KYRCK.

Англоязычное трио A PURRFECT HIVEMIND из Великого Новгорода исполняло, согласно самопрезентации, post-grunge/experimental rock. "Пост", видимо, заключался в некоторой облегченности этого самого гранджа, а "эксперимент" - в некоторой невнятности исполнения. Во всяком случае, конкретно на меня они сколь-нибудь яркого впечатления не произвели. Но, собственно, в каждом музжурналистском или зрительском отзыве о любом фестивале излагается главным образом личное субъективное мнение отзывающегося, поэтому не исключаю, что эта группа кому-то другому, напротив, сильно понравилась. Кроме того, все приглашаемые Мезенцевым музыканты как минимум умеют играть, то есть имеется некая общая планка качества. Что характерно отнюдь не для всех фестивалей, между прочим.

Архангельский СУХОЙ ЗАКОН землякам давно (20 лет уже как) известен и горячо ими любим. Жесткий панк-метал ("зубодробильное музло" по версии группы) с популистскими текстами обычно у народных масс другой реакции и не вызывает. Разве что вектор этих текстов со временем изменился: раньше было, например, "давай бухать!", а теперь "хорош бухать!". Эволюция не уникальная (если забыть о жанровой нише, то можно показать пальцем на Кинчева или Михалка, а если не забывать, то, предположим, на ПУРГЕН), но по-своему отрадная.

Французские группы прежде на "Беломоре" не бывали (да и вообще в Россию приезжают не сказать чтоб в большом количестве), так что выступление DOG'N'STYLE - пятерки лохматых парней из малоизвестного города Эпиналя - дает повод добавить новый флажок на фестивальную карту мира. Что до музыки, то никакой национальной специфики в ней не наблюдалось. Язык - английский, стиль - хард-рок с некоторой добавкой глэм-метала. Если б я не знала, что это французы, то приняла бы их за финнов - благо как раз финские глэм-рокеры в Россию приезжают регулярно, в том числе и на "Беломор". Ничего особенного, но весело, энергично и мило. С местной публикой у них еще с первого клубного заезда случилась взаимная любовь, так что не исключено, что и этот их приезд сюда - не последний.

Молодая местная формация под названием КОРИЦА сразу привлекла внимание тем, что использует в инструментарии арфу. Правда, использует не слишком изобильно. Исполняет приятный девичий поп-рок. Владислав Белобоков - неизменный конферансье "Беломоров" последних лет - назвал КОРИЦУ "самой романтичной группой Архангельска". Я не столь осведомлена, но, пожалуй, в самом деле романтики архангельскому року недостает. Как-то так сложилось исторически.

ПРОПЕЛЛЕРБРОКЕН - петербургская группа, доселе мне совершенно неизвестная (что поделать, музыкантов у нас много, за всеми не уследишь), - своим названием вызывает у меня в мозгу неистребимый образ подбитого зениткой Карлсона, а играет фанк/лаунж. Причем лаунж, на мой вкус, заключается более всего в закольцованности текстов песен, большая часть которых состоит из одной констатирующей фразы типа "Все живут на Земле - я живу на Луне". Прослушав это раз двадцать подряд, немудрено и задремать, но мешает почти что дискотечный ритм. Народ, конечно, тут же принялся танцевать - тем более что в конце сета концепция поменялась и вместо фанка зазвучало нечто разухабисто-русскороковое. Кстати, о звучании: то ли как раз на этом выступлении звукооператоры окончательно разобрались с акустическими особенностями зала, то ли музыканты в группе подобрались такие умелые, но звук у ПРОПЕЛЛЕРБРОКЕН был, по-моему, наилучшим за вечер.

NEON APARTMENTS из норвежского города-побратима Архангельска Тромсё оказались еще одним экземпляром собранной Мезенцевым коллекции вида "скандинавская школота, играющая не слишком интересную музыку (в данном конкретном случае - этакий хипстерский необритпоп), но зато играющая так качественно, как не снилось многим нашим почтенным рокерам". Все-таки музыкальное образование там поставлено на редкость хорошо, а отнаблюдать это здесь - очень поучительно. Кроме того, все эти побратимские связи дают Мезенцеву возможность получать помощь от соответствующих посольств, консульств, культурных центров и общественных организаций, а также вывозить за границу архангельские группы. Минувшим летом, например, на норвежском фестивале "Bukta" побывал НЕИЗВЕСТНЫЙ КОМПОЗИТОР, а на будущее лето туда же по следам "Беломора" приглашена КОРИЦА. И это опять-таки хорошо и полезно.

Завершали, однако, первый фестивальный день коллективы, исполнявшие куда менее сладкозвучную музыку, чем три предыдущих. Сначала - YOUR SCREAMING SILENCE из Москвы, живо напомнившие мне прошлогоднее выступление здесь же (а также на пермском "Рок-Лайне") петербургских RAU.DI. Тоже тяжеляк, тоже пронзительный женский вокал. Мясо и железо. И тоже приехали сюда по рекомендации межрегионального фестиваля "Revolution". Разве что у москвичей музыка все-таки ближе к традиционному металлу, нежели к хардкору (или я просто не знаю новейших тенденций и пост-хардкор старается вернуться к истокам?), и пафоса несколько больше.

А вот американцы SUNRUNNER из побратимского же Портленда (того, который не в Орегоне, а в штате Мэн) внезапно оказались не металлистами, а инструментальным прогрессив-трио, очень умелым, поголовно поющим и весьма разноплановым. Ближе к концу прозвучал даже вальс, а потом вещица, отсылающая к классическому английскому хэви-металу. Вообще чувствовалось, что эти люди знают и любят музыку конца 60-х, хотя и не забывают, в каком времени живут сами. Кроме всего, они еще и активно общались с публикой, в том числе по-русски, что всегда вызывает отдельную симпатию, даже если знание языка ограничивается только что выученными "привьет" и "сьпасибо". А тут общение было куда более подробным, что и немудрено: оказалось, что у барабанщика Теда Макиннеса жена - русская, так что на великом-могучем он говорил довольно чисто и с пониманием процесса.


8 октября. День второй, прекрасный

Второй день открыло беспримесно местное трио с очень архангельским названием ДОМ СУТЯГИНА (была здесь такая достопримечательность - деревянный мини-небоскреб, построенный местным умельцем, а ныне, к несчастью, снесенный). И они мне как-то сразу понравились, хотя нельзя сказать, что материал у них сильно оригинальный. Довольно расхожая смурная альтернатива, недурно сыгранная, со складными текстами - в основном социальной направленности. Вроде бы ничего особенного - но есть в этой команде некое собственное обаяние, выделяющее ее из грядки прочих подобных. Так что буду рада, если они не распадутся, как девять из десяти молодых групп, и продолжат играть.

Вот TRAWLER, ко всеобщей радости, как раз продолжают, более того - записали в августе альбом и на "Беломоре" исполняли много нового материала. Те, кто слушает TRAWLER часто и регулярно, могут сравнивать мелкие нюансы и бурчать, увидев в данном выступлении какие-то косяки, но я в силу объективных причин слышу эту группу живьем примерно раз в год и могу себе позволить оценивать впечатление в целом. И вот в целом мне придраться не к чему. Мощная и крутая группа, молодцы.

ДЗЕН СИТИ (Самара) называют свой стиль "repost-rock", толсто намекая, что любой их трек, выложенный в соцсетях, любому и каждому невыносимо захочется репостнуть (тут мне вдруг без всякого предварительного плана вспомнились строчки из щербаковской "Австралии": "Весьма мила, не хуже прежней, даже лучше, то есть даже лучше всех. И очень кстати, я ведь тоже не любой", - но к описываемой группе они почти не имеют отношения). Наверно, многим действительно захочется, потому что ДЗЕН СИТИ - это крепкое гитарное инди, да и вообще все, что они делают, указывает на профессионализм. Так что программная их песня с программным же рефреном "нахер никому не нужна твоя музыка" на первый взгляд кажется кокетством. Однако, зная причуды нашего шоу-бизнеса, отвергающего что угодно под изумительно дурацкими предлогами, вполне можно поверить, что это вовсе не кокетство, а личный опыт. На "Беломоре" они, правда, публике понравились, но "Беломор"-то как раз - не шоу-бизнес.

ALIEN GARDEN из малопонятного в плане музыкальных традиций города Владимира с успехом заменили отсутствующих на сей раз в программе BLIND VANDAL. Тоже инструментальное хэви-трио, очень искусное и ни на секунду не скучное. Правда, куда более статичное и куда менее живописное. Зато лидер-гитарист использует весьма оригинальные гитарные тембры, какие я редко у кого слышала. Впрочем, я не знаток такого рода музыки, так что многое могла пропустить.

А вот BREAKING SAMSARA из немецкого города Эмдена (снова побратима Архангельска) если чем и удивили, так полным отсутствием какой-либо оригинальности. Ну разве что такой стандартный хэви а ля вся британская классика скопом (и группа SCORPIONS как итог) обычно играется сильно волосатыми дядями в косухах, а эти музыканты выглядели скорее как инди-попперы. Но, в общем, форма одежды и фасон прически хоть и играют определенную роль в визуальном восприятии, но не являют собой нечто обязательное. Выступили BREAKING SAMSARA бодро, приняты были радушно - чего еще надобно?

Пожалуй, самой визуально необычной на нынешнем "Беломоре" оказалась московская арт-роковая группа BUNRAKU (тут надо понимать, что арт-рок - не синоним прогрессива, а отдельное ответвление, характерное как раз броскими образами и склонностью к театрализации) - в ее составе три девушки, играющие, соответственно, на скрипке, электровиолончели и бас-гитаре. Причем кто как, а я бас-гитаристку (Наталью Розанову) сразу опознала как участницу еще и THE BLUESTOCKING, которые выступали на "Беломоре" в прошлом году. Тоже непростая, кстати, группа. А "бунраку" - это классический японский кукольный театр. Правда, в музыке москвичей ничего японского или даже условно ориентального обнаружить не удалось. Это скорее такой обобщенный арт-рок/прогрессив - с экспрессивным лидируюшим тенором, сложными аранжировками, определенной претензией на изысканность, с не очень понятным посылом, но, безусловно, впечатляющий.

Если же продолжить говорить не об оригинальности, а об обобщенности, то тут самый выдающийся пример - RITMENS из города Орла. Да простят меня музыканты (и читатели), но при воспоминании об этой группе мне сразу приходят в голову строчки: "Мой щенок похож немного на бульдога и на дога, на собаку-водолаза и на всех овчарок сразу". И это ни в коем случае не насмешка. Я действительно не знаю другой группы, которая была бы похожа сразу на весь образцовый классик-рок - от PROCOL HARUM через всех без исключения представителей "пурпурной семейки" до URIAH HEEP, и это я еще не всех упомянула, можно ведь и американцев в эту компанию прихватить. Но самое удивительное, что при всем при том мысли о плагиате или "дёре" вообще не возникают. Это рок как он есть, его плоть и кровь, суть и смысл, его квинтэссенция, если угодно. Я второй раз за год слушаю RITMENS (первый был нынешним летом на "Рок-Лайне") - и второй раз поражаюсь точности и мощности такого обобщения. Плюс еще поющий клавишник (что единственное не очень характерно), обладающий в свои 60 лет луженой глоткой. Ковердейл бы обзавидовался.

Предпоследним выступал ДэДэ (Дмитрий Дьячков), который стал для меня главным беломорским открытием позапрошлого года. Впечатление было таким сильным и цельным, что я решила оставить его в неприкосновенности и с тех пор ДэДэ ни разу не слушала. Это может показаться странным, но для меня это способ спастись от возможного разочарования - в тех не столь уж, к сожалению, редких случаях, когда дальнейшее творчество начинающего артиста ожиданий не оправдывает (причем не только моих личных ожиданий). Поэтому второго раза я несколько опасалась. Но впечатление опять очень сильное и очень цельное - даже, пожалуй, посильнее позапрошлогоднего. Возможно, потому что за два года ДэДэ из безусловно талантливого, но отчаянно робеющего новичка превратился в достаточно опытного артиста, умеющего существовать на сцене и обретшего уверенность в том, что его творчество нужно и важно не только ему самому. И потому не боящегося выносить на публику довольно-таки нежданные вещи. На фестивале, например, он аккомпанировал Татьяне Крыловой, исполнившей песню "Суденышко". Песня фольклорного толка, однако певица предстала в образе этакой светящейся диско-дивы, а сопровождал это все танцевальный дуэт студии "Солнце Маори" - девушки тоже были в серебряном, переливающемся и облегающем. На первый взгляд, совершенно невыносимое сочетание шоу и музыки, но в результате как-то оно все сложилось в цельный номер, не вызывающий никаких вопросов. Понятно, что Дмитрий - прежде всего фингерстайл-гитарист, но при этом ему интересно экспериментировать, пробовать себя в качестве автора-исполнителя, осваивать лупер, делать каверы не только на инструментальные гитарные номера... Что-то ему удается лучше, что-то хуже, но это все в равной степени имеет право на существование.

Два кавера поразили больше всего. На "Беломоре" - "Violeta" Стефана Микаса, современного немецкого музыканта, которого ДэДэ представил так, что я решила, что это глубокое Средневековье. Но в версии Дмитрия как раз и получилась средневековая вещь - дикорастущая и строгая, простая и невыразимо, катарсически прекрасная. А на традиционном after party в клубе "Колесо" он вдруг спел и сыграл "Whole Lotta Love" - казалось бы, нелогичный выбор, поскольку вокальные данные у ДэДэ довольно скромные, да и в акустике эту вещь как сыграть? А вот, оказывается, сыграть вполне возможно, причем так, что Роберту Планту, наверное, понравилось бы. Потому что уж кто-кто, а именно Плант любит и ценит эксперименты и нестандартные решения.

И еще о том же, хотя и не о тех же. Саша Мезенцев, как я уже говорила, приглашает на фестиваль музыкантов, руководствуясь в основном своим личным вкусом, и поэтому нет ничего удивительного в том, что всех приглашенных он искренне и заранее хвалит. По итогу я далеко не всегда разделяю его восторги (разные люди не могут иметь полностью одинаковых вкусов), но вот в отношении швейцарской группы CELLAR DARLING согласна с ним полностью. Более того - это мое главное музыкальное открытие года. Ну да, я не слежу за европейской фолк-металлической сценой, и о том, что CELLAR DARLING основали трое бывших участников известной и даже культовой группы ELUVEITIE, узнала уже постфактум. Но если б это знание было приобретено заранее, оно скорее повредило бы, чем принесло пользу, потому что музыка совершенно другая. ELUVEITIE - это такой очень брутальный мужской металл, где фолк используется всего лишь как приправа и ничего не определяет. Впрочем, и у CELLAR DARLING харди-гарди (колесная лира) в руках вокалистки Анны Мерфи играет роль скорее интересного декоративного элемента, тоже не определяющего саунд группы. А группа звучит так, как если бы в одно неразделимое целое соединились DEAD CAN DANCE и MUSE. Я понимаю, что формулировка сумасшедшая, но никак иначе не сказать. И они действительно звучат именно так. Вокал у Анны ангельский, но при этом бешеный, а материал мелодически безукоризненно красив и хитов, но играется с таким космически яростным драйвом, что это просто невозможно слушать. И невозможно не слушать. Черт знает что такое, фантастической силы музыка. Причем наиболее полно это можно прочувствовать именно на концерте, а не на записи и тем более не в клипах. Так что огромное спасибо Мезенцеву за то, что он CELLAR DARLING нашел и привез. Вряд ли бы они приехали в Россию сейчас сами по себе. А дальше, боюсь, это будет стоить уже совершенно других денег.

В общем-то, я всю жизнь езжу на фестивали именно ради открытий, а вовсе не ради мейнстрима. И пока жаловаться не на что: наибольшее количество открытий мне поставляют пермский "Rock-Line" и архангельский "Беломор-Буги". Причем ежегодно. А за мейнстримом, пожалуйста, в другую дверь. Там, конечно, посытнее, поденежнее, да и народу наверняка побольше. Но там очень скучно. Вот такое у меня личное субъективное мнение.

PS: Оба after party в "Колесе" были замечательными, но настолько растянувшимися, что я ни одно не высидела до конца. Однако за то, что я успела услышать, - моя большая благодарность Владу Белобокову и его друзьям (первый вечер), а также ДэДэ и Паше Мезенцеву (второй вечер).

Фото: Григорий АНШУКОВ

Автор: Екатерина Борисова
опубликовано 14 ноября 2017, 00:42
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2017, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.03 / 5 / 0.002