Двадцать лет дружбы (фестиваль "Rock-Line-2016" в Перми)


У пермского фестиваля "Rock-Line" есть одна особенность, явственно выделяющая его из числа всех прочих известных мне фестивалей: сюда приезжают, чтобы дружить. Это не значит, что музыка здесь не важна и находится на второстепенных ролях - недаром ведь в соцсетях еще за пару месяцев до очередного "Рок-Лайна" начинаются бурные обсуждения будущего лайн-апа, споры о том, станет ли нынешний фестиваль интереснее предыдущего, какой из "Рок-Лайнов" был наилучшим, уместен ли здесь тот или иной музыкальный коллектив, долгожданен ли заявленный хэдлайнер... Конечно, музыка на рок-фестивале - главнейший компонент. И все же не оставляет мысль, что посетители, участники, организаторы "Рок-Лайна", музыканты и журналисты, члены оргкомитета и волонтеры предвкушают очередную встречу в конце июня на территории бывшего аэродрома Бахаревка прежде всего как встречу с друзьями. Причем не потому, что здесь годами собираются одни и те же люди (хотя старожилов "Рок-Лайна" немало, их десятки среди участников и сотни, если не тысячи, среди зрителей, но новичков всегда больше), а потому, что есть совершенно четкое ощущение: все, кого ты здесь встретишь, - друзья. Если не уже состоявшиеся, то будущие. Такая вот здесь атмосфера. И совершенно не удивляешься, просматривая каждой весной список поданных группами заявок и встречая там снова и снова одни и те же имена: те, кто однажды побывал на "Рок-Лайне", непременно хотят сюда вернуться. Вроде не самое раскрученное и помпезное мероприятие, вроде и добираться сюда многим далековато и дороговато, вроде и гарантий прославиться после выступления на "Рок-Лайне" нет, а все равно - стремятся, терпеливо ждут своей очереди, изыскивают возможности... Просто потому, что здесь хорошо. Просто потому, что здесь все всем рады. Просто потому, что всякий раз здесь чувствуешь себя так, будто никуда и не уходил, не уезжал. И обнимаешься со старыми знакомыми, делишься с ними новостями, вспоминаешь предыдущие встречи - но при этом обязательно знакомишься с кем-то еще. А потом пополняешь в соцсетях списки друзей и пабликов, слушаешь, общаешься, узнаешь людей ближе. Так проходит год - и все повторяется заново, и чтоб пообниматься со всеми, теперь требуется не полчаса, а целый час... И этот цикл вечен. У многих знакомых уже выросли дети. И как-то вдруг выясняется, что "Rock-Line" - это уже часть твоей жизни, какой-то такой неизменный и важный ее кусок, без которого - никак. Потому что "Rock-Line" - это и ты тоже.

"Rock-Line" - это мы. Мы - это "Rock-Line". Это наша дружба, на которой здесь все построено. И наоборот: "Rock-Line" - то, без чего наша дружба никогда бы не возникла. И, в общем, не важно, что причина, а что следствие. Важно, что это так. И что так будет и дальше.

В прошлом году, когда некие невесть чем обиженные граждане попытались воспользоваться кризисной паникой и распространить слух об отмене фестиваля, возник спонтанный ответный слоган: "Rock-Line - будет!" К году нынешнему он стал уже почти официальным, и это, пожалуй, лучший из известных мне фестивальных девизов. "Rock-Line" есть, и он будет продолжаться, пока есть все мы.

Тем временем "Рок-Лайну" в 2016 году исполнилось 20 лет, и не отметить эту внушительную дату было невозможно. И опять-таки все получилось очень тепло, с любовью и по-дружески. В числе прочего был запущен проект "Исповедь одна на всех" (он продлится до конца юбилейного года), в рамках которого старожилы фестиваля дали серию интервью порталу ProГород - совершенно не пафосных, надо сказать, интервью, - и был издан роскошный фотоальбом, отражающий историю "Рок-Лайна" и сопутствующих проектов настолько полно, насколько это возможно вообще. Было, конечно, и множество всяческих подарков. Вообще, Елена Новоселова (продюсер фестиваля, если кто не в курсе) постоянно фонтанирует идеями относительно роклайновского мерча - это не только футболки с логотипом и разными рисунками, но и кружки, тарелки, полотенца, магниты и многое прочее, не говоря уж о традиционных сувенирных ленточках, которые всякий год делаются в новых тонах. Я, грешным делом, в первые годы не понимала, зачем тратить столько средств на все эти штучки (большая часть которых не продается, а именно что раздаривается), пока не убедилась, насколько трепетно люди относятся к такой "сувенирке" - ленточки тщательно собирают по годам, кружки и полотенца берегут и гордо демонстрируют гостям, футболки носят даже тогда, когда они уже потеряли товарный вид... Это ведь тоже свидетельство причастности к общему нашему дружескому делу. И гордиться тем, что ты - часть этого дела, совершенно естественно и правильно.

Что касается музыки, то сразу было понятно, что на 20-м "Рок-Лайне" упор нужно делать на группы, которые побывали здесь не единожды, стали здесь родными и являют собой некий фирменный музыкальный знак фестиваля. Это соображение противоречило основной концепции "Рок-Лайна" - показывать публике нечто свежее, открывать новые имена - и вызвало яростные споры в оргкомитете, так что программа перетрясалась множество раз и окончательно сформировалась лишь за неделю до фестиваля. Отдельная засада еще и в том, что Лене Новоселовой только дважды (в 2012 и 2013 годах) удалось добиться, чтобы "Рок-Лайн" проходил три дня, а в последние пару лет он к тому же сместился с субботы - воскресенья на пятницу - субботу, а поскольку в пятницу начинать фестиваль с утра невозможно - рабочий ведь день, зрителям неудобно, - то длится он, по сути, даже не два дня, а полтора. И вместить в эти полтора дня даже не всех тех, кто подал заявки, а хотя бы ту часть заявившихся, кто произвел благоприятное впечатление и кого реально хочется позвать, абсолютно невозможно. Соответственно, оргкомитету пришлось решать комплексную задачу: как отметить круглую дату приглашением ряда знаковых для "Рок-Лайна" коллективов, при этом все же исхитрившись отобрать и утоптать в программу наиболее интересных новичков.

Второй пункт задачи отчасти удалось решить благодаря новой перспективной идее: проводить предварительные "живые" прослушивания не в Перми, где это прежде практиковалось, но касалось в основном местных команд, а в Санкт-Петербурге, куда группам из многих городов доехать проще. Причем с целью подобрать репертуар не только для "Рок-Лайна", а сразу для нескольких летних фестивалей. В частности, на майских питерских трехдневных прослушиваниях присутствовали не только Лена Новоселова и председатель роклайновского жюри (а также директор компании "Бомба Питер") Олег Грабко, но и продюсер фестиваля "Калининград In Rock" Андрей Феоктистов (собственно, он все и затеял, а прослушивания так и назывались - "Мы едем на К!nRock'16"). Тут можно, конечно, возразить в духе: "А как же Урал и Сибирь?" - но, во-первых, на данный момент прямых партнерских отношений у "Рок-Лайна" ни с кем из тамошних фестивальных организаторов нет, а во-вторых, никто не мешает этим организаторам как-то объявиться и такие отношения наладить. Если это случится, то в будущем вполне вероятны аналогичные прослушивания, скажем, в Томске или Новосибирске, было бы желание и возможность. Кстати говоря, у питерского фестиваля "Revolution", с которым "Rock-Line" пока неофициально, но достаточно плотно сотрудничает, есть локальное ответвление именно в Сибири, и это обстоятельство приносит свои конкретные плоды. Ну и, кроме того, заявок с азиатской стороны Уральских гор на "Rock-Line" и так обычно поступает достаточно много, жаловаться не приходится. А вот группа из Карелии, например, на фестивале появилась впервые - и исключительно благодаря прослушиванию в Петербурге. Да и вообще принцип "дружбы фестивалями", который продвигается энтузиастами в последние несколько лет и в орбиту которого уже включены не только вышеупомянутые фесты, но и архангельский "Беломор-Буги", и дуйсбургский "EuroRock", ничего, кроме пользы, не приносит, и развитие именно этой линии лично я поддерживаю всем организмом.

При этом на общую картину влияют, конечно, и такие факторы, как физическая и/или материальная возможность той или иной группы доехать до Перми, и индивидуальные, часто не совпадающие вкусы членов оргкомитета, а также их продюсерские амбиции. Из-за этого всего не оправдались в итоге некоторые мои собственные ожидания, а кое-что из того, что я услышала в этом году на роклайновской сцене, меня весьма разочаровало. Но поскольку в этом - как и во всех предыдущих - отчете о "Рок-Лайне" я излагаю исключительно собственную точку зрения, то не стоит воспринимать мои слова как некую безусловную истину. Люди все разные, у каждого свои представления о прекрасном, свои впечатления об увиденном и услышанном, и если вам понравилось то, что не понравилось мне, или наоборот - это нормально. Так, в принципе, и должно быть.


24 июня. День первый

Почти всякий "Rock-Line" открывается выступлением Владимира Батурина, а уж от юбилейного ничего другого и ждать не приходилось. Этот рокер-ветеран из Улан-Удэ давно уже именуется "талисманом фестиваля"; есть ощущение, что без Володи здесь вообще ничего не может случиться. В былые годы он приезжал сюда со своей группой ИМПЕРИЯ СНЕГОВ, но сейчас ее - как четко очерченного коллектива - практически нету, так что состав именуется ВЛАДИМИР БАТУРИН И К°. Нынче компания состояла из гитаристов Екатерины Белобородовой (Улан-Удэ), Валерия Луничкина (Пермь) и Валентина Макарцева (Омск), на басу играл Евгений Сегал, а на барабанах пермяка Андрея Шулепова сменял омич Виталий Дорофейчик. И тут надо еще раз сказать о дружбе, потому что все эти люди перезнакомились во многом благодаря "Рок-Лайну". Женя Сегал несколько раз приезжал сюда в качестве бас-гитариста группы STRAVINSKY, с тех пор стал членом оргкомитета фестиваля и неизменно вытаскивает на "Rock-Line" всякие хорошие группы из родного Омска - в частности, DODGER (откуда Макарцев) и GROGGY (откуда Дорофейчик). А иногда и сам по старой памяти берется за инструмент в сборных составах. Батурин, в принципе, тоже бас-гитарист, но может сыграть и на гитаре, и на клавишах, но главная его фишка и трейдмарк - горловое пение, сочетающееся с более привычным для хард-рока рыком. В общем-то, Володя может выйти на сцену и один, ему здесь неизменно рады, но, как и любому музыканту, ему интересна сама музыка как процесс, взаимодействие с коллегами по сцене - будь то мэтр гитарного дела Луничкин, который, похоже, способен сыграть вообще все, что угодно, или юная талантливая Катя, которая, оставаясь по-прежнему очень застенчивой за кулисами, на сцене проявляет себя уже как исполнитель с опытом и пониманием сути. Володя возлагает на нее большие надежды.

Выступление Батурина с компанией оказалось своего рода затактом, потому что официальное открытие фестиваля состоялось не до того, а после. Самой эффектной и трогательной частью церемонии стал подъем фестивальных флагов (впервые в истории "Рок-Лайна"). Флагов было три - оранжевый, желтый и салатово-зеленый, традиционных фестивальных расцветок, поднимали их Батурин, Новоселова и Сегал, и было заметно, что для них это хоть и не сюрприз, но по-настоящему волнующий момент. А происходило это под гимн Пермского края, который исполнила московская гитаристка Елена Сигалова. Она тоже на "Рок-Лайне" не новичок, выступала здесь в 2010-м и в 2013 годах, а в 2011-м участвовала в выездном фестивальном концерте на озере в местечке Всеволодо-Вильва - но все это со своей группой SEAGALL, а не в одиночку. Впрочем, и под минус ее небольшое сольное выступление - сразу после гимна - прозвучало очень профессионально и эффектно.

Также Елена получила почетную роклайновскую премию "Латунный Винт", которую, как я уже неоднократно рассказывала в своих отчетах, вручают не за личные музыкантские достижения и тем паче не за звездность, а за вклад в рок-движение в целом. А поскольку Сигалова, в числе прочего, еще и организатор московского фестиваля "GuitarPlayer Party", то в том, что премия попала в правильные руки, сомневаться не приходится.

Однако и дальше не обошлось без дружеских коллабораций, а именно - совместного выступления Елены Сигаловой с пермской группой RAINED. Это инструментальное метал-трио дебютировало на "Рок-Лайне" в 2013 году и в сжатые сроки выросло в красу и гордость пермского рока. Причем "краса" здесь - не просто слово в устойчивом обороте, поскольку RAINED не только умело играют, но и делают отличное шоу. Понятно, что с добавлением Сигаловой, о сценических нарядах которой уже легенды ходят, зрелище стало еще более красочным. И еще подкупало нескрываемое удовольствие, с которым музыканты шили-вышивали свое общее гитарное полотно. В том числе и знаменитый кавер SEAGALL на тему из фильма "Миссия: невыполнима".

Проект, насколько я знаю, задумывался как одноразовый, специально к юбилею "Рок-Лайна" (ну, и еще в силу того, что SEAGALL в полном составе пригласить не получилось, а Елене было явно интереснее выступить не под минус, а с живыми музыкантами), но его тотчас же пожелал пригласить на "Калининград In Rock" Андрей Феоктистов, и если все сложился, то как знать - может быть, дело дойдет до дальнейшего полноценного существования этого междугородного альянса. Хотелось бы на это надеяться, во всяком случае.

Что до Феоктистова, то на "Rock-Line" он приезжает уже не впервые, и, конечно, не с пустыми руками. И если предыдущие привезенные им сюда калининградские группы (ЧК в 2013-м и ПАРОВОЗ в 2015-м) на меня не произвели впечатления сколь-нибудь интересных, то дуэт ST.ART - другое дело. Название можно расшифровывать как SAINT ART ("святое искусство"), а можно как "искусство St." (то есть Святослава - гитариста/вокалиста/автора песен), и сперва оно показалось не очень соответствующим стилю группы, которая начала выступление с немудреного, однако ложащегося на ухо номера с рефреном "Если всё не так - сделай музыку погромче". Ну, а дальше аура слегка подаранжированной авторской песни стала быстро рассасываться, и хотя то, что за Западе называют "singer/songwriter", в манере Святослава, безусловно, присутствует, за всем этим - как выяснилось и в закулисном разговоре - стоит ориентация на классический гранж 90-х и на хорошую гитарную и вокальную технику, а не на стандартный "русский рок" с его принципиальной текстоцентричностью и отсутствием внимания к музыке как таковой. Чем-то мне ST.ART напомнили опыты Василия К. образца этак 2002 года (и кавер-версия "Hallelujah" Леонарда Коэна в этом ассоциативном ряду пришлась очень кстати) - даже несмотря на то, что метод стихосложения совершенно не похож, да и с творчеством Василия, как выяснилось, Святослав совершенно не знаком.

Группа довольно молодая, и, пожалуй, мне было бы интересно понаблюдать за ее эволюцией. Надеюсь, случай еще представится, тем более что в Питер с концертами ST.ART уже, оказывается, приезжали (клубов у нас много, за всем репертуаром не уследишь) и вряд ли остановятся на достигнутом. А сразу после "Рок-Лайна", между прочим, отправились на "Окна Открой!", где тоже снискали определенный успех.

Пермяки ULTRA уже выступали на "Рок-Лайне" в 2013 году и снова практически ничем меня не взволновали. Вокалист старался (и почти не фальшивил, что, конечно, прогресс), гитаристы рубились, в том числе ходили "в народ" под сцену, народ радовался и поддерживал земляков. Группе шесть лет, концертирует она, вроде бы, довольно активно, неоднократно светилась на местном "Нашем Радио", играет альт-рок с русскоязычными текстами типа "я хочу, чтобы добро побеждало зло, я хочу, чтобы, малыш, ты в это верила", так что локальная популярность не удивительна. Все нормально, но ничего особенного. Новая генерация форматной радиомузыки - она именно вот такая, да.

Новосибирский ска-панк-коллектив #DISKAPARTYZANY (все знаки и буквы расставлены верно) попал на "Rock-Line" по уже упоминавшейся в начале этого текста линии - благодаря победе на фестивале-конкурсе (или, как нынче принято обозначать подобное, "батле") "Revolution Сибирь", но при этом не то чтоб впервые, потому что в прошлом году сюда приезжали ЧУБАКА И ШТУРМОВИКИ, а отчасти на обломках этой группы #DISKAPARTYZANY и родились. В принципе, от ска-панка уже привычно не ждешь ничего нового - духовая секция, много полуголых парней в коротких штанах, скачки по сцене, тексты на межполовые темы и прочее сопутствующее, - и восприятие программы очередных представителей этого жанра всецело зависит от готовности слушателя выпить пива и поплясать. То есть либо ты прыгаешь и радуешься просто самому факту, что прыгаешь под бодрую музыку, либо уходишь куда подальше с мыслью, что тебе выдали еще одну порцию дежурной веселухи, которая ни уму ни сердцу. Однако #DISKAPARTYZANY меня неожиданно и приятно удивили некоей нестандартностью подхода к жанру, где, казалось бы, невозможно ничего изобрести. Во-первых, это действительно скорее диско, чем ска-панк. Во-вторых, ключевая роль во всем происходящем у них отводится крайне эффектной девушке Вике - обладательнице не только афрокос до пояса и примечательной фигуры, но и хорошего голоса. А в-третьих, все это по-настоящему, от души весело и ни капли не натужно. И хотя ни в музыке, ни тем более в текстах ничего особо выдающегося нет, но не возникает и ощущения, что тебя обманули, подсунув пустышку в блестящем фантике. И в том, что #DISKAPARTYZANY появились на "Рок-Лайне" заслуженно и к месту, у меня нет ни малейших сомнений. Хорошая группа. И очень фестивальная, к тому же.

GROGGY (Омск) тоже уже бывали прежде на "Рок-Лайне" - в 2012 году, а Виталий Дорофейчик ездит сюда вообще чуть ли не ежегодно как сессионный барабанщик разных локальных команд. За эти годы мы с GROGGY успели подружиться, тем более что тогда, в 2012-м, их пригласили еще и в Архангельск на "Беломор-Буги", а дальше ребята повадились ездить в туры по России и Европе, не обходя по ходу движения и Питер. Их концерты я стараюсь не пропускать, и не только потому, что это друзья, а потому, что группа замечательная. В принципе, формат "дуэт гитариста и барабанщика" давно перестал быть диковинкой, хотя и не вошел совсем уж в повседневный рок-обиход, однако GROGGY изумляют не форматом, а мощью и крайней убедительностью своего англоязычного хэви-стоунер-блюза. И если четыре года назад они только начинали, были группой скорее клубной и заметно потерялись на обширной роклайновской сцене, то в этот раз, заматерев и набравшись опыта, накрыли ее полностью. В плане и звука, и подачи, и реакции слушателей. Любо-дорого было слушать, как Макс Рябиков гипнотизирует публику одной из самых ярких вещей GROGGY - "Hypnotized"... впрочем, вся программа была равномерной по силе воздействия. Просто горный обвал какой-то.

Вот и еще одна благодарность в копилку этого роклайновского свойства объединять людей. Многие ли любители рока бывали в Омске или слышали тамошние группы (кроме разве что ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ)? Многие ли омские группы доезжают до Перми и тем более до Санкт-Петербурга или Архангельска? А вот появились однажды на "Рок-Лайне" GROGGY - и теперь у них есть друзья и поклонники в этих и других прочих городах, и еще одной отличной группой на карте страны стало больше. Причем это не единичный случай, а система, и что-то подобное можно сказать о многих других командах и их новообретенных почитателях. Прекрасно ведь!

Формация GOOD TIMES из Костромы порадовала меня разве лишь тем, что она из Костромы, поскольку расширение фестивальной географии - дело не вредное. Правда, не сказать, что мои познания о костромской сцене после выступления GOOD TIMES чем-то обогатились, поскольку это была та самая стандартизированная ска-панк-веселуха, о которой я рассуждала двумя абзацами выше. Да-да, духовая секция, много полуголых парней в коротких штанах, скачки по сцене, тексты на межполовые темы, вот это все. Группа сейчас, сколь знаю, интенсивно раскручивается под девизом "Это те, кто подвинет на наших вершинах ЛЕНИНГРАД", - но, во-первых, для такого результата нужно иметь ярко выраженное собственное лицо, каковое у GOOD TIMES категорически отсутствует, а во-вторых, само намерение хоть и коммерчески завлекательное, но сомнительное. Зачем менять шило на мыло или хрен на редьку? Возможно, кто-то знает ответ на данный вопрос, но этот человек - точно не я.

Актюбинская (а теперь актюбинско-питерская) АДАПТАЦИЯ - группа культовая, но в Перми не слишком, насколько я понимаю, известная, хотя не сказать, что они здесь вовсе не бывали, а прошлой осенью даже засветились на местном радио в программе Андрея Шмурая. Думаю, это сыграло определенную роль в том, что АДАПТАЦИЯ подала заявку на "Rock-Line" и в итоге на нем выступила, потому что Шмурай - еще и ведущий, и член жюри фестиваля, так что некие мосты были наверняка наведены через него.

Мне сложно написать об их выступлении сколь-нибудь объективно, потому что АДАПТАЦИЮ я хорошо знаю, слушаю и люблю уже больше 20 лет. Так что скажу лишь, что они сыграли компактную программу из песен в основном не новых ("Так Горит Степь", "Между Любовью И Ненавистью", "Остановите Войну", "Беспризорные Люди" и пр.), сделали это на очень достойном уровне и приняты были хорошо. Из моих личных знакомых более всего впечатлился этим выступлением продюсер фестиваля "Беломор-Буги" Александр Мезенцев, что меня несколько удивило - все-таки АДАПТАЦИЮ он слышит не впервые, да и всякого рока на своем веку навидался, - но, безусловно, порадовало. А мне самой было довольно непривычно слушать АДАПТАЦИЮ не в клубе, а на большом опен-эйре, это как-то сбивало с толку и мешало настроиться на знакомую волну. Но это не значит, что АДАПТАЦИЯ неуместна на подобных фестивалях. Наоборот - более чем уместна.

Не менее смешанные (хотя и по совсем другим причинам) чувства у меня от выступления группы THE IMG - одной из тех самых, что попала на "Rock-Line" по итогам майских питерских прослушиваний. От команд из Петрозаводска я по умолчанию жду высокого качества музицирования, и в этом THE IMG мои ожидания полностью оправдали. В том, что играли они полуакустический англоязычный инди-рок (или даже инди-фолк), для меня тоже не было ничего удивительного, хотя в целом по стране это далеко не самое распространенное направление. Группа понравилась и заинтересовала. Однако я не поняла ее места в фестивальном лайн-апе - во-первых, под вечер играют обычно хэдлайнеры или полухэдлайнеры, к коим THE IMG никоим боком не относятся, а во-вторых, как-то между яростной смурной АДАПТАЦИЕЙ и ТОМАСОМ, о котором чуть ниже, эта кружевная музыка плоховато "читалась" и воспринималась. Публика, насколько могу судить, тоже приняла THE IMG неоднозначно. Так что приходится сделать вывод, что от перемены мест слагаемых на фестивале, в отличие от математических формул, зависит довольно многое, и это надо учитывать хотя бы на будущее.

Что же до ТОМАСА, то это один из тех коллективов, без которых юбилейный "Rock-Line" никак не мог обойтись. Да и не только юбилейный - ТОМАС тут любят и ждут всегда. Впервые они появились здесь в 2006 году - тогда "Rock-Line" как раз обосновался на Бахаревке, - так что можно было бы отметить и личную круглую дату. С тех пор лидер группы и автор всего песенного материала перебрался из Челябинска в Москву, собрал там новых музыкантов, поэтому в новой инкарнации группа зовется иначе: Саша Самойленко & TOMAS BAND. Но сути это не меняет. Да и многие старые песни по-прежнему в репертуаре.

Разумеется, публика ждет от фестивального выступления прежде всего "лучшего и любимого", опытный Самойленко это прекрасно понимает и потому песен с нового альбома в сет почти не включил, сыграл разве что "Одну Звезду" - пронзительно-светлую балладу, которую сколько ни слушай, а все равно не привыкнешь, и всякий раз будешь хлюпать носом. Вообще же, почти любая песня ТОМАСА задевает за живое, но отзываются при этом самые разные струны души, ведь Саша пишет не только лирические песни; можно даже сказать, что лирики у него не слишком много, зато хватает номеров саркастичных и язвительных. И вот ведь что удивительно: даже такие острые его песни, как, скажем, "Асфальт", "Слезы Дьявола" или недавний "Идеальный Мир", не пригибают к земле, не вводят в депрессию, не внушают чувства бессилия и безысходности. В них есть злость, но нет злобы. От них веет отчаянным весельем человека, который, все понимая про особенности жизни здесь и сейчас, сдаться этим особенностям так-таки не готов. И язвительность и даже определенный цинизм некоторых формулировок - очевидная броня, призванная защитить от разрушения драгоценное человеческое сердце и душу. TOMAS BAND - этакий современный вариант оркестра на палубе тонущего "Титаника": под него и помирать не так страшно, и выжить хочется посильнее. Может быть, поэтому, как ни парадоксально, Сашины песни давно уже не берут на радио, даром что почти все они невероятно хитовы. Самойленко без всякого кокетства говорит: "Я привык, что мы индепендент", - но понятно, что хотелось бы и играть больше концертов, и иметь более широкую аудиторию... Досадно, когда профессионал вынужден находиться на позициях самодеятельности. Впрочем, талант у нас в стране всегда не слишком востребован.

На "Рок-Лайне" TOMAS BAND принимали с обычным уже восторгом, хором пели припевы и просили сыграть еще. И хотя график фестиваля давно уже поплыл, впереди была долгая фестивальная ночь с танцами, музыкой и фильмами (это обычная практика последнего времени, потому что на "Рок-Лайне" есть еще и палаточный городок для иногородних, да и многие местные остаются тусить на поле), и полчаса туда-сюда не играли никакой роли, поэтому Лена Новоселова специально вышла на сцену и попросила исполнить два любимых номера - "Командора" и "Серебряного Клоуна". Саша просьбу, конечно, выполнил, а от себя добавил еще и "Волну", так что никто не ушел обиженным.

Но прежде, чем уйти (или остаться), надо было - обязательно надо! - послушать СКВОРЦОВ СТЕПАНОВА. У них с Пермью свой особый роман: они приехали на "Rock-Line" в 2010 году никому не известными питерскими новичками, а уехали в статусе всеобщих любимцев, и с тех пор редко какой год обходится без них, причем уже понятно, что в очередной свой приезд на фестиваль они будут непременно хэдлайнерами. А о том, что у СКВОРЦОВ здесь уже куча друзей и знакомых, отдельно и говорить не стоит.

Само собой, все ждут от них хитов - и хиты играются, ждут ослепительного шоу - и неизменно его получают, но, надо отдать должное, ребята и новые песни стараются показать, и продемонстрировать какие-то свежие решения. Но это все не искусственно, не от холодного ума, а потому что группа, имея конкретный узнаваемый имидж, звук, репутацию и прочее подобное, явно развивается, движется, и это всякий раз заметно именно в деталях. В этот их приезд, например, стало понятно, что СКВОРЦАМ чем дальше, тем меньше важен внешний антураж: если прежде грим и сценические костюмы играли достаточно важную роль, тщательно разрабатывались и употреблялись во всей полноте, то сейчас они просто намечены парой штрихов, и если б их даже не было вовсе, мало что изменилось бы и в подаче, и, уверена, в восприятии. Что, в общем, свидетельствует - не много не мало - о творческой зрелости.

Но в целом СКВОРЦЫ были предсказуемо великолепны и ожидания публики оправдали сполна. Думаю, что не в последний раз.


25 июня. День второй

Второй день по первоначальной идее должен был открываться выступлением африканской барабанной группы KUNIM. Но что-то не сложилось, да и сам Олег Грабко, автор идеи, на фестиваль по семейным причинам приехать не смог, что прискорбно, потому что Олег тоже уже давно воспринимается как неотъемлемая часть "Рок-Лайна" и его ощутимо не хватало. Так что открывать второй день пришлось снова Батурину с компанией - в том же составе и с тем же репертуаром, что и накануне, но с более расслабленным, этаким домашним настроем. Никто, конечно, не был против.

Далее - уже традиционно - последовала обойма пермских групп, впервые выступающих на "Рок-Лайне". Для начала на сцену вышел проект N & B - согласно самопрезентации, "инди-тандем, состоящий из поэта Сергея Бондаренко и авангардного композитора Юрия Нестерова". Поэт - экспрессивный, слегка картавый юноша в белой рубашке - занимался мелодекламацией и жонглировал микрофонной стойкой, композитор скромно стоял в углу и занимался программингом и диджеингом. Все это сопровождалось нарезкой из старых черно-белых фильмов (тут надо сказать, что уже второй год задник сцены являет собой экран, где попеременно демонстрируется то название группы, то подходящий к ее музыке видеоряд, а то и сами музыканты в режиме реального времени, и это куда более удачное решение, чем прежний задник - полотнище с логотипами спонсоров). Проект пользуется успехом как минимум у Олега Грабко, всячески оный продвигающего, но, боюсь, у посетителей "Рок-Лайна" особого интереса не вызвал. И у меня тоже.

Затем сценическое пространство занял коллектив под названием BIG FUCKING GUN (второе слово было запикано в списке заявок, но на экраны давалось в первозданном виде, что в наши духоскрепные времена выглядело свежо и отрадно), в составе которого я обнаружила двух бывших гитаристов группы ВИКОНТ. Гитаристы все так же корчили злодейские рожи и вовсю махали волосней, но музыку BIG FUCKING GUN играет более экстремальную и агрессивную - groove/metalcore, по собственному определению. Их свежезаписанный дебютный альбом знатоки хвалят и, не побоюсь этого слова, котируют, а я, как не знаток и не поклонник данной стилистики, от какой-либо оценки воздержусь.

Если участники BIG FUCKING GUN всем своим видом и поведением подчеркивали верность избранному суровому стилю, то группа RUST, напротив, вышла играть в несерьезных клетчатых рубашках, футболках и бермудах. Впрочем, и музыка у них полегче - олдскульный хэви-метал с неявными заходами в стоунер. Язык - русский, темы - книжная фантастика. У вокалиста обнаружился хороший сильный голос, да и вообще воспринимать их было как-то проще, поэтому тут скажу, что, пожалуй, понравились.

После некоторых перестановок в расписании, обусловленных техническими причинам, фестиваль продолжился выступлением Егора Белкина, которого представлять отдельно, скорее всего, не надо - ценители "свердловской волны" отечественного рока и так в курсе, а прочие легко найдут все необходимые сведения в любой энциклопедии. Стоит разве что заметить, что в программе значилось "Егор Белкин и группа Р-КЛУБ", в то время как группа с таким названием, если верить энциклопедиям, распалась еще в 1986 году. Но ведь никто не мешает почетному составу время от времени совершать реюнион, верно? Во всяком случае, в теперешнем Р-КЛУБЕ кроме Белкина присутствует как минимум еще один участник Р-КЛУБА исторического - бас-гитарист Олег Моисеев. Остальных не разглядела, прошу прощения. И не слушала записей тогдашнего Р-КЛУБА, поэтому не могу сравнивать его с нынешним. Сейчас это спокойный ритм-энд-блюз, который куда ближе к ЧАЙФУ, чем к УРФИН ДЖЮСУ и НАУТИЛУСУ (если иметь в виду послужной список Белкина), несколько старомодный, но, безусловно, душевный. Голоса же у Белкина нет совсем, но это не мешает ему держаться на сцене с небрежной уверенностью матерого рок-н-ролльного волка, а в музыке по умолчанию присутствует опыт и класс.

На перкуссии и бэк-вокале в составе Р-КЛУБА выступала девушка, которая потом вышла на сцену как вокалистка собственного проекта СОЛНЕЧНЫЕ ФРУКТЫ. И это, как и в случае с ДИСКОПАРТИЗАНАМИ, "ложный дебют", поскольку СОЛНЕЧНЫЕ ФРУКТЫ прежде назывались CHEROKEE и приезжали на "Rock-Line" в позапрошлом году. Тогда более всего запомнился индейский наряд Евгении Зыкиной. Сейчас все было уже без экзотики, но музыкальное направление осталось прежним - незамысловатый поп-рок с текстами про любовь. Тексты милые и ни разу не пошлые, голос у Жени чистый и звонкий - что еще надо, чтобы вызвать симпатию и произвести впечатление славной группы? Наверное, ничего.

Очень интересно смотрелись на контрасте с СОЛНЕЧНЫМИ ФРУКТАМИ питерские ню-металлисты RAU.DI. Там на вокале романтичная худенькая блондинка, здесь - плотно сбитая жгучая брюнетка, там хрустальный голосок, здесь - рычащий вокал на грани гроула. "Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой". Куда проще сравнивать Дарью Платову, например, с Нуки, тем более что такое сравнение само напрашивается. Что до личных впечатлений, то я еще до фестиваля читала о RAU.DI множество комплиментарных отзывов, в том числе и от коллег, и это обычно настраивает на скептический лад, но сейчас не могу не признать, что бэнд, несмотря на молодость (это касается и возраста участников, и официальной даты рождения RAU.DI - ноябрь 2015 года), действительно мощный - прямо-таки с ног валит. Имею подозрение, что их ждет быстрый и серьезный успех. Буду рада, если подозрение сбудется.

Архангельская группа НЕИЗВЕСТНЫЙ КОМПОЗИТОР попала на "Rock-Line", а заодно на "Калининград In Rock" опять же по результатам майских живых прослушиваний. Как будет на "Кинроке" - пока не знаю, а вот в Перми их выступление стало едва ли не лучшим из всех. Я эту группу слушала в позапрошлом году на "Беломоре", тогда они были симпатичны, но сыроваты, и отрадно видеть, как они с тех пор расцвели и похорошели. Тут надо еще учитывать, что программа у них сугубо инструментальная, а инструменты - скрипка, флейта, баян, клавиши, и при таких исходных данных "взять" публику, только что упоенно прыгавшую под металлический грохот и рык, дорогого стоит. Но КОМПОЗИТОРУ этот трюк дался без всякого труда. Дело в том, что у них не только музыка красивая и правильно сыгранная - у них совершенно замечательное шоу. Если, конечно, это можно назвать шоу, потому что оно строится на взглядах и жестах, на тонком взаимодействии музыкантов, которое можно сполна оценить либо стоя вплотную к сцене, либо глядя на экраны (вот тут отдельный респект роклайновским видеооператорам). Какими взглядами скрипач Илья Денисов обменивается с Алисой Добрыниной (флейта) или Хрисией Качаевой (баян, клавиши) - это надо видеть! Причем понятно, что все это игра, но играют в нее ребята с таким нескрываемым увлечением и удовольствием, что не заразиться невозможно. И, похоже, заразился не только пермский фестиваль, потому что НЕИЗВЕСТНЫЙ КОМПОЗИТОР активно концертирует, а буквально только что попал в число номинантов премии "Russian World Music Awards".

Вообще, архангельская сцена уже много лет не устает меня радовать появлением все новых и новых талантов, причем самой разной музыкальной направленности. Из сравнительно недавних таких открытий - еще и группа TRAWLER. Это совершенно другая история, про хард-рок и стоунер, но не менее яркая. Мы с Мезенцевым еще с прошлой осени хотели, чтоб TRAWLER появились на "Рок-Лайне" - и себя во всей красе показать, и пермских слушателей порадовать, - но до последнего момента мешали чисто финансовые обстоятельства. И слава богам, что все-таки наши чаяния сбылись. Выступление было коротким (или мне так показалось?), но могучим и запоминающимся. Интересно еще и то, что TRAWLER, вроде бы не меняя стиля и подачи, как-то явственно дрейфуют в рамках выбранного направления, становясь то вдруг похожими на BLACK SABBATH, а то (это я отошла за сцену попить кофе и слушала их издалека) оборачиваясь МЕТАЛЛИКОЙ образца примерно "Enter Sandman". Причем это не подражание и тем паче не закос, оно само происходит и навевает аналогии. Такая вот многогранная формация.

Но это я забежала вперед. А на самом деле между выступлениями НЕИЗВЕСТНОГО КОМПОЗИТОРА и TRAWLER было еще несколько, однако про них рассказывать куда менее интересно. Вот разве что вполне искренне похвалю моих земляков URBANISTERIA - и не за то, что земляки, это как раз совершенно не принципиально, а за то, что быстро прибавляют в мастерстве, да и вообще являют собой команду во всех отношениях сильную и музыкально убедительную. Я не особо люблю, когда кого-то зовут на "Rock-Line" два года подряд (надо же дать шанс и тем, кто здесь еще не бывал!), да и альт-рок американского разлива мне не слишком нравится, но это личное, а объективно URBANISTERIA очень хороши. А такие факты в их биографии, как разогрев LIMP BIZKIT и P.O.D., дают понять, что с этой оценкой согласны и профессионалы со сценической стороны.

Интересные, однако, выводы можно сделать, наблюдая за отечественным роком 30 лет и видя, как в последние годы он все увереннее выходит на международную арену - не единичными яркими всплесками вроде когдатошнего КРУИЗА, а уже достаточно стабильно, кучками и грядками. Не только ведь URBANISTERIA, GROGGY или, скажем, PRANA катаются в туры по Европе и играют там на фестивалях - таких групп довольно много, и это не какие-то невиданные события, а, можно сказать, быт. А все дело в свободе. В открытом Интернете, открытых границах, возможности набираться опыта, учиться на любых образцах, покупать качественные инструменты, записываться на классной аппаратуре, работать со звукорежиссерами любых стран, показывать себя любой публике. Это нормально и правильно, весь цивилизованный мир так живет, и ничего, кроме пользы, такой образ жизни не приносит. Никакой "особый русский путь" тут не нужен. Хотим кого-то превзойти? Давайте сначала научимся сравнивать, а потом - делать не хуже, тогда со временем можем и превзойти, почему нет. А запираться на замок в чулане, чтоб вволю подрочить на свою самобытность... ну, может, кому-то это и нравится, пусть себе. Главное, чтоб других не заставлял.

Кстати, к вопросу о самобытности. Самое большое мое недоумение на нынешнем "Рок-Лайне" - это БАЛТИЙСКАЯ ЧАЙНАЯ ПАРТИЯ. Вот на кой черт в 2016-м, блин, году нужна неумелая копия группы КОРОЛЬ И ШУТ? Это при наличии формаций СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ и КНЯZZ, вполне закрывающих тему фанатских страданий по канувшим в Лету КИШ, да еще с учетом того обстоятельства, что, как известно, за 20 лет можно и зайца научить курить, и из полнейшей любительщины КОРОЛЬ И ШУТ все-таки в итоге выросли до группы, которая и играть умела, и имела собственное лицо. И как ни относиться к двум помянутым продолжениям КИШ - все-таки слушать их не стыдно. В плане качества. А тут вот вылезает этакая БАЛТИЙСКАЯ ЧАЙНАЯ ПАРТИЯ и на до боли знакомом дворовом уровне начинает что-то завывать этакое кишеподобное про пиратов... Зачем? Для чего? Для кого?

Самое удивительное, что группа - из Москвы. Нет, поймите правильно, я абсолютно ничего не имею против московского рока, а ряд его представителей люблю, ценю и уважаю. Но получить именно из Москвы версию КОРОЛЯ И ШУТА - это как-то даже не смешно.

Еще мне не понравилась BERETTA из города Кирова - видимо, потому что от меня ускользнул смысл аранжировать сугубо бардовскую песню для электроинструментов с целью превратить ее в рок. Опять же дабы избежать недопонимания, проясню свою мысль: рок - понятие широкое, играть его можно на чем угодно, в том числе на домре, балалайке и мандолине (могу привести конкретные примеры), то есть инструментарий тут - дело второе, а первична энергетика, драйв, что ли, который в рок-музыке всех направлений чувствуется практически на подкожном уровне. Бардовская же песня, в свою очередь, обладает своим собственным внутренним посылом, тоже достаточно своеобычным. И пытаться превращать одно в другое чисто механическим путем, то есть посредством аранжировки - это все равно, что надевать на цаплю валенки. И выглядит нелепо, и пользы никакой, и вообще зряшный перевод продукта.

Ну, и кавер на "Звезду По Имени Солнце" им тоже не удался.

На этом неважные мои впечатления о нынешнем "Рок-Лайне", к счастью, закончились. Да, еще была хард-команда NEXTAGE из Тольятти, она меня не сильно впечатлила, но ругать ее не вижу причин. Ничего поразительного, но и ничего плохого. Явно не новички, явно стараются и сыграть как следует, и на сцене выглядеть не скучно, и с публикой вступать в какое-то взаимодействие. Так что их уместность на фестивале у меня сомнений не вызвала.

А московская группа SCARY TALE и вовсе стала мне наградой за предыдущие недолгие страдания и главным моим открытием "Рок-Лайна-2016" (с учетом того обстоятельства, что все прочие, кто сильно понравился, мне уже были так или иначе известны). Определение "жгут напалмом" - это именно про них. Помнится, описывая выступления разных глэм-метальных финских команд то на "Рок-Лайне", то на "Беломоре", то на "Рыбке", я периодически бурчала в том духе, что почему же да отчего же у нас нет ничего столь же зажигательного. Оказывается, есть, ура! SCARY TALE - это образцовый глэм-метал 80-х (в диапазоне от ранних GUNS N'ROSES до BON JOVI и SKID ROW), хотя, если вслушаться, можно заметить и следовое присутствие волшебной группы SLADE. Во всяком случае, голос у Георгия Вардоиани не менее пронзителен, чем у Нодди Холдера. Еще - совершенно бешеный темп, еще - манера всех четверых безостановочно носиться по сцене (вообще-то их пятеро, но барабанщик по очевидным причинам носиться не может, хотя не исключаю, что хочет), махать волосами и принимать немыслимые позы, еще - неимоверно заразительные и успешные попытки затянуть в этот круговорот всех, кто оказался поблизости... Сейчас вот пишу - и понимаю, что сказать что-то конкретное о музыке и текстах SCARY TALE я просто не в состоянии, потому что основное ощущение такое, будто меня подхватило смерчем, полчаса где-то носило, крутило и валяло, а потом столь же внезапно отпустило. "Ой, что это было, мама?"

Спасибо, парни, вы офигенные, я вас люблю. Это был настоящий рок-н-ролл!

Ну, и отдельное спасибо фестивалю "Revolution Moscow 2016", где SCARY TALE заняли призовое место и получили в подарок оплаченную поездку на "Rock-Line". В принципе, просматривая список групп, которые нынче - да и в предыдущие годы - попали на пермский фестиваль в результате победы на "Revolution", делаю вывод, что фуфло там наверх не всплывает. И это, конечно, здорово.

А дальше подошло время полухэдлайнеров второго дня, и вот тут нас ждал определенный облом, потому что фестивальное расписание постепенно снова поехало, но на сей раз необходимо было уложиться в график (этого требовала прежде всего охрана), поэтому сеты стали помаленьку подрезать. А так хотелось, чтобы чудесная группа ЛАБОРАТОРИЯ ВЕТРА - тоже старинные друзья "Рок-Лайна", выступавшие еще в самые первые годы, в Кунгуре, тоже желанные гости и всеобщие добрые знакомые - выступила подольше! Но не сбылось. Сыграли песен пять или шесть, да и все. Обидно. И отдельно жаль, что Владимиру Белобородову не удалось включить в инструментарий бензопилу - это был бы интересный и зрелищный эксперимент, но соратники воспротивились. Впрочем, любая встреча с ЛАБОРАТОРИЕЙ - подарок, так что чем жаловаться на то, чего не было, лучше порадоваться тому, что было.

Тех, кто не знаком с музыкой ЛАБОРАТОРИИ, отсылаю в Интернет - там можно найти немало и их собственных песен, сделанных в основном в мягкой фолк-роковой манере, и кавер-версий на мировую фолк-классику, в основном "кельтского" направления. Послушайте, не пожалеете.

Точно так же коротко отбомбился ПЯТЫЙ КОРПУС - самая, наверно, известная из пермских групп и тоже многими горячо любимая. Старые друзья и фестиваля, и большой части его участников. Про них тоже можно рассказать немало, но лучше все-таки не говорить, а слушать, а еще лучше - посещать их концерты, они очень зрелищны. Но понятно, что страна большая, и даже беспрерывно гастролируя (чем ПЯТЫЙ КОРПУС, к сожалению, не особо занимается), все города и веси не окучишь. Поэтому - опять Интернет и еще раз Интернет. Для ознакомления желательно видео, а не аудио.

Между всеми этими радостями как-то ненавязчиво, но естественно возникла и утвердилась под заходящим солнцем совсем новая для "Рок-Лайна" группа MELANCHOLY из подмосковной Электростали. Я их уже однажды слушала (на юбилейном "Беломоре"), причем внимательно, однако совершенно не могу вспомнить, был ли тогда в их составе саксофон. Кажется, все-таки нет. А сейчас вот был. Не могу сказать, что это как-то кардинально поменяло их фьюжн-метал, оставшийся столь же монументальным и высокопрофессиональным. Местная публика сравнивать не могла и поэтому воспринимала MELANCHOLY такими, какими он выступали здесь и сейчас. Воспринимала хорошо - группа, судя по отзывам, понравилась и впечатлила.

А вот немцы THALAMUS здесь не в первый раз, а в третий (я их видала и на "Беломоре", поэтому для меня - в четвертый). И это уже по линии дружбы фестивалями с дуйсбургским "ЕвроРоком", хотя сейчас можно сказать, что и по линии частных отношений, потому что, несмотря на языковой барьер, участники группы тоже успели обзавестись здесь друзьями и товарищами. И немудрено, потому что в личном общении - крайне милые ребята.

Что до музыки, то она у THALAMUS, напротив, вовсе не милая, а серьезная, невеселая и даже местами трагичная. А местами - чуточку нудноватая. Ну, на мой вкус. Причем если в былые годы я их уверенно относила (в плане стиля и напрашивающихся ассоциаций) к гитарному року американского толка, то сейчас их заметно снесло в сторону неопрогрессива и даже пост-рока, из-за чего композиции стали совсем уж безразмерными. И немцам как раз сет подрезать не стали, даже позволили сыграть на бис, так что этой безразмерностью народ насладился в полной мере. Говорю совершенно без иронии, потому что пермская публика THALAMUS действительно любит, да и музыканты уже отыгравших составов слушали немцев с уважением и даже с восхищением, потому что те ухитрились без всяких плейбэков и прочих технических премудростей, абсолютно вживую сгенерировать на диво плотный звук. Лучший, пожалуй, звук на нынешнем "Рок-Лайне".

Зато урезан был сет и THE MEANTRAITORS, и - неслыханное дело - главному хэдлайнеру, то бишь КРЕМАТОРИЮ. Впрочем, ни те ни другие вроде как не были в претензии.

THE MEANTRAITORS в Перми решительно никто не знает, и немудрено: после того как "отец восточноевропейского сайкобилли" Стас Богорад много лет провел в Германии, его забыли, похоже, и в родном Питере, так что вернулся он к пустым залам и почти полному игнору. И напрасно, потому что группа ядренейшая и слушать ее куда интереснее, чем многочисленный беззубый ска-панк, о котором уже было немало сказано выше. И я бы сказала - куда интереснее, чем ЛЕНИНГРАД. Но что поделать, сайкобилли у нас никогда не был моден и даже понятен. Судьба такой.

КРЕМАТОРИЙ играл то, что положено - greatest, то есть, hits: "Безобразную Эльзу", "Лепрозорий", "Зомби" и так далее. Самой свежей песней в этой подборке была "Катманду" 2000 года рождения. Я много лет не слышала КРЕМАТОРИЙ вживую и не могу судить, как они обычно играют концерты, но на "Рок-Лайне" несколько удивилась тому, что все песни были однообразно поданы в этакой умце-умце, периодически вызывавшей в памяти фразу: "Маэстро, урежьте марш!" И если той же "Катманду" от этого ничего не сделалось, то слышать "Маленькую Девочку" в такой вот манере было, мягко говоря, странно.

Ну да бог с ними. Их песни - что хотят с ними делать, то и делают. Имеют право. Выслуга лет позволяет.

Какого-то большого пафосного завершения "Рок-Лайна" не случилось, да и в целом нельзя сказать, что фестиваль прошел как-то слишком особенно. Но, в конце концов, юбилей - это всего лишь цифра, не отражающая суть. И расставаться было не очень грустно, потому что это ведь только кажется, что мы расстаемся на год. А на самом-то деле мы не теряем друг друга из виду. Общаемся в Интернете, обмениваемся новостями, встречаемся где-то еще. И, по сути, "Rock-Line" в той или иной форме продолжается круглый год. Правда, друзья?

Фото автора

Автор: Екатерина Борисова
опубликовано 20 июля 2016, 03:19
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.09 / 5 / 0.004