По нашей бедности наши потребности (фестиваль "Рыбка-2012" в Сегеже)


Впервые я приехала на "Рыбку" в 1999 году, попутно затащив туда и моего старинного приятеля - московского фотографа Сергея Бабенко. На фестивале мы не только оттянулись на славу, но и подружились с замечательной группой АБВИОТУРА из Ростова-на-Дону. За прошедшие 13 лет АБВИОТУРА переехала в Москву и стала желанным гостем многих других фестивалей и городов, больших и малых. На "Рыбке" мы тоже все иногда скапливались - в частности, в 2004 и в 2006 году. Фестиваль нам нравился, мы зазывали туда прочих своих друзей и знакомых - музыкантов, журналистов, фотографов... Конкретно в 2006 году усилиями московской фракции поклонников "Рыбки" была предпринята попытка всерьез раскрутить фестиваль, привлекши к его организации некоторых деятелей столичного шоу-бизнеса. Попытка эта не увенчалась сколь-нибудь внятным результатом, после чего энтузиазм друзей-москвичей как-то угас. Совестливый Бабенко вообще воспринял косяки того года как свой личный недочет и на "Рыбке" с тех пор не появлялся. АБВИОТУРА должна была играть в Сегеже в прошлом году, но не срослось. Понятно, что туда ездили многие другие музыканты, не говоря уж о журналистах и фотографах, но вот именно в комбинации образца 1999 года нам там долго не доводилось встречаться.

И вот - как теперь принято говорить в интернетах, внезапно - на нынешней "Рыбке" мы снова собрались все вместе: я, Сергей Бабенко и АБВИОТУРА. Появился повод не только ностальгически пофотографироваться в тех же самых позах у того же самого входа в ДК Бумажников (теперь он называется Центр Культуры и Досуга, но выглядит ровнехонько так же), а также у Воицкого водопада, но и сравнить то, что было, с тем, что стало. АБВИОТУРА в дебатах по разным причинам почти не участвовала, зато к нам с Сергеем присоединилась фотограф Виктория Фрадкина: хотя её опыт посещений "Рыбки" куда скромнее нашего (она впервые приехала сюда со мной в прошлом году), любовь к фестивалю уже пустила корни в её сердце. "Рыбка" вообще фестиваль обаятельный, его трудно не полюбить. Тем не менее, выводы из всего увиденного и услышанного Бабенко сделал невеселые: фестиваль застыл на месте, за 13 лет не произошло никакого развития, будущего у "Рыбки" нет. Да и настоящего, в общем-то, нет тоже. И это, напомню, слова не заезжего столичного сноба, которому жемчуг мелок, а человека неравнодушного, опытного и в свое время очень многое сделавшего для "Рыбки". А я, несмотря на то, что тоже испытываю к фестивалю живейшую симпатию, во многом склонна с ним согласиться. Есть ощущение, что и Александр Дорофей, главный организатор "Рыбки", понимает: надо что-то менять, иначе происходящее окончательно станет болотом, из которого уже не выплыть. А точнее, менять надо фактически всё. Вот только удастся ли?

Часть первая, теоретически-обидная

Конечно, можно сказать, что главная проблема фестиваля - в отсутствии денег, и это будет сущей правдой. Бюджет у фестиваля крохотный, спонсоров не найти - ну какие спонсоры, если градообразующее сегежское предприятие, ЦБК, само еле выживает, а для каких-то сторонних пивных, например, магнатов маленькая Сегежа не представляет ни малейшего коммерческого интереса? Что касается господдержки, то на неожиданно случившемся перед началом фестиваля официальном диспуте с участием представительницы Государственного комитета по национальной политике Республики Карелия Александры Ершовой выяснилось, что и республика-то сидит на дотациях, а чтоб получить деньги из казенного бюджета в бюджет культурного мероприятия вроде "Рыбки", нужны недюжинные усилия, - да и то эти деньги будут чисто символическими. При этом сама Александра Борисовна оказалась не какой-то там надутой чиновницей, шарахающейся от одного слова "рок", а человеком понимающим, заинтересованным и всерьез пытающимся помочь. Вот только на практике сделать для фестиваля она может, к сожалению, очень немногое.

Однако ж есть немало фестивалей, начинавшихся и без поддержки госструктур, и без весомого бюджета, без рекламы и суперзвезд, на чистом волонтерстве - те же "Пустые Холмы", например, - и раскрутившихся за считанные годы до очень серьезного уровня. Что же не так с "Рыбкой"? Попробую вкратце сформулировать.

Во-первых, фестивалю остро необходимо другое помещение. В идеале "Рыбку" вообще стоило бы вынести на воздух, превратить в опен эйр (как раз это, кстати, и было сделано в 2006-м). Потому что если закулисье ЦКиД, которое многие годы выполняло функции фестивального зала, было отнюдь не наилучшим решением (свет там, например, абсолютно никакой), то фойе того же ЦКиД, где фестиваль проводился в 1999-м и куда неожиданно вернулся в 2012-м из-за протечки крыши здания - это просто катастрофа. Прежде всего потому, что в нормальный июльский вечер даже при маломальском стечении публики там невыносимо душно, и даже честно желающие послушать музыку или поплясать под неё граждане вынуждены часто выходить на улицу, чтоб отдышаться. Кроме того, это самое фойе по своим акустическим характеристикам совершенно ужасно, поскольку попросту не заточено под рок-концерты. Дело ещё усугубляли дурацкий ковер на сцене и драпировки на колоннах. В результате, несмотря на все старания звукооператоров, звук был чудовищно плох.

Надо также иметь в виду, что опен эйр может решить вопрос с курением и с употреблением на фестивале пива и прочих напитков. Если в зале пить и курить нельзя (что, в общем, разумно и правильно) - люди идут за всем этим на улицу. Или вовсе не заходят в зал. Соответственно, музыканты играют фактически "в пустоту". Постоянная картина на "Рыбке", наблюдавшаяся мною не только в этом году: огромная толпа перед входом в зал - и пара десятков слушателей в зале. На открытых фестивалях такого не бывает. Да ещё можно было бы попробовать подтянуть какие-то местные торговые точки в качестве мелких спонсоров: всё вложенное, предположим, в аренду приличного аппарата (на нынешней "Рыбке" он не отличался совершенством, хотя я помню годы, когда бывало и иначе) им окупилось бы в процессе продажи пива-воды-сухариков и прочего. Впрочем, то же самое можно было бы провернуть и в подходящем закрытом помещении с хорошей вентиляцией и вменяемой охраной (а оно наверняка найдется, если вдумчиво поискать). Я не уверена, что не говорю банальности - Дорофей и его помощники наверняка это всё обмысливали и пытались что-то в этом духе предпринять, и если пока не получилось, на то есть причины. Но это то, что для "Рыбки" жизненно важно.

Но вообще дело не только в отсутствии денег, нормально организованного фестивального пространства и качественной аппаратуры. Дело в отношении. В уважении к фестивалю, если хотите. И вот этого самого уважения я маловато вижу почти у всех.

Что я имею в виду? Уважаемый фестиваль - это фестиваль, на который едут не только для того, чтоб искупаться в озерах (хотя озера, конечно, чудесны), побухать на природе и потусоваться с друзьями, но и для того, чтоб послушать хорошую музыку и/или её поиграть. Где музыканты стремятся засветиться, появиться в наилучшем виде, заинтересовать слушателей своим творчеством, - а зрители очень хотят, чтоб им что-то новое и интересное (или старое и любимое) сыграли, показали, рассказали увлекательно и качественно. Так иногда бывало на предыдущих "Рыбках", врать не стану, - но хоть режьте меня, я не почувствовала ничего подобного на "Рыбке" нынешней. Давно уже у меня не возникало столь отчетливого ощущения, что практически всем наплевать на то, что происходит. Давно я не видела такого количества музыкантов, которые, отыграв, шляются по залу и вокруг него в дупель пьяные или же, того хуже, выходят пьяными на сцену или принимаются пить в процессе. Это и есть неуважение: к себе, к зрителям, к самому фестивалю, наконец (любимая АБВИОТУРА, к вам тоже относится!). Также давненько я не видела такого пофигистского отношения к регламенту фестиваля и со стороны музыкантов, и со стороны организаторов. Ещё удивительная подробность: для того, чтоб на второй (!) день над сценой включились хотя бы два дохлых прожектора - после чего возникла какая-то атмосфера именно фестиваля, праздника, а не мелкой пьянки в сельском клубе, - понадобилось личное вмешательство Бабенко, который, между прочим, в этот раз вообще никакого отношения к организации "Рыбки" не имел. Другие осветительные приборы, кстати говоря, тоже имелись в наличии, но за три дня так никто и не разобрался, как их включать. Всем пофиг, никому ничего не надо, и так сойдет.

Что касается непосредственно состава участников, то в этом году создалось впечатление, что Дорофей их собирал по принципу "числом поболее, ценою подешевле" или же "с бору по сосенке". При этом чуть ли не половина изначально заявленных артистов до "Рыбки" не доехала, а из доехавших часть лучше бы не доезжала/доходила, потому что это вообще не музыканты. Не эргономичнее ли было бы не растягивать фестиваль на весь уик-энд, набивая его всеми, кто под руку подвернется, а уложить его в полтора-два дня, укомплектовав лучшим из имеющегося? Ну, и с другой стороны: у всех бывают, конечно, форс-мажоры, но если группа не приезжает на фестиваль вообще без всякого предупреждения или, того краше, мотивируя тем, что вдруг халтура подвернулась (и речь идет даже не о корпоративе, а о каких-то столярно-строительных работах) - значит, этим музыкантам этот фестиваль никуда не вперся. Да, жить на что-то надо, музыка мало кого кормит, но есть такая штука как престиж мероприятия и стремление именно на нём, важном и уникальном, непременно выступить. И, опять же, желание что-то дать своим слушателям - найти новых, порадовать старых, самих себя, наконец, чем-то удивить. Это иной раз насущнее денег. Но, получается, - не здесь. И это упрек фестивалю, а не только музыкантам, потому что, полагаю, если б их позвали вдруг на какое-нибудь, прости господи, "Нашествие", то либо столярные работы благополучно обошлись бы без них, либо "Нашествие" без них бы не менее легко обошлось, и не пришлось бы затыкать дырку в расписании кем попало. Тут одно цепляется за другое, другое за третье, и приходится делать вывод, что "Рыбка" загибается, потому что именно как фестиваль, музыкальный праздник она никому, по сути, не нужна. Не нужна даже отнюдь не избалованной живыми концертами сегежской молодежи, которая предпочитает не заплатить несчастные 400 рублей за посещение трехдневного, блин, рок-мероприятия, куда пока ещё приезжают группы из весьма отдаленных городов, причем порой не самые худшие (не говоря уж о хэдлайнерах), а пропить наверняка гораздо большую сумму, тусуясь все три дня на ступеньках возле ДК, а ночью на пляже. Ведь для того чтобы там бухать и петь под гитару песни Цоя и Летова, вообще никакой фестиваль не надобен.

При этом я верю, что и Сане Дорофею, и Ире Васильевой, и некоторым другим отчаянным головушкам "Рыбка" люба и дорога, и они честно пытаются как-то всё это вытянуть. И я понимаю, что им дико трудно, и уважаю их за неравнодушие. Но, по-моему, надо что-то в консерватории менять. Я не знаю, за что тут сначала хвататься - за поиск зала, аппарата и денег, за более строгий и вдумчивый отбор участников, за логистику, бытовую и организационную мелочевку или за перезагрузку отношения к фестивалю со стороны музыкантов и публики, - и тем более мало чем могу помочь, поэтому всё сказанное может показаться пустым и обидным сотрясением воздуха. Но мне очень хотелось это сказать, наконец. Вы вполне можете счесть моё зеркало кривым, воля ваша, но другого, извините, не имею. К музыкантам, которых я буду описывать ниже, тоже относится.

Часть вторая, практически-описательная

Как-то исторически сложилось, что почти каждый день почти каждой "Рыбки" открывают рок-барды или что-то вроде того. 27 июля нынешнего года не стало исключением. Правда, позже выяснилось, что петрозаводский музыкант по имени Александр Жиговец и прозвищу Монах - вообще-то половина "метафизического бард-рок-дуэта" МОНАХ И ГЕРМАН. Но альтист Герман Павлов до фестиваля не доехал, так что Монах выступал в одиночку. Гитарой он владеет недурно, тексты тоже неплохи (прозреваю влияние Башлачёва, а пуще того - раннего "нигредовского" Калугина, но могу и ошибаться), а вот голоса почти нет, а на тот, что есть, дыхалки не хватает. Можно, конечно, повторить уже сказанное, то есть - нехрен пить перед концертом, но и на записях у него, увы, те же проблемы. Впрочем, эти записи вроде бы тоже концертные...

Петрозаводская же группа с незаурядным названием ДОЖДЬ ПО БАРАБАНУ оказалась этакими веселыми панками, исполняющими чужие песни. "Акуну Матату" и "Ты целуй меня везде - 18 мне уже" я опознала, дальше было что-то про бабушек и про "я хуею с каждым днем"; возможно даже оригинальное творчество, но все равно впечатление, что это кавер-банда. В энергичности и бодрости им никак не отказать, в оригинальности - наоборот, отказать категорически: таких панкеров по штуке на квадратный метр, и многие покруче будут. Но должен же быть второй-третий эшелон и в этом жанре. Даже сейчас.

Дальше выступал почетный и ежегодный участник фестиваля Герман Иваныч Фирсов, локально прославленный гитарист-металлист, который "рок ещё при Сталине играл". И знаете что? Мне надоело быть политкорректной и вслед за другими твердить, что надо радоваться тому, что 76-летний дед на электрогитаре играет, а не на печке сидит. Видали мы дедов и бабок - и в реале, и тем более на YouTube, - которые не только на чем-то играют или песни поют, но и делают это хорошо. Фирсов же играет плохо, а если учесть тот факт, что равномерно плохо он играет все те годы, что я его слушаю, вряд ли и гитару берет в руки чаще, чем на "Рыбку". А смотреть, как старый нетрезвый дедушка под примитивную и постоянно сбоящую драм-машинку пытается, например, выковырять "Венгерский Танец №5" Брамса, немилосердно при этом лажая, а публика наполовину делает вид, что это круто, а наполовину по-настоящему вот от этого тащится... Ну тоска же зеленая! И возраст тут - не аргумент, потому что лажа - она всегда и везде лажа.

А вот другое недоумение первого дня - местная группа ЧЕРТОВ СТУЛ. Их я слышала в первый и, усердно надеюсь, в последний раз. Во всяком случае, до тех пор, пока они хоть чему-то не научатся, я их слышать категорически не желаю. Потому что мальчик, бестолково бренчащий на акустической гитаре и поющий что-то не менее дурацкое (рифма "нашел-ушел-пришел" - это свежо, да), а с ним ещё два мальчика, вяло извлекающие отдельные звуки из гитары и бас-гитары без всякого толку и проку - это не группа и не музыка. Я допускаю, что данный выход - их сценический дебют, но это, во-первых, их не извиняет, потому что прежде чем лезть на сцену, надо иметь что показать, а во-вторых, должна же быть хоть какая-то планка при отборе участников фестиваля? Позорище ведь.

При этом электрогитарист ЧЕРТОВА СТУЛА Фёдор Макареев, привлекший внимание разве что элегантной шляпой, на следующий день обнаружился - уже без шляпы - в составе ещё одной местной (а точнее, из соседних Надвоиц) группы с завлекательным названием ВОТТОВААРА. Это, кстати говоря, такая заповедная карельская гора с древними саамскими каменюками-сейдами на вершине, а её название, в свою очередь, переводится с саамского как "Смерть-гора" или же "Лес, в который не стоит ходить". То есть родственность в именах групп тоже явно есть, а кроме того, для ВОТТОВААРЫ выступление на "Рыбке" было как раз таки дебютным, чтоб не соврать. Но вот тут было что послушать: начали почти с хардкора, продолжили простым, но вполне нормально сыгранным хэви, а у второго гитариста обнаружился хороший сильный голос. И песни не позорные по качеству, и Фёдор, как оказалось, гитару в руках держит не чтоб была. То есть это тот дебют, за который не стыдно. Хотя, конечно, работать там ещё есть над чем.

И всё же, если излагать последовательно, первый фестивальный день подарил мне некоторое количество по-настоящему интересных впечатлений. За них в основном надо благодарить группу VOLTAGE из Вязьмы, попавшую на "Рыбку" стараниями Алекса Сигмера. Начать с того, что одновременно с выходом группы на сцену погас свет. Потом выяснилось, что ничего не перегорело - это была специальная просьба группы, концепция такая. Правда, не вполне понятно, зачем они гримируются для выступления, если всё равно ни черта не видно. Зато когда они заиграли, оказалось, что концепция правильная: агрессивный и мрачный модерн-метал с явным привкусом индастриала только в темнотище и нарезать. В зале дико скакали, на сцене тоже; если б звук был получше, было бы совсем прекрасно. И жаль, что выступление VOLTAGE было совсем коротким из-за всех вышеперечисленных, плевавших на регламент с высокой башни. Однако на следующий день не успевшую уехать домой вязьменскую группу призвали заткнуть собой какую-то дырку в расписании, и это тот редкий случай, когда дырка - благо: можно было не только услышать недослушанное, но и рассмотреть недосмотренное, поскольку одну песню (по настоятельной просьбе фотографов) VOLTAGE все-таки сыграли при свете.

Что касается самого Сигмера, впервые потрясшего собой сегежскую публику ещё три года назад, то он и в этот раз попал в хэдлайнеры и высокого звания почти что не уронил. Имидж был новый - сценический костюм артиста состоял из желтоватого полиэтилена, намотанного на туловище где погуще, где пореже, - песни были в основном старые, но поскольку вживую их доводится слушать не так уж часто, то отчего бы и не здесь и сейчас. Тем более если они исполнены настолько роскошным голосом (постоянно хочется назвать Сигмера "русской Ниной Хаген", потому что и диапазон сопоставимый, и манера использования вокала похожа, но всё равно я не до конца уверена в уместности такого ярлыка). Звук, правда, был гораздо хуже, чем в 2009-м, но это вина не Сигмера и, повторю, не звукооператоров.

Можно также добавить в порядке общей информации, что группа ALEX SIGMER на данный момент имеет в составе живого, а не виртуального, как прежде, клавишника, в феврале нынешнего года разразилась альбомом "Холодильники Морга" и сняла весьма интересный клип на одну из песен оттуда. Ищите в Интернете.

Второй день начался снова с барда-одиночки - петрозаводского уличного музыканта по прозвищу Джей. Что и как он пел, в моей голове совершенно не отложилось. Зато очень ясно вспоминается, как всю оставшуюся часть фестиваля этот Джей, в дымину пьяный, бродил по залу, пытался кому-то подыгрывать, падал спать где попало и, разумеется, орал песни на улице в компании себе подобных. За что, почему и чьими молитвами "Рыбке" привалило этакое счастье, остается лишь догадываться.

После описанных выше ВОТТОВААРЫ и VOLTAGE нашим взорам явилась питерская группа STORMLAND. Тут-то как раз стараниями Бабенко включился сценический свет и возникло ощущение, наконец, настоящего фестиваля, но немалый вклад в это ощущение внесла и сама группа. Играли они достаточно стандартный англоязычный хэви-метал - свой материал плюс кавер на "Walk" PANTERA, - но делали это умело и убедительно, временами даже мощно. Вокалистка Мария Наумова активно прыгала и махала волосами, голос у неё обнаружился хоть и несколько пронзительный, но впечатляющий, да и внезапно запевший басист никакого отторжения не вызвал, всё у него в порядке с вокальными данными. В общем, я верю, что в клубах родного Петербурга и на всяких выездах на фестивали и байк-слеты в соседние города они пользуются успехом.

Петрозаводская НЕМЕЗИДА аналогично ковала металл, но с некоторым фолковым оттенком. Они тоже трясли волосней, да и выглядели живописно - кожа, меха, боевая раскраска на лицах, - но звук им победить так и не удалось, поэтому яркого впечатления не произвели.

Русскоязычный петрозаводский же ШИПОВНИК при попытке их описать вызывает растерянность. С одной стороны, у них всё четко и ровно: с умом выстроенные тексты (в основном легкая любовная лирика), столь же продуманные аранжировки, разнообразно перемешанные стили - рок-н-ролл, серф, буги, реггей, причем в нетипично жестких вариантах... Казалось бы, есть все шансы отличиться и выделиться. Но не хватало какой-то изюминки, завершающего штриха, что ли. Им могло стать что угодно - детали сценической одежды, пластика, общение с залом, - но я его так и не нашла. И теперь, всего лишь пару недель спустя, с трудом могу вспомнить эту группу. Увы.

Любимая АБВИОТУРА должна была стать хэдлайнерами второго дня, но предпочла поменяться местами с финнами CAROLINE и играть предпоследней. Что не помешало забабахать полноценный сет размером почти что с сольник - вспомнить совсем старое ("Ходят Кони"), показать совсем новое ("По Дону Гуляет..." в собственной интерпретации) и выкатить прочее, самое лучшее и красивое. На их выступление в зал подтянулись почти все, кто тусовался до того на улице, и фестиваль окончательно стал фестивалем, праздником, то есть, и единением музыкантов с публикой. Несмотря на разную степень травмированности половины состава (а конкретно вокалиста/гитариста Паши Лапыгина и соло-гитариста Ромы Коробейникова), играли сильно и слаженно, как обычно; все нужные пассы и плясы тоже присутствовали. Мне трудно объективно оценивать АБВИОТУРУ, но мне кажется, что это было достойное и правильное выступление. Вот только пить на сцене вискарь всё-таки не надо...

Что до CAROLINE, то они меня снова заставили озадачиться вопросом, на который у меня пока нет ответа. Вот обыкновеннейшая себе клубная группа, абсолютно стандартная по звучанию, по материалу, по всем прихватам. Даже названия песен у них традиционные до ломоты зубовной, а уж темы - тем паче: машины-мотоциклы, алкоголь, секс, рок форева. Среднестатистические глэм-хард-рокеры, миловидные, конечно, и разодетые в пух и прах, но, в общем-то, уже со времен появления AEROSMITH всё это стало общим местом и продолжает им быть. Таких групп - тысячи, десятки тысяч. И эта конкретная - даже не англичане и не американцы, то есть не носители заветного рок-н-ролльного духа. Почему же на любом фестивале, после любых отличных наших музыкантов подобные группы выходят - и сразу убирают всех наших нафиг? И звук-то у них получается лучше, и всё у них складно, ладно и без просадок, и этот самый рок-н-ролльный дух они генерируют в таком количестве, что только пыль столбом. Причем генерируют легко и непринужденно. И даже барабанщик, который, как мне говорили, был настолько пьян, что с трудом нашел свои барабаны, играл так, что ну не придерешься. То есть если отдельно слушать, наверняка можно было придраться, да и не только к барабанщику, но в том-то и дело, что не хотелось и не моглось разбирать их выступление на какие-то составляющие. А хотелось некритично тащиться и радоваться. Вот почему?

И ведь не первый такой случай...

Третий фестивальный день начался тоже с не первого случая, но в рамках данной конкретной "Рыбки", да и совсем иного толка. А именно - с появления на сцене тех, кому лучше было там не появляться вовсе. Группа носила претенциозное название 10 ГРАДАЦИЙ СЕРОГО и являла собою дуэт юных вокалиста и гитариста. Своего материала у них, по всей видимости, нет, но раз очень хочется выступить, то сойдет и чужой, верно? Соответственно, в произвольном порядке были исполнены "Солнечный Даб" ALAI OLI, "Первомай" Валентина Стрыкало, а также "Зоопарк" и "Всё Идет По Плану" ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ. Вокалист так и не понял, почему после объявления последнего из перечисленных номеров у меня вырвался довольно громкий возглас "Не надо!" и, кажется, даже приобиделся. Ну так я хотя бы сейчас объясню. Видите ли, юноша, Егор Летов, конечно, писал замечательно красивые и легко запоминающиеся песни, поэтому чисто технически их может исполнять кто угодно, в том числе и вы. Более того, вы имеете полное право их исполнять, например, под душем, у костра или на дружеской попойке. Но если вы изволите выходить на сцену, вы тем самым автоматически становитесь артистом, исполняющим публично кавер-версию этой песни. Серьезной и важной песни, чтоб вы знали. И если вы не дали себе труда уяснить, про что, собственно, песня, а также не имеете какого-либо жизненного опыта, позволяющего вам понять, что значит, например, "а моей женой накормили толпу, мировым кулаком растоптали ей грудь, всенародной свободой разорвали ей плоть..." и так далее по тексту, а этак бодро и без всякой мысли в глазах поёте этот текст по бумажке со сцены своим звонким голоском промеж всякой необязательной фигни, - это значит, что грош вам цена как артисту. Да и как человеку, пожалуй, тоже. Потому что то, что вы делаете, называется профанацией. Правда, я оптимистка и надеюсь, что вам когда-нибудь станет стыдно за это выступление.

После этого, к счастью, на сцену вышел вполне неподдельный и хороший артист, хоть в программе и не заявленный - бард Влад Демидов из Кондопоги. Я его уже слышала на "Рыбке-2009", с тех пор он мало изменился: отличный голос, уверенное владение гитарой, непростые тексты. И опять мне почудилось в этом материале нечто калугинское... Хотя это не упрек, понятно.

В названии НЕ СОДЕРЖИТ Г.М.О. аббревиатура расшифровывается как ...ГРАНИЦ МУЗЫКАЛЬНЫХ ОТКРЫТИЙ. Группа из Петрозаводска, а вот её девиз: "Музыка в первую очередь должна быть правильно сыграна, а в каком направлении - не принципиально!" И это здоровый подход. Направление, впрочем, было вполне понятное: этакий тяжелый панк-рок, почти что панк-метал. И если использовать какие-то дополнительные сленговые дефиниции, суммарно обозначающие тип произошедшего, то для STORMLAND, например, это будет "вломили", для CAROLINE - "отожгли", а для этих вот молодцев - "лупасят". Лупасили они довольно долго и с неослабевающим напором, так что хотя бы за выносливость им респект и уважуха. Конечно, хотелось бы некоторого стилистического разнообразия, не без того, но, с другой стороны, трактор не обязан выписывать вензеля, вспахивая поле. Хотя наверняка может.

АСПИRИН - самая, подозреваю, известная на сей момент панк-формация из Костомукши - есть все основания охарактеризовать, в свою очередь, словом "фигачат". Фигачили тоже долго и не менее мощно, чем предыдущие товарищи, но чуть менее прорисовано. То же самое, кстати, можно почти слово в слово сказать и про коллектив из Беломорска БОЛЬШОЙ РОКО, разве что эти играли скорее хард-энд-хэви. На предыдущей "Рыбке", куда они тоже приезжали, звук был хорош, в этом году - плох, а больше никакой принципиальной разницы между БР-2011 и БР-2012 мною не обнаружено. Что до АСПИRИНА, то там внушительнее всего выглядит Алексей "Медведь" Хлучин - крупногабаритный вокалист с пятиструнным басом наперевес; и всё бы было правильно и в кассу, если бы не техническая пауза, во время которой оный Медведь решил развлечь публику исполнением любой народной песни на выбор. Публика выбрала "Ой, Мороз, Мороз" - и настолько кривого исполнения этого простейшего стандарта вроде как опытным музыкантом трудно было ожидать. Не настоящий царь-то.

Про группу ЧУЖОЙ ГОРОД из города Суоярви информации в Интернете немного, да и их музыку можно описать достаточно коротко: рок обыкновенный, слегка пафосный и не очень внятный. Мило, но слабовато.

Петрозаводский ИСТИННЫЙ ОБЛИК, который редко какую "Рыбку" пропускает, на сей раз по не уточненным причинам приехал, как говорит Андрей Початин, в "абсолютно экспериментальном составе". Конкретно - сменился (временно?) барабанщик и добавился соло-гитарист. Со звуком им также справиться не удалось, то есть вместо звука была полная каша и невнятица, да и новая песня мне чтой-то не понравилась совсем; но зато нарисовалась вдруг шальная мысль, что интересно было бы переориентировать ИО на полностью гитарную по звучанию (нормальному) группу. Ну, не то чтоб совсем в сторону FRANZ FERDINAND, конечно, но где-то так. Я ни в коем случае не имею в виду, что при этом надо выгнать из группы нафиг клавишника Петра Бутина - упаси боже, нет, - но вот если б ему другим тембром поиграть и пожестче... Хотя я, наверно, уже и так успела тут всех задолбать своими непрошенными советами.

Завершала "Рыбку" МЕДВЕЖЬЯ ИКРА, которая за истекший год (вот время-то летит!) успела и в Сегеже сольник сыграть, и в Архангельск скататься, и в Питер пару раз, и вообще неуклонно обрастает поклонниками, хотя и не так быстро, как мне, например, хотелось бы. Их хэдлайнерский часовой сет был абсолютно прекрасен, и если первенство в борьбе со звуком по праву принадлежит CAROLINE, то честное второе место - у МЕДВЕЖЬЕЙ ИКРЫ пополам с АБВИОТУРОЙ. Всё прочее в их выступлении также утвердило меня в мысли, что хотя бы ради этого на нынешнюю "Рыбку" безусловно стоило ехать. И не только меня: похоже, я знаю, кого Сергей Бабенко захочет сфотографировать здесь 13 лет спустя...

Да, "Рыбка" в 2012 году не очень удалась. Да, я несколько раз перечитала всё, написанное в первой части этого отчета, и решила не менять там ничего, несмотря на возможные обиды. Хотя бы потому, что это написано не по злобе, а по любви. И да, музыки было мало, но она всё же была. И были люди, которым пока ещё не всё равно. Вот им спасибо и на них вся надежда.

И традиционно - личные мои благодарности: Серёже Бабенко, Тоше, АБВИОТУРЕ, МЕДВЕЖЬЕЙ ИКРЕ, рядом с которыми жизнь становится лучше, - за всё; Саше Дорофею, Ирине "Сове" Васильевой, Татьяне Михайловне, Инне - за гостеприимство; Сигмеру и VOLTAGE - за творческую смелость; Ирине Соловьевой - за ёжика.

Фото: Виктория ФРАДКИНА

Автор: Екатерина Борисова
опубликовано 17 августа 2012, 13:29
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (4) | Оставьте свой отзыв

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.04 / 5 / 0.002