Борьба за выживание (фестиваль "Rock-Line-2013" в Перми)


Уже много лет я пишу отчеты о "Рок-Лайне" по одной и той же схеме: пара-тройка вступительных абзацев о тех или иных особенностях нынешнего фестиваля (с непременным упоминанием погодных условий), а затем краткое описание каждой из выступавших групп с разбивкой по дням. Приступая к очередному отчету, я всякий раз порываюсь внести какое-то разнообразие в эту схему - и всякий раз решаю, что не стоит. И не потому что лень изобретать новые формы подачи материала, а потому что привычная и предсказуемая форма оптимально соответствует ощущениям от самого фестиваля. Да, на нём каждый год выступают новые музыканты из новых городов и стран, играющие порой самую необычную музыку; да, сюда каждый раз приезжают новые люди, здесь завязываются новые знакомства и возникают новые идеи. Здесь всегда можно узнать, увидеть, услышать что-то совершенно неожиданное. Но, тем не менее, главное слово для описания "Рок-Лайна" - традиция. И это хорошее и самое правильное для него слово.

Фестиваля ждут весь год; практически любой, кто побывал здесь хоть однажды, обретает уверенность, что рано или поздно (а лучше всего - прямо в следующем июне) приедет сюда снова. И всё будет как всегда: бескрайнее поле заброшенного аэродрома Бахаревка с толпой народа у громадной сцены, брезентовые организаторско-музыкантские шатры в рабочей зоне, Сергей Лузин за звукооператорским пультом, импозантный Гоша Гиндис, сосредоточенный Андрей Шмурай, элегантная Яна Гессле и отвязный Алексей Поляков в роли ведущих; охрипшая и замученная, но бесконечно обаятельная Елена Новосёлова - "мама", продюсер, душа и плоть "Рок-Лайна"; Елена Новокшонова, Сергей Кабанов, Артём Средин, Михаил Штурманн, Екатерина Ольт, Лера Мороз, Надежда Субботина и другие замечательные люди, составляющие фестивальную команду; много-много разношерстных музыкантов, сначала играющих, а потом внимательно слушающих своих собратьев по сцене, знакомящихся, обнимающихся и фотографирующихся друг с другом (из этих знакомств в дальнейшем могут вырасти - и вырастают - не только междугородние дружеские связи, но и совместные проекты); Олег Грабко и Евгений Сегал - очень разные люди из очень непохожих городов, ставшие неотъемлемой частью фестиваля; неизменный Владимир Батурин, выступавший на всех "Рок-Лайнах", включая самый первый, ещё кунгурский 1996 года, - теперь он приезжает сюда не только со своей ИМПЕРИЕЙ СНЕГОВ, но и с детьми и внуками... Всё это и ещё куча всякого другого - пермский "Рок-Лайн". Всё это не только горячо любишь, но и ожидаешь увидеть каждый раз. Постоянно. Всегда. Наверно, и я тоже уже давно кажусь кому-то обязательной частью здешнего пейзажа. И думается, что в традиционной фестивальной кричалке "Это - "Рок-Лайн"! Город - Пермь! Две тысячи..." способен меняться только год. Совсем недавно был 2006-й, и вот, поди ж ты, уже 2013-й. Да какие наши годы, доживем и до 2014-го, да и до 2024-го, пожалуй...

А вот фиг. То есть мы-то сами доживем, не вопрос, зато у фестиваля "Рок-Лайн" в нынешнем году с этим возникли серьезные проблемы. Во-первых, территорию Бахаревки отдают под застройку. Разговоры о застройке велись ещё несколько лет назад, на Бахаревке даже начали что-то такое рыть, но потом вроде как перестали, и народ снова расслабился. Но нет: теперь есть генеральный план, есть конкретные сроки, так что следующим летом вместо травяного поля здесь вполне можно будет увидеть тесные ряды шестиэтажек эконом-класса. Россия же вымирает, поэтому и жилья её населению постоянно не хватает, и цены на него заоблачные... Наверняка иметь свой собственный угол ежедневно и во веки веков для человека важнее, чем раз в год посещать рок-фестиваль, так что критиковать эти планы как-то язык не поворачивается. И, конечно, я могу ошибаться, полагая, что "Рок-Лайн" - такой же символ Перми для многих тысяч жителей нашей страны, как, предположим, "Октоберфест" - символ Германии, "Гластонбери" - Англии, а "Зигет" - Венгрии, и менять этот символ на шестиэтажки пусть и полезно в бытовом плане, но скучно и обидно в плане культурном. И наверняка Лена Новосёлова сумеет найти для "Рок-Лайна" другую площадку, возможно, даже и получше Бахаревки - ведь переехал же фестиваль в своё время из Кунгура в Пермь практически без потерь... Но всё равно от этих известий очень неуютно.

Однако, кроме "во-первых", есть ещё и "во-вторых", которое похуже будет. Создалось отчетливое впечатление, что власти города Перми задались целью выжить "Рок-Лайн" не только с Бахаревки, но и из пермского культурного пространства в принципе. То есть попросту придушить фестиваль. В ход пошли самые разные средства. Для разминки серьезно урезали бюджет (фестиваль, если кто не знает, бесплатный для зрителей, то есть расходная часть не покрывается выручкой от продажи билетов, а финансируется городом). На спонсорскую же помощь полностью полагаться рискованно, а в этом году почти и не пришлось: общеизвестно, что главные спонсоры любого опен-эйра - пиводелы, а на "Рок-Лайне" буквально за несколько дней до начала фестиваля запретили торговать пивом вообще. Почему? Ну, разумеется, заботясь о здоровье о благополучии публики, как же иначе. У нас ведь власть только и делает, что радеет о благе народа. При этом власть, видимо, на "Рок-Лайне" не бывала ни разу и даже милицейские/полицейские сводки с него не читала, иначе б знала, что никаких пьяных побоищ здесь отродясь не происходило (да и в целом "Рок-Лайн" - один из самых чистых и безопасных фестивалей России). И, кроме того, не учла, что рядовому зрителю добираться до фестиваля своим ходом - далеко, магазинов на Бахаревке нету, и если этот самый рядовой зритель так-таки захочет выпить, он вынужден будет тащить алкоголь с собой чуть ли не из дома. А что легче и проще тащить далеко и долго на своем горбу, чтоб и самому пригубить, и с друзьями поделиться - два-три литра пива или бутылку водки? Догадайтесь сами. Так что борьба за трезвость в данном случае к трезвости не приводит никоим образом.

Я-то ни водки, ни пива не пью, посему без напряжения обошлась спонсорской минералкой, а всю эту схему мне объяснили умудренные опытом знакомые. И, тем не менее, запрет на пиво мне представляется совершенно дурацким и ничем толком не обоснованным. Если человек хочет пива, он пойдет туда, где пиво есть, а туда, где пива нету - не пойдет (причем это не значит, что данный человек - алкоголик или асоциальный элемент). Не удивительно, что и на "Рок-Лайне" в этом году публики было поменьше, чем обычно. А это плохо не столь для организаторов, которые на фестивале не зарабатывают ни копейки, сколь для музыкантов, которые едут на "Рок-Лайн" иногда по несколько суток кряду и хотели бы выступить перед максимальным количеством зрителей. На хэдлайнеров-то люди ходят по-любому, а вот за молодые группы обидно. Тем более что группы хорошие.

В-третьих. Я ни разу не видела на "Рок-Лайне" такого количества стражей порядка - причем не только полиции, но и курсантов. Эти курсанты все три дня плотным рядком стояли на бугре, отделяющем собственно фестивальное поле от зрительского палаточного городка. Диспозиция не только крайне неудобная для публики, которой приходилось всякий раз идти на поле кружным путем, но и бесполезная. Вот зачем они там стояли? И почему на служебном въезде каждый день останавливали, проверяли и чуть ли не заставляли "дуть в трубку" Лену Новосёлову, которую вообще-то знает в лицо практически каждый житель Перми? Какую такую страшную опасность представляла для фестиваля его главный организатор? Непонятно. А если вспомнить, что не далее как в декабре прошлого года Лена стала лауреатом Премии Пермского края в сфере культуры и искусства (каковая премия присуждается, если верить сайту Законодательного Собрания Пермского края, "за наиболее талантливые, отличающиеся новизной и оригинальностью произведения и проекты, получившие общественное признание и являющиеся значительным вкладом в культурное наследие края и страны в целом"), ситуация и вовсе приобретает сюрреалистический характер. Одной рукой награждаем - другой рукой норовим побольнее дать по носу, и правая рука, как обычно, не знает, что творит левая.

Ну и, наконец, есть сведения, что пермским СМИ было дано "сверху" негласное указание фестиваль не освещать. Совсем. Хорошо хоть существует независимая журналистика, а также фотографы, которые в изобилии выложили отснятый материал в Интернет, и музыканты, которые (тоже в Интернете) до сих пор делятся восторженными впечатлениями от "Рок-Лайна". Ищите и найдете. Да, похоже, кое-кто очень хочет вернуть нас во времена советского ханжества, пусть и под другим соусом. Но сделать вид, что в Перми (да и в других городах России) рока нет, всё же не получится. Не дождетесь.

Писать обо всём этом грустно и неприятно, но необходимо. Однако "Рок-Лайн" состоялся, и вышеописанное ни в коем случае не означает, что он - по крайней мере, в своей организационно-музыкальной части - был плох. Отнюдь. Звучало очень много хорошей музыки. Все службы работали как надо. Публики за три дня набралось более 25 тысяч человек. И, наконец, в течение всего нынешнего фестиваля в Перми впервые стояла идеальная для опен-эйра погода: легкий ветерок, солнце, 23-25 градусов тепла. Благодать.

И, несмотря ни на что, организаторы фестиваля уже сейчас твердо говорят: "Rock-Line-2014" - будет. Когда и где - посмотрим, но будет обязательно. И я в это верю всей душой.

Ну, а теперь - конспективно о том, что происходило и звучало на "Rock-Line-2013".

28 июня

Первый фестивальный день традиционно начался с выступления Владимира Батурина и его ИМПЕРИИ СНЕГОВ, которая всякий раз оказывается укомплектована новыми музыкантами и звучит, соответственно, иначе. В этом году Володя впервые за много лет взялся не за клавиши, а как встарь, за бас-гитару, а компанию ему составил Андрей Баглаев, который приезжал на один из ранних "Рок-Лайнов" ещё 17-летним пацаном и за прошедшее время, как оказалось, вырос в уникального гитариста, играющего одновременно на двух инструментах: в руках - восьмиструнная электрогитара, на стойке - шестиструнная. Кроме того, он и сам сочиняет музыку, и его произведения стоит поискать в Интернете - записи есть.

Далее нам было предложено оценить творчество молодой пермской группы ULTRA, исполняющей некую истошную "альтернативу". Вокалист стремился восполнить отсутствие голоса и слуха громкостью, то есть фальшиво и плохо орал. Единственное, что мне понравилось, - черные футболки с красивым логотипом группы на всех её участниках.

С немецким фестивалем "EuroRock" и его организатором Петером Буршем у Лены Новосёловой - многолетняя дружба. Соответственно, в город Дуйсбург, где оный фестиваль проводится, ездят пермские группы, а на "Рок-Лайн" - дуйсбургские. В прошлом году это были THALAMUS и BRÖSELMASCHINE, в нынешнем - DREAD BURDEN, которые имеют с THALAMUS общего бас-гитариста (того самого, похожего на государя императора Николая II). Про музыку DREAD BURDEN сказать что-то определенное не получается - это стандартный англоязычный гитарный рок, исполняемый, правда, довольно эмоционально и, к счастью, не очень линейно. Однако общей мощности и драйва им всё-таки не хватает.

За ними по плану должна была играть томская группа OTHER NOISES. Они уже выступали на "Рок-Лайне" в 2008 году, с тех пор очень хотели повторить, подавали заявки и в прошлом году были приглашены, но не приехали - не сложилось по времени. Вы будете смеяться, но сейчас история повторилась точь-в-точь, однако с добавлением необъяснимого идиотизма. Я понимаю, что от Томска до Перми поездом ехать долго, а самолетом - дорого; я понимаю также, что у молодых музыкантов в июне сессии, выпускные экзамены и так далее. Но фестивальный лайн-ап был обнародован, черт побери, в конце мая, и с тех пор в нём случилось несколько серьезных перестановок. Вот что, спрашивается, мешало заранее просчитать все варианты и попросить Лену Новосёлову переставить OTHER NOISES с пятницы на субботу или воскресенье, раз уж пятница им категорически не подходит? Да ничего не мешало! Тем не менее, OTHER NOISES тянули до последнего и трагически заявили, что приехать никак не могут, за три (!) дня до начала "Рок-Лайна", когда и изменить расписание уже не было никакой возможности, и на всех афишах, программках, мерче и "одежде" сцены уже красовалось название группы. Ну что за детский сад, в самом деле?

Единственная польза от вышеописанного - в том, что группам, игравшим в пятницу, досталось немного больше, чем планировалось, сценического времени. И это хорошо. Во всяком случае, группу RADIOLIFE я уверенно назову своим личным открытием нынешнего "Рок-Лайна" (и есть основания полагать, что Лена Новосёлова мое мнение разделяет, не говоря уж о публике). Группа, в принципе, на 80% молдавская, но сейчас базируется в Москве; какие-то их записи я прежде слыхала, но они на меня не произвели особого впечатления - ну, довольно расхожий "молодежный" гитарно-клавишный рок, который в изобилии звучит по радио ещё со времен СПЛИНА, ну, несколько надрывная любовная лирика... чего тут ловить? Оказывается, надо было просто послушать их живьем. Нет, музыка та же самая, и те же тексты, а весь фокус - в подаче. Они очень драйвовые ребята, очень. Причем драйв нарастает постепенно, исподволь берет за жабры, и когда дело доходит до их программной, похоже, песни "Не Верю Никому" - вот тут-то и чувствуешь, что попался. И что равнодушно относиться к RADIOLIFE уже никак не получается. И даже исполнение цоевско-лагутенковского "Малыша" впечатления не портит. Отличная группа. Хочу ещё.

А вот ощущения от сета архангельских THE HYPERCUBE у меня смешанные. Тут, пожалуй, та же ситуация, что и с GROGGY: это прекрасные музыканты, исполняющие прекрасную музыку, и на прошлогоднем фестивале "Беломор-Буги", например, я их слушала с огромным кайфом. Здесь THE HYPERCUBE играли не хуже, но на огромной роклайновской сцене несколько потерялись. Это ни в коем случае не их вина (и, кстати, не вина звукооператора), просто иногда так случается. Увы.

АЛОЭВЕРА (Москва) стояли в расписании до THE HYPERCUBE, но выступили после, потому что каким-то непостижимым образом Вера Мусаелян села не на тот самолет, чуть было не улетела в Самару и появилась на "Рок-Лайне", когда уже почти никто не надеялся, что она успеет вовремя. Не исключаю, что это происшествие сказалось каким-то образом на качестве выступления группы, но "снаружи" никаких косяков заметно не было: сыграли очень ровненько. Играли при этом милую поп-музыку, сама Вера - совершенно очаровательное существо, да и голос у неё чудный, однако причина большой народной любви к АЛОЭВЕРА мне все-таки не вполне ясна.

Завершали первый фестивальный день итальянцы VANILLA SKY. Тут впору вспомнить стишок: "Что мы знаем о лисе? Ничего, и то не все". Что мы знаем об итальянском роке? Каким он может или должен быть? Чем таким специфическим итальянская рок-музыка отличается от, скажем, французской или испанской? Понятия не имею. Эта конкретная группа играла опять-таки стандартизированный гитарный рок, пела и общалась с публикой по-английски, а где-то с середины сета принялась, как выразился один мой новый знакомец, "исполнять свадьбу" - то есть выдавать кавер-версии популярных поп-песен и всячески увеселять публику. Усатый вокалист/гитарист, отдаленно похожий на Фредди Меркюри, бегал "в народ" прямо с гитарой, остальные музыканты тоже всячески отвязывались. Народу понравилось, мне - не очень. Ну, каждому своё.

29 июня

Про пермскую группу RAINED Шмурай сказал, что они играют в стиле, который в определенных кругах называется "зло". Сами они говорят, что играют power/thrash. На выходе имеем инструментальный металл с не очень изобретательными и довольно-таки однообразными тембрально гитарными партиями, однако энергии парням не занимать, барабанщик работает очень четко, а блондинистый соло-гитарист внешне весьма живописен. В целом - недурно.

ULTRAMARIN из казахского города Экибастуза исполняют, если верить пресс-релизу, мелодичный поп-рок. На деле это ближе к тому, что принято называть "русским роком", а в вокалисте (и, видимо, авторе всех текстов - неплохих, кстати говоря) удивительным образом сочетается высокий красивый голос и абсолютно гопницкий имидж. Правда, где-то в середине программы, когда он таки снял свою ядовито-красную олимпийку и повернул бейсболку козырьком назад, картинка стала поприличнее. Ну, и некоторым образом растрогала песня "Питер FM" - белые ночи, город-мечта, все положенные штампы в ассортименте (тут почему-то хочется сказать "Цой жив!", но промолчу).

Зато пермская пауэр-метальная (а я бы сказала фэнтэзи-метальная) группа АЛЬБИОН отличалась крайней сценической живописностью - особенно эффектны были жесты и позы вокалиста Сергея Шестакова. Голос у него сильный, однако поёт юноша не очень чисто - возможно, поэтому в свежевышедшем альбоме "Гибель Короля" партии вокала исполнил Павел Сибиряков из кировского ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ. Альбом, кстати, весьма неплох, а вот живьем гитары постоянно разъезжалась с ритм-секцией, что меня несколько удивило: группе всё-таки восемь лет, можно ж было за это время навостриться играть вместе.

Да, забыла сказать: весь песенный материал у них опирается на сюжеты из книг Толкиена, причем это авторские тексты, а не переводы.

ОВЕРОН из Нижнего Тагила - тоже "тяжелая" группа - сыграли, напротив, свою программу чрезвычайно ровно, зато оказались абсолютно невыразительными визуально. Эх, нет в жизни совершенства...

Следом мы увидели удивительную компанию под названием GARUDA. Они из Удмуртии, из деревни Средний Постол, и образовались путем добавления к фольклорному ансамблю ПИНАЛ ДАУР некоторых роковых инструментов и аранжировок. Исполняют, соответственно, народные удмуртские, коми и русские песни, иногда поют и на английском, одеты в холщовые рубахи с вышивкой, инструменты также украшены этническими орнаментами. Симпатичнейший коллектив, имеющий при том мало общего с заявленным в описании фолк-металом. Нет, это просто фолк-рок, даже, пожалуй, фолк-поп, играемый примерно в одном среднем темпе и слегка нудноватый. Местами материалу явно не хватало скорости и куража. Впрочем, одна композиция ГАРУДЫ по гармонии - ну чистый "Paranoid", и вот эту бы линию стоило прорисовать...

Вообще с самоопределениями исполняемой музыки ситуация мутная. Это как тэги на Рутрекере: понаставят такого, что порой не только слабо соответствует содержимому, но и заставляет усиленно чесать репу. Вот, например, череповецко-питерская группа МАРЬЯ заявляет, что играет "авторский рок". Уважаемые, вы этим хотели сказать, что вы не кавер-банда, что ли? Так-то ведь любой рок - авторский. А если имелось в виду, что Марья Семёнова исполняет песни собственного сочинения, а сопровождающие музыканты ей всего лишь помогают превратить эти песни из акустических в электрические, так этого и вовсе лопатой греби, причем с разбросом от Земфиры до Умки и Пи Джей Харви. Индивидуальность-то где?

Я не хочу сказать, что МАРЬЯ - плохая группа, вовсе нет. Играют очень плотненько, голос у девушки приятный, тексты я подробно не слушала, но с ними, вроде, тоже всё нормально. Единственное, чего не хватает - харизмы. Рок-то, может, авторский, а вот автора - артиста, уникальной и мгновенно узнаваемой личности - на сцене не видно. Хорошая девушка. Тысячи их.

А чтоб дальше не занудствовать по типу "если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича", со всей искренностью скажу, что вот в группе BARADJ мне хватило абсолютно всего, а недостачи чего бы то ни было не обнаружилось. Они из Елабуги, нынче базируются в Казани, исполняют Bulgar folk metal. То есть поют на татарском языке, темы песен взяты из татарской мифологии, а рубят, понятно, металл с привнесением народных мелодических линий. С виду - сущие школьники, но играют очень уверенно, слаженно и энергично. Ну и вообще всё у них хорошо. Я достаточно спокойно отношусь ко всяким разновидностям металла, но работа с настоящим фольклором мне всегда импонирует, а качественную игру я люблю вне зависимости от стиля. Опять же, клоны АРИИ/IRON MAIDEN задрали до невозможности, да и тексты типа "в моём сердце металл, я твой дом труба шатал" - тоже. И на русском, и на английском. Поэтому группы типа BARADJ - это просто бальзам на раны. И ещё они все - очень красивые ребята, что, несомненно, радует взор.

FROM THE INSIDE (Ухта) я также наблюдала на прошлогоднем "Беломоре", и вот тут ситуация нарисовалась строго обратная вышеообозначенной (с GROGGY и THE HYPERCUBE): в Архангельске эти музыканты выступили качественно, но ничем особым не блеснули, а вот на просторе сцены "Рок-Лайна" вдруг расцвели, развернулись и отыграли на редкость эффектно. Приятно было и смотреть, и слушать.

Следом вышли любимцы пермской публики - SILICON. Я их слышала ещё в декабре 2007 года на мини-фестивале "Рокинг", а в 2008 году - на "Рок-Лайне"; тогда они уже ходили в любимчиках у Вадима Самойлова и играли, как нетрудно догадаться, нечто в духе АГАТЫ КРИСТИ с заходами в NINE INCH NAILS. С тех пор в плане музыки не изменилось практически ничего, зато сценический имидж, и тогда, гм, своеобразный, нынче совсем пошел в разнос. Ладно - густо набелённые лица и накрашенные глаза гитаристов, это всего лишь фон, но вот вокалист (тоже с набеленным лицом и с ирокезом), который начал в причудливом кожаном наряде, потом постепенно раздевался и закончил в примотанном скотчем памперсе на голое тело - это зрелище, достойное кисти Джеральда Брома. Плюс сценическое действо, включавшее в себя пиротехнику, измазывание лица "кровью" и истязание младенца (куклы). В общем-то, это всё выглядело довольно уродливо (тут я ностальгически вспомню белорусов ALLES MEIN, которые тоже любили шокировать зрителей костюмами, гримом и антуражем, но смотрелись куда интереснее) и, главное, полностью заслоняло собой песни. Повторилась история с группой ROGI: все помнят, что они вытворяли на сцене, и никто не помнит, что они играли и о чем пели. Впрочем, на пару секунд сосредоточившись, я расслышала в каком-то силиконовском тексте слова "кровавая сперма" и решила, что, пожалуй, и не стоит пытаться запоминать, о чем они поют.

Кроме всего, SILICON вылезли из регламента, и поэтому сократилось сценическое время, отведенное BLOODY TOMATOZ. А они, между прочим, приехали из Архангельска по специальному приглашению Лены Новосёловой, да и вообще задвигать гостей как-то некрасиво. Но надо отдать должное ребятам: они не только показали всё, что умеют, в наилучшем виде, но и успели за 20 минут и четыре песни по-настоящему понравиться зрителям: под финальный хит про танцующих зомби народ уже вовсю прыгал, а после называл ТОМАТОВ одной из лучших групп фестиваля. Молодцы, в общем, не посрамили отечество.

Ну и, конечно, ничем кроме восторженных междометий я не могу описать выступление ещё одной гостьи с прошлогоднего "Беломора" - Ксении Федуловой с ДЖЕМ ДУЭТОМ. Ксюша была восхитительна. Точка. Ходите на концерты - убедитесь сами.

Зато успех почётной уфимской группы ГОД ЗМЕИ мне крайне трудно объяснить. Ну, видимо, любит народ наш, эээ, всякий русский рок, а если этот русский рок играют опытные музыканты, то их даже вызывают на бис. Будем считать, что в этом плане я страшно далека от народа.

Ближе к концу длинного фестивального дня на сцене традиционно появляется всякая веселуха и расслабуха. SOUND RELIGION (Латвия, Рига, реггей, ска) - вот как раз то самое. Плюс они друзья группы ТОМАС, по чьей рекомендации сюда и попали (банд из Прибалтики на "Рок-Лайне", между прочим, вообще прежде не бывало). Всё очень в кассу: смешной дядька хорошо поставленным баритоном поет типичные для "солнечного реггей" слова - жизнь хороша, жить хорошо, всех прёт, а если кого-то не прёт, так это дело поправимое, причем понятно, чем именно поправимое. Играть в такие игры желательно не на трезвую голову, иначе быстро надоест.

Однако не всё то расслабуха, что звучит на "Рок-Лайне" вечером. Питерская группа DEAD BILLY B. - с временно приглашенным Михаилом Поздеевым из СКВОРЦОВ СТЕПАНОВА на барабанах и со сложной смесью "электроник-рок/альтерн-рок/драм-энд-бейс" в качестве декларируемого стиля - полчаса закатывала на сцене суровую музыкальную истерику. Лупили очень мощно, но слушать было тяжеловато. И отдельно порадовал вокалист в черной юбке, имеющий обыкновение по ходу пьесы кокетливо выставлять из разреза этой юбки голую ногу. Есть, есть и у нас последователи Анджелины Джоли!

Хэдлайнерами второго дня были ЯТ-ХА, и этот выбор вплоть до середины их программы казался странноватым: да, группа с мировым именем, но уж больно специфическая. Просветление настало, когда, продемонстрировав фирменное горловое пение и слегка усыпив им публику, этот международный состав вдруг врезал кавер на "Exodus" - самую сумасшедшую песню Боба Марли. В записи эта версия ЯТ-ХИ тоже существует, и там она очень спокойная, даже скучноватая, зато живое исполнение феноменально передает энергетику оригинала. А уж когда они заполировали это ещё одним кавером - на "In-A-Gadda-Da-Vida" IRON BUTTERFLY... Я не уверена, что люди младше этак тридцати пяти лет знают оригинал, но старпёры вроде меня выбор и качество интерпретации оценили сполна. Волшебно, просто волшебно!

А ещё был финальный джем ЯТ-ХИ с ИМПЕРИЕЙ СНЕГОВ, когда Володя Батурин пел свой старинный роклайновский гимн, заменив по случаю слово "Кунгур" на "Бахаревка", и выглядело это очень круто: красные прожектора, Баглаев со своими двумя гитарами, улыбчивый и дико пластичный негр Теодоро - нынешний басист ЯТ-ХИ, горловое пение, барабанный ритм... Удачное и необычное завершение насыщенного дня.

30 июня

В воскресенье к началу фестиваля подтягиваются не все. Да, конечно, вечером - главный хэдлайнер, но два прошедших дня требуют некоторого отдыха, поэтому люди предпочитают отоспаться и набраться сил. В общем, мелодик-хардкор-группу PARENTAGE пришли послушать весьма немногие. Не знаю, что конкретно имели в виду юные пермяки, называя так свой коллектив (слово переводится с английского и как "отцовство/материнство", и как "родословная", и как "семья"), а впечатления от их музыки - посредственные. Что-то такое рычали и мочили - нескладно, но старательно. Правда, группе меньше года, так что, может быть, впоследствии это всё будет звучать получше.

Омскую группу АНТАРЕС я чуть было не спутала с АНТАРСИЕЙ, которая также выступала в Перми (в 2005 году на "Рокинге"), тем более что обе группы - с женским вокалом. Но, собственно, на этом сходство и заканчивается. АНТАРСИЯ исполняла этакие вариации на тему THE CRANBERRIES, тогда как АНТАРЕС играют нечто вроде тяжелых блюзов. Получается не очень складно, хотя они старались. Но зато у АНТАРЕСА есть туз в рукаве - рыжекудрая Анна Ленская, не только писаная красавица, но и обладательница великолепного голоса. Вот услышишь такой голос - и вопросов к группе больше нет. Ну разве что такие: "А альбом-то запишете? А до Питера доедете? А на "Рок-Лайн" ещё разок?"

Дальше были челябинские панки ХОГВАРТС. Я как-то не доверяю группам, называющимся в честь персонажей или реалий популярных книг и фильмов (или использующих заголовки этих книг и фильмов), но это мои персональные проблемы. Данная конкретная команда и музыкально, и текстово, и в плане имиджа полностью следует в русле поп-панк-традиции: простенько, бодренько, ирокезики, немножко политики, немножко быта, ужасно смело вставленное в один из текстов матерное словечко, всё как доктор прописал. И с непременным призывом: "Покупайте наш диск, он стоит 200 рублей". Панки, чё. Такие обычно думают, что панк-рок изобрела группа GREEN DAY.

Пермяки с куда более изобретательным названием REVIVAL BEER BAND понравились несколько больше, хотя ничего выдающегося также не продемонстрировали. Играли этакий обобщенный рок-н-ролл, тексты у них сплошь юмористические, вели себя тоже весело. В конце выступления разбросали конфетти. Для разгрузочного третьего дня - самое то.

Функцию "схватить публику за шкирку и как следует тряхануть", доставшуюся накануне DEAD BILLY B., в воскресенье приватизировали омские TARANTULO. Стиль у них также описывается многословно: "grunge/sludge/hardcore/thrash/southern". Саутерна я в их музыке особо не расслышала, но угар был знатный, этого не отнять. Приятно также было ловить в общем звуковом массиве хорошо прорисованные и занятные гитарные залипушки. В общем, хорошая группа, выразительная, со своим лицом.

Кстати: они, как и DEAD BILLY B., приехали с не своим барабанщиком (свой заболел) - Виталием Дорофейчиком из GROGGY. Не знаю пока - хотя уже интересуюсь, - как живьем звучат TARANTULO с их постоянным участником, но Виталик, который уверенно движется к статусу лучшего барабанщика Омска, это выступление точно не испортил.

ЛАОС (Соликамск) когда-то бывал на "Рок-Лайне", но это помнят только фестивальные старожилы. Я тоже не очень помню, что они играли тогда, но сейчас - очень понравились. Задушевнейший, профессионально и качово сыгранный ритм-энд-блюз, нормальные тексты, всё как-то очень уместно и красиво. Замечательная группа, правильный ривайвл, ура.

Ч.К. прибыли на Рок-Лайн" в рамках межфестивального обмена - на этот раз с пока ещё загадочным для меня мероприятием "Калининград In Rock". В прошлом году тоже должна была приехать группа из Кёнига, но тогда что-то не задалось, так что выступление Ч.К. мне было отдельно интересно. Опять же, мои коллеги по Нашему НеФормату неоднократно хвалили Ч.К., называя чуть ли не лучшей группой Калининграда. Нет причин сомневаться в компетентности коллег, однако вкусы у всех разные. И я лично от Ч.К. получила куда меньше, чем ожидала. Во-первых, мне непонятно, почему они говорят, что играют панк-метал - никакого металла в этой музыке и в помине нет. Панк, безусловно, есть - безыскусный такой, простецкий панк, хотя и вполне грамотно сыгранный. Но сильно портит пейзаж (мне) ощущение, что Дима Чекист искренне верит в то, что делает крутоту и вообще занимается Большим и Серьезным Искусством. Это и у академических-то музыкантов далеко не всегда правомерный посыл, а уж у панков-рокеров - тем паче.

За описанием сета VALIEDOLLS BRASSCOREBAND отсылаю вас к моему отчету о "Rock-Line-2012". Принципиальной разницы я не углядела. Но группа на диво бодрая, да.

Тульско-питерскую формацию АНГЕЛ НЕБЕС кто-то авторитетный назвал "главной надеждой русского рока". Тут можно было бы порассуждать о том, что есть такое "русский рок", почему и зачем его считают особым стилем, да ещё как-то отдельно пытаются культивировать (ну не ради же духовных скреп, в самом-то деле), но я, наверное, делать этого не буду. Если аранжированная в "электричестве" бардовская песнь о всяческих страданиях и жизненных невзгодах лирического героя - это русский рок, то и ладно, пусть будет так. Правда, мне самой после влитой в уши порции чего-то подобного обычно невыносимо хочется послушать какой-нибудь нерусский рок, а может, и нерусский не рок. Но это, опять же, чисто мои трудности.

А вот сценический имидж группы мне понравился. Ну, и Миша Поздеев (снова сессионно) на барабанах - это всегда гуд.

ПАПРИКА из Краснокамска с красивым вокалистом в образе киношного красноармейца играла и пела нам снова - традиционно, в конце дня, как положено - ска и реггей. Саксофон, рыбалка, кумар, позитив. Позитифф. Позитивчик.

TEENAGE MANAGER (СПб) словом и делом доказали, что бритпоп в наших огородах не только ещё не забыт окончательно, но и может быть подан не слишком тривиальным образом. А здоровая нотка злости в голосе вокалиста - та необходимая приправа, которая делает это блюдо не пресным. Цитируя старую частушку - "хорошо поёт, собака, убедительно поёт". Я не то чтоб люблю бритпоп, но вот такие группы вполне примиряют меня с его существованием.

Впрочем, сами они говорят, что играют помесь инди-попа с гаражным роком. Ну что ж, тоже штука неплохая.

Инструментальная московская хард-группа SEAGALL во главе с Еленой Сигаловой, уже неоднократно выступавшая на "Рок-Лайне", формально презентовала здесь и сейчас недавно вышедший альбом "Hidden Ego", но не обошлась и без своих грейтест хитов (разве что тему из "Миссия: Невыполнима" не сыграла, хотя люди ждали и надеялись). Данный коллектив крайне увлекательно не только слушать, но и фотографировать, потому что любая поза Елены - это в некотором роде произведение искусства, а остальные музыканты ей умело ассистируют, создавая на редкость эффектные мизансцены. Ну, и профессиональная квалификация всех участников SEAGALL не вызывает, разумеется, ни малейших нареканий.

Долгожданные хэдлайнеры ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ, также не впервые посетившие "Рок-Лайн", аналогично были вне всякой критики. Ну, разве что не сыграли "Ты Кинула", но и бог-то с нею. Зато сыграли "Капитал", "Бесов", "Я Верю", "Не Быть Скотом" и многое другое хорошее плюс два кавера - на "Африку" КОМИТЕТА ОХРАНЫ ТЕПЛА (чем, наверное, отдельно порадовали калининградский десант) и на "Зоопарк" ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ. Последняя прозвучала фактически на бис и стала очень правильным завершением фестивальной программы. Внушающим оптимизм. А оптимизм всем роклайновцам очень нужен.

Вас слишком много, а мы одни? Нет, это нас много. И мы выживем. А вы нас - не выживете.

Фото автора

Автор: Екатерина Борисова
опубликовано 24 июля 2013, 05:09
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (2) | Оставьте свой отзыв

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.03 / 5 / 0.001