Бесконечная история (фестиваль "Rock-Line-2014" в Перми)


Год назад я с горечью и печалью рассказывала о том, как чиновники города Перми ставят всяческие палки в колеса одному из старейших и известнейших российских фестивалей, обвешивая его разнообразными запретами и ограничениями. Тогда хотелось верить, что все это временно, что вышестоящие лица как-то войдут в разум и перестанут заниматься ерундой. Но не тут-то было.

Я не стану заострять внимание на том, что финансирование фестиваля в этом году опять было ниже потребного. Деньги - штука скользкая, и пусть специалисты выясняют, какую сумму городские власти могут выделять на этот фестиваль без ущерба для прочих нужд миллионного города. Замечу лишь, что финансируя "Rock-Line", городская администрация вкладывается не просто в музыкальное мероприятие, а в прославление родного города, в развитие его культуры и в организацию досуга местного населения. Также не буду выяснять, почему и зачем уже второй раз на те же числа, когда традиционно проводится "Rock-Line", то есть на последние выходные июня, оказался назначен еще один масштабный фестиваль (в 2012 году это было "Сотворение Мира", в этом году "Движение" - тоже, кстати говоря, детище Александра Чепарухина), так что зрителям снова пришлось делать нелегкий выбор, и в итоге оба фестиваля недосчитались некоторого количества публики. При этом если с "Сотворением Мира" "Рок-Лайну" все же удалось заключить пакт о сотрудничестве и обменяться музыкантами на радость поклонникам, то с "Движением" ничего подобного не произошло. Более того, подвинуться пришлось именно "Рок-Лайну": фестиваль, запланированный первоначально на весь уик-энд, добровольно-принудительно пожертвовал воскресеньем, чтобы все-таки совпадать с "Движением" не два дня, а только один (если б дело было только в недостатке финансов, то, скорее всего, пожертвовали бы не очень удобным для публики пятничным вечером). В результате больше всего пострадали музыканты: в этом году на "Rock-Line" было подано 360 заявок - самое большое количество в истории фестиваля, и эта цифра громче всяких слов говорит о его популярности в масштабах России, о его важности для раскрутки молодых региональных групп, - но из-за того, что программа с двух с половиной дней ужалась до полутора, многим интереснейшим коллективам пришлось отказать. А значит, пермские зрители (а также приезжие - таких было немало) не услышали хорошей и новой для себя музыки, журналисты об этой музыке не написали, между музыкантами не завязались какие-то творческие отношения... В общем, убыток налицо, и кому понадобилось снова наступать на те же грабли, сводя два фестиваля в один временной промежуток, совершенно непонятно, а провести расследование у меня нет возможности. Просто обидно.

Однако были еще и другие властные решения, которые иначе как глупостью, причем глупостью злонамеренной, назвать никак не получается.

Во-первых, на фестивале опять был запрещен любой алкоголь, в том числе пиво - как продажа, так и потребление. Я ни в коем случае не считаю, что рок без алкоголя невозможен, более того, сама не пью, и мне это совершенно не мешает воспринимать музыку - даже наоборот, помогает. Я вообще убеждена в том, что рок-музыка сама по себе - идеальный и самый безопасный из всех возможных стимуляторов сознания и отлично заменяет любой алкоголь, не говоря уж о наркотиках. Но тем не менее запрет пива на рок-концертах и фестивалях считаю идиотизмом, причем вредным идиотизмом, поскольку такие запреты ничуть не способствуют трезвости - наоборот, люди с упорством, достойным лучшего применения, начинают тащить алкоголь на место действия контрабандным путем, и, как правило, алкоголь крепкий, поскольку легче спрятать от охраны пол-литра водки, чем, предположим, три литра пива. На все эти манипуляции уходит много усилий, они отвлекают от собственно музыки и вообще создают ненужный ажиотаж вокруг (без)алкогольной проблемы. В то время как если б на территории фестиваля можно было легально купить бокал пива, чтоб утолить жажду в летний денек, никакого ажиотажа и напряжения и в помине бы не было. Известно ведь, что любой нелогичный запрет вызывает главным образом повышенный интерес к предмету запрета, то есть приносит куда больше вреда, чем пользы.

Во-вторых, на фестивале было запрещено курить. Ведь 1 июня вошел в силу второй этап так называемого антитабачного закона, - и местные чиновники резво принялись претворять этот закон в жизнь. Правда, опен-эйры в тексте данного закона не фигурируют ни в каком виде, но зато удалось использовать пункт о запрете курения в местах проведения массовых культурно-молодежных мероприятий. При этом в пермской администрации нашлись, видимо, здравые умы, до которых дошло, что запрещать курение фактически в чистом поле (а "Rock-Line", напомню, уже много лет проводится на окраине Перми, на территории бывшего аэродрома Бахаревка) - не только глупо, но и довольно-таки бессмысленно, поэтому полностью курить на "Рок-Лайне" все же не запретили, потребовав от организаторов фестиваля лишь сделать специальные курительные зоны. Организаторы требование выполнили (а куда деваться?), поставив в поле возле палаток с мерчем и едой еще и пару палаток с надписью "Табак", а в рабочей зоне, за сценой - несколько урн, кресел и табличку с надписями "Место для курения" и "Курение убивает". Надо ли говорить, что всем этим хозяйством пользовалось считанное число посетителей и музыкантов? И не потому, что все остальные - такие вот злостные фрондеры и нарушители, а потому, что, повторяю, запрещать курение на открытом поле площадью несколько квадратных километров нет никакого смысла и никто подобный запрет всерьез не воспримет.

И в-третьих - самый дурацкий и вредный из всех запретов нынешнего года: запрет на посещение фестиваля лицам моложе 18 лет. Вдумайтесь и оцените. Рок-н-ролл всегда, везде, во все годы и во всем мире больше всего интересовал подростков. Он родился и расцвел как музыка именно молодежного бунта, творчества, самовыражения. Все лучшие песни мирового рока были сочинены молодыми музыкантами для молодых поклонников. Все, кто любит рок, обычно принимаются его слушать и/или играть в 12-13 лет, а то и раньше. Тысячи знаменитых музыкантов начинали свой путь в школьных рок-командах. Это общеизвестно, это нормально, это мировая практика. Это суть рок-н-ролла. И только отдельно взятые пермские чиновники в альянсе с местными МЧС, МВД и ОВД внезапно решили, что рок-н-ролл вреден для здоровья и развития подростков и повелели присвоить "Рок-Лайну" категорию "18+". Причем повелели за два (!) дня до начала фестиваля, что вызвало настоящую панику среди иногородней молодежи, которая либо заранее купила билеты на поезда, самолеты и автобусы, либо уже приехала в Пермь. Организаторы фестиваля, которым буквально выкрутили руки, надеялись на то, что все возрастные маркировки носят - по закону! - лишь рекомендательный характер, то есть решение, пускать ли на культурное мероприятие несовершеннолетних, принимают главным образом их родители, и они же могут (должны) сопровождать чадо на спектакль, фильм или концерт. Роль сопровождающих могут на себя взять и старшие товарищи. То есть, проще говоря, пришел на фестиваль с родителями, другими родственниками или с совершеннолетними друзьями - и не имеешь проблем. Если учесть, что люди традиционно ходят на "Rock-Line" как семьями, так и большими компаниями, сложностей, в общем, не должно было быть. Но, как известно, исполнительной нашей власти палец в рот не клади - руку по локоть откусят и любую рекомендацию мигом превратят в запрет. Поэтому для начала с фестивальной территории прогнали всех несовершеннолетних волонтеров, которые помогали ставить сцену, обустраивать палаточный городок и так далее: они, как обычно, рассчитывали получить за свой труд награду в виде возможности накоротке пообщаться с музыкантами, посмотреть на фестивальную жизнь вблизи - а фиг там, низзя. Да и в отношении публики полиция лютовала оба дня: в соцсетях стоит сплошной стон - "меня не пропустили с родителями", "меня не пропустили с 19-летним другом"... Одна девушка пишет: "Мне сейчас 17, когда я пришла на "Рок-Лайн", менты мне сказали, что пока мне нет 18-ти, мне нельзя даже слушать музыку". Вот так: с 14 лет человек получает паспорт, может устраиваться на работу, несет уголовную ответственность, с 16 лет имеет право вступать в брак и обзаводиться детьми, но рок-музыку слушать ему, оказывается, нельзя, потому что какие-то бюрократы так постановили, а ретивые полицейские кинулись выполнять.

Более того, запрет коснулся даже музыкантов. Владимир Батурин сетует: "На фестиваль должна была ехать моя ученица, уникальная гитаристка Катя Белобородова - её многие ждали, у нее в Перми даже есть свои поклонники, которые передают ей подарки через меня, но ей 15 лет... И теперь она появится на "Рок-Лайне" лишь через три года. Жалко. Этот указ украл у Кати три года жизни".

Кстати говоря, ни на одном другом летнем фестивале ничего подобного не происходило: ни запрета на курение, ни маркировки "18+" (и тем паче фактического недопуска на территорию несовершеннолетних) не было ни на "Нашествии", ни на "Окнах Открой!", ни на "Воздухе", ни на прочих опен-эйрах калибром поменьше. Да и относительно вышеупомянутого "Движения" я никакой такой информации не нашла. Так что приходится опять делать вывод, что это всё - прицельные удары именно по "Рок-Лайну". И, боюсь, при подобных раскладах и тенденциях у фестиваля есть лишь два выхода: либо отстегиваться от городского финансирования и вообще от местной администрации, то есть становиться частным, коммерческим, искать спонсоров и, возможно, делать вход платным - либо закрываться вообще. Как вариант - переезжать обратно в Кунгур или еще в какой-то областной город, чтоб не мозолить глаза пермским чиновникам, которым "Рок-Лайн" почему-то очень мешает.

При этом меня весьма удивляет некое пассивно-потребительское отношение к "Рок-Лайну" именно пермской молодежи. На официальной странице фестиваля ВКонтакте полмесяца раздавался бухтеж из-за того, что в нынешнем году организаторы стали взимать так называемый "экологический сбор" (на уборку территории) - ажно целых 200 рублей с одного палаткоместа в палаточном городке, неподъемную, надо понимать, для посетителей сумму, особенно с учетом того, что в каждой палатке обычно ночует по 2-4 человека. То, что все эти люди каждый год забесплатно получают возможность послушать кучу разнообразной интересной музыки (в том числе и хэдлайнеров, за поход на отдельный концерт которых надо обычно выкладывать солидную сумму), считается, конечно, самим собой разумеющимся. Булки - они на деревьях ведь растут... А вот побороться за свои права, узнав про пресловутый запрет "18+", никто не захотел. Много жалоб, но ни одного предложения как-то действовать. Я понимаю, что обстановка в стране нынче такая, что многие просто боятся высунуться, проявить хоть какую-то гражданскую активность, - но, ребята, если вы сами не пожелаете изменить свою жизнь к лучшему, отстоять свое мнение, свои свободы, за вас это не сделает никто. Хотите, чтоб "Рок-Лайн" не только продолжал жить, но и приносил вам максимум радости и минимум проблем - поддерживайте фестиваль словом и делом, боритесь за него. А не хотите - не удивляйтесь потом очередным спущенным сверху нелепостям и не жалуйтесь на произвол. Уж кто-кто, а организаторы фестиваля во всем этом точно не виноваты.

Мне, конечно, не хотелось снова писать такое длинное вступление к фестивальному отчету. Хотелось в паре начальных предложений порадоваться тому, что "Рок-Лайн", к счастью, остался на Бахаревке, планы застройки которой опять отложены в долгий ящик, снова похвалить свет и звук, которые здесь всегда хороши, а также погоду (хоть и не очень теплую, но ясную и солнечную), после чего приступить к описанию собственно прозвучавшей музыки. Но надо было все же рассказать и о проблемах "Рок-Лайна" и хотя бы этим постараться ему помочь. Я люблю пермский фестиваль, я езжу на него с 1997 года и хочу ездить еще примерно столько же лет, а может, и больше. Здесь всегда можно услышать что-то свежее и любопытное, повидать старых друзей и познакомиться с новыми людьми. Здесь очень хорошая атмосфера - и это не только мое мнение. Жаль будет всё это потерять.

Ну, а теперь - все-таки о музыке.

День первый. 27 июня

По пятницам фестиваль начинается не с утра, а во второй половине дня. И, к сожалению, в 17:00 - не только начало программы "Рок-Лайна", но и пик движения по улицам города на выезд - на дачи, на природу. Поэтому "Газель", в которой меня и музыкантов группы ШИВА везли на Бахаревку, основательно постояла в пробках, и к началу мы опоздали. Музыкантам-то убыток небольшой, они должны были выйти на сцену гораздо позже, а вот я пропустила - причем не в первый раз, потому что ситуация повторяется из года в год - выступление Владимира Батурина (Улан-Удэ), который всякий раз собирает под свои знамена каких-то новых музыкантов. Так что сама описать этот состав не могу, но имею возможность процитировать Володю - мы ведь старинные друзья, и он никогда не откажет в помощи. Итак: "Валера Луничкин - интересная гитарная личность, друг Юргена Ричарда Блэкмора (благодаря Валерию появилось видеообращение Ю. Р. Б. к "Rock-Line"). Ян Рольфинг - легендарный барабанщик из Германии (у него, говорят, там есть целый барабанный институт), выступал с Эриком Клэптоном и др. Мое мнение - супер!!! Таких ровных барабанщиков я еще не встречал. Барабанщик от бога, даже если бы я прожил три барабанные жизни, вряд ли бы приблизился к такому уровню. Гитаристка Лена Нечаева - 21 год, незаконченное музучилище по классу классической гитары (кое-что сыгранное ею я не в состоянии повторить), моя ученица в Студии Искусств по электрической гитаре. Играли две вещи. Первая - "2014-01", этно-нойз, вторая - "Любовь" в стиле классического ёхор-ролла о любви байкальских индейцев, всё это суммарно с импровизациями барабанов, гитаристов и плясунов-горловиков вылезло в 12 минут..." Елена Новоселова (продюсер "Рок-Лайна", если кто не в курсе) добавляет, что идея такого состава возникла еще в Дуйсбурге, куда она регулярно ездит - и вывозит пермские команды - на фестиваль "EuroRock": туда приехал из Дюссельдорфа и Ян Рольфинг, который загорелся идеей посетить пермский фестиваль. Что до Луничкина, то в его активе - запись альбома с Тони Кейри, например. Так что состав у Батурина в этот раз подобрался не только международный, но и звездный. А ёхор-ролл - это собственное Володино изобретение: хард-рок с примесью бурятского фольклора.

Дальше всё пошло уже по более ожидаемому, но не вполне очевидному руслу: на сцену вышли не какие-нибудь местные дебютанты, которых часто выпускают в начале фестивальной программы, а очень даже популярная казанская группа МУРАКАМИ. Налицо простой, но эффектный организаторский ход: группу, известную по радиоэфирам, обычно многие стремятся услышать "живьем", а значит, и к началу фестиваля постараются подтянуться.

МУРАКАМИ вели себя соответствующим образом - как группа, чьи песни наверняка знают и станут подпевать. Вокалистка Диляра Вагапова активно общалась с публикой, а ближе к концу сета и вовсе вышла в рабочую зону, продолжая при этом петь - благо, хватило длины микрофонного шнура. Это, кстати, довольно популярная идея у музыкантов, выступающих на "Рок-Лайне" - "в народ" ходит чуть ли не каждый третий, причем не только с микрофонами, но и с гитарами, и нынешний фестиваль исключением не стал, так что в дальнейшем отвлекаться на описание этого не стану.

Музыку, если кто не слышал, МУРАКАМИ играют, как сейчас принято говорить, позитивную - гитарно-клавишную, чуть земфиристую, но без всякой грусти-печали; за любовь, добро, красоту и вообще за всё хорошее против всего плохого. Среди прочего ожидаемого исполнили песню, написанную к фильму "Реальная сказка". Всем понравились и сами остались довольны.

Следующая группа, московская, имела название тоже из серии "для посвященных" - КАСПАР ХАУЗЕР, но играла нечто совершенно иное, нежели предыдущие товарищи. Временами это был фанк с имитацией духовой секции в подкладке, временами - почти техно, временами - что-то очень в духе Дэвида Боуи начала 80-х. Плюс вокалист в имидже этакого злого клоуна - пусть без грима, но зато с ужимками и прыжками. Добротный состав с большой историей (они с перерывами играют аж с 1992 года), однозначно имеющий собственное лицо, но все-таки нового слова в музыке явно не говорящий.

Молоденький краснокамский коллектив SOUL TRAIN, взявший себе имя, в свою очередь, в честь знаменитого американского музыкального телешоу, - как раз из числа тех, кого Лена Новоселова вывозила на "EuroRock". По названию можно было предположить, что играть станут англоязычный/инструментальный блюз-рок или же джаз-рок; предположения оправдались, хотя вид музыканты имеют совершенно не соответствующий стилю. Это не упрек, просто такого рода музыку обычно ожидаешь услышать от людей куда более солидного вида. А тут тощие парнишки в джинсах-шортах... Но играли хорошо, а если говорить о гитаристе, то почти что виртуозно.

Как-то так повелось, что практически на каждом "Рок-Лайне" играет одна местная хэви-метал-банда. Этот год исключением не стал, но банда на сей раз попалась несколько нетипичная. Нет, визуально все было согласно канону: много волосатых мужчин сурового вида в черных футболках с изображением всякой метал-нечисти, в коже, цепях и железе. Музыкально тоже ничего ослепительно нового: бодрый трэш-метал, очень ровный, без выдающихся вокальных данных у солиста, но зато с весьма выразительным рычанием. Фишка - в текстах, большая часть которых оказалась на испанском языке. Я навела справки прямо на месте и выяснила, что тексты - собственные, их пишет один из участников группы. Правда, поскольку языком он владеет не то чтоб уверенно, результат вряд ли поражает стилистическими изысками и для настоящего испанца скорее всего звучит как "Я твой дом труба шатал". Но все равно молодцы, что додумались.

Так что, господа металхеды, если вдруг наткнетесь где-нибудь в интернетах на название MACHETTE (Пермь) - обратите внимание, вам это дело вполне может понравиться.

За что я люблю "Рок-Лайн" (и о чем уже говорила неоднократно) - так это за то, что здесь можно услышать много новой музыки. Но и со старыми знакомцами здесь порой доводится встретиться, и это тоже приятно. Ивановскую группу СКА'N'ВОРД я слышала на архангельском фестивале "Беломор-Буги" и на вологодском "СДВИГе" в 2006 году. С тех пор наши пути не пересекались, но я запомнила, что группа играет, разумеется, ска-панк, обладает двумя вокалистами, которые активно скачут по сцене, и вообще крайне весела и раздолбаиста. Сейчас выяснилось, что за прошедшие годы не изменилось решительно ничего, а если что-то все-таки изменилось, то на впечатлении от группы в целом это никоим образом не сказывается. Даже репертуар частично тот же - "Маленькую" и "Не Такой Как Ты" они точно пели еще тогда, восемь лет назад. Понятно, что на любом фестивале подобный коллектив более чем ко двору: приняли их со всей душой и со сцены отпускать явно не хотели. Чему, в числе прочего, поспособствовал и забабаханный ближе к концу кавер на "Огоньки" ЛЯПИСА ТРУБЕЦКОГО.

После таких групп на сцену выходить обычно трудновато, так что я не поручусь, что группу FM (Тольятти) сначала слушали хоть сколь-нибудь внимательно. К тому же группа эта хоть и играет уверенно (а чего бы и не играть с таким стажем?), но оригинальностью не блещет и никакой такой веселухи не генерирует. Тоже, кстати, старые мои знакомые - я их слышала и здесь, на "Рок-Лайне" в 2009 году, и на карельском фестивале "Рыбка" в 2004-м. И тоже не скажу, что за истекший период их творчество претерпело какие-то кардинальные изменения: русский рок, немного старомодный, местами романтический, к которому придираться не хочется, но и запомнить его не удается. Правда, в этот раз FM, наконец, удалось меня удивить - очень качественным и прочувствованным исполнением нетленной песни Боба Марли "Could You Be Loved". Тут я, понятно, говорю лишь о личных впечатлениях, поскольку никак не могу отвечать за всю пришедшую на фестиваль публику. Но, сколь я могла видеть, хоть встретили FM и кисловато, но проводили довольно тепло.

Уже помянутую выше питерскую (а строго говоря, уфимскую) группу ШИВА привез на "Рок-Лайн" Олег Грабко - он как председатель фестивального жюри может предлагать в программу симпатичные лично ему коллективы, хотя, насколько я понимаю, не имеет решающего голоса, поскольку жюри все-таки состоит не только из него одного, да и разнообразную местную специфику учитывать тоже ведь надо. Так вот, Грабко мне сказал, что ШИВА исполняют бритпоп. Видимо, кто-то из нас двоих имеет о бритпопе не слишком верные представления, потому что лично я никакого бритпопа здесь не услышала. Да и вообще мало что поняла про эту группу: в смысле стиля их, как мне показалось, шатает от новой волны чуть ли не к пост-року и пост-металу, в смысле текстов это что-то радикально-молодежное и одновременно претенциозно-банальное типа "Сегодня ты жил, а завтра умрешь". Энергично, истерично, громко, много. Ругать мне ШИВУ не за что, но и сказать, что они мне понравились, не могу. Но мои вкусы, разумеется, никто и не обязан учитывать, они всего лишь мои.

Вот ПЯТЫЙ КОРПУС - совсем другое дело, тут мои личные пристрастия вполне совпадают с пристрастиями ширнармасс, во всяком случае, пермских. Эта группа - местные любимцы и герои, их всегда ждут и слушают с искренней радостью, поэтому редко какой "Рок-Лайн" обходится без них. И очень приятно наблюдать с течением лет, как ПЯТЫЙ КОРПУС крепнет и расцветает, как стеснительный поначалу Сергей Ничков постепенно превращается в шикарного шоумэна, а гитарист Сергей Шкарупа становится настоящим героем гитары, как вся эта пестрая масса музыкантов проходит путь от студенческого капустника до сплоченной рок-группы с отточенным сценическим действом и слаженным музыкальным взаимодействием. Их можно с удовольствием слушать, на них можно с интересом смотреть, под них можно безудержно скакать - все вместе или по отдельности, как желаете. Главное - очень трудно найти человека, который в принципе бы пожалел, что попал на выступление ПЯТОГО КОРПУСА, будь то сольник или фестивальный сет. Жаль только, что они мало гастролируют.

Понятно, что на "Рок-Лайне" они играли то, что знает и любит публика, которая под финал неизбежно выпросила главный хит - "Деда Мороза". И понятно, что после ПЯТОГО КОРПУСА выходить на сцену опять-таки трудно. Но это оказалось по плечу московским БОБРАМ - не то чтоб хэдлайнерам, но коллективу достаточно известному, да к тому же не уступающему ПЯТОМУ КОРПУСУ по части отвязности и веселья (тоже ведь, кстати, бывшая студенческая самодеятельность). Разве что шоу у них практически никакого нет, но персонажи тем не менее колоритные. В принципе, это довольно необязательная музыка, никаких глубин или высот она не открывает, ее уместно даже назвать поп-роком, - но она душевная и хорошо сделанная, и под нее тоже приятно танцевать, а что еще надо для завершения фестивального дня?

Однако завершали день не БОБРЫ, а хэдлайнер в наитяжелейшем весе, то есть всесоюзно любимый и горячо ожидаемый, стадионного пошиба. То бишь группа ПИЛОТ. Илья Чёрт при этом совершенно не звездил - не шухарился в отдельной VIP-палатке, а непринужденно фотографировался и обнимался со всеми желающими, давал многочисленные интервью, с интересом слушал тех, кто выступал до него, - в общем, был, как всегда, парнем довольно-таки простецким (впрочем, такое поведение популярного артиста - не редкость, так что просто констатирую факт). Другое дело, что многие юные слушатели давно воспринимают Чёрта не иначе как гуру и учителя жизни, что налагает некоторый отпечаток на его сценическое поведение - если уж публика ждет наставлений и откровений, то удержаться и не дать пару-тройку мудрых советов довольно сложно.

Что до концертной программы, то играл ПИЛОТ, как и подобает хэдлайнерам, более часа, исполнил многие свои хиты - "Шнурок", "Сибирь", "Рок", "Родину", "Братишку", "Сумасшедшим Жить Легко" и так далее и тому подобное. Все, конечно, очень радовались. Кроме того, Чёрту был вручен Латунный Винт - специальная фестивальная премия, которая присуждается "за вклад в фестивальное движение": не только в пермское, но и вообще. Понятно, что и сам Илья, и его группа для российских фестивалей, да и для поддержки молодых музыкантов сделали немало нужного, так что премия вполне заслуженная.

Кстати, о фестивальном движении. Организаторы "Рок-Лайна", оказавшись в описанных в начале этого отчета стесненных обстоятельствах, решили, что если уж не получается копать вширь, надо копать вглубь - и пригласили в программу участников "МузЭнергоТура". Про это явление можно рассказывать долго и подробно, но поскольку к "Рок-Лайну" оно имеет косвенное отношение, ограничусь краткой справкой (тем более что все подробности интересующиеся легко найдут в Интернете): это бродячее ответвление фестиваля "МузЭнерго", проводящегося в подмосковной Дубне Юрием Льноградским. То есть: участники "МузЭнерго" уже второе лето садятся в автобус и едут по России с туром, выступая в самых разных городах и на самых разных площадках - с кем есть договоренность, там и играют, причем часто джем-составами, потому что некоторые музыканты присоединяются к основной компании прямо по ходу движения. Музыканты, замечу, не только российские, но и европейские, а играют по большей части всякие разновидности джаза.

В свою очередь, у "Рок-Лайна" есть традиция устраивать по ночам что-нибудь эдакое: то немые фильмы крутят и тут же озвучивают, то ди-джейские сеты устраивают, то кино про Вудсток показывают. Люди-то на Бахаревке ставят палатки на время всего фестиваля, поэтому и ночью поле не пустует. Соответственно, "МузЭнергоТур", участникам которого не в диковинку играть в самых причудливых условиях, и "Рок-Лайн" в этом плане нашли друг друга. Не учли только одного: климат в Перми резко континентальный, и после даже очень теплого дня наступает довольно-таки зябкая ночь. А в этот раз и днем-то было не слишком тепло, так что ночью случился самый настоящий дубак. Сама я на ночной концерт не осталась (в основном потому, что из гостиницы на поле и обратно меня и других участников "Рок-Лайна" возил специальный транспорт и создавать организаторам отдельные проблемы не хотелось, а добираться с Бахаревки своим ходом иногороднему человеку очень сложно, особенно среди ночи), но очевидцы рассказывали, что примерно к двум пополуночи перед сценой осталось лишь несколько самых морозостойких слушателей, да и сами музэнерготуровцы замерзли настолько, что решили прекратить выступление. Понравилось ли тем и другим происшедшее, судить не берусь.

День второй. 28 июня

В этот день я опять опоздала к началу, но уже не из-за пробок (откуда им взяться поздним субботним утром?), а потому, что фестивальная "Газель" слишком поздно забрала нас из гостиницы. Соответственно, группу ЛИНZЫ (Пермь) мне послушать совсем не удалось, а от выступления CHEROKEE (Екатеринбург) на мою долю достался лишь самый хвост - финальная песня, посвященная непосредственно "Рок-Лайну". Так что впечатление на меня успела произвести лишь вокалистка Евгения Зыкина, но не голосом, а нарядом: она выступала в белом платье с бахромой и фольклорной вышивкой и в индейском головном уборе из перьев. Что до музыки, то это, вероятнее всего, поп-рок.

Далее надо немного отвлечься и сообщить, что кроме основного "Рок-Лайна" уже четвертый год существует и выездной - однодневный мини-фестиваль в одном из городов Пермского края. В 2011 году он проходил во Всеволодо-Вильве, в 2012-м - в Верхней Губахе, в 2013-м - в Березниках. В этом году решили повторить выезд в те же самые Березники - видимо, тамошним жителям и властям это дело уж больно понравилось. Тому, кто ходит на основной "Рок-Лайн", эти выездные фестивали посещать нет смысла, потому что там играют те же самые группы (исключением была лишь Всеволодо-Вильва, куда поехал отдельный набор артистов), но, думаю, они очень радуют тех аборигенов, которые по тем или иным причинам не могут доехать до Перми. При этом не всегда понятно, существует ли какая-то самостоятельная рок-жизнь в здешних ближних и дальних окрестностях. На "Рок-Лайне", разумеется, играли группы из области - из Оханска, Краснокамска, Лысьвы, Соликамска. Горнозаводска, Кунгура; но вот из Верхней Губахи и Всеволодо-Вильвы - ни разу.

Зато березниковский коллектив ЭКСЛIБРIСЪ выступал в 2003-м и 2006 году, а ныне пожаловал на "Рок-Лайн" в третий раз. Правда, в 2003 году фестиваль проводился в Кунгуре, да и я по разным причинам на нем не присутствовала, а вот впечатления от ЭКСЛIБРIСА-2006 сохранились как минимум в отчетах: тогда я их хвалила за плотный звук, а тексты у них, сколь помню, были по большей части социально ориентированными. А вот название они тогда писали попроще - ЭКСЛИБРИС; но с тех пор весьма развился Интернет, и всяческих экслибрисов в нем видимо-невидимо, так что неизбежно возникла надобность облегчить поиск потенциальным поклонникам, впендюрив в расхожее слово посторонние буквы.

Что я могу сказать об ЭКСЛIБРIСЕ сейчас? К звуку по-прежнему претензий нет, стиль назову, пожалуй, прогрессивом с уклоном в английскую психоделию конца 60-х, а тексты - не социальными, а экзистенциальными (что свойственно людям, которые повзрослели) и довольно-таки пессимистичными. Хотя ближе к концу спели что-то и о любви - как же без нее. Плюс - очень выразительный вокалист. Голос у него, правда, какой-то совсем некрасивый, зато очень хороши мимика и пластика. В общем, весьма достойная группа.

Рижская команда SOUND RELIGION изначально в лайн-апе не фигурировала и оказалась на фестивале по стечению обстоятельств: возвращались с гастролей в Челябинске, завернули в Пермь повидать друзей (они играли тут в прошлом году, а любой, побывавший на "Рок-Лайне", неминуемо обзаводится друзьями) и были рекрутированы, чтоб заменить собой какую-то иногороднюю группу, в последний момент выпавшую из программы. При этом Владимир Столяров не преминул доложить со сцены, что после прошлогоднего выступления гастрольная жизнь SOUND RELIGION настолько забурлила, что они большую часть времени проводят теперь не в Латвии, а в России. Что ж, это еще один аргумент в рок-лайновскую копилку.

Играли, в принципе, то же самое, что и в прошлом году - расхлябанный душевный реггей-рок, разве что в интонациях стало чуть меньше пляжности и чуть больше вейтсовщины. Тенденция ли это или одноразовое явление, не могу сказать.

Пермская группа AFFECT X, впрочем, всю предшествовавшую душевность вымела из атмосферы поганой метлой. Если кто-то хотел так называемой "альтернативы", а проще говоря - мяса, то его мечты и чаяния сбылись в полной мере. Два вокалиста бесновались на сцене (один из них кидался бутылками с водой, а потом сбросил вниз и микрофонную стойку, которая, к счастью, не сломалась) и кричали о том, что рок мертв, а также обо многом прочем, близком сердцу бунтующего подростка. Мне подобное творчество категорически не близко, однако не могу не отметить, что группа играет качественно - что есть, то есть.

Выше я упоминала фестивальное жюри. В нем состоит и Евгений Сегал, экс-басист многих омских групп и большой друг-помощник "Рок-Лайна". Понятно, что Сегал тоже имеет право рекомендовать в фестивальную программу кого-то из своих знакомцев. При этом вкусы у Жени хоть иногда и несколько несовременные (он, как и я, и многие наши ровесники, рос и воспитывался на классическом западном роке), но верные: на моей памяти он не привозил на "Рок-Лайн" ни одной фуфловой группы, а некоторые из них стали и вовсе подлинным украшением программы. Вот и в нынешнем году случилось подобное: RUNNING JUMP (из Тюмени, а не из Омска, как можно было бы подумать - Сегал забрасывает сети широко) оказались прекрасным во всех отношениях бэндом, играющим модерн-блюз-рок высшей пробы - любо-дорого слушать. А молодой гитарист, увлекающийся творчеством Джо Бонамассы, Уолтера Траута и прочих подобных мэтров, сам обещает вырасти в большого мастера, поскольку уже сейчас играет замечательно. То ли еще будет! При этом группа в целом выглядит вовсе не блюзово (а вокалист вообще похож на сельского гопника, да и за сценой вел себя соответствующим образом - но бог с ним, главное что голос хороший), однако внешность во всем этом никакой роли не играет. Так что всем, кого интересует новая генерация в блюзе, настойчиво рекомендую: RUNNING JUMP, Тюмень. Не проходите мимо.

Следующая группа оказалась тоже сущими именинами сердца, хотя и абсолютно другого плана. То есть: на сцену в сопровождении семиструнного электрогитариста, барабанщика и ноутбука вышел плечистый коротко стриженный парень с бородой веником и, нехорошо зыркая исподлобья, погнал гроулом пургу. Не в смысле чушь или ерунду, а в смысле - дэт-метал на языке коми. И это, доложу вам, самая настоящая революция в отдельно взятом отечественном металле. Совершенно непонятно, почему, уже много лет наблюдая процветание экстремальных форм металла в Скандинавии, никто из наших собственных групп, вскапывающих ту же грядку, не додумался петь на каком-то не сильно распространенном национальном языке. Малых народов-то в России - лопатой греби, метал-групп в автономных республиках тоже хватает, есть и фолк-метальные формации, использующие соответствующий фольклор (на прошлогоднем фестивале BARADJ, например, пели на татарском), но вот дэт или блэк в сочетании с местным колоритом - это совсем иная история. И звучит-то как здорово! Понятно, что ничего не понятно, но одни интонации чего стоят - всякая дремучесть и корневистость, мрачняк и чернуха так и прут. В общем, круто, господа, истинно круто, говорю я вам!

Группа, если верить пресс-релизу и странице в соцсетях, родом из деревни Вертеп Ижемского района Республики Коми, называется SCHIZ, но мы в кулуарах решили, что это название ей не очень подходит. Назвались бы просто ВЕРТЕП или, еще лучше, ДЕРЕВНЯ ВЕРТЕП - и было бы самое то.

Дальше - в качестве резкого, но не обломного контраста - со сцены зазвучал девичий рок, да простится мне такое определение. Исполняли оный питерцы ARGENTUM - это значит "серебро", но русскоязычное название уже занято, поэтому пришлось переводить на латынь. Людей в группе много (а за десять лет, что она существует, перебывало еще больше), среди них в самом деле три девушки - вокалистка и две скрипачки. Скрипачки при этом отнюдь не статичные, а активно взаимодействующие друг с другом, а временами выдвигающиеся на первый план - и тогда очень напоминающие прекрасную барнаульскую группу TERRA INCOGNITA, ныне уже, к сожалению, не существующую. А еще, конечно, возникают неизбежные аллюзии на НОЧНЫХ СНАЙПЕРОВ классического, так сказать, периода - тем более что и вокал Олеси Парфёновой временами имеет некий арбенинский привкус. Группа немного понтоватая (столичная, хе-хе), но в целом хорошая. Вот разве что выразительности ей не хватает. Удивительное дело: каждый участник обладает достаточно яркой индивидуальностью, это просто видно и слышно, а все вместе они будто гасят друг друга. А надо бы, чтоб, наоборот, подчеркивали. Как этого достичь, я не знаю, поэтому и никаких рецептов выписывать не стану.

Московскую группу ZNAKI, думаю, как-то подробно описывать не имеет смысла - она известна каждому, кто слушает популярные радиостанции и/или посещает популярные фестивали. На "Рок-Лайне" они тоже не в первый раз, а во второй (предыдущее выступление состоялось в 2011 году), да и с сольными концертами в Перми наверняка бывали. Их здесь явно любят, на фестивале их явно ждали. Поэтому скажу лишь о собственных впечатлениях. Я знаю эту группу еще по работе в журнале "FUZZ" - мы много о них писали в 2007 году, плюс они получили премию на фуззовском фестивале как Лучшая Новая Группа. И вот с тех пор я как-то по инерции думала о ЗНАКАХ как о группе именно что новой, молодой и зеленой. А сейчас несколько неожиданно для себя услышала и поняла, что коллектив-то абсолютно зрелый - со своим лицом, своим стилем, своей историей, которая складывается из песен и в песни, своей особенной манерой письма и подачи. Что они давно уже не "одни из", давно никому не подражают, а спокойно себе гнут свою линию, и эта линия - именно их собственная, незаемная, пусть на первый взгляд и слух близкая ко многим другим. Да и у Алексея Юзленко уже голова-то почти вся седая - о каких новичках тут можно говорить? Другое дело, что поет он с юношеской отчаянно-веселой страстью, поет какие-то несерьезные с виду тексты, не всегда складные, ироничные, из фрагментов воссоздающие картину очень своеобразного и не очень благополучного внутреннего мира, - и это внезапно подкупает и заставляет отнестись ко всему происходящему внимательно и всерьез. Несмотря на то что под песни ЗНАКОВ тоже постоянно хочется пританцовывать - они ведь такие ритмичные, ловко скроенные и крепко сшитые, хитовые песни, прямо скажем...

В общем, смешно сказать, но, зная группу восемь лет, расслышала я ее только полмесяца назад. И мне искренне понравилось то, что я расслышала.

Ну, и если говорить о танцах, то плясать под питерскую ИВА НОВУ - тоже самое милое дело. Эту группу, в отличие от ЗНАКОВ, в Перми, кажется, почти не знали, но ИВА НОВА способна завести любую аудиторию с полпинка, с первой же песни. Я уже писала о них довольно подробно в отчете с прошлогоднего фестиваля "Беломор-Буги", добавить к сказанному мне почти нечего; разве что скажу, что эти четыре ведьмочки одинаково хороши и в закрытом помещении, и на опен-эйре.

Впрочем, еще следует сказать, что в конце сета их директору Евгению Колбашеву был также вручен Латунный Винт, но за заслуги не столь текущие, сколь былые: ведь это именно Колбашев в 1990 году провел в Барнауле легендарный фестиваль "Рок-Азия", да и в целом для развития российской рок-сцены сделал немало.

Шведское трио WALTER BOB Лена Новоселова увидела и взяла на карандаш в прошлом году на "Беломоре", как и ИВА НОВУ. Тогда ребята впервые побывали в России и откровенно побаивались неведомой публики из мест диких и неисследованных, да и тут перед выступлением заметно нервничали (даром что накануне сыграли в Березниках и всем понравились), - но сейчас видно было, что нервяк у них уже не от страха перед аудиторией, а от осознания своей ответственности, что ли. Они явно очень хотели выступить хорошо, без ошибок - и выступили хорошо и без ошибок (во всяком случае, заметных косяков точно не было). Играли не хуже, чем в Архангельске, репертуар был наверняка тот же самый или почти тот же самый, и надо сказать, что на большой площадке они не только не потерялись, но смотрелись даже выигрышней, чем на клубной сцене "Беломора". В общем, если WALTER BOB продолжат в том же духе, то будущее у них может сложиться весьма недурно. Я имею в виду не только гастроли по России, а музыкальную карьеру в целом, хотя сама вовсе не прочь послушать их еще на каком-нибудь нашем фестивале.

Следом выступала еще одна группа "от Грабко" - THE TEL, из Петербурга, понятно. На сей раз разночтений у меня с Олегом не возникло: он сказал, что это что-то в духе FOO FIGHTERS - ну да, этакий модерн грандж и оказался. Сначала пели на английском, потом перешли на русский и исполнили песню под названием "Сердце Болит", очень для меня символичным... Почему? Да потому что в этот момент по какому-то малопонятному мне проколу в фестивальной логистике мне пришлось "Рок-Лайн" покинуть. Дело в том, что билеты на самолет мне всегда заказывает Лена Новоселова, и обычно я улетаю на следующее утро после окончания фестиваля, - а в этот раз Лена заказала билеты таким образом, что улетать пришлось вместе с ИВА НОВОЙ задолго до окончания фестиваля. Музыкантам-то что, им совершенно не обязательно слушать всю программу, - а вот мне было очень обидно. Ладно, немцев THALAMUS я уже слушала в 2012 году, причем два раза - сначала на "Рок-Лайне", потом на "Беломоре", так что потеря невелика. Ладно Дельфин - он меня никогда особо не волновал, да и узнать, что и как он играл, совершенно не составляет проблемы ни для меня, ни для читателей этого текста - в Интернете полно фото, аудио и видео. А вот всех остальных послушать хотелось. Я ведь люблю не только узнавать новую музыку, но и рассказывать о ней другим людям, в этом суть моей профессии. Но сейчас придется ограничиться простым перечислением названий групп, заявленных в программе "Рок-Лайна" на вечер второго дня: CRIMSON BLUE, DEFAULT CITY (обе - Москва), SCHWEINEMASCHINEN (Санкт-Петербург), BEAT BOYS (Сыктывкар). Рассказывать об их выступлениях с чужих слов было бы нечестно, поэтому этот отчет, по сути, не окончен. Судьба такая.

Но я верю, что и история "Рок-Лайн" на этом не закончилась, и сама я не раз еще сюда вернусь. Никому не дано заглянуть в будущее, но по крайней мере надеяться нам пока еще никто не запретил.

Фото автора

Автор: Екатерина Борисова
опубликовано 22 июля 2014, 01:54
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.05 / 5 / 0.016