Лето, солнце, рок-н-ролл (фестиваль "Rock-Line-2008" в Перми)


Один из старейших в России межрегиональных фестивалей (первый "Rock-Line" состоялся в 1996 году) имеет одну характерную особенность: во время его проведения всегда портится погода. Даром что фестиваль летний (конец июня или начало июля), даром что до и после мероприятия в Перми стоит вполне континентальная жара - именно в роклайновские выходные здесь, откуда ни возьмись, начинает поливать дождь и выть ветер, а температура воздуха резко падает. Старожилы, собираясь на очередной "Рок-Лайн", уже привычно запасаются свитерами и плащами, а некоторые - и флягами с коньяком. Но на фестиваль все равно едут: организация грамотная, звук хороший, состав групп разнообразный и интересный - ради этого стоит потерпеть погодные катаклизмы. Отогреться можно во все остальные дни, и пропускать "Рок-Лайн" только из-за дурной погоды - сущая глупость.

AVENUEНынешний фестиваль начинался совершенно традиционно: в пятницу, 27 июня, в Перми царило удушливое лето, а в субботу утром 28-го, к моменту открытия фестиваля, оно бесследно исчезло, уступив место почти осенней сырости и прохладе. Так что поверх футболок были натянуты фуфайки, поверх них надеты куртки или пиджаки, а сандалии сменились кроссовками - да и этого к вечеру оказалось маловато: те, кто не привык отогреваться спиртным, постукивали зубами и прятались в армейских палатках, служивших организаторам, журналистам и музыкантам офисом и гримеркой соответственно (тут надо уточнить, что "Рок-Лайн" второй год подряд проходит на территории старого пермского аэродрома Бахаревка - огромного поля, где сохранились взлетные и рулежные полосы, где стоит сцена и ездит необходимый транспорт, но давно отсутствуют любые здания, которые можно было бы приспособить под фестивальные нужды). А во время выступления хэдлайнеров первого дня TEQUILAJAZZZ - аккурат на "бисовом" выходе с "Зимним Солнцем" - хлынул неслабый дождь, чему никто не удивился. Более того, публики собралось приличное количество, музыкантов она принимала очень хорошо, люди без устали приплясывали, кричали и подпевали, да еще многие остались на поле на ночь, чтоб посмотреть немое кино. Эта затея - группы и ди-джеи озвучивают в режиме таперов старые немые фильмы - уже известна в Москве и Петербурге, а теперь стараниями Елены Новоселовой (организатора фестиваля) добралась и до Перми. Обязанности были распределены так: DOS BURATINOS старались украсить своей музыкой фильм "Молчи, грусть, молчи" (1918 год, Россия, режиссер Петр Чардынин, в главной роли Вера Холодная), АНАНАС - фильм "Трельяж" (Франция, 1927 год, режиссер Жан Эпштейн) и DJ Vaparone - версию фильма "Берлин. Симфония большого города" (Германия, 1927 год, режиссер Вальтер Руттманн). Несмотря на нелегкие погодные условия, все присутствовавшие получили большое удовольствие от процесса.

Зато в воскресенье, 29 июня случилось чудо чудное и диво дивное: дождь кончился и более не начинался, к середине дня было уже сухо и ощутимо тепло, а во второй его половине выглянуло солнышко и стало даже жарковато. Народ удивленно поскидывал пиджаки, куртки и фуфайки и впал в блаженство: в поле слушали музыку, вальяжно лежа на травке, в рабочей зоне - рассевшись на разных служебных стульях и жердочках. Прятаться в палатках уже никто не помышлял. Примечательно еще и то, что участок синего неба с солнцем и редкими облачками располагалось строго над Бахаревкой - чуть дальше кольцом нависали сизые тучи, и, как сообщали по мобильной связи очевидцы, в самой Перми чуть ли не целый день лило как из ведра. Так что нынешний "Рок-Лайн" войдет в историю, прежде всего, невиданно хорошей погодой. Не в ущерб музыке, конечно - но фишка, как уже было сказано, в том, что своим музыкальным содержимым фестиваль давно заслужил уважение и интерес, так что это уже по умолчанию. А вот солнце во время "Рок-Лайна" - в самом деле редкость.

О музыке при этом, безусловно, следует рассказать отдельно и в меру подробно - благо, на фестивале присутствовало много новичков, а те, кто уже выступали здесь раньше, иногда поворачивались свежей и неожиданной стороной. Но, как водится, обо всем по порядку.

28 июня

ЯРОСЯРОС (Пермь). Судя по всему, весьма популярная в Перми и окрестностях фолк-группа. Правда, подлинного фолка в ней столько же, сколько в арбатских матрешках - откровенная декоративность и в текстах, и в подаче, бойкий пресс-релиз в псевдобылинном духе и прочая калинка-малинка. Сам материал довольно-таки слабый, играют плохо. Зато хорошо работают с публикой (в духе "я не вижу ваши руки!"). Запомнился виолончелист - красивый парень, с усмешкой выпиливавший на настройке "Мурку".

PLAY (Пермь). Рок-н-ролл в грязноватом гаражном саунде. Играли громко (я не о качестве звука, который, кстати говоря, он был хорош на протяжении всего фестиваля), исполняли каверы THE JAM ("Going Underground") и THE MONKEYS. Впечатление в целом положительное, но какое-то смутное.

SILICON (Пермь). Местные рок-герои, протеже АГАТЫ КРИСТИ, чем ужасно гордятся. По музыке и имиджу - местечковые NINE INCH NAILS. То есть эффектно, но не оригинально. Во время их выступления случилось непредвиденное: в рабочую зону занесло некую бестолковую "Газель", которая переехала силовой кабель. Соответственно, звук и свет вырубились нафиг. Среди организаторов началась паника, тем более что первоначально ответственные за электричество лица обещали поправить дело "всего лишь" за три часа. Однако путем приложения каторжных усилий и многих тонн отборного мата удалось управиться за 38 минут, что в масштабах фестиваля - досадная пауза, но все-таки не катастрофа. В это время публику героически занимали разными импровизированными конкурсами ведущие фестиваля - Алексей Поляков и Люба МТВ, а также Андрей Шмурай и Гоша Гиндис. Я упоминаю их не только потому, что это довольно-таки известные в Перми персонажи, а в основном потому, что они действительно качественно делали свое дело - и в экстремальных условиях, и в обычных тоже.

BAM BOO (Пермь). По самоопределению - арт-блюз. Акустическая гитара + электрогитара + труба + вокал. Задумчивые, интеллигентные, немножко безбашенные и весьма "черные" по звуку. Хорошая группа, но совершенно не фестивальная, поэтому приняли их неважно. А зря.

Владимир Батурин и Степан ЧебунинИМПЕРИЯ СНЕГОВ (Улан-Удэ). Легендарный "министр рок-н-ролла Бурятии" Владимир Батурин, без чьего участия не обходится ни один "Рок-Лайн", приехал на этот раз без группы, зато в сопровождении компьютерщика и шоумена Степана Чебунина. Соответственно, выступление прошло под "минусовку", но не стало от этого менее энергичным и впечатляющим: Володя грозно рычал свои фолк-металлические "караяги" (песни то есть), а Степа бесновался на сцене и возле нее, залезая на столбы, исполняя дикие танцы и безумствуя всяким прочим образом. При этом оба в быту - милейшие люди, чего никак не заподозришь, глядя на их концертное поведение.

Далее выступали две зеленоградские (это почти Москва) группы: МЕХАНИЗМЫ и ЯДЫ. Обе играют нечто вроде Бритпопа - ту его разновидность, которую у нас иногда называют рокапопсом. Обе неплохи, но ЯДЫ как-то поярче.

Стремная группа 14KILLSМежду ними случилась нечто стремное, сотворенное пермской группой 14KILLS. Очень сценичный вокалист с отработанными красивыми жестами (за оградой позади меня стайка девушек дружно верещала: "Мальчик! Как тебя зовут?!!"), девочка на басу - и злобная, мясистая, скоростная музыка неясной стилистической направленности. Любят SLIPKNOT, STONESOUR и Майка Паттона, если вам это о чем-то говорит. Призывали публику "устроить ад" (публика действительно дико скакала). Но в сочетании с нежными юными лицами музыкантов все это казалось чем-то не вполне настоящим. Я верю, конечно, что подростки могут испытывать острые и сильные чувства - именно у них это как раз и проявляется натуральнее всего. Но выглядит это так, будто котята в лукошке пытаются изобразить страшных тигров в мрачном логове. То есть - мило и чуточку несуразно. Без обид.

МОНАРХ (Челябинск). Пару лет назад открывали один из фестивальных дней и выглядели очень наивно и неуклюже. За истекший период научились довольно складно играть. Стилистика - КИНО с заходами в Чижа и ЧАЙФ.

ПЯТЫЙ КОРПУС (Пермь). Местные любимцы, группа, работающая в режиме КВН - остроумные тексты, жанровая всеядность, визуальная яркость. Их всегда приятно видеть и слышать. Ну и, конечно, неизменным успехом пользуется один из недавних их хитов - песня-памфлет про "план Дед Мороза - победу Лапландии".

Ксения Прокопьева и Анна Швецова, TERRA INCOGNITAEVA KOEN (Казань). Какая-то очень типичная казанская группа - они все (ну, по крайней мере, те, кого мне доводилось слышать) тяготеют к инди-стилю с женским вокалом. И все неплохи, хотя не очень различимы.

TERRA INCOGNITA (Барнаул). Мое личное открытие и самое яркое впечатление от музыкальной составляющей нынешнего "Рок-Лайна". Играют замороченный инструментальный арт-рок (иногда их определяют как неоклассику и даже готический металл) - казалось бы, совершенно не фестивальный формат. Но тут все дело не в стиле, а в яростной, самозабвенной отдаче, в драйве, в сценичности дуэта двух скрипачек - Ксении Прокопьевой и Анны Швецовой. Они создают такой музыкальный водоворот, такой смерч и ураган, что не улететь просто невозможно. И даже проблемы с балансом звучания скрипок ощущений не испортили. Вот ради этого я, в сущности, и езжу на фестивали - чтоб услышать нечто новое и обомлеть. Теперь в моей копилке появилось новое сокровище - барнаульская TERRA INCOGNITA. Их я точно не забуду.

ЛАБОРАТОРИЯ ВЕТРА ЛАБОРАТОРИЯ ВЕТРА (Лысьва Пермской области). Это как раз старые знакомцы - я их помню со времен "Rock-Line-1997", когда они еще назывались КАРАНТИН. Отличная, сыгранная фолк-роковая группа, которая может с равным умением исполнять и "кельтику", и русскороковые баллады, и просто рок-н-ролл. Нежно их люблю и всегда рада слышать. И я в этом не одинока.

АМЕЛИ (Москва). То, что можно назвать "образцовый московский панк-рок". Таких групп не одна и не две, они все, конечно, имеют свой репертуар и какие-то индивидуальные особенности, но все играют одинаково слаженно и бодро. Их везде хорошо принимает молодежь. Ну и слава богу.

AVENUE (Нарва). Известная группа - как бы эстонская, но абсолютно "нашенская", то есть российская и русскороковая по духу и музыке. Их как-то и не нужно особенно представлять - как и выступавших следом TEQUILAJAZZZ. Обычный хитовый фестивальный репертуар, обычная радость публики, аплодисменты, танцы и хоровое пение. Все нормально.

29 июня

SELF-ESTEEM (Пермь). Поп-панк-рокеры. Ровненько и никак.

ДЖИНСЫ ДЖИЛЛ (Киров). Гитарный рок. Ровненько и никак.

ZЕРКАЛО (Астана). А вот это было очень даже "как" - но, тем не менее, весьма странно. У них роскошный рисунок барабанов - африканский, корневой, в духе HEDNINGARNA или поздних сольных альбомов Планта. И на это счастье ложится старомодный музон а ля группа ДИНАМИК, например. Непонятное сочетание, нелогичное, даже мешающее. Хотя в целом парадоксально симпатичное.

ЗИГЗАГИ (Барнаул). Панки. Года три назад не умели играть вообще. Теперь умеют весьма недурно. Но, пожалуй, это и всё.

ВИКОНТ (Пермь). Декоративный хэви-метал: парни все в черном, за клавишами - девушка в вечернем платье. Играли в основном свое, хотя и не обошлось без кавера АРИИ. Чрезвычайно как раз логичная для заявленного жанра группа. И мастеровитая.

АНРИАНРИ (Ижевск). Недавно взяли в состав саксофониста, отчего их музыка обогатилась джазовыми и психоделическими оттенками. Впрочем, психодела тут и раньше хватало. От каждого выступления АНРИ остается очень светлое впечатление - такая уж это группа. Я по возможности посещаю их концерты уже 4 года, и исключений не было ни разу: всегда - тепло, добро и свет.

DODGER (Омск). Группа, находящаяся под опекой Евгения Сегала - бас-гитариста почетных местных тяжелых групп СТРАВИНСКИЙ и ФРОНТ. Соответственно, играют металл - гитарный, инструментальный, хитрый. Играют очень неплохо.

ВИДЫ ПТИЦ (Екатеринбург, экс-ДЖОН ГЛЮК БЭНД) и УРАГАНЫ (Стерлитамак), несмотря на некоторые жанровые различия, слились в восприятии в одно целое. Это рок, мама. А какой именно рок - в, общем, неважно.

ПИЛАР. Пермская группа, ныне обитающая в Москве. Исполняют этакую альтернативу light (гитары, клавиши, ди-джей), явно имеют в виду Дельфина. Молодой, но очень достойный коллектив, имеющий определенные перспективы.

АНТРЕ (Набережные Челны). Яркие представители так называемого "русского рока". Никакой иронии - в этой условной жанровой нише так-таки можно быть яркими и выделяться из общей массы. Ну, а что они играют и о чем поют, ясно и без объяснений.

АССА (Пермь). Группы, вылезающие на радио (пусть и на местное) не со своим материалом, а с кавер-версией (даже не с переосмысленным вариантом чего-то чужого, а просто с аккуратно снятым и чуть подаранжированным), всегда вызывают у меня некоторую брезгливость. То есть главный их хит - "Ти-Би-Бо" покойного Вени Дркина. Авторство на концерте не объявлялось. Собственные песни - какая-то десятая производная от ДДТ, ЧАЙФА и многого другого. В соседстве с АНТРЕ - пусть тоже не оригинальными, но честными и органичными - эта АССА (название тоже характерно сдернутое) смотрелась и слушалась особенно неприятно.

РИВА РОЧЧИ. Экс-обитатели Луганска, переехавшие в Петербург и взятые под крыло "Бомбой-Питер". Недавно выпустили альбом, который безудержно рекламировали во время сета. Столь же постоянно расписывались в своей любви к Перми, куда, между прочим, приехали впервые. Играют плотно, на сцене работают очень грамотно, песни броские, спору нет - то есть как бы хорошая группа. Но вот именно что как бы, потому что сквозит во всем этом что-то фальшивое...

ГАУТАМА (Ижевск). Вот за кого бы взяться столичным промоутерам! Эта банда и на позапрошлогоднем "Рок-Лайне" была неплоха, а сейчас полностью готова к хэдлайнерству - только руку протянуть и сорвать спелый плод. Они идеально укладываются в понятие "модная группа": играют драйвово и ловко, уместно используют электронику, имеют отличного барабанщика и нормального фронтмена, складные и острые - в меру циничные, в меру лиричные - "молодежные" тексты и все такое прочее. Этакий СПЛИН нового тысячелетия, свежий и вкусный.

RAMBLIN CASE (Пермь). Формально - англоязычный блюз-рок, по сути - ресторанная попса. Вокалистка соответствующая. Тот случай, когда профессионализм абсолютно выхолощен, и ничего не дает ни уму, не сердцу.

Группа ТОМАС OTHER NOISES (Томск). Об этой группе я уже писала в отчете о фестивале "Muz-Online", и сама же посоветовала им подать заявку на "Rock-Line". Впрочем, попали они сюда без всякой моей протекции, прислав промо-материалы Лене Новоселовой и честно победив в конкурсном отборе (6 групп на место, между прочим). Выступили хоть и не идеально, но на хорошем уровне - один из ведущих даже назвал их в кулуарах "лучшей группой фестиваля". Впрочем, из толпы зрителей пару раз раздавались пьяные выкрики: "Пой по-русски!" Интересно, если бы в Пермь приехали настоящие RED HOT CHILI PEPPERS, от них тоже требовалось бы знание великого и могучего? Или исполнять рок на его исконном языке позволено только иностранцам?

ТОМАС (Челябинск). Хэдлайнеры второго дня. В столицах эта группа не слишком-то известна, зато на Урале, похоже, ее очень любят. И за дело. Они сценичны, они грамотные музыканты (кто-то даже называл их "местными U2"), у них интересные запоминающиеся песни... под них, в конце концов, очень хочется танцевать, хотя материал совершенно не дискотечного толка. Кроме того, ТОМАС выступали на "Рок-Лайне" после некоторого перерыва в их деятельности и, видимо, здорово соскучились по живым концертам - поэтому играли как-то очень от души. Лучшего завершения фестиваля невозможно было и желать. А если учесть, что вечер выдался необыкновенно теплым и приятным - то и тем более.

Фото: Надежда СУББОТИНА (Пермь)

Автор: Екатерина Борисова
опубликовано 18 июля 2008, 10:40
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (19) | Оставьте свой отзыв

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.03 / 5 / 0.003