Обмен энергией (фестиваль "Беломор-Буги-2012" в Архангельске)


Любой фестиваль можно описывать двумя способами: либо садиться за репортаж сразу же, набрасывая впечатления по горячим следам, на эмоциях, не особо фильтруя, - либо выдержать паузу, остыть и попытаться понять, что же осталось в голове, после того как эмоции улеглись. Оба способа равноправны, ни один не хуже другого, но второй помогает сделать некие выводы о качестве: чем ярче и подробнее воспоминания - тем, стало быть, лучше фестивальные группы, а чем больше сохранилось в памяти групп - тем лучше фестиваль. Совершенно сознательно поставив над собой подобный эксперимент - то есть месяц не берясь за отчет о нынешнем "Беломоре" (и усугубив ситуацию промежуточными походами на пару очень хороших концертов в Питере), - я ещё раз убедилась в том, что это наилучший фестиваль из мне известных. Потому что даже сейчас я могу довольно подробно рассказать, не заглядывая в записную книжку, чуть ли не обо всех выступавших там коллективах. Это не значит, что они все мне понравились - я живой человек и имею право на индивидуальные пристрастия в музыке; это значит, что они произвели на меня достаточно сильное впечатление. И, насколько я знаю, не только на меня, потому что разговоры о "Беломоре" не утихают до сих пор. И так случается каждый год. Поэтому тысячу раз прав Александр Мезенцев, который вдруг решился-таки, преодолев обычную скромность, назвать себя гениальным продюсером: он действительно ухитряется всякий раз снимать сливки с отечественной рок-сцены, собирая на свой фестиваль всё наиболее интересное. Тут, конечно, надо делать поправки и на огромные расстояния, и на отнюдь не резиновый фестивальный бюджет; но то, что возможно сделать в принципе, Саша всегда делает. И ещё надо обязательно оговориться, что "интересное" и "известное" - далеко не всегда синонимы, и Мезенцев при прочих равных всегда предпочитает интересное. А уж обеспечить известность - дело наше, журналистское. Для того и отчеты пишутся.

19-й, предъюбилейный "Беломор" Саша изначально планировал укомплектовать чисто местными группами, чтоб сэкономить силы перед масштабным мероприятием следующего года. Но жизнь, как говорится, внесла коррективы. Потому что "Беломор-Буги" существует все-таки не в вакууме, вокруг много всякого происходит, чего нельзя не замечать. В частности, давно - и чем дальше, тем плотнее - налаживаются рок-н-ролльные связи между Архангельском и другими городами. Отдельным пунктом тут стоит пермский фестиваль "Rock-Line", куда Мезенцев ездит уже не первый год и откуда уже не первый год приглашает на "Беломор-Буги" Елену Новосёлову: оба организатора присматривают на мероприятиях друг у друга те группы (не обязательно местные), которые не зазорно и к себе пригласить. Польза выходит всем: музыканты проверяют силы на новой для себя публике - для некоторых, кстати, это иногда становится первым гастрольным выездом за пределы своего города/региона, - а публика получает возможность ознакомиться с творчеством новых для себя музыкантов. Интернет, конечно, штука хорошая, но надо ведь знать, что именно там искать, да и живое выступление и тем паче общение с музыкантами никаким Ютьюбом не заменишь.

Последний "Rock-Line" в обозначенном плане стал особенно урожайным: Мезенцев пригласил в Архангельск аж шесть групп из числа там выступивших (плюс ещё одну, произведшую на него впечатление в прошлом году), приехать в итоге смогли пять. Есть неслабый шанс, что в будущем июне "Rock-Line" ответит тем же: на "Беломоре" Лена Новосёлова поставила немало галочек в блокнот. Впрочем, раскрывать все карты пока не стоит; поживем - увидим и услышим.

В этом году - отчасти "по просьбам трудящихся", отчасти учитывая общее расписание концертной жизни в Архангельске - Мезенцев впервые за много лет сдвинул фестиваль с ноября снова на октябрь. Погода, впрочем, всё равно стояла мерзкая, но это ни на что не повлияло, поскольку "Беломор-Буги" всегда проводится на закрытой площадке.

Что до площадки, то ею, как и в 2011-м, стал РЦ "Искра". За истекший период, однако, там нарисовался некий клуб "А", то есть помещение перестало быть чисто дискотечным и теперь приспособлено и к рок-концертам. В частности, звукорежиссерский пульт перенесли на балкон, а со сцены убрали пульт диджейский, так что барабанная установка стояла там, где ей и положено стоять - в неглубокой нише по центру. Правда, у меня создалось впечатление, что барабанщикам там было тесновато. Особенно нелегко пришлось Михаилу Поздееву из СКВОРЦОВ СТЕПАНОВА: он поющий барабанщик, а микрофон ему - видимо, за неимением альтернативы - подвесили над головой, так что играть в половине случаев приходилось, подняв очи к потолку, то есть практически вслепую. Миша выдержал испытание с честью, но всё равно с этим надо что-то делать. А больше к залу у меня претензий нет. И отдельное спасибо за множество экранов на стенах (в том числе и за два по бокам сцены), куда выводились названия выступавших групп - особенно это пригодилось сейчас, при подборе фотографий, ведь не всех музыкантов получается запомнить в лицо.

И ещё о нововведениях. Впервые за много лет совершенно не соблюдался принцип "один фестивальный день - тяжелый (металл и разный экстрим), другой - легкий (поп-рок, фолк, реггей и т.д.)". Причина, как мне кажется, в том, что многие группы трудно было отнести однозначно к одной из двух категорий. И это, в общем, хорошо.

20 октября. День первый

Программу первого дня открыла архангельская хард-роковая группа ELECTRIC IRON. Я их уже слышала на "Беломоре" в 2010 году, тогда они были совсем новичками. Удивительно, что с тех пор они новичками быть так и не перестали. То есть решительно никакого прогресса: всё та же ковердейловщина в музыке и подаче, голосистый белокурый вокалист всё так же мажет мимо нот и дикция у него всё так же оставляет желать весьма многого. Даже играть лучше не стали (хотя не скажу, что играют совсем уж худо). Вот разве что игрец на губной гармошке у них в составе появился и группу своим присутствием заметно украсил.

И опять некоторые журналисты принялись сравнивать Александра Рогачева с Робертом Плантом. Коллеги, учите матчасть! Блондинов в роке достаточно, да и в принципе цвет волос - не повод для такого рода сравнений. А голос не похож совершенно.

Далее нашим взорам предстало нечто в самом деле свежее, а именно АЛЛИГАТОР САНТЫ (Архангельск), исполняющие, по собственному определению, арт- и психоделик-рок (кстати, и то и другое сейчас почему-то принято считать редким и вымирающим видом рок-музыки). При этом самым психоделичным, что мне удалось у них обнаружить, были светящиеся зеленые струны бас-гитары. Вообще же, это трио с поющим гитаристом, исполняющее длинные протяжные инструментальные вещи с небольшими вкраплениями не очень разборчивого текста. Вещей за весь сет прозвучало вроде бы три; в конце к составу присоединился посторонний вокалист (Артём Бо из группы СИЛЬВИ И БРУНО, как я выяснила позже) и что-то такое попел, ради чего группа ускорилась примерно до темпа цеппелиновской"Immigrant Song" (тут я не провожу никаких аналогий с самой музыкой). С мнением Андрея Бурлаки, назвавшего их "ПИНК ФЛОЙДОМ средней полосы", пожалуй, не соглашусь - кроме длины композиций, никакого сходства с PINK FLOYD я не заметила, - но в целом группа любопытная.

THE FIRES ON TONGUE из Краснокамска - как раз из числа тех команд, которые Мезенцев пригласил к себе, услышав на "Рок-Лайне". И вот тут наши с ним вкусы расходятся. Нет, ничего плохого об этих музыкантах сказать не могу, но и ничего выдающегося в них по-прежнему не вижу. Ну, и чего-то нового по сравнению с "Рок-Лайном" не услышала - всё те же THE DOORS, только без клавиш, с некоторым вкраплением VELVET UNDERGROUND. Хотя, с другой стороны, за последние лет двадцать мне не попадалось ни одной отечественной группы, которую можно было бы уверенно сравнивать с THE DOORS, так что подобный саунд можно, наверное, считать оригинальным достижением.

АНТРЕ из Набережных Челнов, тоже давно знакомые по "Рок-Лайну", опять-таки не засверкали (для меня) на "Беломоре" невиданными гранями и оттенками. Разве что в который раз заставили вспомнить, что образцовый "русский рок" базируется не столь на харде, сколь на нью вейве. Но это, впрочем, трюизм. А выступили бодро.

Архангельская группа ЭСТРЕМАДУРА существует с 1995 года, а на "Беломоре" выступает с 1997-го. Я их впервые услышала здесь в 2000 году, и тогда они играли, согласно моему же отчету в журнале "FUZZ", замысловатый тяжелый гитарный рок. С тех пор состав ЭСТРЕМАДУРЫ менялся неоднократно, как, наверное, и стиль. Сейчас они играют ровный, как шпала, хард-рок; звучит это убедительно, но совершенно не увлекательно. Почтенный стаж и приверженность родным осинам группа постаралась доказать (для тех, видимо, кто не в курсе) исполнением двух кавер-версий: "Соси-Посасывай" ОБЛАЧНОГО КРАЯ и "Пластилиновая Голова" АУТОДАФЕ. Причем вторую песню кавером можно назвать лишь наполовину, поскольку спел её барабанщик Дмитрий Леонтьев, который именно что из АУТОДАФЕ (а с ОБЛАЧНЫМ КРАЕМ выступал на легендарном фестивале в Подольске). Бережно сохраненная деревянность раннего отечественного харда (я, знаете ли, и РОССИЯН живьем слыхала) представляет, конечно, некий историко-культурный интерес, но здесь и сейчас хочется чего-то другого, более отвечающего насущным потребностям и представлениям о хороших аранжировках. При всём уважении к первопроходцам.

А вот чёрная бас-гитара в форме дракона - это кул, да. Хотя такую скорее ожидаешь увидеть у каких-нибудь представителей викинг-метала.

BLIND VANDAL (Архангельск, вестимо) - тоже старинные участники "Беломора", но они, несмотря на определенную узость рамок выбранного стиля, всегда шли в ногу со временем, и инструментальный металл ВАНДАЛОВ звучит всякий раз не только могуче, но и современно. Их блестящий выход увенчался сюрпризом: исполнением хендриксовской "Foxy Lady" совместно с Еленой Сигаловой (SEAGALL, Москва – см. "Беломор-Буги-2009") и Александром Дорофеевым (KID LOGIC, Северодвинск – см. "Беломор-Буги-2010", а также "Беломор-Буги-2007"). Присутствие на сцене сразу трех мастеровитых гитаристов дало повод назвать этот фрагмент шоу "ББ3" (смесь G3 и названия фестиваля) - и очень хотелось бы, чтоб из трюка данная коллаборация действительно выросла в полноценный проект. Она того стоит.

АЛЛА КОСТИНА - это не только имя вокалистки, но и название её бэнда. Из Самары на "Беломор-Буги", кстати, раньше никто не приезжал. Группа при этом не то чтоб совсем неизвестная - во всяком случае, на минувшем "Сотворении Мира" (фестивале достаточно понтовом) выступала, да и в Москве уже засветилась. Оно и понятно: визуально яркая, бойко скачущая по сцене девушка с на редкость пронзительным детским голосом (когда на after party в клубе "Колесо" она пела "Не я! Не я! Не я!" - это название и припев их, кажется, главного хита, - реально закладывало уши) в сопровождении умеренно крепкого мужского состава, играющего пауэр-поп с заносами в хард и грандж (кавер на "Lithium" NIRVANA исполнили, между прочим), - вполне перспективная и одобряемая в столицах музыка. Ну, и неприкрытое самолюбование Аллы, которая явно больше любит себя в искусстве, нежели наоборот, - это тоже в некотором роде столичный тренд. Так что ждите на радио и на "Нашествии".

DAISY CUTTER (Харстад, Норвегия), во-первых, продолжили воплощать мечту Мезенцева о том, чтобы "Беломор-Буги" стал по-настоящему международным (в прошлом году на это благое дело уже поработали финны UNDERGROUND ATTACK, тогда же должны были приехать и DAISY CUTTER, но не сложилось), во-вторых, оказались самой мощной группой на фестивале, а в-третьих, доставили организаторам больше всего хлопот. Потому что а) потеряли где-то по дороге всё своё оборудование (по вине авиакомпании), б) перетянули на себя весь саундчек этого дня и в) вылетели на полчаса из регламента, сыграв не положенный 40-минутный сет, а практически сольный концерт. Публика, правда, ничего этого не знала и/или не заметила и оттягивалась как могла. Своим эпическим накатом эта команда больше всего напомнила мне U2, хотя в музыке норвежцев преобладает не столь гитарный рок, сколь грандж, да и стоунер вполне вольготно ночует. Я такую музыку не люблю, но тем не менее DAISY CUTTER объективно производят очень, эээ, глубокое впечатление, этого у них не отнять.

Кстати: в буквальном переводе DAISY CUTTER означает "косилка маргариток", но вообще это прозвище американской авиационной бомбы BLU-82/B, разработанной во время войны во Вьетнаме для расчистки джунглей и до недавнего времени считавшейся самым серьезным неядерным боезапасом в мире. Так что замах у норвежцев точно на мировую славу, не меньше.

После вышеописанного довольно тихая фолк-группа СЕЧЕНЬ из Екатеринбурга (тоже первое появление выходцев из данного города на "Беломоре") откровенно не прозвучала - во всех смыслах слова. Так-то они недурны: называют свой стиль "скомо-роком", одежду и тексты имеют соответственные, на щеках карточные масти рисуют... В принципе, это настоящий русский рок, если толковать буквально: исконный-то рок, англо-американский, базировался на всякого рода народных традициях, а если б его вдруг изобрели и принялись первыми играть в России, то как раз бы такая рок-н-ролл-калинка-малинка и получилась. О корневом фолке тут речи не идет, его вообще мало кто знает и ещё меньше кто использует, а вот поздние стилизации - явление вполне расхожее и для соединения с роком годное. Примеров полным-полно, и СЕЧЕНЬ ничем не хуже. Хотя ничем и не лучше, положа руку на сердце.

А вот Ксения Федулова (сейчас из Москвы, а вообще-то с Камчатки) стала истинным украшением "Беломора-2012". В Архангельске её уже знают, она выступала в клубе "Колесо", но мне довелось услышать и оценить Ксюшу по достоинству впервые. Есть подозрение, что она здорово рвет шаблон всяческим ортодоксам от рок-музыки: и тем, кто считает, что рок - это не женское дело, и тем, кто полагает, что раз уж женщина вылезла на сцену, да ещё и с гитарой, она обязательно должна быть не только эффектной внешне, но и всем своим видом демонстрировать подход типа "смотрите, я вся такая девушка-девушка, но с большой тяжелой гитарой управляюсь не хуже больших и сильных мужчин". Так вот, Ксения - просто музыкант (причем музыкант офигеннейший), не нуждающийся в следовании любым гендерным стереотипам. Даром что многие её тексты написаны от женского лица и на темы межполовых отношений. Эта невысокая крепко сбитая блондинка жарит на гитаре так, что Чак Берри с Джими Хендриксом охотно взяли бы её в свою компанию, и генерирует такой ядрёный драйв, что и мертвый встанет и пустится в пляс. Про таких людей говорят "born to rock", рожден, чтоб играть - причем играть именно на сцене: в записи Ксюшино творчество впечатляет несколько меньше. Не знаю, в чем тут дело: может, нынешний её концертный состав - JAM DUET из Москвы же - подходит ей лучше, чем прежние, с которыми она записывалась, а может, тип харизмы у неё такой, чисто сценический, но чтобы полностью понять, что это за чудо - Ксения Федулова, её нужно непременно слушать вживую.

И, кстати, она левша. Что лишь добавляет ей шарма.

СКВОРЦОВ СТЕПАНОВА Саша Мезенцев наблюдал на "Рок-Лайне" неоднократно, и вот, отбросив свою обычную концепцию не приглашать на "Беломор-Буги" раскрученных столичных артистов, не устоял - и пригласил. И правильно сделал, потому что Архангельск, как и многие другие города и веси, сдался питерским дзен-панкам без боя. Отдельно порадовало, что СКВОРЦЫ не ограничились в своей фестивальной программе "лучшими хитами" вроде "Котэ", "Свободной Кассы" и "Лаппеенранты" (а это нормальная тактика для первого выступления в новом для себя городе, где любую группу обычно знают лишь по разошедшимся по Интернету трекам), а сыграли ещё не записанные песни: "Спящая Красавица", "Пельмени", "Давай, До Свиданья", "Лучшая Группа Всех Времен И Народов"... А закончили вообще рискованными "Гномиками". Да к тому же на after party в "Колесе" поиграли без раскраски и сценических костюмов, не боясь разрушить имидж. В общем, уважуха.

21 октября. День второй

Первыми на сцену опять вышли молодые местные музыканты - HAPPY END. Не совсем, впрочем, дебютанты: им три года, и они успели засветиться на нескольких локальных фестивалях. Играют грандж, тексты англоязычные, в целом всё довольно плотно, но несколько бестолково. Отторжения не вызвали, но и открытием их назвать не могу.

Зато THE HYPERCUBE (тоже Архангельск) - это совсем другая история. Формально группа новая, но по факту в ней играют опытные музыканты: достаточно сказать, что гитарист Вадим Баёв - из KID LOGIC. Как и KID LOGIC, исполняют инструментальную музыку - и вот тут можно твердо сказать, что в Архангельске появился уже третий коллектив такого рода (первыми, собственно, были BLIND VANDAL), который не только не стыдно, но, напротив, тщательно рекомендуется приглашать всюду и знать везде. Это не классический металл, как у BLIND VANDAL, и не прогрессив, как у KID LOGIC, - это где-то между и не менее классно сыграно. Изощренно, красиво, профессионально, драйвово. Круто. Аплодирую стоя.

FROM THE INSIDE из Ухты продемонстрировали вполне среднестатистический модерн-метал с отклонениями в трэш и мелодик дэт. Играют качественно, на сцене ведут себя уверенно. Поют на русском и на английском. Всё нормально. Другое дело, что индивидуальности во всем этом как-то не прослеживается. Принимали их, впрочем, тоже хорошо.

Что же касается BLOODY TOMATOZ (Архангельск), то они наглядно показали, как ловко можно в старые мехи влить новое вино. С составом тут та же история, что и в THE HYPERCUBE, то есть все участники успели засветиться в других командах и поиграть на "Беломорах": барабанщик Александр Харев - в ВАНДАЛАХ, остальные - в AVALANCHE VALLEY и ФАНТОМЕ (обе группы можно было наблюдать на "Беломоре" в 2009-м), а вокалист Владислав Белобоков ещё и в последнее время ведёт фестиваль. Однако как ТОМАТЫ они сыграли здесь и сейчас всего лишь третий в своей истории концерт. При таких исходных данных можно было с равной вероятностью ожидать и провала, и фурора.

Получилось, пожалуй, ближе к фурору, несмотря на то что программа ещё очевидно неотшлифованная. Но её недостатки с лихвой компенсировал просто-таки феерический угар. И даже легко считываемый закос под GUNS N'ROSES, в случае ФАНТОМА не вызывавший ничего кроме скуки, у BLOODY TOMATOZ, напротив, порадовал. Ведь от любого образца для подражания можно взять как лучшее, так и худшее, и ТОМАТЫ, к счастью, сделали правильный выбор. И ещё очень радует, что, не успев толком начать, группа уже создает собственную мифологию и атрибутику и даже успела обзавестись группой поддержки: в частности, танцевальная девичья труппа, выскочившая в зал во время исполнения песни "Dancing Zombie In Da House", хоть и не отличалась особой умелостью (да и для BLOODY TOMATOZ явилась сюрпризом), но таки дополнительно оживила собой пейзаж.

GROGGY можно смело назвать самой героической группой нынешнего фестиваля: они приехали сюда из Омска. Конечно, былой рекорд иркутской группы EXTROVERT им побить не удалось, но всё равно расстояние чудовищное. Правда, парни решили извлечь из ситуации максимум пользы и передвигались перебежками, сыграв по дороге концерты в клубах Екатеринбурга, Перми и Питера, так что получился аж целый тур. В Питере мы как-то разминулись, зато вот вновь встретились в Архангельске. И я поняла, что совершенно правильно хотела послушать их в помещении: всё-таки на громадной открытой сцене "Рок-Лайна" они слегка терялись. Зато на "Беломоре" прозвучали обалденно. Просто удивительно, сколько энергии могут генерировать и выдавать вовне эти два музыканта, насколько сильно и объемно может звучать в их исполнении корневой американский черный блюз, обвенчанный с придуманной белыми людьми электрогитарой. GROGGY абсолютно подлинные, в их песнях живет и дышит сырая, непричесанная история мирового рока, плоть и кровь бескрайних неосвоенных просторов, выжженной земли, пыльных покинутых городов, золотых приисков, злой и грязной работы, быстрой смерти, вечной свободы, немудрёной любви и нутряной неизбывной тоски. Старший брат им - конечно, Джек Уайт, но это вопрос наследования, а не подражания. Я не удивлюсь, если в Штатах их примут как своих. И я не удивлюсь, если в России они не будут широко востребованы. У нас такую музыку не очень понимают и не очень любят. Хотя хотелось бы, разумеется, чтобы что-то изменилось. Может быть, начнем с GROGGY?

Спасибо, ребята. На этом "Беломоре" вы были лучшими. И мне плевать, если кто-то думает иначе.

А вот для группы ГАЛИЯ расстояние от Улан-Удэ до Архангельска оказалось критическим: они честно собирались приехать, даже были заявлены в программе, но в последний момент всё сорвалось. Поэтому Мезенцев спешно выписал на их место группу INVERSIJA из Рыбинска. Правда, участники этой команды живут на сей момент в Москве, а солистка Яна Василенко - и вовсе в Цюрихе, но выбраться на "Беломор" они тем не менее смогли. И это оказался тот случай, который описывается пословицей "Не было бы счастья, да несчастье помогло". То есть я очень хотела ещё раз послушать ГАЛИЮ, но при этом ни минуты не жалею, что услышала в итоге ИНВЕРСИЮ. Они, как и СЕЧЕНЬ, играют то, что можно назвать русским роком в буквальном смысле, но делают это совершенно иначе: берут старые русские песни и аранжируют их в этаком метал-панк-роке. Как ни странно, это довольно редкий прием - не стилизация "а ля рюс", а вписывание подлинного материала в современный музыкальный контекст (что-то подобное, хотя и совсем другими методами, делает АБВИОТУРА). Тут легко оступиться и скатиться в недостоверную пошловатую разлюли-малину, в пародию и насмешку, и выручить может лишь профильное образование и хороший вкус. И то и другое у ИНВЕРСИИ есть. Ещё у них есть прекрасное многоголосье и колесная лира. И море драйва (я, наверно, слишком часто повторяю это слово, но оно и тут к месту). Вот разве что с визуальной стороной стоило бы поработать, но это дело наживное. Поймите правильно: я не ожидаю, что группа станет выходить на сцену в косоворотках, а Яна вдруг наденет кокошник - это будет та самая пошлость и дурновкусица, - но некоего стилистического единства в имидже и добавления в него некоторого фольклорного оттенка всё же хотелось бы.

Между ИНВЕРСИЕЙ и GROGGY сцену "Беломора" некоторое время украшал своим присутствием именитый московский гитарист Сергей Бокарев в сопровождении безымянной группы. Серьезно: везде написано "Сергей Бокарев", а на сцене пять человек, четверых из которых явно зовут как-то иначе (и, как мне сейчас докладывает Интернет, эти четверо отнюдь не на помойке себя нашли). Регалий у Сергея много, техничности тоже хоть отбавляй... а больше, пожалуй, ничего и нету. То есть мастерство - это, вне всякого сомнения, прекрасно, это фундамент, на котором всё держится. Но на любом фундаменте должно быть что-то построено, иначе в нём нет никакого прока. У тех же BLIND VANDAL или THE HYPERCUBE на их фундаментах непрерывно и почти зримо строятся самые разные здания, а у Бокарева ничего по итогу так и не выстроилось. Увы.

Все-таки профессиональное эндорсерство - зло. Оно, конечно, помогает музыканту зарабатывать на жизнь (что далеко не всегда удается посредством концертов и альбомов), позволяет играть на высококлассных инструментах и определенным образом способствует популярности, но при этом приучает ставить во главу угла именно техничность и задвигать подальше творчество. Хотя, быть может, я не права и всё зависит от самого музыканта. Вон, Даг Олдрич, к примеру, даже демонстрируя усилки на "NAMM Show" отжигает так, что закачаешься. Не говоря уж о мастер-классах и тем паче концертах.

Об отжиге, к слову, - а точнее, о московской же группе PRANA (очередной привет "Беломору" с недавнего "Рок-Лайна"): они далеко не такие техничные, да и музыка у них куда как проще, но вопросов к ним нет вообще никаких: вышли на сцену - и втопили, и зал через пять секунд стоит на ушах, и абсолютно ясно, что "право на рок" у них всегда было, есть и будет, и играют они не ради того, чтобы что-то показать и доказать, а просто потому что не могут не играть. И я отдельно поражаюсь тому, какая бездна энергии у Наташи Варламовой: накануне группа выступала на финском фестивале "Lost in Music", и для того чтоб успеть на "Беломор-Буги", им пришлось сделать длинный крюк через Питер, - так мало того что Наташа, по своему обыкновению, бешено скакала и делала свою фирменную "березку" на сцене, она потом и в "Колесе" под чужую музыку проплясала весь вечер!

Единственное, что несколько огорчило - плосковатый звук ПРАНЫ. Но это, наверно, потому что группа употребила несколько свободных часов - от приезда до фестивального сета - на то, чтоб немного отоспаться после круглосуточного трипа между Москвой, Тампере, Петербургом и Архангельском, и отчекаться категорически не успела. Но всё равно молодцы.

Между ИНВЕРСИЕЙ и ПРАНОЙ случилось самое странное выступление на этом "Беломоре": играла ижевская группа KARENIN. Это задумчивые мужчины академического вида (в шляпах, белых рубашках, галстуках и черных жилетах), исполняющие тихую камерную музыку, которую они сами именуют "ambient cinematic baroque", а я, пожалуй, назову неоклассикой. Если вы не совсем понимаете, как это звучит, послушайте, например, среднюю часть "Апреля" DEEP PURPLE. Это в общих чертах. Явление в наших палестинах нечастое (Ижевск вообще музыкально нестандартный город), а на рок-фестивалях и вовсе раритетное. И даже не совсем уместное - не потому что музыка плохая, вовсе наоборот, а потому что попала в данном случае между фолк-панк-металом и гранджем. Самое удивительное, что народу KARENIN понравились, их не только внимательно слушали (хотя и не все), но даже пытались вызвать на бис. Хорошая в Архангельске публика!

Ну, а на финал Мезенцев приберег последний на сей раз подарок от "Рок-Лайна" - немецкую группу THALAMUS. Я их, понятное дело, уже слушала в Перми, и там они мне не показались интересными: гитарный себе рок американского разлива - и только. А вот на "Беломоре" они почему-то прозвучали на порядок острее и завлекательнее, оказавшись группой хоть и не выдающейся, но очень достойной. И даже сплошные технические неприятности (то барабаны сломались, то гитарный ремень у вокалиста оторвался с мясом) впечатление не порушили. Отличное завершение отличного фестиваля.

Резюме не будет: всё, что хотелось сказать, я уже сказала. И теперь с живейшим любопытством смотрю в будущее: "Беломор-Буги" с каждым годом становится краше, и если 19-й фестиваль был настолько шикарен, то каким же будет 20-й, юбилейный?

Фото: Александр КОЗЛОВ

Автор: Екатерина Борисова
опубликовано 24 ноября 2012, 13:58
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2017, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.04 / 5 / 0.012