Все цвета музыки (фестиваль "Беломор-Буги-2013" в Архангельске)


Фраза "в этом году фестиваль прошел уже в двадцатый раз" сама по себе внушает уважение. Мероприятий с такой историей даже в мировом рок-движении не то чтоб избыток, а в России, кроме "Беломора", похвастаться подобным стажем может разве что фестиваль "Nord Session", базирующийся в Костомукше. При этом "Беломор-Буги" на пару лет младше - он проводится с 1995 года и в 1995-м проходил дважды, что вносит некоторую путаницу в подсчеты, - но зато (не в обиду "Nord Session") значительно известнее и масштабнее. Под масштабом подразумевается не величина площадки и число посетителей, а охват: количество выступавших здесь групп, а также число городов и стран, откуда эти группы родом.

Я не уверена, что в 1995 году, когда Александр Мезенцев - электромеханик Северного морского пароходства, музыкант, меломан, корреспондент известного в конце 80-х самиздатовского рок-журнала "Северок" - организовал первый "Беломор-Буги", будущее этой затеи рисовалась ему именно таким и вообще хоть сколь-нибудь определенным. Середина 90-х была не лучшим временем для отечественного рока; эпоха больших перестроечных рок-фестивалей, собиравших весь цвет нашего музыкального андеграунда и гремевших на всю страну, уже закончилась, а массовая популярность отформатированных радиоэфирами опен-эйров даже на горизонте не маячила. Локальные же фестивальчики возникали один за другим, но через год-два-три большей частью гибли, потому что на чистом энтузиазме вытягивать их было невероятно трудно. Выстояли единицы. И в числе этих единиц, к счастью, оказался Мезенцев с его "Беломором". И секрет тут не только в упорстве и увлеченности рок-н-роллом, но еще и, как ни пафосно это звучит, в идее. А идея была комплексная: не только поддерживать и развивать местную рок-сцену, но и привозить в Архангельск все самое интересное, что найдется на сценах соседних. Второй компонент, если вдуматься, тоже шел на пользу не столь гостям фестиваля (хотя и им, безусловно, тоже), сколь местным группам и рок-фанатам: вариться в собственном соку - занятие бесперспективное, а вот сравнить себя с приезжими, обменяться опытом, получить возможность, в свою очередь съездить поиграть в другой город по приглашению свежеиспеченных друзей - это важно и нужно. О культурном обмене посредством Интернета тогда можно было только мечтать. Впрочем, даже и сейчас никакие аудио- и видеоролики не сравнятся с живым концертом и непосредственным общением.

Уже на первом "Беломоре" присутствовали группы не только из Архангельска и его окрестностей, но и из Ярославля, Вологды и Сыктывкара. Дальше тенденция ширилась и углублялась, иногородние гости множились, вести об архангельском фестивале расползались по стране (в том числе и с помощью рок-прессы, представителей коей Мезенцев постоянно зазывал на "Беломор-Буги"), желающих выступить становилось все больше. Саша неустанно пропагандировал архангельский рок, налаживал связи, воспитывал словом и делом вкус у местной публики. Постепенно сложилась крепкая команда, помогающая Мезенцеву в его трудах (кстати, сейчас в этой команде есть дети тех, кто стоял у истоков "Беломора" и архангельской рок-сцены в целом, что не может не радовать), завязалось сотрудничество с другими российскими фестивалями. Десятый "Беломор" (2003 года) ознаменовался альянсом с серьезным спонсором - судоходной компанией "Онего", которая с тех пор неизменно поддерживает фестиваль, не навязывая ему, однако, никаких репертуарных рамок. Позже в список основных спонсоров вошли также логисты "Астра Шиппинг" и авиакомпания "Nordavia"; выбор не случаен, ведь основные расходы у фестиваля - транспортные. При этом городская администрация занимает по отношению к "Беломору" нейтральную позицию (а проще сказать, вообще никакой не занимает) - не мешает, но и не помогает. Что, в общем, довольно странно, поскольку на данном этапе "Беломор-Буги" - чуть ли не самое известное культурное событие Архангельска. Но, с другой стороны, попасть в зависимость от политики - весьма сомнительная радость, так что, может, оно и к лучшему, что власти региона не обращают особого внимания на "Беломор".

Я впервые попала на "Беломор-Буги" в 2000 году (как представитель журнала "FUZZ"), и о первых шести фестивалях этой серии могу судить только по отзывам очевидцев, но зато остальные 14 видела и слышала сама. Помню всяческие залы - и "Соломбалу-Арт", и Ломоносовский ДК; помню, как стараниями все того же Мезенцева появился клуб "Колесо" - небольшая, но очень важная для рок-жизни Архангельска концертная площадка, где с тех пор неизменно проводятся и фестивальные after party. Помню разных ведущих "Беломора", помню музыкантов, которые выступали на фестивале неоднократно, и тех, кто однажды промелькнул и больше не появлялся. Впечатлений накопилось множество. Однако могу уверенно выделить два, по-моему, наиглавнейших.

Во-первых, "Беломор-Буги" - это фестиваль, где приезжим действительно рады. Такого чуткого и заботливого приема еще поискать надо; я не припомню, чтоб кто-то из музыкантов жаловался на невыполненный райдер, чтоб кого-то забыли встретить, поселить, накормить и обиходить. Конечно, это не уникальное качество, есть и другие фестивали, где с организацией и с приемом артистов все в полном порядке (да хоть бы пермский "Rock-Line"), но в общей массе подобное радушие - увы, исключение из правил, а не правило. Ну и, кроме того, есть ощущение, что с одинаковым вниманием и интересом здесь относятся решительно ко всем, и к начинающим, и к именитым, и если группа взаправду понравилась - ее будут долго вспоминать, с ней будут дружить, приглашать снова, а в следующий раз встречать как родную. Неудивительно, что почти все музыканты, игравшие на "Беломоре", стремятся приехать сюда опять - если не на фестиваль, то с сольным концертом в "Колесо" или же просто частным порядком, в гости.

Во-вторых, на "Беломоре" не бывает плохой музыки. Не очень удачные выступления - да, случались, не слишком близкая мне стилистика - сколько угодно (невозможно ведь одинаково любить все разновидности рока), но ни разу не возникал вопрос типа "а зачем это вообще сюда позвали?". У Мезенцева отличный вкус, он всякий раз умудряется вычислять среди сотен и тысяч отечественных групп нечто по-настоящему интересное. При всем том популярность и ротируемость той или иной группы - совершенно не критерий, и этим "Беломор-Буги" выгодно отличается от многих других фестивалей, где год за годом выступают одни и те же команды, которые и так плотно висят у слушателей на ушах. В конце концов, растиражированные коллективы регулярно приезжают в Архангельск с самостоятельными выступлениями, так что радиоориентированная публика в накладе не остается, - а вот на "Беломор" стоит идти (ехать) именно затем, чтоб услышать нечто новенькое или, на крайняк, не слишком известное старенькое. Мне такой подход чрезвычайно нравится, и я не устану повторять: коллеги, если хотите узнать, кто из неформатных музыкантов на самом деле заслуживает внимания - приезжайте на "Беломор", не ошибетесь.

В этом году, однако, в честь круглой даты концепция "Беломора" была нарушена, и совсем новых для фестиваля групп пригласили мало. Упор делался на "отчет за 20 лет", то есть программа строилась в основном по принципу "бест оф". Об этом было известно заранее (фактически еще с прошлого года), и хотя некоторые незаурядные коллективы тем самым лишились шанса попасть на "Беломор-Буги-2013", ни малейших претензий к Мезенцеву я лично не имею. Он действительно позвал лучших из лучших (конечно, не всех - все и в неделю бы не поместились, ведь, повторю, плохой музыки здесь не бывало никогда), а для новых открытий будут и другие, следующие "Беломоры". А в том, что они действительно будут (и "Беломоры", и открытия), я нисколько не сомневаюсь.

Очень вовремя к тому же закончился ремонт в развлекательном комплексе "М33", где фестиваль проводился с 2006 по 2010 год. Ничего не имею против клуба "А", куда "Беломор" переместился в прошлый и позапрошлый раз в связи с этим самым ремонтом, но все-таки "М33" - площадка получше, и если уж где проводить праздничный фестиваль, то именно здесь. Ну и, само собой, специально к дате был изготовлен разнообразнейший мерч - футболки трех цветов и всех размеров (наконец-то!), кружки, полотенца, наклейки... Плюс шикарная фестивальная афиша, решенная в виде постмодернистского парафраза герба СССР: в центре, на фоне земного шара - знаменитый английский танк, исконная эмблема "Беломора", по бокам - гитарные грифы вместо колосьев, увитые ленточками с названиями приглашенных групп. Было бы совсем замечательно, если б был подготовлен еще и специальный выпуск фестивальной газеты - компиляция выпусков прошлых лет, освещающая всю историю "Беломора", - но на это, видимо, у Мезенцева сил уже не хватило. Или же руки не дошли. Хотя эту идею все же стоит воплотить в жизнь, например, к 25-му "Беломору", и я готова предложить свою помощь, если дело лишь в отсутствии времени и сил.

Ну, а теперь вернусь из прошлого в настоящее и от общего перейду к частному, то есть примусь рассказывать о тех, кто выступил на нынешнем "Беломоре". Понятно, что о многих я уже писала прежде, причем неоднократно, и сказать о них что-то новое довольно сложно, но я постараюсь. Кроме того, есть повод сопоставить былые впечатления со свежими и сделать какие-то выводы.

5 октября

Группа АБВИОТУРА - ровесница "Беломора", ей тоже в этом году исполнилось 18 лет. В Архангельске (и в Северодвинске, где какое-то время проводился пред-фестиваль "Север-Буги") эти музыканты впервые появились в 2004-м, мгновенно стали всеобщими любимцами, неоднократно приезжали сюда с отдельными концертами, завязали множество творческих и личных связей и вообще прижились. Видимо, поэтому Мезенцев и бросил их на амбразуру - ведь открывать большой фестиваль всегда трудно: тут надо и зрителей собрать, и мероприятие начать интересно, и должную планку задать. То есть требуются надежные люди. АБВИОТУРА не подвела: к их выступлению в зал подтянулось изрядное количество народу, да и сыграли ребята на своем обычном добротном уровне, не халявили. Новых песен, правда, не показали (хотя таковые имеются и даже звучали на прошлогоднем сегежском фестивале "Рыбка", например), программа была под стать фестивалю - "бест оф": "Коляда", "Девки", "Не Надо", "Новое Небо" и прочее.

При этом АБВИОТУРА, конечно, не самая известная группа на свете, но в Сети представлена весьма подробно, найти о ней необходимую информацию - невелика штука, и меня крайне удивляет, что чуть ли не в каждом фестивальном отчете или анонсе не обошлось без косяков в описании именно АБВИОТУРЫ. На одном почтенном сайте написано, что группа собрана из москвичей и ростовчан (в то время как она целиком из Ростова-на-Дону и в Москву переехала всем составом, который не менялся все 18 лет), на другом - что в сэмплах у АБВИОТУРЫ поет народный хор, на третьем сайте - что в этих самых сэмплах использованы лишь северные народные песни. Ей-богу, в Гугле вас, уважаемые коллеги, забанили, что ли? Возможно, я пристрастна, поскольку дружу с абвиотурцами аж с 1999 года, но ведь и вправду узнать, что группа работает с самыми разными фольклорными записями (в том числе с белорусскими, скажем), очень легко и просто, да и уши развернуть пошире или подойти к музыкантам и задать вопрос - тоже не проблема. А заодно и выяснить, что АБВИОТУРА так-таки имеет опыт выступлений с настоящим казачьим хором и теперь планирует официально этот материал издать. А обложку будут, возможно, рисовать художники студии "42 design", которые оформляли свежий альбом ЯГОДЫ ГАЛО "Полярный".

Про ЯГОДУ ГАЛО я завела речь не ради того, чтоб лишний раз подчеркнуть связь АБВИОТУРЫ с местной сценой. Эта северодвинская/архангельская группа и сама выступает на "Беломоре" с незапамятных времен - а точнее, с 1999 года, когда еще называлась КОРНИ (не путать, естественно, с попсовыми КОРНЯМИ). Я их помню по фестивалям 2000, 2002, 2006, 2008 и 2011 годов; все это время ЯГОДА ГАЛО развивалась, хорошела и расцветала, добавляла к своему звучанию оттенки и краски, флуктуировала от простенького, хоть и душевного фолк-рока к смешению мировых фольклорных традиций и сейчас являет собой зрелый, уверенный коллектив, истинное украшение не только архангельской сцены, но и концертных площадок многих других городов. На нынешнем "Беломоре" они, конечно же, сыграли ряд вещей из "Полярного", но не забыли и лучшие песни прошлых лет - в частности, прозвучала "Любовь Снаружи, Любовь Внутри". И все бы хорошо, но осталось впечатление, что они "загнали" программу, играли слишком заполошно и быстро, и это лишило их выступление объема в целом и ряда интересных деталей в частности.

На этом с фолком на "Беломоре" было временно покончено, и сцену заняла группа ВОЛАНД из наших подпитерских Киришей. В 2000 году, когда я их здесь увидела и услышала впервые, они уже имели за плечами десяток концертных лет и несколько альбомов и производили очень серьезное впечатление, причем не только музыкой (цитируя мой же старинный отчет - "огромный бритый гитарист и маленький интеллигентный визжащий басист составляют просто атомную парочку"), которое было закреплено новой встречей в 2004 году на фестивале "Рыбка". Потом я как-то потеряла ВОЛАНД из виду, но искренне рада была обнаружить, что за истекший период эта банда не только не распалась, но и не утратила ни единого джоуля свой энергии. Ну, и партии бас-гитары по-прежнему - выше всяких похвал. Даже некоторые проблемы со звуком (возникшие, возможно, из-за того, что группа не успела отчекаться) можно не учитывать. Смущает разве что самоопределение стиля, поскольку ВОЛАНД, на мой вкус, куда ближе к рэпкору, чем к заявленному фанку. Но, возможно, я просто чего-то не понимаю...

Далее мы получили еще одну порцию агрессивного тяжеляка, но местного происхождения - от E-SEX-T. Они тоже старожилы "Беломора" (и, говорят, флагманы региональной альт-метал-тусовки), но в 2002 году, когда впервые вышли на фестивальную сцену, назывались ELEFANTS' SEX TROUBLES. С тех пор название сократилось почти до аббревиатуры, а вот градус народной любви к коллективу не падал - их восторженно принимали на фестивале и в 2004-м, и в 2005-м, и в 2006-м. Думаю, с прочих площадок родного города они никуда не исчезали, да и по стране немало поездили, а вот на "Беломоре", получается, не появлялись давненько, и это возвращение можно, пожалуй, назвать триумфальным. Во всяком случае, выступили E-SEX-T уверенно, держались королями и приняты были опять горячо.

Затем на смену экстремальным формам рока пришел прогрессив, импортированный группой ALGABAS из города Владимира. И группа, и город в первый раз фигурировали в расписании "Беломора". Вообще-то, прогрессив как стиль вовсе не умер и, более того, активно развивается в новых формах, однако у нас в стране занимает отдельную, довольно-таки изолированную нишу и обычно представлен на фестивалях общерокового, так сказать, направления в гомеопатических дозах. Но Саше Мезенцеву, как и многим меломанам со стажем, этот стиль люб и дорог, поэтому он исправно вытаскивает на "Беломор-Буги" тех или иных представителей прогрессив-рока. ALGABAS оказались традиционалистами - и в одежде (живописные халаты-кимоно с драконами), и в музыке, то есть о неопрогрессиве тут речи не идет, все по старинке и все очень типично: много развернутых инструментальных пьес, мало текста, довольно тусклый вокал и чистенькие гитарные партии. В целом нудновато, но душевно; людям понравилось.

И снова не могу не сказать о странном отсутствии любопытства и как следствие информированности у журналистов. В пресс-релизе написано, что название группы взято из казахского языка, и то и дело возникал резонный, казалось бы, вопрос: при чем тут казахский, если группа русскоязычная, да еще и обитает в старинном русском городе? А всего-то и надо было подойти и спросить или провести задним числом пять минут в Интернете. Сразу выяснилось бы, что лидер группы и автор всех ее текстов (и, кстати, известный писатель) Сергей Миляев родом аккурат из казахского Усть-Каменогорска, да еще и первая его группа, основанная в 80-х, была тем самым арт-роковым АРХИПЕЛАГОМ, что не без успеха выступил на прославленной барнаульской "Рок-Периферии". Вот вам и истоки, и объяснения, и повод провести какие-то параллели. Но ведь лень же, да?

Челябинская INDIGO DIVA впервые появилась на "Беломоре" 11 лет назад, то есть в 2002 году. То выступление я припоминаю смутно, а в блокноте сохранилась лишь краткая запись, что в музыке их присутствует "вся ранняя Калифорния"; зато по всяким рок-сборникам усиленно кочевала их песня "Там, Где Горит Мое Лето", по которой, видимо, многие эту группу и представляют. Честно говоря, эта песня мне всегда казалась не слишком выразительной, а поскольку в активной памяти засела именно она, то и новое пришествие INDIGO DIVA на фестиваль меня как-то изначально не вдохновляло. А зря. Надо было верить Мезенцеву: если он зовет кого-то на "бест оф Беломор", то уж явно не просто так, по старой памяти. И действительно: пусть группа увлекает не сразу, пусть сначала кажется старомодной, но если дать себе труд всмотреться и вслушаться, то постепенно становится ясно, что это чудесный, очень профессиональный бэнд, и их работа на полутонах, на оттенках, их глубокое проникновение в тайны той музыки, с которой, собственно, все фестивальное движение когда-то и начиналось, достойны всяческих похвал.

А окончательно они меня покорили вечером в "Колесе", сыграв "21st Century Schizoid Man" KING CRIMSON. Тут надо отдельно оговорить вот какой нюанс: на хорошей after party - то есть там, где люди выходят джемовать по собственному желанию и вольны играть все, что им вздумается, - можно узнать о музыкантах гораздо больше, чем на "официальном" концерте, где они гонят отрепетированную программу. Потому что на after party они выкатывают то, что больше всего любят, то, к чему душа прикипела (не важно, собственный это материал или чужой), то, что могут и хотят сыграть в любом состоянии перед любой аудиторией, не задумываясь. И если некий артист способен на after party лишь на пьяное бренчание пары дворовых песен, а из классики мирового рока не знает ни строчки и ни ноты, грош этому артисту цена. А вот взять в свой необязательный, но любимый репертуар вещь KING CRIMSON, да еще и исполнить сумасшедшую ее среднюю часть как по писаному, - это дорогого стоит. Тут и источники вдохновения, и возможности музыкантов видны как на ладони. Браво.

В общем, теперь я INDIGO DIVA люблю. И с удовольствием послушаю их собственную музыку еще не один раз - уже без всякой предвзятости, разумеется.

Перед тем, как описывать выступление следующих участников, вновь немного отвлекусь и сообщу всем тем, кто раньше ничего не знал о "Беломоре", что фестиваль с некоторых пор из всероссийского превратился в международный, то есть играют на нем и иностранные группы. Причем не только из Ближнего Зарубежья, но и из Дальнего. Правда, фестивальный бюджет пока не позволяет замахиваться на американцев (ну, если не считать таковыми Евгения Колыханова, который хоть и гражданин США, но таки родом из Вологды, и Валерия Гаину, который тоже гражданин США, но в 2008 году приезжал на "Беломор" в рамках гастролей по России со своей русской же по составу группой GAINA) или даже на именитых европейцев (были планы заманить на нынешний фестиваль ROYAL HUNT, но не сбылось), но вот интересные скандинавские, например, независимые группы, которым ехать до Архангельска сравнительно недалеко, - отчего бы и нет? В позапрошлом году приезжали финны (о которых речь впереди), в прошлом году - норвежцы, а на сей раз были выписаны шведы.

Шведы называются WALTER BOB и оказались совсем юными - всем по 17-18 лет, а сама группа, если верить легенде, образовалась пару лет назад в школьной столовой. Кабы речь шла о наших, то можно было бы решить, что это какая-то подвальная самодеятельность, но про WALTER BOB такое сказать никак нельзя. И дело не в "лебезении перед иностранцами" (в коем не пойми отчего и зачем обвинил организаторов "Беломора" вокалист E-SEX-T) - охота была расходовать отнюдь не безразмерный бюджет на то, чего и в своих огородах полно, - а в том, что в Европе, в чем можно убедиться отнюдь не только на примере WALTER BOB, музыкальное образование поставлено таким образом, что даже молоденькая группа способна продемонстрировать уровень, о котором иным нашим почетным рокерам остается лишь мечтать. И привозить подобные коллективы стоит не только ради музыки, но и ради, так сказать, наглядной агитации: учитесь, мол, дети, в музыкальных школах на пятерки, репетируйте усердно, теорию и практику штудируйте без лени, тогда к выпускному классу можно будет и о серьезных фестивалях, и о гастролях задуматься.

Блондинистое шведское трио - которое, по их словам, побаивалось ехать в дикую Россию, а приехав, главным образом изумлялось дешевизне местного алкоголя, - называет свой стиль опять-таки фанком, хотя играет типичное гитарное инди (нет, я, видимо, ничегошеньки не понимаю в фанке). Играет, повторю, хорошо, жестко и плотно. Оригинальной их музыку назвать сложно, остромодной - тоже; то есть это, грубо говоря, мейнстрим. Но отсутствие собственного музыкального лица для молодой группы - дело обычное, почти неизбежное, так что какие-то далеко идущие выводы делать не стоит. Ну и, наверно, излишне уточнять, что группа англоязычная, потому что по-шведски в Швеции, за малым исключением, поют только фолкеры и барды.

Хэдлайнеров как таковых на "Беломоре" не бывает, то есть заслуги группы, ее происхождение и стаж никоим образом не гарантируют, что она будет именно закрывать фестиваль, а не открывать его и не играть где-то в середине программы. Обычно в конец дня тут ставят тех, кто способствует наибольшему расколбасу. На сей раз это дело поручили питерской ИВА НОВЕ. Группа, спору нет, известная, да и в Архангельск уже приезжала с сольником, но Мезенцев не очень любит звать на фестиваль питерцев и москвичей (не без оснований считая, что их и так есть кому раскручивать), так что на "Беломор" ИВА НОВА попала впервые. Ну и, понятно, в грязь лицом не ударила, вжарив так, что удержаться от диких плясок под сценой не смог практически никто. Коллектив этот, если читатели вдруг не в курсе, чисто женский, исполняет этно-рок, то есть народные песни в современных аранжировках и с привлечением самых разных инструментов и предметов, включая чугунки и сковородки. Однако все это само по себе не так уж ново, и если клевать только на лежащую на поверхности экзотику, вполне можно счесть ИВА НОВУ тем, что по-английски называется "one trick pony", и даже заскучать. Но о скуке не может быть и речи, если понимать, что основное здесь - не репертуар, не инструментарий и уж тем более не гендерный состав коллектива, а энергетика. Эти девушки по-настоящему шаманят на сцене, подача у них острая, яркая, хлесткая, порой свирепая до испуга; пару веков назад их неминуемо сочли бы ведьмами и отправили на костер. Вот это-то ведьмачество и есть самое важное в ИВА НОВЕ. И черт с ними, со сковородками.

А коли уж зашла речь о колдовстве, то и в разговоре о DORIANS, которые завершили первый фестивальный день, без этого слова никак не обойтись. Группа из Армении, и в кругах, с роком слабо сопряженных, известна как участница давешнего "Евровидения". На этот факт усиленно обращали внимания авторы и анонсов фестиваля, и репортажей с него, хотя, на мой взгляд, это все равно что доказывать ценителям кофе, что их любимый напиток уместнее всего употреблять в "Макдональдсе". То есть полностью мимо целевой аудитории. Да и Мезенцев эту группу приметил и возмечтал позвать на "Беломор" тогда, когда она "Евровидение" еще и в планах не имела.

Братья-армяне оказались ни разу не братьями, поскольку с публикой предпочитали общаться по-английски даже в кулуарах. Да и особого национального колорита в их материале не обнаружилось (песня на армянском языке у них, кажется, есть всего одна). Зато об их квалификации стоит говорить, используя только превосходные степени. Они действительно профи международного класса, чего уж там. Исполняют размашистый, эпичный, слегка утяжеленный прогрессив классического разлива - тут вам и длинные сеансы гитарных изысков, и грациозные клавишные партии неожиданно лордовского тембра (даром что на "Роланде"), и роскошный вокал Гора Сунжяна... Запредельнейшая, волшебнейшая музыка, чистый восторг и изумление. И, что интересно, на их кумиров, то есть на LED ZEPPELIN, не похожая абсолютно. Скорее уж на THE MARS VOLTA, хотя тоже не слишком.

6 октября

По плану оба фестивальных дня должен был открывать архангельский барабанный ансамбль 44 DRUMS. Он уже отметился на "Беломоре" в 2011 году и снискал всестороннюю любовь, так что позвать его снова - это была удачная идея. Однако ни один фестиваль не идет полностью так, как задумано, поэтому в первый день 44 DRUMS появились перед публикой не в самом начале, а между сетами АБВИОТУРЫ и ЯГОДЫ ГАЛО, а во второй день выходили чуть ли не в каждой паузе между группами. И совершенно правильно выходили, потому что, во-первых, дислоцировались не на сцене, а на танцполе, во-вторых, позволяли группам спокойно настроиться, а публике - не заскучать во время настроек, а в-третьих, выступали крайне азартно и увлекательно, играли всякий раз что-то новое и даже исполнили барабанный кавер на "Smooth Criminal" Майкла Джексона. В общем-то, 44 DRUMS можно с полным основанием называть и музыкальным коллективом, и шоу-группой, и уместны они будут где угодно. А уж праздничный "Беломор-Буги" они собой однозначно украсили.

Второй день фестиваля начинать несколько легче, чем первый, поэтому Мезенцев поставил номером первым новичков "Беломора" - казанскую группу BARADJ. В прошлогоднем отчете я подробно писала о том, сколь тесные связи существуют между "Беломором" и "Рок-Лайном", так что тот факт, что в 2013 году межфестивальный обмен вылился в приглашение на "Беломор" всего лишь одной "рок-лайновской" группы, можно счесть уникальным. Ну что поделать, если концепция "бест оф Беломор" не позволила позвать всех тех новеньких, кто понравился, фестиваль-то не резиновый.

При этом вряд ли сами участники BARADJ назовут выступление на "Беломоре" лучшим в своей истории. Во-первых, в Архангельск не смогла приехать их вокалистка Зарина Хамидуллина (а именно сочетание женского и мужского вокалов - одна из главных бараджевских фишек), и ребятам пришлось спешно перекраивать программу, вынужденно лишив ее ряда выигрышных номеров. Во-вторых, мужской вокал был выведен, увы, не слишком хорошо. В-третьих, где-то в середине сета порвались струны у соло-гитариста Рустема Шагитова и возникла неловкая "дырка". Тем не менее рубились BARADJ на совесть, принимали их очень тепло, оригинальность материала (затейливый и в то же время суровый фолк-метал на татарском языке) тоже была оценена слушателями по достоинству. Ни одного негативного отзыва - все хвалят, любят и зовут приехать еще раз. И это радует.

Сыктывкарцы KINKY DEP побывали на "Беломоре" сравнительно недавно, в позапрошлом году. Сейчас привезли, по их словам, новый материал. Я, положа руку на сердце, и старый-то усвоила не ахти как, однако в этой их программе услышала некоторое количество саутерна (хотя основа - по-прежнему гранж), да и выстроено все стало как-то почетче. Однако самое яркое ощущение от выступления KINKY DEP на "Беломоре-2011" - отчаянный психоделический беспредел, которого, понятно, все ждали снова и получили в полном объеме. И манипуляции со звуком, и "умирание" на сцене - все было, извольте. Да к тому же под конец вокалист/гитарист Дмитрий Филатов натуральнейшим образом расколошматил гитару в мелкие щепочки. Трюк, конечно, еще со времен THE WHO и Джими Хендрикса не уникальный, однако мало кто на него отваживается - овес нынче дорог, а для того, чтоб подменить реальный инструмент фанерным муляжом, нужна определенная ловкость рук и, я бы сказала, бессовестность. У KINKY DEP с совестью порядок, они всё делают по-настоящему. Герои.

ТРУПНЫЙ ЯД - одни из старейших (из ныне активных) обитателей "Беломора", впервые они громыхнули здесь в 1999 году. Я их услышала в 2001-м, полюбила сразу и навеки и всякий раз бурно радовалась, обнаружив в фестивальной программе. Слышала их и как трио, и как квартет, помню и неожиданное выступление в составе ТРУПНОГО ЯДА юной вокалистки - ученицы лидера группы Валерия Михайлянца (который тогда работал преподавателем в детской хоровой студии), и лихие каверы на MOTORHEAD, и скоростную версию "Smoke On The Water", спонтанно исполненную в 2004 году совместно с BLIND BANDAL... Но это всё детали, занятные, но не слишком обязательные. В главном же ТРУПНЫЙ ЯД неизменен и всегда прекрасен. А главное у них - это забойнейший трэш-метал в сочетании с демонстративно неполиткорректными текстами, которые одновременно и абсолютно серьезны, и убийственно смешны. За это группу и любит тот, кто любит. ТРУПНЫЙ ЯД всегда были фаворитами архангельской публики и не появлялись на фестивале несколько лет по причинам чисто бытового свойства - группа переезжала в Краснодар. Недавно они снова вернулись на север, но не в родной Мурманск и не в Мирный, где прежде долго обитали, а для разнообразия в Архангельск. Здесь уже успели влипнуть в историю (двух участников группы обвинили в экстремизме - что характерно, не за песни, а за перепосты и "лайки" демотиваторов в Интернете), но от своей генеральной линии и не подумали отклониться. Не дождетесь.

Конечно же, соскучившаяся публика хотела от ТРУПНОГО ЯДА в первую голову старых хитов, но у группы накопились и новые песни, так что в списке "oldest but goldest" оказались разве что "Дураки", "Заряжай" и, чтоб не соврать, "Убей". Впрочем, понятно, что ТРУПНЫЙ ЯД выступает в Архангельске не в последний раз, так что еще будет время услышать и сыграть и все новое, и все старое.

Тут снова ненадолго сверну в сторону и замечу, что к фестивальным звукооператорам у меня за оба дня не возникло никаких вопросов, а вот к тем людям, которые рулили светом, вопросы есть. Ну, то есть, я понимаю, что задник сцены, являвший собой коллаж из старых беломорских афиш, был не нарисованной картинкой, а видеопроекцией - и избежать того, чтоб эта проекция ложилась не только на экран, но и на лица музыкантов, делая их пятнистыми и полосатыми, было невозможно. Тут без нареканий. Но вот почему первую половину своего сета почти каждая группа играла в задумчивом полумраке или была окрашена лишь каким-то одним цветом, а толковый свет на артистов подавался лишь во второй половине (и это очень хорошо видно по фотографиям), я понимать отказываюсь. Опять же, если музыкант поет или играет соло, недурно было бы его как-то отдельно подсветить. А фиг там. Взять световое решение на том же ТРУПНОМ ЯДЕ - освещена была лишь стоящая в центре сцены бас-гитаристка Ольга Михайлянц. Ольга, конечно, писаная красавица, и ее пятиструнный бас тоже дивно хорош, но пел-то и общался с публикой Валерий, и приходилось ему это делать всю дорогу практически в полной темноте. Вот почему?

После народных любимцев выступать трудновато, да к тому же группа MELANCHOLY из подмосковной Электростали не бывала на "Беломоре" ровно десять лет, и, подозреваю, многие успели этот коллектив позабыть. Я тоже позабыла, однако, подняв свой отчет о "Беломоре-2003", нашла фразу "англоязычные люди в черном, вылитые PARADISE LOST с вокалом а ля Хэтфилд". Сейчас так однопланово их характеризовать уже не стану: есть в их музыке и оттенки готики, и индастриал, и классический металл, и элементы прогрессива. Монументальная, изобретательная, очень опытная группа, укомплектованная первоклассными музыкантами. Респект.

Краснодарский коллектив с потешным названием FREAKOZAKS изначально в фестивальном лайн-апе не значился и приглашен был одним из последних - в качестве замены группе ALKONOST, не сумевшей приехать по причинам непреодолимого свойства. Я этой замене была очень рада, и вовсе не потому, что плохо отношусь к АЛКОНОСТУ, а потому, что, за редким исключением, предпочитаю слышать и видеть на любом фестивале что-то для себя новое. А данное конкретное новое оказалось еще и очень интересным (а кто бы сомневался - у Мезенцева даже на скамейке запасных сидят сильные банды). В принципе, ни с фриками, ни с казаками у FREAKOZAKS ничего особенно общего нету, да и заявленные прогрессив с пауэр-металом в их творчестве не преобладают. Есть в нем, в творчестве, и старый добрый хард, и фанк (ну хоть где-то он нашелся!), и еще многое в мелких приятных дозировках. Очень стильная и драйвовая группа, каждая песня - готовый хит. Недаром Виктор Смольский их заметил и в европейский тур на разогрев RAGE пригласил. Отличные!

Но как бы ни были хороши FREAKOZAKS, им не удалось вытеснить из моего сердца UNDERGROUND ATTACK. Это, извините, личное (журналист тоже имеет право на индивидуальные пристрастия, да-да) - хотя, думаю, со мной охотно согласятся многие из постоянных посетителей "Беломора" и концертов в "Колесе". Прекрасные финны впервые приехали на фестиваль в 2011 году - и немедленно всех очаровали и победили. А как иначе? Мало того что они играют здорово, что песни у них как на подбор яркие и мелодичные, что ведут они себя на сцене весело и непринужденно, так они еще все изумительно красивые и харизматичные ребята. Тут суть не во внешней красоте (хотя наверняка у каждого участника этого квартета есть собственный кружок поклонниц, которые безапелляционно скажут, что именно Пииска/Теему/Юхис/Антти красивей всех на свете), - суть в особой ауре, которая непременно сопровождает музыкантов, искренне увлеченных своим делом. UNDERGROUND ATTACK генерируют неподдельную, беспримесную радость и щедро раздаривают ее всем, кто пришел их послушать. Это то, что идеально описывается фразой "it's only rock'n'roll - but I like it". Мастеровитых групп много, но очень мало групп обаятельных, поэтому каждая из них - на вес золота.

На нынешний "Беломор" они привезли новый альбом "Viva La Renovation", однако песни с этого альбома в концертном репертуаре UNDERGROUND ATTACK присутствуют давно, так что многое из сыгранного было уже хорошо знакомо. В Сети эти записи тоже можно найти, но рекомендую все-таки слушать вживую, на концертах, - благо, группа часто ездит в Россию и выступает при этом не только в Архангельске или же в Питере.

После подобной феерии снова завладеть вниманием публики можно было лишь с помощью чего-то по-настоящему грандиозного. И грандиозное случилось. BLIND VANDAL, маститое инструментальное метал-трио, самая известная группа Архангельска, исколесившая с концертами этак четверть обитаемого мира, гранды "Беломора", выступившие здесь впервые, страшно сказать, еще в 1996 году, сначала подарили присутствующим пару наиболее прославленных своих произведений ("Crazy Robo", "Space Cowboy"), а потом забабахали гитарный джем, который, вероятно, войдет в локальную историю под условным названием "ББ4". Первый опыт такого рода случился год назад и был полной импровизацией - тогда на сцену вместе с ВАНДАЛАМИ спонтанно вышла участница фестиваля, московская гитаристка Елена Сигалова (SEAGALL), а также местный виртуоз Александр Дорофеев (KID LOGIC). В этот раз к ним присоединился еще один незаурядный архангельский гитарист - Вадим Баёв (экс-KID LOGIC, сейчас THE HYPERCUBE), а весь номер был заранее отрепетирован, ну и, соответственно, пуще прежнего строился по образцу G3. И вот это тот самый случай, когда отрепетированность ни в коей мере не отменяет непринужденности, а высокое индивидуальное мастерство не мешает получать удовольствие от совместного музицирования, где солист не кто-то один, а каждый поочередно и все сразу. Было бы здорово, если б этот проект продвинулся дальше одного фестивального номера, расширился бы до полнометражной концертной программы и, возможно, тура. Да, конечно, имена участников проекта не настолько на слуху, как имена Стива Вая или Джо Сатриани, - но это лишний повод ситуацию исправить. Давно уже понятно, что и в России немало ярких, самобытных музыкантов - есть чем гордиться, с кого брать пример. Так отчего ж и практикой этот тезис не подтвердить?

В сущности, вышеописанным гитарным фейерверком можно было бы фестиваль и закончить, потому что, казалось бы, круче некуда. Но программа предполагала иное, а бог, строго по пословице, расположил и вовсе не так. Завершать "Беломор-Буги-2013" должны были еще одни иностранцы - голландская группа PETER PAN SPEEDROCK. Но в середине дня выяснилось, что, летя из Парижа через Москву в Архангельск, голландцы непостижимым образом опоздали на самолет (как они говорили потом, из-за слишком длинной очереди в пункте паспортного контроля в Шереметьево) и на фестиваль уже не успевают. Правда, в Архангельске они в итоге все же появились и отыграли сольный концерт в "Колесе", но это произошло уже назавтра. А сегодня нужно было как-то выходить из положения. Мезенцев спешно вытащил в "МЗЗ" DORIANS, - те дисциплинированно явились, хотя почему-то без инструментов (которые пришлось позаимствовать у ТРУПНОГО ЯДА и UNDERGROUND ATTACK) и отыграли небольшой, но впечатляющий финальный сет. Но, вообще-то, могли и не являться, а Мезенцев, как выяснилось, совершенно зря перестраховался, решив, что красноярская группа ROCCO не сможет полноценно завершить фестиваль. Да, на "Беломоре" эта группа была никому не знакома, - но Саша-то знал, кого позвал!

Вообще, конечно, Красноярск и его рок-сцена для европейской части РФ - тотальная терра инкогнита, да и известие о том, что вокалист ROCCO вышел победителем на финале недавней нашей "Эмергенцы", тоже вряд ли кому-то добавит ясности: хоть и вполне себе рокенролльное мероприятие, а следят за ним куда меньше, чем за попсюшным "Евровидением". Ну, и самоопределение стиля у них, мягко говоря, сомнительное - "porno-funk old school lovers", эвона как. Тем не менее ROCCO - группа реально выдающаяся: и вокал у Александра Назарова, который предпочитает называть себя Алекс Нурсултан, в самом деле такой, что уши закладывает, и играют на редкость слаженно (ладно, сдаюсь, пусть это будет фанк), и песни ядреные, и костюмы живописные, и по сцене скачут как бешеные кони. Так что буквально через несколько минут публика и думать забыла о каких-то там голландцах и самозабвенно заплясала под ROCCO, несмотря на скопившуюся за два дня усталость. Для меня же эта самая усталость обернулась неким эмоциональным перегрузом, и сполна оценить ROCCO я смогла лишь спустя пару часов, то есть опять на after party в "Колесе". Вот там, после милейшего выхода UNDERGROUND ATTACK (кавер-версии "Come Together" и "Live And Let Die" плюс "Keep On Rockin' In A Free World" Нила Янга), на сцене объявились ROCCO - уже без всяких залакированных коков, бархатных пиджаков и кружевных жабо, просто в майках и джинсах - и, честно признавшись "ну, вы ведь понимаете, что мы уже в говно...", очень четко, зло и безбрежно драйвово отбомбили "I Wanna Be Your Dog", "Rebel Yell" и еще что-то с той же примерно грядки. И тут оставалось только судорожно глотать воздух и восклицать: "Вот это кайф, вот это крутота!" И, делая поправку на то, что, как известно, больше всего запоминается последняя фраза, и одновременно не забывая, что на "Беломоре" не бывает плохих групп, а этот фестиваль был и вовсе особенным, собравшим лучших из лучших, все же рискну сказать: именно ROCCO - наилучшая группа двадцатого "Беломора". Что, разумеется, не означает, что остальные были хоть чем-то нехороши.

Маленький постскриптум, к музыке почти не относящийся. "Беломор-Буги" традиционно (исключая самый первый) проходит в конце октября или в ноябре, а бывало, что и в начале декабря. В этом же году плотная концертная обстановка в городе побудила Мезенцева провести фестиваль намного раньше привычного, то есть в первые выходные октября. И, таким образом, нам впервые удалось застать в Архангельске золотую осень, да и уезжали мы (я и фотограф Виктория Фрадкина) не как обычно, в десять утра, сообразно зимнему железнодорожному расписанию, а в восемь вечера, по летнему графику, и весь понедельник бродили по городу. Вы будете смеяться, но за тринадцать предыдущих лет я ни разу не погуляла по Архангельску - времени не хватало. А ведь это очень красивый город. Правда, утро 7 октября выдалось сереньким и дождливым, но зато к середине дня небо расчистилось, выглянуло солнце, и на прощание Архангельск отсалютовал нам великолепной двойной радугой. Я уверена, что это хороший знак на будущее. Для "Беломора" и для всех нас.

Фото: Виктория ФРАДКИНА

Автор: Екатерина Борисова
опубликовано 29 октября 2013, 02:47
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (6) | Оставьте свой отзыв

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.09 / 5 / 0.003