Десятый интернационал (фестиваль "Rock-Line-2012" в Перми)


В отчете о "Rock-Line-2011" я немного побурчала о том, что традиции - это, конечно, прекрасно, но уж больно тот фестиваль был неоригинальным в плане состава участников. Не знаю, насколько организаторы "Рок-Лайна" прислушиваются к мнению журналистов, однако хотя в нынешнем году без повторов тоже не обошлось, но и неожиданностей хватало. Правда, не все неожиданные события изначально входили в план.

Тут надо зайти издалека и напомнить всем, кто не в курсе, что "Рок-Лайну" в этом году исполнилось 16 лет, но он не всегда проходил непосредственно в черте города Перми, а в первой половине 2000-х по разным причинам либо не проводился вовсе, либо проводился в усеченном виде. Современная инкарнация фестиваля оформилась в 2006 году - именно тогда он впервые прошел на территории бывшего аэродрома Бахаревка. С тех же пор устоялись и даты: последние выходные июня/первые выходные июля. Соответственно, вся подготовка к фестивалю - отбор и приглашение групп, согласование технических и административных вопросов, заказ гостиниц и билетов для иногородних участников и другое подобное - уже шесть лет производится с учетом обозначенных дат. И в этом году, естественно, тоже. Тем более что нынешний фестиваль впервые в своей истории растянулся на три дня, охватив и вечер пятницы, а значит, организационных трудов и всякого рода предварительных движений потребовал больше обычного.

И вдруг в начале мая выяснилось, что в Пермь спешно перебрасывается другой крупный фестиваль - "Сотворение Мира". Что-то в Казани, где он обычно проходит, не заладилось с площадкой. А поскольку на "Сотворение Мира" уже были приглашены FAITH NO MORE, у которых плотный гастрольный график, да и другие видные западные артисты, перенести фестиваль в пространстве оказалось возможно, а вот по датам - никак. Во всяком случае, так говорит шеф "Сотворения" Александр Чепарухин, у которого, к тому же, именно в Перми давно налажены всяческие творческие связи. Что, конечно, полезно и прекрасно, однако за борт полетело одно немудрёное соображение: если на протяжении весны и начала лета в городе один за другим проходят различные музыкальные и культурные акции, публика всем этим слегка объедается. Большой фестиваль как жирная точка в финале концертного сезона - это хорошо. А вот два фестиваля - уже перебор. Особенно если они совпадают по датам.

Но что сделано, того не изменишь, и в итоге 30 июня в Перми в двух концах города проходило два фестиваля. Оба - на открытых площадках, оба - с бесплатным входом. В общем, караул.

Пострадали прежде всего зрители, ради которых, казалось бы, фестивали и затеваются. Потому что если б внезапно нагрянувшее "Сотворение Мира" подвинулось относительно "Рок-Лайна" хотя бы на несколько дней вперед или назад, народ всё-таки сходил бы и туда, и сюда, а так пришлось выбирать. Причем выбирать между любимым "домашним" традиционным фестивалем, где почти все свои, где есть палаточный лагерь и возможность валяться на травке, - и фестивалем хоть и пришлым, но демонстрирующим мировых звезд, куда тоже ведь грех не пойти, даже если приходится стоять полдня столбиком под палящим солнцем. Пострадали и артисты, потому что из-за невозможности побывать одновременно там и сям аудитория на обоих фестивалях в этот день была меньше, чем ожидалось. А есть существенная разница - играть для нескольких сотен людей или для нескольких тысяч. Тем более если обещаны именно тысячи.

Однако из любой пиковой ситуации приходится как-то выбираться, причем желательно не теряя лицо. Поэтому от Бахаревки до площадки "Сотворения" и обратно ходили бесплатные автобусы, а главный организатор и идеолог "Рок-Лайна" Елена Новосёлова договорилась с Чепарухиным о безвозмездном обмене артистами. Таким образом, на "Сотворении Мира" отыграли роклайновские группы THE FIRES OF TONGUE и THALAMUS, а на "Рок-Лайн" попали сотворенческие англичане LEOGUN.

При этом, прекрасно понимая, сколько нервных клеток всё вышеизложенное сожрало у Лены и всей её команды, скажу, что нынешний фестиваль прошел по ощущениям как-то очень легко и беспроблемно. Это, конечно, взгляд со стороны, а не изнутри, и многих нюансов я попросту не знаю. Но никаких накладок и траблов внутри фестиваля вроде бы не случалось, все службы работали как надо, к аппарату и звуку тем более никаких претензий нет, они здесь всегда хороши. Разве что слегка удивил выставленный по центру под сценой третий портал, в который шел в основном "голый" голос: по серости своей не могу судить, насколько этот портал помогал выстроить общую звуковую картину, но стоять прямо напротив него было довольно неприятно. Зато сразу можно было определить, лажает вокалист или нет.

Ну, и отдельную радость доставила погода. Я уже неоднократно говорила, что погодные катаклизмы во время "Рок-Лайна" - дело обыденное, без внезапного дождя или резкого понижения температуры воздуха фестиваль обходится редко. Но не в этот раз: все три дня стояло беспримесное лето, ясное и жаркое. Правда, охранники, не имеющие права покидать свои посты и вынужденные постоянно торчать на солнцепеке, уже к концу первого дня стали похожи на вареных раков, однако все прочие откровенно наслаждались солнцем и теплом, раздевшись настолько, насколько позволяли приличия, загорали, хлебали пиво, квас или минералку и всячески оттягивались под музыку. Тем более что хорошей музыки звучало много.

День первый. 29 июня

Первый фестивальный день начался с барабанного шоу. Выступали представители Школы барабанщиков Мариана Калдарару. Школа организована в 2011 году и действует в рамках международного проекта "Планета Людей" - своего рода разножанровой творческой мастерской, а сам Мариан (он же Марио) - известный барабанщик/перкуссионист из Молдовы, выступавший, в частности, с Сергеем Старостиным, Аркадием Шилклопером и группой ТРИГОН. Полный список заслуг маэстро весьма обширен, но выступление его юных учеников как-то не слишком впечатлило. Архангельский проект того же плана 44 DRUMS, услышанный прошлой осенью на фестивале "Беломор-Буги", понравился мне гораздо больше.

Группа АЛЬТАВИСТА уже выступала на "Рок-Лайне" в 2011 году, и этот повтор привезший их Олег Грабко объяснил тем, что за отчетный период АЛЬТАВИСТА переехала из Барнаула в Питер, частично сменила состав и вообще выросла музыкально. Вроде как есть чем новеньким удивить. Ничего плохого про группу опять не скажу, но конкретно меня они ничем не удивили. Мейнстрим, в наших огородах именуемый также русским роком, вообще не располагает к потрясениям, особенно если исполнители не предъявляют ни ярких мелодий, ни выдающихся инструментальных партий, ни запоминающихся текстов, а тем паче не обладают отчетливой харизмой. Да ещё и закралось подозрение, что и программу АЛЬТАВИСТА играла практически ту же самую, что и год назад.

А вот екатеринбургская АВАТАРА стала первым приятным открытием фестиваля. Состав редкий: поющий басист, барабанщик, альт-саксофонист и тенор-саксофонист. Да и джаз-рок (по самоопределению) для "Рок-Лайна" - явление не то чтобы привычное. Другое дело, что не совсем-то это оказался и джаз-рок. Я довольно долго пыталась понять, кого/что эта группа мне напоминает - но тут подошел Саша Мезенцев и выручил восклицанием: "Ну ничего ж себе! Настоящий MORPHINE!" Понятно, что инструментарий другой, другой и голос, но ощущения - да, безусловно, похожи. Если Мезенцев пригласит их на ближайший "Беломор-Буги", а АВАТАРА, в свою очередь, дотуда доедет, с интересом послушаю их ещё раз.

В составе пермской группы БЭНД'Р также обнаружился саксофонист, но музыку они играют куда менее изысканную. Зато куда более подходящую для летнего опен эйра: живой, достаточно объемный поп-рок с женским вокалом, под который можно хоть плясать, хоть пиво пить, хоть целоваться. Запомнить эту группу и эту музыку достаточно сложно, поскольку она не имеет ярко выраженных отличительных черт (кроме разве что активно прыгающей по сцене вокалистки Яны), но слушать её в реальном времени весьма приятно.

Кстати, в Екатеринбурге есть одноименная ретро-группа для корпоративов, так что если вас всё-таки заинтересовало вышеописанное - не перепутайте.

THE FIRES ON TONGUE (из Краснокамска Пермского края), опять же, уже играли на "Рок-Лайне" в 2010 году, да и вообще часто выступают на разных пермских фестивалях; местная публика их любит, посему их присутствие здесь и сейчас, видимо, было тоже неизбежно. Называют свою музыку, как ни странно, альтернативным роком, кроме того, что-то такое вещают про мистику и даже про "психоделик сёрф" и "лаундж-панк-кич". Но говорить-то можно что угодно, а вот если пойти за сцену и не смотреть, а только слушать, очень скоро понимаешь, что по звучанию это нормальные такие THE DOORS, разве что без клавиш. Тем более что англоязычные. А всё остальное - от лукавого.

Юные израильтяне WHITE NOISE опять-таки выступали на "Рок-Лайне" - в прошлом году. Но, во-первых, всем ужасно понравились, а во-вторых, сами очень хотели снова приехать. Ну вот, сбылось. И, надо сказать, хоть играли они тоже, кажется, прошлогоднюю программу, но как-то явно её прорисовали и отточили, так что со сцены в этот раз не просто неслись дикие крики и звуки сердитых мальчиков, а раздавался хорошо и красиво сыгранный хардкор с примесью старого доброго хэви. Имидж также из аморфного стал внятным, продуманным и строгим - это касается и костюмов, и пластики. Спонтанность и музыкальная злость никуда не делись, но теперь они куда лучше работают на идею. В общем, если это взросление, то в правильную сторону. Молодцы.

Приезд на "Рок-Лайн" немецкой группы THALAMUS объясняется прежде всего культурным обменом и личными связями: город Дуйсбург, откуда они родом - побратим Перми, а кроме того, они играли на фестивале "Евророк", куда стабильно ездят пермские группы. Да и не первый это случай - в 2009 году по той же причине сюда приезжали немцы FOOLS ERRANT: такие же ровные, англоязычные, играющие некую усредненную рок-музыку американского типа. Ничего плохого, но и ничего особенного. Так что впечатление произвел разве что бас-гитарист - да и то в основном тем, что скакал по порталам и внешне напоминал царя Николая II.

Вообще, межфестивальный обмен в этом году был возведен на "Рок-Лайне" в отдельный принцип и часто определял выбор артистов. Питерская группа ЯМАЙСКИЙ И ОСТРОВИТЯНЕ, например, попала сюда в качестве победителей "Эмергенцы" и в некотором роде заменила в жанровой нише СКВОРЦОВ СТЕПАНОВА (которые, кстати, ОСТРОВИТЯН знают и ценят). То есть: бодрая разножанровая танцевального толка музыка - ска, реггей, латино и так далее, - потешные тексты и очень развесистое сценическое действие со сменой костюмов, плясками, гримасами и прочими ужимками и прыжками. В общем, совершенно сознательный и тщательно разрабатываемый балаган, где спонтанности, если вдуматься, как раз не очень много. Но это и неважно, главное - весело и абсолютно уместно летним вечером в присутствии большой нетрезвой толпы.

Сами СКВОРЦЫ СТЕПАНОВА побывали в Перми с концертами не далее чем в апреле, а до того выступали на двух "Рок-Лайнах" подряд, поэтому звать их в основную фестивальную программу, несмотря на всю народную любовь, было уже как-то неприлично. Однако правда дырочку найдет: поскольку СКВОРЦЫ всё равно были приглашены на "Сотворение Мира", они просто приехали на сутки раньше и вписались на "Рок-Лайн" как бы бонусом, выдав уже в ночи мюзикл "Про Петра Петрищева и Антиматерии" с женской вокальной группой и, конечно, при всём боевом параде. А в свободное время просто тусовались по закулисью и в поле на радость друзьям и фанатам. Всем хорошо, все довольны, придраться не к чему. Красота.

Точно так же в основную программу фестиваля не был включен и пермский АНСАМБЛЬ ПЯТЫЙ КОРПУС: они здесь всегда кстати, но играют почти ежегодно, так надо же какие-то формальности соблюдать. Из сценических придумок можно отметить появление гитариста Сергея Шкарупы в образе бабушки-старушки; остальное было как обычно, то есть драйвово, весело и с душой.

Группа ВА-БАНКЪ официально не существует с середины 2008 года, поэтому Александр Ф. Скляр - хэдлайнер первого дня - выступал с коллективом имени себя. При этом звезду из себя не корчил, присутствовал на Бахаревке с самого утра и в меру внимательно слушал играющую молодежь, а также охотно раздавал интервью и автографы. Ну, и удовлетворил полностью, полагаю, всеобщие ожидания довольно длинной программой, включающей разного рода хиты, свои и чужие.

Ночью помимо СКВОРЦОВ СТЕПАНОВА обитателям палаточного лагеря поиграл свои песни ведущий фестиваля Гоша Гиндис с группой ККС, а ещё был показан фильм про Джима Моррисона. Кажется, документальный, а не стоуновский.

День второй. 30 июня

Второй день традиционно открыл Владимир Батурин, не заявленный в программе, но как же без него, талисман фестиваля всё-таки. Его ИМПЕРИЯ СНЕГОВ в этот раз состояла из него самого (клавиши, вокал) и прелестной, но очень робкой - в том числе в плане владения инструментом - гитаристки Ирины. Публики в два часа дня на "Рок-Лайне" всегда немного, а сегодня по причине "Сотворения Мира" было ещё меньше, но приняли Володю традиционно же тепло.

Дальше, тоже в некотором роде согласно обычаю, был "пермский блок" - несколько молодых, но уже чем-то обративших на себя внимание местных групп. STOCKHOLM играли, согласно пресс-релизу, "среднетемповый современный качовый рок", а если сказать проще - некое англоязычное "мясо". Вокалист больше орал, чем пел, причем орал в основном мимо нот, но ритм-секция у группы довольно недурна. Также англоязычные INTERSTATE, в свою очередь, считают, что их музыка являет собой "яркую смесь панка, рок-н-ролла и блюза". На деле это скорее хард-рок, хотя и не олдскульный, и впечатление от них осталось несколько более положительное, чем от СТОКГОЛЬМА, даже невзирая на то, что вокалист точно так же мазал мимо нот, хоть и не орал.

Название Г.М.О. публично расшифровывалось как ГЕННОМОДИФИЦИРОВАННЫЕ ОРГАНИЗМЫ, но на самом деле являло собой псевдоним сравнительно известной пермской панк-группы ГАВНО (пишется именно через "а"). Вокалист Пихалыч, он же Павел Доронин, на странице группы ВКонтакте говорит: "Так как коллектив ГАВНО являлся моим личным проектом, считаю, что он изжил себя. На смену ему приходит полноценная панк-рок-группа Г.М.О., которая отличается другим подходом к созданию песен". В кулуарах же поговаривали, что название было изменено ради выступления на "Рок-Лайне", где панков и прочих грубиянов обычно просят выражаться поаккуратнее.

Я в сортах гов... то есть, простите, панк-рока не сильно разбираюсь, однако сложилось впечатление, что имидж здесь - самоцель. Раз мы типа панки, поставим какой-никакой ирокез, будем курить на сцене во время исполнения песни про окурок, сбацаем как бы хулиганский кавер на какую-нибудь попсу ("Рюмку Водки На Столе" в данном случае) и вообще будем вести себя как доктор прописал. А делать что-то интересное или, паче того, оригинальное в плане музыки совершенно не обязательно. В общем-то, логика в таком подходе есть, потому что сказать новое слово в панк-роке в 2012 году практически невозможно. Но это ж не повод не пытаться...

Вот brasscore band VALIEDOLLZ - это совсем другой коленкор. Во-первых, они резонно хвастаются, что, образовавшись пять лет назад, стали единственной на Урале рок-группой с полной духовой секцией: тромбон, труба, саксофон. Во-вторых, они чертовски зажигательная банда со своим собственным лицом. Лицо это любит корчить рожи, что добавляет обаяния, но не веселухой единой группа хороша. Конечно, не все подряд любят этот самый брасскор как таковой, но музыку VALIEDOLLZ делают качественную и бодрую, скакать под неё всем околотком - милое дело, поэтому, видимо, и зовут их постоянно на фестивали и в клубы. И правильно делают.

Сочиняя отчеты о "Рок-Лайне", я почти всякий раз упоминаю Евгения Сегала - и не потому что он входит в оргкомитет фестиваля, а потому что он постоянно привозит из Омска хорошие и разные группы, в которых зачастую сам играет на бас-гитаре. В свежепривезенном коллективе GROGGY он, однако, не играл, что поначалу дало повод вспомнить бородатый музыкантский анекдот: "Послушал я нас из зала - без баса такая фигня!" Дело в том, что GROGGY состоит всего из двух человек: это Виталий Дорофейчик (барабаны), который, кстати, играл в прошлом году с JACK LIVES HERE, и Максим Рябиков (гитара). Звук получается своеобразный и, на первый слух, бедный - бас-гитары, создающей должный объем, с непривычки действительно не хватает. Но в какой-то момент становится ясно, что это, как говорится, не баг, а фича. И это всё же не WHITE STRIPES, хотя сравнить проще простого. В общем, условный приз за нестандартный подход GROGGY получают от меня однозначно, а что до музыки, то я бы хотела послушать их блюз-рок ещё раз - в помещении - и распробовать как следует. Надеюсь, на "Беломоре" мне это удастся сделать. Кстати, приглашение от Мезенцева - это тоже в некотором роде медаль за качество и оригинальность.

KELIA прибыли в Пермь вроде как от петербургского фестиваля "Посредники Революции", где заняли вроде как призовое место. Ещё их вроде как почтили вниманием LINKIN PARK, а играют они "new Russian rock-n-roll" и одеваются сплошь в черное. То есть замах тут явно не на рубль, а на всю тыщу. При этом мне всерьез интересно, только ли мне одной они показались десятой производной от НАУТИЛУСА (ну, или Ю-ПИТЕРА) и вообще командой очень правильной, но невероятно скучной?

Зато когда я пошла шерстить Интернет в поисках информации о группе UNITED MIND CLUB, найденное меня порядком изумило. Судите сами: группе четыре года, она из Твери (где рок-жизнь не то чтобы бурлит), однако уже имеет контракт с английским лейблом "BMG", участвует в разных английских и американских сборниках, звучит по тамошнему радио, катается в туры по Восточной Европе и всё такое. Воображению являются этакие солидные мужики, полжизни до того проведшие в разных бандах. А на роклайновской сцене я наблюдала нежных юношей, чуть ли не школьников с виду. Впрочем, играли они по-настоящему мощно и уверенно, и хотя по разновидностям металла я тоже не великий специалист (поэтому поверю на слово, что это был dark symphonic industrial metal), честно скажу, что группа впечатлила и понравилась. В конце концов, если человек талантлив и трудолюбив, он может добиться заметных успехов, не дожидаясь седины. И надо же хоть кому-то из наших молодых начинать интегрироваться в мировую музыкальную культуру не в качестве экзотических зверушек, а на равных, без скидок на провинциальность. Так что желаю UNITED MIND CLUB дальнейших успехов.

АНТРЕ (Набережные Челны) тоже уже выступали на "Рок-Лайне", правда давненько - в 2008-м. Я не очень хорошо помню их выступление, но, если верить моим тогдашним заметкам, играли они то же, что и сейчас: крепкий и честный русский рок без всяких затей. Вообще, по-своему забавно, что лучшие нынешние русскороковые группы созданы "скифами и азиатами" - будь то АДАПТАЦИЯ из казахского Актюбинска или АНИМАЦИЯ и АНТРЕ из Татарстана...

PRANA попала на "Рок-Лайн" тоже в порядке обмена опытом с фестивалем "Emergenza". И слава богу, что попала, и очень жаль, что из-за "Сотворения Мира" эту группу услышало куда меньше пермяков, чем надо бы. Думаю, впечатления были бы посильнее, чем от FAITH NO MORE.

Дальше будет много букв. Во-первых, само название PRANA мне было знакомо, потому что про такую белорусскую группу мне уже успели неоднократно рассказать коллеги по ННФ, так что я была уверена, что именно коллектив Екатерины Проневич мне и предстоит услышать. Но сначала со сцены объявили, что эта PRANA - московская, что меня несколько удивило. Потом группа начала играть, и окончательно выяснилось, что всё не так. Совсем не так.

Во-вторых, описывать это словами бесполезно. Можно, конечно, сказать - англоязычное гранжевое трио с женским вокалом, хрипловатым и сильным, с бешеной энергетикой и отличным плотным звуком. Можно добавить, что они недавно играли на разогреве у GARBAGE, и Ширли Мэнсон их отдельно хвалила (хотя для меня лично Ширли Мэнсон - вообще не авторитет). Можно вспомнить старинную растиражированную фразу про Янку - "Это как если бы Дженис Джоплин пела в THE STOOGES" - и переиначить её так: "Это как если бы Патти Смит пела в NIRVANA". И если бы Патти Смит одновременно играла на электрогитаре и скакала по сцене как тот же Игги Поп, и описанное происходило бы, когда они все были молоды, но звук был бы нынешний, современный... Но это всё лишь слова. А живая девушка Наташа на фестивальной сцене - это гораздо больше, чем слова. Это рок-н-ролл, страсть, жизнь, любовь и драйв. Это Настоящее с самой большой буквы. И таких групп - при всей незамысловатости и названия, и стиля, и подачи - я давно не слыхала не только у нас. И уж точно нет у нас других таких девушек.

Хотя Наташа Варламова, которая без всякого кокетства шутит, что у неё два мужа - Фендер и Гибсон, не любит, когда говорят только о ней как о главной и единственной звезде группы. Поэтому добавлю, что на барабанах в ПРАНЕ играет Кирилл Кудрявец, а на бас-гитаре - Илья Архипов, и парни рубятся тоже на совесть.

Уверена, что для многих присутствовавших PRANA стала главным открытием нынешнего "Рок-Лайна", и это просто замечательно. Да и где ещё совершать открытия? Не на "Нашествии" же, в конце концов...

Выступление пошлого пермского лабуха Стаса Мутенина с группой 777 я, с вашего позволения, описывать не буду, но даже хорошо, что он выступал сразу после ПРАНЫ - можно было спокойно свалить за сцену, перевести дыхание, пообщаться с Наташей, наконец. Зато пермскую же группу AIRA я вернулась послушать с искренним интересом. В принципе, я их наблюдала здесь уже дважды - в 2008 и 2009 годах, но тогда они назывались RAMBLIN' CASE. Изменилось с тех пор немногое: всё та же Ана Айрапетян с хорошим сильным голосом, всё тот же клавишник Сергей Иванов как основная движущая сила, всё та же музыка - софт-блюз-рок, иногда просто поп-рок. Я бы, пожалуй, сказала, что группа стала более зрелой, а Ана увереннее ведет себя на сцене. И ещё изменилось отношение публики: если четыре года назад нетрезвые поклонники экстремальных музык вопили "Ты поешь попсу!", а любители рашн рока - "Пой по-русски!", то сейчас группу принимали очень доброжелательно, даже с некоторым энтузиазмом. Вообще у меня сложилось ощущение, что насыщенная концертная жизнь сделала пермских меломанов более терпимыми к иноязычию: отечественные группы, поющие по-английски, уже не вызывают особого протеста, народ реагирует не отдельно на тексты, а на музыку, подачу, то есть на всё целиком. Как, собственно, и должно быть. Ведь рок - явление интернациональное.

И опять: финны UNDERGROUND ATTACK приехали на "Рок-Лайн" не просто так, а в порядке межфестивального обмена - на сей раз с неоднократно помянутым архангельским "Беломором-Буги". Ну, и заодно - по ходу собственного очередного российского тура. Я достаточно подробно их описывала в соответствующем репортаже, поэтому повторяться не буду. Уточню лишь только, что играли они программу своего будущего альбома "Renovation Time" и были столь же живописны и харизматичны, как и на "Беломоре". С одной поправкой: что-то не задалось у них сейчас со звуком. И это при том, что они привезли своего звукооператора, а аппарат на "Рок-Лайне" прекрасный. Не знаю, в чем дело, но несколько обидно, что в Перми UNDERGROUND ATTACK прозвучали не столь хорошо, как могли бы. Впрочем, публике они, кажется, понравились. Особенно девушкам.

ТАКИДА (Москва) со своей ненапряжной смесью реггей, латино, ска и прочих южных музык (смесь вообще расхожая, если вспомнить ЯМАЙСКОГО и многих прочих) и с поющим контрабасистом неплохо расслабили после насыщенного и полного впечатлений дня, однако показались в итоге довольно однообразными. То есть одна-две-три-четыре такие песни - это мило и замечательно, а дальше уже ловишь себя на ощущении, будто жуешь жвачку, из которой давно уже выжевался вкус.

Что касается ночных увеселений, то оставшимся на поле зрителям показывали фильм про Вудсток. Кроме того, начавшаяся в прошлом году движуха в официальных рамках проекта "Пермский край - территория культуры" продолжилась куда более гуманным образом, чем тогда. Напомню, что "Rock-Line-2011" имел ответвление в виде отдельного концерта в поселке Всеволодо-Вильва, и концерт этот был оригинален и полезен, но проходил одновременно с основным фестивалем, а играли там группы, в большинстве своем до основного фестиваля так и не доехавшие, что жаль. В этот раз аналогичное мероприятие происходило в брошенном "городе-призраке" Верхняя Губаха - тоже в двухстах с лишним километрах от Перми, но все-таки не совсем одновременно с "Рок-Лайном", а ближе к ночи, да и играли там уже выступившие на "Рок-Лайне" GROGGY, WHITE NOISE, THALAMUS, THE FIRES ON TONGUE и ПЯТЫЙ КОРПУС плюс хорошо всем известная ЛАБОРАТОРИЯ ВЕТРА и назначенная и на завтрашний день ГАЛИЯ. То есть проблема выбора фактически не стояла. Музыканты, кстати, рассказывают, что заброшен в Верхней Губахе оказался вовсе не весь город, а лишь его часть, поэтому местной публики на концерт пришло очень много, принимали отлично, и вообще праздник удался.

День третий. 1 июля

В начале третьего дня фестивальное поле изобилием публики определенно не отличалось: видимо, утомила жара, а также количество мероприятий и литры принятого на грудь алкоголя. Тем не менее какой-то народ под сценой стоял и группу ДЖАКОР (Йошкар-Ола) слушал. Группа оказалась веселенькой, почти дискотечного толка, и очень ровной - пришлось пойти и специально убедиться в том, что у них живой барабанщик, а не драм-машина. А заодно в том, что поёт в ДЖАКОРЕ мальчик, а не девочка - уж больно у него оказался высокий голос.

Пермская формация THE FOUR. SLAM! оказалась исполняющими хардкор (ну, или пост-хардкор, как они сами уточняют) христианами с соответствующего содержания текстами. Мда, уайт-метал знаем, а теперь вот такие новости. Впрочем, служить Господу можно самыми разными способами, - в том числе, по всей видимости, дико рыча и мечась по сцене с таким видом, будто вот прямо сейчас упадешь и преставишься. Ну, а публике пофиг, под какое "мясо" колбаситься, текстов-то всё равно не разобрать.

Московская группа COAL, как я выяснила задним числом, достаточно известна как минимум в Интернете, и на их прошлогодний альбом "Post Scriptum" некоторые популярные музресурсы отреагировали весьма комплиментарными рецензиями. В общем-то, заслуженно: умная, умело аранжированная и сыгранная музыка на стыке поп-рока и софт-джаза, приятный женский вокал, неплохие тексты. Кроме того, Надежда Гордиенко внешне и манерой поведения являет собой некое среднее арифметическое между Дианой Арбениной и Светланой Сургановой, но при этом нет никакого ощущения, что она им подражает. Она как-то сама по себе, хотя и рядом. Соответственно, группа понравилась; единственно что - не упрек, а просто мысль вслух - эта музыка не для жаркого летнего дня и не для огромной сцены, она вечерняя и клубная. Но надо ж каким-то образом иногородним слушателям себя показывать...

ГАЛИЯ (Улан-Удэ) - ударение на "я" - тоже группа скорее камерная: играют этакую полуакустику с фолковым отливом. То есть, несмотря на наличие в составе барабанщика, бас-гитариста и трубача, музыка всё равно получается негромкой, изящной и воздушной. Что уже хорошо. Но самое главное сокровище группы - вокалистка Галина Халитова, девушка настолько естественно, природно, до кончиков пальцев обворожительная, что устоять перед ней решительно невозможно. Околдованы были, мне кажется, все - мужчины в особенности.

Саша Мезенцев немедленно пригласил их на "Беломор", хотя из-за гигантских расстояний пока нет никакой уверенности в успехе этой затеи. Впрочем, Галина говорит: "Пока молодые, детей нет - надо ездить". Так что, уважаемые директора клубов, расположенных между Улан-Удэ и Архангельском, зовите к себе ГАЛИЮ в первой половине октября, ловите свой шанс: другого может не представиться, а группа и вправду замечательная.

Группа BRANKY ничем особенным - в моих глазах, по крайней мере, - не отличилась: нормальный себе инди-рок с текстами на околосоциальные темы, никаких особых примет. Разве что сконденсировалось в голове самостоятельно придуманное мною определение "самарский минимализм". Конечно, на КОНТОРУ КУКА, например, они не слишком похожи, да и не очень-то много я слышала команд из Самары, но всё-таки рискну настаивать на сказанном.

КРЫЛЬЯ ОСЕНИ (Москва) увешаны вниманием знаменитостей аки новогодняя елка игрушками: и Стас Намин их хвалил, и Юрий Спиридонов продвигал, и Олег Нестеров записывал. Кроме того, у них в составе - нынешний барабанщик ЧЕРНОГО КОФЕ. То есть теоретически всё зашибись. Пока читаешь пресс-релиз. Но, видимо, у меня со всеми перечисленными совершенно не совпадают представления о прекрасном, поскольку на практике донельзя стандартизированный утяжеленный фолк с ужасными гитарными партиями и противным ноюще-всхлипывающим вокалом я хвалить не в состоянии. Вот возьмите всё то, что вам не нравится в КАЛИНОВОМ МОСТЕ, перемешайте со всем тем, что вам не нравится... ну, скажем, в КИНО, накройте серой тряпочкой и сквозь неё послушайте. Интересно? Хочется ещё? Мне - нет.

Следующий коллектив - из Екатеринбурга и с длинным названием REPORTAGE & violin duet FEERIYA, которое можно, впрочем, писать и кириллицей - музыкальной оригинальностью тоже не блистал, но был хотя бы эффектен и мастеровит. Собственно, это две формации, недавно объединившие свои усилия: РЕПОРТАЖ, играющий хард-рок и имеющий американца Бродрика Девалля на вокале (на "Рок-Лайне" он вышел лишь в конце сета с парой, если я правильно помню, песен), - и скрипичный дуэт ФЕЕРИЯ в лице Анастасии Соиной и Александра Рассказова (не путать с пензенским автором-исполнителем), профессиональных музыкантов, могущих сыграть, судя по всему, что угодно, хоть Шопена, хоть "Мурку". На фестивале все они вместе исполняли каверы на популярную классику и на расхожие рок-хиты - "Final Countdown", "Smells Like Teen Spirit" и так далее. Звучало мощно и выглядело красиво, хотя, в сущности, это не более чем трюкачество. Для опен эйра, впрочем, в самый раз, такие штучки обычно всем нравятся.

Дальше мы получили две порции грамотного мочилова и отжигалова. Сначала - от питерской группы CODERED, выдавшей нечто среднее между ню-металом и рэпкором с текстами вроде "Выхожу из-под контроля, отпусти меня на волю" (кстати, разбираемость текстов в этом жанре - свидетельство определенного класса) и с кавером, что характерно, на P.O.D. Вокалист при этом внешне очень напоминал Умку в молодости, хотя вел себя, понятно, несколько иначе. Получасом позже не менее хорошую дикцию продемонстрировал основной вокалист металкорового коллектива STORM из Улан-Удэ. У этих, впрочем, вообще всё было правильно и соответствовало жанру: суровые лица и прикиды, баннер со стилизованным драконом, грамотная работа с публикой, а также сценические псевдонимы - Мыч, Мишкель, Крот и Димон. Мне не близка такая музыка, но цельность, уверенность и прочие нужные достоинства группы не заметить невозможно. Стало быть - понравились.

STRANGER из Тюмени оказались мягкими англоязычными прог-рокерами в духе BARCLAY JAMES HARVEST или даже KANSAS. Претензий нет - красивая музыка, хороший вокал, хорошее владение инструментами. Разве что совсем несценичные и малость старомодные, а так - всё нормально. Ну, для любителей жанра, которых, подозреваю, нынче не очень много.

Дальше будет снова много букв, потому что я буду рассказывать про LEOGUN - единственную радость, которой "Рок-Лайн" обязан "Сотворению Мира". Чепарухин говорит следующее: "LEOGUN я решил "подарить" Лене Новосёловой, потому что они в наибольшей степени соответствовали формату фестиваля "Rock-Line", и потому что ребята согласились остаться ещё на один день и сыграть на "Рок-Лайне" бесплатно. Так что это был подарок в чистом виде - и с нашей стороны (оплатили лишний день артистам), и со стороны группы (согласились играть без гонорара)... LEOGUN на "Сотворении Мира" принимали восторженно. Более того - пожалуй, никто (включая ВОСКРЕСЕНИЕ с Макаревичем, Маклафлина и даже FAITH NO MORE) не вызвал такой солидарно бурной реакции. Играли они всего 25 минут, в конце уже был просто фурор. И после этого я призвал всех приехать в воскресенье на Бахаревку, чтобы послушать уже полноценный долгий сет LEOGUN. Лес рук и одобрительный рев свидетельствовал о том, что в воскресенье публика "Рок-Лайна" явно увеличится за счет сотен новоиспеченных фанатов Leogun, - что и произошло".

Сперва, впрочем, фурора у нас на Бахаревке ничто не предвещало. Да, залихватское трио с отличным звуком и драйвом, - но таких групп много. Начали с нескольких энергичных тяжелых штучек, вполне современных по звучанию, однако вызывающих в памяти что-то мучительно родное. Потом, разогревшись и заручившись хорошим приемом публики, несколько притормозили - и врезали вдруг серию совершенно роскошных тяжелых блюзов. И вот тут-то все и офигели.

Нет, это, конечно, не новые LED ZEPPELIN, хотя такие сравнения звучат в западной прессе, да и я потом сказала Томми Смиту, что он похож на Пейджа и Планта одновременно (получив в ответ смешливое "It could be worse"). Похож, спору нет, но не более того. Но радость в том, что LEOGUN, не подражая буквально и тем паче не сдергивая ничего с ЛЗ, ухватили самое главное - дух. В своё время я услышала JANE'S ADDICTION и поняла, что если бы LED ZEPPELIN возникли в Калифорнии в 80-х, они звучали бы именно так. А вот теперь знаю, что если бы LED ZEPPELIN возникли пару лет назад в Лондоне, получились бы как раз LEOGUN. И это здорово. Да, именно в формате трио, да, учитывая и многую другую музыку, которая случалась потом, да, без особого упора на гитарную виртуозность, да, не совершая пока прорывов за флажки и маневрируя в основном на территории белого блюза, ню-метала и отчасти гранджа. Но при этом выходя на сцену - и просто снося всё вокруг к чертовой матери. Выкладываясь без остатка и уводя за собой в стратосферу. Как и положено.

Они очень милые и непонтовые ребята, они не просили даже отдельной палатки/гримерки, а после выступления запросто болтали и фотографировались со всеми подряд. Может, они станут через пару лет мировыми звездами, а может, и нет, посмотрим. Но я счастлива, что услышала их живьем здесь и сейчас. Потому что именно такие группы доказывают, что рок ещё жив. И что всё это не зря. Простите за банальность.

Подобные группы вообще-то надо ставить в самый конец фестиваля, - после них воспринимать кого-либо другого крайне трудно. Но у Новосёловой-то всё расписано было давным-давно и без учета подарков, даже таких крутых. И дальше по плану шли BRÖSELMASCHINE - почетная немецкая группа (40 лет на сцене!) во главе с Петером Буршем, старым приятелем Лены, который в одно жало уже приезжал на "Рок-Лайн" три года назад. Немцы оказались откровенно старыми дядьками, да и настраивались мучительно долго - даром что во время этой настройки Бурш играл что-то на ситаре, что само по себе интересно наблюдать. Но в результате всё оказалось не так уж плохо, а пожалуй, даже и хорошо, потому что играли они классный ритм-энд-блюз с заходами, опять же, в блюз-рок, а у их вокалистки Ани Лерх обнаружился отличный вокал - не Дженис Джоплин и даже не Дана Фукс, но где-то возле. В общем, не фейерверк, но достойно и в меру увлекательно.

Про финальных хэдлайнеров ANIMAL ДЖАZ, наверное, подробно рассказывать нет смысла - группа известная, песни на слуху, программа состояла из лучшего и любимого, сыграно всё было энергично и правильно, чего ж ещё надо. Фестивальный народ был счастлив и отдавался в умелые руки Михалыча с охотой и удовольствием. Вообще, когда группа на твоих глазах вырастает постепенно из клубной и малоизвестной в стадионную и обожаемую, это всегда радует. Особенно если это талантливая группа. И даже пофиг, что уже не поболтать запросто со старым приятелем, поскольку нас постоянно где-то носит, а тут и охрана, и фанаты, и на самолет бежать надо... Успеем. Главное ведь всё-таки музыка.

И я забыла сказать вот что: "Рок-Лайну" нынче 16 лет, но, если учитывать все перерывы, в 2012 году он был десятым по счету. Об этом почему-то мало кто вспомнил и сказал, но порядка ради стоит обозначить эту круглую дату. И пожелать фестивалю развиваться и в следующем десятилетии вширь, вглубь и вверх. Что, впрочем, он и так постоянно делает. Недаром его слоган - "Рок-Лайн: твоя линия взлета".

Фото автора

Автор: Екатерина Борисова
опубликовано 26 июля 2012, 13:36
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (2) | Оставьте свой отзыв

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.02 / 5 / 0.002