Плывем дальше? (фестиваль "Рыбка-2016" в Сегеже)


Я не знаю более непредсказуемого фестиваля, чем "Рыбка". И речь вовсе не о программе - в этом плане у "Рыбки" имеются свои привычки и традиции, и, приезжая сюда в очередной раз, заранее предчувствуешь, что будут здесь и Театр бумажной моды, и "старейший металлист России" Герман Иванович Фирсов, и массово-затейнические конкурсы между выступлениями музыкантов, и набор знакомых лиц в зале... Да и сам зал - высокое закулисье ЦКиД с деревянными лавками, застеленными оберточной бумагой, - совершенно не меняется, и, хотя пару раз "Рыбка" проводилась в других местах, кажется, что это был какой-то глюк, а на самом деле "Рыбка" нигде больше невозможна. Эта неизменность передается и постоянным посетителям, так что прямо от вокзала ноги сами несут их в нужном направлении (даром, что вокзал за это время успели построить новый), зад сам приземляется на давно облюбованную лавку, а глаза сами устремляются в правильную точку. Однако при всем при этом никогда не знаешь, какие впечатления увезешь с очередной "Рыбки" и с каким чувством ее будешь вспоминать - с восторгом или с досадой, со скукой или с теплотой и любовью. Бывало всякое. И дело не в артистах, - а вернее, не только в них. Дело в том, как ляжет фишка, как сложатся в единую картину все составляющие фестиваля. Ну и, конечно, в субъективном восприятии, ведь новичок и старожил, музыкант и журналист, фотограф и зритель, организатор и звукорежиссер - все они воспринимают фестиваль по-разному. И эта разность восприятия именно на "Рыбке" особенно заметна. Похожие мнения, воспоминания, рассказы бывают редко, разброс очень велик. И даже от одного и того же человека в один год можно услышать "Отличный фестиваль!", а в другой - "Тоска зеленая, больше не приеду". Да что там годы - даже на протяжении двух-трех дней текущего фестиваля можно услышать попеременно и то и это. Что давно уже не удивляет.

Самое стабильное, что есть на "Рыбке", - это ее проблемы, которые заключаются и в крайне скудном фестивальном бюджете, и в удаленности Сегежи от признанных центров музыкальной жизни (да и вообще от больших городов), и в малом количестве по-настоящему увлеченных рок-музыкой людей среди местного населения. Последнее объясняется в основном тем, что Сегежа вообще город очень маленький, а с тех пор, как стало загибаться градообразующее предприятие - сегежский ЦБК, - народу в городе очевидным образом не прибавилось. Кроме того, то поколение, которое 20 лет назад сформировало костяк местного рок-клуба "Котел" и затеяло "Рыбку", от музыки в большинстве своем отдалилось, а молодежь предпочитает слушать и играть рок-н-ролл в более перспективных местах - в Петрозаводске, Санкт-Петербурге, Москве... Попытки как-то оживить локальную музыкальную жизнь, разумеется, предпринимаются, в том числе и при помощи организации отдельных концертов, и путем информирования в соцсетях, но результаты все еще далеки от впечатляющих. Более того: если раньше публика все-таки худо-бедно интересовалась "Рыбкой", то в последние годы создается впечатление, что фестиваль проводится для узкого круга энтузиастов. Народу на него ходит мало. И это обидно, потому что Александр Дорофей, "папа" и главная движущая сила "Рыбки", все-таки старается приглашать на фестиваль не самые худшие группы, на которые стоит обращать внимание.

Мне вообще, кстати говоря, непонятно, зачем всякий раз во время "Рыбки" у бокового входа в ЦКиД собирается толпа, если фестиваль людям не интересен. То есть от этой толпы нет никакого реального проку, потому что в зал, чтоб, собственно, послушать и посмотреть, что там происходит, заходит хорошо если один из пяти собравшихся, а все прочие просто кучкуются и бухают. Объяснить, почему они это делают именно здесь и сейчас, а не, предположим, у себя во дворе, на любом из местных пляжей или на даче, я не в состоянии. Причина уж точно не в дороговизне входных билетов (за два дня пропивается, полагаю, сумма намного большая, чем те 500 рублей, которые просят за фестивальный абонемент) и явно не в том, что в зале запрещено пить и курить (курить, кстати говоря, нельзя по причинам сугубо техническим: слишком много здесь бумаги и сухого дерева) - если уж организм никак не может обойтись без табака и алкоголя, то кто мешает употребить это все в перерывах между выступлениями, а потом снова зайти внутрь и послушать музыку? И вот эта бухая, орущая и периодически дерущаяся толпа - наверное, худшее, что есть на "Рыбке". Потому что к фестивалю, к празднику музыки она не имеет практически никакого отношения. Потому что это не рок-н-ролл, а пьянка на сельской дискотеке. Можете обвинять меня в столичном снобизме, да.

Есть ощущение, что "Рыбка" застыла, окуклилась, никуда не движется - и в то же время отдельными проблесками видно, что движение все же есть. Налаживаются контакты, приглашаются новые артисты, растут местные таланты. Каждый год делаются попытки реализовать старую мечту - сделать "Рыбку" опен-эйром, вывезти ее из ЦКиД на какую-нибудь поляну, на берег озера, на воздух. Попытки пока не увенчиваются успехом (единственное исключение 2006 года оставило очень противоречивые впечатления), но надежда еще жива. Как и многие другие надежды.

В принципе, подведя итоги, то есть справив в нынешнем году 20-летие "Рыбки", Дорофей имеет полное право уйти на покой и прекратить биться лбом обо все те стены, которые никуда не делись за прошедшие годы. Но что-то мне подсказывает, что он все-таки будет продолжать.

20-летие между тем прошло без особой помпы. Было сказано должное количество теплых слов, состоялось несколько реюнионов, на экране около сцены был несколько раз показан ретро-сюжет об истории "Рыбки" и периодически демонстрировались архивные фотографии... да, в общем-то, и все. А в целом фестиваль прошел привычно. Опять не приехал пяток заявленных в афише групп, опять были проблемы со звуком и с регламентом - но при этом опять случилось несколько выступлений, ради которых сюда стоило приехать. Наверное, это была не самая лучшая "Рыбка", но и никак нельзя сказать, что худшая. Хотя в отдельные моменты думалось и так, и этак. Что, опять-таки, уже привычно.


22 июля. Каверы, реюнионы и чудеса

По давно уже сложившейся традиции каждый день очередной "Рыбки" открывает не группа, а артист-одиночка, причем вовсе не обязательно имеющий отношение к рок-музыке - бывали здесь и барды, и поэты, и классические музыканты, и эстрадные исполнители. Именно к числу последних принадлежит сегежская певица Жанна Султанаева. Она, впрочем, и не пыталась прислониться к рок-н-роллу, исполнив под минусовку несколько романсов и эстрадных стандартов, в том числе "Besame Mucho" (с сильным акцентом и вообще не лучшим образом) и "Feelings" (как раз неплохо). Между номерами Жанна не без самоиронии говорила что-то вроде: "Я понимаю, что вы здесь не за этим собрались, но пока послушайте, настройтесь на фестиваль, а потом уже будет ваш любимый стиль". И эта ирония так-таки несколько притушила ощущение, что мы находимся в ресторане, а не на рок-концерте.

Один из заявленных задолго до фестиваля реюнионов на практике оказался не совсем тем, что обычно под этим словом подразумевается. То есть старинная сегежская группа СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ЛЕС не возродилась (хотя этого очень хотелось), но ее бессменный лидер Евгений "Джон" Шетько все же выступил не сольно, как уже бывало, а в дуэте с гитаристом Сергеем. В две акустические гитары они сыграли небольшой сет из старых Джоновых "дорожных" песен, которые знают и любят старожилы "Рыбки".

Вообще, Дорофей рассказывает, что "Рыбка" как таковая обязана своим рождением именно Джону: в 1993 году тот пришел из армии, собрал состав, поездил с ним по городам и весям, поиграл на разных фестивалях, после чего образовавшаяся вокруг СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ЛЕСА компания музыкантов и решила попробовать соорудить в Сегеже уже свой собственный фестиваль. Так в 1997 году все и началось...

Сейчас Джон живет в Москве, где, насколько я знаю, музыкой особенно не занимается, а в Сегежу выбирается лишь изредка, на отдых и рыбалку. Но выступить, если зовут, не отказывается, и это всегда радость. Не важно, в каком составе, насколько все отрепетировано, насколько гладко и без запинки звучит. Важно, что Джон - из тех не очень многих музыкантов, про которых можно уверенно сказать "рожден, чтоб играть". Его незамысловатые блюзы и ритм-энд-блюзы естественны как дыхание. А дыхание не поддается анализу и критическому разбору, его нет смысла хвалить или ругать - оно просто есть, и без него невозможно обойтись.

Божье чудо, что такие музыканты рождаются и существуют. И вам очень повезло, если вы знаете такого музыканта и хотя бы однажды его слышали.

Дальше было то, что, в принципе, тоже характерно для "Рыбки", которую Дорофей старается каждый год собирать по принципу "развлекая - просвещай", вставляя в программу события, которые обычно на рок-мероприятиях не происходят. В нынешнем году это был мастер-класс игры на электрогитаре, который провел Юрий Жук, преподаватель Петрозаводской консерватории. Вообще-то, этот мастер-класс должен был проводиться до начала фестиваля, но по организационным причинам его перенесли на концертное время.

Юрий Александрович в течение примерно получаса играл различные пьесы: прозвучали инструментальная версия романса "В Горнице Моей Светло" и "Joker" Пола Хорна, затем "Macky Knife" и "House Of Rising Sun", а под конец "Let It Be" - все, естественно, в переложении для гитары и, сколь я поняла, в собственных аранжировках. При этом он показывал, как звучит гитара при использовании всякого рода примочек. Строго говоря, мастер-классом это назвать было нельзя, потому что мастер-класс - это не когда кто-то показывает, как умело он играет, а когда он рассказывает, как подобных умений можно достичь, а если речь идет об оборудовании, то обязателен подробный разговор о свойствах и качествах этого оборудования. А Жук даже ни одну из своих примочек толком не обозначил - то ли подумал, что в зале сидят исключительно музыканты, которые и так знают, как все это называется, то ли просто решил не менять преподавательских привычек. То же и с импровизацией: о ней ненадолго зашла речь (поскольку именно ее Жук в консерватории и преподает), но без всякой конкретики. Так что в целом можно констатировать, что данный эпизод был ближе всего к обыкновенному концертному выступлению, поэтому и в программу "Рыбки" вписался вполне органично.

Петрозаводская экспансия (которая, впрочем, вполне обычна для "Рыбки") продолжилась выступлением бэнда с забавным названием WATTAFUNK (для тех, кто не знает английского, поясню, что это переделка разговорного выражения "watta fuck/what the fuck", что в приблизительном переводе означает "Что за хрень?", а в случае замены "fuck" на "funk" - "Что за фанк тут творится?"). Бэнд оказался огромный, из семи человек, очень живописный - особенно выразительно вели себя соло-гитарист и вокалистка (а вот от саксофонистки хотелось несколько большего), - молодой и несколько сыроватый в плане сыгранности, но определенно симпатичный. И действительно джаз-рок-фанковый. Играли вперемешку свой материал (на русском и английском) и известные англоязычные произведения - особенно им удались тема из фильма "Ghostbusters" и "Feelin' Good" Нины Симон. В целом подбором песен для кавер-версий WATTAFUNK продемонстрировали отменный вкус, а их собственные вещи отличались милой иронией в текстах и постмодернистским подходом к аранжировкам, где в музыкальную ткань в ударных моментах ненароком вплетаются фрагменты каких-то знаменитых вещей - то дословно, а то лишь пунктиром.

Группа во всех отношениях интересная и перспективная - Петрозаводск богат на талантливых и хорошо образованных музыкантов, - и в упрек им можно поставить разве что два момента: во-первых, неплохо было бы поподробнее объявлять каверы, указывая их авторов, чтоб народ как-то просвещался (я не уверена, что все опознали всё исполненное чисто на слух), а во-вторых, при том, что получать удовольствие от собственного музицирования и пребывания на сцене - это правильно, без этого настоящего рок-н-ролла не бывает, надо иметь и чувство меры, а также понимать разницу между сольным концертом и фестивалем. WATTAFUNK очень сильно перетянули свою программу и в итоге несколько утомили собой даже тех, кому выступление понравилось.

Кондопожский коллектив ГОРИЗОНТ СОБЫТИЙ внезапно оказался свежесобранным детищем уже знакомого публике по предыдущим "Рыбкам" Влада Демидова. Но если в 2009-м, например, году он произвел на меня положительное впечатление красивым голосом и непростыми текстами-стихами, то сейчас все было очень плохо: гитарист оказался абсолютно беспомощным, ритм-секция тоже не продемонстрировала чудес, а сам Влад пел (а точнее орал) полностью мимо. Почему - непонятно. В таком обрамлении даже стихи, которые опять читались между песнями, интересными не показались. При этом, судя по увлеченности, с которой Влад скакал по сцене, падал на колени и принимал патетические позы а-ля Ленин на броневике, быть солистом "электрической" группы ему явно нравится, так что вряд ли он откажется от этой затеи. А жаль.

Сегежская группа СКИФЫ - ветераны и "Рыбки", и местного рок-движения - на данном этапе своего существования явила собой грамотный кавер-бэнд с великолепной клавишницей-вокалисткой в центре. Играли российскую песенную рок- и поп-классику из репертуара "Нашего Радио". Набор был такой: "Асфальт" (НОЧНЫЕ СНАЙПЕРЫ), "Симона" (Владимир Кузьмин), "Дай Мне Руку" (Земфира), "Дорога Мой Дом" (Баста), "Адреналин" (TOTAL), "Ленинградский Рок-н-Ролл" (БРАВО). Ближе к концу публика выпросила - явно зная, что группа и это может, - "Экспонат" ЛЕНИНГРАДА, который и был исполнен с немалым задором, хотя и с заменой матерной составляющей ("...в восхитительных штанах"). Финальным призом к СКИФАМ присоединился Джон (что было вполне логично, учитывая тот факт, что он в свое время провел в этой группе несколько лет), исполнив в качестве лидер-вокалиста и гитариста "Road To Hell" Криса Ри. И вот это было ошибкой лайн-апа, потому что если бы подобное произошло в конце фестивального дня, то это была бы отличная финальная точка, а то и многоточие, если б Джона раскрутили попеть еще чего-то сопоставимо драйвовое (он это может, если судить по финалу позапрошлой "Рыбки"). А сейчас, в середине, народ не отпускал СКИФОВ с Джоном со сцены и явно не хотел больше ничего. Пришлось напоминать и уговаривать, что программа на этом не закончена и что других артистов тоже не мешало бы послушать.

Для снижения градуса всеобщего ликования на сцену поднялся молодой питерский поэт Евгений Петрушенко и почитал стихи. Это не было экспромтом, поскольку он значился в афише, да и публика приняла его благосклонно. Поэтов на "Рыбке", кстати говоря, перебывало немало; творчество этого конкретного не вызвало у меня ни малейшего протеста и даже понравилось. Хорошая техника владения словом, интересные образы. Этакий Есенин компьютерной эпохи. На следующий день он выступил еще раз и опять был выслушан со вниманием и интересом, что, безусловно, радует.

А вот дальше начались сущие чудеса.

Если вы до этой секунды думали, что в мире существует только одна группа АУКЦЫОН, уникальная и неповторимая, то обломитесь: на самом деле АУКЦЫОНОВ как минимум два. Правда, второй родом не из Питера, а из латвийского города Резекне, и называется АФТОПОРТРЕТ (чувствуете перекличку в словообразовании?), и музыкантов этого коллектива зовут, само собой, иначе. Да и лица у них несколько другие. Но во всем прочем разницы практически никакой. Музыка, аранжировки, способы текстосложения, интонирование - ровно те же, с закрытыми глазами вообще не отличить. Ну, может, голос чуть порезче да саунд чуть похолодней... Даже манера поведения схожа. Вокалист/гитарист/автор тестов Евгений Росицкий точно так же шаманит всем телом, не вставая со стула, как Леонид Федоров, а перкуссионист/клавишник Эдвин Климанов, чья жилетка узнаваемо усыпана значками, не пляшет и не читает стихов, но не сопоставить его с Гаркушей невозможно. И так далее. В принципе, сама группа, которой уже 10 лет, не только не открещивается от аналогий, но и подчеркнуто называет свой стиль "experimentauktyon-рок". Да и в Питере любит бывать. При этом АФТОПОРТРЕТ и их материал совершенно не вызывают ни раздражения, ни отторжения, как это часто бывает по отношению к двойникам. Более того, не оставляет чувство, что это совершенно самостоятельный коллектив, просто вот так причудливо сложилось, что он полностью идентичен АУКЦЫОНУ, а на самом деле ничего подобного даже не подразумевалось. Интересное ощущение, хотя и несколько шизофренического толка.

В любом случае группа отличная (а каким еще может быть АУКЦЫОН, да еще и из Прибалтики, где всегда играли качественную музыку?), всем настойчиво рекомендую ознакомиться. Даже если вы яростно убеждены, что АУКЦЫОН в мире существует только один.

DRIVE STREET - "группа из неумирающего города Беломорска" - после этакой феерии показалась простоватой. Но она, в общем, ни на какие изыски и не претендовала, исполняя несложный хард-панк в духе то ли американских 90-х, то ли (что, наверно, вернее) 90-х питерских. В составе обнаружился гитарист из неоднократно бывавшей на "Рыбке" команды БОЛЬШОЙ РОКО, который неуклюже, но душевно общался с публикой, а вокалист ходил в зал и где-то в середине сета разделся по пояс, продемонстрировав скульптурную фигуру - на зависть парням и на радость девушкам. Нельзя сказать, что DRIVE STREET являют собой нечто выдающееся - таких групп вагон и две тележки, - но общий посыл у них хоть и немного гопницкий, но позитивный. Да и играют недурно.

От группы с названием АССЕНИЗАТОРЫ, напротив, уже заранее не ожидаешь ничего позитивного. Ну, и самопрезентация у них была соответствующая: "А мы просто говноеды из Петрозаводска, в нас нет ничего хорошего, мы просто хотим, чтобы вы повеселились". В инструментарии "говноедов" обнаружились труба и тромбон (что опять-таки для Петрозаводска не редкость), а вокалист по прозвищу Ганс все отпущенное коллективу время провел в зале, подсаживаясь то к одному, то к другому зрителю и как бы общаясь с ним посредством песен. Даже во двор сходил, с тамошней тусовкой пообщался. Играли что-то наподобие ска-панка (в пресс-релизе они уточняют, что раньше это был краст-панк, а теперь ска-кор), много ругались матом. Особого впечатления не произвели.


23 июля. Реюнионы, каверы и дежа вю

Второй день принес некоторые перестановки в расписании, так что начался он не с традиционного артиста-одиночки, а с группы БЕРЕГА. В составе этого коллектива, который также стоял у истоков "Рыбки", нынче не осталось ни одного оригинального участника, кроме Александра Дорофея. Однако есть планы как-то реанимировать группу и даже вновь привлечь к участию вокалистку Елену Дорофей, которой сейчас не позволяют выступать серьезные проблемы со здоровьем. На данном этапе БЕРЕГА выступают вообще без вокала и свой материал не исполняют даже в инструментальных вариантах, предпочитая играть стандарты. На фестивале начали с версии "I Just Call To Say I Love You" Стиви Уандера и продолжили чем-то подобным, слегка напомнив своей манерой группу SHADOWS и прочие такого же рода формации. При этом музыканты в БЕРЕГАХ все очень добротные, слушать их приятно.

Инструментальную линию продолжил как раз одиночный артист - гитарист из Петрозаводска Сергей Герчин, имеющий творческий псевдоним ЧинГер. Он приезжал на "Рыбку-2015" (как, кстати, и DRIVE STREET) в составе "бред-бардак-бэнда" АПОХ, но ту "Рыбку" я пропустила, поэтому ничего сказать не могу. В этот раз играл под минусовку пьесы собственного сочинения, которые носили названия "Свобода", "Прощание С Другом" и так далее. Это было в меру долго, в меру технично и довольно скучно.

Сегежский инструментальный дуэт SM также дебютировал на "Рыбке" в прошлом году. Дуэт состоит из двух преподавательниц местной музыкальной школы - одна играет на скрипке, другая на клавишах; при этом клавиши не вчистую имитировали фортепиано, как можно было бы ожидать, а добавляли в музыку уместные дополнительные звуки и тембры, так что порой это все звучало практически как цельная прог-роковая группа. Особенно в финале, когда SM исполнили кавер-версию "We Will Rock You" QUEEN. В целом же программа была скорее лирической, игралась очень серьезно и старательно, по нотам, и произвела очень симпатичное впечатление. Чужой материал тоже ведь можно играть вполне осмысленно и с душой.

Упоминавшийся в самом начале Герман Фирсов, которому в феврале нынешнего года, между прочим, стукнуло уже 80 лет, должен был выступать со своей группой ВСЁ (состав которой весьма расплывчат), но что-то не задалось, и на сцену он вышел в компании лишь драм-машинки. Есть ощущение, что она не намного моложе Фирсова, потому что я не припомню случаев, чтоб она работала нормально - в ней вечно что-то ломается и глючит. Если же учесть, что и на гитаре Герман Иваныч играет, прямо скажем, не виртуозно, а поет так и вовсе ужасно, то слушать то, что звучало со сцены, было решительно невозможно. Хотя вроде бы нашлись отважные люди, которые выслушали этот сет от начала и до конца - благо, он был коротким.

Архангельская группа СЕРДИТЫЙ ДЕД, как показалось сначала, претендует на некую оригинальность. Во-первых, на сцену все вышли в красных футболках; во-вторых, в составе обнаружился балалаечник, который в дальнейшем перешел аж на гусли. Но сначала им не повезло со звуком (звук на нынешней "Рыбке" был, повторю, крайне далек от идеального), а потом, когда баланс удалось слегка поправить и все худо-бедно зазвучало, выяснилось, что ничего оригинального, да и вообще интересного в группе нет. Этакий ЧАЙФ дворового пошиба, и не более того. Нельзя, конечно, сказать, что в материале группы нет никакой мысли или попыток все-таки сказать и сделать нечто новое, - иногда какие-то слабые отголоски этого чувствовались. Но в целом - бледно и неубедительно. Увы.

Зато проект DE ЖАВЮ (именно такое написание) вызвал кучу неожиданных эмоций.

Тут надо, пожалуй, вернуться на целых 11 лет назад (как время-то летит, а?) и вспомнить "Рыбку" 2005 года. Тогда местную общественность нешуточно потрясла минская формация ALLES MEIN, напоминавшая собой то ли Мэрилина Мэнсона с компанией, то ли семейку Адамс на выезде. Мало кто запомнил, что именно ALLES MEIN пели и какую именно музыку играли (это был хард-рок с острыми и достаточно талантливыми текстами), а вот инфернальные костюмы, грим и маски артистов произвели неизгладимое впечатление. А больше всего запомнилось шоу, одним из самых шокирующих компонентов которого стала кровавая имитация родов на сцене с последующим распятием свежерожденного младенца (куклы).

Со временем следы ALLES MEIN затерялись в пространстве и времени, но память об этом незаурядном коллективе в Сегеже осталась. Однако далеко не каждый старожил "Рыбки" (что уж говорить о новичках) узнал в единственной участнице проекта DE ЖАВЮ Ларисе Тарасовой бывшую бэк-вокалистку и шоу-вумен ALLES MEIN, известную под сценическим именем Скво. В общем-то, Лариса и сама не только не стремилась, чтоб ее узнали именно в этом качестве, но, наоборот, имела некоей сверхцелью если не стереть любое воспоминание о своем былом участии в ALLES MEIN, то, во всяком случае, по максимуму дистанцироваться от тогдашнего имиджа, продемонстрировать и доказать, что она перешла на светлую сторону силы. Удалась ли попытка? Думается, во многом - да. В музыкально-драматической постановке, которую Лариса показала на "Рыбке", никакой чернухи совершенно точно не было. Это был ряд пластических номеров, где Лариса представала то китайской девушкой-воином, то таинственной женщиной-птицей, то драматической певицей. Что до музыки, то она являла собой переаранжированные в этаком нью-эйджевом духе песни АЛИСЫ ("Лодка"), КИНО ("Камчатка"), ДДТ ("Это Все") с добавлением АКВАРИУМА, RAMMSTEIN и лермонтовского "Паруса". Музыка шла под минус, а пела Лариса сама.

Конечно, полностью переформатировать личность можно лишь посредством пересадки мозга, иначе никак. Особенно личность артиста, человека яркого, творческого. Да и даже сменив театральный негатив на театральный позитив, от самой театральности как таковой никуда не уйти. И среди реквизита Ларисы присутствовали не только цветы и благовония, но и оружие. А маска, пусть и не зловещая, все равно создает ощущение тревоги и неуюта. Так что мне (не знаю, как другим) ALLES MEIN все-таки периодически вспоминались. Свет - левая рука тьмы, а черное и белое, инь и янь противоположны, но не существуют отдельно друг от друга.

При этом чувствуется, что Лариса еще только ищет свой уникальный творческий путь. Посмотрим, что будет дальше.

Групп с названием ЭФФЕКТ ДОППЛЕРА на наших музыкальных территориях имеется не одна и не две, поэтому неизбежна некоторая путаница. Например, так прежде называлась петрозаводская команда ИГРАЯ МОРЕ, ставшая моим личным открытием на "Рыбке-2014", а теперь исчезнувшая неведомо куда. Есть свой ЭФФЕКТ ДОППЛЕРА, как выяснилось, и в Кондопоге, причем это группа, напротив, с длинной историей, которая успела и развалиться, и собраться в новом составе. Они тоже уже играли на прошлогодней "Рыбке" и местной публике, соответственно, знакомы. Мне же их пришлось наблюдать впервые, и тот факт, что начали они с кавер-версии одного из произведений Ромы Зверя, как-то не внушил оптимизма. Дальше, правда, играли уже что-то свое - громкое, тяжелое и, судя по всему, осмысленное. Но, поскольку звук опять был далек от совершенства, смысла уловить мне не удалось.

Название ZENЁV SATA-ВАРИЩИ сначала наталкивает на мысль о какой-то индийской эзотерической секте, но на самом деле все несколько проще: это группа Артема Зенёва и его, стало быть, товарищей. Группа интернациональная: Зенёв живет, как я понимаю, попеременно в Турку и Санкт-Петербурге, товарищи в основном питерские, но в Сегежу в составе коллектива приехал еще и Федул Жадный - поэт, музыкант и шоумен родом из Самары, пару лет назад влившийся в состав небезызвестной группы НОМ. В общем-то, явная номовщина в наборе песен, сыгранных на "Рыбке", видна была невооруженным глазом и слышна невооруженным ухом, что несколько огорошило: я-то помню Зенёва по фестивалю позапрошлого года, где он в одиночку исполнил непростую сольную программу на стихи Велимира Хлебникова. А тут - разбитные песенки про пьянство и разного рода маргинальные приключения, абсурдистские переделки известных стихов Маршака и Чуковского, всяческий беспредел на сцене... Но главное - все-таки драйв. Эта разудалая умца-умца с явными заходами в цыганщину оказалась настолько качественно и ударно сыграна, что даже нелюбителям подобных музык вроде меня оставалось только радоваться и аплодировать. И, что характерно, о проблемах со звуком не пришлось даже вспоминать, потому что их попросту не было. А уж как хорош и уместен был в этом составе балалаечник - просто сказка! Вот что значит музыкантский класс.

Понятно, что публика была в полнейшем восторге и никак не хотела отпускать музыкантов со сцены. Но на бис они сыграли то, что напомнило ту самую другую ипостась Зенёва, - серьезную и тоскливую песню на стихи Владислава Ходасевича ("An Mariechen"), от которой народ явно заскучал и артистов больше задерживать не стал. А поскольку им надо было успеть на полночный поезд, то именно на такой эффект они, похоже, и рассчитывали.

На тот же поезд нужно было спешить и нам, поэтому PSYLOCID, завершавших фестиваль, мы послушать почти не успели. Группа из карельского города Кемь, со временем перебравшаяся в Санкт-Петербург, на "Рыбке" впервые выступила в 2003 году, едва образовавшись, и тогда играла спид-метал. Сейчас скорости поубавилось, серьезности поприбавилось. Те три или четыре композиции, которые мы смогли услышать, прежде чем убежать на вокзал, оставили впечатление некоей монументальности, мощи и высокого исполнительского уровня. Надеюсь, впечатление было верным.

Общие ощущения от состоявшейся "Рыбки" я по привычке уже изложила в начале статьи. Поэтому здесь - опять же, традиционно - будут лишь короткие, но искренние благодарности: Ире "Сове" - за гостеприимство, Дорофею - за фестиваль, Джону - за блюз, Ларисе - за доброе отношение и неожиданный подарок, хорошим музыкантам - за хорошую музыку. И будем верить, что "Рыбка" на этом все-таки не закончится, а, напротив, будет жить и развиваться дальше. До встречи!

Фото: Виктория ФРАДКИНА

Автор: Екатерина Борисова
опубликовано 15 августа 2016, 05:14
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (2) | Оставьте свой отзыв

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.08 / 5 / 0.004