И много-много радости... (фестиваль "Рыбка-2014" в Сегеже)


Когда фестиваль проводится уже в восемнадцатый раз - на том же месте, в то же время, теми же людьми, - трудно сказать о нем что-то принципиально новое. Особенно если сам посещал этот фестиваль если не все восемнадцать раз, то десяток уж точно. Конечно, бывали "Рыбки" особенные, специфические - например, опен-эйр 2006 года, который некоторые завсегдатаи до сих пор считают лучшим из всех "Рыбок", или, наоборот, крайне неудачный фестиваль 2012 года. Но, в общем и целом, всё проходит всякий год более или менее одинаково, отличаясь лишь составом выступающих групп и иногда - какими-то отдельными происшествиями. При этом преимущества и прелести "Рыбки" ежегодно идут рука об руку с ее проблемами и недостатками: время действия (последние выходные июля), с одной стороны, приносит ощущение не замершей даже в традиционно мертвый для рок-мероприятий сезон музыкальной жизни, а с другой стороны, создает трудности и для посетителей, и для исполнителей: кто-то уехал в отпуск, кто-то сдает вступительные экзамены в институт, у кого-то сенокос - в общем, не до фестиваля... Место действия - карельская глубинка - не только радует великолепной природой в шаговой доступности, но и одновременно огорчает практически полным отсутствием какой-то внятной местной рок-жизни. Нет, в Сегеже, как и в окрестных городах и поселках, рок-н-ролл, конечно, есть, как не быть, но его мало, музыканты и меломаны не являют собой сплоченное братство; много проблем с технической оснащенностью, с площадками, да и просто с кадрами - задумал создать рок-группу, так поди найди для нее барабанщика, например. А до Петрозаводска, где есть с кем, на чем и где играть, а тем более до Санкт-Петербурга или Москвы еще доехать надо. Да и иногородняя публика, в свою очередь, на "Рыбку" не очень-то рвется: ехать далеко, поселиться особо негде... Так что кроме пары-тройки специально приглашенных журналистов/фотографов и - иной раз - десятка фанатов какой-нибудь карельской группы посторонних лиц здесь фактически не бывает.

Казалось бы, нынче многое решается при помощи Интернета, и таки да, если сравнить, как проходила "Рыбка" еще десяток лет назад, с ее нынешним существованием, то прогресс хотя бы в плане налаживания связей налицо. Да и сайт сегежского рок-клуба "Котёл" (именно детищем "Котла" официально является "Рыбка") сейчас выглядит куда приличнее, чем раньше. Но вот страницы в соцсетях, посвященные "Рыбке", оживают лишь за месяц до фестиваля, а о других рок-н-ролльных мероприятиях, изредка проходящих в Сегеже, получить нужную информацию сможет лишь очень заинтересованный и терпеливый человек. Получается замкнутый круг: люди почти не ходят на концерты, потому что их никто не старается туда привести - концерты происходят редко, потому что на них почти никто не ходит. Желания создавать новые площадки, приглашать иногородних артистов, помогать своим, вообще как-то развивать локальную рок-жизнь тем более практически ни у кого нет - невыгодно, трудозатратно, неинтересно. И результат таков, что в Сегеже, где любителей рок-музыки и так не переизбыток, ничего, в сущности, не происходит, кроме "Рыбки", которая, в свою очередь, являет собой не подведение итогов года, не парадное завершение сезона, а некий одинокий феномен, существующий сам по себе с неведомой целью и имеющий неясное наполнение. Проще говоря, потенциальные посетители "Рыбки" разобщены, не информированы и не мотивированы, воспринимают ее как необязательную тусовку, а не как важное музыкальное событие, и поэтому реальными посетителями, желающими послушать хорошую музыку, узнать что-то новое, собраться ради общей цели, зачастую так и не становятся.

Кроме того, непонятна концепция фестиваля: то ли "Рыбка" поддерживает и пропагандирует карельский рок, то ли занята импортом интересных коллективов извне. В сущности, она (а вернее, ее главный идеолог и организатор Александр Дорофей) делает и то и другое, но неявно и непоследовательно; по какой причине на "Рыбке" выступают те или иные группы, разобраться затруднительно, нужны ли эти группы сегежской публике - тоже большой вопрос. Дело не в качестве этих групп (а здесь бывают и очень хорошие, и откровенно плохие) - дело в том, что у публики никто не спрашивает. И если 18 лет назад на какой-нибудь заезжий коллектив люди ходили хотя бы из любопытства, то теперь даже не избалованному гастролерами жителю маленького города достаточно провести вечерок на YouTube или ВКонтакте, чтоб утолить свой личный музыкальный голод, а пойти слушать группу, о которой он вообще ничего не знает, ему охоты нет. Узнать же, какую именно группу этот человек послушал бы и живьем с пребольшим удовольствием, никто не удосуживается. Фестиваль сам по себе - аудитория сама по себе. Впечатление, во всяком случае, создается именно такое.

Понятно, что многие перечисленные проблемы главной своей причиной имеют очень маленький фестивальный бюджет, но есть и еще один немаловажный нюанс: отсутствие сплоченной организаторской команды, которая занималась бы всесторонней подготовкой и проведением фестиваля. Нельзя сказать, что Дорофей всё делает совсем уж в одиночку, есть энтузиасты, которые ему помогают чем могут, но даже среди этих самоотверженных людей возникают противоречия и нестыковки, а многими важными подробностями заниматься попросту некому. Да и сам Дорофей, при всем к нему искреннем и заслуженном уважении, ведет себя порой непоследовательно, а решения принимает весьма причудливые. В общем, за всё то время, что я посещаю "Рыбку", не было еще ни одного года, когда до последнего момента меня не отпускали бы сомнения - а состоится ли в этот раз "Рыбка" вообще? А если состоится - не ждут ли меня там какие-то внезапные осложнения?

Однако в нынешнем году фестиваль, как и в 2013-м, прошел ровненько и без обломов. В первый день был неважный свет, во второй и третий день глючил звук, однако откровенного фуфла на сцене не наблюдалось, организационные моменты не грешили чрезмерной бардачностью (разве что в первый день кто-то включил и не смог выключить в зале пожарную сигнализацию, из-за чего открытие фестиваля задержалось более чем на час), почти все заявленные в афише группы до "Рыбки" благополучно дошли и доехали. Ведущие фестиваля (Дарья Кутко и Александр Полевиков) изо всех сил старались развлечь публику - читали стихи, организовывали конкурсы - и справились со своей задачей на твердую четверку. Публики было не очень много, но принимала она артистов в основном энтузиастически. У входа в зал снова продавались чай/кофе/попкорн/сладкая вата. Погода стояла прекрасная. Кое-кто даже назвал "Рыбку-2014" лучшей из всех. Я с этим мнением, пожалуй, не соглашусь (как и с противоположным, которое тоже высказывалось - мол, "стухла рыба"), но ощущение настоящего праздника возникало довольно часто. А значит, по большому счету фестиваль все-таки удался.

25 июля. День первый

Для тех, кто про "Рыбку" прежде ничего не знал и даже по вышеприведенным ссылкам поленился сходить, в который уже раз повторю, что каждый фестивальный день здесь обычно открывают сольные исполнители: не обязательно барды в привычном понимании этого слова, но, во всяком случае, люди, самостоятельно поющие песни под гитару. В этом году на "Рыбке" дебютировал петербуржец Александр Ветров - музыкант опытный, имеющий за плечами богатую историю сотрудничества с самыми разными артистами: от Всеволода Гаккеля до Сергея Летова и Кирилла Миллера. До 2011 года выступал как лидер собственного коллектива ПРОЕКТ ВЕТРОВЪ, теперь предпочитает играть в одиночку. Выпустил несколько альбомов. Любит поэтов Серебряного века, часто пишет песни на их стихи. В общем, очень питерский исполнитель, да и в песнях его Санкт-Петербург заметно присутствует - не упоминаниями, а этакой нервной меланхолией, мифически свойственной этому городу, зябкой медитативностью, интеллигентностью текста и подачи. Ну, и хорошее владение инструментом - тоже в русле петербургской необардовской традиции.

Интересно заметить, что некоторые зрители во время выступления Ветрова пытались танцевать медленные танцы. Видимо, совсем уж истосковались по рок-концертам, ведь танцевать под песни человека с акустической гитарой довольно-таки странно.

Далее последовало еще одно сольное выступление, но совсем иного толка. Лидия Кордюкова из Кондопоги имеет профессиональное музыкальное образование, преподает пение детям, участвовала и завоевывала призовые места в различных песенных конкурсах, причем не только карельских, но и всероссийских ("Голос Карелии", фестиваль-конкурс патриотической песни "Я люблю тебя, Россия" в Анапе и т. п.). Кроме того, на ее счету второе место в конкурсе "Снегурочка Карелии 2011". В общем, девушка красивая и одаренная, в своем роде знаменитость, разве что с роком связана весьма опосредованно. Собственно, и на "Рыбке" она исполняла материал, который, безусловно, имеет отношение к популярной музыке, но не к рок-сцене: арию Кристины из "Призрака оперы" (реплики Призрака подавал Василий "Белый Червь" Сафронов из знакомой посетителям прошлогодней "Рыбки" группы К.У.Б.), арию старой кошки ("Память") из мюзикла, соответственно, "Кошки", "Адажио" Альбинони/Лары Фабиан/Арианы, народную песню "Эх Ты, Ваня, Разудала Голова" и так далее. Все это звучало очень чисто, мило, с нужной долей прочувствованности и никаких вопросов не вызывало: жанры разные нужны, жанры всякие важны. Вопросы стали появляться ближе к концу выступления Лидии, когда она исполнила, во-первых, "Как Молоды Мы Были" - песню, более всего известную в исполнении Александра Градского и несколько странно звучащую из уст цветущей 26-летней певицы, а во-вторых, "Show Must Go On" Фредди Меркюри/QUEEN - трагический и отчаянный реквием самому себе, творческое завещание, написанное умирающим. Не хотелось бы снова произносить слово "профанация", как в случае с позапрошлогодним выступлением группы 10 ГРАДАЦИЙ СЕРОГО, но ощущение как минимум некоторой творческой неразборчивости было довольно отчетливым. То есть теоретически любой исполнитель имеет право сделать кавер-версию любой песни, однако на практике стоит трижды подумать, о чем эта песня и зачем ее поешь, чтоб и изначальный замысел не исковеркать, и себя адекватно выразить, а не просто показать, что имеешь голос и умеешь попадать в ноты.

Чтобы плавно перейти к описанию следующих участников "Рыбки", надо отметить, что и сейчас, и на предыдущих фестивалях вовсе не всех участников можно (было) описать словом "рокеры". И тут дело не во всеядности Дорофея и не в отсутствии у него выбора, а куда более - в его желании показать на фестивале как можно больше всякого разного, если это разное находится в зоне досягаемости. Полноценным культуртрегерством это желание не назовешь, поскольку ему недостает последовательности, однако отраден сам факт того, что людям, ищущим себя не только в привычном для рок-фестиваля стилистическом диапазоне, доступ на "Рыбку" не закрыт. Вот, например, сегежская группа с в меру эпатажным названием LENIN IN BLUE: ноутбук, гитара, вокал, пение с переходом в мелодекламацию, электроклэш, синтпоп и дабстеп, в текстах - суициды, секс, религия, Кельвин Кляйн, Энди Уорхол и прочий "тоталитарный декаданс". Не сказать, что все это сделано так уж мастерски (скорее нет, чем да), и вообще к этому можно относиться как угодно, но радует, что в это вложена мысль - как музыкальная, так и поэтическая. То есть чувствуется, что проект создан не ради того, чтоб просто на сцену вылезти и попытаться тем самым решить свои гормонально-коммуникационные проблемы, а ради творчества.

Кстати, в прошлом году LENIN IN BLUE записали альбом и выложили его на Рутрекере - называется "Ультрановый Завет", ищите и качайте, если вдруг интересно.

После этого начался все-таки рок, хотя какой именно рок - сказать трудно. Группа UFORIA из Северодвинска играет музыку в диапазоне от гитарной волны до металла и от гранджа до психоделии, причем не плавает по стилям, а совмещает их в рамках каждой композиции. И при этом создает такую стену звука, что кажется, что на сцене не четверо музыкантов, а этак пятнадцать. Поют по-английски, одеваются в черное, драйвовы до невозможности. Странно, что я их не встречала на фестивале "Беломор-Буги", потому что группе как минимум два года, да и в архангельском клубе "Колесо" они уже выступали неоднократно. Понятно, что Северодвинск, как и Архангельск, может выкатить на главный свой региональный фестиваль очень много хороших команд, а фестиваль не резиновый, так что выбор затруднен и кто-то неизбежно остается за бортом, но все же я как-то не ожидала познакомиться с настолько ярким явлением тамошней сцены не дома, а на выезде - не на "Беломоре", а на "Рыбке". Но главное, что знакомство состоялось и очень порадовало.

Зато сбылось другое мое чаяние: узнать, что же хорошее в плане рока и ролла есть в Медвежьегорске кроме МЕДВЕЖЬЕЙ ИКРЫ. Конечно, ИКРА для меня пока вне конкуренции, и очень обидно, что в этом году они по разным внутренним причинам опять не гастролируют. Но и ознакомиться с творчеством их друзей, группы ФЛОГИСТОН, было любопытно. При этом не сказать, что ФЛОГИСТОН меня чем-то поразил: это неплохо аранжированная музыка в основном ритм-энд-блюзового толка, местами уходящая в этакую чижовщину, местами - почти в бардовскую песнь, с очень (иногда даже излишне) гладкими текстами, настолько гладкими, что временами появлялось ощущение, будто они взяты из какого-нибудь сборника произведений советских поэтов-песенников. В целом - симпатично, но не более того.

В кулуарах музыканты ФЛОГИСТОНА спросили меня, как бы я охарактеризовала группу одной фразой. Ответ нашелся мгновенно: "ВИА, но в хорошем смысле слова". Кажется, их это определение вполне устроило.

Сегежская группа МАКСИМУМ уже выступала на "Рыбке" в 2008 году, но я тот фестиваль пропустила по причинам личного свойства, а МАКСИМУМ, в свою очередь, с тех пор не появлялись на "Рыбке". Где они были и что делали все это время - понятия не имею, в Интернете информации нет (или я невнимательно искала), но явно занимались не музыкой, потому что выступили криво и косо. По стилю - нечто вроде гранджа с заходами в рэп. Понравилась разве что бас-гитаристка Карина, да и то не игрой, а тем, что стояла тихо-смирно и не материлась со сцены в отличие от всех прочих.

Хэдлайнерами первого дня были питерские ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ПАРТИЗАНЫ, и даже те зрители, которые доселе вообще ничего не знали об этой группе, уже на настройке могли понять, что сейчас выступят профи. На "Рыбке" обычно стоит неплохой аппарат, но все же им надо уметь пользоваться, - и у опытных музыкантов сразу резко выправляется звук, баланс и объем, отлично слышны все слова и партии всех инструментов. Опять же тем, кто не в курсе, напомню, что основатель, идейный вдохновитель, вокалист и бас-гитарист ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ПАРТИЗАН Вадим Курылёв много лет играл в ДДТ, барабанщик Михаил Нефёдов - в АЛИСЕ, а вместе они изрядное количество времени провели в ДУБАХ-КОЛДУНАХ и в РАЗНЫХ ЛЮДЯХ, так что сыгранности им не занимать. Да и к гитаристу Дмитрию Ковалеву, несмотря на отсутствие звездного послужного списка, придраться невозможно.

Удивительно, что эта, по сути, супергруппа не пользуется той известностью, которой заслуживает, но тут дело, быть может, в их идейной позиции. А таковая заключается в оппозиционности системе во всех ее проявлениях, а посему коммерческие компромиссы в виде ротаций на популярных радиостанциях и выступлений на популярных фестивалях ПАРТИЗАНАМ чужды. Еще и тексты песен у них не очень удобные - революционно-анархистского толка и довольно-таки ультимативные. А анархия и левые идеи (да и то в виде всякой декоративной махновщины) на моей памяти пользовались спросом разве что в московской рок-лабораторской тусовке в конце 80-х; на полном же серьезе и со знанием матчасти об этом пел, кажется, только Егор Летов. И, несмотря на то, что песни у ПАРТИЗАН очень хитовые, хлесткие и доходчивые, да и сыграны прекрасно, не возьмусь утверждать, что все, кто прыгает на их концертах, понимают и тем паче разделяют всё то, о чем идет в эти песнях речь.

В какой-то момент подумалось, что именно в такую сторону могли бы эволюционировать и АЛИСА, и БРИГАДНЫЙ ПОДРЯД (тем более что и Курылёв-то не всегда был анархистом). Но Кинчева ушибло православием, русичами и раммштайнами, а Сантёр с компанией из панк-группы превратились в качественный муляж панк-группы. Можно было бы делать и другие прикидки того же плана, но по факту ПАРТИЗАНЫ нынче у нас такие одни. Они наши BAD RELIGION и NEW MODEL ARMY, если угодно. Отличная группа, очень цельная во всех своих проявлениях. Но - не модная и даже коллективное бессознательное не выражающая.

26 июля. День второй

Второй день фестиваля снова открыл одиночный исполнитель, но к бард-року или хотя бы к так называемой рок-акустике решительно никакого отношения не имеющий: 15-летний Дмитрий Макареев - участник трэш-дэт-метал-группы ВОТТОВААРА (о которой пойдет речь ниже), младший брат гитариста Фёдора Макареева, любитель соответствующих музык и учащийся петербургского музыкального техникума имени Мусоргского. Выступать в одно лицо с акустической гитарой он, судя по всему, не сильно стремился, но - уговорили. В итоге Дима сыграл четыре вещи: "Сарабанду" Баха в переложении для классической гитары - с ошибками, потом "Nothing Else Matters" METALLICA и "Soldier Of Fortune" DEEP PURPLE - тоже не вполне уверенно. А вот инструментальная версия русской народной песни "По Муромской Дорожке" (с вариациями) ему определенно удалась.

Сегежскую группу ЧЁРТОВ СТУЛ я впервые услышала на "Рыбке-2012" и тогда же испытала горячее желание не слышать их больше никогда, потому что то, что они продемонстрировали, музыкой назвать было совершенно невозможно. Однако сейчас меня ожидали хорошие новости: ЧЁРТОВ СТУЛ мало того что не распался (что в подобных случаях случается сплошь и рядом), но, напротив, обзавелся внятной концепцией и новыми музыкантами, потренировался, поднатужился и на данный момент являет собой весьма живописную (ирокезы и все такое) панк-группу. Концепция незамысловатая: все песни - это истории, рассказанные старым чертом о жизни обитателей некоего села. Нетрудно догадаться, что результат чертовски напоминает творчество группы КОРОЛЬ И ШУТ, хотя и на очень дилетантском пока уровне. Люди пытаются работать со сменой ритма и гитарных тембров, явно знают волшебное слово "аранжировка", но играют неумело, да и вокалист/лидер ЧЁРТОВА СТУЛА Валерий Малевич поет криво и плохо. Однако во всем этом чувствуется стремление к развитию и прогрессу. Кроме того, группа активно концертирует, участвует во всяких сборных солянках, так что есть надежда, что рано или поздно поднаберется нужного опыта и умений.

Зато вот у следующего выступившего артиста с умениями уже все в порядке. Артём Зенёв, живущий в финском городе Турку, но периодически выступающий в России на фестивалях и в клубах, позиционирует себя как композитора и луп-гитариста. Что это означает? То, что когда-то называли "человек-оркестр", но с поправкой на современные технологии: при помощи лупера (loop station) Артём в режиме реального времени записывает квадрат ритм-секции (рабочий барабан и бас-гитара), следом добавляет гитару и перкуссию и под свежесозданный аккомпанемент поет. Несмотря на скудность выразительных средств, песни получаются довольно непростыми по мелодике, а главное - по текстам, потому что на "Рыбке", например, Зенёв исполнил цикл на стихи Велимира Хлебникова. Конечно, не он первый до этого додумался - и у АУКЦЫОНА с Алексеем Хвостенко был альбом "Жилец Вершин" полностью на тексты Хлебникова, и некоторые другие музыканты (Митя Кузнецов, в частности) использовали отдельные его стихи, но важно отметить, что Артём Зенёв спел и озвучил всё по-своему, не оглядываясь не предшественников. Он вообще, судя по всему, легких путей не ищет - есть у него еще и цикл песен на стихи Дмитрия Шаховского. Это трудно назвать авангардизмом, да и роком, в общем, тоже, но надо ли вообще искать какие-то дефиниции? Это просто творчество - непривычное уху среднестатистического посетителя рок-фестивалей, конечно, но достойное внимания и интереса.

Думаю, Зенёв смотрелся бы куда более органично на фестивале типа "СКИФа". Почему-то хочется сравнить его с Лори Андерсон, а еще - с Атморави (тут сходство чисто внешнее), но я не настаиваю.

ABESFORIA (Рязань), напротив, продемонстрировала то, что привычно слушать на многих рок-фестивалях: англоязычный дум-метал (правда, они называют свой стиль меланхоличным дэтом, но, по мнению знатоков, это оксюморон) с женским вокалом. Батальные музыкальные полотна со сменами темпа, органный тембр клавиш, дополнительные звуки в виде раскатов грома, много мрачных мужчин на сцене, вот это все. Неплохо, но ничего необычного. Однако удивить публику им все-таки удалось - когда Полина Чиркова перешла с вокализа на жесткий гроул. Конечно, она отнюдь не единственная солистка тяжелой группы, умеющая гроулить, но одно дело когда страшно рычит девица в гриндерах и кожаных штанах, и совсем другое - если подобные навыки с чувством и толком демонстрирует этакая хрупкая Белоснежка с лицом кающейся Марии Магдалины. Это, разумеется, удивляет и это, разумеется, главная фишка АБЕСФОРИИ.

Жаль, что баланс звука был выстроен не очень удачно. А так-то группа всем понравилась.

Следом в качестве разгрузочного эпизода выступил дуэт местных музыкальных ветеранов - Владимир Светлов (баян) и Григорий Чибиряк (труба). На "Рыбке" тут же воцарилась атмосфера послевоенной танцплощадки, потому что дяденьки играли то, что, видимо, играют всю свою жизнь - вальсы, танго и ряд попурри из всего, что можно объединить, не меняя тональность. Пара песен Джо Дассена, "Прощание Славянки", карело-финская полька, танго "Черные Глаза" и так далее. Трубач периодически сильно лажал, а вот баяниста упрекнуть особо не в чем. И очень тронули два момента. Во-первых, во время этого выступления много говорилось о мире и дружбе между народами, и попурри из "Севастопольского Вальса" и "Киевского Вальса" было сыграно тоже с этим смыслом - не чтоб противопоставить, а чтоб выразить сочувствие и надежду на лучшее. Во-вторых, публика во время этого старомодного сета не только не скучала, но и активно танцевала. Особенно впечатлил Валера Малевич, который во всей своей боевой сценической красе - ирокез, тигровые штаны, кожаная жилетка - довольно ловко станцевал с девушкой сначала вальс, а потом танго. Хорошие панки в Сегеже!

А вот 4EETER - сборный состав музыкантов из Лахденпохья, Петрозаводска и Сегежи - как-то мало меня впечатлил. Придираться к ним нет причины - своим бодрым гитарным панк-роком они нормально и качественно прокачали зал, играли без косяков, соответствовали всему, чего следует ожидать от подобного коллектива... но и только. А нынешняя "Рыбка" складывалась так, что я почти сразу привыкла удивляться. И поскольку 4EETER меня совсем не удивили, то и эмоций никаких не вызвали.

Петрозаводский состав ACUSTICUS я давно хотела послушать живьем - во-первых, потому что он имеет прямое отношение к нежно любимому мною ИСТИННОМУ ОБЛИКУ, а во-вторых, потому что на YouTube я это дело уже немножко видела/слышала и всячески прониклась. Если вкратце, то ACUSTICUS - это Андрей Початин как автор и главная движущая сила, примкнувшие к нему басист и гитарист из группы ГОРОД СНОВ плюс вездесущий игрец на кахоне Егор Заборовский (час назад, например, он помог выступить Светлову и Чибиряку). В целом - образцовый unplugged-состав. ИСТИННЫЙ ОБЛИК как таковой на данном этапе находится, насколько я понимаю, в анабиозе, однако некоторые свои песни Початин перенес в ACUSTICUS - "Блюз О Плохих Людях", скажем, я помню с очень старинных времен. Если почитать о проекте в соцсетях и послушать краем уха репертуар, можно вынести мнение, что это что-то такое веселое, раздолбаистое, очень рокенролльное - особенно если судить по хулиганской версии "Звезды По Имени Солнце", за которую им уже досталось от отдельных тяжко упоротых фанатов Цоя. Но если вслушаться и вдуматься, то за типичной початинской манерой брать сюжеты песен из гущи непритязательного быта, за его несколько висельным юмором открывается все то же, что цепляло и в ИСТИННОМ ОБЛИКЕ - тоска о несбывшемся, бесконечные попытки взлететь на подрезанных какой-то злой силой крыльях, смех сквозь слезы и поиски света во тьме. И, мне кажется, нынешняя форма ACUSTICUS это вот единство и борьбу противоположностей обрамляет и раскрывает лучше всего. Замечательная группа получилась, радость и именины сердца.

Но и на этом мои личные открытия вовсе не закончились, хотя следующее было довольно специфического свойства. Петрозаводский СВЯТОСЛАВ БЭНД (а вернее, если следовать их собственной графике, СВЯТОSLOVE & BAND) был мне до сего момента абсолютно неизвестен, однако стоило музыкантам выйти на сцену и запеть-заиграть - и со мной приключилось острое дежа вю. И виделся мне на сцене не абы кто, а "электрический" АКВАРИУМ этак 1984 года. Не то чтоб голос Святослава Гребешова напоминает голос БГ - нет, ничего общего, да и тембр какой-то чересчур визгливый, - но эти жесты, эти позы, эта манера держать себя на сцене, эта непоколебимая уверенность артиста в своей особой ценности для мироздания и эксклюзивной прекрасности, этот способ организации текста, система символов в нем, эта смесь в музыке английского фолка и американского блюза, приправленная психоделом и протогаражом, эта очень западная здоровая рок-н-ролльная наглость!.. Тридцать лет назад это срубало наповал, да и сейчас, видимо, многих впечатляет, потому что группа, несмотря на, как говорят, сильную текучку состава, за четыре года добилась довольно заметных успехов. И ведь в плагиате-то не упрекнешь, потому что никакого плагиата, в сущности, нету - есть лишь тот же набор приемов, умело перенесенный в современные музыкальные ландшафты, и чрезвычайно, до изумления похожая аура. Но как, Холмс, как?..

Я не люблю оставлять вопросы без ответов, поэтому после выступления группы нашла Святослава Гребешова в гримерке и спросила, какую западную (именно западную) музыку он любит. Он ответил ровно то, что я ожидала: английскую, 60- 70-х годов. А еще прилежно слушает радиопрограмму БГ "Аэростат". А еще часто выступает с группой в Питере (благо сам оттуда родом). Полностью вопроса "как" эта информация, впрочем, не снимает, но дальше можно и воображение включить.

А мои сравнения Святославу страшно польстили, хотя, чует мое сердце, если всё так пойдет и дальше, через несколько лет они могут открыться и другой своей стороной. Двойникам знаменитостей, даже ненамеренным, легко добиться славы, но трудно пойти своей дорогой. Но посмотрим...

Хэдлайнерами второго дня были вновь музыканты из Санкт-Петербурга - МИНУС ТРЕЛИ, играющие, правда, музыку полностью интернациональную и в целом не свою, хотя назвать их кавер-бэндом язык не поворачивается. Момент, кстати, интересный: можно ли назвать кавермейкерами тех, кто исполняет народную музыку? Особенно если все эти рилы, джиги, польки и тарантеллы, даже широко известные, они каким-то труднообъяснимым способом делают своими собственными, внушая отчетливую мысль, что музыку эту сочинили сами буквально вчера? Не знаю, не могу сказать.

Тоже, в общем-то, супергруппа, причем не только по составу, пусть не настолько звездному, как у ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ПАРТИЗАН (зайдите на сайт МИНУС ТРЕЛЕЙ - сами увидите, в каких именно коллективах играл прежде каждый из музыкантов), но и по мастерству. Несмотря на кое-какие проблемы с аппаратом, звучали МИНУС ТРЕЛИ абсолютно волшебно, влюбили в себя всех и каждого, и если накануне фестиваль закончился в час ночи из-за того, что начался с большим опозданием, то сейчас программа снова затянулась за полночь потому, что МИНУС ТРЕЛЕЙ попросту не хотели отпускать со сцены. И наплясались все, конечно, до упаду.

27 июля. День третий

Карина Макеева (Сегежа) дебютировала на "Рыбке" в прошлом году и уже тогда мне понравилась - очень хороший голос, приятные песни, удачное исполнение англоязычных каверов, несколько нетипичных для перевода в сольную акустику. Песен за истекший период у нее, похоже, не прибавилось - снова пара своих (видимо) плюс "Creep" RADIOHEAD и "Make Me Wanna Die" THE PRETTY RECKLESS. Зато держалась она на сцене гораздо увереннее прежнего. Есть ощущение, что из Карины могла бы получиться исполнительница не хуже Трейси Чепмен, но для этого надо, конечно, чаще выступать и сочинять собственный материал.

Георгий Покрашенко (Петрозаводск) мне известен давно, еще с каких-то первых моих посещений "Рыбки" в начале 2000-х, но лишь в функции журналиста - он, кажется, даже когда-то брал у меня интервью, да и на "Беломоре" мы с ним периодически пересекались как коллеги. Чуть позже я узнала, что он был электрогитаристом в одном из составов архангельской группы ЛА ШУ. А вот сейчас выяснила, что он преподает игру на гитаре, да еще и песни сочиняет.

В составе ПОКРАШЕНКО БЭНДА обнаружилась также дама со скрипкой, игравшая по нотам, и дядя с баночкой и, если не ошибаюсь, таблой. Песни же у Геры оказались написаны в духе наивного искусства - с очень простым набором слов и бедной рифмой, немудреные по содержанию, протяжные и созерцательные; эдакое творчество эвенков, чукчей и прочих малых народностей, "что вижу, о том и пою". Не сказать, что это сильно увлекает, но своеобразное обаяние в подобном творчестве, безусловно, есть.

Самое серьезное впечатление (если брать всех выступавших на "Рыбке-2014") на меня произвела петрозаводская группа ИГРАЯ МОРЕ. Формально молодая, родившаяся только в прошлом году, но на самом деле выступавшая и прежде под именем ЭFFЕКТ ДОПЛЕРА. Понятно, что такое название стоило сменить - даже в Карелии есть тезки, не говоря уж обо всей России. В теперешней инкарнации они уже выступили на "Воздухе", и надеюсь, что будут выступать еще на всяких-разных фестивалях, в том числе и на тех, куда езжу я, потому что очень хочется услышать ИГРАЯ МОРЕ снова. Нет, ВКонтакте, конечно, записи есть, но это тот случай, когда группу непременно надо слушать живьем. И это при том, что визуально они, к сожалению, совершенно не выразительные, глаз сложить не на что. Но как играют! Сплошной восторг и изумление.

Расхожее определение "инди-рок", которым они описывают свою музыку, мало что проясняет, а словами описать трудно. Можно поднатужиться и выдать что-то замысловатое, вроде "это как если бы в U2 пел Роберт Плант", но не хочется сужать круг восприятия, тем более что и это укажет лишь на мастерство и качество, на самые заметные и легко идентифицируемые детали общей картины, которая на деле намного сложнее. Это музыка, которую, возможно, не слишком интересно слушать тем, кто ценит в отечественном роке только тексты (хотя и тексты у ИГРАЯ МОРЕ хороши - однако мне больше понравилось, когда Илья Ноэль поет на английском, это группе больше идет, да и от музыки меньше отвлекает), но зато она безумно увлекательна для тех, кому интересен сам процесс извлечения, переплетения звуков, развития каждой новой темы, кто ценит красоту композиции и слаженность ансамблевой игры. Можно было бы даже сказать, что это музыка для музыкантов, если б на Западе, где профессионализм ценится гораздо больше "душевности" и "духовности", такого сорта группы не собирали бы полные залы и не становились бы мировыми звездами. Для того чтоб подобной группе прославиться у нас, ей нужно задвинуть на второй план композиторское и исполнительское мастерство, отрастить харизму и насочинять десяток несомненных боевиков - и тогда получится БИ-2 (одна из самых высокопрофессиональных и незаурядных наших групп, которую только непроходимые идиоты называют "попсой"). Не уверена, что ИГРАЯ МОРЕ осилят такой путь (тем более что я не сравниваю), да и личный музыкантский опыт у них совсем другой. Но очень не хотелось бы, чтоб этакий бриллиант остался незамеченным и невостребованным.

Вообще же, в столице Карелии полно классно играющих групп, и остается лишь удивляться, почему до сих пор не получил широкого распространения термин "петрозаводская школа". Она ведь определенно есть.

BOWLING CLUB (Сегежа), выступившие следом, оказались обыкновенным диджейским дуэтом. В такого сорта музицировании (если это оно) я совсем ничего не понимаю, поэтому и сказать о них ничего определенного не могу.

Кондопожский рэпкоровый К.У.Б., как было сказано выше, знаком мне по прошлому году. Есть ощущение, что в этот раз они играли ту же программу, разве что видеоряд был другой, хоть и опять анимешный (тут нужно отметить, что большая часть групп привезла с собой подборку слайдов или видеофрагментов, которые в нужное время транслировались на два экрана, висевших в верхних углах сцены), а суровости на лицах побольше. При этом идеолог/текстовик/вокалист коллектива Василий, упорно называющий себя Белым Червем и никак иначе, все три дня активно общался со всеми посетителями "Рыбки", кто в этом общении был хоть сколь-нибудь заинтересован, шутил, рассказывал байки, гнал телеги и разным прочим образом разрушал свой сценический имидж эсхатологического пророка и постиндустриального Лотреамона. Контраст был разительным и довольно забавным, особенно если учесть, что цель Василия как артиста можно с некоторыми допусками описать девизом "развлекая - просвещать". Хотя вполне возможно, что он и закулисными своими телегами кого-то просветил и даже просветлил...

Неизбежный и неотвратимый, как закат солнца, дедушка Фирсов, почетный металлист и местная телезвезда, с ансамблем ВСЁ, являвшим собой в этом году для разнообразия трио, на фоне всех вышеописанных потрясений и феерий выступил совсем бледно (по моим ощущениям), даже при том, что лажал меньше обычного. Удивил Герман Иванович разве что тем, что, против обыкновения, очень мало тусовался с фестивальным народом, не позировал фотографам и вообще нарисовался и растворился в пространстве практически незаметно.

Псковская команда DAGON - хэви-металлическая с женским вокалом, но без гроула и косплея (см. ABESFORIA) - произвела несколько удручающее впечатление, хотя играла недурно. Во-первых, металл как таковой визуально живописен и предполагает некий соответствующий дресс-код, и когда музыканты какой-либо тяжелой группы выходят на сцену в шортах и чуть ли не в гавайских рубашках, это выглядит как-то подозрительно. Во-вторых, вокалистка DAGON Ольга Богданова чрезвычайно странно объявляла названия песен - постоянно извиняясь: дескать, вот эта песня, простите, называется "Обитель Зла", а вот эта, снова прошу прощения, немножко с социальным оттенком - "Горький Яд"... Впервые вижу артиста, который стесняется собственного авторского материала, причем совершенно непонятно почему. Но если артист действительно по каким-то интимным причинам недоволен своими песнями - зачем тогда их вообще исполнять?

Группа АПРЕЛЬ 14 - калининградская (этот город, если не ошибаюсь, в географии "Рыбки" прежде не фигурировал), инди-роковая и с девушкой за барабанами (что не диво, но всегда отдельно радует), - имеет за плечами 12 лет стажа, а потому наверняка сыграла бы хорошо с переходом в отлично, если б не забастовавший к концу третьего дня аппарат. Не то чтоб он совсем оказался работать, но своими капризами впечатление от группы, увы, смазал. Публике, правда, все равно понравилось, и это правильно - все-таки если уж музыканты едут на фестиваль за тридевять земель, хочется, чтоб у обеих сторон осталось ощущение, что это случилось не зря.

Хэдлайнером третьего дня была ВОТТОВААРА, которая играет на "Рыбке" уже третий год подряд (кстати, именно на позапрошлой "Рыбке" 27.07.2012 состоялся их сценический дебют). За это время во внутренней жизни команды случилось много всякого-разного, и не во всем эти перемены были к лучшему. Новый вокалист, во всяком случае, заметно выпадает из контекста. Кроме того, Фёдору Макарееву, который, в общем-то, тянет на себе всю ВОТТОВААРУ, так и не удалось найти ритм-секцию (Сегежа - город маленький, а Надвоицы и того меньше), и до сих пор приходится играть под минус. А минусовка в сочетании со старательными и полными решимости, но все еще недостаточно умелыми (в силу возраста и стажа) гитаристами дает по большей части звуковую кашу и общую невнятность музыкальной концепции. Ну и, кроме всего, именно им достался до предела изможденный фестивальный аппарат. Тем не менее в ВОТТОВААРЕ по-прежнему чувствуется хороший потенциал, и если Фёдор сумеет решить насущные проблемы и одновременно не растерять запал, то наверняка на экстремально-металлической отечественной сцене кое-кому уже известному придется потесниться.

Вечером ко входу в зал подтянулись наконец старинные и добрые мои сегежские знакомцы, которые когда-то организовывали "Рыбку" и играли на ней, а теперь отошли от дел - Сергей Костюк (экс-гитарист уже не существующих БЕРЕГОВ) и Евгений "Джон" Шетько (экс-лидер уже не существующего СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ЛЕСА). Костюк обогатил мой внутренний мир прекрасной фразой "Мне сегодня завтра не за руль" (в переводе на язык трезвого человека - "если бы мне завтра, как обычно, нужно было садиться за руль, я бы не пил, но поскольку вышло так, что завтра за руль мне не нужно, могу себе позволить сегодня выпить"), а Джону мы все обязаны великолепным - и редким для "Рыбки" - финальным джем-сейшном. Правда, сначала были опасения, что Джон, которому было столь же очевидно "сегодня завтра не за руль", не сможет сделать на сцене вообще ничего путного. Но Джон - это Джон, он был и есть лучший блюзмен Карелии, и алкоголь в таком раскладе мало что значит. Так что сначала он (с невозмутимой помощью тех, кто вызвался ему подыграть) грязновато, но очень драйвово забабахал "Blue Suede Shoes"; за этой вещью последовала "After Dark" TITO & TARANTULA, которую я не сразу узнала в Джоновой интерпретации, но при этом она прозвучала едва ли не лучше оригинала. А закончилось все алисовским гимном "Все Это Рок-н-Ролл" - и тут уж подпевали все, кто - снова за полночь - остались в зале. И точка тем самым была поставлена ровно такая, какая надо.

В конце каждого отчета о "Рыбке" я благодарю тех, кто особо помог, понравился или запомнился, но на сей раз невозможно выделить каких-то отдельных людей: такое чувство, что радость мне принесли буквально все, а то немногое, что не понравилось, эту радость испортить не сумело. Поэтому я говорю: спасибо, "Рыбка", спасибо, маленький фестиваль, затерянный среди карельских лесов и озер, - фестиваль, у которого много трудностей, внутри которого далеко не всё гладко... но как же здорово, что ты все-таки есть! Спасибо, люди - хорошие, разные, талантливые! И до встречи на следующей "Рыбке".

Фото: Виктория ФРАДКИНА

Автор: Екатерина Борисова
опубликовано 20 августа 2014, 03:31
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (3) | Оставьте свой отзыв

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.05 / 5 / 0.018