Чудеса подводного мира (фестиваль "Рыбка-2009" в Сегеже)


Небольшой провинциальный фестиваль сближает не хуже мятных таблеток "Рондо". И сближает по-настоящему, а не в качестве рекламного слогана. Наверное, весь фокус в том, что в маленьком городе, который можно пройти пешком насквозь за полчаса, делать решительно нечего, и потому для аборигенов, мало-мальски интересующихся рок-музыкой, фестиваль, да еще с участием приезжих групп - событие во всех отношениях выдающееся, весомый повод прийти туда при полном параде и постараться пообщаться с максимальным количеством иногородних участников. А гастролеры, вынужденные кучковаться на околофестивальных территориях (деваться-то больше некуда), так или иначе знакомятся достаточно близко и с поклонниками, и друг с дружкой. Стиль исполняемой музыки, географические, идеологические и прочие различия при этом не так уж важны. Сидишь, предположим, на ступеньках сегежского ДК Бумажников (ныне переименованного в Центр Культуры и Досуга, но внешне и внутренне никак не изменившегося за последние 10 лет) в ожидании обеда, наблюдаешь за местными свадьбами и прочей жизнью - а рядом сидят люди, явно имеющие отношение (судя по внешнему виду и разговорам) к рок-музыке вообще и к "Рыбке" в частности. Как не перекинуться парой фраз, не спросить, кто они и откуда? Или черпаешь горячий домашний борщ пластмассовой ложкой из пластмассовой тарелки за кособоким столом в подвале ДК, служащем репточкой местным музыкантам, слушаешь, как питерские ребята из THE DARTZ на ходу сочиняют вирши про укроп и чеснок, делишься хлебом с сыктывкарцами STELLAR, потом идешь курить на солнышко с парнем из Саратова... и хотя кого-то видишь впервые, а с кем-то знаком лишь шапочно, невольно начинаешь ощущать некую общность с ними всеми. Это пока не друзья (хотя могут стать ими - моя личная история поездок на "Рыбку" полна таких случаев), но уже не посторонние люди; за их выступлениями следишь потом с особым интересом и сопереживаешь им чуточку больше, чем совсем чужим музыкантам. Впрочем, чужих к концу фестиваля практически не остается... Конечно, любой рок-фестиваль предполагает нечто подобное, но на "Рыбке" атмосфера всеобщей дружбы, тесного братства особенно сильна. Может быть, именно за это я и люблю "Рыбку". Ну, а на разного рода нестыковки и бытовой хаос можно просто не обращать внимания...

Надо сказать, что мировой кризис не миновал и "Рыбку". Зимой и даже весной было совершенно неясно, будут ли у фестиваля хоть какие-то источники финансирования; когда вопрос решился положительно, выяснилось, что и так небольшой фестивальный бюджет стал совсем крошечным, а потому пришлось отказаться от приглашения не только именитых столичных хэдлайнеров, но и просто некоторых интересных, но далеко живущих групп. Впрочем, "Рыбка" все-таки ухитрилась не превратиться в чисто местечковое мероприятие, и, как выяснилось, энтузиазм - топливо, на котором фестивальная машина едет тоже неплохо. И, может, даже и к лучшему, что на этот раз обошлось без увеселений типа реконструкторских боев и "бумажных" дефиле - они, конечно, придавали мероприятию определенный колорит, но в целом, скорее, отвлекали и утомляли. Зато звук на этой, тринадцатой "Рыбке" был, кажется, наилучшим за всю ее историю: его нахваливали все музыканты подряд, включая петербуржцев и москвичей. А к традиционным ночным выездам на озера впервые добавилась дневная экскурсия на прекрасный Воицкий водопад. Так что по сумме ощущений данная "Рыбка" прошла ничуть не хуже предыдущих. А в чем-то даже и лучше.

24 июля, пятница

Влад Демидов (Кондопога). По традиции, каждый фестивальный день тут открывают барды - с приставкой "рок-" или без нее, уж как получится. Этот был без приставки, и песни у него - не столь песни, сколь стихи, спетые под гитару. То есть довольно простые мелодии с легким привкусом фолка плюс тексты с оборотами типа "сомнамбулы мятущиеся" и посвящениями Ван Гогу. В целом интересно, но довольно однообразно и монотонно. Голос у Влада, однако, очень красивый, что неудивительно, поскольку по основной своей профессии он регент церковного хора.

БЕРЕГА (Сегежа). Группа, лидеры коей - организаторы фестиваля, супруги Дорофей: Елена (вокал, автор песен) и Александр (ритм-гитара). Соответственно, далеко не всегда выступают на "Рыбке" удачно, поскольку голова у них забита совершенно другим, да и репетировать в предфестивальные дни некогда. А полгода назад у них еще и состав поменялся - новички в БЕРЕГАХ теперь все, кроме Дорофеев, и это очень заметно: коллектив совсем несыгранный. Поэтому прозвучал крайне невнятно, хотя новый материал, написанный снова в характерном для БЕРЕГОВ фолк-роковом ключе, весьма недурен.

ЧЕРЕПА (Сегежа). В начале сета объявили, что решили начать новую жизнь и теперь называются ULFHEDNER. Играли при этом все тот же панк (они считают, что гранж), что и три, и пять лет назад - песни "про любовь и про могилу" собственного сочинения с перебивками в виде кавера на "Утро" НАИВА и выхода на сцену очень стильного мальчика из местных, прочитавшего жалостный стих про аборт и резаные вены.

Я, кажется, поняла, за что в свое время группу полюбили мои московские друзья-журналисты: играют и поют ЧЕРЕПА совершенно чудовищно, но делают они это с таким неподдельным ощущением своей безусловной правоты - "права на панк", если угодно - с такой искренностью и истовостью, что их клиническая немузыкальность и неумелость вызывают просто-таки умиление. Особенно тронул момент, когда гитарист/вокалист извинился за расстроившуюся гитару, попытался поправить дело, но через песню-другую строй поехал снова, чего лидер ЧЕРЕПОВ уже не заметил и продолжил играть. Рак ушей и слезы восторга...

EVIL HOST (Североморск). Как было написано на огромной растяжке, "thrash death metal band". Все как один в черных футболках и синих джинсах, все волосатые (кроме вокалиста), синхронно машущие хайром. Русскоязычные и очень-очень традиционные. Гитарист неплохо пилит, а вот переборчиком в лирических кусках играет очень фигово. В целом - ничего особенного.

ТВПЭ (Сегежа). Как это расшифровывается, я не знаю, какого стиля придерживается группа, тоже неясно. Обычно это называют "альтернативой", а подразумевать можно что угодно. Вокалистка Настёна поет высоким "белым" голосом, получается так себе. Тексты - девочки, прочитавшей много печальных книг о любви. Общее впечатление: много желания, но мало умения. Группа, впрочем, до фестиваля выступала "аж два раза", что ее отчасти оправдывает.

Сергей Кузнецов (Мурманск), лидер группы КУЗЯ БЭНД - постоянный гость и старинный участник "Рыбки". В этот раз приехал не столько выступать, сколько тусоваться, в фестивальной программе не значился, однако, поскольку у него была с собой гитара, а в расписании образовалась дырка, на сцену его позвали с удовольствием и облегчением. Все-таки Кузя - отличный музыкант и автор многих прекрасных песен, так что от каждого его выступления ждешь чего-то хорошего. И обязательно это хорошее получаешь. Даже если он не очень трезв и выступает с посторонними музыкантами.

Первую, давно всеми любимую песню про отпуск Сергей исполнил сольно, потом к нему спонтанно (идея пришла в этот же день, во время экскурсии на водопад) присоединились виолончелист и барабанщик из формации ФОМА ЕГОРЫЧ BIG BAND, тоже нетрезвые. Намечался просто ни к чему не обязывающий джем. Сергей запел новую песню - грустную балладу про осень, одиночество и бродячую собаку, музыканты начали подыгрывать... и баллада вдруг стала психоделической феерией, где виолончель стонала, пела и кричала, кружила голову и несла ввысь, и совершенно непонятно было, на каком свете ты находишься, что происходит и как на все это реагировать. Можно сказать "катарсис", но уж больно избитое это слово. Волшебство. Фантасмагория. Большое и настоящее искусство - вот что это было. Чудо, которое иногда случается, к которому всегда не готов и в ожидании которого, в общем-то, многие годы слушаешь музыку, ходишь на концерты, ездишь на фестивали...

Уже потом я выяснила, что виолончелиста, который сотворил это чудо, зовут Илья Карташов, что он выпускник Петербургской Консерватории, играет в составе симфонического оркестра, записывает фонограммы для артистов вроде Леонида Агутина... То есть профессионал высшего класса. Информация, объясняющая многое, но не все, потому что профессионалов много, но магией владеют не все. Илья - владеет. Его импровизацию в одноразовом составе КУЗЯ БЭНДА слушала с замиранием сердца вся разношерстная фестивальная публика, и это было лучшее, что случилось на нынешней "Рыбке". То, что запомнится надолго. Не сама музыка, а - ощущение волшебства.

ФОМА ЕГОРЫЧ BIG BAND (Санкт-Петербург). Что Илья забыл в этой группе, мне не совсем ясно. Наверняка есть какие-то причины, и если б музыканты вышли на сцену не пьяными, возможно, я бы эти причины поняла хоть частично. Но не сбылось.

Фому при этом я видела на "Рыбке" неоднократно - и в составе его группы МЕГАФОН, и с Дмитрием Мулыгиным (ВОРОН КУТХА) и, кажется, еще с кем-то и где-то. Сам он из города Полярные Зори, играет на аккордеоне, песни, насколько я знаю, исполняет также собственные. Если попытаться отфильтровать из того, что BIG BAND делает на сцене, алкогольную составляющую, получится, что играют они этакий русский деревенский блюз - иногда похабный, иногда раздумчивый, иногда веселый. И не так-то он плох по подаче, по аранжировкам и даже по текстам. Про партию виолончели, опять же, все понятно. Но в данное время и в данном месте все это звучало грязно, криво и косо. Особенно поражал барабанщик Коля, который существовал полностью в своем графике, почти не обращая внимания на группу - отходил покурить или за пивом, бродил на задах сцены и постоянно ронял палочки. Самый цирк случился в финале последней песни про Северный флот, когда Коля выдал финальный "бу-бум", гордо привстал - и свалился навзничь за сцену. Хорошо хоть между барабанной установкой и крутой лесенкой в коридор висела занавеска-декорация, а то он вполне мог бы сломать себе шею.

STELLAR (Сыктывкар). Перед каждой песней объявляли, что она медленная и грустная - а потом, разумеется, начинали мочить. За последний год я их слушаю третий раз (до того - на фестивалях "Беломор-Буги" и "Rock-Line"), но на "Рыбке" они прозвучали, по-моему, как-то особенно складно и душевно. Кроме того, наконец-то удалось расслышать слова. Слова все английские, сложены в предложения довольно по-школьному, да и произношение оставляет желать лучшего, но это как-то не мешает.

THE DARTZ (Санкт-Петербург). Фолк-группы на "Рыбке" уже бывали, но все как на подбор тяжелые, да и вообще здесь больше в чести металл, панк и всяческий экстремум. Тем не менее, THE DARTZ решили "не прогибаться под формат фестиваля и гнуть свою мягкую рельсу". И оказались правы: местные слушатели сначала не совсем их поняли, но примерно после "Мастера" (песни, написанной по мотивам того же исходника, что и "Gallows Pole" LED ZEPPELIN) оживились и прониклись, начали водить хороводы и бегать паровозиками - то есть вести себя ровно так же, как питерские и прочие поклонники THE DARTZ. Кончилось все массовым просветлением (в том числе за счет бенгальских огней) на песне "Когда Позовет Тебя Море" и дружными криками "Еще! Еще!" Чего, в общем, и следовало ожидать.

25 июля, суббота

Денис Кузьменко (Саратов-Санкт-Петербург). Лидер группы ОТЦЫ И ДЕТИ, на "Рыбке" выступивший в одиночку, в функции барда - на сей раз с приставкой "рок-". Хиппового вида парень с более или менее соответствующими внешности текстами, сильным голосом и средним владением гитарой. При этом довольно драйвовый. Если б в нем было побольше харизматичности и, скажем так, концептуальности, его можно было бы принять за родного брата Василия К. - уж больно очевидным было сходство в манерах, подаче и даже чертах лица. Тоже своего рода удивление дня.

MADGENTA (Костомукша). Именно так, через "d" - видимо, с намеком на безумие (mad). На растяжке фигурировала надпись красным по черному "Мы вместе", однако никакой явной АЛИСЫ в текстах и музыке не наблюдалось - наблюдался, скорее, некоторый LUMEN. То есть хард-рашн-рок с заездами в панк и даже рэпкор. "Наши вены поют, наша вера зовет" и все прочее в рамках заявленного жанра.

Кстати, с ними из Костомукши приехала кучка фанатов, серьезно рубившихся под сценой, а между песнями гитарист подарил своей девушке (находившейся в зале) цветы и сделал ей предложение. Очень мило.

FUNKY WHITE WINE (Сегежа-Санкт-Петербург). По "Рыбке-2005" эта группа запомнилась юным, но фантастически сценичным барабанщиком по прозвищу Vanish. В этом году Ваниша не было - был некто Datsun, игравший неплохо, но не более того. Группа тоже ярких впечатлений не оставила. Не знаю, как там насчет роли личности в истории, но в рок-группах эта роль велика, а иной раз - определяюща. И дело далеко не всегда в технике игры, хотя и в ней, конечно, тоже.

BROKA CENTR (Кондопога). Отсутствовали в программе и попали туда, судя по всему, в последний момент. Непонятный коллектив. Исполняют вроде бы панк-рок, но как-то неочевидно. Вызывают ассоциации одновременно с КИШ и НОМ, однако совершенно не похожи ни на тех, ни на других. И от музыки, и от текстов, и от всего сразу ощущения мутные и противоречивые. Ничего плохого про них говорить не хочется, а хорошего - не получается. Почему-то.

DIAGNOZ (Сегежа). Очень молодые и смешные. Мальчик без голоса, но со слухом поет эстрадно-ВИАшные песни про любовь, делает кавер на "Zombie" CRANBERRIES, а сама группа при этом - метал-трио. Если б им немного другую музыку и имидж - то есть всё это было бы не всерьез - вышел бы сущий ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ. Розочку подарил...

Местная публика, впрочем, их любит и охотно под них скачет - благо, играли они довольно долго.

Герман Фирсов (Кяргозеро). Кяргозеро - это деревня, а Герман Фирсов - мужичок лет этак семидесяти, играющий на электрогитаре соответствующее количество лет. Почетный гость "Рыбки". В этот раз выступал с импровизированной группой КРИЗИС - все теми же Колей и Ильей из ФОМЫ ЕГОРЫЧА. Алкогольных паров на сей раз над сценой витало поменьше, но предварительных репетиций не было, да и Герман Иваныч - не Кузя: запиливает, конечно, бодро и быстро, особенно с учетом возраста, но четкости и внятности в его композициях нет. Соответственно, джем не удался - не возникло даже тени вчерашнего волшебства. Илья потом сказал: "Прости, мы плохо сыграли". Я простила, конечно, а публике так даже и понравилось.

GORIZONT (Брянск). Главная особенность группы в том, что ее вокалист и лидер, 24-летний Алексей "Аки" Ишимников - инвалид-колясочник. И это вызывает не жалость и не желание делать скидку "на обстоятельства" при оценке их творчества, а лишь спокойную радость. Ведь нет сомнения, что физическая немощь не мешает человеку быть талантливым в самых разных областях, однако в нашей стране инвалиды очень часто становятся либо париями-затворниками, либо шутами гороховыми. Исключения редки, и группа GORIZONT, активно ездящая по всевозможным фестивалям - хороший аргумент за то, чтоб эти исключения стали все-таки правилом.

Играют GORIZONT классический ровный металл (без барабанщика, под сэмплы) с уклоном в арт-рок и довольно сложными вокальными партиями. Тексты на русском. Соло, рубилово... все нормально.

ИСТИННЫЙ ОБЛИК (Петрозаводск). Саша Дорофей называет их "моя палочка-выручалочка" - их всегда можно позвать на замену любой из не приехавших групп. Да и просто так их звать можно и нужно - хорошая группа с обаятельными песнями, год от года играющая все увереннее и качественнее. Ну, и вокалист Андрей Початин - с его баскетбольным телосложением и профилем молодого Бутусова - не может не вызывать трепета в сердцах посетительниц "Рыбки".

Обещали сыграть (и сыграли) новые песни, но не обошлось и без любимых публикой старых, в том числе мини-оперы про Муху-Цокотуху.

ANIMA BAND (Сегежа). Неоднократно выступали на "Рыбке". Попутно не без успеха покоряют Петербург - земляки их поэтому принимают как без пяти минут звезд, скачут и слэмуют как бешеные. Музыка - мясистый металл, тексты полны умных слов типа "супрематизм". И всё бы хорошо, вот только вокалист/бас-гитарист (он же, кстати, звукооператор всего фестиваля) совсем не умеет петь. Рычать умеет отлично, а петь - нет. Увы.

ПИЛАР (Пермь-Москва). Были хороши и на родине (я их слышала на одном из "Рок-Лайнов"), а за время пребывания в Москве прибавили в умении элегантно вести себя на сцене. Играют, в общем-то, поп-рок, винтажны, уверены в себе и плевать хотели на жанровые предпочтения публики. Этим, в принципе, сегежскую публику и взяли.

ALEX SIGMER (Смоленск). Группа имени псевдонима вокалиста, в миру носящего вполне дружелюбное имя Олег Сверчков, исполняет то ли лав-метал, то ли готику, то ли индастриал - а точнее, все вместе. По сценическому имиджу и поведению могут сравниться со старожилами "Рыбки" ALLES MEIN (в этот раз не приехавшими) - много грима, эпатажа, антуража, секса и дестроя. Это радует глаз, а шокирует лишь тех, кто не видел Элиса Купера или Мэрилина Мэнсона (таких, полагаю, в эпоху Интернета немного); этим группа, безусловно, выделяется и привлекает первое внимание, однако не это в ней главное. Интереснее концепция: все песни, что на русском, что на английском, посвящены планетам Солнечной системы и другим небесным телам. А еще интереснее голос Сигмера, который может на протяжении одной песни и рычать, и орать, и брать удивительно высокие ноты, причем делает перечисленное без видимого напряжения. Такой голос запоминается и вызывает желание услышать группу снова. А во что обладатель этого голоса будет одет и как накрашен - дело десятое.

Оргвыводы были мною сделаны еще во втором абзаце данного отчета, так что в завершение скажу лишь следующее: вот уже неделю мои друзья, не посетившие по разным причинам тринадцатую "Рыбку", завидуют мне зеленой завистью, а я радуюсь тому, что таки смогла в этом году снова выбраться в Сегежу, обмениваюсь впечатлениями с новыми и старыми "рыбными" знакомыми и надеюсь встретиться с ними не позже, чем в следующем июле на том же месте. И искренне советую всем вливаться в нашу компанию. Ей-богу, не пожалеете.

Фото автора

Автор: Екатерина Борисова
опубликовано 05 августа 2009, 11:26
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (7) | Оставьте свой отзыв

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.05 / 5 / 0.004