Рыбка-рыбка, где твоя улыбка? (фестиваль "Рыбка-2006" в Сегеже)


СегежаНакануне 10-й, юбилейной "Рыбки" московские соорганизаторы мрачно шутили, что после ее проведения впору будет производить и распространять футболки с надписью "Я пережил "Рыбку"". Все дело в том, что на этот раз вместо обычного милого "домашнего" фестиваля, что ежегодно проводится во второй половине июля в городке Сегежа в Карелии, затевалось нечто масштабное. Круглая дата все-таки, а ее принято отмечать с размахом. Размах готовили чуть ли не весь год; предполагался грандиозный open-air на пляже (супротив прежних мероприятий, проводимых в фойе единственного городского ДК) с привлечением серьезных хэдлайнеров и прочих инвестиций. По итогу вышло (как оно и бывает на территории экс-СССР) то, что обычно описывается присказкой "Хотели как лучше, а получилось как всегда".

Хотя, если совершить беглый разбор полетов (или заплывов) - не совсем как всегда, и материально-технический прогресс "Рыбку" все же настиг. Пусть игрища на пляже в последний момент отменили по разным административно-природоохранным причинам, но фестиваль все же впервые выбрался из ДК на волю - в парк. Пусть спешно сооруженная сцена и огороженная площадка не радовали опрятностью и разного рода удобствами, но аппарат был поставлен качественный, от группы МЮЛЛЯРИТ, и это пошло на пользу и действу в целом, и группам по отдельности. Пусть первый фестивальный день начался с опозданием на 6 (!) часов - мучительно "искали фазу", даже лазили со стремянкой на близлежащие фонари - но публика не только не разбежалась, но и, дождавшись начала, честно колбасилась до трех ночи. Пусть внезапно нагрянувший в город цирк Шапито оттянул на себя часть потенциальных зрителей - не изменившие "Рыбке" меломаны и просто любопытствующие были вознаграждены рядом отличных выступлений и музыкальных открытий. В общем, более выпуклые, чем прежде, минусы были отчасти компенсированы новоявленными плюсами. И все те же соорганизаторы, собравшись на внутрицеховые посиделки после окончания фестиваля, порешили, что, пожалуй, получилось не только пережить эту "Рыбку", но и не утратить оптимизма на предмет проведения следующей.

АБВИОТУРАКонечно же, не обо всех выступивших хочется рассказывать подробно (так бывает после любого фестиваля, даже идеальнейшего по организации), но упомянуть каждого все-таки считаю нужным. Итак, первый день открыл некто Александр Кир (место обитания - Петрозаводск). Лучше бы он этого не делал. То есть рок-фестиваль, конечно, должен с чего-то/кого-то начинаться, но точно не с кривых блатных попевок а ля "кухонный Высоцкий". В последующие дни означенный товарищ бродил по территории и усердно раздавал всем нежелающим свои диски, применение которым можно найти разве что в каком-нибудь не столь отдаленном филиале радио "Шансон". Про кухню даже не говорю: сковородок жалко, прилипнут же... Кому захотелось позвать его на фестиваль, непонятно; есть мнение, что сам завелся.

Далее сцену довольно надолго оккупировала группа МЕГАФОН из г. Полярные Зори. Эти звучали поадекватнее по тематике, но играли немногим лучше. Кто может, пусть представит себе не самый удачный концерт СКАЗОВ ЛЕСА, кто не может - нетрезвую пародию на НОЛЬ. В общем, дурдом на выезде.

Местные альтернативщики НОН СТОП КОНТРАФАКТ тоже особым мастерством не отличились, но им оправданием служит хотя бы молодость. Вырастут - и либо научатся играть, либо это у них пройдет. И тот, и другой вариант равновероятен, но в пользу второго говорят тексты песен. Например, такие:

Любовь или секс? Скорей выбирай -
День или ночь, ад или рай.
Боюсь ошибиться, как же мне быть,
Трахнуть тебя или просто любить?


КузяПотом, после интермедии, состоявшей из показательных боев кондопожского клуба исторического фехтования "Карела" (надо заметить, что каждая "Рыбка" традиционно сопровождается "культурной программой": показ бумажных мод, танцоры, фокусники и прочие ярмарочные увеселения народа) и краткого выхода на сцену Кузи (КУЗЯ БЭНД, Мурманск) с романсом про мечту менеджера об отпуске, сцену занял беломорский коллектив БОЛЬШОЙ РОКО. Играли, как помечено у меня в записной книжке, "русский рок умеренной паршивости". Другая надпись там же гласит: "Я не пью!" Это не текст песни, а такие впечатления музыкой навеяло...

Хозяева-организаторы "Рыбки" БЕРЕГА в этот раз удивили монументальностью представленной программы. Если раньше основу их репертуара составляли немудреные мелодичные песенки на фольклорные темы, то теперь замах сделан на психоделию. Есть повод думать, что из этого, при должной кропотливой работе, может действительно получиться нечто выдающееся.

Фольклорно-психоделическую тему продолжили хэдлайнеры дня - московская ЭТНИКА. Выступили по-настоящему сильно, и хотя их колдовская, глубокая музыка явно не вписывается в фестивальный формат, публика была заворожена. Откуда в миниатюрной NetЛенке столько потаенной энергии, из каких глубин вырывается этот потрясающий вокал? Непонятно, но тем более интересно.

Магию ЭТНИКИ продлило, деликатно притушив, изысканное новодвинское инструментальное трио SOLAR LIMIT. Тоже, в общем, не фестивальная команда, но для завершения дня - самое то.

Второй день при небольшом пока стечении народа начала группа из Петрозаводска ЗАДВИГИ ПОПЛАВСКОГО. Вообще, по сумме наблюдений прошлых лет, петрозаводские коллективы отличаются: а) постоянным дружественным перетеканием музыкантов, б) весьма качественной и слаженной игрой и с) неким легким, ненавязчивым, чуть прохладным юмором в подаче. Это не разудалое веселье, а интеллигентная игра в веселость - "немного солнца в холодной воде", если пользоваться расхожим штампом. Что, в общем, вполне соответствует местному климату. То же самое можно сказать и про выступавшую в этот же день КУТЕРЬМУ (у этих в музыке было побольше джазовых и латиноамериканских оттенков), и про FUNKIES (они пели по-английски и были порою малость скучноваты, хотя играли, пожалуй, лучше всех земляков).

Гудвин, КОМАПетрозаводский воздушный пирог был прослоен жирной мясной начинкой из местных банд - видимо, для контраста. Сначала слух присутствующих неуслаждала панк-формация THE ZАРАЖЕНО, позабавившая было гимном родному городу ("Ах, Сегежа-городок, про тебя пою я рок и в далекие края не уеду ни хуя!"), но потом порядком надоевшая - уж больно однообразны были их потуги на музыку. Стоит, впрочем, отметить, что в роли одного из вокалистов тут выступал балагур Гена - бессменный ведущий всех "Рыбок", что добавило группе определенного колорита. Панки же ЧЕРЕПА, пару лет назад игравшие настолько худо, что были издевательски обозваны московской прессой "корифеями сегежской альтернативной сцены", приняли сказанное всерьез и стали стремительно повышать исполнительский уровень; на сей момент барабанщик уже играет более или менее ровно, а прочие музыканты открыли для себя прелесть смены ритма в отдельно взятой песне. Вот еще бы вокалисту выучиться петь не мимо, а текстовику сочинять не столь убогие тексты, - и, пожалуй, получится среднестатистическая провинциальная панк-команда. Что-то большее - сильно вряд ли.

Провинция, однако - понятие сугубо ментальное, а не географическое. Этот тезис с блеском доказала группа THE КРЫША (г. Северск Томской области), ураганом пронесшаяся по сегежской неструганной сцене. На редкость плотно отработанный сет, здоровая агрессия в подаче, драматургически разработанные на два голоса (мужской и женский) песни, довольно остроумные тексты, уместная доля сценического эпатажа - в общем, даже те, кто не жалует панк-рок, были серьезно впечатлены. По КРЫШЕ явно плачут фестивали куда более масштабные, чем "Рыбка", и хочется верить, что группа рано или поздно проявит себя и на них. Хотелось бы, чтоб пораньше.

BRO SOUNDНа фоне этакого фейерверка довольно-таки инструментально изобретательная для заявленного "альтернативного" жанра сегежская группа АНИМА смотрелась и слушалась, увы, бледновато. Не произвели фурора и почетные питерские металлисты из КОМЫ - они показались несколько архаичными. Затмить томичей удалось только АБВИОТУРЕ. И дело даже не в том, что группа в Сегеже давно известна и любима (радость встречи была искренней и взаимной) - просто сыграла АБВИОТУРА столь же феерически. Особо это было приятно наблюдать после пермского фестиваля "Рок-Лайн", где то ли из-за дождя и холода, то ли по каким-то внутренним причинам группа выступила как-то без души, ниже своих обычных возможностей. Зато уж на "Рыбке" отрыв был истинным и полным. Жаль только, что недолгим - отыграв около получаса, ребята дисциплинированно уступили место хэдлайнерам второго дня, сургутско-питерской команде BRO SOUND. И совершенно напрасно (со мной, может быть, не согласится плясавшая до упаду публика, но наверняка поддержат присутствовавшие журналисты): BRO SOUND, позиционирующие себя как исполнители реггей - который я, кстати, нежно люблю - очень быстро скатились в какую-то кабацкую цыганщину, лишь подкрашенную соответствующим ритмом. В качестве характерного примера можно привести кавер-версию киношлягера про лохматого шмеля. Цивилизованный и/или трезвый слушатель способен слушать BRO SOUND, не напрягаясь, минут этак 10-15, группа же играла примерно час. Впрочем, полагаю, и рассчитывали они на то, что цивилизованных и трезвых на фестивале будет меньшинство...

Кирилл НемоляевПосле них БОНИ НЕМ (а по составу момента та же КОМА) во главе со злым Кириллом Немоляевым, выход которых на сцену, соответственно, сильно задержался, вызвали у нас ощущения примерно того же порядка, как если бы нам долго и насильно пихали в рот комья прогорклой халвы, а потом не только отпустили, но и позволили зажевать черным хлебцем и запить крепким чаем. То есть ничего оригинального и неожиданного, но очень уместно и освежающе. А завершившая день петрозаводская группа ПОСТОРОННИМ В еще и приятно удивила адекватно столичным уровнем звукоизвлечения. Хотя, учитывая все сказанное про петрозаводчан выше, удивляться, видимо, особо и не следовало.

Заключительный день порадовал почти жаркой погодой, так что народ дружно двинул купаться. Посему выступление заслуженного сегежского хард-гитариста Германа Фирсова прошло перед считанными единицами публики - как и последовавший далее сет СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ЛЕСА. Во втором случае - жаль: это, по всем признакам, лучшая сегежская группа. Мы было придумали эффектную фразу "Джей Джей Кейл с удовольствием переворачивается в гробу", потом вспомнили, что нэшвиллский мастер ритм-энд-блюза еще вполне себе жив, и поспешно применили условное наклонение. Счастья и долгих лет и Кейлу, и СЕВЕРО-ЗАПАДНОМУ ЛЕСУ, они того заслуживают.

ДИКТАТОР ДУБОВ разительно выделялся на петрозаводской грядке кривизной и раздолбайством, хотя слегка порадовало то, что музыканты вышли на сцену не настолько пьяными, как в прошлом году. Молодой питерский коллектив А.Д., напротив, выступил с весьма эстетской программой под названием "Символизм". Свой стиль они называют пост-гранжем, но что конкретно вкладывают в это определение, понять не удалось. Зато последовавшие за ними ОБЛИКО МОРАЛЕ (Великий Новгород) вызвали совершенно однозначные ассоциации с КАЛИНОВЫМ МОСТОМ - не в смысле фолка, а в смысле российской манеры интерпретировать творчество THE DOORS. Играли и пели, в общем, неплохо, но ничем, кроме вышесформулированного, не запомнились.

МОДЕЛЬ НЕБАБЛЭНШ были также не похожи на типичную петрозаводскую группу: исполняли нечто вроде тяжелых блюзов, пела девушка. Пела по-английски и очень громко, но как-то некрасиво. Хотя есть подозрение, что многих, кто отзывался о группе положительно, впечатлили не столько вокальные данные Наташи, сколько ее длинные загорелые ноги.

ИСТИННЫЙ ОБЛИК (тоже Петрозаводск), к коим я питаю некоторую слабость еще со времен питерского фестиваля "Лестница", играли не очень чисто, но искренне старались. А мини-рок-опера "Муха-Цокотуха" прозвучала очень даже весело и заводно. Чего не скажешь про мурманскую команду JAHNGLE. То есть ска-реггей - вообще-то по определению бодрая музыка, но, как и в случае с BRO SOUND, когда в это дело примешиваются русско-блатные интонации, уже не до веселья. Или мне просто больше нравится рутс-реггей, настоящий, где, в общем-то, особого веселья не подразумевается?

КУЗЯ БЭНД как полноэлектрический состав немного притушил личное обаяние Кузи соло (чем-то, несмотря на разные тембры голоса, неуловимо напоминающего Полковника), но зато чуть не впервые за три дня заставил вспомнить, что есть такое хорошее слово "аранжировка". Играть вальсы и танго так, чтоб на выходе получалась все-таки рок-музыка, надо уметь. Они и умеют. Неплохо проявила себя и владивостокско-московская группа МОДЕЛЬ НЕБА - другое дело, что внятного мелодизма в том, что они делают, распознать не удалось. Хотя вокалистка здесь гораздо интереснее, чем в БЛЭНШЕ (я, понятно, не ноги имею в виду).

РАНЕТКИСамым неожиданным гендерным впечатлением фестиваля оказались РАНЕТКИ - группа школьниц, усиленно рекламируемая неким московским пиар-агентством. Настойчивый пиар обычно вызывает сомнения в самостоятельной ценности продукта, поэтому когда со сцены грянул лихой рок-н-ролл, возникли отчетливые подозрения: а не фанера ли это? Ну не могут эти пигалицы генерировать такой вал! Расследование показало: могут. Конечно, обработки и собственный звукооператор - дело немалое, но девчонки действительно хорошо играют. Просто, но хорошо. Тексты, правда, совершенно девчачьи, но для заявленного стиля большего и не нужно. В общем, не всё, что нам впаривают из Москвы - фуфло.

THE REVOLUTIONНе фуфлом оказались и другие подопечные того же агентства - экс-нижегородцы THE REVOLUTION. Никакой экзотики, правда, в их имидже и музыке не наблюдалось - то, что они играли, можно назвать обобщенно "современным гитарным роком" (официальное определение "fashion rock"), но делали они это, опять же, весьма и весьма недурно. А под конец сразили наповал старых меломанов весьма правдоподобной кавер-версией "Child In Time", причем Олег Кондраков вытягивал все верхние ноты не хуже молодого Йена Гиллана.

На этих самых нотах и закончилась 10-я "Рыбка". Выводы я все уже сделала, так что остается лишь повторить, что надежда на "Рыбку" 11-ю есть. Она не может не есть. А уж каким фестиваль получится - посмотрим на месте.

Фото: Сергей БАБЕНКО

Автор: Екатерина Борисова
опубликовано 16 августа 2006, 11:30
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (7) | Оставьте свой отзыв

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.05 / 5 / 0.002