Международные отношения (фестиваль "Беломор-Буги-2016" в Архангельске)


В свежем пресс-релизе "Беломора" присутствует фраза: "Уже несколько лет фестиваль плодотворно сотрудничает с западными музыкантами, и нынешний фестиваль, кроме всего прочего, должен придать новый импульс в развитии и укреплении не только творческих, но и побратимских связей". Историю и тенденции она отражает абсолютно верно. При том, что основная концепция "Беломора" с самого начала и до сих пор заключается в поддержке локальной сцены, к международности фестиваль стремился всегда. И не чистого понта ради, а просто потому, что так интереснее. Чем шире охват, чем больше разнообразие, чем многочисленнее и пестрее контакты - тем ярче музыкальная картина. Кроме того, Александр Мезенцев - главный организатор, идеолог и папа фестиваля - вырос, как и любой меломан его поколения, на западном роке и до сих пор не забыл, откуда и как все начиналось. Понятно, что и отечественным рок-традициям уже стукнуло добрых сорок лет, но посмотреть и послушать, а что же происходит за границами, всегда любопытно и хочется. Даже если сам объездил полмира. Даже если сейчас можно что угодно найти в Интернете. Все-таки живые впечатления не сравнить ни с чем. А впечатления от события, которое сам соорудил, от выступлений западных составов, которые сам нашел, выбрал и привез на собственный фестиваль, чтобы всем пришедшим показать, - бесценны. Без дураков.

На самом деле все мы эгоисты - и делаем то, что делаем, в первую голову для себя. Но есть категория людей, которые именно что для себя, для собственного удовольствия и кайфа, не считаясь с расходом многих ресурсов, делают праздник другим людям. Мезенцев - именно такой. И, не побоюсь обобщить, собранная им за эти годы фестивальная команда - тоже такая. И вот поэтому "Беломор-Буги" уже много лет входит в число фестивалей, организационные параметры которых вызывают уважение и восхищение даже у видавших виды гастролеров. Потому что здесь не просто все сделано хорошо - здесь в это "хорошо" вложен очень правильный человеческий импульс. Потому что важно не только уметь делать свое дело, но и любить это дело. А на "Беломоре" сразу становится ясно, что организаторы свой фестиваль любят и им гордятся. Ну, а насколько легко им дается все то, без чего фестиваль состояться не может - переговоры с администрациями, ведомствами и конторами, договоренности с группами, с залом и со спонсорами, логистика и полтыщи прочих подробностей, - спрашивайте у них сами. Это не скрывается, но и не выносится на первый план. И от помощи здесь никогда не отказываются, но ее и не выпрашивают. Потому что независимость - это не пустой звук, и если выбирать между независимостью и обеспеченностью, то понятно, что именно здесь выбирают. По этой причине "Беломор-Буги" - фестиваль известный, престижный и очень уважаемый, но не такой масштабный, как хотелось бы. Во всяком случае, пока не такой.

Но если нет возможности расти вширь, имеет смысл расти вглубь. И вот тут мы возвращаемся к разговору о международности.

Западные группы стали выступать на "Беломоре" с 2011 года. До недавних пор это были коллективы из Скандинавии - в основном из тех ее городов, которые считаются побратимами Архангельска (что дает повод обращаться за помощью в решении оргвопросов к посольствам, консульствам и культурным центрам), но в этом году Мезенцев так-таки смог реализовать свое стремление пригласить музыкантов из других стран Европы и даже из США. Стремление это достаточно давнее, но, казалось, политическая обстановка (и официальная риторика) последних пары лет ставит на нем жирный крест. Ан нет - как раз сейчас вдруг все удалось. И удалось, надо сказать, просто на отлично. Приезжие иностранцы остались в полнейшем восторге и от организации фестиваля, и от публики (почитайте отзывы на сайте - сами убедитесь), а публика приняла их тепло и непринужденно, как своих, как родных братьев-рок-н-ролльщиков. Это касается и выступлений, и общения за кулисами. Удивительное дело - впервые за много лет в клубе "Колесо" не было фестивальных after party. То есть они должны были быть по плану, но все - и музыканты, и организаторы, и прочие - спонтанно предпочли не играть и слушать музыку, а просто разговаривать друг с другом. Коммуникация происходила на смеси русского, английского и иных языков с привлечением мимики и жестикуляции. Все всех поняли, все расстались если не друзьями, то приятелями. Все продолжили в соцсетях и хотят встретиться снова. И вот это я лично назову главным результатом нынешнего "Беломора". Именно сейчас. Именно здесь. Пусть кто-то считает фразы "рок не знает границ" и "музыканты - вне политики" банальными, штампованными и надуманными. Да и не для всех ситуаций они работают, если окинуть взором историю. Но на "Беломоре" было ровно так, как сформулировано. И это прекрасно.

Чтобы снизить градус пафоса, скажу, однако, что из-за этой самой международности сильно лесом пошла историческая миссия "Беломора" - открывать и поддерживать независимые молодые (и не очень) группы из региона и - особенно - других российских областей. Вот сухая статистика: из двадцати выступивших групп архангельских было шесть (причем три из них уже появлялись на "Беломоре" прежде), из области - одна, плюс две из Москвы, три с половиной из Санкт-Петербурга (откуда взялась половина, расскажу ниже) и по одной из Брянска и из Ижевска. В смысле новизны и широты географического охвата - не густо. Правда, следует также заметить, что, в свою очередь, охват никогда не был для "Беломора" самоцелью, то есть никто никогда не звал на фестиваль группу из нового в статистическом списке города просто "шоб було", чтоб воткнуть еще один флажок в карту местности. Зовут тех, кого интересно позвать. А в плане интересности у меня к нынешнему "Беломору" претензий нет.

Что еще можно отметить из общих признаков фестиваля? Во-первых, снова порадовала афиша, столь же красочная, как и прошлом году, хотя иная по тематике: тогда она была "хипповская", а сейчас - "стимпанковская". Мрачновато, конечно, но очень стильно. Во-вторых, совсем не порадовал звук - и это чуть ли не впервые на моей памяти. Некоторое время поломав голову над вопросом, отчего звук столь фиговый (зал тот же, звукорежиссеры те же - что поменялось в уравнении?), я решила обратиться к профессионалам, то бишь к звукорежу Павлу Мезенцеву. Паша объяснил, что, оказывается, дребезжание, "кашу" и недостачу вокала продуцировал задник сцены, являвший собой огромный ЖК-экран, на который проецировалась как раз фестивальная афиша. Экран туда поставили не организаторы фестиваля, а руководство зала "М33", и демонтировать это чудо по ходу "Беломора" уже не было никакой возможности. Однако на будущее решили занавесить задник тканью, а может быть, даже и ковролин на пол положить. Внешней красоты от этого, конечно, поубавится, но зато звук будет нормальный. Правда, судя по отзывам, на звук на сцене практически никто из музыкантов не жаловался, плохо было только в зале - и то утешение, пусть и слабое.

Ну а теперь, как водится - подробности о группах, выступавших на "Беломоре" в этом году.


8 октября. День первый

Открывавшая программу архангельская 23 ПЛАНЕТА называет себя супергруппой - на том основании, что ее участники имеют неслабый стаж музицирования во многих других коллективах. Коллективы разные - от локально прославленных АНФИСЫ и ФОРТ-НОКСА до кавер-бэнда ВИНИЛОВЫЙ СОУС. Собрались в 2016 году, уже успели сыграть десяток концертов и записать альбом, с которым сейчас штурмуют "Наше Радио". Главная фишка ПЛАНЕТЫ - фронтвумен Мария Юсупова, которая не только поет песни собственного сочинения, но и играет на скрипке. При этом скрипка в аранжировке зачастую исполняет функцию соло-гитары, что довольно необычно. Однако мне это не показалось оптимальным решением: есть уж употреблять в роке скрипку, то хотелось бы, чтоб она скрипкой и была. В целом - типичный хард-роковый состав (напоминающий, например, DORO), несомненно умелый, но несколько скучноватый.

КАФЕ ВАН ГОГ (тоже Архангельск) выступали на прошлогоднем "Беломоре", так что для меня открытием уже не стали. За истекший год записали альбом (а это всегда хороший признак - он означает, что группа воспринимает определенную часть своего материала как нечто цельное и достойное закрепленной формы, да и студийный опыт никогда не во вред, какой бы студия ни была), поиграли концерты, прогресс налицо. Правда, для облюбованного ими пост-панка сыроватое обаяние новичков выглядит порой выгоднее и интереснее; с другой стороны, с возрастанием мастерства у таких групп иной раз меняется и стиль. Так что любопытно будет посмотреть на КАФЕ ВАН ГОГ еще через год-два - к чему они в итоге придут. Если, конечно, придут, а не застынут на уже достигнутом.

Петербургскую ню-метал-группу RAU.DI Саша Мезенцев нашел и отметил еще в первой половине года - сначала на фестивале "Revolution", а потом на пермском "Rock-Line": далеко не единственный и, надеюсь, не последний случай плодотворного сотрудничества этих фестивалей. Я впервые услышала RAU.DI тоже на "Rock-Line" и могу сказать, что open air им подходит гораздо больше, чем клуб, даже если клуб большой, - очень уж мощная музыка. Ну и, кроме того, злосчастный ЖК-экран более всего вредил в плане качества звука именно тяжелым группам, так что если RAU.DI не произвели на "Беломоре" того впечатления, на которое рассчитывал Мезенцев, то не их в том вина. Да и просто группа еще молодая, и там, где с неожиданными трудностями справились бы матерые волки вроде СЛОТА, у RAU.DI сказался недостаток опыта и не проведенный по объективным причинам саундчек. Но в целом я бы сказала, что выступили они хорошо.

Группа ЯКОРЬ (Онега) - одновременно и старая, и новая. Новая - потому что ЯКОРЮ год от роду, старая - потому что опять-таки составлена из музыкантов, известных по другим местным проектам. И если группу INSECTIA, выступавшую на "Беломоре" в 2008 году, я помню плоховато, то THE HYPERCUBE слышала неоднократно, в том числе и на выезде, то есть на "Rock-Line". При этом раньше как-то ничто не предвещало, что гитарист-виртуоз Вадим Баёв, исполнявший в THE HYPERCUBE затейливые и очень теплые инструментальные вещи, вдруг коротко пострижется, соберет новый состав и примется нарезать угрюмый северный дум-метал (деды - PARADISE LOST, отцы - КYРСК). Однако у местной публики ЯКОРЬ однозначно имеет успех - то ли потому что тексты, так сказать, жизненные (герой одной песни утоп, другой сгинул в лесу, третий проводит все время на могиле дочери - как объясняют сами музыканты, "это песни о переживаниях северных людей, которые вызывают непреодолимое желание употреблять алкоголь и горевать"), то ли потому что музыка хоть и мрачная, но могучая и сыграна качественно.

Мой друг и коллега Владимир Миловидов, главный редактор московского журнала "InRock", в своем весьма комплиментарном отзыве о ЯКОРЕ делает еще и упор на то, что, мол, "за то, что люди начинают играть традиционный дум-дэт сейчас, уже надо давать премию". Я лично не вижу в этом чего-то отдельно заслуживающего внимания, поскольку новых стилей в роке за последние лет 20 не изобреталось вовсе (а относительно новое являет собой старое с приставками "пост" или "нью"), и чем конкретно те, кто начинает играть сейчас дум, принципиально отличаются от тех, кто начинает сейчас играть, скажем, глэм или пауэр-метал, мне не совсем ясно. Тем не менее, хоть я и не любитель дума, восторги относительно ЯКОРЯ понимаю и желаю им удачи.

Из Ижевска можно ожидать каких угодно музык. На "Беломоре", в частности, побывали и фолк-хипповые воздушные АНРИ, и разбитные ТРАЛИ-ВАЛИ, и камерно-академический KARENIN. Поэтому чего ждать от группы под названием СНЫ АФРИКАНЦА, я не знала и даже не пыталась предугадать. Оказался очень ровный и складный рок (просто рок, без каких-то дополнительных дефиниций) с неожиданно южнорусским оттенком - будто и не из Ижевска, а из Ростова-на-Дону. В упрек коллективу можно поставить разве что некоторое музыкальное однообразие - если особо не вслушиваться, то в какой-то момент начинает казаться, что играется один бесконечный "The Passenger". А так все нормально.

DIESELHIT (Брянск) вызвали восхищение многих слушателей своим явно не случайным сходством с MOTORHEAD - не только в плане материала (среди своего был исполнен и кавер на "Rock'n'Roll", а на саундчеке они, говорят, сыграли как по нотам "Ace Of Spades"), но и в плане подачи и внешнего вида. Ковбои, да - кожаный жилет, шляпа и борода вокалиста/гитариста, общий угар и расколбас. "Это кураж, это дух рок-н-ролла!" - говорил Мезенцев. Спорить не буду, без таких групп рок-н-ролла действительно не существует. Однако вопрос, нужен ли миру еще один MOTORHEAD, так-таки остается открытым. Во всяком случае, для меня.

Питерские ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ПАРТИЗАНЫ в первоначальной версии фестивального лайн-апа отсутствовали, но потом Мезенцев сообразил, что их состав более чем наполовину пересекается с составом уже приглашенной им АДАПТАЦИИ - так отчего же не позвать две хорошие группы по цене одной (тут я имею в виду чисто транспортные расходы)? И позвал. При этом демократичности ради звездность состава ЭЛЕКТРОПАРТИЗАН (Вадим Курылев и Павел Борисов - экс-ДДТ, Михаил Нефедов - экс-АЛИСА, если кто не в курсе) нигде отдельно не подчеркивалась, так что те, кто поленился заранее прошерстить Интернет, принимали группу такой, какая она есть. Что абсолютно правильно, между прочим. В свою очередь, ПАРТИЗАНЫ показали Архангельску очень серьезную программу, составленную в основном из песен антивоенной направленности - "Быть Солдатом", "Блефуску", "На Войне Как На Войне", - может быть, не такую взрывную по музыке, как анархистский цикл, который мне довелось послушать на позапрошлогодней "Рыбке", но злую, честную и драйвовую. За что спасибо.

При этом есть ощущение, что не только Курылев привнес свои музыкальные идеи в АДАПТАЦИЮ, но и АДАПТАЦИЯ определенным образом повлияла на звучание и в какой-то степени на тематическую составляющую материала ПАРТИЗАН. Появилось нечто общее между ними, чего раньше не было. Впрочем, могу ошибаться и все как раз наоборот - именно общность и привела к нынешнему альянсу.

BLIND VANDAL давно уже стали своего рода талисманом "Беломора", без них фестиваль обходится редкий год. При этом в последнее время их мало где можно услышать, кроме как на "Беломоре", поскольку гитарист и лидер группы Александр Фирсов несколько лет назад переехал жить в Рязань. Поэтому на данном этапе ВАНДАЛЫ - это такая группа-фантом, которая вроде как есть, но в то же время ее вроде как и нет. Давно нет и нового материала. Однако это все не помешало им выступить самым наикрутейшим образом. Вообще я не припомню, чтобы BLIND VANDAL выступали плохо, неудачно, серо, но на сей раз они просто превзошли сами себя. Это уже какие-то немыслимые вершины. Так что даже если в недалеком будущем группа окончательно перестанет существовать - они уйдут со сцены в такой форме, до которой многим пахать и пахать. Вот разве что мировой известности к этому пока, увы, не приложено. Но Мезенцев над этим работает...

Международную часть "Беломора" открыли норвежцы THE BAND CALLED OH из города-побратима Архангельска Тромсё. И удивили двумя почти взаимоисключающими особенностями. С одной стороны, играли они не то, что обычно считается рок-музыкой во всех ее видах, а практически поп или же поп-соул с легким добавлением фанка, отчасти напомнив звучанием Майкла Джексона этак в середине его карьеры и в наиболее лирической ипостаси. С другой стороны, вокалист Фруде Ларсен - юноша с нежным лицом и почти ангельским голосом - вышел на сцену в адидасовском тренировочном костюме и футболке навыпуск, чрезвычайно напоминая своим видом сельского гопника ("пацана с раёна", как уточняют знающие люди). То ли он что-то такое подглядел в Архангельске в нынешним мае, когда THE BAND CALLED OH приезжали сюда с клубным концертом, то ли у них в Норвегии так принято... Задать прямой вопрос в интервью так никто и не догадался, хотя внешний вид Фруде стал одной из главных тем в обсуждениях первого фестивального дня. Впрочем, музыка, кажется, всем понравилась, тем более что такую на "Беломоре" услышишь не часто.

Вообще же, главной сенсацией дня - если не всего фестиваля - стали IMMORTAL GUARDIAN. И не только потому, что это первая американская группа, выступившая на "Беломоре" (да и в целом Архангельск вряд ли избалован гастролями артистов из США). Они интересны именно как музыканты. Избранный ими стиль, правда, совершенно не нов - пауэр-метал с ясно считываемой опорой на грандов новой волны британского хэви (а конкретно на JUDAS PRIEST и IRON MAIDEN), - но зато реализуется чрезвычайно живописно и убедительно, даже мастерски. Живописность достигалась в основном за счет огненноволосого гитариста Гэбриела, который играл одновременно на гитаре и клавишных. Понятно, что без подкладок не обошлось, но все же высокий уровень владения обоими инструментами не вызывал никаких сомнений. Однако ничуть не меньше потрясал и вокалист Карлос - причем не столько экзотической внешностью, сколько совершенно фантастической силы голосом. Это что-то почти за пределом человеческих возможностей, на грани ультразвука: казалось, прибавь ему еще немного громкости - и стены рухнут. Фактически IMMORTAL GUARDIAN могли бы выезжать исключительно на Карлосе, но они ребята пытливые, рамки стиля стараются по мере возможности расширять, добавляя туда всякой латиноамериканской этники, например, да и академической музыки не избегая. Это было не очень заметно на паршивом, увы, фестивальном звуке - но тем интереснее изучить их материал в записи. И вообще познакомиться с ними поподробнее.

Вне сцены, кстати говоря, IMMORTAL GUARDIAN оказались на редкость славными и общительными ребятами: по дороге успели посетить Эрмитаж и Царское Село (их приезд обеспечивало американское консульство в Санкт-Петербурге), а в Архангельске прикупили себе шапки-ушанки (в которых выглядели совершенно по-дурацки, но об этом им из деликатности никто не сказал), мигом перезнакомились и передружились со всеми, кто мог связать хоть пару слов по-английски, внимательно отслушали оба фестивальных дня, сняли милейшее видео о своей российской гастроли, остались от всего произошедшего в искреннем восторге и теперь очень хотят приехать сюда снова. И в этом действительно нет ни политики, ни тем паче конъюнктуры. Рок-н-ролл космополитичен по своей природе, в мире рок-н-ролла (не шоу-бизнеса!) врагов нет - есть лишь друзья и единомышленники. Именно поэтому Карлос - бразилец с итальянскими корнями, техасец по месту дислокации группы и калифорниец по нынешнему месту жительства - через пять минут после знакомства дал мне свой адрес и сказал: "Будешь в Калифорнии - заходи в гости". Не факт, что я когда-нибудь поеду в Калифорнию, но если поеду - зайду непременно. Потому что это тоже рок-н-ролл.


9 октября. День второй

Второй день начался не очень увлекательно - может быть, по сравнению с первым, а может быть, потому что архангельская группа ROMERO'S NATION не явила никаких чудес. Англоязычный хоррор-панк (название взято в честь создателя "Ночи живых мертвецов" Джорджа Ромеро), вокалист в черной балаклаве, майки с костями, все такое. Быстро, бодро, громко - но неразборчиво и как-то совсем однообразно. В общем, я не впечатлилась.

А вот PUSHKIN RIOT (тоже Архангельск), напротив, понравились. В группе, между прочим, трое из четырех участников - действительно Пушкины, в том числе вокалистка Катя, которая на поверку оказалась еще и барабанщицей по основной музыкальной специальности. Играют в общем и целом блюз-рок с примесью харда и легким налетом ориентальности; медленные вещи у них самую чуточку нудноваты, зато среднетемповые - очень хороши. А главное - есть свой стиль, свое лицо. Если не в музыке, то в имидже и подаче уж точно.

Архангельскую группу НЕИЗВЕСТНЫЙ КОМПОЗИТОР я слушала уже в третий раз - предыдущие два были на "Беломоре-2014" и на "Rock-Line-2016". И если в позапрошлом году они были почти дебютантами, то сейчас это уже очень слаженный, фактически профессиональный коллектив, по счастью не утративший не грамма того живейшего удовольствия, с которым они играют свою музыку и делают свое шоу. А если учесть, что музыка у них чрезвычайно завлекательная (кроссовер редко бывает иным), а в шоу присутствует тонкая ирония, то совершенно неудивительно, что в группу с разбегу влюбляются если не все, то многие, кто ее хоть раз слышал. В частности, IMMORTAL GUARDIAN прослушали НК с неподдельным интересом, а по окончании сета тут же пошли знакомиться, общаться и меняться записями. Я, кстати говоря, понятия не имею, имеются ли у НЕИЗВЕСТНОГО КОМПОЗИТОРА студийные записи, но концертные аудио- и видеотреки в Интернете представлены весьма широко. Искренне рекомендую найти, посмотреть и послушать.

Питерский ОГНЕЛЁТ мне тоже доводилось неоднократно слышать на всеразличных фестивалях. Группа боевая, опытная, играют давно (с 2000 года), тексты не бессмысленные - в общем, все в порядке. Публике они обычно очень нравятся. У меня же так и не сформировалось о них никакого конкретного мнения - уж не знаю, почему. Поэтому и от оценки воздержусь.

Далее уместно еще раз вспомнить и сказать о давнем и полезном сотрудничестве "Беломора" и "Rock-Line", благодаря коему уже довольно многие группы играли на обоих фестивалях. С недавних пор в этот межфестивальный круг обмена открытиями вошел калининградский "K!nRock", а также питерский "Revolution". С подачи последнего в этом году в Пермь попало сразу несколько отличных команд, а в Архангельск - рикошетом RAU.DI и отдельно москвичи THE BLUESTOCKING. Надобно было бы, наверно, написать "москвички", поскольку группа на три четверти женская (о чем говорит и название - в переводе "синий чулок"), однако кроме барабанщицы, басистки и клавишницы/вокалистки в составе присутствует гитарист мужского пола, что не позволяет употребить феминитив. Свой стиль они называют "панк-кабаре", однако я как-то не заметила в них чего-то выражено кабаретного и панковского. Несколько дурашливое поведение и образ карикатурно накрашенных школьниц - это немного о другом, да и определенное сходство с SIOUXSIE & THE BANSHEES не делает THE BLUESTOCKING панком или даже пост-панком. Скорее это все в общей традиции английского арт- и глэм-рока 70-х, да плюс еще и "Сержант Пеппер" здесь довольно явственно прослеживается. Вообще такой музыки - умной, сложноразмерной, прохладно-ироничной, на грани парадокса - у нас очень мало в силу ее очевидной невостребованности, так что фразу "уже за то, что люди сейчас берутся играть такое, им надо премию давать", я сама сказала бы как раз в отношении THE BLUESTOCKING. Да и не бояться быть смешными, ухитряясь не выглядеть при этом глупо, - это, знаете ли, отдельное искусство.

SWEET SCARLET, вторая на нынешнем "Беломоре" группа из норвежского Тромсё, подтвердила мои прежние наблюдения (в том числе и за их земляками THE BAND CALLED OH): скандинавские музыканты имеют возможность получать очень хорошую профильную подготовку, поэтому даже совсем молоденькие команды приятно удивляют качеством игры. Слушать их - сплошное удовольствие, все сделано очень хорошо и грамотно, комар носу не подточит. Другое дело, что во всем этом, как правило, не хватает оригинальности, свежего подхода, а зачастую и драйва. Рок-н-ролл можно играть технически гладко, от этого он рок-н-роллом быть не перестает, однако должен быть в нем еще и нерв. Вот нерва-то в SWEET SCARLET мне и не хватило. Так что запомнился лишь гитарист/вокалист - статный, кудрявый и татуированный сверху донизу, даже из подмышки у него выглядывала чья-то нарисованная рожа.

Интересно совпало (а может, так и было задумано), что встык со сладкозвучными норвежцами выступила АДАПТАЦИЯ, у которой чего-чего, а уж нерва хватает с лихвой. Ермен сейчас живет на два города, кочуя из Актюбинска в Питер, поэтому и АДАПТАЦИЯ на данном этапе считается группой наполовину казахстанской и наполовину петербургской. Но это так, фактов ради, потому что в плане музыки на АДАПТАЦИЮ повлияло больше сотрудничество с Курылевым, чем частичная смена дислокации, а манера Ермена писать тексты не поменялась совсем. Новых песен, правда, в Архангельске было исполнено немного - "Сбитые Летчики" и "Домой (Беспризорные Люди)". Однако если учесть, что АДАПТАЦИЯ не выступала в Архангельске 13 лет, а поклонники у группы здесь есть (они есть в любом городе), не обязательно было петь новое - главное было выступить в принципе.

Вообще же, я опять убедилась, что АДАПТАЦИЯ - не фестивальная группа: в том смысле, что получаса и сета из шести-семи песен совершенно недостаточно, чтоб ее расслушать как следует. Даже если слушаешь ее много лет и знаешь все песни. Но хочется верить, что после вот этого приглашения на "Беломор" затянувшаяся пауза прервется, и АДАПТАЦИЯ снова начнет выступать в Архангельске более или менее регулярно.

Итальянцы BANG OUT играли бодрый, но довольно стандартный глэм-метал и были все как-то на одно лицо, поэтому хотелось обращать внимание на детали. Ну, например, на инструменте гитариста/вокалиста Нэша был нарисован итальянский флаг, а на инструменте басиста Марко обнаружилась надпись "Мы любим Россию!" И, похоже, это правда - перед приездом в Архангельск они спланировали и откатали по России целый клубный тур и остались очень довольны как приемом (даром что их тут мало кто знает, но все-таки кто-то, видимо, знает, потому что в прошлом году они тоже гастролировали по нашим городам и весям, начав как раз с Архангельска), так и поездкой в целом. А по ходу стали жертвой русской народной забавы "научи иностранца материться", что и продемонстрировали, весело прокричав со сцены: "Водка, сиськи, заебись!" Публика посмеялась и порадовалась. Ну, а недостаток оригинальности своего материала BANG OUT сполна компенсировали умением играть кавер-версии: "Rebel Yell" - это вообще ход с козырей, да и попурри из нетленных хард-рок-хитов ("I Love Rock'n'Roll", прославившийся в исполнении Джоан Джетт, "Living After Midnight" JUDAS PRIEST, "We're Not Gonna Take It" TWISTED SISTER и "Rock'n'Roll All Nite" KISS) тоже зашло на ура.

THE ERKONAUTS из спокойной, сытой и благополучной Швейцарии (а конкретно - из спокойной, сытой и благополучной Женевы) внезапно оказались очень злобной в музыкальном плане командой. Подобной музыки мы скорее ждем из Скандинавии, так что вышел своеобразный перевертыш. Заявлены они были как прогрессив, но швейцарский прогрессив, как выяснилось, настолько суров, что в данном случае куда более походил на металкор. А поскольку, напомню, звук в силу непреодолимых пространственных причин особенно сильно портился на выступлениях именно тяжелых групп, слушать THE ERKONAUTS было физически тяжело, почти невозможно. Хотя группа очень добротная, собранная из умелых музыкантов (опять супергруппа) и, в общем, интересная. И, кстати, достаточно востребованная, если верить их сайту, так что до нас они доехали не по остаточному принципу, а в рамках регулярных туров по Европе, Азии и Штатам.

Между прочим, на "Беломоре" итальянских и швейцарских команд прежде никогда не бывало, так что в этом году в отношениях фестиваля с миром действительно случился серьезный прорыв.

В финале, однако, выступали не иностранцы, а группа из Москвы, что не ново и даже в некотором роде традиция. Группа называется HORSEPOWER - имя неудачное в том аспекте, что сразу вызывает ассоциации с 16 HORSEPOWER, хотя музыку они исполняют совершенно не такую. То есть никакой американы и дарк-фолка. Зато в изобилии джаз-рока, фанка, прогрессива и прочего подходящего. Опять-таки супергруппа - в этом году "Беломор" был на них, как видите, богат, - и тут отдельно хочется подчеркнуть, что супер не только потому, что до того, как собраться вместе, эти музыканты успели получить соответствующее образование и достаточно долго поиграть в других составах, в том числе очень популярных, но еще и потому, что играют офигенно. Они не только профи высшей пробы, но и умеют вдохнуть в свою музыку жизнь и чувство. Публика на тот момент уже отчасти рассосалась, но те, кто остался до конца, аплодировали стоя - и в буквальном, и в переносном смысле. Есть подозрение, что прониклись даже те, кто прежде о подобной стилистике не знал и/или ее не любил. И это при том, что такую музыку можно, в принципе, слушать и как фоновую. Но лучше, конечно, слушать внимательно и вникая.

В целом "Беломор-Буги-2016" оставил наилучшие впечатления и воспоминания, что тоже уже не новость и тем более не редкость. И для полного счастья не хватает разве что масштабности: больше публики, больше денег на фестивальные нужды, шире известность. Вот это "Беломору" очень пригодится. А еще есть мечта, чтоб однажды этот прекрасный фестиваль прошел летом и на открытой площадке. Хотя бы в порядке эксперимента. Очень интересно было бы побывать на таком.

Фото: Григорий АНШУКОВ

Автор: Екатерина Борисова
опубликовано 05 ноября 2016, 23:50
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2017, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.04 / 5 / 0.014