ФОРТ-НОКС - "Северо-Западный Клондайк"


(р) ФОРТ-НОКС, 2012

Дело Леннона вечно, потому что оно верно! Честно говоря, в последнее время я чуть было не усомнился в справедливости этого тезиса. Ведь в нескольких радиопередачах на разных радиостанциях (в том числе и рок-н-ролльных), из уст разных людей (в том числе и весьма компетентных) мне приходилось выслушивать рассуждения о том, что всё наследие THE BEATLES устарело морально и технически, что слушать его уже невозможно, что вдохновить оно на творчество никого не сможет. Но вот обнаружилась архангельская группа ФОРТ-НОКС - и настроение моё значительно улучшилось, ибо оказалось, что не всё так плохо.

Битломания у этих ребят в крови, причём битломания без вредных примесей и консервантов. В истории русского рока подобных случаев немного. В середине 80-х бит-квартет СЕКРЕТ всех настолько сбил с толку своим примером лёгкого успеха, что впоследствии любой музыкант, работающий в "шестидесятнической" ретро-эстетике - если он, конечно, не Сюткин и не Хавтан, - рисковал прослыть подражателем СЕКРЕТА. Но ленинградская четвёрка на самом деле если когда-нибудь и превращалась в настоящих битлоидов, то крайне редко и ненадолго, в основном - в таких дурашливых детских песенках как "Сара Бара-Бу". Всё остальное было скорее смутным воспоминанием об отечественной музыке, на фоне которой прошло их детство - о ВЕСЁЛЫХ РЕБЯТАХ, ГОЛУБЫХ ГИТАРАХ и прочих кумирах застойной поры, родство с которыми во времена перестройки считалось позорным клеймом.

ФОРТ-НОКС решили не секретничать, не спекулировать на ностальгии по совку ли, по запиленным ли (скорее всего, болгарским) винилам, купленным тридцать лет назад у фарцовщиков. Костюмных исторических спектаклей мы уже насмотрелись, а можно ли научиться чему-нибудь действительно непосредственно у первоисточника? "Можно!", - отвечают ФОРТ-НОКС, даже не пытаясь имитировать саунд 60-х, хотя вполне могли бы справиться и с этой задачей. У ливерпульцев они заимствуют другое - жизнерадостное настроение, молодой задор, яркий мелодизм, романтизм и изящный абсурдистский юмор. Тексты большинства песен хотя и не кажутся переводами с иностранного, но явно навеяны той викторианской Англией, которую мы знаем по сериалу про Шерлока Холмса с Ливановым и Соломиным, по анекдотам с последних страниц журнала "Крокодил", в большинстве своём сочинённым сэрами с совсем не английскими фамилиями. Бесхитростные куплеты не перегружены поэтическими изысками, иногда даже режут слух бестолковыми рифмами, типа "самосуд - страшный суд", но простота их - не та, что хуже воровства. Наивность, не переходящая в кромешную глупость, бывает весьма обаятельной. Как ни копайся в сентиментальных и чуточку ироничных песенках, в основном посвящённых любовным переживаниям, уличить авторов а попсовости или в пошлости вы ни за что не сможете. Есть лирический герой - простоватый, вечно погружённый в фантазии, вечно воображающий себя то супермачо, то проклятым всеми богами неудачником, а есть певец и автор большинства песен Андрей Богданов, и насколько это разные люди, видно невооружённым глазом.

Музыканты, собравшиеся в группе - далеко не виртуозы. Иногда, пытаясь искать себя в каком-то новом качестве, они даже перестают трезво оценивать свои возможности. На творчестве это сказывается далеко не лучшим образом. Скажем, песня "Стальное Сердце И Ржавые Слёзы" явно задумывалась как дружеский привет QUEEN. Но поскольку пригласить для записи гитарной партии Брайана Мэя никто не догадался, номер не дотягивает даже до уровня пародии... Претензии на некую социальную сатиру в произведении под названием "Таможенный Инспектор" тоже не выдерживают никакой критики - уж слишком похоже на модную в период перестройки группу ОКНО, которая абсолютно ни на чём не умела играть, но газеты читала внимательно и на конъюнктуру реагировала оперативно. Настоящий Богданов - это всё-таки бодрящий "Гольфстрим" и странноватый "Андрогин". Хорошо дополняет эти песни и неожиданно серьёзный, философский "Мальчик Из Церковного Хора" за авторством гитариста группы Романа Ефимова. Благодаря именно таким вещам общее впечатление от альбома остаётся светлым - словно бы побывал на маленьком празднике непослушания или поболтал со старыми друзьями, вместе с которыми когда-то и открывал для себя THE BEATLES.

Автор: Олег Гальченко
опубликовано 18 сентября 2012, 16:20
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.03 / 6 / 0.009