Так пела осень (КАЛЕВАЛА в "TIR-клубе", Псков, 4.11.2017)


Странное у меня отношение к КАЛЕВАЛЕ. Единственная группа, которая нравится сейчас, концерты которой стараюсь не пропускать. Последняя на сегодня группа, которую открыл для себя - после них так никто всерьез больше и не понравился. Группа, о которой так и не смог рассказать в рецензиях (в те времена, когда ещё писал их). Именно на альбоме КАЛЕВАЛЫ я решил отойти от участия в музыке и уйти в область чистого кайфа от ее прослушивания - и это и сейчас кажется правильным.

Слушаю их от альбома к альбому - и думаю, что им удалось то, что удается немногим. Они уловили, вольно или невольно, свой золотой период и остаются в нем уже долго - конечно, развиваясь, но не уходя далеко в сторону от найденной однажды дороги. И это очень правильно в данном случае, особенно когда им удается создавать и создавать новые песни, выпускать альбом за альбомом, снимать клип за клипом. И всякий раз, слушая их новые песни, сознаешь: это - как раньше, это - не скучно и это - не надоедает.

В Пскове КАЛЕВАЛА была хороша, как всегда - кажется, у них просто не бывает неудачных концертов. А вот звук в "TIR-клубе" на удивление испортился. Так все-таки нельзя: на дворе второе десятилетие XXI века, и такой звук был бы приемлем лет 20 назад, а не сейчас. И - респект и уважуха штатному звукорежиссеру группы, вытянувшему из ТИРовского аппарата, кажется, все возможное.

Зал на удивление был полон - редко сейчас бываю на концертах, но даже и не припомню, когда в последний раз видел битком набитый народом клуб. И это на концерте метал-группы!.. Странный факт: группы нет в радиоротациях и телеэфире (мне не попадалась), но к 10-летнему юбилею и к выходу пятого по счету альбома "Метель" их, оказывается, хорошо знают.

В Псков они приехали, потеряв буквально две недели назад отыгравшего несколько лет с ними басиста. Народ требовал песен с нового, только что вышедшего альбома (и их уже знают тоже!..), но группа была вынуждена играть только те песни, которые успел выучить новый басист Михаил Крон - к чести последнего, таких оказалось целых 22 штуки. С "Метели" была сыграна буквально пара песен, остальное - сборная солянка из альбомов разных лет: всё хорошо знакомое, всё давно уже понятное и принятое, всё воспринимаемое одинаково ровно на ура всеми собравшимися в зале - и скоростные боевики, и полуакустическая лирика.

Всякий раз, слушая новый материал КАЛЕВАЛЫ, интересно наблюдать, как они берут свое - везде, где увидят свое. Это могут быть песни казачьей вольницы, чисто народные песни либо переложенные на свою музыку стихи известных поэтов вроде Анны Ахматовой или Николая Рубцова (а такое сделать интересным вообще невероятно сложно и удается крайне немногим). Это может быть творческая переработка эпоса - финского, славянского. Но, конечно же, большинство песен - это собственное творчество музыкантов, точнее, основного созидательного тандема группы: автора текстов и вокалистки Ксении Маркевич и гитариста Никиты Андриянова.

В любом случае, КАЛЕВАЛА - это всегда насыщенный драйв, даже в самых лирических песнях. Это всегда подчеркнутый, ярко выраженный, даже чуть вызывающий мелодизм любой из песен. Это всегда композиционно очень плотные песни, без пустот и проходных мест, где каждый фрагмент - не просто так и всегда к месту. И это всегда хорошие, яркие, эмоциональные и понятные тексты, далекие от до сих пор модного штрихового смысла.

Всякий раз, слушая новый материал КАЛЕВАЛЫ, интересно наблюдать, как они мастерски обыгрывают не слишком ритмичные тексты. Кажущиеся слегка неровными строчки ложатся в музыку так, что эта неровность совершенно пропадает в песне. Такое бывало раньше, такое встречается и в новом альбоме. Характерный пример - "Падал Снег": презентационное видео смотреть тем проще, что оно сопровождается титрами с текстом. Попробуйте послушать и - любопытно, какой поэт имеется в виду во втором куплете (или это собирательный образ)?..

Дома зашел спор, имеет ли творчество КАЛЕВАЛЫ (и вообще современных фолк-музыкантов) отношение к настоящему фолку? Спор старый и не наш - об этом много говорили и писали еще когда лет десять-пятнадцать назад появилось понятие "неофолк", и группы, использующие фольклорные тексты и мелодику, стали возникать как грибы после дождя во всем диапазоне жанров - от чистой акустики, исполняемой на аутентичных насколько это возможно инструментах, до паган-метала. Не будучи специалистом, не берусь утверждать, за кем здесь правда. Но мне кажется, что фолк (музыкальный, текстовый) - это не только то, что тем или иным способом донесено из глубины веков и исполняется (сохраняется, передается дальше) в неизменном виде. Мне кажется, что фолк - это не мертвая музыка, раз и навсегда написанная 200-300 лет назад (вряд ли сохранились и донесены до современности неизменными более ранние источники). Фолк все же имеет право на развитие, и песни в этом стиле не обязательно должны быть написаны в прошлые века - их вполне могут писать и сегодня, сохраняя мелодику, общую стилистику и дух.

Если это так, то песни КАЛЕВАЛЫ - это фолк настоящий. Но, может быть, это не так и важно. Важно, что они уже десять лет пишут правильные песни - красивые, сильные, мелодичные, драйвовые, умные и душевные. А альбом "Метель" появился очень вовремя: когда-то их сингл "Сон-Река" озвучил мне лето 2011 года. И я знаю уже, что будет озвучивать мне зиму 2017/2018.

Автор: Алекс Драйвер
опубликовано 06 ноября 2017, 20:26
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2017, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.02 / 5 / 0.002