Бесимся, безумеем, оттягиваемся! ("Калядны Фэст 2017" в Минске)


В минувший понедельник вечером столичный клуб "Re:Public" в очередной раз распахнул свои двери для любителей хорошей музыки. На этот день приходится католическое Рождество (или Рождество по Григорианскому календарю). И именно 25 декабря уже в десятый раз проводится "Калядны Фэст" ("Колядный Фест") с участием лучших белорусских групп.

На входе в клуб каждый подвергался тщательному досмотру на наличие колющих-режущих предметов и посуды с любой жидкостью. А в фойе на прилавке можно было купить белорусские CD, DVD, книги и различную атрибутику.

Фестиваль начался с мастер-класса: девушка Маргарита, сотрудница школы традиционных искусств, обучала желающих белорусским и европейским средневековым танцам. Затем мы услышали аутентичное народное пение: в исполнении женского вокального ансамбля школы под управлением Виктории Михно прозвучало несколько колядных песен. Можно сказать, что это выступление задало настроение всему фестивалю.

На сцену поднялся Змитер Сосновский, которому в этот вечер предстояло совместить две роли - лидера группы STARY OLSA и ведущего. Он поздравил музыкантов и зрителей с маленьким юбилеем: ведь "Калядны Фэст" в этом году проводился в десятый раз. А посему призвал публику беситься, безуметь и оттягиваться кто как может.

Группа АДАРВІРОГ (СОРВИГОЛОВА) играет фолк-метал. Что сразу же приковывает внимание - так это нетрадиционный инструментарий: наряду с вполне характерными для жанра гитарами и барабанами в него входят скрипка, баян, белорусская дуда, колесная лира, мандолина и даже ирландский бузуки! Пока музыканты отстраивались, Змитер Сосновский счел своим долгом предупредить зрителей об опасности: дело в том, что Каролина Носко во время проигрышей на скрипке часто обнажает бедро, чтобы продемонстрировать тату. У кого-то может возникнуть соблазн влезть на сцену и поприставать к девушке. Но Каролина мастерски владеет не только скрипкой, но и кинжалом. А потому Змитер посоветовал не искушать судьбу. Монолог ведущего вызвал смех в зале.

Основу выступления составили композиции из единственного на сегодня альбома группы "Край Паданняў" ("Край Преданий") - "Харэя" ("Хорея"), "Адарвірог", она же "From Hell With Love", "Песня Беларускіх Жаўнераў" ("Песня Белорусских Воинов") и "Забі Выратавальніка" ("Убей Спасителя"). Мне кажется, полифонические соло скрипки и бузуки на концертах выглядят гораздо живее, чем в студийном варианте. Приятно удивил кавер на композицию KORN "Right Now". Ребята не стали переигрывать оригинал, а, предлагая собственную аранжировку, проявили изобретательность. Особенно меня впечатлил скрипичный проигрыш во вступлении.

Напоследок музыканты подготовили сюрприз: есть такой популярный танец - "Marazula"" или "Маразуля". Существуют разные версии его происхождения: по одной, танец бретонский, по другой - португальский... АДАРВІРОГ же представили новую песню "Адмаразуля": название происходит от слова "отмороженный". Однако не стоит искать какие-то контексты или подтексты: просто веселая песня, под которую самое время поскакать.

Ансамбль средневекового танца JAVARYNA, он же ЯВАРЫНА перенес нас на несколько столетий назад. Среди зрителей снова нашлись желающие потанцевать средневековые танцы, из которых мне запомнились "Ой-Ра!", "Грэчанікі" (так называют в Беларуси гречневые блины) и уже упоминавшаяся "Marazula"...

TROLLWALD - еще одна фолк-метал-группа. Правда, к стилю ребята подходят более традиционно. Для начала были сыграны две вещи из прошлогоднего EP "У Гушчарах" ("В Зарослях") - заглавная и "У Кішэнях Нуль" ("В Карманах Ноль"). Андрей "Апан" Апанович (также ZNICH) рассказал, что сейчас TROLLWALD работают над первым полноформатным альбомом и предложил несколько премьер: "Спыніўся Час" ("Остановилось Время"), "Не Гуляйце, Дзеўкі, ў Лесе" ("Не Гуляйте, Девки, в Лесу"), "Троль-Байструк" и "Два Тролі". Во время исполнения последней песни к группе присоединился Алесь Чумаков (STARY OLSA и CEILIDH CEOL) и подыграл на жалейках. В целом вроде все хорошо. Но LITVINTROLL были лучше. А клавиши показались мне лишними...

STARY OLSA открыли свое выступление бургундским танцем XV - начала XVI века "Tourdion". Затем презентовали свой свежий альбом "Vada, Chmiel i Solad" ("Вода, Хмель и Солод"), сыграв "U Karcmie" ("В Корчме", "Vada, Chmiel i Solad", "Kola Rycerska" ("Рыцарский Круг" или "Рыцарское Сообщество"), "Pachvala Kniaziu Vitaŭtu" ("Похвала Князю Витауту") и "Marazula" (с белорусским текстом). Змитер Сосновский возродил по найденной нотной рукописи белорусский кант XVI века "Dzikava Halava" ("Кабанья Голова"), который вызвал бурю восторга. Вспомнили и композицию "Brama" ("Врата") из альбома 2003 года "Шлях" ("Путь").

Обычно выступления STARY OLSA заканчиваются балладой "Litvin" ("Литвин"). Но публика просила продолжения. Да и времени хватало. А потому Змитер Сосновский объявил "австралийскую народную песню". Многие догадались, что это кавер на песню AC/DC "Highway to Hell", вошедший в альбом STARY OLSA "Medieval Classic Rock".

Выступление этно-электронного проекта PAWA наполовину строилось на материале позапрошлогоднего альбома "Żyto" ("Рожь"): "Dudnik" (в данном случае - человек, играющий на дуде), "Jurja" ("Юрья") и "Zaihraj Ža Mnie, Dudaročku" ("Сыграй Же Мне, Дударик"). Песня-игра "Ciacierka" ("Тетерка"), "Siadaj i Nie Hadaj" ("Садись и Не Гадай") и "Šlach Damoŭ" ("Путь Домой") пока можно услышать только на концертах.

Также Юрась Панкевич с сотоварищами представили новую песню "Pliačom Da Pliača" ("Плечом к Плечу"). А точку в выступлении поставил кавер на песню американской группы DROPKICK MURPHYS "I'm Shipping Up to Boston". Очень весело, зажигательно и танцевально.

Фестиваль завершали гости из Гомеля - паган-фолк-группа GODS TOWER. Пока музыканты готовились, Змитер Сосновский вспомнил о своем знакомстве с директором коллектива Виктором Лапицким, которое состоялось еще в начале 90-х.

Монументальное инструментальное "Intro" переросло в балладу "I'm The Raven". "Rarog", "Heroes Die Young", "An Eye For An Eye", "Seven Rains щf Fire", "Twilight Sun" и "Civilization" игрались почти без перерыва. Порой я даже не понимал, где заканчивается предыдущая песня и начинается следующая. А где-то между ними расположились две композиции, составляющие еще не вышедший виниловый миньон "Liar" - заглавная и "Srebra Peruna" ("Серебро Перуна"). Последняя являет собой кавер на композицию харьковской группы NOKTURNAL MORTUM "Perun's Celestial Silver" с оригинальным белорусским текстом Алеся Плотки. По сути, получилось новое произведение, отличное от первоисточника.

Выступление подошло к концу. Но зрители в зале скандировали название группы и просили добавки. Lesley Knife не заставил себя долго уговаривать. "Rising Arrows", "Blood" и "Evil" прозвучали как одна огромная песня. После чего Lesley Knife со словами "Жыве Беларусь!" покинул сцену.

Мне трудно что-либо сказать о музыкальной и исполнительской составляющих, ибо они были безупречны. По крайней мере, мне так казалось. Быть может, я несколько субъективен и категоричен, но, на мой взгляд, выступление GODS TOWER было самым лучшим на фестивале. И, как оказалось, не я один так считаю.

Увы, не обошлось без печальной новости: Олег Хоменко, лидер группы ПАЛАЦ, которая также была заявлена в лайн-апе, в день "Калядного Фэста" попал в больницу. Поэтому культовый белорусский этно-рок-коллектив на фестивале мы не увидели. Пожелаем Олегу скорейшего выздоровления и будем надеяться, что ПАЛАЦ еще не раз зажжет на последующих "Калядных Фэстах".

В заключение хочется сказать большое человеческое спасибо фирме "Концерт Online", организовавшей фестиваль, Виталию Супрановичу за аккредитацию, Марии Рогалевич и Виктору Лапицкому - за помощь в сборе информации.

Фото: Марина ВОРОБЕЙ

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 29 декабря 2017, 16:57
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.05 / 5 / 0.004