В стране праздник, а в карманах ноль ("Калядны Фэст 2014" в Минске)


Поскольку на территории Беларуси проживает много не только православных, но и католиков, Рождество здесь празднуется дважды: православное 7 января, а католическое - 25 декабря. И вот уже который год в Минске на католическое Рождество проводится "Калядны Фэст" ("Рождественский Фест"). Его организатором является фирма "БМАgroup" во главе с Виталием Супрановичем.

Конец нынешнего года в Республике Беларусь (впрочем, как и в России) никоим образом не располагает к праздникам: стремительный обвал белорусского рубля, перебои с валютой в обменниках, рост цен на товары первой необходимости и прочая и прочая... Участники мероприятия, прошедшего 25 декабря в Минске, надо отдать им должное, отнеслись к происходящему со здоровым юмором. Разве что завсегдатаи клуба "Re:Public", используя богатейший арсенал русского мата, возмущались по поводу четырехкратного (!) подорожания пива всего лишь за минувшую неделю. Такого не было за всю историю клуба. Но даже в этом можно видеть свои плюсы: чем меньше пьешь пива, тем здоровее печень...

На входе охрана проверяла входящих на наличие колюще-режущих предметов и бутылок со спиртными напитками. В фойе стояли прилавки с дисками и майками участников фестиваля. Симпатичные белорусскоговорящие девушки встречали посетителей и вручали им флаеры с анонсами предстоящих концертов; те, кто купил дорогие билеты, получили в подарок диск от "БМАgroup".

Фестиваль, как ни странно, начался минута в минуту. К микрофону вышел лидер группы STARY OLSA Змицер Сосновский, поздравил всех собравшихся с Рождеством и наступающим Новым годом и объявил мероприятие открытым.

Да простят меня организаторы, но позволю себе начать с большой ложки дегтя. Увы, взаимоотношения между звукорежиссером и аппаратом очень напоминали сюжет известной крыловской басни. Конечно, я прекрасно понимаю публику, которая пришла оттянуться, поорать и попрыгать. Но тем, кто хотел послушать именно музыку, мне хочется искренне посочувствовать. Или экономический кризис как-то отразился на настроения звукаря?

Открывала фестивальную программу уже знакомая читателям Нашего НеФормата фэнтези-медиевал-банда IRDORATH. Свое выступление группа начала пьесой "Andro". Затем прозвучало несколько композиций из позапрошлогоднего единственного на сегодня альбома "Ad Astra": пьеса "Rondo", албанско-македонский танец "Skudrinka", цыганская песня "Ketri", "Cypridis In Voto" на текст из рукописного сборника светских песен XIII века "Carmina Burana" и, конечно же, вещь, давшая название альбому. Народ слэмился во время исполнения песни "Bard's Tale". А еще IRDORATH проанонсировали новый альбом "Byŭ, Jość, Budu" ("Был, Есть, Буду"), который, если верить музыкантам, должен выйти весной. Очевидно, в него войдут композиции "Dreamcatcher" и "Dimna Juda". В последнее время в репертуаре коллектива появляются и композиции на белорусском: "Tam Nikto", "As Bas" и, конечно же, заглавная.

IRDORATH выглядели весьма сценично. А вот как звучали - сказать затрудняюсь. В арсенале группы много редких инструментов. Но большей их части попросту не было слышно. Электровиолончель, солировавшая в одной из пьес, появлялась на заднем плане, где-то далеко-далеко... Я впервые был на живом выступлении IRDORATH. И, к сожалению, пока могу оценивать эту группу только по найденным в Интернете аудио- и видеозаписям.

Колядное шоу с песнями и танцами я пропустил, так как общался с участниками фестиваля. Но, судя по отзывам, зрителям театрализованное представление очень понравилось.

Пожалуй, единственным светлым пятнышком "Каляднага Фэсту" стало выступление ансамбля средневековой музыки STARY OLSA. Уж не знаю, то ли звукарь проснулся, то ли аппарат сам собой настроился, но ОЛЬСУ было слышно очень хорошо.

Задорный латышский танец "Еņģelis" ("Ангел") из альбома "Вір" (в переводе с белорусского и польского "Омут") сменила танцевальная интермедия в духе украинского барокко Fatalia Blazeńska" (в приблизительном переводе на русский "Шутовская Судьба") из альбома "Drygula" (названного по румынскому танцу). Всех порадовал "средневековый рок-н-ролл" "Ave Maria", мелодия и текст которого были найдены в рукописном сборнике XIV века "Libre Vermell de Montserrat"; перевод текста на белорусский сделал сам Змицер Сосновский. Кто умел, станцевал бретонский танец "Marazula" из альбома "Скарбы Літвінаў. Рэнесанс" ("Сокровища Литвинов. Ренессанс") и венгерский танец "Drumul Draculi" из альбома "Drygula". Остальные дергались кто как. На ура был принят хит "У карчме" ("В Корчме") из альбома "Скарбы Літвінаў. Сярэднявечча" ("Сокровища Литвинов. Средневековье"), а припев, состоящий лишь из одного междометия "ой", подхватывался залом. Исторические песни "Бітва Пад Воршай" ("Битва Под Оршей") из альбома "Скарбы Літвінаў. Рэнесанс" и "Літвін" из альбома "Скарбы Літвінаў. Сярэднявечча" Змицер Сосновский предварял короткими рассказами, но вряд ли его кто слушал. Когда же группа, отыграв программу, собралась покинуть сцену, раздались возгласы: "Е-ще! Е-ще!". STARY OLSA напоследок сыграли бретонский танец "Ai Vis Lo Lop" из альбома "Сярэднявечная Дыскатэка" ("Средневековая Дискотека") с цитатой из "Smell Like Teen Spirit" NIRVANA.

На этом с хорошим звуком на "Калядным Фэсте" было покончено бесповоротно.

Вторая половина фестиваля была "металлической", вернее - фолк-металлической. Мне очень хотелось послушать ZNICH и LITVINTROLL, которые куют металл на своей национальной почве. Но услышать почти не получилось: очевидно, звукорежиссер, работавший на "Калядным Фэсте", думает, что у "тяжелых" групп на первый план должен выдвигаться звук ударных.

ZNICH подготовили программу минут на 45 или около того. Алесь Таболич поздравил зрителей с католическим Рождеством и объявил первую песню с названием "Каляда-Калядзец" из альбома "Mroya" ("Мечта"). Песня "Крыва-Крывейта" входила в два альбома ZNICH - "Крыжы-Абярэгі" ("Кресты-Обереги") и "Mroya". Меня как человека любознательного очень заинтересовало ее название. И, добравшись до Интернета, я сразу же ввел его во все возможные поисковики. Те в ответ выдавали только песню ZNICH. Мне пришлось позвонить Таболичу и обратиться за разъяснением. Оказывается, так звали последнего языческого жреца... Исполнив еще две песни из альбома "Mroya" - "Ярылу" и заглавную, Алесь предложил зрителям вместе спеть песню "Беларусь" из альбома "Крыжы-Абярэгі". Публика перекрикивала вокалиста ZNICH. А когда прозвучала песня "Крыжы-Абярэгі", публика начала неистово скандировать: "Жы-ве Беларусь! Жы-ве Беларусь!". Алесь Таболич поблагодарил спонсора Лённика, сидевшего за VIP-столиком, который подарил группе новую белорусскую дуду, и произнес название песни, которая, судя по реакции зрителей, исполняется редко, - "Чорны Зьніч", которая входит и в "Язычнік Я", и в "Крыжы-Абярэгі". Название перевести на русский весьма проблематично: "зьніч" - это огонь, который то разгорается, то потухает... Песней "Хай Палюбіць" ("Пусть Полюбит") из альбома "Крыжы-Абярэгі" ZNICH хотели завершить выступление. Но публика требовала продолжения. Тогда Алесь снова обратился к зрителям с предложением вместе спеть песню "Язычнік Я" из одноименного альбома. Что и было сделано.

Уже вернувшись домой, специально нашел в Сети и прослушал все упомянутые здесь треки ZNICH. И мне стало жалко всех. Себя, не получившего должного эстетического наслаждения. Зрителей, готовых, как некогда спел Ермен Анти, захавать все что угодно. Группу ZNICH, которая была вынуждена выступать при отвратительном звуке... Но, с другой стороны, мне еще больше захотелось пойти на сольный концерт минских представителей pagan/folk metal. Что обязательно сделаю при первой же возможности.

Заканчивала фестиваль симфо-фолк-дум-группа LITVINTROLL. Ее звучания чуть-чуть отличалось от предыдущего коллектива: гроулинг Андрея Апановича все-таки был слышен лучше - я даже узнавал композиции, которые были мне известны по имеющимся у меня альбомам. "Rock'n'Troll" и "Kupalinka" ("Купалинка") из альбома "Rock'n'Troll" (отдельное спасибо Василию Воробейчикову за соло на дуде в "Купалинке", которое все-таки прозвучало!), "Kamarowa Śmierć" ("Смерть Комара"), "Kryźak" ("Крестоносец"), "Karaleŭskaja" ("Королевская"), "Da Siabra" ("К Другу") и потрясающую обработку польской народной песни "Lipka" из альбома "Czornaja Panna" ("Черная Панна"). Прозвучало и несколько новых вещей, из которых мне запомнилась "U Kišeniach Nul" ("В Карманах Ноль"). Предваряя ее, Андрей Апанович обратился к зрителям с вопросом: "У кого из вас в карманах пусто?". Несколько человек подняли руки. Тогда Андрей и объявил песню на злобу дня.

Обычно LITVINTROLL заканчивают выступление песней на стихи Петруся Бровки "Пахне Чабор" ("Пахнет Чабрец") из альбома "Rock'n'Troll". "Калядны Фэст" не стал исключением. Последнюю фразу каждого куплета "Пахне чабор, па-па-пахне чабор" орали все зрители. На бис была исполнена "Kalychanka" ("Колыбельная") - песня, которая, вероятно, войдет в следующий альбом LITVINTROLL. Ею группа дала понять, что больше никаких бисов не будет и вообще пора баиньки.

Впрочем, с колыбельной ребята погорячились. Детское время не заканчивалось - желающих ожидала большая рождественская дискотека. Мы с фотографом Александром Ковалевичем желания танцевать не испытывали, а потому направились к выходу.

Мне бы не хотелось заканчивать статью на минорной ноте. Все-таки, несмотря на все здесь описанные, праздник удался. А настоящему празднику не страшны ни экономические, ни технические, ни политико-идеологические, ни прочие, так сказать, факторы. В конце концов, зритель остался доволен.

Всем спасибо! Всех с Новым годом и обоими Рождествами - прошедшим и наступающим!

Фото: Александр КОВАЛЕВИЧ

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 29 декабря 2014, 19:14
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.04 / 5 / 0.003