Урок молодости (STARY OLSA в ДК МАЗ, Минск, 16.11.2014)


Минувшей осенью ансамблю средневековой музыки STARY OLSA/СТАРЫ ОЛЬСА исполнилось 15 лет. Полукруглую дату белорусский коллектив решил отметить тремя большими концертами: 16 ноября ОЛЬСА выступил в Минске, 23 ноября - в Гродно, а 13 декабря состоится концерт в Гомеле, городе, где группа была создана.

Мне посчастливилось побывать на первом, минском концерте. Его устраивала "БМАgroup" во главе с Виталием Супрановичем. И, надо сказать, концерт прошел при полном аншлаге, причем публика была самая разношерстная: школьники, студенты, пенсионеры... Очень много белорусскоговорящей молодежи.

Мне очень понравилась атмосфера, царившая в фойе ДК перед концертом. Симпатичная девушка на входе вручала каждому диск от "БМАgroup" и флаеры с анонсами грядущих концертов белорусских исполнителей. Музыкальный обозреватель Витаут Мартыненка, как обычно, торговал за прилавком CD, DVD и собственной, написанной в соавторстве с Анатолием Мяльгуем книгой "222 альбома белорусского рока и не только". У него можно было приобрести все изданные на сегодняшний день альбомы STARY OLSA и много-много раритетов не только белорусской музыки, но и кинематографа. И отбоя от покупателей у Витаута в этот вечер не было.

Музыкальные критики по-разному обозначают стилистику STARY OLSA: по мнению одних, она представляет собой разновидность new age как взгляд на средневековую музыку из настоящего времени, переосмысление белорусских и европейских ренессансных традиций. Другие предпочитают обобщающее определение "world music". Третьим бросается в глаза сочетание medieval и этно. Но не все так просто. Ибо музыкальная составляющая коллектива гораздо более сложна, чем может показаться на первый взгляд. STARY OLSA исполняют весьма разную музыку: рыцарский эпос, воинские песни, танцевальную музыку, камерные произведения. Змитер Сосновский превратил свою группу в научную и творческую лабораторию. Лидер коллектива реконструирует музыку Беларуси и стран Европы эпох Средневековья и Возрождения. При этом белорусская музыкальная культура вписывается в европейский контекст. Своеобразный фирменный знак STARY OLSA - звучание музыкальных инструментов эпох Средневековья и Ренессанса.

STARY OLSA выступают в составе: Змитер Сосновский - дуда, вокал; Алесь Чумаков (также CEILIDH CEOL) - вокал; Мария Шарий - флейты, шалмеи; Илья Кублицкий - ренессансная лютня; Сергей Топчевский и Андрей Апанович (также LITVINTROLL) - ударные. Редко какой коллектив может позволить себе двух барабанщиков, а вот здесь они органично дополняют друг друга. С коллективом работает звукорежиссер Вячеслав Редута, которого также можно с полным правом считать постоянным участником STARY OLSA.

На концерте музыканты окинули взглядом прошедшие 15 лет, начиная с времен, когда коллектив назывался РУЕВІТ (по старинному белорусскому танцу). Вспомнили композиции изо всех альбомов и предложили вниманию зрителей несколько новых, еще не записанных вещей.

Первое отделение открывалось популярной рыцарской песней "У Карчме" ("В корчме"), которая давно стала визитной карточкой STARY OLSA. Впрочем, их у группы много, - в этом нам еще предстоит убедиться. Змитер Сосновский представил зрителям первого продюсера группы - Игоря Таркана. И объявил еще одну визитную карточку - пьесу "Sliczna Kwiecie!" ("Прекрасный Цветок!" из знаменитого сборника бытовой музыки анонимных авторов XVII века "Полацкі сшытак" ("Полоцкая тетрадь"). Змитер пояснил, что название пьесы представляет собой обращение к девушке, которая сравнивается с прекрасным цветком. Также нас ожидала премьера - "Балада Пра Заснаваньне Вільні" ("Баллада Об Основании Вильно") Матея Стрыйковского - поэта и историка Речи Посполитой. К слову, в первом отделении почти каждое произведение Змитер Сосновский предварял небольшим рассказом либо о композиторе, либо об истории его создания. Так что выступления STARY OLSA обязательно включают в себя элементы концерта-лекции. А еще он время от времени шутил, заставляя всех зрителей смеяться. Да и было от чего.

STARY OLSA используют в своем инструментарии ренессансную лютню. Этот инструмент имеет одно скверное свойство, а именно - постоянно расстраивается. Поэтому лютнист значительную часть жизни тратил на настройку своего инструмента. Вот и сейчас, на концерте, возникали частые паузы из-за того, что лютня теряла строй.

И снова STARY OLSA вернулись к "Полоцкой Тетради" и сыграли "Танец В Балканском Стиле". Да уж, балканская музыка во все времена отличалась повышенной темпераментностью. Змитер Сосновский оговорился, что концерт ОЛЬСЫ посвящается одной девушке, присутствующей в зале. Что же, позавидуем ей белой завистью. А еще - поблагодарим за то, что вдохновляет музыкантов на такие блестящие выступления.

Затем Сосновский немного рассказал об эпическом произведении, которое в славянских странах распространено под разными названиями. Так, на Украине оно называется "Балада Про Байду" и посвящено гетману Дмитрию Вишневецкому. Историческую тему продолжила "Легенда Пра Давіда Гарадзенскага, Князя" ("Легенда О Давиде Гродненском, Князе"). Лично мне очень понравилось, как STARY OLSA интерпретируют славянский эпос. Змитер Сосновский вел повествование, а инструменты ему всячески "помогали". Сильное впечатление произвел фрагмент "Песні Пра Зубра" на стихи белорусско-польского поэта Миколая Гусовского. А "Пахвала На Чэсть Вітольда" ("Похвала В Честь Витольда") стала еще одной визитной карточкой STARY OLSA. Воистину, группа попадала в унисон с залом!

Далее Сосновский предложил зрителям перенестись в начало XVII века, когда широкое распространение получила придворная музыка. Прозвучало несколько пьес из анонимного сборника "Віленскі сшытак" ("Виленская тетрадь"), составленного в 1600 году. Любителей камерной музыки ожидала приятная встреча с творчеством придворного белорусско-польского композитора-лютниста Войцеха Длугорая.

Публика просила танцев. В ответ Змитер Сосновский прорекламировал Рождественский фестиваль, который состоится 25 декабря в клубе "Re:Public". "Там обязательно будут танцы, - сказал он. - Приходите". Но один танец - "Niemiec" из "Полоцкой Тетради" - все же был сыгран.

Позволю себе сделать маленькое отступление и добавлю, что наряду с ансамблем средневековой музыки STARY OLSA на Рождественском фестивале выступят CEILIDH CEOL, LITVINTROLL, ZNICH и другие группы. Так что придем обязательно.

Многие просьбы были выполнены. Так, мы услышали песни "Маці Каралева" ("Мать Королева") и "Santa Maria", а под конец первого отделения перенеслись в Испанию XVI века. Правда, исполнявшаяся пьеса почему-то посвящалась Венеции, которая, как известно, находится в Италии.

Второе отделение началось с ответа на записку. Некто задавал довольно странный вопрос, почему в концертном альбоме "Сярэднявечная Дыскатэка" ("Средневековая Дискотека") звучит цитата из DEEP PURPLE. Андрей Апанович ответил, что ребятам на одном из концертов просто захотелось процитировать "английскую народную песню" "Smoke An The Water". Вот и все. Вообще же второе отделение прошло намного быстрее, чем первое: Змитер Сосновский не объявлял номеров, не шутил и вообще почти не разговаривал. Зато мы имели счастье услышать танец "Drygula" из "Полоцкой Тетради" и песню XV века "A Que Por". Восторженно были приняты белорусская баллада XVI века "Вайтоўна" ("Войтовна") и песня "Шлях" ("Путь").

Змитеру Сосновскому и его коллегам по группе удается не просто безупречно исполнять произведения, но и создавать соответствующее настроение. Так, песня "Ваяры" ("Воины") прозвучала по-настоящему воинственно. Когда раздались первые аккорды гимна "Gaudeamus", мы словно ощутили себя на студенческой вечеринке. А во время исполнения песни "Кола Рыцэрска" будто погрузились в атмосферу рыцарского праздника.

Нашлось на концерте место и "средневековому рок-н-роллу" (определение Ильи Кублицкого). Музыка и слова песни "Ave Maria" были найдены в рукописном сборнике XIV века "Libre Vermell de Montserrat". Согласно комментарию составителя сборника, ее можно исполнять паломникам, которые останавливаются в монастыре и хотят петь и танцевать... Перевод "Ave Maria" на белорусский язык был сделан Змитером Сосновским.

Заканчивали STARY OLSA свое выступление песней "Літвін"... Но группу вызвали на бис, и ей пришлось сыграть еще одну историческую балладу - "Ворша" ("Орша").

Но и это был еще не конец. Когда большая часть зрителей разошлась, и в зале остались лишь самые преданные поклонники группы, STARY OLSA провели маленький эксперимент: в мелодическую структуру французской пьесы XVIII века "Ai Vis Lo Lop" вплели фрагмент одного хита и попросили угадать, что за цитата. Конечно же, все узнали "Smell Like Teen Spirit" NIRVANA.

После концерта участники SO провели автограф-сессию и пообщались со своими поклонниками. Фотограф Александр Ковалевич попросил Змитера Сосновского подписать экземпляр его книги "Гісторыя сяреднявечнай музыкі" ("История средневековой музыки"). Змитер был приятно удивлен и сказал, что пока есть молодежь, читающая его книги, белорусская нация не умрет.

В 70-х годах большой популярностью пользовалась песня Александра Морозова/Михаила Рябинина "Вторая Молодость". Там были такие строки:

Вторая молодость приходит
К тому, кто первую сберег.


STARY OLSA, несмотря на солидный возраст, удалось сберечь первую молодость. На концерте они выглядели так же молодо и играли очень бодро, драйвово и зажигательно, как 15 лет назад. Не побоюсь такой метафоры - для меня этот концерт стал чем-то вроде урока молодости. Уходя с него, я и сам словно сбросил полтора десятка лет.

С 15-летием, STARY OLSA!

Фото: Александр КОВАЛЕВИЧ

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 10 декабря 2014, 02:10
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииSTARY OLSA - "Kola Rycerska"Геннадий Шостак25.04.2016
СтатьиСредневековый рок-н-ролл (STARY OLSA в театральной студии "Фантазия", Брест, 20.02.2016)Геннадий Шостак07.03.2016
СтатьиВерные средневековью (STARY OLSA в Молодежном театре эстрады, Минск, 15.04.2016)Геннадий Шостак27.04.2016

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.02 / 6 / 0.009