ZNICH - "Slova Ziamli" (EP)


(c) & (p) ZNICH, 2016
4 tks./T.t. 16:38 + video


Белорусское слово "зніч" не имеет эквивалента в русском языке. Оно обозначает живой огонь, который то пылает, то тлеет, но никогда не угасает. Это значение можно проецировать на минскую группу ZNICH, которая пережила несколько распадов и бог знает сколько изменений в составе. Но, как говаривал великий нео(пост)классик, все, что нас не убивает, делает нас сильнее.

Последний состав ZNICH стабилизировался к весне 2015 года. Культовость этой группы простирается далеко за пределы аудитории тяжелой музыки, и информации о ней - как на русском, так на белорусском и других языках - предостаточно. Поэтому имеет смысл сразу же перейти непосредственно к EP. Впрочем, несмотря на небольшой хронометраж и количество песен, лично мне хочется считать эту работу полноценным, законченным альбомом (безо всяких "мини-"), ибо, если подходить к ней с точки зрения концептуальности, авторы сказали все, что хотели.

В записи материала участвовали: Алесь Таболич - вокал; Кастусь Трамбицкий (экс-ГУДА) - белорусская дуда, дудка, вокал; Марина Макаревич (экс-SONTSEVOROT) - клавишные, вокал; Руслан Ильин (также SOULSIDES) - гитара; Александр "Burzum" Филипенко (экс-MASSENHINRICHTUNG, NASHA VAINA, VAPOR HIEMIS, PIAREVARACIEN, ныне также FOLCORE и A/VESH) - музыка, электро- и акустическая гитары, бас, клавишные; Сергей Абрамов (экс-IMPRUDENCE, ARTICULO MORTIS, SOMADO BRATA, NASOFERUS, MONFOCON, DEADLY CARRION и MORBID VICTORY) - барабаны; плюс два сессионных вокалиста - Алексей Коршун (экс-DRAGONFLAME, CHEMICAL WARFARE, SKORDJ, ныне THELEMA) и Андрей "Апан" Апанович (экс-STARY OLSA и LITVINTROLL, ныне TROLLWALD).

Свою стилистику участники коллектива определяют как pagan/folk metal. Все они с головой погружены в культуру предков. К слову, сам Алесь Таболич - выпускник Белорусской государственной академии искусств, изучал паганизм профессионально, а в 90-е годы издавал собственный научный журнал "Сотвар" ("Сотворение"). Название EP отражает интерес музыкантов к паганизму (язычеству) с его культом матери земли (вспомним, второй номерной альбом ZNICH назывался "Дух Зямлі").

Если взглянуть на черную обложку, можно подумать, что изображенная на ней ладонь держит свиток или древнюю рукопись. На самом деле это перевернутый листок бумаги, на котором от руки латиницей написан текст заглавной песни "Slova Ziamli".

ZNICH серьезно подходят к музыкальной составляющей. У аранжировок группы есть одна важная особенность: все композиции строятся таким образом, что каждый инструменталист реализует себя в качестве солиста, но главный упор сделан на клавишные и белорусскую дуду.

Вот здесь мне хочется сделать маленькое отступление и привести одно определение. Увертюра (от лат. aperture - начало, открытие) - 1) оркестровое вступление к театральному спектаклю с музыкой - опере, оперетте, балету, кантате, оратории, а также к кинофильму; 2) концертная пьеса с образами и композиционными качествами. Инструментал "Golas" ("Голос") - это самая настоящая увертюра хоть в первом, хоть во втором значении. Музыка Александра Филипенко, отмеченная колоритом белорусской древности, вводит в эмоциональную атмосферу EP. Здесь нет иллюстративности как таковой - мысли и чувства автора переданы обобщенно, без конкретизации. Так что слушательскому воображению предоставляется широкий простор...

Авторство музыки и слов песни-гимна "Slova Ziamli" также принадлежит Александру Филипенко. Лирический герой не просто любит родную землю - он идентифицирует себя с ней, как бы сливаясь в единое целое.

Вторую часть EP составляют песни Александра Филипенко на стихи Максима Богдановича (1891 - 1917). "Zorka" ("Звезда") - не первое обращение к знаменитому шедевру белорусского поэта-романтика. Наверное, нет в Беларуси такого человека, который не слышал бы песню "Зорка Венера" ("Звезда Венера"), авторство музыки которой до сих пор не установлено и в разное время приписывалось то Михасю Рак-Михайловскому, то Григорию Ширме. Может показаться, что в исполнении Алеся Таболича богдановичевские строки звучат более жестко. Но - не грубо! Я бы даже сказал, что в интерпретации ZNICH они зажили новой жизнью, приобрели новые краски. Отдельное спасибо Кастусю Трамбицкому за красивую партию дудки! То же самое можно сказать и о балладе "Payasy" ("Пояса"), которую мне очень хочется назвать развернутым вокально-симфоническим произведением. Таким образом, ZNICH наглядно доказали, что строки великих белорусских классиков вполне могут сочетаться с тяжелыми риффами и фольклорными наигрышами.

Те, кто покупает (а не качает из Интернета) альбомы ZNICH, знают, что каждый релиз снабжается видеобонусом. EP "Slova Ziamli" не стал исключением. К нему прилагается клип на композицию "Dunayu" (обращение к Дунаю в звательном падеже, который в современном русском языке не используется). Музыка написана Александром Филипенко на текст одноименной белорусской народной песни. Эта композиция стала для ZNICH знаковой: именно ее первой записала группа в обновленном составе. Клип имеет свою концепцию, видеоряд тщательно продуман: перед нами вновь оживают украинские хроники противостояния на Майдане в Киеве, вооруженные столкновения на Донбассе. В съемках также участвовал отец Алеся Тоболича. По словам фронтмена ZNICH, клип призван показать диалог отцов и детей о прошлом и будущем, о войне и мире, о боевом духе.

Новая работа группы ZNICH выполнена на высочайшем профессиональном уровне. Придраться не к чему, даже если бы очень хотелось. Мне, человеку, принципиально далекому и от тяжелой музыки, и от паганизма, хочется отвести этому (EP)-(мини-)супер-альбому самое почетное место в своей фонотеке.

Заказать диск:

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 30 июня 2016, 20:57
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.04 / 6 / 0.007