Между мифом и реальностью (IV фестиваль "У Госці да Лепельскага Цмока" в Лепеле)


Каждое третье воскресенье августа в городе Лепеле Витебской области традиционно отмечается День Лепельского Цмока (Лепельского Змея). А с 2014 года в городском парке райисполком при поддержке гражданской компании "Будзьма беларусамі!" ежегодно проводит фестиваль белорусской мифологии "У Госці да Лепельскага Цмока" ("В гости к Лепельскому Змею") или коротко - "Лепельскі Цмок". Четвертый фестиваль под этим названием прошел 20 августа. Таким образом, приехав в Лепель, мы вновь оказались между мифом и реальностью.

В статье о третьем "Лепельском Цмоке" я коснулся предыстории фестиваля. И, дабы не повторяться, всех интересующихся отсылаю к прошлогоднему материалу.

За музыкальную программу IV "Лепельскага Цмока" нес ответственность Сяржук Долгушев - основатель и ледер фолк-группы VŬRAJ. А его профессиональному вкусу однозначно стоит доверять.

16-летняя Патриция Гарэза выступает в сопровождении виолончельного (правильнее сказать - басольного) ONE STEP TRIO, белорусской дуды и ударных (в одних песнях - кахон, в других - барабаны). В составе трио произошло изменение: Елену Хомчёнок сменила студентка Белорусской государственной академии музыки Анастасия Ярошук. Кроме того, в прошлом году дударь Сяржук Ярук отсутствовал по болезни, а в этом был задействован в другом мероприятии. Что, однако, не помешало Патриции успешно выступить. По просьбе организаторов она открыла концерт акапелльным исполнением белорусской народной "Песні Пра Цмока" ("Песни о Цмоке"). Что порадовало - Патриция не стоит на месте, работает над новым репертуаром. Кроме уже известных "Даліны Шырокай" ("Долины Широкой"), "Зялёнага Дубочка" ("Зеленого Дубочка") и "Хмаркі" ("Тучки" или "Облачка") мы услышали белорусские народные песни "Стаяць Яблынькі" ("Стоят Яблоньки"), "Ой, Рана Па Зарэ" ("Ой, Рано По Заре"), "Тры Янгелы" ("Три Ангела") и "Вуліца" ("Улица"). К моему большому сожалению, Патриция не спела балладу "Сага Пра Каханне" ("Сага о Любви"), что объяснялось, по-видимому, нехваткой времени: баллада длинная, состоит из двух частей. А выступающих впереди было много.

Минчанка Яна Баринова мастерски владеет аутентичной вокальной техникой. И лучше бы она спела белорусскую народную песню "Плылі Гусанькі" ("Плыли Гусочки") a cappella. Запущенная минусовка превратила номер в, извиняюсь за выражение, художественную самодеятельность.

15-летняя Вера Соломоник представила программу из четырех белорусских народных песен - "Ой, Божа" ("Ой, Боже"), "Масленка", "Туман" и "Песенька Мая Харошая" ("Песенка Моя Хорошая"). Вера выступала без сопровождения, только в первой песне сама себе подыгрывала на тамбурине. Радует, что дети со школьного возраста приобщаются к родной культуре.

MALALA - фольклорный ансамбль, состоящий из студентов Белорусской государственной академии музыки. Театрализованное представление, в котором прозвучали несколько белорусских и, если меня слух не обманул, одна русская народная песня. Принято считать, что музыканты с консерваторским образованием (а академия музыки - это та же консерватория) скованы некими рамками и условностями и абсолютно не способны к импровизации. Про MALALA такого сказать нельзя. Участники коллектива держались на сцене свободно и раскованно. Но зачем же так косить под Ивана Кирчука?!

А гости из Новополоцка Витебской области - фольклорный ансамбль ВАРГАН - продемонстрировали великолепное аутентичное пение. Их программа состояла из белорусских народных песен и танцев.

Музыканты группы LEPŠY KVAS (ЛУЧШИЙ КВАС) весьма общо определяют свой стиль как панк-рок. И вот здесь мне хочется сделать оговорку, употребив оксюморон "романтический панк". Или - "панк для девочек". Ибо у ЛЕПШЕГО КВАСА панк получается уж очень интеллигентным. Впрочем, не панком единым жива группа. В музыке можно в разных пропорциях услышать и рок-н-ролл, и кантри, и бард-рок, и фолк, и разные влияния в диапазоне от ЛЯПИСА ТРУБЕЦКОГО до КРАМБАМБУЛІ.

Звучали LEPŠY KVAS сыровато, но очень мило. Выступление открывалось автопортретом "Лепшы Квас". На мой субъективный взгляд, у песен "Мой Адказ" ("Мой Ответ"), "Час" ("Время"), "Менавіта Так" ("Именно Так"), "Справа" ("Дело" есть все шансы стать хитами. А как подпевала публика в песне "Мара" ("Мечта")! Еще Влад Лепешинский попросил подняться на сцену минского поэта, сотрудника некоммерческой культурной организации "Арт-Сядзіба" Алеся Сьнега. Они вместе спели новую песню, к которой Алесь написал стихи. К слову, у Влада и Алеся есть еще одна группа - БАЧУ ЎПЕРШЫНЮ (ВИЖУ ВПЕРВЫЕ). Надеюсь, мы ее еще услышим.

Выступление продолжили пока безымянная композиция на стихи Змитера "Вожыка" ("Ёжика") Зайко и песня на стихи Алеся Сьнега "Грай Ува Мне" ("Играй Во Мне"). А на бис LEPŠY KVAS приберегли хит "На Мора" ("На Море"), который успел стать визитной карточкой группы.

Мое резюме по выступлению: в квасе слишком много сахара. Надо бы добавить кислинки.

Минская группа ТУТЭЙШЫЯ (ЗДЕШНИЕ) недавно обратила на себя внимание профессиональных музыкантов и журналистов. Играет нечто среднее между инди-попом и поп-роком. К достоинствам коллектива я отношу очень приятный вокал Татьяны Казанович, органично сочетающийся с бэками Ксении Хорошкевич, виртуозные гитарные соло Андрея Попкова (экс-NAKA, ныне также U.G.OSLAVIA), хороший литературный белорусский язык, естественность и непосредственность исполнения. Прозвучали пять хитов, которые выложены ВКонтакте довольно давно - "Восень" ("Осень"), "Не Бойся", "Навучы Мяне Жыць" ("Научи Меня Жить"), "Дзяцінства Час" ("Время Детства") и "Памятай" ("Помни"). С удовольствием послушал бы что-нибудь еще. Сейчас ТУТЭЙШЫЯ работают над дебютным полноформатником. Уверен, это будет очень сильный во всех отношениях альбом.

Совсем недавно дуэт AGATA превратился в трио: к этнической певице Ирэне Котвицкой (экс-Ы.Ы.Ы, AKANA-NHS, JAKDZEN, NEW IMAGE ORKESTRA и проект ETHNO FANTASIA, ныне также KAZALPIN) и аккордеонисту Алексею Ворсобе (экс-JAKDZEN и NEW IMAGE ORKESTRA, ныне также PORT MONE) присоединился барабанщик Олег Войтулевич (также ПАЛАЦ). Условно стилистику трио Ирэна Котвицкая характеризует как этно-эмбиент. Но в музыке, наряду с белорусским фольклором, можно услышать и парижский шансон, и аргентинское танго... Совершенно по-новому прозвучали юрьевская жнивная "Юр'я" (по сути, визитная карточка АГАТЫ), шаманская "Сокал" ("Сокол"), "Масленка" (название говорит само за себя), русальная "Правяду Русалку" ("Проведу Русалку"), лирическая "Дзяўчына" ("Девушка") и бытовая "Усе Чужыя Людзі" ("Все Чужие Люди"). С ударными AGATA звучит богаче и интереснее.

HARMONIC STYLE PROJECT соединяют белорусский аутентичный фольклор с современными ритмами. Правда, этот коллектив мне хочется называть не проектом, а группой. Состав HARMONIC STYLE PROJECT в нынешнем году претерпел серьезные изменения. Теперь в него входит три поющие девушки - Зина, Стася и Glasha (последняя также известна как Дарья Трубина, лидер и вокалистка группы UNIA), а также баянист Евгений Курильчик, басист Игорь Латушко (экс-STEP HALL, ныне также THE GLITCHHH и ELECTRIC POETS) и барабанщик Александр "Чугун" Чугунов. Но изменения в составе никоим образом не сказались на сыгранности секстета - возможно, музыканты много работали и довели новую программу до совершенства.

"Камар" ("Комар"), "Вялікдзень" ("Пасха") и "Дадому Сваты" ("Домой Сваты") я слышал ранее. А вот новые песни - "Сталы Мае" ("Столы Мои"), "Асцерагайцеся" ("Остерегайтесь"), "Закупы" ("Закупки") и "Жэнчык" (уменьшительно-ласкательное от слова "жнец") - стали более танцевальными. А одна вещь так и называется - "Дыска-Ваўкалака" ("Диско-Волколак"). Она выдержана в стиле этно-психодел. Мне кажется, композиции HARMONIC STYLE PROJECT могли бы составить здоровую конкуренцию западной музыке на белорусских дискотеках.

Далее нас ожидала встреча с высокой белорусской (и не только) поэзией. Змитер Войтюшкевич выступал как бард, с акустической гитарой, но публику заводил, как целая группа. Настроение выступлению задала песня "Я Браў Цябе За Руку" ("Я Брал Тебя За Руку") на стихи Алеся Липая. И, как мне показалось, между людьми, сидящими на лавочках, тут же сложилось некое единое информационно-энергетическое поле.

Очень много песен написано Змитером Войтюшкевичем на стихи Владимира Некляева. И в этот вечер прозвучали "Шалік" ("Шарфик"), "Ірка Ермалінская" и "Ты Залаты" ("Ты Золотой"). Последняя сопровождалась комментариями Змитера: мы перенеслись в Витебск, в 2030 год, на очередной "Славянский базар". Певец позволил себе помечтать: с его концертов снят запрет, более того, Змитер Войтюшкевич, народный артист Беларуси, выступает на сцене самого престижного в стране фестиваля, и к нему подходит вечно молодая Алена Спиридович... По окончании все аплодируют.

Песня чешского барда Яромира Наговицы "Старый Муж" в переводе Андрея Хадановича подвела к "мужской" теме. "Песню Пра Беларускіх Мужчын" на стихи шведского поэта Кристофера Леандора в переводе Рыгора Бородулина Змитер превратил в лекцию - мне даже показалось, что он больше говорил, чем пел. Нетрудно догадаться, что в оригинале мужчины были шведские. Но так ли трудно сделать необходимую поправку? Тем более что между белорусскими и шведскими мужчинами много общего. Зрители громко смеялись... "Дачакайся, Матуля" ("Дождись, Матушка") на стихи Геннадия Буравкина исполнялась нестройным хором. Змитер вспомнил одну из своих ранних песен - "Разкажы Мне Пра Дождж" ("Расскажи Мне Про Дождь") на стихи ветерана белорусского бардовского движения Алеся Камоцкого.

А еще Змитер Войтюшкевич любит белорусские песни советского периода. А я люблю, как он их исполняет. "Гуляць Дык Гуляць" ("Гулять Так Гулять") Валерия Иванова на стихи Владимира Некляева, "Я Не Магу Пра Вас Забыцца" ("Я Не Могу о Вас Забыть") Игоря Лученка на стихи Петруся Бровки, даже "Калыханка"" ("Колыбельная") лидера ВИА ВЕРАСЫ Василия Раинчика на стихи Геннадия Буравкина как будто создавались специально для него. А "Бывайце Здаровы, Жывіце Багата!" ("Бывайте Здоровы, Живите Богато!") Исаака Любана/Адама Русака я уже не могу представить в другом исполнении.

Но публика не отпускала певца. На бис он спел еще две свои шуточные песни. Первая - "Чувіха Клёвая" на стихи Геннадия Буравкина. Вторая входит в музыкальный спектакль по сказке Леонида Дранько-Майсюка "Цацачная крама" ("Игрушечный магазин") и носит название "Песня Галоднага Ваўка" ("Песня Голодного Волка"). Помещенная в контекст сегодняшней Беларуси, песня приобретает особую актуальность...

Общения Змитера Войтюшкевича с поклонниками продолжилось за сценой. Желающие приобретали диски и получали у артиста автографы.

Выступление на "Лепельском Цмоке" группы ROKASH уже стало доброй традицией. Лявон Казаков с сотоварищами довольно быстро настроились и нанесли по зрителям тяжелый удар электрическим неофолком. Программа носила ретроспективный характер: "З Вандраванняў" ("Из Путешествий" или "Из Странствий"), "Вяртанне" ("Возвращение"), "Лойма" (мифологическое существо) из готовящегося альбома, "Стары Замак" ("Старый Замок") из EP 2014 года "Пад Знакам Крумкача", "Крылы" ("Крылья"), "Духі Зямлі", "У Лясным Гушчары" ("В Лесной Чаще"), "Ваўкалака" ("Волколак") и "Дзеці Паўночнага Ветру" ("Дети Северного Ветра") из альбома 2011 года "Запалі Агонь" ("Зажги Огонь"). О выступлении ROKASH могу сказать лишь одно: как всегда, оно было драйвовым, зажигательным и безупречным со всех точек зрения.

В традицию фестиваля вошли и Спеўные сходы (Певческие собрания), проводимые под руководством Сяржука Долгушева. И на этот раз за полчаса мы успели распеться и разучить две песни - "Цмок" и "Талака" ("Сообща"). Листиков с текстами песен не было. Сяржук несколько раз произносил в микрофон фразы, а мы их повторяли...

ПАЛАЦ радует своих поклонников концертами не так часто, как хотелось бы. С небольшим опозданием поздравляю группу с новым приобретением: в ПАЛАЦ пришел барабанщик Олег Войтулевич. Впрочем, перемена в составе на качестве выступления никак не отразилась. Напомню: критики относят ПАЛАЦ к фолку. Лидер группы Олег Хоменко предпочитает другое определение - "этно-рок".

На сей раз программа ПАЛАЦА состояла из хитов разных лет - "На Турэцкіх Палях" ("На Турецких Полях") и "Месяц Лунае" ("Луна Отражает"), "Маці" ("Мать") и "Птушкі" ("Птицы") на стихи Анатолия Сыса, "Чужыя Дзеўкі" ("Чужие Девушки") и "Прыляцела Ластаўка" ("Прилетела Ласточка"), "Воўк" ("Волк") и "Ой Божа" ("Ой Боже"), "У Лузе" ("В Лугу") и "Васілейка", "Дзеўка-Семілетка" ("Девка-Семилетка") и "Канюшня" ("Конюшня")... К концу выступление ПАЛАЦА лавочки опустели - почти все зрители танцевали у сцены. Олег Хоменко с сотоварищами дважды выходили на бис с песнями "Каледа" ("Коляда") и "Кола Грукатала" ("Колесо Громыхало")... И, возможно, играли бы еще. Но оставались последние участники.

"Лепельскі Цмок" закрывала world-music-группа TARUTA. Гости из Киева настраивались мучительно долго. Но, как гласит народная мудрость, игра стоит свеч, а терпенье и труд всё перетрут. Наше ожидание было вознаграждено сполна. Для начала Евгений "Їжак" ("Ёжик") Романенко с сотоварищами вспомнили весну: выступление открывалось этно-диско-обработкой украинской народной песни "Бором-Бором". Впрочем, обработка фольклора - основная специализация Евгения и Елены Романенко. В течение вечера мы услышали еще несколько украинских народных песен - "Смутний Вечір" ("Смутный Вечер"), "Дай Боже", "Пасла Дівка" ("Пасла Девка", "Чумацька" ("Чумацкая"), "Дунай"...

Иногда музыканты TARUTA препарируют фольклорный материал. Евгений Романенко приспособил мелодию народного танца "Гопак" к строкам Тараса Шевченко. Так родилась песня "Ой, Гоп! Не Пила". Хочешь - слушай, хочешь - пой, хочешь - гопака танцуй... Предваряя ее, Евгений Романенко взял в руки губную гармошку и произнес (здесь и далее привожу по памяти и в собственном переводе с украинского): "Берем немецкий народный инструмент и играем на нем украинскую народную мелодию". А еще мы совершили путешествие в Карпаты под звуки песни "Знову я у Гори Йду" ("Снова я в Горы Иду"). Но много у группы и авторского материала. Евгений разучивал со зрителями несложные припевы, после чего мы все пели "Любов i Музика" ("Любовь и Музыка") и "Крок За Кроком" ("Шаг За Шагом"). А под "Духовний Паровіз" ("Духовный Паровоз") выстраивались, образуя паровозики, и ходили вокруг сцены.

Фестиваль стремительно и неумолимо приближался к своему логическому завершению. Но публика вовсе не собиралась отпускать своих кумиров. Евгений Романенко объявил украинскую народную песню "Зберемося, Роде!" ("Соберемся, Род!") и произнес: "Грузины лучше всех умеют говорить тосты. А украинцы лучше всех умеют их петь". Ну, что же, осталось только чокнуться и выпить...

Вдруг к микрофону вышел Сяржук Долгушев и попросил TARUTA еще раз выйти на бис. И мы все станцевали козацкий фанк "Сам П'ю, Сам Гуляю". Но и на этом вечер не закончился. TARUTA привезли с собой на CD альбом "Už Jums Ir Mūsų Laisvę!" / "За Вашу І Нашу Свободу!". Желающие также имели уникальную возможность сфотографироваться с музыкантами и получить автограф.

В этот день мы во всей полноте ощутили доброту и могущество Лепельского Цмока: вопреки прогнозам синоптиков, 20 августа в Лепеле выдалось солнечным и по-летнему теплым. За что виновнику торжества отдельное спасибо.

А еще хочется выразить благодарность Елене Свитиной и Сяржуку Долгушеву за решение организационных вопросов, а Змитеру Пылыпиву и Марии Чирик - за помощь в сборе необходимой информации.

До встречи на пятом "Лепельском Цмоке"!

Фото: Змитер ПЫЛЫПИВ

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 28 августа 2017, 20:55
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.05 / 5 / 0.002