Иван Кирчук (ТРОІЦА): "Я не слушаю ни одной белорусской рок-группы"


Когда я узнал о предстоящем концерте этно-трио ТРОІЦА в брестском Областном культурном центре, то загорелся желанием пообщаться с ее лидером Иваном Кирчуком, которого можно позиционировать по-разному: фольклорист, педагог, композитор, поэт, прозаик...
Иван Кирчук имеет собственную, порой, быть может, далеко не бесспорную точку зрения на белорусскую музыку; кому-то его высказывания покажутся чрезмерно категоричными... Что ж, каждый имеет право на собственную позицию.
Интервью это было взято 16 октября 2011 года, непосредственно перед концертом этно-трио. Однако по причинам технического и иного порядка расшифровать и опубликовать его стало возможно только сейчас.


Геннадий Шостак: ТРОІЦА существует уже 16 лет. За это время коллектив позиционировал себя по-разному: то группа ТРОІЦА, то этно-трио ТРОІЦА. У тебя случались за этот период и сольные выступления, был проект РУНЫ... 16 лет - солидный срок. Чего вы достигли? Чего достигнуть не удалось? Можно ли подвести какую-то черту под сделанным?
Иван Кирчук: В принципе, можно. Дело в том, что ТРОІЦА не выросла на голом месте. Я начал заниматься белорусским фольклором ещё в 1982 году. Естественно, руководил разными фольклорными ансамблями. Наиболее удачным проектом был ансамбль ДЗІВА (ЧУДО в переводе с белорусского - Г. Ш.), которым я руководил 10 лет. И в 1995 году на базе национального центра - я работал тогда заместителем директора - уже был театр "Дзіва". И тогда ко мне пришли мои друзья, в том числе Дмитрий Лукьянчик, и от них поступило предложение попробовать поиграть современную музыку с элементами фольклора. Так образовалась группа ТРОІЦА. Она работала до 1999 года. Потом практически полностью поменялся состав: на барабаны пришел Юрий Павловский, с которым я был знаком по группе КНЯЗЬ МЫШКИН, - они играли альтернативную музыку, - и мой выпускник Юрий Дмитриев, который в настоящее время преподает гитару в ВУЗе.
За это время вышло 8 альбомов ТРОІЦЫ. И практически все были выпущены за границей.

ГШ: Заграница - отдельная тема. Помнится, года 4 назад в радиоинтервью ты рассказывал, что в Голландии выходили сборники белорусских фолковых коллективов, в которые были включены композиции и ТРОІЦЫ. За это время вы выступали не только в России и Молдове, но и в Литве, Эстонии, Польше, Венгрии, Голландии, многих других странах... Как вашу музыку воспринимают в Ближнем и Дальнем Зарубежье?
Иван: Странный вопрос... Дело в том, что концерты ТРОІЦЫ не происходят спонтанно. Как правило, это концерты в рамках этнических фестивалей. И за это время мы посетили практически 80 европейских фестивалей. А на фестивали, посвященные фолку и этно, приходит народ практически подготовленный, те, кто любит народную музыку. Поэтому воспринимают нас нормально. Отношение к нам и нашей музыке тоже нормальное, потому что большая часть альбомов записана и издана за границей.

ГШ: То есть на раскупаемость дисков на Западе вы не жалуетесь?
Иван: Если сравнить с популярной музыкой, например, с тем же ЛЯПИСОМ ТРУБЕЦКИМ, которые на Украине за прошлый год продали 250.000 дисков, за время существования ТРОІЦЫ их вышло меньше, в пределах 5-7 тысяч.

ГШ: Почему ты с таким недоверием относишься к белорусскому фолк-движению? Что у тебя вызывает скептицизм?
Иван: Я считаю, что у нас нет никакого фолк-движения. Например, в Канаде проводится 1200 фестивалей этнической музыки в год! А в Беларуси их всего два или три (я не считаю "Славянский базар"). Нет этнического радио. Нет этнических кафе, то есть таких кафе, где звучала бы этническая музыка, - как, например, в Германии, Польше и других европейских странах, где в любой пивнушке можно вживую послушать концерт гостей из-за рубежа. А если негде выступать, разве могут рождаться белорусские группы, занимающиеся этнической музыкой? Если нам Бог позволил, и мы увидели и услышали тысячи и тысячи команд, привезли много этнической музыки, значит, мы тоже на этом воспитываемся и растем. Здесь же этой базы нет... Отсюда и скептицизм.

ГШ: Фолк-движение в последнее время развивается не только в Беларуси. В России, Молдове, на Украине многие группы собирают в деревнях народные песни, обрабатывают, придают им современное звучание. Как ты думаешь, насколько перспективно фолк-движение в мире?
Иван: На этот вопрос мне, наверное, очень сложно ответить. Могу только сказать, что в 1996 году, когда мы попали в Голландию и зашли в магазин, где были компакт-диски, там были отдельно разделы: Швеция, Норвегия, Дания, Венгрия, Польша... Белорусских дисков не было. Была в продаже русская музыка - романсы... И несколько украинских дисков.
Есть такая ярмарка народной музыки WOMAX. Она каждый год проходит в разных странах. На одной из них я был - в Роттердаме в 2003 году, кажется... В связи с тем, что белорусского стенда там не было, меня представляли друзья из Голландии на африканском стенде. Но это нам очень помогло, потому что на нас обратили внимание малазийцы - они тоже были на этом мероприятии - и пригласили нас на фестиваль.

ГШ: В 2003 году вас приглашали на всебелорусскую церемонию награждения рок-групп "Рок-коронация": критики ошибочно относили (да и продолжают относить) ТРОІЦУ к фолк-року. Ты тогда в одном из интервью сказал, что корона, которой награждают на "Рок-коронации", стеклянная, а не хрустальная. Откуда у тебя такая нелюбовь к авторитетному всебелорусскому конкурсу?
Иван: Я довольно хорошо отношусь к рок-музыке, очень ее люблю. Все, кто посещает мой сайт, знают, что я - поклонник группы DREAM THEATER. В прошлом году мы с Юрой Дмитриевым ездили в Варшаву на концерт этого коллектива. Никого не хочется обижать из музыкантов, но я не слушаю ни одной белорусской рок-группы. В последнее время я слушаю CLAWFINGER...
Что до моего отношения к "Рок-коронации" - наверное, было бы смешно, если бы в Европе каждому рок-музыканту ежегодно вручали корону. В Беларуси такие коронованные личности есть. Я не против проведения конкурса, но, видимо, его надо как-то по-другому назвать, не мешать всё вместе - поп-рок, блюз, джаз-рок, этно... Мне кажется, винегрет получается, и тогда эта корона действительно никакого веса не имеет.

ГШ: Летом 1997 года Юрий Шевчук пригласил еще старый состав ТРОІЦЫ на фестиваль "Театра ДДТ". Вы даже выступали квартетом вместе с ним! Вспомни, как это было?
Иван: А что вспоминать? Нас пригласили - мы выступили. Это был действительно рок-фестиваль высокого уровня. Он проходил во Дворце Спорта, где было 5000 зрителей.

ГШ: Как принимали ТРОІЦУ? Ведь вы стилистически отличались от всех остальных...
Иван (смеется): Есть видеозапись - "Программа А" снимала. Вообще я не знаю, что значит - "принимали"... Не освистывали, пивными банками не забрасывали, - принимали так же, как и всех музыкантов. Тем более что Шевчук во время исполнения последней песни "Яблынь" танцевал вместе с нами на сцене. Поэтому было нормально. Дело в том, что в этнической музыке есть интонации и рока, и других современных музыкальных направлений, потому что там есть определенные ритмы, которые были заложены Предками. А если Предки под них танцевали, значит, это были хорошие ритмы, хорошая музыка.

ГШ: Что я заметил: каждый ваш последующий альбом - это эксперимент. Как будто ТРОІЦА неуютно чувствует себя в рамках какого-то одного стиля. Рецензируя вашу "Зімачку", я обозначил ее стилистику как "симфо-этно-фьюжн". На обложке автор аранжировок не был указан. Но сами аранжировки по-хорошему симфоничны. Я в который раз слушаю альбом и балдею!..
Иван: ТРОІЦА всегда делает аранжировки втроем: Юрий Павловский - всё, что касается перкуссии и различных шумовых инструментов; Юрий Дмитриев - все струнные инструменты; а всё, что касается духовых и вокала, делаю я. И если вдруг у одного из нас в процессе аранжировки возникает какой-то дисбаланс или нежелание, то эта партия не звучит или такая вещь вообще не исполняется. У нас троих должно совпасть мнение, что этот вариант хороший, и он остается жить. У нас нет композитора, который бы писал для нас. Да он нам, в принципе, и не нужен, потому что Юра Дмитриев великолепно владеет гитарой, он её преподает. Он ответствен за гармонию и аранжировку. Точно так же, как и я, поскольку много лет занимаюсь музыкой.

ГШ: Сколь я знаю, вы ездите по разным странам, и вам всюду дарят музыкальные инструменты - азиатские, латиноамериканские, африканские... Сколько сейчас инструментов в твоей коллекции?
Иван: Дарят, конечно. Вот сейчас на сцене висит новый гонг, который Юре Павловскому прислали поклонники, по-моему, из Италии. В Заславле уже более месяца (сентябрь-октябрь - Г. Ш.) проходит выставка инструментов, которые есть в коллекции ТРОІЦЫ. Я не знаю, есть ли там какой-то ажиотаж по посещению музея, но на трех концертах, которые были там мной организованы, зал был полон. Зал рассчитан на 40 человек. В первый день, когда мы приехали, было 120. Мне пришлось трижды выступать перед аудиторией, которая приехала на открытие. Количество инструментов, которые сейчас выставлены в Заславле, - 250. И это не считая инструментов, которые сегодня используются на сцене.

ГШ: В 2009 году ты выпустил автобиографическую книгу "Автобаны и менестрели". Тираж у нее маленький - всего лишь 500 экземпляров. Не собираешься ли переиздать ее тиражом побольше или выложить в Интернете, чтобы желающие могли почитать?
Иван: Не знаю... Книга "Автобаны и менестрели" была выпущена к 10-летию ТРОІЦЫ. Выходила она с трудом, на год задержалась, потому что цена издания от 4 млн. (белорусских рублей - Г. Ш.) выросла до восьми. Найти средства было очень тяжело. Увеличивать тираж мне бы не хотелось, потому что эти книги не так легко расходятся. Это все-таки не любовный роман. Это специфическая книга. Хотя музыкантам, возможно, эта книга была бы интересна. Поэтому и вышла таким небольшим тиражом.

ГШ: Не мешает ли преподавательская деятельность работе в ТРОІЦЕ?
Иван: Нет, она мне помогает. Я - доцент кафедры этнологии и фольклористики Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка. У меня свой огромный архив и личный музей, который сейчас находится в Варшаве. Это всё только помогает, потому что есть возможность на базе студенческих работ проводить какие-то эксперименты.

ГШ: Что нового нам следует ожидать после "Зімачкі"? Над чем сейчас работает ТРОІЦА?
Иван: ТРОІЦА пока работает над презентацией этого альбома по странам и городам, где у нас сейчас есть возможность выступить. В конце октября выезжаем в Нижний Новгород, в ноябре у нас концерт в Минске... Пока идет концертная деятельность. Альбом был записан в начале года. И для того, чтобы родить какой-то новый материал, должно пройти время. Нужно, наверное, осознать, что произошло с этим материалом. Потому что работа была очень серьезная и продолжалась около пяти недель.

ГШ: Твои пожелания Нашему НеФормату и его читателям?
Иван: Мне хотелось бы пожелать, чтобы люди расширяли свой кругозор, как это ни смешно звучит, ведь в сегодняшнем мире очень много информации. Старайтесь больше слушать разной музыки. Интересуйтесь, что происходит не только в Беларуси, но и за её пределами. Потому что музыкальный мир многообразен и очень интересен. Удачи всем и счастья нашей стране!

Фото: Юлия ХАТЫПОВА

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 09 декабря 2011, 13:03
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииТРОІЦА - "Зімачка"Геннадий Шостак04.10.2011
СтатьиДобро пожаловать в "Зімачку"! (ТРОІЦА. Концерт в ОКЦ, Брест, 16.10.2011)Геннадий Шостак19.10.2011

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.11 / 6 / 0.023