Добро пожаловать в "Зімачку"! (ТРОІЦА. Концерт в ОКЦ, Брест, 16.10.2011)


ТРОІЦАЭтно-трио ТРОІЦА - не частый гость в Бресте. Быть может, поэтому известие о предстоящем концерте этого прославленного в Беларуси и за ее пределами коллектива разнеслось по городу с молниеносной скоростью еще за месяц до мероприятия. Напомню: в начале года в варшавской "TR-studios" трио записало альбом "Зімачка" из девяти композиций, и теперь презентует его на родине и за рубежом. 16 октября концертная программа "Зімачка" была представлена в городе над Бугом.

Как это ни странно, концерт ТРОІЦЫ в Бресте оказался под угрозой срыва: даже за три дня до приезда трио в наш город билетов было реализовано не очень много, и организаторы задумались: а не отменить ли мероприятие?.. Но, слава богу, выступление коллектива состоялось, хотя и при неполном зале. Зато на концерт пришли истинные поклонники ТРОІЦЫ. Причем возрастной и социальный контингент был весьма и весьма широк.

Концерт начался с десятиминутным опозданием. На сцену вышли участники этно-трио. Лидер ТРОІЦЫ Иван Кирчук был облачен в одеяния ручной работы, в которых нашел отражение собирательный образ сказителя, мудрого старца, несущий в себе некий сакральный смысл не только для белоруса, но и для представителя любой славянской нации.

Иван КирчукПрограмма "Зімачка", как и одноименный альбом, являет собой эксперимент с инструментарием, стилистикой и музыкальной формой. Тексты песен, записанные в деревнях и найденные в архивах Академии Наук Республики Беларусь, остались неизменными, сохранены даже диалекты. Музыкальная же составляющая совместно создавалась участниками коллектива. В рецензии на альбом я определил его стилистику как симфо-этно-фьюжн с привкусом world music, подразумевая сложность музыкальной формы и использование экзотических музыкальных инструментов. Каждую композицию ТРОІЦЫ можно сравнить с обрядом. Поэтому то, что делает ТРОІЦА, я предпочитаю чаще называть не песнями, а именно композициями.

Что касается инструментария ТРОІЦЫ - ему можно было бы посвятить отдельную статью. Все участники коллектива - мультиинструменталисты. Иван Кирчук играет на множестве инструментов, в числе которых - крыловидные гусли, домра, смык, а также дудки, жалейки и другие белорусские духовые; может в одной композиции использовать несколько. Создается впечатление, что во время исполнения композиции у него мозг раздваивается: одна часть отвечает за пение, другой он тщательно продумывает последовательность инструментальных партий. К слову, лидер ТРОІЦЫ очень трепетно относится к своей коллекции инструментов, считает их заговоренными и не разрешает посторонним к ним прикасаться, а тем более на них играть.

Юрий ПавловскийУдарная установка и набор инструментов Юрия Павловского сами по себе редки и, я бы сказал, эксклюзивны. Обычно барабанщику нужны четыре точки - он играет руками и ногами. Павловский же работает одними руками. А Юрий Дмитриев - профессиональный преподаватель по классу гитары. Он владеет большим количеством струнных (и не только) инструментов и прекрасно поет.

Концерт начался с импровизации. Из звукового хаоса родилась монументальная композиция "Сонца Коціцца" ("Солнце Катится") - и Кирчук мгновенно перевоплотился в шамана. Когда музыка стихла, Иван поздоровался с залом, немного рассказал о последнем альбоме этно-трио и от всей души поблагодарил "TR-studios" и ее звукорежиссера Томаша Рагулю за проделанную работу. Затем прозвучала свадебная песня "Родзе", представляющая собой обращение к Предкам.

Иван Кирчук и Юрий ДмитриевИван, как ученый-фольклорист, давал пояснения к исполняемым композициям, внося таким образом в концерт ТРОІЦЫ элемент познавательности, необходимый людям, мало знакомым с белорусским фольклором.

Некоторые композиции объединялись в дилогии. Например, "Зімачка" и "Козачэ" прежде входили в сольный проект Ивана Кирчука "Спадчына Загінуўшых Вёсак" ("Наследие Погибших Деревень"). А что общего между плясовой "Мар'я" и колыбельной "Котка" ("Котик")? В песне "Мар'я" повествуется о том, как молодая девушка привлекает к себе внимание парней, не замечая, что за ней пристально наблюдает строгий отец. Кто сказал, что раньше не было конфликта отцов и детей?.. Мне показалось, что на концерте колыбельная "Котка" прозвучала намного теплее и проникновеннее, чем на альбоме...

"Дабранач, Мамка, Дабранач" ("Спокойной Ночи, мамка, Спокойной Ночи") - монолог невесты, которая прощается с родней и входит в дом мужа в качестве работницы. "Козка" - песня-аллегория: в ней козочка сравнивается с девушкой, а волки - с парнями.

Концертная программа дополнялась композициями из предыдущих альбомов. "Ой, Бору Мой!" ("Ой, Бор Мой!") состоит из голошений по девушке и парню. Песню "Шэльма" или "А На Гары Сонюшка" ("А На Горе Солнышко") Иван Кирчук предварил кратким предисловием, желая подчеркнуть ее современность. Любовь мужчины и женщины часто не выдерживает испытаний на прочность, сталкиваясь с подводными рифами супружеских измен. Об этом, собственно, и песня.

Иван КирчукПриходилось ли вам когда-нибудь слышать постовые песни - то есть, песни, исполняемые в период поста? Есть в репертуаре ТРОІЦЫ и такая разновидность белорусского аутентичного фольклора. На концерте она была представлена песней "Тры Янгалы" ("Три Ангела"). Ее сменила песня коровайного обряда, название которой Иван Кирчук не объявил. Далее была исполнена свадебная песня "Галя". Ее название, по словам Ивана, может варьироваться в зависимости от имени девушки. Какое вам по вкусу, такое и подставляете. А еще мне понравилась шуточная "Ажаніла Мяне Маць Ды Не Знала, Каго Ўзяць" (думаю, в переводе необходимости нет).

"Домой идти не хочется?" - спросил у зала Иван Кирчук. И, давая понять, что концерт близится к завершению, добавил: "А придется!" На реплику лидера ТРОІЦЫ зрители отреагировали взрывом смеха.

Песню "Яблань" ("Яблоня") Кирчук представил как жалобную. Но, когда она звучала, зрители хлопали в ладоши в такт песне, да и после её окончания долго аплодировали; кто-то выкрикивал: "Би-и-ис!", "Е-ще! Е-ще!" Но, выдержав атаки зрителей, трио исполнило на прощание песню "Журавы" ("Журавли"). Завершая концерт, Иван Кирчук попросил зрителей не лезть на сцену и пообещал встретиться с ними в фойе ОКЦ.

Иван Кирчук и зрителиПосле концерта в фойе продавались диск ТРОІЦЫ "Зімачка" и автобиографическая книга Ивана Кирчука "Автобаны и менестрели". Зрители покупали диски и книги и подходили к лидеру ТРОІЦЫ за автографом...

Путешествие в зимушку заканчивалось. Но, как это ни удивительно, на протяжении полутора с небольшим часов, пока продолжалась "Зімачка", в зале ОКЦ, несмотря на отсутствие отопления, было гораздо теплее, чем снаружи. Такое впечатление, будто мы побывали на настоящем празднике белорусского аутентичного фольклора.

Хочется сказать большое человеческое спасибо организаторам (творческому объединению "ПАН-студио" и Брестской областной филармонии), ОКЦ, предоставившему в аренду зал, и, конечно же, этно-трио ТРОІЦА - за великолепный концерт.

Фото: Юлия ХАТЫПОВА

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 19 октября 2011, 04:00
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииТРОІЦА - "Зімачка"Геннадий Шостак04.10.2011
СтатьиИван Кирчук (ТРОІЦА): "Я не слушаю ни одной белорусской рок-группы"Геннадий Шостак09.12.2011

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.05 / 6 / 0.006