Борис Чистый - "Полурассвет"


(с) Борис Чистый, 2017
(р) Limpopo Lab., 2017


С подобной фамилией хорошо было бы сделать карьеру в русском шансоне. Там почему-то очень любят имена прилагательные на обложках альбомов еще со времен Аркадия Северного. Однако "интеллигент" - имя существительное. Особенно питерский, обладающий красивым голосом, слухом и вкусом. Вот уже более тридцати лет человек занимается творчеством, никак не связанным с модой, сиюминутной политической конъюнктурой и прочими скучными вещами, написал много отличных песен, но так и остался кумиром узкого круга посвященных. Зато его можно будет без всякого внутреннего сопротивления слушать и через тридцать лет, а что останется от куда более раскрученных коллег Бориса Чистого по сцене - еще большой вопрос.

У Бориса альбомы выходят так редко, что сравнивать его новую работу с прежними почти бессмысленно. Это как если бы БГ сразу после "Притч Графа Диффузора" записал "Кострому Mon Amour" или что-нибудь еще из своих поздних шедевров.

Сборная команда из двадцати музыкантов, привлеченных к сотрудничеству, среди которых легко заметить знакомые имена (типа играющей на басу Валерии Гуры), два года активной работы в студии "M-86 AudioStudio" - плюс некоторое количество лет, когда замысел только вынашивался, эксперименты с разными стилями и направлениями. Две версии одного альбома в общей упаковке: "нормальный" CD - и DVD, позволяющий прослушать всё то же самое в улучшенном качестве... Стоил ли конечный результат стольких усилий? Еще бы! Очень часто, когда человек, которого мы привыкли воспринимать в качестве акустического рок-барда, вдруг начинает мудрить с аранжировками, доказывая, что он тоже профессионал, а не гопник из подворотни, эффект оказывается скорее обратным. Здесь же случай совсем другой, и остается только сожалеть, что нынешних технических возможностей не было ни в 1988-м при работе над альбомом "Набережная Лимпопо", ни в 1999-м, когда писалось "Закрытие Луны". (Хотя продюсер Вадим "Dess" Сергеев, помимо мастеринга и сведения поучаствовавший еще в качестве барабанщика, работал уже над "Набережной Лимпопо").

Название "Полурассвет" очень точно отражает то, что происходит на наших глазах. Борис Чистый - художник слова и звука весьма тонкий, вдумчиво относящийся к любой мелкой детали. Открывает и закрывает альбом почти классический романс "Такие Дни", написанный далеко не вчера, а своими корнями уходящий и вовсе в русский Серебряный век. Это ведь Валерий Яковлевич Брюсов в 1920 году торжественно вещал:

Расплавлены устои жизни прежней,
Над мировым костром мы - взлет огня.
Еще безумней и опять мятежней,
Вихрь беспощадных искр, взметай меня!


Аналогия возникает отнюдь не случайно. Разве что классик приветствовал переломное время, вызывая его огонь на себя и надеясь, что теперь-то любовь и красота приступят к своим прямым обязанностям - начнут спасать наш мир. Тогда всё было впервые, и даже гении имели право заблуждаться. А вот Борис уже говорит от имени человека, сто лет спустя знающего, чем все могло кончиться. Оттого так печальна его гитара, так тревожен голос, так уныло вздыхают клавишные Дмитрия Бюргановского во втором варианте песни. Хотя вроде бы еще ничего не произошло в мире особенного - мрачное будущее пока еще угадывается только на уровне смутных предчувствий.

А между первым и последним треком сияет целая радуга разнообразных оттенков настроения.

"Нагваль" - ярчайший пример чисто питерской эклектики. По форме - латино, но без страстного вокала, как у GIPSY KINGS, и вдобавок чисто по-северному замороженное. Плюс к тому в тексте прямо какой-то привет из екатерининских времен, от Сумарокова с Державиным: "Мне в небе звездном явились бездны. Привет, апрель!" А в целом - нормальная такая самоироничная лирика, не претендующая на особую глубину, но поднимающая настроение.

"Любовь Любви" - тихая баллада, хоть чуть-чуть и приукрашенная рокерской драйвовой подачей, но по сути восходящая к классике бардовской песни "ленинградской школы", к Дольскому и Клячкину. Это когда поэт задумчиво прогуливается по берегам Невы, глядит по сторонам, что-то вспоминает глубоко личное - и любовь к родному городу оказывается неотделимой от запавших в сердце женских образов. Такой патриотизм с человеческим лицом - здоровый и искренний.

"Борода" - едва ли не самый запоминающийся трек альбома. Во-первых, это реггей, выдержанный в лучших гребенщиковских традициях. О том, что все мы живем в Вавилоне. Мораль же из песни каждый извлечет свою, в зависимости от политических убеждений - подобно тому, как блоковские "Двенадцать" одинаково нравились и красным, и белым, только каждый вычитывал из поэмы что-то свое. Те, кому Октябрьская революция не по душе, решат, что это о травме, полученной человечеством от леваков в прошлом веке. Еще бы: "Сила - карлова борода! Получилось все как всегда: хотели умножить - мирозданье по роже нам хрясь!.." Леваки же скажут: да, все верно, кругом одни буржуи и по мордам их надо, по мордам!.. Но в том-то и фокус, что певец никуда никого не зовет, а просто описывает, как мы зависли между двумя эпохами и вот уже несколько десятилетий не знаем, которая из них нам милее. И предупреждает, что когда-нибудь выбор придется сделать - может быть, весьма болезненный. Когда придет новый бородач и снова врежет нам по физиономии.

"Стрела" - а это уже даже не рок-баллада, не авторская песня и не романс, а нечто изящно-ажурное, с примесью то ли барокко, то ли еще более ранних западноевропейских мотивов. Философский текст об ощущении времени как "стрелы, летящей в ночь" - один из лучших, наглядно демонстрирующих, на что способен Чистый как поэт. А тут он, пожалуй, выглядит чуть ли не прямым последователем самого Кушнера. Но Кушнер сам не поет и другим разрешает только по большой дружбе, а тут шедевр поэтический перерастает в шедевр музыкальный.

А дальше мы спотыкаемся едва ли не об единственную неудачу альбома - "Актуальный Блюз". Нет, сама по себе эта вещь не так уж и плоха. Но ее мог бы сочинить и точно с такими же интонациями исполнить Кирилл Комаров. Не имею ничего против Кирилла, даже сейчас принадлежащего к числу самых ярких поющих поэтов города на Неве. Но зачем быть его тенью, если есть что сказать от первого лица своим неповторимым голосом?

"Глупый Вальс" - вот это совсем другое дело! Он и вправду не шибко интеллектуален, но зато наполнен оптимизмом и душевным теплом. Наверное, хорош для хорового пения ближе к финалу дружеского застолья, когда о судьбах страны и прочих огорчительных темах уже говорить не хочется.

"Куба" - если бы это пелось по-испански, то вполне подошло бы для саундтрека какого-нибудь латиноамериканского сериала, в сюжете которого есть всё: солнце, море, вечное лето, странствия, опасные приключения и хэппи-энд со страстными поцелуями и безудержными плясками. Чудесный вокал Дарии Чистой, на несколько минут подменяющей у микрофона Бориса - главный виновник того, что песня запоминается надолго. Вроде бы это уже чистой воды эстрада, почти дуэт Агутина с Варум... а все же только "почти"!

"Неизбежность" - мрачная, тяжеловесная "новая волна". Немного режет слух рифма "тропы-пулеметы" в первом куплете, как назло повторяющемся еще и в финале. Но еще больнее ранит сердце точно переданное настроение безысходности положения, в котором находится мир. Сколько прошло веков, а он все так же мостит и мостит себе дорогу в ад благими намерениями. Причем даже до ада никак не может добраться, и все его мечты о будущем счастье должны навсегда остаться всего лишь мечтами. Грустно - но правдиво.

Следующий трек "Теперь" - по сути проходной и призван всего лишь утешить в стиле псевдоклассического романса, напомнив, что на свете еще осталось хоть что-то хорошее. Только начали было верить - а к нам под звуки приглушенной, стилизованной под симфонический оркестр электроники вдруг является "Каин", причем не тот, что из Ветхого Завета, а тот, что живет в каждом из нас - одинокий житель большого города, запрограммированный быть несчастным на генетическом уровне. Снова мороз по коже.

Затем нас немного взбодрит классический рок-н-ролл "Полюби Меня". И, наконец, последний печальный романс "Увы, Но Мир Неизменим...", возвращающий слушателя в тот же самый Серебряный век, с которого всё началось. Если подумать, то самой часто произносимой фразой соотечественников в течение всех последних ста лет было именно "ничего не изменилось!" Так говорили после всех войн и революций, мягких и жестких реформ, смены правителей на троне и названия государства со всеми сопутствующими атрибутами. Напроисходило столько всякого, после чего мир не может уже быть прежним - а мы, люди, остались такими же и продолжили гнуть свою линию...

Трудно представить, что можно сделать столь много "с маленькой помощью своих друзей" (среди которых стоило бы отметить Артура Аксима - электрическая гитара, струнную группу: Юлия Усова - скрипка, Марина Павленко - альт, а также многочисленных духовиков и бэк-вокалисток). Удивительно, что все вышеперечисленное придумал один человек. Еще более удивительно, как ему удалось сочетать социальную остроту с проникновенным лиризмом и отнюдь не сиюминутным юмором. Но раз уж все это сочинено и издано, остается лишь отвесить земной поклон тому, кто продолжает щедро дарить нам свой талант и в такие дни!..

Слушать альбом

Автор: Олег Гальченко
опубликовано 12 марта 2018, 15:29
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.02 / 5 / 0.001