Михаил Елизаров - "В Светлом Ахуе"


(c) & (p) Михаил Елизаров, 2017
15 tks./T.t. 39:54


Михаил Елизаров с начала нулевых известен как прозаик, автор романов и рассказов; в 2008 году получил премию "Русский Букер" за роман "Библиотекарь". С 2010-го выступает и записывается как автор и исполнитель собственных песен. Хотя свои первые опыты сонграйтерства относит еще к старшему школьному возрасту (конец 80-х).

По всей вероятности, Михаил Елизаров не мог не стать автором песен: окончил детскую музыкальную школу по специальности "Оперный вокал", мечтал исполнять классический репертуар, увлекался русским роком, слушал бардов; вероятно, не прошла мимо него дворовая и блатная песня. Университет дал еще одну специальность - учитель русского языка и литературы. Среднее музыкальное и высшее филологическое образование повлияло на становление авторского стиля Михаила Елизарова, который сам он определяет как "бард-панк-шансон".

Песни Михаила Елизарова, если можно так выразиться, более "литературны", нежели "музыкальны". Иначе говоря, музыкальная составляющая вступает в противоречие с поэтической. Мелодии ложатся на душу и легко запоминаются, гитарный аккомпанемент предельно прост. Гораздо сложнее с поэтическим субтекстом, который, как мне думается, должен стать (и еще станет) объектом глубоких литературоведческих исследований. Часто автор балансирует на грани драмы и юмора, и трудно понять, где он серьезен, а где стебется.

Трехрукая Маша из одноименной песни подвергает лирического героя истязаниям, от которых тот испытывает оргазм... Правда, это всего лишь сновидение, которое повторяется время от времени. Михаил Елизаров настолько точно соблюдает все нюансы (темповые ускорения и замедления, динамические оттенки, переходы от пения к речитативу и обратно), что ему хочется верить. А ведь люди, одержимые садо-мазо-фантазиями, встречаются в реальной жизни! "В Светлом Ахуе" - что-то вроде выражения восторга объектом любви ("Я от тебя навсегда в светлом ахуе!"). Но и лирический герой, и его чувства теряются среди рифмо-каламбуров типа:

Это он чё сказал, это он "чёрт" сказал,
Это он чё, блять, вот, чёрт, брат - смотри в глаза!
Я же не раз считал, я же не рассчитал,
Выплаты по счетам, слёзы по щекам...


На подобных рифмо-каламбурах построена и следующая вещь - "Еби и Беги!" Лирический герой Михаила Елизарова обладает повышенной склонностью к перевоплощениям. В исполненной драматизма балладе "Бескозырка" оборачивается бесполезным котенком, которого сейчас утопят. А его душа превращается в бескозырку... Впрочем, это только мечта, которой так и не суждено стать реальностью. "А Я Больше Не Поеду" - монолог мужчины, только что расставшегося с любимой. Он заливает водкой "Хортица" свое горе, даже испытывает сюиминутное желания застрелиться... Но быстро остывает. А может, это была не любовь? Судя по настроению музыки, ему не так уж и тоскливо. Хуй стоит, планета вертится, жизнь продолжается.

"Костюм Сталина" Михаил Елизаров написал по просьбе неких устроителей панихиды по генералиссимусу. Впоследствии песня заказчикам не подошла, но очень часто исполняется на концертах. Автор ставит в центр миф о Сталине, который материализуется из небытия и наводит в стране порядок железной рукой. Мелодия близка русской народной, что придает песне еще большую правдивость: многие россияне и сегодня испытывают острое чувство ностальгии по сталинским временам:

Всё херово, поменялось всё местами - на,
Откровенно не хватает людям Сталина.
И недаром в каждом доме и подъезде
Все мечтают о реванше и возмездии...


Герой "Депутатской-Фиктивной" - народный избранник Алексеев, который ненавидит геев, презирает евреев и испытывает неприязнь к кавказцам. Автор увлекается дисфемизмами, наделяя своего персонажа отрицательными характеристиками. Основу "Сатурна" составляют фразы, как бы нанизываемые друг на друга. В музыке цитируется песня Егора Летова "Маленький Принц Возвращался Домой", в которой поэтический субтекст строится по аналогичному принципу.

"За Окном Горит Фонарь" ("Цыганская Говнарская") - взгляд Михаила Елизарова на феномен русского рока. Мелодия отсылает одновременно к "Двум Гитарам" Ивана Васильева/Аполлона Григорьева и "Говно-Року" Федора Чистякова. В стихах цитируются "Перемен!" и "Звезда По Имени Солнце" Виктора Цоя, "Я Хочу Быть с Тобой" Вячеслава Бутусова/Ильи Кормильцева, "Моя Оборона", "Всё Летит в Пизду" и "Всё Идет По Плану" Егора Летова, упоминаются "Небо Славян" Константина Кинчева, "Поезд в Огне" БГ и "Город Золотой" на стихи Анри Волохонского, мелодия которого приписывается то Франческо ди Милано, то Владимиру Вавилову... и даже "А Поезд Тихо Ехал На Бердичев" Виталия Крестовского! Две последние фразы - "Только поезд, что в огне, ехал на Бердичев" - звучат как авторский приговор.

"Горбачев" - песня автобиографическая: Михаил Елизаров родился в Ивано-Франковске, 20 лет жил в Харькове, несколько лет работал в Германии... после чего переехал на постоянное место жительства в Москву. Своей родиной считает Россию. В одном куплете автору удалось пересказать целый исторический период страны, в которой некогда родился и жил. Припев обращен к мифу о Михаиле Горбачеве, который якобы развалил Советский Союз...

"Гуманитарная" - еще один монолог об утраченной любви. И не помогли лирическому герою ни прерафаэлиты с рафаэлитами, ни малые голландцы с импрессионистами, ни франкфуртцы с тартусцами и бохумцами, ни Хайдеггер с Хабермасом... Любимая от него ушла. Здесь (как и во многих других стихах) Михаил Елизаров сталкивает высокое и низкое:

...А я взял и определил, в чем смысл,
Разделил Логос на хуйню и суть,
Запилил мегаметаязыки,
Для тебя, милая моя!


При большом желании любой слушатель может с помощью этой песни проверить свою эрудицию.

"Баба Без Лба" - своеобразный римейк мега-хита Андрея Алексина "Страшная". Но в третьем куплете автор ставит диагноз всему российскому обществу:

У России пиздец судьба.
Заебали люди, люди без лба.
Заебали люди без лба.
Бескомпромиссно дело труба.
Поголовно, сука, нахуй, без лба,
Повсеместно люди без лба.


Лобные доли мозга выполняют различные функции, в частности, отвечают за мышление. По Елизарову, получается, что россияне лишены способности мыслить? Или это тоже стеб? Очень вставила фишка (между вторым и третьим куплетами) - вокальная импровизация на мелодию "Rock Around the Clock".

Герой песни "Матильда" сосредотачивается на кадре некоего фильма (возможно, существующего лишь в его воспаленном воображении), где цесаревич Николай Александрович трахает большим дилдо балерину Матильду Кшесинскую. "Вагинальный Голкипер" - философские размышления о жизни. В песне две отсылки: явная ("Время срать, а мы не ели") - к рассказу Юза Алешковского "Кенгуру"; ворота же, ведущие в пустоту - аллюзия на "секретную калитку в пустоте" из песни Егора Летова "Вселенская Большая Любовь". "Вратарь" - еще один образец стеба: автор ищет матерные синонимы к слову "ударить" и в своих филологических изысках добивается успеха. Только вратарю не позавидуешь...

Впрочем, это тот случай, когда вникать в содержание песен вовсе не обязательно. Можно просто переслушивать, восхищаться строением стихов или раздражаться по поводу мата, которого в песнях Михаила Елизарова (как и в прозе) очень много.

После первого знакомства с альбомом я сразу же испытал то состояние, которое обозначено в заглавии. Оно меня не отпускает до сих пор. Чего и другим искренне желаю.

Людям слабонервным, ханжам и лишенным чувства юмора прослушивание данного альбома категорически не рекомендуется!

Слушать альбом

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 16 января 2018, 19:39
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.02 / 5 / 0.001