Девятый юбилейный (фестиваль "Купальскае Кола" в Минской области)


В последние выходные июня под Минском традиционно проводится международный фестиваль "Купальскае Кола" (в приблизительном переводе с белорусского - "Купальский Круг"). Концепцию фестиваля я подробно изложил в статье о прошлогоднем "КК". Всех интересующихся отсылаю к ней.

В этом году фестиваль прошел 24 и 25 июня в имении Дукора. Участников музыкальной программы было меньше, чем в прошлом, потому все группы выступили в течение одного дня. На следующий же день гостей Дукоры ожидали развлекательные мероприятия.

Программу открывала группа KLIODNA. Стиль, в котором работает этот молодой коллектив, сочетает кельтские мотивы с тяжелыми риффами и академическим вокалом. Увы, для меня песни "Inside Out", "Fly Far Away", "I'll Do The Haunting" и "Set Me Free" превратились в одну большую композицию. Очевидно, к началу фестиваля аппарат не успели отстроить, и вокал и часть инструментов было слышно очень плохо.

RE1IKT, как всегда, очень порадовали, отыграв the best из песен разных лет. Однако в песне "Вэлытай, Пэрэпылко!" ("Вылетай, Перепелка!" очень не хватало Сяржука Долгушева. Пожалуй, ни один концерт группы не обходится без песен "Хадзіла Галота..." ("Ходила Нищета...") и "Чаго Ты, Лося..." ("Что Ты, Лось...). Кстати пришлись две белорусские народные песни "Дождж Ідзець" ("Дождь Идет") и "Дробненькі Дожджык" ("Мелкий Дождик"). И действительно, досаждавший зрителям дождик на некоторое время прекратился, небо просветлело. А RE1IKT закончил выступление купальской песней "Рана На Івана" ("Рано На Ивана").

Разгонять тучи продолжили гости из Санкт-Петербурга - ТРОЛЛЬ ГНЕТ ЕЛЬ. Выступление этой группы я бы сравнил с бокалом крепкого вкусного пива. Константин "Тролль" Румянцев с сотоварищами предварительно не составляют сет-листы, а выстраивают программы, исходя из настроения зрителей. А оно было очень хорошим, несмотря на, мягко говоря, не совсем летнюю погоду. Публика слэмилась под хиты "Братья Во Хмелю" и "Хмъёльнир", "Враг Мой" и "День Святого Патрика", "Выпить Залпом" и "Хорошо Быть Пивоваром", "Карьялтролль" и "Верная Пинта"... А закончили ТГЕ мегабоевиком "Поймать Лосося".

Затем мы все с головой бросились в омут. Вернее - в OMUT. Напомню: группа играет фолк-метал с упором на белорусский мелос. Аутентичное народное пение Эльвиры Стельмашук (экс-FOLCORE) органично сочетается с гроулингом Алеся Максимовича. Выступление открывалось монументальной композицией "Брама" ("Ворота"), которая, по всей вероятности, войдет в новый альбом ОМУТА. Мы были рады услышать и спеть вместе с Эльвирой и Алесем "Шэры Гусі" ("Серые Гуси"), "Спявай, Зямля" ("Пой, Земля"), "Без Назвы" ("Без Названия") и "Вясна" ("Весна"), побывать на празднике под аккомпанемент самой дрогичинской песни "Дрыгва" ("Болото" или "Трясина"). А песня "Дывысь у Вочі Моі" ("Смотри в Глаза Мои") исполняется на одном из полешуцких диалектов, напоминающих украинский язык.

Пора, пора ОМУТУ думать о втором полноформатном альбоме, материал на который уже давно накопился. Но мешает отсутствие финансов. Ау, меценаты! Белорусская культура (и музыка в частности) в вас так нуждается!

Законодатели мод в белорусском pagan/folk metal ZNICH также построили свое выступление на основе хитов разных лет. "Крыва-Крывейта" и "Дунаю!" (обращение к Дунаю в звательном падеже), "Крыжы-Абярэгі" ("Кресты-Обереги") и "Чорны Зніч" ("Черный Огонь"), "Беларусь" и "Каляда-Калядзец" ("Коляда-Колядец"), "Ярыла" и "Мроя" ("Мечта")... Взаимодействие гроулинга Алеся Таболича и то академического, то народного вокала поющей клавишницы Марины Макаревич (экс-SONTSEVOROT), соло Константина Трамбицкого то на дудке, то на белорусской дуде давно уже стали фирменным знаком ZNICH.

MASSENHINRICHTUNG уникальны тем, что играют атмосферный блэк-метал с белорусским акцентом, с использованием этнических инструментов и - что самое главное - на белорусском языке. Прозвучали композиции из позапрошлогоднего альбома "Zakon Zbroi" ("Закон Оружия") - "Zornyja Ściežki Bałot" ("Звездные Тропинки Болот"), "Zima Biełaruskich Krajoŭ" ("Зима Белорусских Краев"), а также "Naŭski Dzień" ("Навий День" или "День Смерти"), "Adzinoty Skarb" ("Одиночества Сокровища") и безымянный инструментал, которые будут включены в новый альбом. По словам вокалиста Дмитрия Лаврова, презентация нового релиза состоится осенью.

Киевляне ТІНЬ СОНЦЯ - пожалуй, единственная в мире группа, играющая утяжеленный козак-рок (определение наполовину мое). Ее выступление я с полной уверенностью могу назвать самым лучшим на фестивале. Очень понравилось атмосферное инструментальное "Intro". Многие песни посвящались либо конкретному лицу, либо важному событию: "Козача Могила" ("Могила Козака") - памяти известного белорусского музыкального критика и поэта Витаута Мартыненки, кавер на композицию GODS TOWER "Twilight Sun" (в белорусском переводе Витаута Мартыненки - "Песня Пра Чугайстра") - памяти гитариста гомельской паган-фолк-группы Александра Уракова, "Коли На Серці Сумно" ("Когда На Сердце Грустно") - возвращению Александра Хацкевича в футбольную команду "Динамо" Киев...

Сергей Василюк общался с публикой то по-украински, то по-белорусски. Его всегда понимали. Лидер ТІНІ СОНЦЯ вспомнил альбом "Буремний Край", который минувшей осенью был выложен в Интернет, а весной увидел свет на физическом носителе. Предложил вместе спеть песню на стихи Златы-Зоряны Паламарчук "На Відблисках Мого Меча" ("На Отблесках Моего Меча") и посвятил ее защитникам восточных границ Украины и их берегиням. "Слава Україні!" - выкрикнул кто-то из зрителей. "Дорога" прозвучала по-белорусски в переводе Лявона Казакова, лидера группы ROKASH. А какое выступление ТІНІ СОНЦЯ может обойтись без таких вещей как "Моє Сонце" ("Мое Солнце"), "Громом i Вогнем" ("Громом и Огнем"), "Меч Арея" (последняя - за авторством Живосила Лютого)? Завершалось выступление козацкой песней "Їхали Козаки" ("Ехали Козаки").

Долгопрудненско-московская группа АРКОНА сочетает стилевые черты pagan, black, death metal и так называемого сельского фольклора. Все это многообразие было продемонстрировано во время более чем часового выступления. Оно открывалось композицией "Купалец". 15-минутную сагу "На Моей Земле" сменила "Масленица". Брутальный дэт-металлический номер "Покровы Небесного Старца" и баллада "Зов Пустых Деревень" соседствовали с композициями "Зимушка, Зима", "Выйду я На Волюшку", "Ярила", "Гой, Роде, Гой!", "Аркона", "Марена", "Черные Вороны", "Гнев Времен", "Слова" и "Стенка На Стенку", интонационно близкими русским народным песням. В целом музыка АРКОНЫ показалась мне тяжеловатой для восприятия, но и интересной. Обязательно продолжу с ней знакомство.

Хорошее впечатление произвел и проект НЕЙРОМОНАХ ФЕОФАН. За восемь лет его существования критики поднаторели в определении стиля: балалаечный drum'n'bass, сочетание электро-попа с русским фолком, потешные балалаечные электроскоморошины... Но все определения весьма и весьма приблизительны и условны. Ибо выступления проекта сочетают элементы театрализации, визуализации, перформанса, танца, поэзии и музыки. При этом каждый элемент несет определенную смысловую нагрузку. Нейромонах Феофан и Мастер Дел Музыкальных Никодим устроили залихватские пляски, а медведь подпел своим бархатным голосищем. Был настоящий ураган! Мы оттягивались под хиты Феофана, а гимн полепритаптывания "Притоптать" пели все вместе... Это было незабываемо!

Мое открытие - киевская группа GO_A. Казалось бы, нет ничего нового в сочетании этнического вокала, гитарного звука, электроники и танцевальных ритмов. А ведь зацепили, черт подери! В композициях коллектива удачно синтезируется фольклорный и авторский материал. Таковы "Веснянка", "Ой, у Полі" ("Ой, в Поле"), "Купала" (последняя записана в Чернобыльской зоне!). Впрочем, и авторский материал ничуть не хуже: "Небо в Долонях" ("Небо в Ладонях") и "Жаль", "Фарбами" ("Красками") и "Намалюй" ("Нарисуй"), "Вогні" ("Огни") и "Танула" ("Таяла")... Почти все перечисленные композиции вошли в дебютный альбом "#Ідиназвук", до которого я еще доберусь!

GODS TOWER настраивались довольно долго. Но публика терпеливо ждала выступления хедлайнеров. Наконец музыканты были готовы - и раздались первые аккорды инструментального "Intro" к альбому "The Turns". "I'm The Raven", "Seven Rains of Fire", "Twilight Sun", "An Eye For an Eye", "Rising Arrows", "Blood", "Mysterious", "Liar", "Evil" и кавер на композицию NOKTURNAL MORTUM, в белорусском переводе Алеся Плотки получивший название "Srebra Peruna" ("Серебро Перуна") превратились для меня в одну большую песню - возможно, потому что я за почти 12 часов пресытился музыкой. Но публика вызывала GODS TOWER на бис. И Lesley Knife объявил последнюю композицию - "Civilization".

Музыкальная часть девятого "Купальского Кола" оставила хорошие впечатления. Ее главное достоинство - в стилевом многообразии: коллективы, чья музыка отличается жанрово и стилистически, на одной сцене смотрелись весьма гармонично. Лично у меня ощущения диссонанса не возникло.

Мои приоритеты: GO_A, ТІНЬ СОНЦЯ, RE1IKT, АРКОНА. Этот список могли бы дополнить GODS TOWER. Но меня раздражает, когда группа из выступления в выступление играет одно и то же.

В то время как российские и украинские политики блокируют, ограничивают, рамсят и занимаются прочими нехорошими делами, "Купальскае Кола" - один из немногих фестивалей, который вносит свой посильный вклад в укрепление дружбы между тремя братскими славянскими народами. И в этом его безусловное достоинство и историческое значение.

Был повод и для огорчения: организаторы "Купальскага Кола" вылетели в минус. В своем прощальном слове Алесь Таболич обратился к зрителям с призывом перечислить на специальный счет кто сколько может - хотя бы по одному белорусскому рублю. Я здесь также назову номер карты: 5351041057605337 (к сожалению, осуществлять перевод можно только на территории Беларуси). Хорошему делу стоит помочь!

В заключение хочется поблагодарить Таболичей и компанию за организацию и аккредитацию. До встречи на десятом "Купальскім Коле"!

Фото: Александр КОВАЛЕВИЧ

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 18 июля 2017, 21:37
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.05 / 5 / 0.003