Праздник солнца, травы и песен (VIII фестиваль "Купальскае Кола" в Минской области)


Международный фестиваль "Купальскае Кола" (в приблизительном переводе с белорусского - "Купальский Круг") традиционно проводится с 2006 года. Он посвящен древнему народному празднику Купалье, приуроченному ко дню летнего солнцестояния. Согласно поверьям, в это время активизируются животворящие силы земли. Купалье овеяно легендами и мифами, в его обрядах тесно переплетаются языческие и христианские традиции. В них ярко раскрывается душа белорусского народа.

На "Купальском Коле" выступают, как правило, группы из Беларуси, России, Украины, а иногда - и из других стран, играющие музыку в диапазоне от аутентичного фолка и этно до тяжелых разновидностей фолк-рока.

Восьмой по счету фестиваль проводился в загородном комплексе "Комарово" Минского района. В этом году организаторами фестиваля выступали семейство Таболич и команда. А на роль ведущего был приглашен музыкант и радиоведущий Александр Помидоров.

Прежде чем приступить к описанию собственно фестиваля, мне бы хотелось сделать маленькую оговорку и заранее извиниться перед теми группами, чьи выступления здесь будут лишь упомянуты: большая часть разновидностей металла до сих пор не попадала в, так сказать, орбиту моих музыкальных интересов. И в области тяжелой музыки у меня серьезный пробел, который я постепенно, по возможности стараюсь ликвидировать. С творчеством некоторых групп, участвовавших в программе фестиваля, я ранее сталкивался чисто случайно. Названия иных слышал, но не имел представления о том, что они играют; с другими встречаюсь впервые, третьи мне попросту не понравились. Поэтому я подробно остановлюсь на выступлениях тех коллективов, которые обратили на себя мое внимание. И, дабы не нести чушь, никого не обижать и не выглядеть посмешищем в глазах некоторых музыкантов и их поклонников, предпочту в ряде случаев ограничиться лишь перечислением.

День первый, 25 июня

"Купальскае Кола" открывала молодая минская группа ТРЫЗНА. Написание названия на белорусском языке (через "ы") исключает ассоциации с московской группой TRIZNA, которая исповедовала трэш-метал и создавала композиции на английском языке. Минчане же предпочитают родную мову. Уже вернувшись домой, я внимательно переслушал все композиции ТРЫЗНЫ, которая в настоящее время есть в Интернете. И могу не без восторга сказать: белорусский язык - самый что ни на есть литературный! На фестивале ТРЫЗНА представили две композиции из альбома 2013 года "Няма Будучыні - Ёсць Толькі Горкі Лёс" ("Нет Будущего - Есть Только Горькая Судьба") - "Унутранае Зло" ("Внутреннее Зло") и "13", а также две вещи из свежего EP "Працягнутае Жыццё" ("Продленная Жизнь") - заглавную и "Нянавісць Мая" ("Ненависть Моя"). Стиль, в котором работает группа, сами музыканты называют "атмосферный блэк-метал". Композиции отличаются монументальностью, средняя их продолжительность - от 5 до 10 минут. В виртуозные партии клавишницы Антонины Грейганн хочется вслушиваться отдельно, в них, если хотите, весь "изюм". А за голосовые связки Анны Короткевич мне, честно говоря, становилось страшно.

Выступление ТРЫЗНЫ произвело хорошее впечатление и, как мне кажется, задало тон всему фесту.

Очень порадовали "perfect strangers" - SAKRAMANT. Многие любители белорусского фолк-метала помнят группу LITVINTROLL. В 2015 году она прекратила свое существование. Часть ее экс-участникаов образовала команду TROLLWALD, часть объединилась под названием SAKRAMANT. Стиль - казалось бы, все тот же фолк-метал. Но, на мой субъективный взгляд, композиции стали гораздо сложнее.

SAKRAMANT представили недавно вышедший - дебютный - EP "Čortaŭ Skarb" ("Чертово Сокровище"), в который вошли три композиции-истории - "Čortaŭ Skarb", "Bona" и "Mužny Vołat Pahaniajła" ("Мужественный Волат Погоняйла"). Что касается последней вещи - никаких намеков на белорусского адвоката-правозащитника Гарри Погоняйло! Просто совпадение. Все узнали успевшую стать хитом песню "Rusałka" ("Русалка"), которая была представлена в начале года в виде Интернет-сингла. А вот "Czornaja Panna" ("Черная Панна") из одноименного альбома LITVINTROLL 2013 года не прозвучала. Как раз не хватало вокала Андрея Апановича. И всегда не будет хватать (это лишь мое личное мнение, не претендующее на истину в последней инстанции).

Как всегда, на высоте были FOLCORE. Напомню: группа работает в стиле "shamanic-folk metal". В последнее время в репертуаре коллектива появляются композиции на русском языке. На "Купальском Коле" прозвучали песни из грядущего альбома: "Нам Светит Солнце" (ею открывалось выступление) и "Призрачный Мир". Понравилась обработка белорусской народной песни "Я Плясала, Скакала" (ничуть не хуже, чем у UNIA и ЯГОРАВАЙ ГАРЫ!). Ближе к концу выступления были сыграны "Роспач" ("Отчаяние"), "Да Зорак Шлях" ("К Звездам Путь") и "Карагод Марозных Вятроў" ("Хоровод Морозных Ветров"). Лично мне выступления FOLCORE было мало.

Программа каждого из двух дней "Купальского Кола" была примечательна тем, что у нее было по нескольку "гвоздей". Первым таким "гвоздем" субботнего вечера стало более часа пивного фолка от гостей из Питера - ТРОЛЛЬ ГНЕТ ЕЛЬ. Константин "Тролль" Румянцев с сотоварищами показали и доказали, что все у них в порядке - пиво течет рекой, пишутся новые песни.

Есть у "троллей" композиция "Oktoberfest". Мне же хочется назвать их выступление "Junifest". Поистине оно оказалось, извиняюсь за тавтологию, маленьким фестивальчиком на большом фестивале. Музыка, тексты, исполнение, костюмы сами собой складывались в единое концептуальное целое. Но мне бы хотелось более обстоятельно остановиться на музыкальной составляющей. Критики относят ТРОЛЛЬ ГНЕТ ЕЛЬ к "танцевальному фолк-металу". С таким определением я готов согласиться. Но стоит сделать маленькую поправку, сославшись на интервью музыкантов программе "Живые", вышедшей на "Своем радио" 22 мая 2015 года. Мария "Джетра" Леонова, вторая вокалистка и исполнительница на ирландском вистле, рассуждала о сходстве русской и европейской музыки. На мой же взгляд, ТРОЛЛЬ ГНЕТ ЕЛЬ вписывают европейскую музыкальную культуру в контекст русской. Или наоборот - русскую в контекст европейской.

Народ оттягивался под "Братья Во Хмелю" и "Хорошо Быть Пивоваром", "Пивную Келью" и "Верную Пинту", "Поймай Лосося" и "Хмъельнир", "Ave, Celia!" и "Тролль Гнет Ель", "Веселую Дурнушку" и "Враг Мой", "Браги" и упомянутый "Oktoberfest"... Некоторые песни сопровождались, как выразился Костя Тролль, мегафольклорными хороводами.

Константин проанонсировал новый альбом "Карьялали", который выйдет осенью, и объявил премьеру - "Карьялтролль". Не обошлось и без каверов: по-троллевски прозвучали "Что Совой Об Пень, Что Пнем Об Сову" питерской группы INFERNAL FUCKЪ и "Самогонка" легендарного петрозаводского коллектива MYLLARIT. К слову, последняя дала названия свежему Интернет-синглу "троллей".

Дрогичинско-минская группа OMUT играет фолк-метал с опорой на белорусский мелос. При этом фолковое начало олицетворяет Эльвира Стельмашук, а металлическое - Алесь Максимович. Выступление началось с двух премьер - инструментального "Intro" и песни "Разхінаю Браму" ("Открываю Ворота"). Как обычно на концертах, был сыгран материал прошлогоднего сингла "Без Назвы" ("Без Названия") - заглавная, "Жары" ("Жри"), две песни на полесском диалекте - "Дывысь У Вочы Моі" ("Смотри В Глаза Мои") и "Моеі Земні Огонь Не Згасне" ("Моей Земли Огонь Не Погаснет"), несколько вещей из позапрошлогоднего альбома "Дзесяць Шляхоў Праз Дрыгву" ("Десять Путей Сквозь Болото") - "Дрыгва" ("Болото"), "З Крывёю Воўка" ("С Кровью Волка") и "Вясна" ("Весна").

Кроме того, OMUT припасли для зрителей сюрприз: на сцену вышла 15-летняя Патриция Свитина и вместе с Эльвирой спела хит OMUT "Спявай, Зямля" ("Пой, Земля"). Для меня эта песня стала кульминацией выступления.

Пока настраивались следующие участники, на сцене снова появилась Патриция Свитина - юное дарование, которое многие фольклористы не без основания называют носительницей традиций белорусского народного творчества. Девушку объявляли по имени, поскольку все знали ее именно как Патрицию по участию в детском фольклорном ансамбле РАДА, с прошлого года - FOLKРАДА. Хотя на брюках Патриции большими буквами красовалась надпись-псевдоним "Гарэза", что в переводе с белорусского означает "озорница", "шалунья".

У Патриции прекрасный голос, и сегодня многие группы хотели бы заполучить ее в качестве вокалистки. Но девушка пока ищет себя и соглашается выступить с тем или иным коллективом разве что сессионно. А еще Патриция пишет песни - и слова, и музыку. На "Купальском Коле" она показала одну из самых своих зрелых работ в стиле фолк-рок - "Ідзі" ("Иди"). Аккомпанирующего состава не было, поэтому Патриции пришлось петь под заранее приготовленную минусовку, которая запускалась с лэптопа. Техника вела себя, мягко говоря, не очень хорошо, но девушке удалось овладеть ситуацией. Песня прозвучала.

Вторым гвоздем программы первого дня стал часовой сет от гостей из Гомеля - GODS TOWER. В марте мне посчастливилось побывать на презентации еще не вышедшего винилового двухпесенного сингла группы "Liar". Нынешнее выступление было ее повторением с незначительными, так сказать, сокращениями. На одном дыхании были сыграны "Intro", "Civilization", "Rarog", "Earth Wind Fire & Blood", "Liar", "Poisonodog", "Living Mirror", "Blood" и "Evil"... И вот здесь я позволю себе прерваться и поделиться впечатлением-наблюдением: на опен-эйре музыка GODS TOWER воспринимается лучше, чем в помещении!

Lesley Knife во время выступлений разговаривает крайне-крайне редко. Но, предваряя кавер-версию композиции харьковской группы NOKTURNAL MORTUM, которая, соединенная с белорусским текстом Алеся Плотки, получила название "Srebra Pieruna" ("Серебро Перуна"), произнес спич, который я здесь воспроизведу по памяти и в собственном переводе с белорусского: "Тут православные активисты говорят, что наши выступления не нужны. Так вот, я хочу сказать: православным активистам нечего здесь делать!" Lesley выразил сожаление, что на сей раз NOKTURNAL MORTUM не смогли доехать до Беларуси и предложил композицию любимой команды в прочтении GODS TOWER. "Слава Украине!" - пронеслось среди зрителей...

Между тем, группе было пора завершать выступление. "Rising Arrows" была воспринята публикой на ура. А "Twilight Sun", как всегда, исполнялась нестройным хором зрителей.

Вечер продолжило совместное выступление группы PLEMЯ и студии этнической пластики "Ketri". PLEMЯ позиционируют себя как этно-метал-группа. В музыке встречаются элементы дума и хардкора. Поразительное сочетание гроула, флейт и афробарабанов! Вообще же все это надо видеть и слышать. Одни маски чего стоят!

PLEMЯ и студия "Ketri" предложили зрителям две совместные постановки - на песню "Вадзяніца" ("Водяница") и на композицию "Plemя".

Открытием для меня стал A/VESH - сольный проект Александра "Burzum" Филиппенко, участника групп ZNICH и FOLCORE. Он пишет не только "тяжелую", но и электронную, атмосферную инструментальную музыку. Названия "Epitaph", "Away", "The Hurt", "Path To Black", "What Else..." дают широкий простор воображению (конечно, при условии либо владения английским, либо наличия переводов на русский).


День второй, 26 июня

Второй день открывало трио ONE STRING MAN. Этимология названия объясняется очень просто: лидер коллектива Евгений Сирота освоил технику игры на... однострунной гитаре! Концепция трио раскрывается в программной композиции "Breaking The Rules": действительно, Евгений Сирота (гитара), Павел Асанович (бас) и Роман Иванов (ударные) ломают правила. И у них это прекрасно получается!

Стилистику ONE STRING MAN я бы условно определил как тяжелый инструментальный арт-рок. Композиции "Planet X", "Flying Up", "On The Run", "Ghosts From The Past", "Breaking The Rules" и "Black Mind" сложились в большую сюиту, в которую органично вписались два кавера - инструментальный на композицию PINK FLOYD "Another Brick In The Wall" и вокально-инструментальный на хит Майкла Джексона "Smooth Criminal", который вместе с трио исполнил вокалист DEAD MARCH Александр Кныш.

Настало время первого "гвоздя" второго дня. Направление, в котором работает группа КАШЛАТЫ ВОХ (название приблизительно переводится с белорусского как "лохматое чудовище"), можно условно обозначить как фолк-панк, то есть панк с белорусскими народными корнями и этническими инструментами.

Пока музыканты настраивались, лидер группы Вячеслав Красулин, переходя то с белорусского на русский, то наоборот, настойчиво приглашал публику к сцене: "А ну подходите сюда! Или я вас буду пиздить!" А потом озвучил еще более страшную угрозу: "Подходите сюда! Или я у вас никогда не попрошу сигарету!" Это уже серьезно! Зато во всех песенках, которые игрались на "Купальском Коле", Вячка Красулин с сотоварищами демонстрировали незаурядное чувство юмора. Названия песен не нуждаются в комментариях: "Рэклама" и "У Трэндзе" ("В Тренде"), "13" и "Цяжкі Дзень" ("Тяжелый День"), "Усмешка" ("Улыбка") и "Уяві" ("Представь"), "Не Чапай" ("Не Трогай") и "Сок"... И, конечно же, хит всех времен "Час Вяртаць" ("Время Возвращать").

Как сказал мне после выступления Вячка, почти все исполненные песни будут включены в новый альбом, который выйдет, по всей вероятности, уже осенью. Что же, подождем. С моей точки зрения, новая работа будет интересной и музыкально, и поэтически.

MASSENHINRICHTUNG - еще одна группа, играющая "атмосферный блэк-метал" с упором на белорусский мелос, активным использованием этнических инструментов и эксплуатацией военной, околовоенной и патриотической тематики. В настоящее время на концертах исполняется в основном материал альбома "Zakon Zbroi" ("Закон Оружия"), и нынешнее выступление не составило исключения. Когда роздались первые аккорды композиции "Zavirucha" ("Метель"), как будто на несколько минут повеяло холодом. Затем мы совершили прогулку по звездным дорожкам болот: следующая композиция так и называлась - "Zornyja Scieżki Balot". Название "Naŭski Dzień" переводится как "Навий День" (день смерти). "Masavaja Kara" создает ощущение физического присутствия на массовой казни. Заканчивалось выступление заглавной композицией. Тем самым MASSENHINRICHTUNG как бы утверждали закон оружия.

Вторым гвоздем программы стало для меня почти часовое выступление ансамбля средневековой музыки STARY OLSA. Как всегда - драйвово, зажигательно и безупречно.

На сей раз музыканты просто исполняли композиции разных лет, которые обычно можно услышать на концертах ансамбля: "Aršanskaja Bitva" ("Оршанская Битва"), "Ave Maria", "Vada, Chmiiel, Solad" ("Вода, Хмель, Солод"), "Pachvala Kniaziu" ("Похвала Князю"), "U Karčmie" ("В Корчме")...

В настоящее время STARY OLSA записывают альбом кавер-версий классики западного рока. Мне уже приходилось слышать в исполнении ансамбля такие композиции как "Oblady Oblada" THE BEATLES, "Child In Time" DEEP PURPLE, "Another Brick In The Wall" PINK FLOYD... На "Купальском Коле" были представлены еще два кавера - на "Iron Man" BLACK SABBATH и "Highway To Hell" AC/DC. Здорово звучат у ансамбля каверы - по-средневековому, по-"ольсовски".

"Electronic black metal с фолковой подосновой" - так общо обозначают свою стилистику музыканты витебско-минской группы VAPOR HIEMIS. В ней собрались музыканты-виртуозы, а Black Tyrant обладает прямо-таки луженой глоткой.

VAPOR HIEMIS сыграли почти целиком материал прошлогоднего альбома "Čorny Arnamient Zimy" ("Черный Орнамент Зимы"): "Vočy Ŭ Načy" ("Глаза В Ночи"), "Liadzianaja Pustelnia" ("Ледяная Пустыня"), "Voŭčymi Tropami" ("Волчьими Тропами"), "Maršam Adviečnaj Zimy" ("Маршем Извечной Зимы"), "Praklion" ("Проклятие"), "Zavirucha" ("Метель")... А закончили большим-пребольшим сюрпризом - кавером на композицию NOKTURNAL MORTUM, которая в интерпретации VAPOR HIEMIS получила название "Nieba Sumnych Načej" ("Небо Печальных Ночей"). Безусловная удача!

Блэк-метал любят и в Полоцке. Группа RAVEN THRONE выступала в обновленном составе, но звучала безупречно. Мы услышали композиции разных лет - "Шмат У Нашым Жыцці" ("Много В Нашей Жизни"), "Подых Калі-Югі" ("Дыхание Кали-Юги"), "Мы - Восені Вартаўнікі" ("Мы - Осени Стражи"), "Волку - Волчье", "Доктрина Ненависти"... А на закуску полочане подготовили дважды-сюрприз - кавер-версию композиции MOTORHEAD "Ace Of SpadeS", которую в качестве "Intro 2. Lemmy" предварял трек "Serial Killer" из альбома 2002 года "Hammered". Это было действительно круто! Думаю, Лемми был бы безумно рад.

Хедлайнером фестиваля выступила группа, которую все ждали с большим нетерпением. ZNICH устроили праздник на празднике! Пока Алесь Таболич с сотоварищами настраивались, Александр Помидоров предложил желающим взять домой котенка черного цвета, "в нагрузку" к которому прилагался литр молока. Хочется верить, малыш нашел своего хозяина.

К началу "Купальского Кола" у минских законодателей паган/фолк-метала вышел EP (или мини-альбом) "Slova Ziamli" ("Слово Земли"). Диски были привезены свеженькими, как говорится, "со сковородки", пахнущими типографской краской. На фестивале состоялась концертная презентация. ZNICH исполнили композиции в той последовательности, в какой они расположены на CD: инструментальное вступление "Голас" ("Голос"), заглавная "Слава Зямлі", две песни на стихи Максима Богдановича - "Зорка" ("Звезда") и "Паясы" ("Пояса"), композиция на текст белорусской народной песни "Дунаю" (обращение к Дунаю в звательном падеже). Последнюю вместе с Алесем Таболичем пел лидер TROLLWALD Апан...

А какое выступление ZNICH может обойтись без полюбившихся всем песен? Алесь Таболич поблагодарил их автора, экс-участника группы Александра Беленького, который приехал на "Купальскае Кола" в качестве гостя. И снова звучали "Мроя" ("Мечта"), "Адвечны Край" ("Извечный Край"), "Асвяці" ("Освети"), "Крыжы-Абярэгі" ("Кресты-Обереги")... "Чорны Зніч" ("Чорный Знич") сопровождался неистовыми плясками. Заканчивался фестиваль хоровым исполнением песни "Язычнік Я".

Справедливости ради следует сказать, что на фестивале также выступили SOULSIDES (заменившие собой поляков KRUSHER, которые не приехали на "Кола" из-за проблем с визами), ALFAR, VIETAH, IMPRUDENCE, INTERIOR WRATH.

Итак, восьмое "Купальскае Кола" состоялось. Лидер ансамбля средневековой музыки STARY OLSA Змитер Сосновский назвал его "праздником солнца, травы и песен" (безо всяких негативных контекстов и коннотаций). Абсолютно с ним согласен!

Оставлю в стороне субъективные вкусы. Ведь у групп, которые мне не нравятся, могут быть тысячи, даже миллионы поклонников. Но хочу отметить лучшие - снова-таки, на мой взгляд - выступления (без привязки к местам): ТРОЛЛЬ ГНЕТ ЕЛЬ, GODS TOWER, КАШЛАТЫ ВОХ, STARY OLSA, ZNICH. Открытиями для меня стали A/VESH и ONE STRING MAN. При возможности с удовольствием схожу на сольные концерты SAKRAMANT, FOLCORE, MASSENHINRICHTUNG, VAPER HIEMIS. Разделяю огорчение Алеся Таболича, Lesley Knife и многих других по поводу неприезда на фестиваль NOKTURNAL MORTUM. Остается надеяться, что мы увидим их в следующем году. Тем более что планы на следующий год уже есть.

Огромная благодарность Алесю и Алесе Таболичам за аккредитацию. Также хочется сказать Алесю отдельное спасибо за то, что проводимые им фестивали стимулируют мой познавательный интерес и стремление к саморазвитию.

А напоследок хочу от себя лично и от Нашего НеФормата пожелать "Купальскому Колу" продолжать крутиться и не сбавлять оборотов. До встречи на следующем фестивале!

Фото: Александр КОВАЛЕВИЧ (кроме: ТРЫЗНА, PLEMЯ, костер - фото Dmitry "Gotie Ripper" Sochivko)

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 15 июля 2016, 22:05
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.07 / 5 / 0.003