OMUT - "Дзесяць Шляхоу Праз Дрыгву"


(c) & (p) OMUT, 2014
10 tks./T.t. 36:22


Слово "омут" традиционно имеет негативную коннотацию и связывается с небытием, смертью. Герои настоящей рецензии своим творчеством наглядно опровергают сложившийся стереотип.

Группа OMUT родилась в 2004 году в городе Дрогичине Брестской области, а, спустя 5 лет, все ее участники перебрались в белорусскую столицу. На протяжении десяти лет менялся состав, дополняясь коренными минчанами, формировался стиль, складывалась концепция. Сегодня OMUT - это: Эльвира Стельмашук (также FOLCORE) - вокал; Алесь Максимович - вокал; Юрий Козлов - баян; Вадим Шендер - соло-гитара; Кирилл Гутовец - ритм-гитара; Лорина Лозовская - бас-гитара; Назар Гребёнкин - барабаны. Стиль группы я бы обозначил как фолк-метал с опорой на белорусский мелос. Фольклорная стихия - то, что объединяет авторские номера и интерпретации белорусских народных песен. Важно подчеркнуть, что, обосновавшись в Минске, музыканты, которым принадлежит авторство композиций, помнят, откуда они родом: получив столичную прописку, OMUT остается дрогичинской по духу группой. В репертуаре коллектива много песен на полешуцком диалекте.

Тема малой родины красной нитью проходит через дебютный альбом "Дзесяць Шляхоў Праз Дрыгву" ("Десять Путей Сквозь Болото"): город Дрогичин располагается в болотистой местности. Эта тема акцентируется и в оформлении: рисунок на обложке также намекает на болота. А в альбоме есть песня "Дрыгва" ("Болото").

Мне бы хотелось заострить внимание на еще одном важном моменте. Число 10 стало для группы знаковым. Судите сами: альбом называется "Дзесяць Шляхоў Праз Дрыгву", записан к 10-летию коллектива и включает в себя 10 композиций; на обложке на зеленом фоне изображены 10 красных ленточек, сходящихся к огоньку; к диску прилагается 10-страничный буклет с текстами песен и благодарностями. И, что самое главное, этим альбомом OMUT выстрелил точь-в-точь в десятку!

"Дзесяць Шляхоў Праз Дрыгву" - это своего рода отчет коллектива за все время существования. Песни написаны (или обработаны, если речь идет о белорусском фольклоре) в разное время, почти все игрались на концертах. Каждая композиция имеет свою внутреннюю драматургию. Народное пение Эльвиры Стельмашук органически дополняется гроулингом Алеся Максимовича, а соло-гитара Вадима Шендера порой звучит почти как белорусская дуда.

Альбом открывается очень красивым аутентичным исполнением а капелла белорусской народной песни "Іорданская Вада" ("Иорданская Вода") из весеннего календаря. "Вецер" ("Ветер") и "Спявай, Зямля" ("Пой, Земля") прямо-таки искрятся оптимизмом и жизнерадостностью. Композиция "З Крывёю Ваўка" ("С Кровью Волка") проникнута некоторой таинственностью, загадочностью. Обработка рекрутской белорусской народной песни "Шэры Гусі" ("Серые Гуси") - пожалуй, самый лучший номер альбома. Песня превращается в маленький спектакль. Сюжет донельзя прост: молодого парня забирают в солдаты. Мать обращается к приёмщикам (говоря современным языком - военкомам) с мольбой оставить ее сына дома, но те непреклонны. Солдат отправляется на чужбину и погибает... Музыка следует за сюжетом. Повествование отличается напевностью, только в кульминационный момент песенное начало сменяется маршевым. Просительной интонации матери противопоставляются брутально-зловещие фразы военкома. Песня строится по принципу кольцевой композиции: кого-то вновь призывают на службу. Рекруты едут по дороге и поют печальную песню... "Дрыгва" - яркий образец поразительного сочетания безграничной любви к родине и тонкого юмора. "Мы запрашаем у наша балота" ("Мы приглашаем в наше болото") - гостеприимно произносит Алесь Максимович. Почему бы нет?.. "Вясна" ("Весна") - свободная "фантазия на тему", субъективное видение участниками группы белорусской веснянки. В альбоме два инструментала: в основу "Плясок" положены белорусские народные наигрыши, а "Бранль", хоть танец и французский, получился с ярко выраженным белорусским акцентом, что очень даже здорово. "Гэй, Спявай" ("Эй, Пой") - жизнеутверждающий восклицательный знак всего альбома (почему он не поставлен в названии?). Лирический герой безоговорочно верит в светлое будущее.

Альбом предельно экстравертен: с каждым последующим прослушиванием он открывается перед реципиентом новыми гранями смысла, и в этом его безусловный плюс. О минусах же говорить не хочется, даже если они и имеют место. На мой личный вкус, первый блинчик, испеченный группой OMUT, оказался духовно аппетитным и полезным одновременно.

P. S. В апреле 2014 года OMUT представил в Интернете сингл с песней "Без Назвы" ("Без Названия"), не вошедшей в дебютный альбом. Еще несколько новых вещей, которые будут включены во второй альбом группы, мне довелось услышать живьем. Могу с полной уверенностью сказать: по качеству новый материал не уступает уже записанному. Таким образом, прогресс налицо. Лично мне OMUT очень нравится - так и хочется, позабыв обо всем, броситься в него головой...

Слушать альбом

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 21 января 2015, 03:49
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

СтатьиВ буйном омуте фолки водятся (презентация альбома группы OMUT, "Jack Club", Минск, 18.01.2015)Геннадий Шостак23.01.2015
СтатьиOMUT: "Мы родом из Дрогичина"Геннадий Шостак06.10.2015

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.02 / 6 / 0.003